Чему учит рассказ немец в валенках

Константин Воробьев — Немец в валенках:
Краткое содержание

Война, Прибалтика, лагерь для военнопленных, барак штрафников. 22-летний рассказчик Александр дружит с молодым доходягой Иваном Вороновым. Сюда заходит рыжий немец Вилли Броде в русских валенках без голенищ. Значит, был под Москвой. Может, хочет отыграться на пленных. Немец подзывает Александра к себе. Оказывается, у немца отморожены пальцы ног, у Александра – тоже. Александр ждет удара. Его надо принять стойко, иначе растопчут. Воронов с трудом идет на выручку. Но немец не бьет. Дает покурить. Он нашел человека, которому знакома та же боль. Оба знают, что пальцы им отрежут. Броде объясняет: он – крестьянин. И спрашивает имя и профессию заключенного. А потом приносит ему хлеб. И смотрит, как тот ест, стараясь не спешить.

Смотрит и весь голодный барак. Александр делится хлебом с Иваном. Потом предлагает хлеб и другим. Но военинженер Тюрин, негласный староста барака, запрещает всем брать хлеб врага. Александр для него – предатель. Так что хлеб едят только он и Иван. Однажды Вилли приходит не один, а под конвоем немцев из комендатуры. Они выясняют, кто ел хлеб. Кажется, Вилли указывает на Тюрина. Того бьют. Александр признается, что ел только он. Тогда бьют и его, и Вилли. Потом они уходят. И Вилли спотыкается, но не подает виду, что ему больно. Прошли годы. Александр и Воронов выжили. А жив ли Вилли, и что с его болью, которая «конвоирует тебя слева и справа».

Читательский дневник по рассказу «Немец в валенках» Воробьева

Сюжет

Лагерь военнопленных в Прибалтике. У немца в русских валенках отморожены пальцы. Он носит хлеб 22-летнему Александру, у которого с пальцами та же беда. Вилли Броде из крестьян, воевал под Москвой, теперь в охране. Хлеб немца едят только Александр и его друг Иван Воронов. Тюрин, староста барака, запрещает остальным его брать. Немцы наказывают Вилли за хлеб. Спустя годы Александр размышляет: жив ли Броде, и как его ноги?

Отзыв

Рассказ о том, как в нечеловеческих условиях остаться человеком. Герой думает не только о себе, но и других. Его задача – выжить, бежать. Но с чистой совестью. Он берет хлеб, а не «хлеб врага». Одинаковая боль «роднит» немца с пленным. Он ищет крошку сочувствия – и получает ее. Броде немного чужак среди своих, обычный крестьянский парень. Непонятно, что он забыл на этой войне. Но вместе со всеми он ходит в бой, охраняет пленных. И страдает от боли. Ему интересно имя заключенного. Тюрин отвык видеть в немцах людей. Он мог решать за себя, но заставил подчиниться весь барак. В этом он неправ. Хотя понять его можно.

Смысл финала: герой размышляет, где сейчас немец, чья боль в ногах – память о том, как он пришел завоевывать Россию. Герою жаль его, наказанного за доброе дело. Пленным нельзя было показывать свою слабость, боль перед охраной. В итоге и Броде тоже. Он стал «пленником» своих, военных чинов. Страдание – тот же конвой. Рассказ учит ценить жизнь, смотреть на людей без предвзятости, ставить себя на место другого. Учит взаимовыручке, благодарности и памяти.

Источник

Конспект урока- размышления с элементами коучинга «Сохранить человеческое» (по рассказу Д. Воробьева » Немец в валенках»)

МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Пермский край, Пермский район, д. Кондратово

Урок-размышление с элементами коучинга

Тема: Константин Воробьёв «Немец в валенках»

В бесчеловечном сохранить человеческое – вот подвиг. Война – это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.

« Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.» А. Суворов

Название «Сохранить человеческое»

Учитель: Симендяева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационная категория

1. Научить работать с прочитанным произведением, умело приводить примеры из текста и ориентироваться в нём, сравнивать и сопоставлять образы героев, анализировать их поступки.

2. Способствовать развитию мыслительных навыков уч-ся, навыков критически мыслить, принимать разумное рефлективное творческое мышление друг друга.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому, гуманное отношение к человеку в любой ситуации.

4. Продолжать следить за внятностью и грамотностью речи уч-ся, активизировать их пассивный словарь, пополнять новыми словами, фразами, оборотами.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, эпиграф, «шкала знаний»

Особенности педагогической деятельности: создание условий для внимательного изучения текста, сопоставления событий, происходящих в рассказе и в жизни.

1) по источникам получения информации:

-словесные (рассказ, беседа, пересказ, выразительное чтение, работа с печатным словом);

— наглядные (выставка фотографий узников Бухенвальда, компьютерная презентация);

2) по уровням познавательной деятельности:

3) методы стимулирования и мотивации:

— поощрение, эмоциональное воздействие;

1. Как вы думаете, почему наш народ выиграл эту страшную войну?

Но в борьбе с лютым врагом советский человек не хотел забывать в себе человека. И эта нравственная победа оказалась самой великой нашей победой в эту страшную войну.

Итак, тема нашего урока – на доске. Но у урока нет названия. Обратимся позже.

2.Как эпиграф связан с темой урока?

— Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой Отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.

3. Что такое война? Что вы знаете о войне?

— На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. Особенности этого тяжёлого времени диктуют непримиримое отношение к врагу.

4.Определите Цель урока?

Показать, что даже среди ужасов военного времени людям важно сберечь в себе истинно человеческое (доброту, любовь, сострадание)

5. Знакомство с автором произведения. СЛАЙД № 2, 3

В основу рассказа (Рассказ «Немец в валенках» был написан в 1966 году) положен реальный факт из лагерной жизни Константина Дмитриевича Воробьева. Ведь писатель принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, трижды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом. В концлагере для военнопленных в Саласпилсе встретился Воробьеву такой охранник и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к писателю сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигареты.

В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева.

В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения.

Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.

1.Шкала знаний (Раздать детям листы со шкалой)

— Отметьте на шкале, на какой точке понимания рассказа вы находитесь сейчас (от 1 до 5)

— Интересно ли было читать рассказ?

— Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?

4. В чем вы увидели необычность рассказа?

1 группа (отрывок со слов «Уже было тепло…» с.37 до слов «Я постоял у дверей и побрел назад» с.41)

Словарь: Кто такой конвоир?

1.Найдите и прочитайте описание внешности Вили.

Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?

2.Как воспринимают сначала этого охранника пленные? Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки) Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой) А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)

7.Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)

8.Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)

9.Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)

10. Кем был Вили Броде до войны? Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет?

Второе посещение (с.42 со слов «Я лег, как хотел…» до слов «С этой минуты я стал ждать конца дня и исхода ночи…» с. 43)

1.Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз? (по имени). Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)

2.Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)

3.Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)

4.А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так

же, как и у него, отмороженные ноги)

(отрывок со слов «Уже было тепло…» с.37 до слов «Я постоял у дверей и побрел назад» с.41)

Словарь: Кто такие доходяги, штрафники? Почему их так называют?

1.Чего Александр ожидает от немца? О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)

2.Почему не признается, что и у него ноги болят?

3.Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?

4.Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).

5.Понял ли пленный, зачем приходил охранник? Ждет ли он его снова?

— Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)

Второе посещение (с.42 со слов «Я лег, как хотел…» до слов «С этой минуты я стал ждать конца дня и исхода ночи…» с. 43)

1.Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)

2.Прочитайте, как описан хлеб. Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?

3.Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)

4.Как собирается он поступить с хлебом?

5.Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?

Отметьте на шкале, на какой точке понимания вы находитесь сейчас (от 1 до 5).

