Чему учит рассказ бумажная победа
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.05.2019
Улицкая Л. «Бумажная победа»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Бумажная победа» и их характеристика
Чему учит рассказ «Бумажная победа»
Рассказ учит никого не обижать напрасно, не смотреть на чужие недостатки, а уметь видеть чужие достоинства. Учит сочувствию и доброте. Учит тому, как надо находить друзей.
Отзыв на рассказ «Бумажная победа»
Мне понравился этот рассказ, хотя в начале Гену было очень жалко. Он казался таким несчастным. Но у любого человека есть свой талант, и этот талант всегда привлекает людей. Поэтому и Гена нашел своих друзей, ведь он лучше всех делал фигурки оригами.
Пословицы к рассказу «Бумажная победа»
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Неказист парень, да талантлив.
Не родись дитя хорошее, а родись талантливое.
Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.
За доброе дело жди похвалы смело.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бумажная победа»
Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком.
На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка.
Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем.
Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра.
С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки.
Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки
Потом мать села за пианино и стала играть «Турецкий марш», потом Шуберта.
Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена.
Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант.
Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы.
Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку.
А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми.
Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь.
Мать улыбалась и мыла посуду.
А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.
Людмила Улицкая — Бумажная победа:
Краткое содержание
Послевоенная весенняя Москва. Здесь с мамой Мусей и бабушкой живет школьник Геня Пираплетчиков. И он несчастен. Не любит свою странную фамилию, плохо ходит, вечно болеет и дышит ртом. И у него нет папы. Не погиб на фронте, как у других. Его просто нет. Друзей у Гени тоже нет. Ведь он для ребят «Генька хромой, сопли рекой». Как завидят его – забрасывают грязью. Особенно старается Колька Клюквин, а вожак, Женька Айтыр, одобряет.
Переживая за сына, мама приглашает дворовую компанию на день рождения Гени. Надеется, что мальчишки подружатся с ним. Геня боится насмешек. Ведь у них пианино, маска Бетховена на стенке, книги. Ожидая в гости «врагов», мальчик складывает из бумаги парусник. Болея, он овладел этим искусством. По книжке Гершензона.
Приходят 12 гостей. Без подарков. Среди них Женька Айтыр, Колька Клюквин, Валька Боброва, Лилька. Мама играет для них на пианино, потом предлагает сыграть в фанты. Фант Женьки – бумажный кораблик Гени. Айтыр нашел его на подоконнике. Ребята обступают Геню. И он на их глазах складывает человечков, собачек, стаканчики.
Все в восхищении. Благодарят за «бумажные чудеса». И лица у ребят «не злые». Геня счастлив. «Он был ничем не хуже их». Мама Гени украдкой плачет от радости. Айтыр пытается сложить кораблик – не выходит. И он просит у Гени помощи. А «счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»
Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой
Сюжет
Геня Пираплетчиков часто болеет, хромает, и у него нет папы, только мама с бабушкой. Ребята во дворе его обижают. Мама зовет «врагов» (главаря мальчишек Женьку Айтыра, Кольку Клюквина, Валю Боброву, Лилю и других) на день рожденья сына. Женька замечает на окне бумажный кораблик. Ребята наперебой просят себе фигурки из бумаги. Счастливый Геня дарит им свои «бумажные чудеса», и даже учит Женьку их складывать.
Отзыв
Рассказ о мальчике, которому талант помог найти друзей. Тема детской жестокости, травли непохожих, беззащитных, тема одиночества, непростой послевоенной жизни, поддержки семьи. Мальчик одержал победу над «врагами», «бандитами» и своими страхами. Его «оружием» стала бумага. Рассказ учит судить людей не по внешности, а по поступкам, уметь ставить себя на место другого, дружить, прощать и мириться, иметь интересные увлечения, быть щедрым, дарить радость.
Вопросы «Бумажная победа»
Анализ «Бумажная победа»
Рассказ о послевоенной жизни. Геня – чужак для ребят. Этот болезненный мальчик несчастен, в нем засел страх. Над ним смеются, его обижают, с ним не дружат. Взрослые приходят на помощь. Мама надеется, что его «враги» станут друзьями на дне рожденья. Так и выходит. Но не из-за пирога и маминой музыки, а из-за таланта самого мальчика. Подолгу болея, он научился складывать из бумаги красивые фигурки. Никто из ребят такого не видел, и так не умеет.
Система вопросов к рассказу Людмилы Улицкой «Бумажная победа»
Вступительное слово
Людмила Улицкая https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=6922
Людмила Евгеньевна Улицкая — прозаик, сценарист, драматург. Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ачерби, лауреат премии «Букер». Зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. Печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х. Сегодня Л. Улицкая — одна из читаемых отечественных писательниц.
Родилась писательница 21 февраля 1943 года в городе Давлеканово (Башкирия). Сейчас живёт в Москве. По профессии — биолог, но она давно оставила свою специальность. На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям — «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко). Широкую известность писательница приобрела в 1992 году, после появления в «Новом мире» ее повести «Сонечка». В 1996 году, в том же «Новом мире», был опубликован роман «Медея и ее дети», который вывел ее в число финалистов Букеровской премии 1997 года.
Книги писательницы переведены на 25 языков. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы. С 1989г. по 2000 г. Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
Л. Улицкая характеризует свое творчество так: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».
«Детство сорок девять»
Художник Владимир Любаров
Людмила Улицкая о своей книге «Детство сорок девять»: «В биологии есть такое понятие «импринтинг» — первое острое впечатление живого существа. Например, если только что вылупившемуся цыплёнку показать валенок, то он будет считать этот валенок своим родителем. И в жизни человека есть периоды, когда он очень чувствителен. Прежде всего — время детства, когда всё укрупнено, усилено, имеет дополнительные краски, как будто существует еще один спектр цветов, звуков… Стереоскопическое зрение ребенка срабатывает и до сих пор: меня так и не отпускают мои детские воспоминания».
«Детство сорок девять» — это и есть книга воспоминаний автора о детстве. Это словно сновидения взрослого человека о давно ушедшем детстве. Все спят и видят один общий сон, утягивающий на полвека назад, в голодную послевоенную Москву, к очередям за капустой, в снесенные временем московские дворы, где светятся таинственным светом окна деревянных домишек, где толстая кошка переходит улицу, а за углом злые мальчишки…
Рассказы, вошедшие в сборник, впервые были опубликованы в газете «Пионерская правда».
Система вопросов к рассказу «Бумажная победа»:
1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Заставил задуматься об отношениях друг с другом.
2. Почему Л. Улицкая сводит описание природы и появление героя в одно предложение?
Изображение природы помогает лучше понять душевное состояние главного героя.
3. Почему главный герой рассказа Геня Пираплетчиков был чужим для всех ребят во дворе?
Все ребята во дворе не любили Геню, поскольку он очень от них отличался: нелепый, болезненный, несамостоятельный мальчик, который не может постоять за себя. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других он не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Причиной постоянных насмешек были нелепая фамилия Гени, и его смешная походка, и то, что у него всегда был заложен нос, и как нелепо из-за постоянных простуд, был одет мальчик, и то, что старенькая бабушка водила его за ручку в школу и из школы.
4. Когда происходили события, описанные в рассказе?
В послевоенное время.
5. Найдите в рассказе приметы послевоенного времени.
Понять, что в рассказе описаны события, происходящие в послевоенное время можно по тому, как ребята одеты, какие подарки они дарят («Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков»). То, что на праздничном столе («К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом»), и какая мебель в доме, и отношение к немцам в связи с войной. Какое скромное угощение в доме Гени (карамельки и подушечки — единственное лакомство для детей), бедная одежда ребят, настороженное отношение к тому, что Бетховен — немецкий композитор.
— Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
Мать улыбнулась и ласково ответила:
— Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
— Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
— Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
В тексте также есть указание на то, что у половины ребят отцы погибли на фронте.
6. С какой целью Геня делал игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?
Геня не хвастается своим искусством, своим талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Для него важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят («Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…») и изменило отношение ребят к нему («Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили»).
7. Какова роль музыки в этом рассказе? Произведения каких композиторов тут звучат? Каково отношение автора к музыке? Какими средствами это показано?
Музыка удивляет детей, завораживает. Она примиряет Геню и детей. Звучит музыка Шуберта, Бетховена. Автор подчеркивает легкость звучания музыки, исполнения произведений («легко бегущие звуки», «руки, порхающие над клавишами»).
8. Какое открытие сделали для себя ребята? Как они слушали музыку?
Они узнали о том, что мама и Геня прекрасно играют на пианино. Геня оказался великим мастером по изготовлению игрушек из бумаги. «Генечка, пожалуйста!», — все его благодарили. Музыка, как и природа, помогает изменить непримиримых врагов. Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких красок. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом. Музыка укрепила силу духа Гени.
«Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос — и никто не обратил на это внимания, даже он сам».
9. Победа, о которой идёт речь в рассказе «бумажная». Выходит, она ненастоящая, хрупкая?
Геня одержал настоящую победу, потому что овладеть искусством оригами непросто. К любому таланту нужно относиться с уважением. Каждый из нас умеет делать что-то лучше других, только не все это видят и замечают, не все это умеют оценить, нужно обязательно этому учиться.
А бумажная она вовсе не потому что ненастоящая, а потому, что именно умение создавать бумажные фигурки изменило мироощущение самого Гени и отношение ребят к нему.
«Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения».
10. Как пробудить в человеке гуманное отношение к тем, кто на него не похож?
Мы живём в обществе, и многие люди, в том числе и дети, отличаются от других. Но отношение к этим «другим» должно быть таким же, как и к остальным. Люди, не обладающие милосердием по отношению к непохожим на них окружающим, становятся агрессивными и злобными. Нужно объяснить таким людям, что ко всем надо относиться по-человечески.
История, рассказанная в «Бумажной победе», учит нас не обращать особого внимания на внешность человека, советует лучше приглядеться к его душе. Ведь все литературные произведения, так или иначе, чему-то учат. Вспомним, к примеру, русскую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают».
11. В каком еще художественном произведении автор поднимает тему толерантного отношения?
В сказке «Гадкий утенок» Х.К. Андерсен преподносит читателям важный урок толерантного отношения к тем, кто отличается от окружающих своей внешностью. То, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения.
Гадкий утенок даже сам себе казался безобразным. Лишь тогда осознал, что он другой, когда встретил лебедей и понял, что он один из них. Ведь эти грациозные птицы приняли его в свое сообщество, заботливо и уважительно отнеслись к молодому лебедю, которого среди уток и кур долго считали некрасивым переростком.
Так и в рассказе «Бумажная победа» главный герой, которого дети со двора считали изгоем, сумел доказать ребятам, что он ничуть не хуже них, он интересный, у него есть талант.
Список использованных источников:
Рецензент: Мишутина Ирина, ФЛ-РЛБ-51.
Анализ рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»
Анализ рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»
1. Как писательница раскрывает психологию детей, их взаимоотношения друг с другом.
2. Приёмы создания образов главных героев рассказа – взрослых и детей (портрет, особенности речи).
4. Средства художественной выразительности, их роль в тексте.
Для рассказов Людмилы Улицкой характерно сильное абзацное членение текста. Как известно, новый абзац означает начало новой мысли, нового действия. Значит, в рассказе много мыслей, много действия, и всё это подчёркивает автор. Кроме того, Л.Улицкая показывает отдельные фрагменты действительности, актуализирует отдельные элементы картины (к примеру, описание весны в начале рассказа). Все эти приёмы отвечают жанру рассказа.
Использован синтаксический параллелизм, усиленный анафорой «помимо того» (2,3,4 абзац).
Есть градация: недостатки Гени Пираплётчикова описываются по нарастающей, чтобы показать, насколько несчастен герой.
Чтобы еще более выделить отдельные моменты жизни Гени, автор использует парцелляцию: «отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других… у него отца не было вообще». Мы понимаем, что для мальчика это очень большое горе. Для передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые, непримиримые враги».
Рассказ начинается с подчинительного союза «когда», который готовит читателя к какому-то событию, что-то должно произойти.
Выразительность достигается и с помощью индивидуально-авторских эпитетов: весеннее-зимние болезни, неправдоподобно тепло, поднебесный гул, самодельный стишок.
А метафорический эпитет «счастливая листва» отражает эмоции Гени, которому с наступлением весны удалось выйти во двор, за жизнью которого он, болеющий почти каждую неделю, зимой наблюдал из окна.
Вообще в тексте много эпитетов:
черный снег (показывает состояние Гени);
великий мастер (автор стремится изменить отношение к герою).
Сравнение «как звонкое копьё» помогает понять болезненность дразнилки.
С помощью разговорных слов «шлёпнуться», « пустился вприпрыжку» и других создаётся дворовая обстановка.
Рассказ построен на антитезе (Геня и другие), есть и отдельные случаи противопоставления: легко играющая женщина и плохо одетые дети. В начале рассказа – война, в конце – мир.
Чтобы показать, насколько счастлив Геня, использован лексический повтор: «..лица не злые. Они были совершенно не злые».
Заканчивается рассказ фигурой умолчания, значит, слова больше не нужны.
Благодаря всем этим средствам художественной выразительности рассказ получился очень ярким и динамичным.
Рассказ в целом отличает лаконичность, но при этом его отличает глубина, автор заставляет переживать за Геню. И мы искренне радуемся счастливому финалу.
5. Приёмы изображения внешнего мира в тексте и его соотнесённость с внутренним миром героев.
Действие в рассказе начинается с описания природы: «Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло – и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли…».Весна…Но она какая-то неприглядная, некрасивая: чёрный снег, грязная вода, отбросы. Такой весну может увидеть только тот, у кого в жизни не всё хорошо. Действительно, Геня Пираплётчиков глубоко несчастный подросток, потому что все другие дети его обижают. Из-за этого очень переживают его мать и бабушка.
Внешний мир против этой семьи: всё разбухшее, переполненное в природе – и сердца Гени, матери, бабушки тоже готовы разорваться от отчаяния. И мир дворовых подростков настроен враждебно, потому что Геня не такой, как все. Он часто болеет, у него неладно с носом, у него совсем не было отца. Автор показывает, насколько далеки два мира: Гени и его семьи и мир двора, который спокойно наслаждается жизнью и теплом.
Очень важен эпизод праздничного обеда (это кульминация рассказа). У Гени побледневшее лицо, его сердце «едва не остановилось», он с ужасом ждал прихода гостей. А те ведут себя совершенно спокойно. Они удивляются тому, что привычно для Гени: музыке, маске Бетховена. Этим автор подчёркивает, что Геня и дети – из разных миров.
Наладить контакт помог «пустяковый» талант Гени. Дети были в восторге от фантов, которые так легко он делал. Конечно, и музыка сыграла немаловажную роль. Сердца детей начали оттаивать уже тогда, когда мать играла «Турецкий марш».
Детей можно понять: всегда вызывают восхищение и восторг люди, которые своими руками создают прекрасные вещи, например, картины, скульптуры, пишут книги. Это не каждому дано. К счастью, дети это поняли и оценили таланты семьи Гени.
Рассказ «Бумажная победа» называют пасхальным, потому что события происходят предположительно в апреле. А Пасха – это светлый, радостный праздник. И финал рассказа – тоже светлый, добрый: «Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой» Бумажная победа.»
Урок внеклассного чтения 5 класс
Тема : « Всегда иди дорогою добра. » (по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа»)
Цель урока : формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.
— познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой;
— познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;
— учить анализу текста на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»
— развивать творческие способности и читательскую наблюдательность и устную речь;
— развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;
-развивать умение оценивать художественное произведение;
— развивать критическое мышление у учащихся, умение четко и логично излагать свою точку зрения.
— воспитывать интерес к чтению;
-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом
1. Орг. момент: Здравствуйте, садитесь, сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшой притчи:
2. Актуализация знаний: сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшой притчи «Что можно сделать добротой и лаской»
Заспорили между собой Солнце и Ветер о том, кто из них сильнее. Спор спором, а всё же решили они помириться силами на деле. В это самое время по дороге ехал верхом одинокий путник.
Увидев бессилие сердитого Ветра, Солнце нежно улыбнулось и выглянуло из-за облаков. Оно быстро обогрело и осушило землю. Почувствовав, теплоту солнечных лучей, полузамёрзший путник приободрился. А затем он снял плащ и привязал к седлу.
«Видишь,- сказало тогда кроткое Солнце суровому Ветру, я выиграло спор. Теперь ты убедился, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом и злостью».
— Попробуем определить тему нашего разговора, тему урока ( о доброте, добром отношении друг к другу)
Именно об этом пишет в своих рассказах современная писательница Л. Улицкая
Я вам немного расскажу об авторе этого произведения.
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.
С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: «Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».
3. Подготовка к восприятию текста
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?
(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)
— Проверим ваше домашнее задание. Я просила вас подобрать 2-3 прилагательных, наиболее подходящих к слову «победа». Озвучим (честная, красивая, лёгкая, достойная, бесспорная, спортивная…)
-Всё правильно. Никто из вас не назвал почему-то такое словосочетание «бумажная победа», так называется рассказ, с которым мы будем работать.( На доске название« Бумажная победа».)
Что необычного в этом названии? Почему эти слова совсем не сочетаются, на первый взгляд? Какие ассоциации они у вас вызывают?
название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага- непрочный материал; победа-это успех в борьбе за что-нибудь)
— это какая-то ненастоящая победа;
— игра в морской бой;
— писатель какой-нибудь дописал свое произведение;
-это игра какая-то между командами;
-выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.
— Победа – это что-то реальное, ощутимое, поэтому она не должна, не может быть бумажной.
Посмотрите на словарную статью, посвящённую слову «бумажный» (на столе у каждого выписки)
Бумажный. – 1.сделанный из бумаги.
3.перен. существующий только на бумаге, не осуществляемый
на деле (бумажные доказательства)
О чем будет это произведение, как вы думаете?
(ПРИЕМ «АНТИЦИПАЦИЯ» (прогнозирование по названию)
— А сложно ли одержать бумажную победу с вашей точки зрения?
( Нет, если бумага, значит легко)
— Легко ли было на самом деле герою нашего рассказа, мы узнаем, прочитав его.
— Я предлагаю вам при чтении текста делать остановки, чтобы понять, осмыслить, обсудить прочитанное.(в тексте остановки отмечены)
Л.Е.Улицкая рассказ «Бумажная победа»
Остановка 1 От слов Когда солнце растопило черный ….. очень несчастным человеком.
— Почему он был «несчастным человеком»?
— Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.
Остановка 2. Итак, он вышел во двор…….горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
— Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
— Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
— Найдите в 1 и 2 частях текста слова, характеризующие героев: Геню и ребят со двора. (слайд№ ). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№ )
— С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь?
(возможно, богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач)
— Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?
— А теперь узнаем подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.
Остановка 3. «Я думаю, надо пригласить их в гости….. он понял, что ему не отвертеться
— Как вы считаете правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?( Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно).
— И в 1, и во2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)
-Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?
-Узнаем, о чем повествует часть 4.
Остановка 4. Вечером мать вышла во двор …….ужасом ждал прихода гостей.
— Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, маска немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
— Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?
— Продолжаем чтение с остановками.
Остановка 5. Они пришли ровно в четыре, ….. Мать кончила играть.
— А сейчас я предлагаю перенестисчь мысленно на день рождения к Гене Послушайте композицию. звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени.
— Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
— Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)
— Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
— Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)
— Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
— Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?
-Что нам раскроет 6 остановка
остановка 6 Ну, хватит музыки. ……..Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…
— С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)
-Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)
— А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)
— Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? ( наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил)
— А теперь вспомним название рассказа. Скажите, пож., насколько название рассказа соответствует его содержанию? А как бы вы назвали этот рассказ?
Вывод С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.
Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает проблему толерантного отношения друг другу. Вспомним, что такое толерантность.
5. Рефлексия: Что вам больше всего понравилось в рассказе?
А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы о встрече:
— Я пришел в этот мир
— не для того, чтобы оправдать твои надежды,
— не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
— не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.
— И ты пришел в этот мир
— не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
— не для того, чтобы отвечать моим интересам,
— не для того, чтобы оправдать мои надежды.
— Потому что я – это я, а ты – это ты.
— Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно
6. Домашнее задание : 1) придумать продолжение рассказа ; 2) подобрать пословицы и поговорки на тему «Дружба». Объяснить их смысл. (слайд 8)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.