Чему учит произведение размазня
«Размазня» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа
А. П. Чехов, «Размазня». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое содержание для читательского дневника, пересказ произведения. Анализ: тема, проблема и смысл рассказа. Русская литература, 7 класс.
«Размазня» — миниатюрный рассказ А. П. Чехова, написанный в 1883 году. Относится к раннему творчеству писателя.
По сюжету, хозяин решил жестоко пошутить над гувернанткой своих детей, нещадно обсчитав её при выплате жалования. Девушка стерпела издевательский грабёж, но в итоге оказалось, что это была лишь проверка: хозяин отдал ей все положенные деньги и велел не быть такой бесхребетной.
Полный текст и аудио
Аудиоверсию можно послушать на YouTube:
Краткое содержание
Хозяин дома, он же рассказчик, приглашает в кабинет гувернантку своих детей Юлию Васильевну, чтобы выплатить ей жалование за два месяца. И сразу её обсчитывает: заявляет, что договаривался с ней на 30 рублей в месяц, а не на 40 («У меня записано»). Потом начинает вычитать из жалования деньги за всё подряд — за воскресенье, за время болезни, за разбитую чашку, за порванную одежду сына… Он лжёт, будто гувернантка брала у него в долг десять рублей, и вычитает и их тоже.
Гувернантка слабо пытается возражать, но не смеет спорить. В итоге хозяин вручает ей всего 11 рублей вместо положенных 80. Едва не плача, Юлия Васильевна говорит ему «Мерси» — «Спасибо». За что тут благодарить, удивляется хозяин: «Я же вас ограбил!». Но оказывается, в других местах этой гувернантке и вовсе не давали денег.
Тогда только наниматель признаётся, что жестоко пошутил над несчастной. Он отдаёт ей приготовленные 80 рублей и объясняет: «Отчего вы не протестуете. Разве можно быть такой размазнёй?». Хозяин просит прощения за жестокий урок, а сам думает: «Легко на этом свете быть сильным!».
Кадр из короткометражного фильма «Размазня». В ролях Вячеслав Тихонов и Жанна Болотова
Анализ рассказа «Размазня»: тема и проблема
Тема рассказа «Размазня» — несправедливость. Автор поднимает проблему слабого человека, неспособного постоять за себя перед лицом наглеца.
Произведение Чехова начинается как безобидная бытовая сценка: хозяин выплачивает жалование гувернантке. Однако по ходу разговора ситуация становится всё драматичнее. Наниматель откровенно обсчитывает девушку, та робко пытается возражать, но потом смиряется и молча терпит то, как её лишают честно заработанных денег. Вместо 80 рублей ей достаётся лишь 11.
В итоге всё заканчивается хорошо. «Ограбление» оказывается жестоким экспериментом, который поставил хозяин. Он отдаёт девушке все причитающиеся деньги и упрекает в неумении защитить свои интересы.
С одной стороны, рассказ заставляет задуматься о том, что люди, которых угнетают и унижают, тоже отчасти виноваты в своей судьбе. С другой стороны, Чехов им сочувствует: что могла поделать бедная гувернантка с жадным хозяином, вздумай он по-настоящему оставить её без денег? Сильному всегда легко упрекать слабого в неумении постоять за себя, понимает в конце рассказчик.
Чехов «Размазня»: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Размазня»?
Чему учит рассказ Чехова «Размазня»?
В рассказе Чехова «Размазня» речь идет об уроке, который преподал глава семейства гувернантке, девушке робкой и бесхарактерной. Хозяин дома, наблюдая за Юлией Васильевной, снижал ей жалование, но та соглашалась с абсурдными причинами, выдвигаемыми мужчиной. Когда её заработанные за два месяца деньги превратились в сущие крохи, девушка даже поблагодарила своего хозяина.
Глава семейства деньги за работу гувернантке отдал, причем в полном объеме, а девушке посоветовал проявлять волю и сопротивляться произволу. Рассказ учит нас не быть «размазней» и всегда отстаивать свои права.
