Чему учит простакова в комедии недоросль
Госпожа Простакова
История создания героя, прототипы
Кадр из ф/с «Недоросль». Простакова — актриса Элла Далматова
«Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности» — так Белинский писал о «Недоросле». Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная «Салтычиха».
Описание героя
Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.
Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что «девушки грамоте умеют». Свою безграмотность Простакова объясняет приличным «воспитанием»: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с «легкостью» решает задачи для сына и заключает: «Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…». Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: «Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань». Наконец, после показа уровня «образованности» сына довольная мать делает главное заключение: «Без наук люди живут и жили».
Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.
У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.
Простакова. Иллюстрация Н. Муратова
Роль героя в произведении
Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.
К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.
Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного «недоросля» – Митрофанушки.
Развитие героя по мере сюжета
Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: «Теперь-то я всех переберу поодиночке».
Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: «И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!». Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.
Отношение автора к герою
Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: «презлая фурия» с «адским нравом»; «от таких-то животных пришел я освободить [Софью]»; «бесчеловечие злой помещицы»; «нарушительница гражданского спокойствия»; «мастерица толковать указы!»; «госпожа бесчеловечная». Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Прототипы
Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову («Салтычиху»). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело «Салтычихи» долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.
Экранизации
В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль «Недоросль». Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна «облагородила» образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.
Наше краткое информативное видео — обязательно посмотрите для закрепления материала:
Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.
Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.
В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог. избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.
Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».
Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.
Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.
Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.
На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «. чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).
Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.
Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.
Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.
Сочинение на тему госпожа простакова бесчеловечная
Детство госпожи Простаковой
Рассказ о жизни дворянки писатель начинает с ее юных лет. Основы личности госпожи Простаковой закладывались в детстве ее родителями. Семья Скотининых была многодетной, позже часть детей умерла по недосмотру, в живых осталась только будущая помещица и ее брат.
Их отец проходил когда-то военную службу, а затем вышел в отставку и неожиданно разбогател. Этот человек не получал образования, так же он воспитал и своих детей, считая, что незачем забивать им голову лишними знаниями. Отличительная черта старшего Скотинина — жадность. Это качество он сполна передал сыну и дочери.
Фонвизин неспроста наградил всех героев говорящими фамилиями, чтобы читатель сразу понимал, что перед ним за персонаж. Все члены семьи Скотининых отличаются грубой, низкой, алчной и злой натурой. Они больше напоминают животных, чем людей. В конце концов глава семьи умирает на сундуке, набитом золотыми монетами — вот бесславный итог его жизни.
Образ Простаковой в комедии «Недоросль»
Наиболее ярко и разносторонне дан образ Простаковой в комедии «Недоросль». Простакова — тип грубой помещицы-крепостницы. Деспотический нрав этой героини сказывается, прежде всего, в семье, в домашней обстановке. Мужа своего, безвольного, робкого человека, она довела почти до идиотизма. Он до того забит, что боится высказать свое мнение даже по мелким вопросам, покорно заявляя жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».
Еще резче сказывается характер Простаковой в ее отношении к крепостным. Это мучительница крепостных слуг и крестьян. Особенно тяжело складывается жизнь дворовых, вынужденных все время находиться на ее глазах. Слуги для нее не люди. Когда дворовая женщина Палашка заболевает, Простакова в бешенстве кричит: «Лежит! Как будто благородная…».
Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется тем, что она обращается со слугами, как с безответными животными. Так она относится и к своей верной рабе Еремеевне. На вопрос Кутейкина, какую благодарность она получает за свою службу от Простаковой, Еремеевна отвечает: «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин в день». Треск пощечин — повседневное, обычное явление в доме Простаковой.
Естественно, что положение крестьян в усадьбе этой «злой фурии» было невыносимым. Мы не видим на сцене этих крестьян, но положение крепостной деревни легко вообразить. Простакова — закоренелая, убежденная крепостница. Она неисправима. Когда Стародум прощает ее, она, встав с колен, восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям, своим людям!» Это — голос ее природы.
Одна из причин диких представлений и грубости Простаковой — ее невежество. Она даже не умеет читать, возмущается, что «девушки грамоте умеют», географию называет «еоргафией» и т.д. Рассказы ее о роде Скотининых и об отце, грозившем проклятием всякому из детей, который чему-нибудь научится, очень выразительно характеризуют среду, формировавшую Простаковых и Скотининых.
Обращает внимание нравственный цинизм Простаковой. В отношениях к окружающим она руководствуется одним грубым расчетом. Когда ей выгодно, она молится, чтобы Стародум умер, и она же потом восклицает: «Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка!» Перед нужным человеком она готова и притворяться, и пойти на унижение, и лгать: «Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась», — рассыпается она перед Стародумом.
У Простаковой есть только одно теплое чувство: любовь к сыну Митрофанушке. Митрофанушке она прощает все. Ради него она готова и на жертвы, и на преступление. У нее одна забота: «вывести в люди» Митрофанушку. Она даже преодолевает свое наследственное отвращение к науке и пытается дать ему образование. Правда, система воспитания Митрофанушки носит уродливый характер. Результаты, как и следовало ожидать, скоро обнаруживаются. Слепая, животная любовь Простаковой к сыну не делает ее образ привлекательнее, но хорошо объясняет ее действия в комедии.
Выразительности образа Простаковой в комедии «Недоросль» способствует и ее язык. Он по-своему ярок и образен. Вот образец ее речи: «Ну… а ты, бестия, остолбенела, ты не впилась братцу в харю…» Перед нами так и вырисовывается женщина с резкими, размашистыми жестами, растрепанная, с лицом фурии и злыми глазами. Язык ее полон ругательств и обнаруживает всю грубость и жестокость ее натуры. Впрочем, когда ей выгодно, Простакова может говорить и другим языком, притворно ласковым: «Софьюшка, душа моя», — обращается она к Софье, а к Стародуму: «Гость наш бесценный. Благодетель наш!»
Характер этой жестокой, невежественной, лживой женщины очень хорошо определяет в конце комедии Милон: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Характер ее — смесь невежества и наглости, трусости и злобы, бесчеловечия к крепостным и нежности к сыну. А результаты ее деятельности прекрасно охарактеризованы в заключительных словах комедии: «Вот злонравия достойные плоды…»
Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006
Характер героини
Женщина беспощадна к своим крестьянам и вытягивает из них все соки, точно так же, как и ее родной брат, Тарас Скотинин. При этом Простакова хитра и обладает «звериным» чутьем. Перед сильными мира сего она преображается и ведет себя совершенно иначе. Это видно по ее общению со Стародубом и чиновником Правдиным. Осознавая угрозу своему положению, помещица может запросто броситься в ноги к «важному» человеку, способному повлиять на ее судьбу.
Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется цитатами из пьесы:
Возможно, эта женщина имела бы более мягкий и приятный нрав, но ей не повезло с замужеством. Ее муж был глуп, ленив и слаб.
Простакова деградировала год за годом, пока не опустилась до скотского состояния, в котором и пребывала теперь.
Судьба Простаковой
В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.
Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.
Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.
Отношения с окружающими
Во времена крепостного права трудно было отыскать помещика, который бы по-человечески относился к своим крестьянам. Презрительно относилась к низшему сословию и Простакова. По ее мнению, крепостные — это не люди, а значит и человеческого отношения они не заслуживали. Чувство благодарности было этой госпоже неведомо.
Помещица постоянно гоняла няню своего сына Митрофанушки, оскорбляла пожилую женщину, называя ее «старой ведьмой» и давая другие нелестные эпитеты.
К своей воспитаннице Софье женщина относилась немногим лучше. Поначалу она воспринимала девушку, как бедную сироту, не проявляла к ней доброты и сердечности, не считала нужным соблюдать правила приличия. Однако все переменилось в тот момент, когда Стародум наделил Соню приданым.
Хитрая Простакова сразу же вознамерилась прибрать к рукам чужое богатство и выдать девушку за своего сына. При этом помещица ничем не гнушалась и пошла даже на похищение Софьи. В одном из эпизодов дано описание, как Простакова вязала кошелек, куда сын должен был складывать деньги жены после свадьбы.
Мнением мужа помещица пренебрегала. Для нее было в порядке вещей унижать мужчину в присутствии чужих людей, а о проявлении нежности к супругу с ее стороны не могло быть и речи. Помещица совершенно не уважала чужой труд.
Нанимая своему сыночку учителей, потому что так было модно, она не платила им жалование целый год.
Самой большой радостью в жизни Простаковой был Митрофанушка. Он вырос избалованным парнем, которому прощался любой проступок. Никакого воспитания Митрофан не получал, а просто проводил время, как ему хочется. Отсутствие воспитательных мер дало свои плоды. Митрофан вырос копией своей матери. С окружающими он был груб и пренебрежителен. К родителям Митрофан также не проявляет особого почтения.
Простакова как носитель устаревшей морали
В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.
Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.
Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.
Роль образа в произведении
Для написания сочинения пригодится кратко изложенный анализ образа героини и его роли в комедии. Целью Фонвизина было показать на примере Простаковой ущербность части дворянства того времени. Нравственный кризис настиг этих людей в первую очередь по причине отсутствия просвещения. Неслучайно автор демонстрирует читателю детство помещицы и ее обращение с собственным сыном.
В сюжете пьесы на примере Скотининых и Простаковых явно прослеживается невежество и отсутствие возвышенных устремлений сразу у нескольких поколений.
Главной целью в жизни этих людей становится праздность, накопительство, подчинение себе других людей. Показывая злонравие помещицы, применяющей к крепостным бесчеловечные наказания, Фонвизин лишний раз поднимает тему отмены крепостного права, освобождения крестьян от непосильного бремени каторжного труда.
Жизненные принципы Простаковой в финале приводят ее к трагедии. Женщина лишается имения и любимого сына, муж отворачивается от нее. Такой страшный конец истории становится для помещицы настоящей трагедией. Она оказалась без денег и власти над людьми. Это был полный крах. Вот почему Простакова восклицает в своей последней реплике: «Погибла я совсем!».
Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой
В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.
По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.
Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»