Чему учит рассказ говори мама говори

Анализ рассказа Екимова Говори мама говори сочинение

Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

Главный персонаж произведения представляется писателем в образе пожилой высохшей, горбатой от старости женщины, не утратившей проворности, живущей на небольшом донском хуторе, который в незапамятные времена славился многолюдностью, пышностью садов, зеленью полей.

Со временем хутор становится практически нежилым с сохранившимися избами стариков да местных пьянчуг, которым даже хлеб перестают привозить. В этих условиях старым, больным людям нелегко переносить тяготы холодной русской зимы и старушку Катерину на зимний период забирает в город ее взрослая дочь.

Однако, несмотря на хорошие условия городского пребывания, Катерине тяжело дается проживание в семье дочери, пожилая женщина не может привыкнуть к чужим стенам, говорливым соседям и постоянному одиночеству, проводя все время в тоске по родному дому, хозяйству, поскольку все члены семьи в течение дня находятся на работе и не могут оказывать Катерине необходимого ей внимания.

Бабушка упрашивает дочь отправить ее назад в деревню и дочь уступает просьбам матери, несмотря на душевное волнение за здоровье старушки. Для того, чтобы осуществлять ежедневный контроль за состоянием пожилой Катерины и находится с ней в постоянной связи, дочка приобретает маме мобильный телефон, который очень напрягает старушку, неприученную к использованию современной техники и быстрым, сухим, деловым разговорам. Катерина тоскует по длительному общению с дочерью, которая считает болтовню с матерью бестолковым занятием, отнимающим массу драгоценного времени, а старушка мечтает поделиться своими стариковскими буднями и дать нужные советы практичной и вечно бегущей куда-то дочке.

Повествование рассказа пронизано горечью душевных переживаний пожилого человека, ощущающего себя брошенным собственным ребенком и остро нуждающимся в его внимании.

Финал произведения наполнен оптимистическим настроением пришедшего к дочери Катерины осознания краткости человеческой жизни, необходимости переосмысления собственного отношения к родителям, которые являются для нее единственными близкими, родными людьми, и возможной потере в любой момент этого самого дорогого человека на свете.

Сочинение рассуждение

Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям страшно понимать, что в них больше никто не нуждается и они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь.

Но далеко не все получают достаточно внимания. Кто-то из стариков остаётся один на один со своими проблемами и даже не мечтает о достойном отношении детей к себе. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» обозначает важную проблему современного молодого общества недостаток внимания пожилым родителям.

В рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и дефицит внимания дочери. Писатель не скрывает своего сострадания, он вместе с героиней жалуется на недостаточное внимание со стороны дочери. Рассказ имеет достойное завершение, в котором дочь понимает, что мать не заслужила такого отношения. Она в очередной раз звонит маме уже не на пару секунд, а на время, которое потребуется старой женщине для того, чтобы высказаться.

Современное общество сегодня стремится жить отдельно от родителей и получая такую возможность часто оставляет стариков «брошенными». Престарелые люди остаются одни не имея поддержки и сострадания. Развитие такого отношения следует брать под контроль и с детства прививать ребенку уважение к родителям. В большом обществе трудно жить одному без какой-либо поддержки со стороны родных и близких людей. Если подобное отношение к старикам будет развиваться, то чего же следует ожидать в будущем. Во что превратится мир, погрузившись в полное безразличие, за которым будет каждому все равно на другого. Мир, в котором не будет ценности и преемственности поколений.

Писатель не позволяет этим отношениям своих героев снизойти на нет, и дочь вовремя одумывается. Она начинает задумываться, что любой звонок может стать заключительным и каждое слово старой матери последним. Поняв это, она каждый раз начинает разговор словами «говори, мама, говори».

Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение проведённое с родителями.

Источник

Анализ рассказа Екимова Говори мама говори сочинение

Главный персонаж произведения представляется писателем в образе пожилой высохшей, горбатой от старости женщины, не утратившей проворности, живущей на небольшом донском хуторе, который в незапамятные времена славился многолюдностью, пышностью садов, зеленью полей.

Со временем хутор становится практически нежилым с сохранившимися избами стариков да местных пьянчуг, которым даже хлеб перестают привозить. В этих условиях старым, больным людям нелегко переносить тяготы холодной русской зимы и старушку Катерину на зимний период забирает в город ее взрослая дочь.

Однако, несмотря на хорошие условия городского пребывания, Катерине тяжело дается проживание в семье дочери, пожилая женщина не может привыкнуть к чужим стенам, говорливым соседям и постоянному одиночеству, проводя все время в тоске по родному дому, хозяйству, поскольку все члены семьи в течение дня находятся на работе и не могут оказывать Катерине необходимого ей внимания.

Бабушка упрашивает дочь отправить ее назад в деревню и дочь уступает просьбам матери, несмотря на душевное волнение за здоровье старушки. Для того, чтобы осуществлять ежедневный контроль за состоянием пожилой Катерины и находится с ней в постоянной связи, дочка приобретает маме мобильный телефон, который очень напрягает старушку, неприученную к использованию современной техники и быстрым, сухим, деловым разговорам. Катерина тоскует по длительному общению с дочерью, которая считает болтовню с матерью бестолковым занятием, отнимающим массу драгоценного времени, а старушка мечтает поделиться своими стариковскими буднями и дать нужные советы практичной и вечно бегущей куда-то дочке.

Повествование рассказа пронизано горечью душевных переживаний пожилого человека, ощущающего себя брошенным собственным ребенком и остро нуждающимся в его внимании.

Финал произведения наполнен оптимистическим настроением пришедшего к дочери Катерины осознания краткости человеческой жизни, необходимости переосмысления собственного отношения к родителям, которые являются для нее единственными близкими, родными людьми, и возможной потере в любой момент этого самого дорогого человека на свете.

Сочинение рассуждение

Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям страшно понимать, что в них больше никто не нуждается и они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь.

Но далеко не все получают достаточно внимания. Кто-то из стариков остаётся один на один со своими проблемами и даже не мечтает о достойном отношении детей к себе. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» обозначает важную проблему современного молодого общества недостаток внимания пожилым родителям.

В рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и дефицит внимания дочери. Писатель не скрывает своего сострадания, он вместе с героиней жалуется на недостаточное внимание со стороны дочери. Рассказ имеет достойное завершение, в котором дочь понимает, что мать не заслужила такого отношения. Она в очередной раз звонит маме уже не на пару секунд, а на время, которое потребуется старой женщине для того, чтобы высказаться.

Современное общество сегодня стремится жить отдельно от родителей и получая такую возможность часто оставляет стариков «брошенными». Престарелые люди остаются одни не имея поддержки и сострадания. Развитие такого отношения следует брать под контроль и с детства прививать ребенку уважение к родителям. В большом обществе трудно жить одному без какой-либо поддержки со стороны родных и близких людей. Если подобное отношение к старикам будет развиваться, то чего же следует ожидать в будущем. Во что превратится мир, погрузившись в полное безразличие, за которым будет каждому все равно на другого. Мир, в котором не будет ценности и преемственности поколений.

Писатель не позволяет этим отношениям своих героев снизойти на нет, и дочь вовремя одумывается. Она начинает задумываться, что любой звонок может стать заключительным и каждое слово старой матери последним. Поняв это, она каждый раз начинает разговор словами «говори, мама, говори».

Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение проведённое с родителями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

Популярные сегодня темы

Жуковский Василий Андреевич – известный российский литератор, который считается первым поэтом-романтиком в России. Да, именно с него началась эпоха романтизма: время одиноких, несчастных и высокодуховных людей

Все мы прекрасно знаем, что первую ракету с человеком в космос запустили еще в далеком 1961 году, но так как и раньше полеты в космос стоят огромных денег и это непосильная сумма для большинства людей

К сожалению, до нас не дошло имя автора, который написал «Слово о полку Игореве». Несмотря на это уже много веков произведение живет и его с интересом читают потомки.

1873 – появляется на свет в селе Семеново, Новгородская губерния. С раннего возраста обнаружился талант в музыке, практикуется в игре на фортепьяно.

На планете живут более семи миллиардов людей. Каждый человек уникален, обладает разным набором качеств, характером. Но, во все времена ценились люди, которые обладали достойными и благородными качествами.

Источник

Б.Екимов «Говори мама, говори», краткое содержание, чему учит рассказ?

Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть фото Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть картинку Чему учит рассказ говори мама говори. Картинка про Чему учит рассказ говори мама говори. Фото Чему учит рассказ говори мама говори

Борис Екимов в своём рассказе рассказывает нам о том, как на одном хуторе жила старушка Екатерина. Старушка жила одна и дочь подарила ей телефон чтобы мать была на связи.

Конечно же бабушка удивлялась тому, как работает телефон и даже называла телефон «мобилой», подражая своему внуку.

Старушка каждый день ждала звонка от дочери, а та позвонив, разговаривала короткими фразами, узнавая всё ли у матери хорошо быстро отключалась. Дочь экономила деньги, связь из другого города была дорогой.

Старушку это расстраивало, ей так много хотелось ей рассказать, но она не успевала сказать всего чего хотела. Конечно же дочь очень любила свою мать, но все мы вечно живём в суете, всегда заняты работой и своими делами, что на близких порой не остаётся времени.

Однажды дочь осознала, что мамы может и не стать, ведь она уже совсем старенькая, она испугалась, что может однажды уже не услышать мамин голос. Женщина позвонила маме, а та по привычке начала быстро рассказывать о том, что у неё всё хорошо, да так торопилась, боясь упустить что-то важное, ожидая что дочь отключится, но на её удивление на том конце провода её внимательно слушали и не перебивали. Дочь на том конце провода внимательно слушала и сказала маме: «Говори, мама, говори. «. Она очень боялась, что голос мамы замолчит навсегда.

Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть фото Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть картинку Чему учит рассказ говори мама говори. Картинка про Чему учит рассказ говори мама говори. Фото Чему учит рассказ говори мама говори

Дай Бог чтобы все мамы на свете были живы и здоровы!

Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть фото Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть картинку Чему учит рассказ говори мама говори. Картинка про Чему учит рассказ говори мама говори. Фото Чему учит рассказ говори мама говори

Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть фото Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть картинку Чему учит рассказ говори мама говори. Картинка про Чему учит рассказ говори мама говори. Фото Чему учит рассказ говори мама говори

1). Друзья Костя и Шурик наблюдали, как стекольщик утепляет оконные рамы замазкой, поняли, что она, как пластилин, отковыряли ее и стали лепить фигурки зверей.

2). Костя и Шурик отправились в кинотеатр, прихватив замазку с собой, а для удовольствия купили себе по мятному прянику.

3). Шурик положил на чужой стул замазку, а на этот стул сел гражданин.

4). Мальчики сказали ему, что он сидит на замазке, гражданин рассердился и заставил ребят счищать ее со стула.

5). Мальчишки счистили замазку, решили съесть пряники, но Костик перепутал свой пряник с замазкой, было невкусно.

6). Со злости Костик швырнул замазку на пол, но Шурик начал на четвереньках ее искать под стульями, кто-то больно наступил ему на руку, а когда мальчишки, наконец-то, сели смотреть кино, оно уже закончилось, и они ничего не поняли.

Вывод: не всякая игра полезна, не нужно играть так, чтобы приносить вред другим, потому что за это придется расплачиваться.

Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть фото Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть картинку Чему учит рассказ говори мама говори. Картинка про Чему учит рассказ говори мама говори. Фото Чему учит рассказ говори мама говори

Он очень быстро поклеил один угол стола, вышло красиво. И Митя загордился.

И так прошла неделя, осталась еще одна. Вот тут-то Митя понял, что не успевает.

Митя сначала даже засомневался, что успеет. Но мастера послушался, делал неторопливо и закончил работу даже за день до назначенного срока. О том и название: не надо стараться объять необъятное одним махом, просто делай потихоньку, но без долгих перерывов, и в конце концов все будет выполнено.

Вот такой небольшой поучительный рассказ Бориса Шергина. Хотя можно задуматься: а что, Митя сам не видел, что осталось сделать шесть ладоней? Почему надо было приходить в отчаяние?

Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть фото Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть картинку Чему учит рассказ говори мама говори. Картинка про Чему учит рассказ говори мама говори. Фото Чему учит рассказ говори мама говори

Так он говорит. Но ведь легко померить стол и поделить на семь дней, легко убедиться, что надо каждый день заполнять участок с ладонь. Рассчитать это совсем несложно даже подростку, а уж Митя-паркетчик все-таки не совсем новичок был, иначе бы ему не поручили такой заказ.

Источник

1745. Анализ рассказа Говори мама говори Екимова Русский язык

Сочинение — Анализ рассказа Говори мама говори Екимова. Русский язык

Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

Однако не всем суждено быть окруженными вниманием чад в преклонном возрасте. Некоторые старики оказываются одни, обделённые вниманием своих детей. Так, например, в рассказе Бориса Екимова «Говори, мама, говори» поднимается проблема нехватки внимания детей престарелым родителям.

В рассказе описывается жизнь старушки Екатерины, её одиночество и нехватка внимания со стороны дочери. Автор явно её жалеет, сетуя вместе с ней на невнимательность дочери к старухе-матери. Рассказ заканчивается хорошо: дочь осознаёт неправильность своего поведения и звонит маме, чтобы сказать главную и самую ожидаемую старушкой фразу: «говори, мама, говори».

Сейчас в современном обществе, в котором не принято жить с родителями, действительно есть такая проблема, как «брошенные» старики. Пожилые люди оказываются совершенно одни, без поддержки в таком сложном возрасте, порой даже без средств на существование. За такими проявлениями в массах стоит следить, стоит говорить об этом и с детства воспитывать в ребёнке должное отношение к родителям, потому что в чувственности, в любви к своим близким человек сохраняет связь с прошлым, настоящим и с будущим. Сложно жить в современном обществе без поддержки близких людей, на которых всегда можно опереться в случае беды. Если такое пренебрежительное отношения к старикам и дальше будет иметь место, то чего можно будет ожидать от общества в будущем? Что это будет за мир, где всем всё равно друг на друга, где каждый сам за себя, где у людей не будет дома, семьи и таких понятий, как долг или благодарность?

В конце рассказа дочь приходит к мысли, что, действительно, каждый звонок может оказаться последним для человека столь преклонного возраста, и что нужно ценить каждое мгновение, проведённое с ним. Остаётся лишь надеяться, что каждый ребенок, в конце концов, поймёт, что родители у него одни единственные, и что их никем не заменишь. Что все дети станут заботиться о своих родителях. А иначе, как жить на свете без любви к тем, кто тебя вырастил и вложил в тебя душу?

Источник

Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Говори, мама, говори»

Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

Однако не всем суждено быть окруженными вниманием чад в преклонном возрасте. Некоторые старики оказываются одни, обделённые вниманием своих детей. Так, например, в рассказе Бориса Екимова «Говори, мама, говори» поднимается проблема нехватки внимания детей престарелым родителям.

В рассказе описывается жизнь старушки Екатерины, её одиночество и нехватка внимания со стороны дочери. Автор явно её жалеет, сетуя вместе с ней на невнимательность дочери к старухе-матери. Рассказ заканчивается хорошо: дочь осознаёт неправильность своего поведения и звонит маме, чтобы сказать главную и самую ожидаемую старушкой фразу: «говори, мама, говори».

Сейчас в современном обществе, в котором не принято жить с родителями, действительно есть такая проблема, как «брошенные» старики. Пожилые люди оказываются совершенно одни, без поддержки в таком сложном возрасте, порой даже без средств на существование. За такими проявлениями в массах стоит следить, стоит говорить об этом и с детства воспитывать в ребёнке должное отношение к родителям, потому что в чувственности, в любви к своим близким человек сохраняет связь с прошлым, настоящим и с будущим. Сложно жить в современном обществе без поддержки близких людей, на которых всегда можно опереться в случае беды. Если такое пренебрежительное отношения к старикам и дальше будет иметь место, то чего можно будет ожидать от общества в будущем? Что это будет за мир, где всем всё равно друг на друга, где каждый сам за себя, где у людей не будет дома, семьи и таких понятий, как долг или благодарность?

В конце рассказа дочь приходит к мысли, что, действительно, каждый звонок может оказаться последним для человека столь преклонного возраста, и что нужно ценить каждое мгновение, проведённое с ним. Остаётся лишь надеяться, что каждый ребенок, в конце концов, поймёт, что родители у него одни единственные, и что их никем не заменишь. Что все дети станут заботиться о своих родителях. А иначе, как жить на свете без любви к тем, кто тебя вырастил и вложил в тебя душу?

Другие сочинения: ← Равнодушие и отзывчивость по рассказу Ночь исцеления Екимова↑ ДругиеБаулин — Храм Покрова на Нерли →

Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть фото Чему учит рассказ говори мама говори. Смотреть картинку Чему учит рассказ говори мама говори. Картинка про Чему учит рассказ говори мама говори. Фото Чему учит рассказ говори мама говори

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Опубликовано вкл 09.02.2014 — 22:08Автор: Змаева Милена

В своей работе, написанной по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори». ученица пытается разобраться в непростых отношениях взрослой дочери и ее матери. Она проводит параллель с рассказом К Паустовского «Телеграмма». В конце повествования обращается с просьбой ко всем нам: не забывать о своих матерях и говорить им теплые слова, навещать их при жизни.

«Говори, мама, говори…» (fb2)

Борис Екимов «ГОВОРИ, МАМА, ГОВОРИ…»

По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:
— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.

Но в год нынешний осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром.

Птичий перелет затянулся. Неспешно уходила на юг казарка, вызванивая где-то в туманистом, ненастном небе негромкое онг-онг… онг-онг…

Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.

— Кидаю умом, не накину… — жаловалась она соседке. — Ехать, не ехать. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло-растепло. Туды-сюды… Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить.

Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.

Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из пазухи еще один довод — мобильный телефон.

— Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. — Одно слово — мобила. Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? — вопрошала она. — Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…

Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой.

Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город. Одно дело — возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет?

Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать. Вот и уезжала к своим.

Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут.

Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети, но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся.

Вот и думала: ехать, не ехать. А тут еще телефон привезли на подмогу — «мобилу». Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила дочь из города, по утрам.

Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго:

— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.

Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла.

В первые дни старая Катерина лишь дивилась такому чуду. Прежде на хуторе был телефон в колхозной конторе. Там все привычно: провода, черная большая трубка, долго можно говорить. Но тот телефон уплыл вместе с колхозом. Теперь появился «мобильный». И то слава богу.

— Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую.

Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.

— Это что за страсть такая… — ворчала старая женщина. — Не телефон, свиристелка. Прокукарекал: будь-будь… Вот тебе и будь. А тут…

А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чем рассказать хотелось.

— Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские — модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже. А то я ныне сон видала, такой нехороший. К чему бы? Вроде на нашем подворье стоит скотиняка. Живая. Прямо у порога. Хвост у нее лошадиный, на голове — рога, а морда козиная. Это что за страсть? И к чему бы такое?

— Мама, — донеслось из телефона строгое. — Говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф.

— Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина. Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном.

Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей… И в самом деле ведь привиделась ночью такая страсть: лошадиный хвост и козья страшенная морда.

Вот и думай, к чему это? Наверное, не к добру.

Снова миновал день, за ним — другой. Старой женщины жизнь катилась привычно: подняться, прибраться, выпустить на волю кур; покормить да напоить свою малую живность да и самой чего поклевать. А потом пойдет цеплять дело за дело. Не зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит.

Просторное подворье, которым когда-то кормилась немалая семья: огород, картофельник, левада. Сараи, закуты, курятник. Летняя кухня-мазанка, погреб с выходом. Плетневая городьба, забор. Земля, которую нужно копать помаленьку, пока тепло. И дровишки пилить, ширкая ручною пилой на забазье. Уголек нынче стал дорогущий, его не укупишь.

Помаленьку да полегоньку тянулся день, пасмурный, теплый. Онг-онг… онг-онг… — слышалось порой. Это казарка уходила на юг, стая за стаей. Улетали, чтобы весной вернуться. А на земле, на хуторе было по-кладбищенски тихо. Уезжая, сюда люди уже не возвращались ни весной, ни летом. И потому редкие дома и подворья словно расползались по-рачьи, чураясь друг друга.

Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке — белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище.

Неловко начался день, да так и пошел не в лад.

Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.

— Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что — живая. Я ныне так вдарилась, — пожаловалась она. — Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… — подосадовала она. — Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины…

— Мама, — раздался в телефоне далекий голос, — конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину.

— А я тебе о чем и толкую. Тама корень из земли вылез, как змеюка. А я шла не глядела. Да тут еще глупомордая кошка под ноги суется. Этот корень… Летось Володю просила до скольких разов: убери его Христа ради. Он на самом ходу. Черномяска…

— Мама, говори, пожалуйста, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это — мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?

— Вроде бы не сломала, — все поняла старая женщина. — Прикладаю капустный лист.

На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: «Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…»

И, отгоняя горькие мысли, старая женщина занялась привычными делами во дворе и в доме. Но старалась больше толочься под крышей, чтобы еще не упасть. А потом возле прялки уселась. Пушистая кудель, шерстяная нить, мерное вращенье колеса старинной самопряхи. И мысли, словно нить, тянутся и тянутся. А за окном — день осенний, словно бы сумерки. И вроде зябко. Надо бы протопить, но дровишек — внатяг. Вдруг и впрямь зимовать придется.

В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины:

— Болят ваши косточки.

Так впору и к месту были эти душевные слова, что ответилось само собой:

— Ноют руки и ноги. — словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос.

— Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка — никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят…

— Болит ваша спина… — мягко ворковал, словно завораживая, женский голос.

— Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь…

Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа.

Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал, а потом смолк.

Старая женщина даже всплакнула, ругая себя: «Овечка глупая… Чего ревешь. » Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.

И тут совсем неожиданно, в обеденный неурочный час, заиграла музыка и засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась:

— Доча, доча… Чего случилось? Не заболел кто? А я всполохнулась: не к сроку звонишь. Ты на меня, доча, не держи обиду. Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. Но я ведь взаправду чуток не убилась. Тама, возля этой дулинки… — Она опомнилась: — Господи, опять я про эту дулинку, прости, моя доча…

Издалека, через многие километры, донесся голос дочери:

— Говори, мама, говори…

— Вот я и гутарю. Ныне какая-то склизь. А тут еще эта кошка… Да корень этот под ноги лезет, от грушины. Нам, старым, ныне ведь все мешает. Я бы эту грушину навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня.

В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.

— Говори, мама… — просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь. — Говори, мама, говори…

Несколько интересных сочинений

Вступительное слово

Урок посвящен современной прозе как носителю традиций классической литературы.

Современная литература развивается в тесной связи с классическим художественным наследием и вбирает в себя множество направлений и приемов. Сюда, безусловно, можно отнести рассказы и повести Бориса Петровича Екимова. Историзм, определенность авторской позиции, внимание к внутреннему миру человека, актуальность освещенных в текстах проблем, художественное совершенство его произведений объясняют интерес современного читателя.

Борис Екимов. Фото: АиФ/ Геннадий Михеев

Стоит отметить, что Борис Петрович наш земляк, и многие его произведения посвящены Донскому краю. Сквозь его тексты проходит мотив реальных жизненных будней простого человека, они пронизаны тревогой за его судьбу, нравственное начало, его будущее. Центральная тема произведений – самоопределение человека в жизни, т.е. осознание себя и своей принадлежности этому миру. Герои его рассказов и повестей – жители донских хуторов, простые люди, в которых читатель сможет узнать себя или своих знакомых.

Как раз о таком произведении и пойдет речь на нашем уроке.

«Говори, мама, говори» – рассказ, написанный в 2006 году. В нем поднимается вечная проблема отношений родителей и детей. Дети взрослеют и покидают старых родителей, оставляя их в мучительном одиночестве. Да, у нас есть различные гаджеты, что позволяют нам связаться с любым человеком, как бы далеко он не был. Но правда ли это нас сближает?

Давайте ознакомимся с произведением поближе и убедимся, насколько жизненны рассказы Бориса Екимова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *