Чему учит рассказ изобретатель
Пришвин «Изобретатель» читательский дневник
«Изобретатель» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к произведению Пришвина и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит рассказ. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.
М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник
Жанр: рассказы о животных
«Изобретатель» главная мысль
все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой
«Изобретатель» главные герои и их характеристика
План рассказа «Изобретатель»
Чему учит рассказ «Изобретатель»?
Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.
«Изобретатель» отзыв
Пословицы к рассказу «Изобретатель»
«Изобретатель» краткое содержание
«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника
Детальный пересказ
Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.
Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.
Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.
Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями.
Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.
Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.
Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.
Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.
Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.
Почему рассказ Пришвина «Изобретатель » так называется?
Название рассказа отображает необычную смекалку и сообразительность утенка, который придумал как вылезать из корзины, используя взрослую утку-наседку как трамплин. Неожиданное появление утенка на полу, рядом со своей мамой-уткой озадачило автора рассказа, он не мог понять, как маленькому утенку удается выбраться из глубокой корзины. Писатель стал наблюдать за утятами и вскоре узнал, как утенок вылезал и прозвал его Изобретателем.
Краткое содержание Пришвин Изобретатель для читательского дневника
Трогательный рассказ ведется от лица автора, который взял на себя заботу о трёх диких кряковых утятах, забрав их домой и соорудив для них жилище. Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей.
Подросли они, стали жить вместе с другими птицами во дворе. С наступлением весны автор устроил им гнёзда – Дуся высиживала шестнадцать яиц, а Муся отказалась высиживать свои четырнадцать и вместо нее это делала чёрная домашняя курица.
Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. Переместили утят спать в теплую высокую корзину. Однажды утром Дуся, которая уже вылезла из корзины, подзывала к себе малышей-утят, а те отвечали ей на разный лад.
Однако, войдя в комнату, автор увидел, что на полу вместе с Дусей находится один из утят. Как такому крохе удалось выбраться из высокой корзины – оказалось загадкой. И автор решил ее разгадать.
Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину и вылезал из корзины.
Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем, научились вылезать из корзины.
Рассказ показывает замечательный пример, как нужно любить природу и заботиться о ее обитателях. Произведение учит тому, что всегда нужно искать выход, развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира. Утята очень забавные животные.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пришвин. Краткие содержания произведений
Интересные темы
«Изобретатель» краткое содержание
«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Изобретатель»
Детальный пересказ
Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.
Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.
Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.
Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями. Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.
Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.
Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.
Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.
Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.
М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник
Жанр: рассказы о животных
«Изобретатель» главная мысль
все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой
«Изобретатель» главные герои и их характеристика
План рассказа «Изобретатель»
Чему учит рассказ «Изобретатель»?
Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.
«Изобретатель» отзыв
Мне понравился этот рассказ про мальчика который взял трёх утят домой. И когда они выросли он их назвал Дуся и Муся. Дуся вывела 16 яиц, а Муся 14 яиц. Когда всех утят положили в корзину один из них выбрался из глубокой корзины. Его назвали Изобретателем.
Пословицы к рассказу «Изобретатель»
‘Изобретатель’ — Михаил Пришвин
Читать рассказ — ‘Изобретатель’:
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси. С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнезда Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную черную курицу — Пиковую Даму. Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали. Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями. — Свись-свись! — утята в пруду. — Кряк-кряк! — отвечает им утка. — Свись-свись! — утята в огороде. — Квох-квох! — отвечает им курица. Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно. «Свись-свись» — это значит: «свои к своим». А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!» И они, конечно, глядят туда, к пруду. — Свои к своим! И бегут. — Плывите, плывите! И плывут. — Квох-квох! — упирается важная птица-курица на берегу. Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники. Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей! — Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква. А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами ни один даже на такую мать и не поглядел. Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне возле плиты. Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны. На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка. — Слышите? — спросил я своих ребят. Они прислушались. — Слышим! — закричали. И пошли в кухню. Там оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать? Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо. Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню. На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой. Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал: — Он что-то придумал. — Он изобретатель! — крикнул Лева. Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины. И вот побелело окно. Стало светать. — Кряк-кряк! — проговорила Дуся. — Свись-свись! — ответил единственный утенок. И все замерло. Спали ребята, спали утята. Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось. — Кряк-кряк! — повторила Дуся. Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет. Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на ведь дом. Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз. А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.
Изобретатель
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнезда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью.
И мы посадили на утиные яйца нашу важную черную курицу — Пиковую Даму.
Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.
Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.
Безнадёжный мечтатель и хулиган. Почему Пришвин сбежал от жены
М. Пришвин «Изобретатель» читательский дневник
Жанр: рассказы о животных
«Изобретатель» главная мысль
все живые существа обладают разумом, сообразительностью и смекалкой
«Изобретатель» главные герои и их характеристика
План рассказа «Изобретатель»
Чему учит рассказ «Изобретатель»?
Рассказ учит быть сообразительным и находчивым, проявлять смекалку и находить выход из любой ситуации. Учит любить природу и животных. Автор показывает, как важно развивать фантазию и воображение, узнавать что-то новое и стремиться к познанию мира.
«Изобретатель» отзыв
Мне понравился этот рассказ про мальчика который взял трёх утят домой. И когда они выросли он их назвал Дуся и Муся. Дуся вывела 16 яиц, а Муся 14 яиц. Когда всех утят положили в корзину один из них выбрался из глубокой корзины. Его назвали Изобретателем.
Пословицы к рассказу «Изобретатель»
Детство и юность
Родился литератор в купленном дедом — елецким купцом — имении в Орловской губернии. Здесь, в Хрущёво-Лёвшино, прошли детские годы Михаила Михайловича — младшего из пятерых детей Марии Игнатовой и Михаила Пришвина. От матери прозаик перенял силу духа и стойкость, от отца, проигравшего в карты родовое имение, любовь к природе.
Портрет Михаила Пришвина
Глава семейства – искусный наездник, выигрывавший на скачках призы, увлекался орловскими рысаками, обожал охоту и ухаживал за выращенным садом. Он знал толк в деревьях и цветах. Разбитый параличом отец оставил сыну яркое воспоминание: здоровой рукой набросал рисунок «голубых бобров» — символ несбывшейся мечты. После кончины супруга Мария Ивановна сама поставила на ноги пятерых детей. Перезаложенное имение и долги не помешали женщине дать четырём сыновьям и дочери образование.
Михаил Пришвин в детстве
В 1883 году 10-летнего Михаила Пришвина из начальной деревенской школы перевели в гимназию в Елецке. Но младший Миша, в отличие от старших братьев, усердием не отличался — за 6 лет дошёл до 4 класса. Из-за плохой успеваемости его третий раз оставляли второгодником, но мальчик умудрился надерзить учителю, за что был отчислен.
Интерес к учёбе у Пришвина проснулся в Тюмени, куда Мишу отправили к дяде – купцу Ивану Игнатову. В 1893 году 20-летний Михаил Пришвин окончил Александровское реальное училище. Бездетный дядя, брат матери, рассчитывал передать племяннику дело, но у того появились иные цели — будущий литератор поступил в политехнический вуз в Риге. Там он увлёкся марксистским учением и вступил в кружок, за что на последнем курсе попал под следствие.
Михаил Пришвин в молодости
В 1898-м Михаила Пришвина освободили после годового заключения в Митавской тюрьме. Он уехал в Лейпциг, где окончил два курса агрономического факультета в университете, получив специальность землеустроителя. Пришвин вернулся в Россию и до 1905 года трудился агрономом, писал научные книги и статьи.
«Изобретатель» краткое содержание
«Изобретатель» краткое содержание для читательского дневника
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Изобретатель»
Детальный пересказ
Автор рассказа встретил на лесной тропинке утку с утятами, которых та вела к озеру. Из 16 утят он взял себе трех и принес их домой.
Сначала были они чёрными, затем стали серыми, а из серых получился один селезень и две красивые уточки, которых автор прозвал Мусей и Дусей. Жили во дворе вместе с курами и гусями, а не улетали потому, что им подрезали крылья.
Вскоре Дуся отложила 16 яиц, а Муся — 14, но вот высиживать их не захотела и ее яйца высиживала черная курица Пиковая Дама.
Вскоре вывелись крохотные утята. Во главе своих мам-наседок выходили на прогулки на озеро, росли и учились плавать. И вот в теплую погоду Дуся повела своих утят к пруду, а Пиковая дама в огород за червями. Но утята не хотели ковыряться в земле и отправились к пруду, к остальным уткам. И вот плавают утята все вместе, а Пиковая дама бегает по берегу и пытается привлечь утят жирными червяками. Но такая живность утят не интересовала.
Вечером Дуся привела утят домой и их всех посадили в большую корзину на теплой кухне. Утята были маленькие и ждали, когда их вытащат из корзинки на прогулку и только один утенок как-то смог выбираться из корзины самостоятельно.
Как он выбрался из корзины, стенки которой были высотой 30 см оставалось загадкой. Семья рассказчика назвала утенка изобретателем, а автор решил узнать, как утенок нашел способ вылезти из корзины.
Для начала он перевязал лапку смышлёному утёнку – чтобы выделить его из остальных. Затем начал наблюдать. Одним утром ему удалось узнать, как малыш вылезал из огромной корзины. Как оказалось, когда мама-утка еще находилась в корзине, спина ее была на одном уровне с краем. Пока остальные утята грелись в тепле под матерью, смышлёный утёнок забирался ей на спину. И когда утка приподнялась, то ее спина оказалась вровень с краями корзины. Тогда-то утенок и вываливался из корзины на пол.
Через несколько дней этот же способ переняли и остальные утята. И так все они благодаря умному утёнку, которого дети автора прозвали Изобретателем.
Михаил Пришвин
Роль и место в литературе
Имя Михаила Михайловича Пришвина ассоциируется, прежде всего, с русской природой, которая была центральной темой его творчества. Его охотничьи рассказы, повести, произведения для детей, написанные в своеобразном философско-натуралистическом стиле, пополнили золотой фонд детской литературы и издаются на многих языках мира.
Миша Пришвин
Произведения автора проникнуты призывом любить и оберегать природу. При прочтении его рассказов у детей развиваются самые лучшие качества, необходимые в жизни, расширяется кругозор. В рассказах Пришвина присутствуют ситуации, которые вполне могут произойти в реальной жизни. Поэтому, кроме бережного отношения к природе, необходимо ее изучение и понимание, отсюда и его собственный подход к ней не только как писателя, но и ученого.
Любовь писателя к родной природе произросла в нем из любви к отечеству как в целом, так и к его непременным составляющим – народу и земле, на которой он родился, жил и работал. Доброта, которой пронизаны его произведения, говорит о человеке, которому присуще единение с природой, так как это качество является обязательным условием этого явления.
Происхождение и ранние годы
Михаил Пришвин появился на свет 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении Хрущево-Левшино, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу. Его мать, Мария Ивановна, была приверженцей старообрядческой веры, отличалась тихим, спокойным нравом и занималась домом и воспитанием пятерых детей. Отца, Михаила Дмитриевича, все знали, как заядлого игрока на скачках и страстного охотника.
Мама писателя Мария Ивановна
Непреодолимая привычка главы семейства делать ставки привела в итоге к полному банкротству семьи – был проигран конный завод, все состояние и родовое имение деда. Осознав все происшедшее, отец слег, настигнутый параличом. Вскоре он умер, оставив на жену пятерых детей и проблемы, связанные с полным отсутствием средств. Сложно представить, как справлялась с ситуацией разорившаяся вдова, но она смогла не только преодолеть ее, но и дать своим детям хорошее образование.
Образование
Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. В отличие от своих преуспевающих братьев, учился он слабо и несколько раз оставался на второй год. Кроме того, у него был конфликтный характер, что приводило к ссорам с учителями. В результате в 1889 году, по прошествии шести лет, Михаил все еще оставался четвероклассником. Было принято решение об исключении его из школы.
С юными читателями
После этого Михаила отправили в Тюмень, к бездетному дяде со стороны матери. Дядюшка Миши был купцом, человеком слова и дела, поэтому он решительно взялся за перевоспитание племянника. Под его контролем Пришвин окончил Тюменское Александровское реальное училище. По совету того же дяди, решившего приобщить Михаила к коммерции, юноша поступил в Рижский политехникум. Во время учебы он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки.
После всех злоключений Михаилу, в 1902 году, наконец, удалось получить профессию инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете. После этого последовало возвращение в Россию и женитьба на Ефросинье Павловне. В этом первом браке у Пришвина родилось трое детей.
Вплоть до 1905 года Пришвин работал на должности агронома в Луге. В это же время он начал писать заметки и статьи с научным уклоном, постепенно делая переход к художественному направлению. Первый его рассказ «Сашок» был издан уже в 1906 году.
Творчество
Под впечатлением от первого успеха Пришвин принимает решение все свое время посвящать творчеству. Он прекращает агрономическую деятельность и становится корреспондентом газеты. Но любовь к природе не дает начинающему писателю покоя, и он отправляется в путешествие на Север. В результате этой поездки, на берегах Северного Ледовитого океана и Белого моря появились его «Рассказы и сказки о природе».
Вскоре имя Пришвина становится известным литературному сообществу. Он знакомится с Мережковским и Горьким. Отношения с Блоком не сложились в результате несовпадающих взглядов на политику.
В течение всего периода потрясений, вызванных Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, Пришвин работал военным корреспондентом. Он с глубокой достоверностью описывал все, что происходило на фронте. После войны он устроился учителем в сельскую школу. Внезапное увлечение автомобилями подвигло его к покупке собственного фургона, на котором он снова отправился в путешествие.
В начале 1930-х годов Пришвин решил посетить Дальний Восток. Там он написал книгу «Дорогие звери». Впечатленный строительством Беломоро-Балтийского канала, Михаил Михайлович пишет роман-сказку «Осударева дорога». В 1935 году Пришвин вместе с сыном совершил еще одну поездку на Север. После этого длительного путешествия появились очерки «Берендеева чаща» и повесть-сказка «Корабельная чаща».
В 1940 году, в возрасте шестидесяти семи лет Пришвина посетила любовь. Он женился на Валерии Лиорко, которая до конца дней была ему верной помощницей, другом и музой. Впоследствии она много времени посвятила архивам писателя, издала несколько книг о его жизни и творчестве и много лет руководила музеем Пришвина.
Памятник в Сергиевом Посаде
С 1941 по 1943 годы писатель жил в эвакуации в Ярославской области. Здесь он участвовал в компании, протестующей против уничтожения лесов торфоразработчиками. Вернувшись в Москву, он предоставил издательству «Советский писатель» свои рассказы «Фацелия» и «Лесная капель», которые сразу были опубликованы. Его знаменитая повесть «Кладовая солнца» увидела свет в 1945 году. С 1946 по 1953 годы писатель жил и работал на своей летней даче, в деревне Дунино, расположенной в Звенигородском районе Московской области. Сейчас там функционирует музей М.М. Пришвина.
Главные произведения
«Кладовая солнца» по жанру определена самим Пришвиным как сказка-быль. В ней повествуется о двух детях, осиротевших в военное время. Главная тема произведения – дружба и взаимовыручка. Символичны в сказке образы врага, которого олицетворяет неуловимый волк, и друга – верной и преданной собаки, принявшей участие в спасении мальчика.
Музей Пришвина в Дунино
Так же, как и в других произведениях, Пришвин большое внимание уделяет неразрывной связи человека с природой, искусно прорисовывая мельчайшие детали, понятные детям даже на интуитивном уровне.
В рассказе «Берестяная трубочка» звучит призыв автора проявлять внимание к природе, относиться к ней так же, как к любому другому живому существу, что ярко показано на примере березы с сорванной берестой. Несмотря на объем, этот маленький, легкий для чтения рассказ несет в себе огромный поучительный смысл.
Надгробие на могиле Пришвина
Повесть «Жень-шень» была написана Пришвиным после посещения Урала и Дальнего Востока. Название произведения соответствует его теме – поиску человеком корня жизни. Несмотря на то, что значительная часть повествования посвящена описания природы, в ней также присутствует тема войны, смерти, поиска смысла жизни. Исходя из этого, произведение можно рассматривать, как философскую сказку о человеке и его пути от войны до «новой, лучшей жизни людей на земле».
Последние годы
В последние годы жизни Пришвин, как и всегда, очень много трудился. Свое последнее произведение «Глаза змеи» напечатанным он уже не увидел. Оно было опубликовано через три года после его смерти, в 1957 году.
На пороге восьмидесятилетнего юбилея у писателя был диагностирован рак желудка. Жить ему оставалось всего полгода. Михаил Михайлович умер 16 января 1954 года. Похороны писателя состоялись на Введенском кладбище Москвы.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1873 | Год рождения Михаила Пришвина |
1882 | Окончание сельской школы |
1883 | Поступление в гимназию |
1888 | Исключение из гимназии за дерзость и неуспеваемость |
1889 | Переезд к дяде в Тюмень |
1892 | Окончание реального училища в Тюмени |
1893 | Поступление в политехникум |
1894 | Поездка на Кавказ на виноградники |
1896 | Участие в марксистских кружках |
1897 | Арест и заключение в тюрьму |
1898-1900 | Высылка в Елец |
1900 | Поступление в Лейпцигский университет |
1902-1905 | Работа агрономом |
1936 | Выход первого рассказа «Сашок» |
1907 | Поездки в Норвегию и Карелию |
1908 | Знакомство с А. Блоком и А. Толстым |
1909 | Публикация «Адам и Ева» и «Черный араб» |
1910 | Работа над «Крутоярским зверем» и «Птичьим кладбищем» |
1911 | Начало переписки с М. Горьким |
1913 | Поездка в Крым |
1915-1916 | Работа военным корреспондентом на фронте |
1918-1919 | Работа учителем русского языка в гимназии Елецка |
1922-1924 | Переезд с семьей в Подмосковье |
1926 | Начало работы над «Журавлиной родиной» |
1927-1930 | Публикация произведений в семи томах |
1932 | Работа над повестью «Жень-шень» |
1935 | Выход очерков «Берендеева чаща» |
1939 | Награждение орденом «Знак почета» |
1944 | Окончание «Повести нашего времени» |
1945 | Выход сказки «Кладовая солнца» |
1946 | Работа над «Осударевой дорогой» |
1948 | Сборники «Золотой луг» и «Моя страна» |
1950 | Выход сборника «Заполярный мед» |
1953 | Выход сборника «Весна света» |
1954 | Не стало Михаила Михайловича Пришвина |
Интересные факты
Память о писателе
В октябре 1982 года был открыт астероид, названный в честь писателя.
В 2015 году в Сергиевом Посаде был открыт памятник Пришвину.
В отрогах Главного Кавказского хребта находится пик Пришвина.
На одном из островов Курильской гряды есть мыс Пришвина.
Множество улиц разных городов России названы его именем.
Орловская областная детская библиотека носит имя М. Пришвина.
Ссылки
https://lookmytrips.com/574434afff936770cc036bb0/pamiatnik-mikhailu-prishvinu-ff9367 Парк Скитские пруды. Памятник
https://prishvin.ru/ Дом-музей в Дунино
https://prishvin.lit-info.ru/ Сайт о М.М. Пришвине
Деревья в плену
Дерево верхней своей мутовкой, как ладонью, забирало падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершина березы стала гнуться. И случилось, в оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому, и ветка верхняя с комом согнула аркой все дерево, пока, наконец, вершина с тем огромным комом не погрузилась в снег на земле и этим не была закреплена до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Рядом гордые ели смотрели сверху на согнутую березу, как смотрят люди, рожденные повелевать, на своих подчиненных.
Весной береза возвратилась к тем елям, и если бы в эту особенно снежную зиму она не согнулась, то потом и зимой и летом она оставалась бы среди елей, но раз уж согнулась, то теперь при самом малом снеге она наклонялась и в конце концов непременно каждый год аркой склонялась над тропинкой.
Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес: да ведь и невозможно войти. Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь через эту дорожку лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать…
Лесной доктор
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька только и занимались тем, что пилили лес.
— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено сухостойные деревья, а вы что сделали?
— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.
Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.
— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.
Белый ожерелок
Слышал я в Сибири, около озера Байкал, от одного гражданина про медведя и, признаюсь, не поверил. Но он меня уверял, что об этом случае в старое время даже в сибирском журнале было напечатано под заглавием: «Человек с медведем против волков».
Волки лезут на дверь, а старик выцеливает волка в окно и повторяет:
После третьего стая разбежалась, а медведь остался в избе зимовать под охраной старика. Весной же, когда медведи выходят из своих берлог, старик будто бы надел на этого медведя белый ожерелок и всем охотникам наказал, чтобы медведя этого – с белым ожерелком – никто не стрелял: этот медведь – его друг.
Беличья память
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Говорящий грач
Расскажу случай, который был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю;
— Кашки хочешь, дурашка?
Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: «Кашки хочешь, дурашка?», он сказал бы: «Хочу».
А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.
— Ну ладно, — рассердился я и забросил ученье.
К осени случилась со мной беда. Полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили: половинка огурца была на тарелке, и ту унесли. Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел, лицо все зеленое стало.
«Стук, стук!» — кто-то в окошко.
На подоконнике грач долбит в стекло.
«Вот и мясо!» — явилась у меня мысль.
Открываю окно — и хвать его! А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу; очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:
— Хо-чешь, каш-ки, ду-раш-ка?
Золотой луг
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
Сережа! — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг — золотой.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Верхоплавка
На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. Темно-синие стрекозы в тростниках и елочках хвоща. И у каждой стрекозы есть своя хвощевая елочка или тростинка: слетит и на нее непременно возвращается.
Очумелые вороны вывели птенцов и теперь сидят, отдыхают.
Листик, самый маленький, на паутинке спустился к реке и вот крутится, вот-то крутится.
Так я еду тихо вниз по реке на своей лодочке, а лодочка у меня чуть потяжеле этого листика, сложена из пятидесяти двух палочек и обтянута парусиной. Весло к ней одно – длинная палка, и на концах по лопаточке. Каждую лопаточку окунаешь попеременно с той и другой стороны. Такая легкая лодочка, что не нужно никакого усилия: тронул воду лопаточкой, и лодка плывет, и до того неслышно плывет, что рыбки ничуть не боятся.
Чего, чего только не увидишь, когда тихо едешь на такой лодочке по реке!
Вот грач, перелетая над рекой, капнул в воду, и это известково-белая капля, тукнув по воде, сразу же привлекла внимание мелких рыбок-верхоплавок. В один миг вокруг грачиной капли собрался из верхоплавок настоящий базар. Заметив это сборище, крупный хищник – рыба-шелеспер – подплыл и хвать своим хвостом по воде с такою силой, что оглушенные верхоплавки перевернулись вверх животами. Они бы через минуту ожили, но шелеспер не дурак какой-нибудь, он знает, что не так-то часто случается, что грач капнет и столько дурочек соберется вокруг одной капли: хвать одну, хвать другую, – много поел, а какие успели убраться, впредь будут жить, как ученые, и если сверху им капнет что-нибудь хорошее, будут глядеть в оба, не пришло бы им снизу чего-нибудь скверного.
Красные шишки
Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.
В свежее солнечное утро иду я в лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины, с гладкой верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.
– Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?
И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.
Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.
Болото
Знаю, мало кто сиживал раннею весною на болотах в ожидании тетеревиного тока, и мало слов у меня, чтобы хоть намекнуть на все великолепие птичьего концерта в болотах перед восходом солнца. Часто я замечал, что первую ноту в этом концерте, далеко еще до самого первого намека на свет, берет кроншнеп. Это очень тонкая трель, совершенно не похожая на всем известный свист. После, когда закричат белые куропатки, зачуфыкают тетерева и токовик, иногда возле самого шалаша, заведет свое бормотанье, тут уж бывает не до кроншнепа, но потом при восходе солнца в самый торжественный момент непременно обратишь внимание на новую песню кроншнепа, очень веселую и похожую на плясовую: эта плясовая так же необходима для встречи солнца, как журавлиный крик.
Раз я видел из шалаша, как среди черной петушиной массы устроился на кочке серый кроншнеп, самка; к ней прилетел самец и, поддерживая себя в воздухе взмахами своих больших крыльев, ногами касался спины самки и пел свою плясовую. Тут, конечно, весь воздух дрожал от пения всех болотных птиц, и, помню, лужа при полном безветрии вся волновалась от множества пробудившихся в ней насекомых.
Вид очень длинного и кривого клюва кроншнепа всегда переносит мое воображение в давно прошедшее время, когда не было еще на земле человека. Да и все в болотах так странно, болота мало изучены, совсем не тронуты художниками, в них всегда себя чувствуешь так, будто человек на земле еще и не начинался.
Как-то вечером я вышел в болота промять собак. Очень парило после дождя перед новым дождем. Собаки, высунув языки, бегали и время от времени ложились, как свиньи, брюхом в болотные лужи. Видно, молодежь еще не вывелась и не выбиралась из крепей на открытое место, и в наших местах, переполненных болотной дичью, теперь собаки не могли ничего причуять и на безделье волновались даже от пролетающих ворон. Вдруг показалась большая птица, стала тревожно кричать и описывать вокруг нас большие круги. Прилетел и другой кроншнеп и тоже стал с криком кружиться, третий, очевидно, из другой семьи, пересек круг этих двух, успокоился и скрылся. Мне нужно было в свою коллекцию достать яйцо кроншнепа, и, рассчитывая, что круги птиц непременно будут уменьшаться, если я буду приближаться к гнезду, и увеличиваться, если удаляться, я стал, как в игре с завязанными глазами, по звукам бродить по болоту. Так мало-помалу, когда низкое солнце стало огромным и красным в теплых, обильных болотных испарениях, я почувствовал близость гнезда: птицы нестерпимо кричали и носились так близко от меня, что на красном солнце я видел ясно их длинные, кривые, раскрытые для постоянного тревожного крика носы. Наконец, обе собаки, схватив верхним чутьем, сделали стойку. Я зашел в направлении их глаз и носов и увидел прямо на желтой сухой полоске мха, возле крошечного кустика, без всяких приспособлений и прикрытия лежащие два большие яйца. Велев собакам лежать, я с радостью оглянулся вокруг себя, комарики сильно покусывали, но я к ним привык.
Как хорошо мне было в неприступных болотах и какими далекими сроками земли веяло от этих больших птиц с длинными кривыми носами, на гнутых крыльях пересекающих диск красного солнца!
Я уже хотел было наклониться к земле, чтобы взять себе одно из этих больших прекрасных яиц, как вдруг заметил, что вдали по болоту, прямо на меня шел человек. У него не было ни ружья, ни собаки и даже палки в руке, никому никуда отсюда пути не было, и людей таких я не знал, чтобы тоже, как я, могли под роем комаров с наслаждением бродить по болоту. Мне было так же неприятно, как если бы, причесываясь перед зеркалом и сделав при этом какую-нибудь особенную рожу, вдруг заметил в зеркале чей-то чужой изучающий глаз. Я даже отошел от гнезда в сторону и не взял яйца, чтобы человек этот своими расспросами не спугнул мне, я это чувствовал, дорогую минуту бытия. Я велел собакам встать и повел их на горбинку. Там я сел на серый, до того сверху покрытый желтыми лишайниками камень, что и селось нехолодно. Птицы, как только я отошел, увеличили свои круги, но следить за ними с радостью больше я не мог. В душе родилась тревога от приближения незнакомого человека. Я уже мог разглядеть его: пожилой, очень худощавый, шел медленно, наблюдая внимательно полет птиц. Мне стало легче, когда я заметил, что он изменил направление и пошел к другой горушке, где и сел на камень, и тоже окаменел. Мне даже стало приятно, что там сидит такой же, как я, человек, благоговейно внимающий вечеру. Казалось, мы без всяких слов отлично понимали друг друга, и для этого не было слов. С удвоенным вниманием смотрел я, как птицы пересекают красный солнечный диск; странно располагались при этом мои мысли о сроках земли и о такой коротенькой истории человечества; как, правда, все скоро прошло.
Солнце закатилось. Я оглянулся на своего товарища, но его уже не было. Птицы успокоились, очевидно, сели на гнезда. Тогда, велев собакам, крадучись, идти назади, я стал неслышными шагами подходить к гнезду: не удастся ли, думал я, увидеть вплотную интересных птиц. По кустику я точно знал, где гнездо, и очень удивлялся, как близко подпускают меня птицы. Наконец, я подобрался к самому кустику и замер от удивления: за кустиком все было пусто. Я тронул мох ладонью: он был еще теплый от лежавших на нем теплых яиц.
Я только посмотрел на яйца, и птицы, боясь человеческого глаза, поспешили их спрятать подальше.
Лисичкин хлеб
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Закат года
Для всех теперь только начало лета, а у нас закат года: деньки ведь уже убывают, и, если рожь зацвела, значит, по пальцам можно подсчитать, когда ее будут жать.
В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берез, белее мраморных колонн. Тут, под березами, еще цветет своими необыкновенными цветами крушина, боюсь, что плохо завязалась рябина, а малина сильная и смородина сильная, с большими зелеными ягодами.
С каждым днем теперь все реже и реже слышится в лесу «ку-ку», и все больше и больше нарастает сытое летнее молчание с перекличкой детей и родителей. Как редчайший случай – барабанная трель дятла. Услышишь вблизи, даже вздрогнешь и думаешь: «нет ли кого?» Нет больше общего зеленого шума, вот и певчий дрозд – поет как хорошо, но поет он один-одинешенек. Может быть, эта песенка теперь и лучше звучит – впереди самое лучшее время, ведь это самое начало лета, через два дня Семик. Но все равно, того чего-то больше уж нет, то прошло, начался закат года.