Главная мысль рассказа заключается в том, что даже робкие люди должны научиться бороться за свои интересы. Чехов полагает, что дело даже не в застенчивом характере «маленьких людей», а в обществе, которое превращает человека в жертву. Господа распоряжаются людьми, пользуясь их покорностью, поэтому автор призывает читателей быть смелыми и решительными, что поможет защитить себя от несправедливости.
В рассказе «Размазня» речь идет о шутке барина, который всячески пытался вызвать у гувернантки твёрдость характера. Он навычитал из её жалования несуществующие долги и гувернанатка все промолчала и приняла те копейки. Барин наконец сознается, что все это была шутка. Барин говорит ей, что нужно иметь и развивать характер. В противном случае её так всю жизнь будут обманывать.
Главная мысль заключается в том, что всегда надо отстаивать свои права, иначе потом тебе сядут на шею. Человек должен всегда стоять за свои убеждения и отстаивать свое мнение. Тем более если вы правы. Нельзя всегда плыть по течению, иногда требуется плыть и против.
Какая главная мысль рассказа А.П. Чехова «Размазня», можно понять, следуя по содержанию произведения.
Когда пришел срок расчета за двухмесячную работу, хозяин стал вычитать из её зарплаты деньги за всякие надуманные прегрешения. И гувернантка слова не сказала поперек мнению хозяина, а униженно согласилась на одиннадцать рублей, да еще и благодарила, что хоть это заплатит.
Хозяин преподал ей хороший жизненный урок. Он все-таки выплатил причитающуюся гувернантке сумму денег.
В произведении прослеживается тема маленького человека, зависящего от сильных мира сего.
Главная мысль рассказа: не надо быть размазней, а отстаивать свои права. Рассказ учит не склонять покорно голову перед явной несправедливостью.
Этот рассказ и его идея актуальны и в наше время.
В этом поучительном рассказе Антона Павловича Чехова, излагается история о не в меру послушной гувернантке.
При расчёте за обучение своих детей, хозяин производит много вычетов за якобы допущенные ею нарушения и ошибки. Робкая по натуре гувернантка Юлия Васильевна, со всем соглашается и в результате получает вместо положенных ей восьмидесяти рублей, получается всего лишь 11 рублей. Девушка покорно соглашается и даже униженно благодарит хозяина.
Хозяин объясняет Юлии Васильевне, что он специально преподал ей урок.
Главная мысль этого рассказа заключается в том, что нельзя быть настолько безропотной и покорной и надо учиться отстаивать свои права.
Рассказ Чехова под говорящим названием «Размазня» повествует читателю историю неуверенной, робкой гувернантки.
Главными героями рассказа являются та самая гувернантка Юлия Васильевна и её работодатель, который решил преподать ей урок.
Когда наступил момент получения жалования, хозяин вызвал к себе гувернантку и преднамеренно завёл разговор о том, что Юлия Васильевна получит жалование меньше, чем было изначально оговарено, ссылаясь на различные «происшествия», обстоятельства.
Гувернантка очень сильно расстроилась, но тем не менее, она не возражает, соглашается и даже благодарит.
На что, хозяин семейства в котором работала Юлия Васильевна, сильно возмутился, скащавя что ей стоит научиться проявлять себя, свою волю и отстаивать свои права и отдал всё жалование, которое изначально причеталось ей.
Рассказ учит быть более требовательным, жёстким, там где этого требует жизнь, уметь отстаивать себя и свои права.
Главная мысль в рассказе заключается в том, что мы сами творцы своей жизни, нужно уметь проявлять свой характер, а не быть «размазней».
В рассказе «Размазня» Чехов описывает историю одной гувернантки.
Она насколько была нерешительна, что когда хозяин ей по надуманным причинам решил снять жалование, то совсем этому не сопротивлялась. А наоборот еще и поблагодарила хозяина, за то что он ей заплатил. Хозяин оказался человеком порядочным и заплатил ей все деньги, он просто хотел ее проверить. Хозяин посоветовал девушке не быть такой размазней и со всем соглашаться ущемляя себя.
Рассказ учит не быть размазней и плыть по течению, нужно иметь свое мнение и тогда и другие будут тебя уважать, а не считать размазней.
Главной мыслью этого рассказа является «наука выживания» если можно это так назвать.
Жить в обществе людей хотя и надо на позитивной волне, ни кого не унижать, ни кого не обижать, и т.д. и т.п., но и себя не надо давать в обиду, уметь постоять за себя, иначе превратишься в жертву.
Сюжет рассказа как раз и приводит нам пример того, как сильные духом люди могут обделять слабых и ущемлять их в правах.
В этом поучительном рассказе Чехов нам показывает как можно нажиться на робких людях, которые попросту не умеют постоять за себя в силу своей природной скромности.
По сюжету рассказа, хозяин дома пригласил к себе гувернантку, чтобы оплатить её работу по воспитанию детей и из ранее обговоренной суммы в 80 рублей за два месяца, конечная сума расчета сократилась до жалких одиннадцати рублей. Из жалования гувернантки выли вычтены деньги за все, что можно было придумать и девушки только пару раз попыталась поправить данные «расчеты», на что хозяин ей отвечал, что «у него все записано» и гувернантка согласилась с такой несправедливостью.
Хозяин на самом деле оказался честным и порядочным человеком, который выплатил все деньги сполна, а эту сцену разыграл специально, чтобы показать гувернантке, что скромностью и застенчивостью починенных, часто пользуются другие.
Этот рассказ учит нас быть настойчивыми, уметь за себя постоять, не смотря на любые «веские» доводы. Скромность является хорошей чертой, но все должно иметь определенные рамки.
Главная мысль произведения Чехова «Размазня», на мой взгляд, заключается в том, что надо отстаивать свои права и не быть «размазней».
В рассказе Виктора Голявкина «Вот что интересно!» мы знакомимся с первоклассником Гогой, который не хочет учиться читать. Он ходит в школу и его одноклассники уже уверенно читают, и только Гога пока еще знает лишь две буквы.
Дома книжки Гоге читает бабушка и она пытается научить внука читать, но тот вместо этого находил множество дел по хозяйству, увиливая от учебы. Да и в школе одноклассники пытались помочь ему с чтением, но Гога просто от них убегал.
Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.
Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.
Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.
Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.
Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.
Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.
Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.
Медведь устроился на зиму высоко, в орлином гнезде на разбитом бурей дереве. Там он и проспал спокойно все зимнее время. Он проявил находчивость и сообразительность, поэтому и смог выжить.
Кроме того, автор призывает нас любить природу и изучать повадки лесных жителей.
Главными героями рассказа Чарушина «Страшный рассказ» оказываются два мальчика, Шура и Петя. Мальчики еще маленькие и им непривычно и страшно оставаться дома одним, когда вокруг наступает ночь. Они ложатся в постель и подбадривают себя рассказами о том, что они не боятся ни людоедов, ни крокодилов, ни тигров.
И вдруг они слышат странный топот маленьких ног в комнате. Они сразу забывают про свою храбрость и даже не дышат под одеялом для прихода мамы и папы.
Когда зажигается свет, оказывается, что топал маленький безобидный ежик и мальчиком конечно стало смешно и немножко стыдно своих страхов.
Главная мысль этого рассказа в том, что непонятное пугает человека много сильнее, чем самое страшное, но понятное. Неизвестность хуже всего.
Рассказ учит быть смелым, решительным и не пугаться странных звуков в комнате, а постараться определить причину их возникновения.
Краткое содержание Чехов Размазня для читательского дневника
Год: 1883 Жанр: рассказ
Главные герои: Юлия Васильевна – гувернантка, автор — рассказчик.
В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает, вычитает из жалования все, что можно: за что она будто бы должна была отвечать, что она будто уже брала в счет жалования. Несчастная девушка краснеет и бледнеет, плачет, дрожит, но не возражает, даже благодарит за финальные копейки. Шутник взрывается эмоциями, выдает ей полное жалование, но говорит, что нельзя быть такой размазней.
Чему учит. Рассказ о слабохарактерной гувернантке, которую любой может обмануть с жалованием, обвинив во всех придуманных грехах. Хорошо, что это лишь шутка работодателя, который решил немного помочь девушке, воспитать в ней характер.
Краткое содержание «Размазня» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Размазня
Число страниц: 3. Чехов А. П. «Рассказы. Повести. Пьесы». Издательство «Эксмо-Пресс». 2004 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1883 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Главная мысль рассказа
Краткое содержание рассказа Чехова «Размазня» поднимает очень важные вопросы. Автор на примере Юлии Васильевны хотел показать, что если за себя не бороться, то окружающие будут лишь вытирать ноги, считать безвольной тряпкой и соответствующе относиться. Поэтому «Размазня» — краткое изложение мнения А.П. Чехова о том, каким нужно быть человеком и почему необходимо защищать свои права в тех случаях, когда они попираются.
Возможно, что рассказанная история является аллегорией на русское общество, обездоленное и униженное, которое и не пытается отстаивать свои права. И его, по мнению А.П. Чехова, можно было заставить «отрастить зубы» только такими жестокими методами. Хотя девушка в конце рассказа показала, что «размазней быть можно» и нет никакой гарантии, что она извлекла пользу из урока. Возможно, что Чехов, закончив рассказ именно так, хотел показать, что русский народ в лице Юлии Васильевны нельзя научить бороться за свои права.
Главные герои
Рассказчик – хозяин дома, настойчивый, решительный, волевой мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок.
Юлия Васильевна — гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, безответная.
Коля и Варя – дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Герои рассказа «Размазня» – две противоположности
В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.
Хозяин жизни
Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.
Этот человек упивается собственной силой и властью, позволяя себе жестоко шутить над гувернанткой. Он ни на миг не задумывается о моральности своего поступка. Более того, он убежден в том, что поступает правильно – учит жизни молодую и, по его мнению, слишком церемонную девушку, которая не напоминает о положенных ей деньгах. Складывается такое впечатление, будто он специально не выплачивал жалованье скромной гувернантке, чтобы устроить ей жестокий урок.
Но полностью насладиться своей значимостью у него не получается. Ему так и не удается разозлить гувернантку – в результате он злится сам.
Гувернантка
Юлия Васильевна – молодая гувернантка с мягким и кротким характером, она занимается обучением и воспитанием детей хозяина – Коли и Вари.
На протяжении всего рассказа героиня произносит всего несколько фраз, пытаясь восстановить справедливость или оправдаться. О ее мыслях и переживаниях мы догадываемся лишь по жестам и выражению лица.
Эта молчаливая девушка безропотно воспринимает все издевательства хозяина, приписывающего ей всевозможные оплошности и несуществующие долги. Она терпеливо выносит этот урок. Только какие она делает выводы? Это остается для читателя загадкой.
Сюжет
Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок её работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчётам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин её перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц и у него всё записано.
Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитать из шестидесяти рублей жалованье за воскресенья, коих набралось девять, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.
Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и наполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.
Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.
Хозяин разошёлся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошёл железный аргумент – « у меня записано» — перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила и собралась выйти из комнаты.
В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазнёй и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок и отдал гувернантке восемьдесят рублей – её честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.
Очень краткий пересказ
Однажды некий богач решает преподать своей робкой гувернантке Юлии Васильевне урок самозащиты. Для этого он решил показательно недоплатить ей жалование и посмотреть на ее реакцию. Он всячески ее провоцирует, вычитая деньги по надуманным поводам, дожидаясь того, что Юлия Васильевна дойдет до определенного предела и начнет «гнуть свою линию». К злости богача, гувернантка смиренно забирает жалкие гроши, которые остались после всех вычетов, и даже благодарит его. Раздосадованный «учитель» читает нотацию няне, о том, что такой бесхребетной быть нельзя. Он выплачивает Юлии Васильевне всю причитающуюся сумму, но понимает, что она считает, что жить можно и «бесхребетной».
Иллюстрация 1883 года из первой публикации рассказа
Легко ли быть сильным?
Последняя фраза рассказа «Размазня» принадлежит хозяину. «Легко на этом свете быть сильным» – утверждает он сам. Но такой ли он сильный, каким себя считает? Да и так ли слаба молоденькая гувернантка?
Чтобы понять, насколько силен хозяин, нужно ответить на несколько вопросов. Станет ли по-настоящему сильный человек потешаться над бессилием слабого? Будет ли он показывать свое превосходство тому, кто от него зависит? Что он выберет – великодушие или жестокость? Да и какой он, по-настоящему сильный человек?
По-настоящему сильный человек силен, прежде всего, духом, то есть он может вынести трудные испытания, нн не нуждается в том, чтобы показывать свое превосходство над слабым и тем самым самоутверждаться за его счет. Такой человек великодушен и скорее поможет и поддержит другого человека, чем поставит его в неловкое положение. Ведь для сильного духом человека это не сложно – это для него естественно.
Вот и выходит, что наш герой только считает себя сильным. Настоящую силу ему нужно еще долго в себе воспитывать.
Отзывы о книге
По этому рассказу мне попалось сочинение на ЕГЭ. Произведение я читала давно, но помню его в деталях. Автор затронул важную проблему, где волевые люди способны обмануть более слабых, он показал, что могло бы произойти, будь хозяин нечестным. Текст читается легко, рассказ короткий, так что осилит каждый. Рекомендую.
Все работы Антона Павловича Чехова гениальны. Он затрагивает важные социальные вопросы, многие из них актуальны и в наше время. Я считаю, что слабохарактерность нужно пресекать в самом детстве, так как иначе во взрослой жизни ребенку будет тяжело. Сейчас полно мошенников, которые хотят нажиться за чужой счет. Этого нельзя допускать. Рассказ поучительный, будет полезен и взрослым, и детям. Советую прочитать.
Мне рассказ очень понравился. Он поучительный и интересный. В жизни много людей, которые боятся сказать что-нибудь против тем, кто им нагло врет, забирает чужое. Это произведение учит тому, как нужно себя вести в таких ситуациях. А именно отставить свои права, стоять на своем. Рекомендую всем.
Николай
Возмущение
Продолжаем краткое содержание (Чехов, «Размазня»). Безропотность, жалкая, по мнению главного героя, покорность и смирение вызывают у него бурю негодования. Он вскакивает, и практически набрасывается на нее. Неужто возможно покорно сносить издевательства, ведь он наглым образом обобрал ее, украл честно заработанные ею деньги. Почему она молчала? Почему не отстаивала себя? «Разве можно быть такой размазней!» Можно — говорит выражение ее лица. В других местах ей могли и вовсе не дать.
Он отдает ей заранее приготовленный конверт с восьмьюдесятью рублями. Она вновь благодарит его, и быстро уходит. Довольство собой, той шуткой, тем жестоким уроком, который он преподнес молодой девице, и, который, возможно, поможет ей впредь быть «позубастей», быстро проходит, и сменяется другим вопросом: легко ли в жизни быть смелым?
Основная идея
Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.
Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.
Несколько интересных сочинений
Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель
Год издания рассказа: 1883
История создания
Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.
Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.
Обычная ситуация
Весь рассказ фактически состоит из одного диалога между хозяином (барином, дворянином, богатым человеком) и гувернанткой его детей. Замечательный день — расчетный. Девушка сидит, хозяин стоит спокойно или ходит по кабинету и считает ее зарплату. За два месяца работы гувернантке должны 80 рублей. Однако барин, время ссылаясь на то, что у него все записано, стремительно сокращает эту сумму, вешая на няньку все подряд, а она ни слова не говорит. Только невербальные реакции выдают бедную молодую женщину: когда хозяин срезал общую зарплату вдвое, то у нее начал слезиться правый глаз, когда от жалования остались 11 рублей, гувернантка заплакала почти в голос. Но даже тогда сказала «merci» за протянутые деньги и хотела выйти. Если бы речь шла не о русском классике, то так бы и закончилось краткое содержание. Чехов («Размазня») неожиданно дает возможность хозяину преобразиться и выступить некоторым моральным ориентиром рассказа.