Кто поднялся по этой шкале? У кого есть приращение? Как считаете, цель достигнута?

Приближаемся к цели урока. Нам важно понять поступок Вилли. Для этого я сегодня хочу предложить вам новый прием раскрытия характера героя. Мне кажется, задав себе и ответив на 5 вопросов, вы поймете героя любого произведения.

1.Как вы понимаете конец рассказа? Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жить? Предположим, что все сложится хорошо.

2.Ресурсы есть у каждого человека для достижения своей цели.

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова:

«В бесчеловечном сохранить человеческое – вот подвиг. Война – это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком»

3. Благое намерение лежит в основе каждого поступка

Что заставило Вилли Броде помогать пленным? Какое намерение лежит в основе поступка? (облегчить страдания, помочь выжить)

4. Наилучший выбор из всех возможных.

— Другие охранники этого не понимают, не видят?

— Каждый делает свой выбор, для каждого свой выбор – наилучший из всех возможных.

– Согласны ли вы с реакцией унтера Бенка и фельдфебеля Кляйна на помощь попавшим в плен?

5. Изменения неизбежны.

Как думаете, в чем они выразились?

— Дал возможность собраться с силами и бежать..

Что взяли для себя с сегодняшнего урока? Только ли в связи с темой о ВОВ мы можем говорить о гуманности или в мирное невоенное время так же важно проявлять человечность по отношению друг к другу?

— Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за счастье и горе других людей создают основу человеческого счастья.

К уда чаще человечность требуются в нормальной, повседневной жизни. Мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.

— Урок получился интересным, познавательным, потому что….

— Мне не понравился урок, потому что…

2. Какие мысли вы возьмёте с собой во взрослую жизнь? Почему?

1. Написать мини-сочинение «Что меня тронуло в рассказе К. Воробьёва «Немец в валенках»

(Это может быть поведение немца, выдержка и героизм пленных, жестокое отношение немцев к пленным и т.п.).

1.С каждым человеком все хорошо.

2.Ресурсы есть у каждого человека для достижения своей цели.

3. благое намерение лежит в основе каждого поступка

4. Наилучший выбор из всех возможных

4. Изменения неизбежны.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок внеклассного чтения 6 класс «Гуманное отношение к пленным» (По рассказу К. Воробьева «Немец в валенках»).

Учитель: Соколова Лариса Владимировна

Форма урока: внеклассное чтение

Тема урока: «Гуманное отношение к пленным» (По рассказу К. Воробьева «Немец в валенках»).

познакомить обучающихся с биографией и творчеством курского писателя К.Воробьева;

подвести шестиклассников к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно, что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни;

обучение умению анализировать текст художественного произведения;

выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

уметь работать со словарём;

развивать речевые компетенции: умение грамотно, четко излагать свои мысли при анализе рассказа;

развивать коммуникативные компетенции: умение вести дискуссию и диалог; слушать собеседника;

развитие культуроведческой компетенции: способствовать развитию интереса учащихся к литературному наследию К.Д.Воробьева.

воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;

воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.

Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства, мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную деятельность.

Развить поисково-информационные умения, умения работы учащихся в группе;

Осуществить метапредметные связи: литература, история, музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: портрет К. Воробьева, рисунки обучающихся, презентация, компьютер, видеопроектор, С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Особенности педагогической деятельности: создание условий для внимательного изучения текста, сопоставления событий, происходящих в рассказе и в жизни.

1) по источникам получения информации:

-словесные (рассказ, беседа, пересказ, выразительное чтение, работа с печатным словом);

— наглядные (выставка фотографий узников Бухенвальда, компьютерная презентация);

2) по уровням познавательной деятельности:

3) методы стимулирования и мотивации:

— поощрение, эмоциональное воздействие;

4) методы контроля: устный опрос, работа в тетради.

Предварительные задания: прочитать рассказ К. Воробьева «Немец в валенках», нарисовать обложку к книге, один из учащихся готовит сообщение о К. Воробьеве, другой учащийся – викторину к рассказу.

Организационный момент, самоопределение к деятельности.

Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Прозвенел опять звонок.

Все за парты дружно сели.

На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Ходят голуби по крышам,

Кружат в небе журавли.

Мир на родине так нужен

Нам, всем жителям Земли.

Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока, цели.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Звучит «Священная война» (только музыка).

— Ребята, выразите своё эмоциональное состояние, полученное от музыки, цветом карточки. Почему вы выбрали карточки чёрного цвета?

Какие ассоциации возникают у вас при слове война? Война – это…

( Разлука, разруха, гибель людей, горе, несчастье, смерть…).

— А ещё? Посмотрите на эти фотографии. ( Слайд № 1 с фотографиями пленных).

-Что в вашем понимании значит слово «плен»? Обратимся к толковому словарю.

-Что вы слышали или читали о пленных во время Великой Отечественной войны?

— В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание великого полководца А. Суворова: «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать». К ним мы обратимся в конце урока.

— При подготовке к уроку я нашла слова Н.Н. Кубышиной: « Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно мешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение».

— Что означает слово «гуманное»? Обратимся к словарю.

Формулирование темы. Постановка целей.

Цель этапа: сформулировать тему урока, цели.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

— К уроку вы прочитали рассказ К. Воробьёва «Немец в валенках». Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. ( Слайд № 2 )

— Каковы цели нашего урока? ( Слайд № 3 )

Работа над новой темой, открытие нового знания.

Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Коммуникативные УУД: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

— Сегодня на уроке мы поговорим о рассказе «Немец валенках» писателя-фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева. Ребята, как вы думаете, то, о чём он писал, правда или вымысел? Каким образом можно было об этом узнать?

1) Сообщение учащегося о К.Д. Воробьёве. ( Слайды № 4-5 ).

2) Аналитическая работа по тексту.

— Каково ваше читательское впечатление от рассказа «Немец в валенках»? Что вас больше всего потрясло?

— Объясните смысл названия рассказа. Какой художественный приём лежит в основе названия. (Оксюморон. Слайд № 6 ).

— Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников).

— Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”?

— Найдите и прочитайте описание внешности Вилли. Какой приём использует автор?

— Если бы вместо этих сравнений были, например, «как апельсин», «как тигр», повлияло бы это на ваше впечатление от охранника?

— Как поначалу восприняли этого охранника пленные? Почему их раздражали «сибирские валенки с обрезанными голенищами»? ( Пленные понимали, что новый охранник воевал под Москвой. Немецкая армия потерпела поражение. Значит, перед пленными был не новичок, а бывалый солдат, уцелевший в страшной битве. Он мог быть озлобленным, особенно жестоким, мстительным.)

— Как автор передаёт враждебность и холодность по отношению к новому охраннику? Зачитайте примеры из текста.

— Как автор называет обитателей барака? ( доходяги ) Что означает это слово? До какого состояния доведены пленные? Отвечая на эти вопросы, обратитесь к тексту рассказа.

— Ожидали ли вы, исходя из логики раскрытия характера Вилли Броде, что он принесет хлеб? Как автор описывает протянутый охранником хлеб? («… невесомую важность хлеба, его скрыто-живую телесную теплоту».)

— Что для заключенных особого барака означала «скрыто-телесная теплота» хлеба?

— Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (Он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть).

3) Физ. минутка (пауза релаксации).

А сейчас закройте глаза, расслабьтесь, представьте героев рассказа, осмыслите события.

Звучит музыка М. Таривердиева «Двое в кафе».

Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия.

Л ичностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

К оммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

— Проследите по тексту этапы сближения двух главных героев рассказа.

Первая группа. Отношение к немцу-охраннику Вилли Броде.

Вторая группа. Отношение к русскому пленному-штрафнику Александру.

— Почему осложняются отношения Вилли и Александра? Кто мешает им?

— Как вы воспринимаете финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе? Чем объясняется ваше настроение?

— Сочувствуете ли вы Вилли Броде? Хотелось ли вам, как рассказчику, чтобы «немец в валенках» дожил до наших дней? Почему?

Заполнить таблицу примерами из текста.

Его глаза блестят, как угли

Глаза были круглые и помешано-блестящие

Невесомая важность хлеба

Был рыжий как подсолнух

Кругом тепло – в бараке тихо и холодно

Коротал свой последний градус жизни

Стоял … как одуван в запретной зоне

Окно лепилось у потолка

Викторина по тексту (подготовил один из учеников в качестве домашнего задания).

Обращение к выставке рисунков (обложка к книге К. Воробьева «Немец в валенках»).

Цель этапа : Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

— Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл?

Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности ;

К оммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

— Ребята, все ли на уроке вам было понятно? (Высказывания учащихся)

Урок получился интересным, познавательным, потому что….

На уроке я узнал много нового:…..

Мне не понравился урок, потому что…

Домашнее задание (по выбору).

Отчёт о поездке в Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» (презентация).

Написать сочинение «Что стало с Вилли Броде?»

Источник

«Суровая правда» Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева «Немец в валенках»

Разделы: Литература

Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней!
(Ник. Грибачев)

I. Литературно-музыкальная композиция

Весь под ногами шар земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу.
Что умерли они?

1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмитрия Ковалева, Константина Симонова, Александра Межирова, Ольги Берггольц, Семена Гудзенко, Юлии Друниной, Николая Майорова, Дмитрия Кедрина и многих других отразилась суровая правда войны.

2-й Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева. Трудной была его судьба. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли.

Где река словно лента,
Где отчизны исток,
Поле дышит легендой
У развилки дорог.
Здесь трава, словно повесть,
Здесь княжна-тишина.
Поклонюсь тебе в пояс,
Красных зорь сторона.
Здесь вечерней порою
Ты не раз проходил
Здесь о русских героях
Ветер песню сложил.

1-й Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.

В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни.

Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.

С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Оттуда Константин Воробьев был направлен на учебу в Кремлевское краснознаменное пехотное училище.

Звучит музыка (песня “Священная война” или тема нашествия из “Ленинградской симфонии” Шостаковича)

2-й Ведущий: В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре 41-го под клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести “Убиты под Москвой” (1963г.)

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в 41-м шли в солдаты
И в гуманисты в 45-м.
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая,
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью Бориса, Николая.

2-й Ведущий: Повесть “Убиты под Москвой” выделялась своей правдивостью, дерзостью, остротой. Автор хочет понять, почему так бессмысленно гибнут без 5-ти минут офицеры, которые, казалось бы, должны побеждать…

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть поколенья узнают
Эту, взятую с боем суровую правду солдат.

Звучит песня “У деревни Крюково”

1-й Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести “Это мы, Господи!” Уже в самом названии слышится стон измученных…

Вновь заря над колючим забором.
Я жив и поэзия не умерла:
Пламенем ненависти исходит
Раненое сердце орла.

1-й Ведущий: Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.

Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма.

Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них.

II. Беседа по тексту рассказа К.Д.Воробьева “Немец в валенках”.

Рассказ предварительно прочитан дома учащимися по книге для учеников 6-го класса “Вокруг тебя – мир”. Тексты находятся у каждого из ребят на столе. Анализируем текст “вслед за автором”. “Медленное чтение” сочетается со словарной работой.

— Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.

— Интересно ли было читать рассказ?

— Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?

— Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников)

— Найдите и прочитайте описание внешности Вили.

— Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?

— Как воспринимают сначала этого охранника пленные?

— Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки)

— Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой)

— А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)

— Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)

— Чего он ожидает от немца?

— Почему не признается, что и у него ноги болят?

Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют?

— Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)

— Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)

— Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)

Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники)

— Кого называли штрафниками?

— Кем был Вили Броде до войны?

— Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.

Словарь: Кто такой конвоир?

— Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?

— Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).

— Понял ли пленный, зачем приходил охранник?

— Ждет ли он его снова?

— Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз?

— Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)

— Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель?

— О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)

— Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)

— Прочитайте, как описан хлеб.

Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?

— Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)

— Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)

— А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги)

— Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)

— Как собирается он поступить с хлебом?

Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?

— Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром?

— Как вы относитесь к Тюрину?

— Как воспринимается финал рассказа?

— Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему?

— Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание?

— А какого обращения заслуживает любой пленник?

III. Викторина по рассказу К.Д. Воробьева “Немец в валенках”.

Викторину проводит один из ребят с помощью учителя. Вопросы викторины составлены учениками под руководством учителя и записаны на карточках.

— Это пленный штрафник. Он идет, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног. (Александр).

— У него голубые глаза, опушенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. Он бывший Бауэр. (Вили Броде).

— У него отморожены пальцы ног. Он сидит, держа ноги на весу. Он носит валенки несмотря на теплую погоду. (Вили Броде).

— Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нем сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль. (Вили Броде).

— Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идет, будто плывет. (Иван Воронов).

— 20 пар глаз смотрят на Александра исступленно и гневно, как… (у святителей на иконах).

— Немец махнул рукой на Воронова, как… (кот лапой).

— Воронов лежит животом вниз, как… (собака).

— Его глаза блестят, как… (угли).

— Иван позвал Сашу, как… (из-за горизонта).

— Вили Броде был рыжий как… (подсолнух).

— Он ступает мягко и врозваль, как… (деревенский кот).

— Немец стоял у дверей, как… (одуван в запретной черте).

— Александр приподнял ноги, как… (немец).

— Александр подравнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как… (коржик).

— Бенк обрушил на затылок Александра что-то тяжкое и кругло-тупое, как… (бревно).

— штрафников в бараке? (46)

— шагов должно разделять конвоира и пленного? (6)

— удается пробежать пленному по прямой? (10 шагов) влево? (15) вправо? (20)

— Вили Броде? (он старше Сашу на целое детство)

— Раз приходил немец к доходяге? (3)

— % сигареты Саша оставил другу? (20)

— ярусов нар в бараке? (3)

— шагов надо было преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4)

— хлеба оставил Саша Ивану? (половину в первый раз, половину половины – во второй)

— хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу)

— есть и у немца-охранника, и у доходяг в бараке? (вши)

— заставило немца выругаться? (отсутствие у пленных воды)

— вызвало у Саши сочувствие к Вили? (общая беда)

— песню, которую поет Тюрин (“Вы жертвою пали…”)

— какую теплоту хлеба ощущает Саша? (скрыто-живую)

— какой запах хлеба он чувствует? (изнурительный)

— каким образом немец подзывает пленного в первый раз? Во второй? (пальцем; по имени)

— довоенное занятие вили (Бауэр)

— военную специальность Воронова (воентехник)

— армейский чин Тюрина (военинженер)

— “ремесло” Александра (шумахер, сапожник)

— кем служил Вили в лагере? (охранник)

— звание конвоира Бенка (унтер)

— звание конвоира Кляйна (Фельдфебель).

За каждый правильный ответ ассистенты вручают звездочки.

IV. Подведение итогов.

— В каком документе закреплены права военнопленных? (3-я Женевская конвенция 1949 года)

— А что вы знаете о том, как в настоящее время порой обращаются с пленными?

— Так почему же нам так важно знать настоящую, “суровую правду” о войне, помнить, что было?

— Об этом замечательно сказано в стихотворении Н. Грибачева:

Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты
И праздники, чья ширь и даль светла.
И позабытый вновь встает рассвет,
И кто-то в травы падает сраженный,
И город, артиллерией сожженный,
От дыма черен и от пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *