Чему учит рассказ изобретатель пришвина

Пришвин «Изобретатель» читательский дневник

«Изобретатель» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к произведению Пришвина и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит рассказ. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник

Жанр: рассказы о животных

«Изобретатель» главная мысль

все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой

«Изобретатель» главные герои и их характеристика

План рассказа «Изобретатель»

Чему учит рассказ «Изобретатель»?

Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.

«Изобретатель» отзыв

Пословицы к рассказу «Изобретатель»

«Изобретатель» краткое содержание

«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника

Детальный пересказ

Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.

Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.

Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.

Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями.
Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.

Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.

Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.

Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.

Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.

Почему рассказ Пришвина «Изобретатель­ » так называется?

Название рассказа отображает необычную смекалку и сообразительность утенка, который придумал как вылезать из корзины, используя взрослую утку-наседку как трамплин. Неожиданное появление утенка на полу, рядом со своей мамой-уткой озадачило автора рассказа, он не мог понять, как маленькому утенку удается выбраться из глубокой корзины. Писатель стал наблюдать за утятами и вскоре узнал, как утенок вылезал и прозвал его Изобретателем.

Источник

Изобретатель — краткое содержание рассказа Пришвина

Трогательный рассказ ведется от лица автора, который взял на себя заботу о трёх диких кряковых утятах, забрав их домой и соорудив для них жилище. Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей.

Подросли они, стали жить вместе с другими птицами во дворе. С наступлением весны автор устроил им гнёзда – Дуся высиживала шестнадцать яиц, а Муся отказалась высиживать свои четырнадцать и вместо нее это делала чёрная домашняя курица.

Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. Переместили утят спать в теплую высокую корзину. Однажды утром Дуся, которая уже вылезла из корзины, подзывала к себе малышей-утят, а те отвечали ей на разный лад.

Однако, войдя в комнату, автор увидел, что на полу вместе с Дусей находится один из утят. Как такому крохе удалось выбраться из высокой корзины – оказалось загадкой. И автор решил ее разгадать.

Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину и вылезал из корзины.

Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем, научились вылезать из корзины.

Рассказ показывает замечательный пример, как нужно любить природу и заботиться о ее обитателях. Произведение учит тому, что всегда нужно искать выход, развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник

Жанр: рассказы о животных

«Изобретатель» главная мысль

все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой

«Изобретатель» главные герои и их характеристика

План рассказа «Изобретатель»

Чему учит рассказ «Изобретатель»?

Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.

«Изобретатель» отзыв

Мне понравился этот рассказ про мальчика который взял трёх утят домой. И когда они выросли он их назвал Дуся и Муся. Дуся вывела 16 яиц, а Муся 14 яиц. Когда всех утят положили в корзину один из них выбрался из глубокой корзины. Его назвали Изобретателем.

Пословицы к рассказу «Изобретатель»

Популярные сегодня пересказы

«Изобретатель» краткое содержание

«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника

Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Смотреть фото Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Смотреть картинку Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Картинка про Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Фото Чему учит рассказ изобретатель пришвина
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Изобретатель»
Детальный пересказ

Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.

Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.

Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.

Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями. Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.

Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.

Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.

Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.

Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.

§ 3 Рассказ М.М. Пришвина «Изобретатель» В своем рассказе «Изобретатель» Пришвин также использует тему природы, повествуя о ней, он пытается рассказывать о человеке, о взаимоотношениях людей. А сюжет рассказа прост. Однажды возвращаясь с охоты, Пришвин взял на воспитание трех диких утят, об их дальнейшей жизни этот рассказ. Особенностью рассказа является то, что главные герои утки и курица получили имена: утки-мамы Дуся и Муся, курица – Пиковая Дама и смышленый утенок в конце рассказа тоже получает имя Изобретатель. Таким образом, автор выделяет этих птиц и это не случайно. На их примере он поведал о материнстве, о разном отношении мам к своим деткам, о разных характерах этих птиц.

Писатель показал, как утка Дуся и курица Пиковая Дама заботятся о своем потомстве, учат его и защищают. Совершенно по-другому отнеслась к этому утка Муся, она не захотела высиживать яйца и заниматься своими детьми, за нее это сделала курица. «Пустая голова»,– говорит автор про Мусю. Пришвин рассказывает реальную историю из жизни, в его описаниях животных, в понимании их характеров, прослеживается любовь к ним.

После появления на свет деток-утят, каждая мама по-своему начала воспитывать и обучать их. Дуся повела своих к пруду, а Пиковая Дама своих утят – в огород за червями. Автор показывает, как птицы «разговаривают» между собой – курочка на своем языке, непонятном для утят, утка на своем: «Кряк-кряк», это утка зовет утят. «Свись-свись» – это отвечают утята, на их языке это означает «свои к своим». Не случаен этот разговор в рассказе, этим приемом звукоподражания автор показывает, что птицы могут по разговору узнать родных, как люди. А также его использование помогает раскрыть психологическое состояние птиц: смятение утят, когда они слышат родные звуки из пруда и не понимают почему их мама-курица разговаривает по-другому, удивление курицы, которую не понимают, а потому и не слышат дети-утята, но зато они охотно откликаются на зов утки и бегут к своей утиной семье, которая их с радостью принимает. Пиковая дама сердится, беспокоится, не оставляет попыток обратить внимание утят на себя, но все безрезультатно. Они теперь единая утиная семья. Жизнь продолжается дальше.

Еще одной птицей с «интересным характером» стал изобретательный утенок. Пришвин в рассказе называет его в шутку «воин ростом с небольшой огурец», показывая тем самым, что утенок очень мал. Но, несмотря на возраст, он смог выбраться из большой корзинки, куда утку и её утят сажали на ночь. Автор заинтересовался, каким образом утенку это удается, и, решив выяснить, как это происходит, проследил за птицами. Сначала Пришвин недоумевает, как малыш смог выбраться, а затем восхищается его способностями. Утёнку удалось не только самостоятельно покинуть корзинку, но со временем обучить этому приему и всех остальных. Дети автора прозвали его Изобретателем. В начале утенка называют «изобретатель» и это название дается в кавычках, потому что он его еще не заслужил, но уже с намеком. Без кавычек и с заглавной буквы имя Изобретатель Пришвин пишет лишь в конце рассказа, тем самым показав, что утенок его заслужил по праву.

Рассказы о природе. С вопросами и ответами для почемучек

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята

. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

Подержал я у себя этих чёрных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц

и стала высиживать утят. Муся положила
четырнадцать
, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью.

И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу — Пиковую Даму.

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, тёплая погода, и Дуся повела своих чёрненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».

В «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»

И они, конечно, глядят туда к пруду.

— Свои к своим! — И бегут.

— Плывите, плывите! — И плывут.

— Квох-квох! — упирается важная курица на берегу.

Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушённая, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной верёвочкой

по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, чёрненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в тёплой кухне возле плиты.

Утром, когда мы ещё спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят.

В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны

На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему.

И всё-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утёнка.

Источник

Конспект урока к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: «Знакомство с рассказом М.Пришвина «Изобретатель»»

Трогательный рассказ ведется от лица автора, который взял на себя заботу о трёх диких кряковых утятах, забрав их домой и соорудив для них жилище. Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей.

Подросли они, стали жить вместе с другими птицами во дворе. С наступлением весны автор устроил им гнёзда – Дуся высиживала шестнадцать яиц, а Муся отказалась высиживать свои четырнадцать и вместо нее это делала чёрная домашняя курица.

Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. Переместили утят спать в теплую высокую корзину. Однажды утром Дуся, которая уже вылезла из корзины, подзывала к себе малышей-утят, а те отвечали ей на разный лад.

Однако, войдя в комнату, автор увидел, что на полу вместе с Дусей находится один из утят. Как такому крохе удалось выбраться из высокой корзины – оказалось загадкой. И автор решил ее разгадать.

Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину и вылезал из корзины.

Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем, научились вылезать из корзины.

Рассказ показывает замечательный пример, как нужно любить природу и заботиться о ее обитателях. Произведение учит тому, что всегда нужно искать выход, развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира. Утята очень забавные животные.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник

Жанр: рассказы о животных

«Изобретатель» главная мысль

все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой

«Изобретатель» главные герои и их характеристика

План рассказа «Изобретатель»

Чему учит рассказ «Изобретатель»?

Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.

«Изобретатель» отзыв

Мне понравился этот рассказ про мальчика который взял трёх утят домой. И когда они выросли он их назвал Дуся и Муся. Дуся вывела 16 яиц, а Муся 14 яиц. Когда всех утят положили в корзину один из них выбрался из глубокой корзины. Его назвали Изобретателем.

Пословицы к рассказу «Изобретатель»

Рассказы о природе. С вопросами и ответами для почемучек

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята

. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

Подержал я у себя этих чёрных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц

и стала высиживать утят. Муся положила
четырнадцать
, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью.

И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу — Пиковую Даму.

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, тёплая погода, и Дуся повела своих чёрненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».

В «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»

И они, конечно, глядят туда к пруду.

— Свои к своим! — И бегут.

— Плывите, плывите! — И плывут.

— Квох-квох! — упирается важная курица на берегу.

Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушённая, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной верёвочкой

по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, чёрненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в тёплой кухне возле плиты.

Утром, когда мы ещё спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят.

В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны

На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему.

И всё-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утёнка.

— Слышите? — спросил я своих ребят.

Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утёнок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утёнок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзины высотой сантиметров в тридцать?

Стали мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утёнок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила?

Я перевязал ножку этого утёнка ленточкой и пустил в общее стадо. Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню. На полу вместе с Дусей бегал утёнок с перевязанной лапкой.

Все утята, заключённые в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался.

— Он изобретатель! — крикнул Лева.

Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене

. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.

И вот побелело окно. Стало светать.

— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.

— Свись-свись! — ответил единственный утёнок.

И всё замерло. Спали ребята, спали утята. Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

— Кряк-кряк! — повторила Дуся.

Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.

Ну, так вот я и знал! Утка ещё не встала, и голова её ещё была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По её спине утёнок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утёнка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

А первого утёнка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

«Изобретатель» краткое содержание

«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника

Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Смотреть фото Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Смотреть картинку Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Картинка про Чему учит рассказ изобретатель пришвина. Фото Чему учит рассказ изобретатель пришвина
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Изобретатель»
Детальный пересказ

Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.

Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.

Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.

Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями. Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.

Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.

Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.

Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.

Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.

§ 3 Рассказ М.М. Пришвина «Изобретатель» В своем рассказе «Изобретатель» Пришвин также использует тему природы, повествуя о ней, он пытается рассказывать о человеке, о взаимоотношениях людей. А сюжет рассказа прост. Однажды возвращаясь с охоты, Пришвин взял на воспитание трех диких утят, об их дальнейшей жизни этот рассказ. Особенностью рассказа является то, что главные герои утки и курица получили имена: утки-мамы Дуся и Муся, курица – Пиковая Дама и смышленый утенок в конце рассказа тоже получает имя Изобретатель. Таким образом, автор выделяет этих птиц и это не случайно. На их примере он поведал о материнстве, о разном отношении мам к своим деткам, о разных характерах этих птиц.

Писатель показал, как утка Дуся и курица Пиковая Дама заботятся о своем потомстве, учат его и защищают. Совершенно по-другому отнеслась к этому утка Муся, она не захотела высиживать яйца и заниматься своими детьми, за нее это сделала курица. «Пустая голова»,– говорит автор про Мусю. Пришвин рассказывает реальную историю из жизни, в его описаниях животных, в понимании их характеров, прослеживается любовь к ним.

После появления на свет деток-утят, каждая мама по-своему начала воспитывать и обучать их. Дуся повела своих к пруду, а Пиковая Дама своих утят – в огород за червями. Автор показывает, как птицы «разговаривают» между собой – курочка на своем языке, непонятном для утят, утка на своем: «Кряк-кряк», это утка зовет утят. «Свись-свись» – это отвечают утята, на их языке это означает «свои к своим». Не случаен этот разговор в рассказе, этим приемом звукоподражания автор показывает, что птицы могут по разговору узнать родных, как люди. А также его использование помогает раскрыть психологическое состояние птиц: смятение утят, когда они слышат родные звуки из пруда и не понимают почему их мама-курица разговаривает по-другому, удивление курицы, которую не понимают, а потому и не слышат дети-утята, но зато они охотно откликаются на зов утки и бегут к своей утиной семье, которая их с радостью принимает. Пиковая дама сердится, беспокоится, не оставляет попыток обратить внимание утят на себя, но все безрезультатно. Они теперь единая утиная семья. Жизнь продолжается дальше.

Еще одной птицей с «интересным характером» стал изобретательный утенок. Пришвин в рассказе называет его в шутку «воин ростом с небольшой огурец», показывая тем самым, что утенок очень мал. Но, несмотря на возраст, он смог выбраться из большой корзинки, куда утку и её утят сажали на ночь. Автор заинтересовался, каким образом утенку это удается, и, решив выяснить, как это происходит, проследил за птицами. Сначала Пришвин недоумевает, как малыш смог выбраться, а затем восхищается его способностями. Утёнку удалось не только самостоятельно покинуть корзинку, но со временем обучить этому приему и всех остальных. Дети автора прозвали его Изобретателем. В начале утенка называют «изобретатель» и это название дается в кавычках, потому что он его еще не заслужил, но уже с намеком. Без кавычек и с заглавной буквы имя Изобретатель Пришвин пишет лишь в конце рассказа, тем самым показав, что утенок его заслужил по праву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *