Чему учит рассказ преступление и наказание
Чему учит «Преступление и наказание»: нравственные уроки Раскольникова
Содержание:
Федор Михайлович Достоевский издал знаменитое произведение «Преступление и наказание» в 1866 году. Великий русский писатель воссоздал образ городской, бедной жизни Петербурга в период напряженной обстановки в России. Роман повествует о мире нищих, обездоленных граждан, о социальном неравенстве, росте преступности в городе. Писатель характеризует власть, простых людей, рассматривает гражданский долг, упадок нравственных принципов.
Герои романа – представители низших социальных слоев. Сложные жизненные условия вынудили их опуститься на дно. Персонажи продолжают искать истину, бороться за свое благополучие, чтобы выжить.
Автор учит, несмотря на окружающие проблемы, сохранять светлые чувства в душе, относиться с добром, состраданием к другим людям. В эпизодах показано, что победа зла над добром приведет к смерти человечества. Такие писатели, как Замятин, Булгаков, также подчеркивали важность ценностей, беспощадность действительности.
Чему учит произведение «Преступление и наказание»
Рассмотрим основные моменты – чему учит роман «Преступление и наказание»:
Главное действующее лицо – бескорыстный, честный студент. Он видит белый, чистый мир, стремится к совершенству. Молодой человек отличается умом, задумывается над сложными вопросами бытия. Гордому парню приходится влачить жалкое существование в мизерной комнатке, голодать, отказывать себе во всем.
В его сознании разразилась настоящая война между нравственностью и обидой на несправедливость мира. Общество в России в девятнадцатом веке разделилось на два класса – обеспеченные, зажиточные люди и нищий, голодающий народ. Персонаж ищет причину данного разделения, выстраивает собственную теорию.
Чему учит «Преступление и наказание» – нравственные уроки Раскольникова
Теория Раскольникова делит население на две группы. Первая категория – гвардия умных, жестоких личностей, которым дозволено все, вплоть до лишения жизни другого человека. Остальные жители – ведомые, обязанные подчиняться сильным. Уроки произведения:
Чему учит рассказ преступление и наказание
Даже описание Петербурга, которое значительно отличатся от того, что мы привыкли слышать, может научить нас чему-то. Например, что нет ничего идеального, если изучить что-то или кого-то более детально, можно открыть для себя множество сторон, не всегда хороших. И ведь на самом деле изображение Петербурга играет огромную роль. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов, а город с черными лестницами, облитыми помоями, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Обстановка жизни в этом городе совершено не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
обстоятельства. Так же есть люди, которые только изъявляют свои желания, но, не предпринимая никаких действий для их исполнения, просто ждут, когда же их желание исполнится.
Сочинение Чему учит произведение Преступление и Наказание
Сюжет
Родион Романович Раскольников является простым студентом, приехавшим из глубинки в столицу Санкт-Петербург. Отец его скончался, остались лишь мать и сестра, продолжающие жить в родном городе.
После учебы и неудачной работы, которую герой бросил, Роде начали приходить в голову разные мысли о заработке, так как он был на грани бедности. У парня совсем не было средств к существованию и знакомых, которые могли бы помочь с работой. Раскольников после долгих терзаний решился на убийство престарелой процентщицы, состояние которой могло спасти от нищеты. Его преступление получилось двойным, так как случайно свидетелем стала сестра старухи, которая в тот же момент была убита. Это события, происходящие в самом начале книги. Далее Родион проходит через массу испытаний, включая угрызения совести. События происходят очень быстро и часто, что делает дальнейшее чтение захватывающим.
Несколько интересных сочинений
Лес после дождя скрывает в своих зарослях много интересного. Там, где раньше встречалось пересохшее русло, теперь бегут журчащие ручейки. Все ямки на земле заполнены водой.
Ф. М. Достоевский был не просто писателем, он был отличным психологом, поэтому ему удавалось мастерски описывать «больные души». Его роман «Преступление и наказание» является прекрасным примером такого мастерства.
С помощью убийства «твари дрожащей» Раскольников удаляет «гнойник», не приносящий пользы, но при этом страдает невинный человек. Однако в конце произведения, в сцене признания Соне, главный герой понимает, что доводы рассудка тут ни к чему.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » О чём заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»
Достоинства
К плюсам данного произведения относятся:
О чем заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»?
(283 слова) Федор Михайлович Достоевский по праву считается настоящим гением и мастером психологического романа. Благодаря своему необыкновенному таланту «проникать» в души окружающих людей, знаменитый русский писатель и публицист 19 столетия смог не только рассказать о нелегкой судьбе студента Родиона Раскольникова, но и заставить читателя задуматься о таком субъективном понятии, как справедливость.
Если спросить людей, что они подразумевают под словом «справедливость», каждый из опрошенных респондентов ответит лишь приближенными фразами, поскольку справедливость абстрактна и изменчива. Нельзя также создать абсолютно равные условия существования человечества на земле. Примером тому служат неудачные попытки строительства социализма и коммунизма. Что касается романа «Преступление и наказание», точнее его главного героя Родиона Раскольникова, он, вопреки собственным сомнениям, все-таки смог (как ему казалось) вывести формулу общенародного счастья, создать теорию спасения человечества от циничных и лживых лиц. Он долгое время находился в раздумьях о том, кто же он на самом деле: «тварь дрожащая» или «право имеет». В итоге, подобные мысли окончательно и бесповоротно убедили студента переступить не только через закон, но и самого себя. К большому удивлению героя, мир не только не стал лучше, он стал хуже. Собственный внутренний мир Родиона Раскольникова был разрушен. Стоит упомянуть, как подробно автор описывает все тона и переходы мук совести.
Недостатки
Минусы у романа следующие:
Несколько интересных сочинений
Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота — Добросклонов
Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался
Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость
Любой праздник, по своему, интересен и привлекателен. Но для меня всегда лучшим праздником был и есть Новый год
О чём заставил меня задуматься роман (Достоевский Ф. М.)
Прочитав роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», я понял(а), что цель не всегда оправдывает средства. На эту тему до сих пор спорят многие, но точного ответа на этот вопрос нет. Однако, Достоевский однозначно даёт нам понять, что нельзя оправдать преступника, какую бы благую цель он не преследовал.
Роман представляет собой глубокий анализ преступления главного героя — Раскольникова Родиона Романовича.
Писатель подробно описывает все детали совершенного прегрешения. Главным героем Достоевский избирает человека совестливого, «переступающего черту» первый раз в жизни. В душе он искренний и добрый, с определённой долей благородства: спасет детей из пожара, помогает семье Мармеладовых (оставляет последние деньги на похороны Семёна Мармеладова, а также после его с ним знакомства), защищает Соню от клеветы Лужина, расстраивает свадьбу сестры. И как такой человек мог пойти на ужасное преступление!?
Я считаю,что выбор именного такого персонажа не случаен. Возможно, таким образом, Достоевский хотел показать нам, насколько невыносима жизнь нищего Петербурга, если самые порядочные и совестливые люди вынуждены переступать законы морали.
С другой стороны, с помощью Раскольникова мы можем отличить его проступок от морально изуродованных, так сказать, «обычных» преступников, таких как Лужин и Сдвиригайлов.
Преступление Раскольникова — идейное преступление. Навязчивая теория, зародившаяся, возможно, уже в воспалённом уме героя, заставила его действовать. Раскольников убивает старуху-процентщицу и подвергается мукам совести, которые вынудили его сознаться в своём злодеянии.
Здесь я замечаю интересную вещь: цель убийства — помочь всем нуждающимся — не была достигнута. В результате старуха была убита просто так, её деньгами преступник так и не воспользовался.
В сцене признания Соня пыталась найти оправдание действиям Раскольникова, спрашивая его о том, «ради денег» ли он это сделал или «чтоб матери помочь». Значит ли это, что ради денег можно убивать? Возможно ли, что взяв деньги, Раскольников поступил бы лучше? Я думаю, что нет. Но тогда в этом была бы определённая логика: убийство ради денег и помощи близким. А в действиях героя она не то, чтобы отсутствует,а она другая.
Проверка самого себя — вот его главная цель.
Я думаю, что отчасти и сам Раскольников понимает, что его теория антигуманна. Поэтому он ищет себе оправдание, говоря самому себе, что на деньги старухи он поможет всем «униженным и оскорблённым» ещё перед преступлением. Сложность для анализа его истинных мотивов убийства представляет тот факт, что Раскольников болен лихорадкой, что ещё более запутывает читателя. Может быть, за всё это (теория, преступление, мотивы убийства,оправдание) отвечало его вовсе нездоровое сознание и Раскольникова нужно было бы отправить в больницу, а не на каторгу?
К сожалению, точных ответов на эти вопросы дать нельзя. Роман тем и сложен, он заставляет задумываться о сущности добра и зла, внутренних противоречиях, гуманности, не давая чётких ответов. Каждый должен решить сам. Достоевский свой выбор сделал.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Еще по теме:
Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха — таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и промозглой, с морским пронизывающим ветром, грязным снегом под ногами, хлюпающем холодном месиве в дырявых калошах…
Бедность, скученность, крошечные комнатки-клоповники, без удобств, без уюта, без уединения. Постоянная безысходная суета по поиску заработков, трудоустройства, банального пропитания. Невозможность достойного отправления простейших физиологических нужд… Все это жестоко унижает человеческое достоинство жителей «столицы».
Кстати, и 100 лет спустя многие авторы, впечатлительные и эмоциональные, писали о Петербурге, кажется, со слов Достоевского. Этот исполин, красавец, город-бонвиван, построенный на костях и болотах, обладает мощнейшей энергетикой, выдержать которую, не сломаться, не зачахнуть, не сойти с ума и не удариться «во все тяжкие» сможет далеко не каждый.
Обо всем этом, кроме прочего (точнее — самого главного, о чем речь пойдет чуточку позже), заставляет задуматься роман «Преступление и наказание». Что влечет людей в подобные «гиблые» места? Ведь климат столь суров и вредоносен, что множество жителей города умирают от чахотки. Почему господа, избравшие для себя профессии творческие, как мотыльки, летят на обманчивый и жестокий свет мегаполисов? Можно прекрасно, со всеми удобствами и в блеске славы и уважения жить в провинции либо в собственном имении. Но нет! Они предпочитают скитания, чердаки, сальные тусклые свечи, обивание порогов, ледяные каналы Невы, сточные ямы и проч. и проч. Почему?
Важным моментом для размышлений стал предел, после которого благовоспитанный молодой человек, довольно приличных кровей, хороших манер и недурного образования, готов переступить черту нравственности и лишить жизни личность. Родион прекрасно понимает, что такое личность, в чем её ценность заключается. Он — не карманник из подворотни, не пьяный извозчик, в горячке ножом размахивающий. Он — существо мыслящее, интеллектуальное, высокоэмоциональное. Обремененное чувством вины и справедливости. Но «предел» все же существует. Предел, до которого довело Раскольникова государство, не дающее возможности достойным людям достойно жить.
«На десерт» оставим банальности. То, о чем не рассуждал только очень ленивый читатель и критик. «Стоит ли мир» слезы. Наверное, стоит. Современная международная политика изо всех мил пытается это доказать. Войны, конфликты, теракты. Во имя мира и демократии… Но мы увлеклись. Все-таки разговор у нас литературный.
«Преступление и наказание» нужно читать. Неоднократно, в разных возрастах, настроениях и ситуациях. Этот роман бессмертен.
Анализ романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)
«Преступление и наказание» – настоящий роман-исповедь, где автор задается вопросами человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. Фёдор Михайлович Достоевский создал произведение, которое до сих пор находит отклик в сердцах читателей. Многомудрый Литрекон раскроет Вам некоторые подробности и секреты этой книги.
История создания
Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение. Как известно, Фёдор Михайлович известил об этом своего брата письмом:
На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…
Данное письмо датируется 9 октября 1859 года.
Как известно, история написания книги была изменена нуждой, в которой постоянно пребывал писатель. Изначально его замысел был глобальным: написать огромный роман – своеобразный ответ «Войне и миру» Л. Н. Толстого. Но Достоевскому срочно нужны были деньги, а Катков (его издатель) платил за завершенные произведения. Тогда писатель разбил свою идею на пять частей, и одной из них стал роман «Преступление и наказание».
Отправной точкой создания книги стала газетная вырезка с заметкой о некоем преступлении в трущобах столицы. Федор Михайлович вдохновился реальным инцидентом, но все детали происшествия были вымышлены.
Жанр и направление
Как уже отмечалось, «Преступление и наказание» написано в жанре романа, точнее романа-исповеди. В качестве направления Достоевский выбрал реализм. События, описанные в этом произведении, западают в души и сознание читателей, потому что пугают долей «настоящего» в них.
Федор Михайлович хотел создать роман-эпопею, но по финансовым обстоятельствам (он нуждался в деньгах) вынужден был умерить писательские амбиции. В итоге он разделил свой замысел на 5 самостоятельных романов: «Бесы», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот» и «Братья Карамазовы».
Смысл названия
Название как нельзя лучше подходит к содержанию романа, отражает основные события, вокруг которых разворачивается сюжет – преступление Родиона и наказание за него. Противоправное деяние уже в заголовке противопоставляется каре, описание которой занимает львиную долю объема. Логическое ударение читатель делает на втором слове, которое как бы перечеркивает первое и предрекает расплату за грех. Автор сознательно разрушает интригу, признаваясь уже вначале, что его герой – убийца, что его удел – разоблачение. Но суть романа – не детективная линия, а философская «начинка»: что бы ни сделал человек, как бы он ни прятал свои преступления, кара все равно настигнет его, ведь она исходит не от земных судей, а от того светлого или доброго, что в заложено в каждом из нас неведомой созидательной силой, сотворившей всех людей.
Кроме того, оно отражает не только главное, криминальное преступление – убийство старушек, но и другие людские пороки, которые с моральной точки зрения можно считать преступлениями. Например, пьянство Мармеладова, работа Сони, «тёмные делишки» Свидригайлова и многое другое. Каждый герой получает свою кару, ведь от судьбы не уйти.
О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет. Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов.
Судьба знакомит Раскольникова с семейством Мармеладовых, скатившихся в пропасть нищеты, где отец — пьяница, а дочь по имени Соня вынуждена заниматься непристойной работой, чтобы помочь семье. Именно Соня и становится в финале лучом света для потерявшегося Родиона.
После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном. Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним. В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию.
Композиция
Для простоты усвоения всех сюжетных линий Достоевский разделил свой роман на части, их в итоге получилось 6 (7 — эпилог). В свою очередь, каждая из частей делится на главы, их порядка 6 в каждой части.
Символично, что по смысловой нагрузке роман можно поделить лишь на 3 части – собственно преступление, наказание и эпилог.
Время и пространство
Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения. Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.
Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан. Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом. Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц.
Главные герои и их характеристика
Достоевский вложил в каждого героя настоящую жизнь со страхами, переживаниями, проблемами и горестями.
Символика
Роман наполнен интересными и с первого взгляда незначительными деталями и знаками, которые могут многое рассказать о смысле книги.
Сны Раскольникова
Цифры и числа
Религиозные символы
На протяжении всего романа главный герой уподобляется Лазарю, персонажу библейского сказания. Этого человека похоронили, но Иисус воскресил его. Так и Родион был нравственно и духовно мертв, но потом ожил на каторге.
Сходство Раскольникова с трупом писатель подмечал очень тонко: описывал его бледность, постоянно упоминал о его лежачем положении, сравнивал комнату с гробом. Герою в бреду казалось, что его тело вынесли. Также он слышит, как во дворе кто-то заколачивает что-то. Сестру и мать он упрекает в том, что они как будто его хоронят – слишком эмоционально прощаются с ним. В финале же он говорит, что воскрес.
Имена
Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Тематика книги разнообразна и многогранна:
Проблемы
Проблематика произведения весьма богата интересными и актуальными вопросами, которыми задаются многие люди.
Основная идея
Главная мысль, заложенная Достоевским, это неотвратимость раскаяния. Автор сумел показать читателю, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической. Кара всегда настигнет преступника, даже если он скроет все улики от полиции и скроется от земного суда. Небесное правосудие не дремлет, ведь его основы заложены в душе каждого из нас. Внутреннее состояние отверженного – это и есть его расплата за грехи. За каждым преступлением следует наказание, и в этом скрыта божественная справедливость, невидимая для человека.
Смысл книги скрыт в ответе на главный вопрос: если путь Раскольникова неверный, куда же идти? Как исправить социальную несправедливость? Достоевский указывает на спасение в вере. Она дает нам силы и правильное направление, она учит любить, надеяться, помогать ближним. В ней скрыта вековая мудрость предков. Словом, христианская религия способна помочь человеку и вывести его из тупика на ту дорогу, которая приведет его к счастью обретения высшей справедливости.
Чему учит?
В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы. Таковы его нравственные уроки:
Мораль, которую мы должны вынести из этого произведения – это то, что над собой нужно постоянно работать, создавать из себя личность со своими вечными ценностями, моральными убеждениями и гуманным мировоззрением. А способность к раскаянию – это высшая добродетель.
Критика
У каждого читателя роман вызывает собственное восприятие и разные оценки. Например, критик Страхов дал высокую оценку произведению, подчёркивая, что в нем с огромной силой показано «извращение нравственного понимания героя».
Страхов сожалел, что за пределами произведения оказалась вторая и, с его точки зрения, важнейшая сторона задачи – изображение «внутреннего переворота» Раскольникова, «пробуждения в нем истинно человеческого образа чувств и мыслей»
Чему нас учит роман преступление и наказание. Чему учит в роман Ф.М
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека и окружающий его мир. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с “теорией разумного эгоизма” Добролюбова и Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип, человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.
Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.
Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев — основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт — убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под влиянием своих идей. Сердцевину романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” — социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Раскольников не обычный убийца, в основе его поступка лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над “муравейником”. Но все дальнейшее повествование доказывает ложность его теории, делящей людей на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Анализ состояния героя после преступления слит Достоевским воедино с анализом философской теории Раскольникова.
Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на две части: на сильных мира сего и на “тварей дрожащих”. Но это деление не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”. Он признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, — это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.
Образ Сони — один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершивший самый страшный грех — убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Когда Раскольников спрашивает ее: “…кому из них умереть?”, Сонечка сразу же отвечает: “И кто меня тут судить поставил: кому жить, кому не жить?” Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния, воскресения.
Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применялся в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это — Лужин и Свидригайлов.
Свидригайлов живет по принципу вседозволенности; он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она. Композиция романа тоже подчинена развенчанию теории Раскольникова. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять — наказа- нию Раскольникова. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.
Роман выстроен так, что о самой теории мы узнаем после преступления, автор дает нам возможность осознать, что такие взгляды несут только вред. Композиция романа связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресении Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй — ее читает Соня, третий — в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня воскрес Лазарь.
Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в его понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.
Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.
Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха — таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и промозглой, с морским пронизывающим ветром, грязным снегом под ногами, хлюпающем холодном месиве в дырявых калошах…
Бедность, скученность, крошечные комнатки-клоповники, без удобств, без уюта, без уединения. Постоянная безысходная суета по поиску заработков, трудоустройства, банального пропитания. Невозможность достойного отправления простейших физиологических нужд… Все это жестоко унижает человеческое достоинство жителей «столицы».
Кстати, и 100 лет спустя многие авторы, впечатлительные и эмоциональные, писали о Петербурге, кажется, со слов Достоевского. Этот исполин, красавец, город-бонвиван, построенный на костях и болотах, обладает мощнейшей энергетикой, выдержать которую, не сломаться, не зачахнуть, не сойти с ума и не удариться «во все тяжкие» сможет далеко не каждый.
Обо всем этом, кроме прочего (точнее — самого главного, о чем речь пойдет чуточку позже), заставляет задуматься роман «Преступление и наказание». Что влечет людей в подобные «гиблые» места? Ведь климат столь суров и вредоносен, что множество жителей города умирают от чахотки. Почему господа, избравшие для себя профессии творческие, как мотыльки, летят на обманчивый и жестокий свет мегаполисов? Можно прекрасно, со всеми удобствами и в блеске славы и уважения жить в провинции либо в собственном имении. Но нет! Они предпочитают скитания, чердаки, сальные тусклые свечи, обивание порогов, ледяные каналы Невы, сточные ямы и проч. и проч. Почему?
Важным моментом для размышлений стал предел, после которого благовоспитанный молодой человек, довольно приличных кровей, хороших манер и недурного образования, готов переступить черту нравственности и лишить жизни личность. Родион прекрасно понимает, что такое личность, в чем её ценность заключается. Он — не карманник из подворотни, не пьяный извозчик, в горячке ножом размахивающий. Он — существо мыслящее, интеллектуальное, высокоэмоциональное. Обремененное чувством вины и справедливости. Но «предел» все же существует. Предел, до которого довело Раскольникова государство, не дающее возможности достойным людям достойно жить.
«На десерт» оставим банальности. То, о чем не рассуждал только очень ленивый читатель и критик. «Стоит ли мир» слезы. Наверное, стоит. Современная международная политика изо всех мил пытается это доказать. Войны, конфликты, теракты. Во имя мира и демократии… Но мы увлеклись. Все-таки разговор у нас литературный.
лучший ответ это
В любой ситуации надо оставаться человеком, а не решать свои проблемы за чужой счёт.
Ответ от свежепросольный
[гуру] Учит тому, что в соответствии с законом причин и следствий, за преступлением ОБЯЗАТЕЛЬНО рано или поздно следует наказание.
Ответ от Марк Тракторенко
[гуру] Что интеллигент, который к своим идеям идет через кровь, становится обычным разбойником и душегубом. Ни одна идея не стоит пролитой чужой крови.
На уроках литературы, перелистывая страничку за страничкой затертой маленькой книжечки, я не могла оторваться, отвести взгляд от романа, ставшего для меня учителем, воплотившем в себе моральные и духовные принципы общества, приоткрывшем для меня дверь в самые дальние, самые темные уголки человеческой души.
Произведение «Преступление и наказание», написанное Федором Михайловичем Достоевским, который достоин называться величайшем писателем своей эпохи, стало для меня романом-откровением, каждая строчка которого пронизана тонким, но очень глубоким смыслом.
Проблематика этого романа, его идея, его задача, тонкой паутиной оплетающая каждую часть, каждую главу, каждое слово, — затронуть человеческие души, пронзить их насквозь, перевернуть все то темное, грязное и порочное, что мы обычно прячем в самых глубинах.
Это произведение одного события — убийство главным героем Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Вместе с тем, это не криминальная хроника, это детальный анализ психологии человека, раскрытие всех аспектов его жизни, его мыслей, его раздумий, это один из важнейших вопросов морали и чести: «Имеет ли право человек на убийство? И можно ли, в принце, его оправдать?».
Это проблема покинутого, забытого обществом человека, который еле сводит концы с концами, живет в маленькой убогой комнате, напоминающей своим видом гроб. Это зловонный запах пивных и потных в летний зной тел, в которых можно с трудом узнать людское подобье, и такой же отвратительный аромат разлагающихся человеческих душ. Это проблема обеспечения собственной семьи, материального заработка и того, чего он может стоить… Проблема угрызений совести и ответственности перед совершенными поступками.
Очень ярким образом, который стал в последствии одним из моих любимых, является Сонечка Мармеладова. Эта девушка, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, вынуждена идти работать на панель. Вместе с тем, она является полной противоположностью Родиону — несмотря на то, что ей пришлось переступить через собственную гордость, через человеческое достоинство, она остается духовно чистой. Ее душа не увязла в распутстве и десятке грехов. Она стала маленьким лучиком света для Раскольникова, перенеся в своей жизни не меньше унижений и страданий, чем и он сам.
Я восхищаюсь Достоевским, который воссоздал реалистическую картину человеческого бытия. Ведь все эти проблемы свойственны и нашему времени. Мне кажется, этот роман обязан прочитать каждый подросток. Он словно снимает с тебя розовые очки, призму, под которой ты привык смотреть на мир. Произведение, вечное и актуальное во все времена, стало для меня воплощением заповедей Божьих, моральным уроком, что убийство, под каким бы предлогом и с какой бы целью оно не совершалось, не имеет оправдания.
Основной конфликт «Преступления и наказания»
Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания»
Многие детали в произведениях Достоевского говорят о преемственности традиций Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Достоевский высоко ценил творчество своих великих предшественников, следовал им в изображении жизни «маленького человека» крупным планом и с большой долей сострадания.
Но, несмотря на это, уже в первом романе Достоевского «Бедные люди» видно, что автор во многом новатор и его проза сильно отличается от пушкинской и гоголевской. В 1845 году, когда Достоевский окончательно переписал роман, он прочитал его Д. В. Григоровичу, который сразу же передал рукопись Н. А. Некрасову, а тот, в свою очередь, передал «Бедных людей» В. Г.
Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Это говорит о том, что Некрасов сразу же разглядел гений и уникальность прозы Достоевского, потому как даже самая высококачественная подражательность не смогла бы вызвать такой серьезной некрасовской похвалы. Спустя некоторое время Достоевский стал настоящей звездой на литературном небосклоне Петербурга.
Роман «Бедные люди» сразу же показался критикам удивительным; они отмечали нетипичность формы произведения. Форма и правда необыкновенна: во-первых, это эпистолярный роман, а во-вторых, произведение сказовое, так как все повествование ведется от лица человека из народа. Автор мастерски воспроизводит разговорную речь, на первый план выходит человек недворянского происхождения. При этом автор, как посредник, исчезает, и получается, что читатель видит все происходящее глазами человека из народа. Это дает новый, неожиданный и очень сильный эффект.
Маленькие люди у Достоевского обладают очень высокой степенью самосознания, они способны рассказать о своей жизни, осмыслить ее. Например, в «Преступлении и наказании» читатель видит Мармеладова, который не только рассказывает о своей жизни, но и анализирует ее. Герои Достоевского не просто маленькие люди, чиновники, а своего рода философы и правдоискатели.
Далее Достоевский сделал еще один шаг, также вполне необычный. Это «Записки из подполья» — совершенно своеобразное произведение, где главный герой сам рассказывает о себе. Достоевского, помимо социальной проблематики, помимо сочувствия, интересуют такие глубины психики и души, которых раньше, кажется, никто не касался. Достоевский впервые показал, что маленький человек может быть еще и страшен.
Развил он эту идею в своем следующем произведении — романе «Преступление и наказание».
Достоевский долго шел к созданию этого произведения: в юные годы увлекался идеями социализма, входил в кружок Петрашевского, где основными вопросами для обсуждения были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. За это в 1849 году он был сослан на каторгу и вернулся в Петербург лишь спустя десять лет, в 1859 году. В 1860-х начинается активная работа его как журналиста, как писателя. Во время каторги и последующих путешествий по Европе взгляды Достоевского эволюционировали: он формирует собственное видение пути социального развития России. Достоевский был почвенником, то есть поддерживал такое течение русской общественной мысли, как почвенничество. Он считал, что интеллигенция отпала от народа, которому не нужны революционные идеи, считал, что на почве возвращения интеллигенции к народу и православию общество должно воссоединиться. Достоевский ужаснулся результатам французской буржуазнодемократической революции. По его мнению, революция себя не оправдала, так как привела людей к капитализму. Достоевский считал, что Россия должна миновать капитализм и показать всему миру новый путь развития.
На этом фоне Достоевский создает роман особого типа. «Преступление и наказание» — произведение одновременно и социальное, и философское, и психологическое. Роман артикулирует целый комплекс актуальных социальных и философских проблем, а также демонстрирует особый психологизм и интерес к человеческой душе. Теоретик искусства М. М. Бахтин в своем труде «Проблемы творчества Достоевского», написанном в 1929 году, о. Он также вводит понятие «полифонический роман» и говорит, что уникальность его заключается в том, что автор занимает определенную позицию и дает возможность каждому герою высказаться до конца, то есть он стоит как бы не над героями, а рядом с ними. Почти каждый герой Достоевского — идеолог, который представляет некую идею, и в романе происходит сталкивание не столько героев, сколько разных философских идей и взглядов на мир. Вот так возникает роман-диалог, то есть полифонический роман, произведение, где сталкиваются равноправные идеи.
В находится теория Раскольникова и спор автора с нею. На страницах романа читатель видит все этапы мучений, которые эта теория дает самому Раскольникову.
В этой теории есть множество разных сторон: она формируется в условиях нищеты, замкнутости и направлена на освобождение людей от этих неравных социальных условий. Изначально теория — это протест против несправедливости устройства общества, но она в то же время разделяет людей на два сорта. Достоевский ведет спор с раскольниковской теорией, показывает, как меняется сам герой, как на него влияет его теория.
Жизненные ориентиры
Достоевский учит читателя выбору жизненных ориентиров, принципов и основ. Деньги не могут быть ими. Что выбрать? Достоевский предлагает жить чувствами. Сострадание, любовь возвышают человека, приближают его к Богу. Верой в него живет русский человек.
Проблем, которые поднимает роман, множество. Написать сочинение «Проблематика «Преступления и наказания» с использование предложенной информации станет проще. Можно вычленить только глобальные проблемы или остановиться на мелких, но не менее значимых.
История создания романа «Преступление и наказание»
История создания романа «Преступление и наказание»
Истоки романа
В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.
Иллюстрация Д.Шмаринова
Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.
За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.
Ф.М. Достоевский. Идиот
«Два исполина», «глыбы», «гиганты», «два гения золотого века русской культуры», «величайшие писатели за всю историю культуры». Так называли современники двух великих русских писателей — Федора Достоевского и Льва Толстого. И эти высокие звания за ними сохраняются до сих пор: конкуренции им так никто и не составил.
Начало работы
Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.
Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.
Внутриличностный конфликт Раскольникова
Внутриличностный конфликт Раскольникова
Конфликт между тенденцией «быть вне» людей и противостоящей ей, хотя и очень ослабленной, тенденцией «быть с» ними вылился в компромиссную установку «быть над людьми», которая как раз соответствовала соотношению сил этих стремлений: ведь хотя «над» – это отчасти и «вместе с», но все-таки в значительно большей степени «вне». Свое непосредственное психологическое выражение этот компромисс нашел в обостренной гордости Раскольникова, а свое содержательное идеологическое воплощение – в его «теории» двух разрядов людей. Такова была психологическая почва, на которой могла «приняться» идея преступления: гордость обещала обеспечить психологическую выносимость преступления, «теория» – его этическую оправданность, а осуществление преступления, в свою очередь, выглядело как доказательство правильности «теории» и удостоверение сверхчеловеческого (54; 59) «права» ее автора, его принадлежности к высшему разряду людей. И уже в другом, более заземленном, плане преступление казалось разрешающим как внешние, материальные затруднения, так и связанные с ними внутренние проблемы, в первую очередь – нежелание принимать жертву Дунечки, согласившейся ради брата на брак с Лужиным.
Оставляя в стороне подробный анализ психологического перехода «идеи» в «дело» (фазы этого перехода: от абстрактной «теории» к «мечте», потом к конкретно планируемому «предприятию», далее – к «пробе» и, наконец, к реальному совершению преступления), заметим только, что этот процесс сопровождался мучительной нравственной борьбой героя со своей «проклятой мечтой». Чем ближе она подходила к «делу», чем окончательное становилось решение героя, «тем безобразнее и нелепее тотчас же становилось в его глазах», тем сильнее, значит, становилось внутреннее сопротивление «идее» со стороны совести, подобно тому как все более и более возрастает сопротивление пружины по мере ее сжимания. Этот внутренний спор так и не был принципиально решен сознанием в пользу преступления (достаточно вспомнить, в каком состоянии помрачения рассудка и утраты воли находился Раскольников перед убийством и особенно по пути к дому старухи процентщицы, чтобы понять, что оно не было следствием сознательного и произвольного решения), и даже само преступление не только не разрешила его, но грубой силой свершившегося факта лишь закрепило в его душе эту сжатую до отказа пружину нравственной борьбы, остановив ее колебания в самом невыносимом по напряженности состоянии.
Раскольников почувствовал «во всем себе страшный беспорядок». Обрывается временная преемственность сознания: он понял, что не может «о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно… В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления… и сам он, и все, все…» Нарушается общение с самим собой, с людьми, с миром: «Он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего…»
С этого момента начинается переживание героя. В условиях отсутствия новой ценностной системы, на основе которой можно было бы перестроить личность в целом и тем разрешить неразрешимые в наличном жизненном мире внутренние конфликты, сознание, стремясь предотвратить окончательную деструкцию личности, вынуждено прибегнуть к защитным механизмам. Однако психологическая защита хотя и устремлена к достижению некоторого единства, но, подчиняясь, как мы уже знаем, «инфантильной» установке, пытается бороться против сложности не преодолением и разрешением ее, а ее иллюзорным упрощением и устранением. Нечувствительная к целостной психологической ситуации; она действует негибкими средствами, отрицательные последствия применения которых перевешивают его положительные эффекты. Конкретно, в случае Раскольникова, попытки защитного переживания основного конфликта не только не разрешают его позитивно, но, втягивая в зону его действия все новые и новые отношения, порождают целую сеть производных конфликтов, заражая в конце концов весь душевный организм.
Проследим вкратце ход образования этой сети. До преступления центральный конфликт – между идеей преступления и совестью – постоянно пульсировал в сознании, это была непрекращающаяся внутренняя борьба, которая велась всему средствами сознания – рациональными, бессознательными (первое сновидение Раскольникова), эмоциональными. Эмоциональная динамика этого конфликта выражалась в возрастании у героя чувства отвращения к «идее» и к себе как ее носителю по мере принятия все более окончательных решений, т.е. по мере приближения «идеи» к «делу», и в появлении чувства облегчения по мере удаления ее от «дела», отречения от «проклятой мечты». Когда же преступление было совершено, чувство отвращения к самому себе достигло таких угрожающих размеров, стало настолько невыносимым, что возникла необходимость избавиться от него или по крайней мере как-то трансформировать его. Сознание избирает путь защитного проецирования этого чувства на внешний мир. Причем отвращение к объектам внешнего мира распределяется явно неравномерно. Это объясняется тем, что защитный эффект процесса проецирования, как легко понять, тем значительнее, чем больше он снижает напряжение конфликта, ослабляя тот или другой его полюс; а так как идея преступления (один полюс конфликта) «затвердела» в необратимый факт реального убийства и не могла быть уже поколеблена никакой эмоцией, то мишенью защитного процесса становятся моменты опыта, стоящие на стороне второго полюса конфликта, на стороне совести. Это выражается прежде всего в том, что для Раскольникова становится невыносимым общение с близкими ему людьми – матерью, сестрой, Разумихиным, поскольку все их действия и разговоры обращаются к стоящей в противоречии с идеей преступления части его души, самим этим актом живого человеческого обращения питая и усиливая ее, а следовательно, усиливая и внутренний конфликт и его эмоциональное выражение – отвращение и ненависть к самому себе. Защитное проецирование этих эмоций, в результате которого Раскольников начинает ощущать «физическую ненависть», к близким, таким образом, не просто отводит их острие в сторону, но направляет их против порождающей их же причины.
Однако о достижении какого-либо устойчивого равновесия не может быть и речи, поскольку возникшее чувство ненависти к близким, ослабляя один конфликт, порождает новый – оно вступает в противоречие с любовью к ним. Ненависть не дает любить и выражать любовь, любовь препятствует ненависти и ее выражению. Выход у сознания один – не чувствовать и не выражать ни того, ни другого, отстраниться от близких. Это отчуждение осознается героем в квазипространственной форме: «Все-то кругом точно не здесь делается… – говорит Раскольников матери, сестре и Разумихину, – вот и вас… точно из-за тысячи верст на вас смотрю».