Чему учит рассказ хирургия

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Чехов А. «Хирургия» Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А. «Хирургия» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Чехов Антон Павлович

Название: «Хирургия»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: непрофессионализм в медицине и его последствия.

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Рассказ о том, как к фельдшеру, который вёл приём вместо уехавшего земского доктора, пришёл дьячок, у которого сильно болел зуб. После осмотра Сергей Кузьмич сказал, что зуб надо выдирать, недавно он без проблем выдернул зуб богатому помещику, но на этот раз что-то пошло не так.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

В любом деле главное профессионализм, просто так, без знаний и опыта, ничего не получится. Это касается не только медицины, но и любой сферы деятельности человека.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что надо уметь оценивать свои возможности и умения объективно, иначе можно навредить не только себе, но и окружающим людям. А ещё учит нас, что в любом деле надо учиться и развиваться, не стоять на одном месте и ещё и хвалиться этим.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Антон Павлович Чехов очень реалистично описывает сцену выдирания зуба, кажется, что наблюдаешь за происходящим со стороны. Как же хорошо, что сейчас уже так не лечат и не выдирают зубы. Вряд ли бы кто-то из нас выдержал такую процедуру.

Новые слова и выражения:

Фельдшер – медработник со средним специальным образованием, оказывает доврачебную медицинскую помощь.

Чечунчовая – сделанная из плотной шёлковой ткани – чесучи.

Триковый – сшитый, изготовленный из трико, плотной ткани.

Карболовый – содержащий карболовую кислоту, едкую дезинфицирующую жидкость.

Пословицы к произведению:

Один хороший лекарь вылечит скорее, чем сорок плохих.

Об искусстве лекаря судят после выздоровления.

Век живи – век учись.

Источник

Хирургия Чехов А.П. — читательский дневник

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Читательский дневник по рассказу Чехова «Хирургия» поможет систематизировать знания, полученные при изучении данного произведения. Чехов – писатель, метко высмеивающий людские пороки, что наглядно отражено в этом небольшом рассказе.

Произведение написано в 1884 году. Время, в котором происходят события рассказа – 2-я половина XIX века. Действие разворачивается в русской глубинке, в кабинете земской больницы.

Курятин — фельдшер. Он – глупый, хвастливый, безответственный, некомпетентный. Заменяя отсутствующего врача, фельдшер берется за сложные хирургические манипуляции – пытается вырвать зуб.
Вонмигласов — дьячок, пациент, пришедший с больным зубом в больницу. Он – старик, ограниченный, богобоязненный, льстивый, не умеющий критически мыслить. Дьячок полностью доверяется фельдшеру, и уходит только после двух неудачных попыток вырвать зуб.

Дьячок, у которого болел зуб, пришел в земскую больницу. Доктор отсутствовал по уважительной причине. Его заменял фельдшер, решивший вырвать зуб, хотя даже не знал, каким инструментом следует пользоваться. В результате дьячок поплелся домой с надломленным зубом, который так и остался во рту. И такой неудачный случай был у фельдшера уже не первым.

Произведение учит, что не стоит браться за дело, в котором не разбираешься. Рассказ предостерегает человека от излишнего доверия к медицинским работникам, находящимся не на своем месте.

Чехов описывает ситуацию, произошедшую в земской больнице. Фельдшер Курятин рвет зуб дьячку, самонадеянно решив, что сможет сделать эту работу вместо врача. Автор описывает ситуацию, которая в те времена в медицине была не такой уж редкой. Писатель негативно относится ко всей системе здравоохранения, и этим рассказом призывает к ее изменению.

Он описывает дьячка – недалекого и малограмотного человека, не умеющего критически мыслить, разобраться в ситуации. Такими же были и другие селяне – необразованные и забитые. Скорее всего, не все из пациентов знали, в чем разница между фельдшером и врачом. С такими людьми можно делать все, что угодно. Дьячок без раздумий доверяется фельдшеру, не может вовремя защитить себя.

Судя по литературе, врачи того периода времени работали круглые сутки, не имели личного пространства. Больного могли привезти в любой момент, и посоветоваться им было не с кем. В сельской местности обычно работал один врач. Так происходит и в рассказе «Хирургия». Доктор женится, но заменить его некем. Поэтому больных принимает фельдшер, успевший за один прием нанести немало вреда.

Писатель высмеивает негативные черты каждого из персонажей. Курятин хвастлив, самодоволен, относится к серьезным вещам слишком легко, не видит свои возможности в реальном свете. Дьячок представляется нам забитым, беспомощным с отталкивающей внешностью.

