Чему учит простакова митрофана
Воспитание Простаковой своего сына Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается.
Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, что она богатая наследница.
Простакова думает, что ее сын очень умен, и он сможет многого добиться в своей жизни, однако она забывает мудрые слова народа: “Что посеешь, то и пожнешь”.
Даже прослужившая в ее доме верой и правдой всю жизнь Еремеевна, ничего не заслужила, помимо зуботычин.
Когда к Митрофану приходят учителя, он недовольно ворчит, Цыфиркина он обзывает “гарнизонной крысой”, а после неудачного похищения Софьи Митрофан собирается выпороть слуг.
Таким образом, Простакова своего сына воспитала так, как могла, по своему подобию. Что из этого получилось? Ничего путного.
В самый сложный момент ее жизни, когда ей нужна была поддержка сына, Простакова бросается к нему в отчаянии, но встречает
Митрофанушка является недорослем в первую очередь не по возрасту, а потому, что он полнейший невежда, который не имеет абсолютно никаких знаний ни в арифметике, ни в географии, он даже неспособен отличить прилагательное от существительного. Митрофан к тому же – недоросль в моральном плане, поскольку его не научили уважать достоинство окружающих его людей. Недоросль он и в гражданском смысле, ведь он не понимает своих прямых обязанностей перед государством.
Скотининым-Простаковым вообще чуждо гражданское чувство, они даже не приемлют мысли о том, что могут “быть полезны своим согражданам”.
Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе, его устраивает положение “недоросля”. Его настроение полностью разделяет его мать. Она рада тому, что ее сын числится в недорослях, можно его понежить, он еще натерпится, когда “лет через десяток” выйдет на службу.
Таких Митрофанов много. Об этом даже Вральман сказал: “…таких на сфете миллионы”. По словам Стародума, это “несчастные следствия дурного воспитания”.
Мы живем в другое время, но и сегодня, как во времена Фонвизина, человек воспитывается в семье. Вместе с генами дети воспринимают от родителей привычки, идеалы, образ мыслей и жизни. Причем, абсолютно истинна оказывается поговорка: яблоко от яблони недалеко падает.
Related posts:
Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.
Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.
В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог. избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.
Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».
Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.
Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.
Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.
На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «. чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).
Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.
Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.
Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.
Воспитание Простаковой своего сына Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается. Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, что она богатая наследница.
Простакова думает, что ее сын очень умен, и он сможет многого добиться в своей жизни, однако она забывает мудрые слова народа: «Что посеешь, то и пожнешь». Но как она могла знать народную мудрость, ведь для нее народ был хуже скотины. Даже прослужившая в ее доме верой и правдой всю жизнь Еремеевна, ничего не заслужила, помимо зуботычин.
Когда к Митрофану приходят учителя, он недовольно ворчит, Цыфиркина он обзывает «гарнизонной крысой», а после неудачного похищения Софьи Митрофан собирается выпороть слуг.
Таким образом, Простакова своего сына воспитала так, как могла, по своему подобию. Что из этого получилось? Ничего путного. В самый сложный момент ее жизни, когда ей нужна была поддержка сына, Простакова бросается к нему в отчаянии, но встречает черствый и грубый ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» В этом проявляется «злонравие» Митрофана как следствие воспитания на примере дурных качеств родителей.
Митрофанушка является недорослем в первую очередь не по возрасту, а потому, что он полнейший невежда, который не имеет абсолютно никаких знаний ни в арифметике, ни в географии, он даже неспособен отличить прилагательное от существительного. Митрофан к тому же – недоросль в моральном плане, поскольку его не научили уважать достоинство окружающих его людей. Недоросль он и в гражданском смысле, ведь он не понимает своих прямых обязанностей перед государством. Скотининым-Простаковым вообще чуждо гражданское чувство, они даже не приемлют мысли о том, что могут «быть полезны своим согражданам».
Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе, его устраивает положение «недоросля». Его настроение полностью разделяет его мать. Она рада тому, что ее сын числится в недорослях, можно его понежить, он еще натерпится, когда «лет через десяток» выйдет на службу.
Таких Митрофанов много. Об этом даже Вральман сказал: «…таких на сфете миллионы». По словам Стародума, это «несчастные следствия дурного воспитания».
Мы живем в другое время, но и сегодня, как во времена Фонвизина, человек воспитывается в семье. Вместе с генами дети воспринимают от родителей привычки, идеалы, образ мыслей и жизни. Причем, абсолютно истинна оказывается поговорка: яблоко от яблони недалеко падает.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Характеристика Митрофана в комедии Недоросль кратко, образ Митрофанушки с цитатами героя для сочинения
Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому является безмерная и вместе с тем искажённая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать проблемы в воспитании подрастающего поколения и их дальнейшие последствия.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.
Возраст — 15 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Терентий Простаков.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянской семьи.
Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.
Образование — 4 года обучения с приходящими учителями-самозванцами.
Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.
Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является является единственным и горячо любимым сыном
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть». (Действие четвертое, Явление 8)
Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.
«…дворянин, малый молодой…» (Действие третье, Явление 5)
Внешность
Митрофану 15 лет, идёт 16-й год.
«Он хотя и шестнадцати лет…» (Действие второе, Явление 2)
«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…» (Действие третье, Явление 5)
Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, и даже только что сшитый на него кафтан является слишком узким.
«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти». (Действие первое, Явление 1)
«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения». (Действие первое, Явление 2)
Черты характера и поступки
Митрофан — большой любитель плотно покушать.
«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?» (Действие первое, Явление 4)
«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил». (Действие первое, Явление 4)
Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин». (Действие первое, Явление 4)
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение». (Действие первое, Явление 4)
«А я матушкин сынок». (Действие третье, Явление 5).
Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».
«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка». (Действие первое, Явление 4)
Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…» (Действие первое, Явление 4)
Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.
«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…» (Действие второе, Явление 4)
Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». (Действие первое, Явление 5)
Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.
«Скотинин. Хочешь ли ты жениться?
Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…» (Действие второе, Явление 4)
«Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору». (Действие третье, Явление 7)
«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться» (Действие третье, Явление 7)
Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.
«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите». (Действие третье, Явление 7)
Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». (Действие третье, Явление 8)
Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно бросает мать.
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!» (Действие пятое, Явление последнее)
Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.
«Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят…» (Действие пятое, Явление последнее)
Воспитание
15-летний Митрофан учится четыре года на дому у приходящих учителей. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.
«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год». (Действие первое, Явление 6)
«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!» (Действие третье, Явление 5)
«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим». (Действие третье, Явление 5)
Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек». (Действие второе, Явление 6)
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!» (Действие третье, Явление 7)
«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». (Действие третье, Явление 8)
Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.
«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». (Действие третье, Явление 7)
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько». (Действие третье, Явление 7)
Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.
«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины». (Действие первое, Явление 6)
К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог толком одолеть ни один предмет.
«Софья. Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.
Правдин. Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтирь». (Действие второе, Явление 2)
Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.
«Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». (Действие второе, Явление 4)
Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.
«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…» (Действие второе, Явление 5)
«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…» (Действие второе, Явление 5)
«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». (Действие третье, Явление 6)
Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.
«Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю». (Действие четвертое, Явление 8)
Характеристика Митрофана другими героями
Мать (г-жа Простакова)
Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение». (Действие первое, Явление 4)
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». (Действие второе, Явление 5)
Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.
«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год». (Действие первое, Явление 6)
Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю». (Действие первое, Явление 7)
Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.
«Жених хоть кому…» (Действие третье, Явление 5)
«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою». (Действие третье, Явление 5)
Несмотря на то, что Митрофан уже достаточно взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребенком и относится к нему как к маленькому нерадивому дитяти.
«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал». (Действие третье, Явление 8)
Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть». (Действие четвертое, Явление 8)
В итоге, когда Митрофан жестоко покидает мать, она называет его неблагодарным.
«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!» (Действие пятое, Явление последнее)
«Погибла я совсем. Нет у меня сына!» (Действие пятое, Явление последнее)
Отец (г-н Простаков)
Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.
«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин». (Действие первое, Явление 4)
Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». (Действие первое, Явление 5)
Дядя (Скотинин)
Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин». (Действие первое, Явление 4)
Подробная характеристика Скотинина.
Учителя
Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.
«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…» (Действие второе, Явление 5)
«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…» (Действие второе, Явление 5)
«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». (Действие третье, Явление 6)
Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофан так ничему и не смог обучиться.
«Не возьму ничего. Он ничего не перенял». (Действие пятое, Явление 6)
Стародум
При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.
«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…» (Действие третье, Явление 5)
Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.
«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина». (Действие четвертое, Явление 8)
«Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо». (Действие четвертое, Явление 8)
Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана заключается в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.
«Вот злонравия достойные плоды!» (Действие пятое, Явление последнее)
Подробная характеристика Стародума.
Правдин
Правдин презирает недалёкого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.
«Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Правдин. Грубиян!» (Действие пятое, Явление последнее)
Подробная характеристика Правдина.
Софья
Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.
«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». (Действие второе, Явление 2)
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!
Биография
Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сыном дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.
По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая, что взбредёт ему в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не рассказывает, что хорошо, а что — дурно.
Однако даже начало учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер), Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань их социальному статусу.
За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.
Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает свое недовольство на матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.
Образ Митрофана
Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившем в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью матери-самодурки, Митрофан растёт абсолютно инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.
Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в список интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьей. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.
Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.
5 фактов о Митрофане
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — остросоциальное сатирическое произведение, которое благодаря поднятым темам не утрачивает своей популярности и по сей день. Большую роль в этом сыграл яркий, самобытный образ главного героя. Характеристика Митрофанушки, несмотря на большую долю сатиры, является отражением серьезной проблемы — моральной деградации общества, отвергающего любое развитие.
Отношение к Митрофану раскрывается по мере повествования. И если поначалу он вызывает лишь насмешку и презрение, то в дальнейшем роль героя углубляется и на поверхности оказывается вся его уродливая, пугающая сущность. Анализ личности Митрофана Простакова будет особенно полезен при подготовке к уроку по литературе в 8 классе, написании сочинения на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.