Чему учит рассказ попрыгунья чехова
Чехов «Попрыгунья»: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Попрыгунья»?
Чему учит рассказ Чехова «Попрыгунья»?
Рассказ «Попрыгунья» Чехов сначала хотел назвать «Великий человек», но потом сместил акцент на главную героиню. В этом несостоявшемся названии и заключена главная мысль. Осип Дымов, герой рассказа, с виду просто подкаблучник у своей жены, которая всю жизнь посвятила поиску «выдающихся» людей. В своем доме он играет роль лакея и рабочей лошади, безропотно снося унижения от Ольги, которая открыто ему изменяет. Многообещающий учёный, доктор, Дымов приносит себя в жертву не науке. Он отдает жизнь ради больного дифтерией ребенка. Зная, что может заразиться, он отсасывает дифтеритные пленки.
(рис. художника Бодянского, 1904)
Главная мысль рассказа заключается в том, что человек не должен тратить свою жизнь впустую, нужно стремиться реализовывать себя и быть полезным людям. Чехов призывает нас быть внимательными к своим близким, уделять им время, ведь жизнь быстротечна. Кроме того, во всех ситуациях нужно оставаться человеком и нести ответственность за совершенные поступки.
Ощущение от прочитанного рассказа такое, будто посмотрела прекрасный фильм – настолько живописно и тонко передано действие рассказа, глубоко прописаны характеры всех героев этой, казалось бы, заурядной истории.
Кем был этот незаметный, безропотный, не умеющий за себя постоять, доктор Осип Дымов? Как понимаем из самого рассказа и слов друга Коростылева:
К пустой, взбалмошной, лишенной моральных принципов героине слишком поздно приходит прозрение, какого редкого человека она проглядела, не оценила и, в сущности, довела до гибели.
В этом и состоит главная мысль и значение рассказа – ценить и понимать главную сущность человека, не разменивать себя на мелочах.
Медведь устроился на зиму высоко, в орлином гнезде на разбитом бурей дереве. Там он и проспал спокойно все зимнее время. Он проявил находчивость и сообразительность, поэтому и смог выжить.
Кроме того, автор призывает нас любить природу и изучать повадки лесных жителей.
Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.
Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.
Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.
Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.
В рассказе «Лебеди» автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.
Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.
Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.
Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.
Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.
Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.
Он решил скрыть это от родителей и для этого стал петь, как будто бы у него хорошее настроение. Но эффект получился обратный. Папа подумал, что у него хорошее настроение потому, что он получил пятерку и попросил дневник. Вовка его дал и папа увидел двойку.
За попытку скрыть плохую отметку папа решил наказать Вовку.
Главная мысль этого коротенького рассказа заключается в том, что не нужно скрывать ничего от родителей, ведь как известно, все тайное становится явным. Ну а еще стоит хорошо учиться и готовиться к урокам, чтобы не приходилось врать.
Анализ рассказа «Попрыгунья» (А. П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019
Произведения А.П. Чехова поражают своей жизненностью, натуральностью, тем, как легко и естественно в них перекликаются комичность и драматичность сюжета. То же можно наблюдать и в рассказе «Попрыгунья», анализ которого предлагает Вам премудрый Литрекон, как помощь в подготовке к уроку литературы или сдаче ЭГЭ.
История создания
Рассказ «Попрыгунья» был создан А. Чеховым в 1891 году и опубликован в журнале «Север» в 1892 году. Первоначально рассказ имел название «Великий человек», но затем автор сместил акцент на женского персонажа — Ольгу Ивановну, жену Дымова.
Автор отталкивается в произведении от реальных личностей, знакомых ему – это врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья, а также известный столичный врач, Илларион Иванович Дуброво. Настоящим прототипом Дымова явился врач Дуброво, умерший от дифтерита, после того, как использовал метод, описанный в рассказе, для излечения больной дочери дворянина Куроедова. Прототипом же художника Рябовского сделался друг Чехова, художник Исаак Левитан. Он, кстати, очень обиделся на него за это и хотел вызвать на дуэль. После выхода книги они не общались три года. С Софьей Павловной они и вовсе никогда больше не контактировали. При этом важно понимать, что сам автор отрицал наличие каких-либо прототипов. Но реакция общества говорит о том, что писателю удалось отобразить максимально реальную историю.
Жанр, направление
Жанр произведения «Попрыгунья» — рассказ. Направление – реализм, при котором автор простым, ясным языком активно развивает жизненную и близкую каждому из нас проблематику, с подробным изложением деталей.
В рассказе присутствует оттенок сатиры, тем не менее его можно воспринимать и как философскую притчу.
Композиция и конфликт
Рассказ «Попрыгунья» состоит из восьми глав, в которых описывается отрезок жизни молодой женщины, Ольги Ивановны, после свадьбы, в замужестве с Осипом Степановичем Дымовым.
Конфликт в произведении зарождается практически с самого начала и набирает силу по мере развития действия. Ольга Ивановна не удовлетворена обществом своего мужа, считает его слишком простым и неинтересным, она не понимает его и ищет для себя другой жизни. Дымов в свою очередь не понимает людей искусства, и сам он тоже кажется таким людям ненужным и лишним в их обществе. Таким образом, происходит конфликт взглядов.
Кроме того, постепенно назревает конфликт отношений – Дымов догадывается об измене жены и начинает от неё отдаляться. Тот же конфликт отношений происходит у Ольги Ивановны с Рябовским – женщина чувствует себя обманутой и преследует художника, который открыто тяготится ею.
К Ольге Ивановне выражает презрение друг Дымова, Коростелёв, по мере действия его презрение усиливается к жене его обманутого друга.
Присутствует в произведении и внутренний конфликт главной героини с самой собой. Она всё сильнее ощущает свою вину, мучается, но не может сознаться перед мужем. Она продолжает преследовать Рябовского, понимая своё унижение и бесполезность таких действий, страдает от этого, но не может оставить такое поведение. В конечном итоге женщина приходит к полному отчаянию и разладу с самой собой.
Смысл названия
Название рассказа «Попрыгунья» отражает сущность его главной героини – её легковесность и легкомыслие, неумение думать о других людях и последствиях своих поступков.
В названии отражается и судьба главной героини, которая «прозевала» — «пропрыгала» — своё счастье. Кроме того, выражается справедливая оценка её автором. Можно заметить отсылку к басне Крылова «Стрекоза и муравей»: «Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела». Так и Ольга поздно спохватилась, когда зима ее жизни уже наступила, и ничего нельзя было изменить.
Суть: о чём рассказ?
Ольга Ивановна, обаятельная миловидная блондинка, и её муж, Осип Степанович Дымов, талантливый врач, недавно поженились. Они счастливы в браке, не имеют большого достатка, но вполне обеспечены, чему способствует Осип Степанович, работая в двух больницах. Ольга Ивановна, одарённая творческими способностями, любит окружать себя известными людьми искусства – художниками, музыкантами и т.д., она часто устраивает для них вечера у себя дома. Муж Ольги Ивановны не принимает участия в этих вечеринках, но не возражает против них.
Ольга Ивановна всё сильнее вовлекается в жизнь «великих людей», которых постоянно отыскивает. Она начинает отдаляться от мужа, всё чаще покидает его, и наконец, поддаётся любовным чарам талантливого художника Рябовского, очень красивого молодого человека. Однако увлечение Рябовского оказывается кратковременным – он быстро начинает тяготиться Ольгой Ивановной и избегать её. Ольга Ивановна чувствует обиду, также угрызения совести, она хочет признаться мужу в измене, но не решается на это. Дымов тем временем начинает догадываться об измене жены и отдаляется от неё.
Ольга Ивановна, чувствуя отдаление от неё мужа, отчаянно пытается вернуть Рябовского – разыскивает его по всем общим знакомым, устраивает ему сцены ревности. Однажды, придя домой, Ольга Ивановна узнаёт, что её муж болен и не выходит из кабинета. Дымов просит жену позвать его друга Коростелёва. Коростелёв рассказывает Ольге Ивановне о том, что Дымов накануне отсасывал дифтеритные плёнки из горла больного ребёнка. Ольга Ивановна, опасаясь за жизнь мужа, ощущает горькое раскаяние и презрение к себе, она желает искупить свою вину и возместить мужу все обиды. Оценивая свою жизнь, Ольга Ивановна понимает, что Дымов и был самым великим человеком из всех найденных ею знаменитостей, но остался неузнанным ею. Она жаждет начать жизнь заново и всегда быть верной Дымову, однако утром узнаёт о его кончине. Подробнее о содержании «Попрыгуньи» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Попрыгунья» кратко изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Герой | Характеристика |
Ольга Ивановна | Двадцати-двухлетняя молодая женщина из семьи врача, сама связавшая свою жизнь с талантливым врачом. Ольга Ивановна обладает тонким художественным вкусом и сильным эстетическим чувством, одарена способностями к искусствам. У Ольги Ивановны живой и весёлый характер, она обаятельна и изысканна, чувствительна и сентиментальна. При этом она легкомысленна, эгоистична, из-за чего происходят все её дальнейшие беды. Тематика рассказа «Попрыгунья» близка и понятна читателю, кем бы он ни был: ПроблемыПроблематика рассказа «Попрыгунья» не менее интересна даже сегодня, когда читателя окружают другие реалии: СмыслОсновная идея произведения «Попрыгунья» – показать сущность эгоизма и легкомыслия, как и их чудовищные плоды. При этом ярко освещается и другая сторона картины – скромная непритязательная жизнь и самопожертвование, не получившие признания в реальной жизни. Эти высокие качества вызвали трепет и восхищение у окружающих, лишь когда эта скромная жизнь угасла. Ольга потеряла свою любовь, но опомнилась лишь тогда, когда было поздно. Она осознала, что все это время лишь «прыгала» — то есть ничем важным не занималась, в отличие от мужа, которого не понимала. Главная мысль Чехова в рассказа «Попрыгунья» — приоритет честного и общественно значимого труда над самолюбованием в формате искусства. Великим можно считать только того человека, который служит обществу верой и правдой и отдает всего себя светлому и честному труду. Чему учит?Рассказ «Попрыгунья» учит трудолюбию и предостерегает от душевной пустоты и бездумности, от духовной лени и лёгкого отношения к жизни. Напоминает о том, что подобный образ жизни непременно будет иметь трагические последствия. Это и есть вывод автора. Автор заставляет задуматься о том, что нужно ценить простых, трудолюбивых и искренних людей, пока те живут рядом с нами, помнить, что в любой миг может стать слишком поздно это делать. Предостерегает автор и от опасности не увидеть вовсе таких людей из-за собственного эгоизма и погони за пустыми вещами. Также в рассказе можно увидеть предостережение о том, как можно оказаться игрушкой собственных желаний и прихотей, утратить уважение окружающих и самого себя в погоне за ускользающим мнимым счастьем. Такова мораль произведения «Попрыгунья». КритикаВот как высказывается о творчестве А.П. Чехова его современник М.Г. Зельманов:
А вот что говорит другой современник автора о его произведениях, С. А. Андреевский:
Рассказ высоко оценил и Л.Н. Толстой, в частности, он назвал его «превосходным». Историк литературы А. Липовский заметил, что главный герой произведения относится к «лишним людям», поэтому данный рассказ ценен еще и тем, что читатель укал отношение Чехова к этому популярному типажу. Если «маленького человека» автор высмеивал, то лишнему — сочувствовал. Свое мнение о книге выразил и знаменитый писатель и советский диссидент А.И. Солженицын:
«Попрыгунья» анализ рассказа Чехова – тема, идея, смысл названия, проблематика произведенияМногие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно все: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплел иронический и трагический тон. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ. Краткий анализГод написания – 1891 г. История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковых и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича. Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Жанр – Рассказ. Направление – Реализм. История созданияИстория написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой. Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала. Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой. Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном. Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году. Мотив любовного треугольника издавна распространен в литературе. А. П. Чехов раскрыл его в анализируемом произведении. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией. Система образов неразветвленная. Главную роль играют Дымов, Ольга Ивановна и Рябов. Внешности героев писатель уделяет мало внимания, так как сосредоточен на их переживаниях. Из первых трех частей читатель узнает о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Мужчина очень любит свою супругу, готов работать ради нее на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно ее интерес к приземленному Дымову угасает. Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдается» только искусству. Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подает. Все свое свободное время мужчина проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученные разговоры неинтересны. Роман Ольги Ивановны и Рябовского глупо обрывается. Дымов же заражается дифтеритом, спасая мальчика. Герой умирает, и Ольга только теперь понимает, как любила мужа, но исправлять что-либо уже поздно. Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу. Идея рассказа – показать, как человек, ослепленный эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии. КомпозицияДля понимания того, как раскрываются проблемы произведения, в «Попрыгунье» анализ следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали. Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылева. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определенные выводы. План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Попрыгуньи» – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А. Чехова «Попрыгунья» – реализм, так как в нем описаны правдивые события. Анализ «Попрыгунья» ЧеховВсего получено оценок: 256. Всего получено оценок: 256. ногие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно всё: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплёл иронический и трагический тон. Рассказ повествует о ветреной молодой женщине, чей характер и нашёл отражение в названии произведения. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ. Краткий анализГод написания – 1891. История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковым и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича. Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Жанр – Рассказ. Направление – Реализм. История созданияИстория написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой. Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала. Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой. Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном. Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году. Мотив любовного треугольника издавна распространён в литературе. Звучит он и в анализируемом произведении А. П. Чехова. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией. Из первых трех частей читатель узнаёт о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Герой очень любит свою супругу, готов работать ради неё на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно её интерес к приземлённому Дымову угасает. Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдаётся» только искусству. Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подаёт. Всё своё свободное время он проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученые разговоры неинтересны. Роман Ольги Ивановны и Рябовского глупо обрывается. Дымов же заражается дифтеритом, спасая мальчика. Герой умирает, и Ольга только теперь понимает, как любила мужа, но исправлять что-либо уже поздно. Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу. Идея рассказа – показать, как человек, ослеплённый эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии. КомпозицияДля понимания того, как раскрываются проблемы произведения, анализ «Попрыгуньи» следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали. Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылёва. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определённые выводы. План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Попрыгуньи» – рассказ, о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А. Чехова «Попрыгунья» – реализм, так как в нём описаны реальные события либо события, которые могли иметь место в жизни.
|