В произведении мы видим только два образа – это Курятин, работающий фельдшером и дьячок Вонмигласов, ставший его пациентом. Фамилии этих персонажей отражают их состояние, подчеркивая характерные черты. Образ и разговор дьячка выражает страх, богобоязненность и убогость. Чехов рисует образ фельдшера, представляя его неопрятным, даже зловонным. Чувствуется, что Курятин без интереса относится к делу, которым занимается.

С того момента, как фельдшер решил оказать дьячку «помощь», эти образы находятся в противоборстве друг с другом. Курятин взялся за удаление зубов, чему не обучался, не разбирался в тонкостях этой непростой процедуры. Эти два образа противостоят друг другу на протяжении всего рассказа, а в финале их конфронтация достигает наивысшего накала.

В этих образах автор выражает собственное негодование по отношению к системе здравоохранения, существовавшей в те времена. Писатель-врач сам негодует по поводу беспечного и безнаказанного отношения медработников к своим пациентам.

Просфора — небольшой хлебец, используемый для богослужения.
Дьячок или диакон — служитель церкви, находящийся на низшей ступени церковной иерархии.
Фельдшер — медицинский работник, квалификация которого выше, чем у медсестры, но ниже, чем у врача.
Карболовая кислота — сильный и едкий раствор, применяемый в медицине с целью дезинфекции.
Земская больница — медицинское учреждение царской России, обслуживающее сельских жителей.
Ряса — верхняя свободная и длинная одежда темного цвета, предназначенная для лиц духовного звания.

На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.

Хирургия — пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки.

Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать.

В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал.

Человек почище тебя, а не хватал руками.

Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Источник

Анализ произведения Чехова «Хирургия»

Автор: Guru · Опубликовано 26.02.2017 · Обновлено 08.10.2017

Многие произведения А.П. Чехова хоть и смешат читателя, но при этом служат для выражения моральных ценностей и важных идей. Например, рассказ «Хирургия» ставит перед обществом злободневный вопрос о невежестве в такой отрасли, как охрана здоровья граждан. Называя книгу наименованием целого врачебного направления, автор обобщает, тем самым говоря, что вся медицина в России находится в плачевном состоянии, а не одна только земская больница. Он по опыту знал, как необходимы государству не только реформы здравоохранения и соответствующее финансирование, но и ответственное отношение людей к этой должности. Именно проблеме его отсутствия посвящена работа писателя.

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

О чем говорится в рассказе?

Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…». Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать. Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!». Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.

Главные герои

Персонажи изображены в характерной для писателя сатирической манере. Он заострил внимание на их комическом поведении и нарисовал иронический портрет целого сословия. Их характеры схематичны, но при этом вмещают в себя плоды пристального наблюдения автора за изменяющейся и пульсирующей действительностью. Герои рассказа «Хирургия» Чехова выдержаны в черно-белых цветах фельетона: они лишены полноценного внутреннего мира. Образы строятся вокруг одного порока, который высмеивается и осуждается. Читатель не видит их жизни, семей и обстоятельств, которые повлияли на формирование личности. Важно то, и Антон Павлович подчеркивает это, что пороки развиваются с молчаливого согласия общества. Все мы не обращаем внимания на то, что происходит, и ничего не делаем, чтобы это исправить.

«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние».

Характеристика героев – одно из ярчайших средств создания комического эффекта в произведениях Чехова. Книга «Хирургия» является одной из лучших в своем роде, ведь актуальна до сих пор. Невежество вредит не только конкретному человеку, но и всему обществу. Оно не развивается, так как глухо к прогрессу и живет только ради добычи мелкой выгоды и потребительского существования, лишенного высшей цели. Над этим смеется писатель, однако это не веселый смех, а грустная усмешка, ведь с годами в России мало что изменилось.

Главная мысль

Произведение насыщено смыслом, хоть и не велико по объему. Основная мысль рассказа «Хирургия» в том, что невежество и лицемерие вредят всему обществу, а не конкретному персонажу. Люди после таких медвежьих услуг не пойдут к врачу, они останутся, как дьячок, с негативными последствиями своих незалеченных болезней. Они подумают, что такова вся медицина, и будут бояться лечения, так как мысленно свяжут его с неумелым фельдшером и безответственным врачом. Пациенты пойдут к знахаркам или запустят заболевание до плачевного исхода. Таким образом, каждый специалист должен исполнять свои обязанности профессионально и ответственно, ведь именно он вносит свою лепту в организацию общественного порядка.

Чему учит рассказ?

У Чехова во многих произведениях остается открытым финал, так и здесь все заканчивается многоточием: «Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси…». Казалось бы, автор не дает ответа на поставленные вопросы. Однако это мнение ошибочно. Незаконченное повествование дает пищу для фантазии. Мысли читателя довершают картину: служитель церкви рассказал о случившемся прихожанам, те зарубили себе на носу, что лечиться не надо. Таким образом, несчастный фельдшер опорочил профессию, и теперь нет доверия не только ему, но и всем врачам. То есть, каждый из нас задумывается над персональной ответственностью человека за все то плохое, что происходит вокруг. Например, люди могут умереть без своевременной помощи доктора, но принципиально отказываются от нее, так как не верят в ее пользу.

Рассказ вызывает противоречивые чувства и, кроме всего прочего, учит нас не делать поспешных выводов. С одной стороны, фельдшер не виноват, что врач уехал, а доктор тоже имеет право на личную жизнь. Нельзя же огульно обвинять их в том, что они не смогли сделать все возможное, чтобы помочь. Их становится просто жалко, ведь условия для работы в провинции всегда были тяжелыми. Неужели в больнице всего один врач? Если так, не может же он сидеть там круглые сутки. С другой стороны, они оба относятся к работе безответственно, то есть оставляют пост на дежурстве и берутся за то, чего не умеют. Это вызывает чувство раздражения и возмущения, ведь их халатность может стоить жизни человека. В этой двоякости ценность произведения «Хирургия», она провоцирует нас на размышление. Каждую ситуацию надо подвергать всестороннему анализу, а не довольствоваться узким и пристрастным взглядом, как недалекий и лицемерный дьячок.

Источник

Чехов «Хирургия»: какая главная мысль, чему учит рассказ?

Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Хирургия»­?

Чему учит рассказ Чехова «Хирургия»­?

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Рассказ Чехова «Хирургия» не только смешной, но и весьма поучительный. В нем рассказывается о том, как фельдшер Курятин пытался удалить больной зуб у дьячка Вонмигласова. Дело в том, что врача в земской больнице в этот день не было, вот и взялся фельдшер за малознакомое занятие.

Осмотр пациента привел Курятина к выводу, что зуб нужно удалить, однако он даже инструмент выбирает неуверенно. А дальше он мучает дьячка, пытаясь извлечь зуб, но это у него не получается. В итоге зуб раскалывается и обозленный дьячок обрушивается с упреками на Курятина.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Так получилось, что ещё задолго до прочтения рассказа Антона Павловича Чехова «Хирургия», я посмотрел старенький советский короткометражный фильм с одноимённым названием, снятый по мотивам данного произведения, в котором чудесно передали образ героев великие Игорь Владимирович Ильинский и Иван Михайлович Москвин. Помню, как безудержно тогда смеялся, наблюдая за процессом удаления зуба «учёным» фельдшером Курятиным, а потом ещё подумал, что не дай Бог, когда-нибудь попасть вот к такому вот хирургу.

Отсюда вывод. Прежде чем браться за какое-либо дело, необходимо хорошенечко обдумать, как его аккуратнее и правильнее осуществить, особенно если сия работа связана с лечением другого человека, а знаний и навыков покамест недостаточно.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Рассказ «Хирургия» написанный Чеховым очень назидательный и интересный.

В рассказе автор показал читателю, что может случиться, если человек несведующий в данном вопросе возьмётся за его решение.

Дьячок Вонмигласов измучившись от больного зуба и не зная покоя, решил обратись за помощью к доктору, но на его беду, врача в этот день не оказалось на месте, а был лишь фельдшер Курятин. Курятин осмотрел пациента и со знанием дела заверил дьячка о необходимости удаления зуба. На самом деле он мало что понимал и имел смутное представление о процессе удаления зубов.

Измучивш дьячка, он ломает ему зуб, такк и не лишив его больного зуба.

В рассказе высмеивается самохвальство и самоуверенность фельдшера.

Главная мысль рассказа заключается в том, что если ты не являешься специалистом, не имеешь представления о чем-либо, не стоит браться за дело. Очень плохо быть «самонадеянным индюком», ведь это может навредить многим.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Рассказ Чехова «Хирургия» в юмористической и даже сатирической форме показывает будни простой земской больницы, где всего один настоящий врач, а фельдшер совершенно необразованный и малосведущий в своей профессии человек. Он берется удалить дьячку больной зуб, даже не имея представления о том, какой именно инструмент лучше для этого использовать. Но силой оказывается не обделен и просто ломает дьячку зуб.

Впрочем, дьячок вызывает сочувствие только как жертва неграмотного коновала, а как человек он такой же проходимец, как и Курятин.

Мне кажется, главная мысль этого рассказа в том, что каждый человек должен заниматься тем делом, которому обучен, причем каждый человек должен быть мастером своего дела.

А учит этот рассказ не доверять свою судьбу людям, не обладающим должной квалификацией. Учит не хвалится раньше времени, учит оценивать свои силы и возможности.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Рассказ А.П.Чехова «Хирургия» совсем небольшой, но он ярко показывает нам персонажей, которых мы и сейчас можем видеть среди докторов, хотя с тех пор прошло уж много времени.

На свою беду дьячок Вонмигласов решил обратиться к доктору в один воскресный день, а врача тогда заменял фельдшер Курятин. У дьячка разболелся зуб и распухла десна, а народные методы лечения не помогали.

Вместо того, чтобы дождаться врача, фельдшер расхваливая себя сам принял решение об удалении злополучного зуба. Но он видимо имел об этом смутные представления, так как с первой попытки у него вообще ничего не вышло. А во второй раз он дьячку и вовсе зуб сломал.

Рассказ «Хирургия» наглядно показывает, к чему приводит бахвальство и неопытность врачей, которые все же берутся «лечить», не обладая достаточными для этого знаниями и навыками. А самохвальство мало чем в этом может помочь.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Основной мыслью рассказа «Хирургия», является то что, если человек ведет себя невежественно, необразованно, а также если человек является излишне самоуверенным, то могут быть плачевные результате. В рассказе, Фельдшер Курятин во время отсутствия врача, без образования и навыков решил самостоятельно удалить зуб больному дьячку Вонмигласову. Он причинил вред больному и дьячок в бешенстве покинул больницу, дерась руками за распухшую щёку. Дьячок из-за своей необразованности причинил вред пациену, серость и суеверие и страх вызывает смех. Чехов выссмеивает недостатки человека, непрофессионализм и глупость людей.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Этот рассказ очень поучительный и главная мысль и мораль его такова, что каждый человек должен браться только за то дело, в котором он понимает.

Никогда не следует браться за то, в чем нет опыта и тем чрезмерно самоуверенным, потому что можно на выходе получить очень сомнительные и плачевные результаты.

Ведь суть рассказа в том, что фельдшер полез вырывать зуб, в чем вообще не знал никакого толка и нанес пациенту вред.

Он остался вместо врача в больнице и кичился этим.

Также рассказ говорит о том, что не следует доверяться тем людям, которые не являются профессионалами, чтобы в итоге не пострадать.

Источник

А.П. Чехов «Хирургия»: анализ

История создания

Тема рассказа — ошибки некомпетентных врачей. Она не нова и актуальна во все времена. Очень часто пациенты страдают от врачебной халатности, особенно много подобных случаев было в хирургии. Чехов с присущим ему юмором и сарказмом описывает одну из таких историй. Автор сам был врачом, поэтому большинство его рассказов основано на реальных событиях. Антон Павлович Чехов написал рассказ «Хирургия», когда работал в Чикинской земской больнице (г. Воскресенск).

Произведение рассказывает не только о халатности врачей. Оно раскрывает такие пороки человечества, как хамство, хвастовство, самоутверждение за счет других, угодничество, чинопочитание.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

Сюжет рассказа «Хирургия» с цитатами

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Земской доктор покинул больницу, чтобы сыграть свадьбу. Во время его отсутствия больных принимал фельдшер Курятин – обстоятельный «толстый человек лет сорока», лицо которого внушало доверие.

В приемном покое появился дьячок Вонмигласов, который принялся жаловаться на сильную зубную боль. Мужчина очень страдал – щека его распухла, он не мог ни есть, ни спать. Он уже и «водку с хреном» прикладывал к больному месту, и ниточку носил «с Афонской горы», но ничего не помогало.

Во время осмотра Курятин заметил «один зуб, украшенный зияющим дуплом». Сказав с важным видом, что «хирургия — пустяки», он принялся рыться в инструментах доктора и рассуждать о том, что зубы разные бывают – «один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом… Кому как».

Свой выбор фельдшер остановил на щипцах, которыми ухватился за зуб и принялся что есть силы его тащить. Дьячок стал громко кричать от нестерпимой боли и хватать руками своего мучителя. Щипцы сорвались с зуба, и Вонмигласов принялся укорять фельдшера: «Коли не умеешь рвать, так не берись!».

Курятин гневно напомнил дьячку, что рвал зуб богатому помещику Александру Ивановичу Египетскому, и тот «не хватал руками». Операция продолжилась. Послышался хруст. Вонмигласов минуту сидел «неподвижно, словно без чувств». Затем, обругав Курятина и «придерживая щеку рукой», он ушел восвояси…

Характеристика главных героев

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

В произведении два главных персонажа, образы которых автор рисует комично при помощи описания их внешнего вида, поведения, речи. Их характеристика:

Сергей Кузьмич Курятин — фельдшер в земской больнице, толстый человек лет сорока, одет в поношенный чечунчовый жакет и потрёпанные брюки. Воспользовавшись тем, что доктор уехал, занимает его место и пытается самоутвердиться, поэтому строит из себя знающего человека. На его лице выражение чувства долга и приятности, он курит сигару. На самом деле он недалёкий малообразованный человек, не разбирающийся в медицине. Сначала он говорит, что хирургия — это пустяки, но потом утверждает, что это «не шутки». Его речь сжатая, лаконичная. Ему свойственны хвастовство, самоуверенность, невежество, чинопочитание, хамелеонство, грубость.

Ефим Михеич Вонмигласов — дьячок, высокий коренастый старик, одет в коричневую рясу с широким кожаным поясом. На полузакрытом правом глазу у него бельмо, на носу бородавка, напоминающая издалека муху, — это комический элемент образа. Речь персонажа насыщена церковнославянскими оборотами. Он старается строить из себя смиренного, богобоязненного, образованного и вежливого человека, но на самом деле груб, малообразован и бескультурен. Он совершает поступки, не соответствующие поведению священника. Предстает перед читателем заискивающим льстецом, что также говорит о его глупости.

У персонажей этой истории, как и во многих произведениях Чехова, «говорящие» фамилии. Фамилия Курятин вызывает такие ассоциации, как «мокрая курица», «куриные мозги» и «курица лапой». Это намекает на то, что герой жалкий и глупый неумеха.

Фамилия Вонмигласов состоит из двух частей. Возглас «Вонмем!» означает «внимайте», он часто звучит во время церковной службы, «глас» — «голос». Дословно фамилия означает: «Внимайте моему голосу». Однако в конце произведения персонаж грубо бранится и произносит слова, недостойные священнослужителя.

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Темы и проблемы

Основная тема рассказа – непрофессионализм людей, которые отвечают за жизнь и здоровье общества. Они прикрывают свое невежество высокопарными терминами и замечаниями, но на деле являются лишь недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Основная проблема рассказа – равнодушие людей, которые берутся за работу, но отдают ей и десяти процентов своих сил. Они трудятся спустя рукава и совершенно не развивают навыки, потому что им безразлична эта специальность. Их интересует только жалование, на которое они позволяют себе мещанские радости, ими и ограничено их существование.

Также автор затрагивает темы и проблемные вопросы:

Короткие и содержательные рассказы – основная стезя А. П. Чехова

Чему учит рассказ хирургия. Смотреть фото Чему учит рассказ хирургия. Смотреть картинку Чему учит рассказ хирургия. Картинка про Чему учит рассказ хирургия. Фото Чему учит рассказ хирургия

Рассказ Чехова «Хирургия» еще раз подчеркивает мнение многочисленных литературных критиков относительно того, что писатель является мастером написания новелл-миниатюр. В пользу этого мнения говорит и ряд фраз, использованных в свое время писателем: «Искусство писать – это искусство сокращать», «Краткость – сестра таланта», «Язык должен быть прост и изящен» и пр. Чехов, как никто другой, умел коротко говорить о глобальных вещах. Он с помощью нескольких штрихов мог дать исчерпывающую характеристику любому человеку.

А. П. Чехов никогда не знакомил читателей с предыдущей биографией героев своих рассказов, их родителями или предками до того, как они начинали совершать какие-либо действия, описанные в новелле. Автор всегда начинал рассказы с самого поведения человека, его слов, мыслей и чувств, связанных с тем или иным совершаемым им действием. Описание внешнего вида главных героев или обстановки – это самое большее, что можно найти в рассказах Чехова. «Хирургия» не является исключением из этого правила. Однако эти описания не выходят за рамки того, что может увидеть любой человек, то есть собственное мнение автора в них не фигурирует, благодаря чему читателю предоставляется возможность сформировать собственное мнение о том или ином месте, герое или ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *