Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Литературный обзор книги Сергея Алексеева

История крепостного мальчика

История России от середины XVI века до середины XX века – основная тема книг автора. Повесть «История крепост­ного мальчика» рассказывает о судьбе маленького Митьки Мышкина, жившего в тяжёлый исторический период в Рос­сии – время крепостничества. Крепостных крестьян не счи­тали за людей и продавали, как скот. Десятилетнего Митьку разлучили с семьёй и продали злой барыне, которая изде­валась над крепостными, ни за что лупила их розгами. Бун­тарский характер, не позволил терпеть мучения и Митька сбежал. Но был пойман и бит. Здесь автор рисует слой об­щества – бедных помещиков, которые вынуждены сами были терпеть от богатых бар, и срывали всё зло на крепост­ных.

Но всё ж Митька смог уйти от злой помещицы. У него от­крылся музыкальный талант, и он был выкуплен, чтобы иг­рать в помещичьем театре. Здесь он встречает свою пер­вую, ещё детскую любовь и трагически теряет её. Решив отомстить за подругу, Митька становится на путь преступ­ления. И снова бежит из рабства. На этом примере автор показывает другой слой общества – богатых помещиков, желающих выделиться из толпы таких же, у них управляют имениями иностранцы и они, порой не знают сами, что тво­рится в их владениях.

Едва не погибнув, он попадает в услужение к офицеру. Это самый лучший период в жизни Митьки. Но офицерство в те времена всё погрязло в пороках – карты, пьянство, ду­эли. Митька поучаствовал в войне, познакомился с самим Суворовым и даже получил медаль. Но новый хозяин про­играл его в карты. И Митька снова бежит.

Он возвращается к родителям. Следующим его хозяином становится выживший из ума князь. Он был не злой, но от его самодурства, тоже крепостным доставалось. Но, увы, и здесь долго не остался Митька. Догнала его весть о его преступлении. Но не смогли его арестовать. Он снова уда­рился в бега.

На примере судьбы мальчика автор рассказал об этом тяжёлом времени, когда большинство крепостных мири­лись с самодурством хозяев. Но уже в крепостной среде за­рождались такие вот «Митьки», которые бросали вызов крепостному строю и хотели, чтобы к ним относились по человечески. Они готовы были жертвовать собой для за­щиты родины или друзей, но не прощали несправедливо­сти. Благодаря вот таким Митькам, в конце концов, крепо­стничество исчезло. Именно на это, я считаю, указывает ав­тор, заканчивая повесть очередным побегом Митьки Мыш­кина и словами. «Прощай Митька! Счастливого тебе пути и большой удачи!»

Повесть написана живым образным языком. Читается на одном дыхании. Захватывающий сюжет заинтересует большой круг читателей. Независимо от возраста.
Источник:

Источник

Алексеев «История крепостного мальчика» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Автор: Алексеев Сергей Петрович.

Краткое содержание для читательского дневника

1) В повести описана жизнь маленького крепостного мальчика Мити.

2) Как его продали от родителей.

3) Менялись хозяева, менялись условия пребывания.

4) Он хотел сбежать, и ему это в конце концов удалось.

6) Побывал на войне, получил медаль за храбрость и преданность от Суворова.

7) Вернулся к родителям, да и здесь жизнь не в милость.

8) А когда вскрылась правда, что он дом управляющего поджог у старого хозяина и пришли его арестовывать, опять убежал Митька.

Главные герои

Главная мысль

Сложная была жизнь у подневольных крестьян, хозяева порой были с причудами и били своих крестьян, продавали. Делали, что хотели. У кого-то не было сил и желания что-то изменить, а некоторые сопротивлялись, ради лучшей жизни. Только была ли она

Чему учит

Повесть тяжелая, и если посмотреть как сейчас живем мы, у нас не жизнь, а сказка о которой крестьяне только могли мечтать. Но и в ту жизнь они находили чему радоваться.

Отзыв

Повесть трогательная, порой даже до слез. Как мальчик, маленький мальчик мог не просто вынести все, что с ним происходило, но еще и жил, надеясь на лучше. А лучшее было, но заканчивалось.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 5 класса.

Источник

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Главные и второстепенные герои

Главный персонаж повести — Мышкин Митя. Мальчику 10 лет, он крепостной. Черты характера ребёнка:

В истории есть и второстепенные действующие лица, в том числе хозяева. У каждого из них есть особенности, которые помогают понять, как тяжело жилось крепостным.

Второстепенные персонажи:

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Краткий анализ

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Повесть интересна тем, что в ней показаны не только злоключения мальчика, но и важные исторические события. В этом отношении она перекликается с другими произведениями автора. Ученики, желающие лучше понять авторский замысел, читают краткое содержание «Богатырских фамилий» Алексеева и других его рассказов, посвящённых военной тематике. При таком подходе можно увидеть, что писатель старается показать не судьбы отдельных людей, а жизнь общества в целом, и сюжет воспринимается целиком, а не в виде разрозненных сцен.

История состоит из 4 глав, в каждой из которых несколько частей. Временные рамки повествования — с конца 80-х до начала 90-х гг. XVIII века. В произведении показан процесс становления главного героя.

Попадая от одного хозяина к другому, мальчик, у которого нет образования, но есть смекалка, находчивость и смелость, развивается как личность. Постепенно его поступки становятся всё более обдуманными. Нередко он достойно выходит из сложных ситуаций. Пример — сцена с Суворовым, когда Митьке пришлось выйти из укрытия. Мальчик сумел повести себя так, что полководец не только не рассердился, но и наградил его медалью.

Барыня Мавра Ермолаевна

В селе Закопанка жил мальчик Митя Мышкин со своими родителями. Однажды его отца вызвала к себе барыня Воротынская. Имение господ располагалось рядом с селом. Кузьма вернулся помрачневший и долго шептался о чём-то с женой. Митьке он ничего не сказал, но от местных ребят мальчик узнал, что его семью и ещё нескольких жителей собираются продать.

На ярмарке в Чудово ребёнка купила бедная престарелая барыня. Новая хозяйка ребёнка жила на пенсию, имела двух слуг и держала гусей. Поторговавшись, она дала за мальца 3 рубля. Так началась новая жизнь Дмитрия — скучная, с баней и поркой по субботам. Однажды Митька не стерпел еженедельных истязаний и спрятал розги. За это барыня посадила его в сарай с гусями, а когда нашла спрятанные розги, жестоко избила. Вскоре Митьке пришлось пережить ещё одну порку — за то, что он нечаянно свернул шею гусю, когда защищался от рассерженной птицы.

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Сначала мальчик жил в каморке, стоявшей при бане, а потом барыня взяла его в дом. На Митьку свалилось множество забот. Вот что он должен был делать:

По ночам помещица страдала от бессонницы, и мальчик должен был её развлекать. Днём хозяйка спала, а Митька выполнял разнообразную работу по дому. Ему всё время хотелось спать, но хозяйка была неумолима.

Дело кончилось тем, что однажды малец сушил хозяйкины валенки и уснул. От обуви остались обгоревшие куски. Митьку долго пороли, и он решил убежать.

Дружба с Дашей

По соседству с имением барыни находилась усадьба Гущина. Постоянно там жили только слуги и управляющий Нейман, а хозяин являлся раз в год перед новогодними праздниками. На этот раз он заранее попросил подготовить к приезду представление с участием крестьян. Когда Франц услышал, как Митька, пасший гусей, играет на дудке, он выкупил мальца у барыни. Немец отдал за него перину и 2 мешка овса.

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Так мальчик стал жить в домике со злой девкой Палашкой и доброй женщиной Агафьей. Осенью приехали крепостные, и Дмитрий подружился с Дашей. Дети часто гуляли вместе, но потом немец стал сердиться и сказал девочке, что её привезли не для этого. Мальчика это расстроило, ведь теперь он мог только тайком смотреть на Дашу, когда она выступала.

Во время одного концерта девочка оступилась и упала. Немец хотел ударить её палкой, но мальчик отчаянно бросился на помощь и закрыл маленькую артистку своим телом. Они с Дашей взялись за руки и убежали. Девочка была в лёгком костюме, поэтому кратковременное пребывание на морозе погубило её. Даша умерла от воспаления лёгких. В новогоднюю ночь, когда все легли спать, Митька поджёг дом, и управляющий сгорел. Его можно было спасти, но немой Фёдор стал у двери с дубиной и никого не подпускал. Воспользовавшись суматохой, мальчик сбежал.

Жизнь у офицера Вяземского

Митька добрался до большой дороги, но к тому времени у него не осталось сил, и он лёг прямо на снег. Мимо проезжал офицер. Ямщик заприметил что-то у дороги и остановил тройку. Замёрзшего мальчика подобрали, положили на дно сеней, укрыли дохой и решили сдать на станции. Когда сани подъехали к Чудову, Митька выскочил и спрятался. Скоро подали новую тройку, и малец тайком пробрался в неё.

Офицер спал, а когда проснулся, ему так понравилась смелость мальчика, что он согласился взять беглеца в Питер. Митька пообещал, что будет играть на дудке и выполнять все поручения. До этого офицер Вяземский выпил водки, поэтому настроение у него было приподнятым. Если бы не это, пришлось бы Митьке замёрзнуть на дороге.

Так началась жизнь в Питере, которая продлилась недолго. Мальчик охотно делал всё, что поручал Вяземский:

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Добрый барин

Мальчонка бродил по Питеру, питаясь тем, что удастся добыть. Так он столкнулся с Саввой, чью краюху хотел стащить. Кривой мужичок продавал солёные огурцы в вёдрах. Он рассказал, что Митьку давно считают умершим. Савва очень обрадовался встрече и рассказал, что произошло в Закопанке за это время. Хозяева Мышкиных совсем разорились и всё распродали. Мать и отца Митьки купил Гаврила Захарович Юсуповский — добрый барин.

Раньше этот князь участвовал в сражениях. Во время одного из них он был ранен в голову. Выйдя в отставку, князь сохранил добрый нрав, но временами впадал в беспамятство. Он делал такое, о чём потом не помнил. Случалось барину и наговаривать на себя.

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Когда Савва привёл мальчика, мать сразу признала его. Она заголосила и кинулась к сыну, обняла его, начала целовать и причитать. Кузьма признал Митьку не сразу, зато кот Васька мяукнул, подбежал и стал тереться об ноги. Мальчонка был счастлив.

Барин пообещал выкупить Дмитрия у Гущина, и мальчик снова стал жить с родителями, как в далёком детстве. По вечерам, когда семья собиралась в светёлке, мать крутила веретено, отец что-то стругал, а кот сидел на печи и ласково смотрел на мальчика. Через неделю барин стал учить Митьку играть в карты. Независимо от того, выигрывал Дмитрий или проигрывал, Юсуповский сердился и колотил его, а потом рассердился и прогнал.

Чудачества генерала становились всё более странными. Он заставил Митьку «быть императрицей», нарядил в женское платье, напоил вином и отвёл в спальню, а наутро ничего не помнил. Так повторилось несколько раз. Потом генерал приказал Дмитрию участвовать в учениях: мальчик дни напролёт исполнял команды. Затем Юсуповский приказал собрать деревенских ребят, а следом и мужиков. Тех, кто не исполнял команды, наказывали розгами.

За этой блажью у генерала появилась другая. Он решил поделить мужиков на 2 лагеря и устроить настоящую войну. Тем временем осыпался неубранный хлеб, а жители во всём винили Митьку. Мальчик решил схитрить и сказал, что на войне нужны пушки. Тогда генерал написал Потёмкину письмо с просьбой прислать орудия, а пока ждал ответа, забыл о своей затее.

Заключительная часть

В конце повести генерал Юсуповский узнал, что именно Митька поджёг дом управляющего. Когда мальчик прожил у барина год, новый хозяин вспомнил, что пообещал откупить его у Гущина. Генеральский управляющий отправился к графу, а когда вернулся, рассказал Юсуповскому историю с поджогом. Барин вызвал мальчика, и тот признался, что поджёг дом управляющего. К этому времени он уже знал от Саввы, что за его поступок наказали немого Фёдора.

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Митьку завели в комнату, где стояла девка Палашка. Она закричала и бросилась к мальчику, а с другой стороны его схватил за руку барин. Но Дмитрий не растерялся и замахнулся на генерала стулом. Пока все замешкались, мальчик разбил окно и выскочил. Во дворе стояли запряжённые дрожки. Одна створка ворот случайно открылась, вторую выбили кони. Дрожки понеслись по дороге, и так мальчик снова «утёк». В завершение автор желает мальчику счастливого пути и большой удачи, давая читателю возможность самому додумать, как развивались события дальше.

Мнения читателей

Бывает, начинаешь читать текст, чтобы подготовиться к уроку, а сюжет так затягивает, что не можешь оторваться. В произведении заинтересовали многие детали, например, кто был прототипом Юсуповского. Некоторые считают, что это Гаврила Алексич, умерший ещё в 1241 году, но с этим сложно согласиться. Интересно, с кого списаны образы барыни и других персонажей. Зато с Вяземским всё понятно: такой человек жил в реальности, только отчество у него было другое. В целом понравилась повесть, и отдельное спасибо за краткое содержание.

В школе задали читать «Историю крепостного мальчика», чтобы заполнить читательский дневник. Порекомендовали слушать аудиокнигу, но они плохо воспринимаются на слух. Хорошо, что сейчас можно скачать текст бесплатно или прочесть онлайн. Понравилось краткое изложение на сайте.

Дочка читала книгу и чуть не плакала. Ей было очень жаль мальчика и слугу. Современным детям полезно читать или слушать не только краткое содержание, но и произведение полностью. Здесь нет небывалой похабщины, зато есть глубокие мысли. Крепостная девочка показана похожей на королевну, а парень Митька — образец для подражания.

Источник

Сергей Алексеев, «История крепостного мальчика»: краткое содержание

Российский писатель С. Алексеев

Сергей Петрович Алексеев большую часть жизни посвятил написанию детских и исторических книг. И не удивительно, ведь он родился в интеллигентной докторской семье (1922 г.).

Благодаря тому, что его отец имел практику в деревне Плисков Киевской губернии (сегодня это территория Украины) будущий писатель с детства привык общаться с крестьянами и не понаслышке знал об их тяготах.

Когда Алексееву исполнилось 10, его родители переехали в Москву, где он и закончил школу. Целеустремленный юноша мечтал стать летчиком, для чего поступил в авиационное училище города Постава (сегодня территория Белоруссии) в 1940 г.

С началом Великой Отечественной Сергей Алексеев вместе с другими курсантами был переведен в Оренбургское летное училище. Проживая в Оренбурге, Алексеев заинтересовался историей и параллельно с училищем стал заниматься на вечерних курсах истфака местного пединститута.

После окончания училища юноша стал преподавать в нем. Однако из-за травмы, полученной во время учебного полета, вскоре вынужден был оставить летное дело и занялся литературой.

Поначалу будущий писатель редактировал чужие произведения, а с 1955 г. начал публиковать собственные. Его произведения были удостоены многих наград (Государственная премия СССР, Премия Ленинского комсомола, Международный диплом Г. Х. Андерсена) и переведены на 50 языков мира.

Основной тематикой творчества Сергея Алексеева являлась военная история Российской империи, начиная с середины XVI в.

Наиболее известные книги этого автора – «Сто рассказов из русской истории», «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика» (краткое содержание по главам в VI – IX пунктах), «Рассказы о Суворове и русских солдатах» и другие.

Умер Сергей Петрович в мае 2008 г. в возрасте 86 лет. Его могила находится на Переделкинском кладбище, куда и сегодня ценители творчества могут возложить цветы.

Повесть «История крепостного мальчика»

Однако наиболее ярким рассказом такого типа является «История крепостного мальчика» (краткое содержание — в VI – IX пунктах).

Впервые опубликовано это произведение было в 1958 г. и ознаменовало появление нового писателя-историка в детской литературе.

Основная мысль

Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Смотреть картинку Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Картинка про Чему учит рассказ история крепостного мальчика. Фото Чему учит рассказ история крепостного мальчика

Свой рассказ Антон Павлович написал в 1958 году, после этого о писателе-историке узнала вся страна. Книга включает в себя 4 главы, каждая поделена на части. Сюжет интересен тем, что в нем описываются не только приключения главного героя, но и важные события в истории.

Автор старался показать непросто жизнь отдельного человека, а целого общества, его настроение, мысли. Он касается и многих проблем в своем сочинение, это и социальное неравенство, жестокое обращение с крепостными.

Главная мысль, которую хотел донести Чехов до своих читателей, заключается в том, что нужно сопротивляться несправедливости, как делал это крепостной мальчик. Митька на протяжении всего рассказа развивается как личность, даже не имея должного образования. С каждым разом его поступки все обдуманнее, действия хитры и прозорливы.

Предыстория повести

Прежде чем рассмотреть краткое содержание книги «История крепостного мальчика», стоит узнать об историческом периоде, во время которого происходят все события.

Временные рамки можно ограничить периодом конца 80-х – начала 90-х гг. XVIII века. Об этом свидетельствует то, что Митя Мышкин встречается с бывшим бунтовщиком из армии Емельяна Пугачева, а также с великим полководцем Александром Суворовым при взятии Измаила. До отмены крепостного права (1861 г.) еще около 70 лет, а значит рабовладельческое сословие Царской России (едва успокоившееся после пугачевщины) не только не воспринимает крепостных как людей, но и относится к ним с усиленной строгостью. Вероятнее всего, именно поэтому данный период был выбран Алексеевым, чтобы показать всю мерзость крепостничества.

Главный герой книги

До того как ознакомиться с кратким содержанием рассказа «История крепостного мальчика», стоит узнать больше о его главном герое.

Сюжет сосредоточен на судьбе десятилетнего парнишки по имени Дмитрий (Митя) Мышкин из деревни Закопанка. Несмотря на юный возраст и отсутствие образования, он умен, находчив и смел. При этом у мальчишки обостренное чувство собственного достоинства и справедливости. Он готов помочь дорогому человеку, даже рискуя собственной жизнью.

Каждый раз, переходя к новому барину, он эволюционирует, учась на прошлых ошибках. Благодаря этому в последних главах Митя фактически уже сам выбирает себе хозяев.

При всем этом, несмотря на свою доблесть и находчивость, Митя остается ребенком, мечтающим вернуться к родителям. Но к финалу повести Мышкин превращается в этакого потенциального Пугачева, осознавшего, что добрых хозяев не бывает.

«История крепостного мальчика»: краткое содержание главы «Барыня Мавра Ермолаевна»

В начале повести Митя – счастливый беззаботный ребенок, не осознающий в полной мере, что значит быть крепостным. Неожиданной новостью для него становится то, что его с родителями везут продавать.

Из-за того, что торги происходили осенью (когда крепостные не особо ценились), никого из закопанских не купили. Однако перед закрытием ярмарки старая барыня положила глаз на мальчишку и выторговала его за 3 рубля.

Новая хозяйка, вдова армейского офицера, была очень бедной. Единственным источником ее дохода была пенсия по мужу. Однако денег едва хватало, чтобы содержать крохотный домишко на 3 комнаты, хлев, сарай и баню.

Помимо Мити, у хозяйки было еще 2 крепостных: Варвара и Архип.

Жили в имении Мавры Ермолаевны бедно и скучно. Главным развлечением этой женщины была порка рабов по субботам. Делалось это не за повинность, а для порядка. Ребенку такое отношение не нравилось, и, стремясь защитить себя и других, он спрятал розги.

В дальнейшем жизнь Мышкина только ухудшалась, поэтому он надумал бежать.

Краткое содержание повести «История крепостного мальчика»: глава вторая («Даша»)

Рядом со скромными владениям Митиной барыни располагалось роскошное новгородское поместье графа Алексея Гущина (Барабиха). Этот вельможа появлялся там редко, поэтому практически все время в имении заправлял его немец-управляющий Франц Нейман.

Однажды граф потребовал от управляющего подготовить крепостной оркестр и театр к Новому году. Нейман стал собирать склонных к музицированию крестьян по всей округе. Как-то раз ему довелось услышать, как Митя (которого к тому времени приставили пасти гусей) играет на дудочке. Оценив талант парня, Франц выкупил его у Мавры Ермолаевны за 2 мешка овса и старую перину.

Имение в Барабихе было большим. Там проживало много крепостных, и отношение к ним было в несколько раз лучше, нежели у прежней хозяйки. Постепенно мальчик привык и подружился с юной артисткой по имени Даша.

Несмотря на все хорошее, Митя пустился в бега. Его настиг посланный в погоню страшный немой псарь Федор. Однако он не отдал беглеца немцу, а долгое время прятал его у себя на псарне. Вскоре мальчишка подружился с мужиком и узнал, что язык тому вырвали из-за участия в пугачевщине.

Когда Мышкина обнаружил Франц, парню очень досталось. Но его выходили Даша и Федор.

Близился Новый год, и в театре шла генеральная репетиция. Даша играла одну из главных ролей и случайно упала. Управляющий хотел избить ее, но Митя заступился. Убегая от гнева немца, дети выскочили на мороз. Одетая в легкую театральную одежду девочка простудилась и через несколько дней умерла от болезни.

Стремясь отомстить за нее, Митя поджог домик, в котором жил немец. Дворовые особо не старались спасать управляющего, а те, кто попытался, были остановлены немым Федором, которого по недоразумению сочли виновником пожара.

Мышкин же, воспользовавшись ситуацией, сбежал.

Жизнь у офицера Вяземского

Митька добрался до большой дороги, но к тому времени у него не осталось сил, и он лёг прямо на снег. Мимо проезжал офицер. Ямщик заприметил что-то у дороги и остановил тройку. Замёрзшего мальчика подобрали, положили на дно сеней, укрыли дохой и решили сдать на станции. Когда сани подъехали к Чудову, Митька выскочил и спрятался. Скоро подали новую тройку, и малец тайком пробрался в неё.

Офицер спал, а когда проснулся, ему так понравилась смелость мальчика, что он согласился взять беглеца в Питер. Митька пообещал, что будет играть на дудке и выполнять все поручения. До этого офицер Вяземский выпил водки, поэтому настроение у него было приподнятым. Если бы не это, пришлось бы Митьке замёрзнуть на дороге.

Так началась жизнь в Питере, которая продлилась недолго. Мальчик охотно делал всё, что поручал Вяземский:

«Гвардейский поручик»

Рассмотрев краткое содержание «Истории крепостного мальчика» первых двух глав, стоит узнать: о чем же третья.

Оказавшись на дороге после побега, главный герой едва не замерз – как-никак зима. Его спас проезжающий мимо офицер. Он хотел сдать властям беглеца, но Мите удалось расположить к себе военного, и тот оставил парнишку у себя.

Новый хозяин, Александр Васильевич Вяземский, был поручиком лейб-гвардии императорского полка. Мальчик стал его денщиком и очень привязался к нему.

Из-за дуэли Вяземского отправили на войну с турками. Опасаясь за жизнь юного слуги, он хотел оставить его в своем имении, но Митя решил остаться с барином.

Участвую в битве за взятие Измаила, молодой офицер проявил отвагу, но был травмирован и едва не погиб. К счастью, Мышкин пробрался на поле боя и вытащил оттуда раненого хозяина. Об этом узнал сам Суворов и наградил юного героя медалью.

Вернувшись в Петербург, Вяземский в благодарность за спасение поклялся никогда не продавать мальчика. Но однажды, играя в карты, офицер поставил Митю на кон. Разочарованный мальчишка не стал дожидаться исхода партии и сбежал.

Другие персонажи

Мавра Ермолаевна – старая бедная помещица, которая вырвала Митьку из семьи.

Франц Иванович Нейман – управляющий графа Гущина, нового хозяина Митьки.

Даша – крепостная девочка, актриса, подруга Митьки.

Александр Васильевич Вяземский – добрый, веселый офицер, новый хозяин Митьки, проигравший мальчика в карты.

Гаврила Захарович Юсуповский – князь, генерал в отставке, человек с большими странностями, последний хозяин Митьки.

«Добрый барин»

Узнав «Истории крепостного мальчика» краткое содержание трех глав, пора разобраться, чем же кончилась эта книга.

После побега Мышкин бродил по столице в поисках пропитания. На базаре он случайно встретился с крепостным из Закопанки – кривым Саввой. Тот поведал, что бывшее хозяева разорились и распродали практически всех крестьян и земли. Родителями мальчика теперь владеет генерал Юсуповский, который известен добрым нравом.

Савва отвез мальчишку к отцу и матери, которые считали его умершим.

У нового барина из-за ранения в голову, были некоторые проблемы с психикой. Поэтому тот постоянно заставлял мальчишку играть в свои странные игры и притворятся то солдатом, то царицей. Несмотря на это, жилось Мите неплохо.

Через год барин вспомнил, что так и не оформил документы на покупку Мышкина и отправил своего управляющего к графу Гущину. Оттуда приехал солдат, чтобы арестовать мальчика за поджог. Понимая, что добром дело не кончится, парнишка сбежал на хозяйской упряжке.

Заключительная часть

В конце повести генерал Юсуповский узнал, что именно Митька поджёг дом управляющего. Когда мальчик прожил у барина год, новый хозяин вспомнил, что пообещал откупить его у Гущина. Генеральский управляющий отправился к графу, а когда вернулся, рассказал Юсуповскому историю с поджогом. Барин вызвал мальчика, и тот признался, что поджёг дом управляющего. К этому времени он уже знал от Саввы, что за его поступок наказали немого Фёдора.

Митьку завели в комнату, где стояла девка Палашка. Она закричала и бросилась к мальчику, а с другой стороны его схватил за руку барин. Но Дмитрий не растерялся и замахнулся на генерала стулом. Пока все замешкались, мальчик разбил окно и выскочил. Во дворе стояли запряжённые дрожки. Одна створка ворот случайно открылась, вторую выбили кони. Дрожки понеслись по дороге, и так мальчик снова «утёк». В завершение автор желает мальчику счастливого пути и большой удачи, давая читателю возможность самому додумать, как развивались события дальше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *