Чему учит рассказ русские женщины
Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)
Автор: Guru · 17.09.2018
Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.
История создания
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Жанр, направление
По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.
В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.
Образы и символы
Темы, проблемы и настроение
Основная идея
Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.
В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.
Средства художественной выразительности
Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).
Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).
«Русские женщины» — читательский дневник по поэме Н. Некрасова
Описание книги для читательского дневника
Автор: Некрасов Николай Алексеевич
Название произведения: «Русские женщины»
Жанр: поэма
Год написания: 1871-1872
Издательство: Советская Россия
Год издания: 1984
Главные герои и их краткая характеристика
Екатерина Ивановна Трубецкая – княгиня, супруга ссыльного декабриста князя Трубецкого.
Мария Николаевна Волконская – княгиня, супруга князя Волконского.
Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.
Граф – отец Екатерины Трубецкой.
Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается отговорить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.
Краткое содержание и сюжет
В первой части Екатерина Трубецкая со слезами на глазах прощается с отцом. Молодая княгиня отправляется вслед за мужем, сосланным в Сибирь. Впереди героиню ждет тяжелая дорога. Спустя три месяца отважная женщина добирается до Иркутска. Графиню встречает губернатор, который по приказу царя всячески уговаривает ее отступить от своей цели, вернуться домой. Он описывает все ужасы ссыльной жизни, но молодая княгиня настаивает на скорой встрече с любимым мужем. Старый губернатор тронут ее преданностью до глубины души.
Во второй части пожилая княгиня Волконская описывает сою жизнь на память потомком. Марию выдают замуж в возрасте девятнадцати лет за отважного генерала Волконского, который гораздо старше ее. Мария узнает об аресте мужа, будучи беременной. После рождения первенца она встречается с князем в тюрьме. Увидев его измученное лицо, она обещает отправиться с ним в ссылку. Семья отговаривает Машу от этого решения, но она остается непреклонной. Ей тяжело расстаться с сыном, и она надеется на его прощение, когда он вырастет.
В Нерчинске жены декабристов к большой радости встречаются друг с другом. Они утешают себя тем, что их жертва не напрасна, и поможет мужьям выдержать все лишения.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Привыкшие к роскоши и праздной жизни, юные княгини следуют за ссыльными супругами в далекую Сибирь. Их ожидает много испытаний на пути, но они не влияют на решимость женщин разделить горькую участь своих мужей.
План пересказа
1. Княгиня Трубецкая:
а) Жена декабриста.
б) Тяжелый путь.
в) Воспоминания.
г) Уговоры вернуться.
д) Губернатор сдается.
2. Княгиня Волконская.
а) Происхождение.
б) Замужество и рождение первенца.
в) Решение идти за мужем.
г) Прощание с семьей.
д) Ожидание разрешения.
е) Трогательная встреча.
Основная мысль
Подвиг русской женщины и верности своему долгу — быть поддержкой мужу в любых обстоятельствах. Через образы княгинь, Трубецкой и Волконской, Некрасов показал духовную силу русской женщины.
Чему учит
Некрасов своей поэмой учит нас стойкости и мужеству, четкому следованию своим принципам, учит преданности близким людям, учит всеобъемлющей поддержке своей второй половине.
Отзыв и что понравилось
Некрасов очень проникновенно изобразил характеры этих восхитительных русских женщин. Описанный им тяжелый путь жен декабристов зримо встает перед глазами.
Вывод и мое мнение
Поэма о мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров – декабристов, которые невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку в далекую Сибирь. Они отказались от богатства и удобств привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжкое положение ссыльных. Несмотря на то, что некоторые места поэмы читаются с чувством печали и боли, эта невероятная самоотверженность жен декабристов, их душевная сила вызывает гордость, уважение, воодушевление!
Пословицы
Понравившиеся цитаты из текста
«Ужасно будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его!»
«Он скоро меня позабудет.
Пусть дедушка будет малютке отцом,
Сестра ему матерью будет.
Он так еще мал! А когда подрастет
И страшную тайну узнает,
Я верю: он матери чувство поймет
И в сердце ее оправдает!»
«Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна!»
Н. А. Некрасов «Русские женщины»: анализ произведения
История создания
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Жанр, направление
По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.
В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.
Образы и символы
Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.
Смирение в пути
Куда бы ни приезжала Мария, она становилась «героинею дня». В Москве она встретила Пушкина, передавшего ей послание декабристам. Он даёт Марии установку, которой она будет следовать всю жизнь: блажен, кто меняет суету света на подвиг бескорыстной любви. И всё-таки на первом привале в Казани графиня повздыхала, глядя на бал. Окончательно смиряется Мария в конце пути, когда жизнь света уже не важна, и на балу, устроенном в Нерчинске в её честь, она засыпает на диване.
В путешествии Мария подобна героине волшебной сказки. Ей враждебна природа (вьюги, морозы, дикие звери). К её судьбе и судьбе декабристов равнодушны некоторые люди.
Но у неё есть и бескорыстные помощники. У входа на рудник Волконская делает вывод: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили…» Даже сам рудник как будто хранит Волконскую и ведёт её к цели.
Переворот сознания
Вся семья уговаривала Марию не ехать: «Напрасна великая жертва твоя, найдёшь ты там только могилу!»
В 20 лет Мария Волконская поняла, что за неё всё решал отец, она не умела думать. Когда она столкнулась с несчастьями, то пережила бурю чувств: бессилие, гнев, волнение. В беседе с отцом Мария осознала, что ею движет чувство долга. У неё нет выбора – ехать или не ехать. Она будет свободна только в ссылке, свободна от собственной совести и от укоров общества: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!»
Темы, проблемы и настроение
Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.
Основная идея
Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.
В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все преграды.
Семья Марии Волконской
Отец Марии – генерал Н.Н.Раевский, но его имя не называется в поэме. Уже в 19 лет он стал полковым командиром, храбро участвовал во многих сражениях, прославился в войне 1812 года. Тяготы походов с ним разделяла семья. Отец был крутого нрава. Матери он казался почти божеством, а дети любили отца в герое. Отец научил Марию не щадить ничего, служа долгу. Он до последнего не верил, что дочь его ослушается. Он не только не благословил её перед отъездом, но обещал проклясть, если она не вернётся через год.
Показывая силу характера этих двух молодых дворянок, твердость их духа показывает автор Некрасов. ВСе тяготы каторги декабристам было легче выносить благодаря поддержке своих жен, последовавших за ними. Не сворачивать с пути, не отступать от своих принципов и убеждений учит нас автор. Поступать нужно в соответствии с долгом, со своими взглядами, по совести. Начатое дело нужно доводить до конца, даже если тяжело, больно, трудно.
Мужеству и стойкости на примере этих героических женщин учит нас в этой поэме Некрасов, а также следованию своим принципам.
Во времена Гоголя, когда он писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» (это середина XIX века) в результате денежной реформы министра финансов графа Канкрина образовался «двойной счет». Номиналы «по-старому» и «по-новому» или «ассигнациями» или «серебром» различались в 3,5 раза. Старые медные монеты, например, двухкопеечные:
В результате две копейки серебром по стоимости того, что на них можно было купить, равнялись семи копейкам «по старому». Так и возникло словечко «семишник», которое можно было встретить в литературе даже ХХ века. Значит, за одно слово чиновник брал взятку в 2 копейки серебром. Трешником же тогда называли монету с номиналом «1 копейка серебром»:
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Факты биографии Н. А. Некрасова
История создания поэмы «Русские женщины». Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа и нравственная красота жен декабристов. Художественные особенности исторической поэмы
В 60-70-х годах XIX в. в России наступило время подъема общественной деятельности. Многие литераторы стали обращаться к социально значимым вопросам, которые отразили в своих произведениях. Некрасов обратился к истории восстания декабристов, о котором в годы жесткого реакционного правления Николая I писать было запрещено. Подвиги декабристов и их жен описаны Некрасовым в поэмах «Дедушка» и «Русские женщины».
14 декабря 1825 г.на Сенатской площади в Санкт-Петербурге была назначена церемония присягина верность императору Николаю I, вошедшему на престол после внезапной кончины Александра I. Часть военных подразделений отказались присягнуть новому монарху. Возглавляли мятежные полки состоявшие в тайных обществах офицеры, предлагавшие ограничить власть монарха, упразднить право собственности на людей(крепостное право), создать Конституцию, признать равенство всех сословий перед законом. Восстание было разгромлено, 579 мятежников арестовано. Следствие по делу декабристов длилось более полугода, суд был закрытым. Пять заговорщиков были приговорены к смерти и казнены в Петропавловской крепости: П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М, П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский.Более 120 участников восстания были лишены дворянства и состояния, приговорены к каторжным работам и пожизненному поселению в Сибири. Жены многих декабристов последовали за своими мужьями в Сибирь, добровольно отказавшись от своих привилегий и положения в обществе, чтобы разделить участь узников. Многие декабристы, вынесшие десятки лет «ледяных острогов» и ссылок, вернулись с семьями домой после амнистии [1] только в 1856 г. Их возвращение было воспринято передовой молодежью с горячим сочувствием.
Подвиг двух женщин во имя любви Некрасов отразил в поэме «Русские женщины»: княгини Екатерины Ивановны Трубецкой, жены одного из руководителей восстания С.П. Трубецкого, и княгини Марии Николаевны Волконской, жены видного деятеля декабристского движения С.Г. Волконского.
Екатерина Трубецкая родилась в 1800 г. в семье француза Жана де Лаваля, поселившегося в России и женившегося на богатой владелице золотых приисков и уральских заводов Александре Козицкой. В Париже в 1819 г. Екатерине Лаваль был представлен князь Сергей Трубецкой. Он уже прошел войну с Наполеоном, дослужился до полковника, был красив, богат и прекрасно образован. Трубецкой, очарованный Екатериной, вскоре сделал ей предложение. Венчание состоялось в небольшой православной церкви в Париже в 1821 г. Из церкви 20-летняя графиня Лаваль вышла княгиней Трубецкой.Мужа княгини ждала прекрасная карьера, ее беззаботная жизнь протекала в роскоши, балах, путешествиях.
Трубецкая с мужем (кадр из фильма)
Судьба княгини Трубецкой переменилась спустя 4 года после свадьбы. Екатерина Ивановна узнала, что Трубецкой готовил восстание вместе со своими товарищами. После ареста мужа она написала ему в Петропавловскую крепость о своей решимости расстаться со всеми «светскими благами», чтобы посвятить ему всю свою жизнь, разделить его страдания. Екатерина Трубецкая первая из жен декабристов добилась позволения поехать в Сибирь к мужу. В Иркутске ей пришлось задержаться на 5 месяцев, местный губернатор получил предписание заставить ее изменить свое решение и вернуться назад. Но княгиня добилась своего. Прибыв в Нерчинск, поселилась в избе у крестьян. Осенью 1827 г. декабристы были переведены в рудники Читы. Там для жен декабристов построили деревянные домики. Сергей Трубецкой, отбыв срок каторги в 1839 г., получил разрешение проживать в деревне недалеко от Иркутска, в 1845 г. семье позволили поселиться в Иркутске. У Трубецких родилось 9 детей, пятеро умерли. Екатерина Ивановна занималась хозяйством,воспитанием и обучением детей. Дом Трубецких, благодаря образованности и уму хозяйки, стал оплотом культуры в провинциальном городе. Умерла княгиня Трубецкая в 1854 г. в Иркутске на руках у мужа, не дожив до амнистии декабристов два года.
Мария Волконская из всех жен декабристов была самой молодой, она родилась в 1804 г. в семье генерала Николая Раевского, участника Отечественной войны 1812 г., и Софьи Константиновой, внучки М. Ломоносова. Мария получила прекрасное воспитание, знала несколько языков, была музыкально одарена. С 1817 г. семья Раевских была дружна с Пушкиным, поэт посвятил Марии несколько произведений. Зимой 1825 г. Мария по воле отца вышла замуж за князя Сергея Волконского, который за боевые отличия в сражениях имел чин генерала. Родители Марии считали, что их дочь с таким знатным и богатым мужем ожидает блестящее будущее. Но спустя несколько месяцев после свадьбы Сергей Волконский за участие в антиправительственном заговоре был арестован и осужден. Судом ему был вынесен смертный приговор: казнь через «отсечение головы». Императором приговор был заменен на 20 лет каторжных работ и пожизненную ссылку.
Волконская с мужем (кадр из фильма)
От Марии Николаевны, долго болевшей после тяжелых родов, родные скрывали истинное положение. Узнав правду, она решила следовать за мужем. Она не изменила свое решение и тогда, когда ей не позволили взять с собой сына. Волконская стала второй из жен декабристов, поехавших в Сибирь. В Иркутске губернатор принудил Волконскую подписать отречение от дворянства и княжеского титула. По унизительным условиям она должна была именоваться «женой государственного преступника», будущих детей записывать казенными крепостными крестьянами, ей запрещалось иметь крупные денежные средства и ценные вещи.В кибитках, затем на перекладных телегах ей удалось добраться до Нерчинска, где в рудниках работали каторжные декабристы.
Проживать стала в крестьянской избе вместе с Екатериной Трубецкой, спать приходилось на ледяном полу. Волконская и Трубецкая переписывались с родными всех декабристов, каторжанам была запрещена переписка. Благодаря им заключенные стали получать известия от родных и передачи. Несмотря на скудное собственное питание, женщины старались передавать еду каторжанам. В 1845 г. семье Волконских было разрешено проживать в Иркутске. В доме Волконских часто устраивались музыкальные и литературные вечера. В 1856 г. Волконским было разрешено переехать в Москву. Умерла княгиня Волконская в 1963 г. У нее было 4 детей, двое умерли. Сын Михаил сохранил написанные матерью воспоминания о ее пребывании в Сибири. Записки княгини Волконской он прочитал Некрасову, они растрогали поэта до слез.
Некрасова глубоко тронул самоотверженный подвиг светских красавиц, молодых, знатных и богатых женщин. Он собрал и детально изучил все доступные исторические источники, мемуары декабристов, творчески их переработал. Летом 1871 г. в своей усадьбе Карабиха Некрасов начал работать над поэмой «Декабристки», название которой впоследствии заменил на «Русские женщины». Этим поэт подчеркнул общенациональный характер своих героинь, в котором проявились особенности русских женщин, присущие им черты: чувство долга, высокая нравственность, способность к самопожертвованию, чувство собственного достоинства, мужество. Эти черты «величавой славянки» Некрасов отразил ранее в образах русских крестьянок. Но и у представительниц высшего света он показал прежде всего характер русской женщины, формировавшийся веками национальной культурой независимо от принадлежности к социальному сословию.Ничего подобного тому, что совершили жены декабристов, не было в мировой истории.
Основной темой поэмы стало преодоление испытаний сложного пути в Сибирь женами декабристов. Поэма состоит из двух самостоятельных частей, написанных по единому плану: сборы в дорогу, проводы и прощание с родными, описание путевых впечатлений и воспоминания, сложности пути и препятствия со стороны властей, достижение желаемой цели пути, завершившегося приездом на рудники Нерчинска к мужьям. Дальнейшее пребывание женщин в Сибири не описано. Идеей поэмы «Русские женщины» стало прославление подвига женщин, готовых разделить судьбу близкого человека, оказать поддержку во время тягостных испытаний. Первая часть, посвященная Е.И. Трубецкой, была окончена в 1871 г. Вторая, созданная на основе записей М. Н. Волконской, была завершена в 1872 г. У Некрасова был замысел написать еще поэму о княгине А.Г. Муравьевой, но третья часть так и не была написана. Две поэмы под общим названием «Русские женщины» были напечатаны в журнале «Отечественные записки» в 1872-1873 годах.
В обеих частях поэмы «Русские женщины» использован прием контраста в изображении прошлого и настоящего. Некрасов описывает прошлое героинь, прибегая к таким художественным приемам, как воспоминания и сны. За время пути в Сибирь Некрасов показал и непростой путь личностного роста героинь, их осознанный уход от праздной жизни, стремление к высшему предназначению человека служить идеалам добра, справедливости, долга. Подвиг героинь и их судьбы во многом схожи, но Некрасову удалось психологически тонко передать индивидуальность характеров Трубецкой и Волконской.
Поэма «Княгиня Трубецкая»
Краткое изложение содержания. Образ княгини Трубецкой. Анализ эпизода с иркутским губернатором
Поэма «Княгиня Трубецкая» имеет двухчастную композицию. Первая часть представляет собой описание поездки княгини от Санкт-Петербурга до Иркутска с указанием времени (2 месяца), что подчеркивает длительность пути и тяготы дороги. Все время пути заполнено воспоминаниями княгини о расставании с отцом, своем детстве, влюбленности и замужестве, о событиях восстания и аресте мужа. Повествование представляет собой внутренний монолог княгини. Вторая часть написана в жанре драмы, представлена как диалог в лицах, передающий противостояние губернатора и княгини, которое продолжалось неделю и завершилось моральной победой женщины. Этот эпизод является кульминационным. Развязкой сюжета становится разрешение губернатора следовать княгине в Нерчинск. Финал поэмы «Княгиня Трубецкая» остался открытым.
Суровой зимой в трясущейся кибитке ей в снах грезилась прежняя жизнь, где она росла в любви и роскоши, вспоминалось счастливое время, проведенное с мужем во время свадебного путешествия в солнечной Италии, их прогулки по музеям, развалинам и храмам, задушевные беседы. После возвращения она наблюдала нерадостные картины собственной «забитой, загнанной страны»: пустынные и убогие селения, бедных крестьян, выполняющих тяжелую работу,непосильный труд волжских бурлаков. Спросив мужа, везде ли родной «край таков», получила краткий ответ: «Ты в царстве нищих и рабов». Разговоры с мужем, который не навязывал ей собственных убеждений, пробудили ее дремавший ум, заставили задуматься о происходившем вокруг. Теперь по дороге в Сибирь, видя бредущих по этапу в кандалах каторжан, к ней пришло окончательное прозрение. Она представляла себе страдания, выпавшие на долю мужа, и торопила ямщика, на каждой станции щедро платила, чтобы быстрее меняли лошадей. В обрывочных сновидениях ей вспоминались события на Сенатской площади, свидание с мужем в тюрьме. Испытывая недомогание от нестерпимого мороза, княгиня забывается болезненным сном, ей чудятся южные пейзажи, море и горы, былые счастливые дни со своим избранником.
После двух месяцев изнурительного пути, преодолев холод и непогоду, княгиня Трубецкая прибыла в Иркутск, где ее ожидало новое испытание. Губернатор, получивший строжайшее предписание, препятствует ее дальнейшей поездке. Сначала уговорами, взывая к гордости и самолюбию, он пытался убедить княгиню, что муж не думал о ее судьбе, когда вступал в ряды заговорщиков. Губернатор пытался играть на ее чувстве собственного достоинства, замечая, что она бежит «как жалкая раба» за мужем. Затем принуждает подписать документы, лишающие ее всех привилегий, титула и состояния. На препятствия, чинимые губернатором, княгиня отвечает настойчивостью. Ее не останавливают угрозы разделить жизнь каторжника и идти далее пешком по этапу вместе с преступниками. Опытному в интригах губернатору не удалось сломить ее волю. Старый генерал, исчерпав самые убедительные, с его точки зрения, аргументы, не смог вынести роли мучителя. Преклоняясь перед мужеством и самопожертвованием хрупкой женщины, преодолев страх наказания за невыполнение предписания, он велит запрягать для нее лошадей.
Трубецкая у губернатора
Основная мысль эпизода – свобода выбора человека в соответствии с его верой и понятием долга. Екатерина Трубецкая свободна в своем выборе, она не раба общепринятых правил, своим отказом от всех светских благ она бросает вызов власти и существующим порядкам. Не разделяя полностью политических убеждений мужа, она осознанно готова стать ему опорой. Княгиня не считает мужа государственным преступником, он для нее близкий человек, достойный сострадания за то, что осужден за свои взгляды. Она понимает, что в основе поступков мужа лежала любовь к Отечеству, желание сделать жизнь народа достойнее.
Образ княгини Трубецкой покоряет своей преданностью мужу, непреклонностью, решительностью, твердостью характера.Поступки и поведение княгини пронизаны аристократическим благородством, она даже свое унижение сносит с достоинством. Губернатору она говорит, что никакими пытками не извлечь из ее глаз ни слезы. Это человек, наделенный «неугомонным, бодрым» умом и проницательностью, с вполне сложившимся характером, убежденный в правильности выбранного пути.
Поэма «Княгиня М.Н. Волконская»
Краткое изложение содержания. Образ княгини Волконской. Воспоминания княгини, отражающие ее нравственное становление
Поэма «Княгиня М.Н. Волконская» состоит из 6 глав. Основой для ее написания послужили собственные воспоминания Волконской. Но Некрасов не просто передал в стихах описанные княгиней события, он особое внимание уделил изменениям в характере героини, показал, как из светской женщины, далекой от общественной жизни, княгиня становится последовательницей убеждений мужа-декабриста.В образе Волконской изображена преданная жена, женщина-мать, женщина-бабушка, живущая прежде всего любящим сердцем. Она проста в общении с людьми, добра и сострадательна. Но в трудные минуты способна проявить твердость характера и настойчивость.
На закате лет княгиня Волконская рассказывает о своей жизни «проказникам-внукам». Она родилась и провела детство в имении отца, который был героическим участником войны с французами. Маша росла в дружной семье, была окружена любовью, училась прилежно языкам и музыке. Старый генерал давал балы, на которых часто бывали военные из полков, стоявших неподалеку от имения. Маша блистала на балах, пленяла многих своей красотой, но сердце ее было свободно. Когда ей исполнилось 18 лет, отец решил ее выдать замуж за генерала Сергея Волконского, который был значительно старше девушки. Маша не стала перечить воле отца, спустя две недели состоялось венчание.
После свадьбы Мария редко видела мужа, который постоянно уезжал по долгу службы. Во время отдыха в Одессе Сергей Волконский однажды ночью сжег какие-то документы и спешно отвез жену в имение отца. Там она родила сына и после долго болела. Семья скрывала от нее, что возвратившийся в Петербург князь был арестован как заговорщик. С женой Трубецкой встретится уже на свидании в каземате [2] Петропавловской крепости.Им удалось тайком обменяться платками, в уголке платка Сергея Маша прочитала несколько слов от мужа: он написал, что она свободна. Мария, не знавшая ничего о заговоре, после приговора решилась отправиться в Сибирь вслед за мужем. Вся семья воспротивилась ее отъезду, пытаясь образумить, умоляя думать о собственном будущем, не оставлять сына.
Волконская с сыном
Перед отъездом Маша поняла, что впервые в жизни она принимает собственное осознанное решение. Раньше она «думать совсем не умела», за нее думал отец, а она, подчиняясь его воле, жила беззаботно. Теперь же она постоянно думала об измученном в тюрьме муже. Княгиня,встав перед мучительным выбором между долгом жены и материнским долгом,решила ехать к тому, кому она «больше нужна», к «тому, кто в неволе». Княгиня обратилась в письме к государю с просьбой о позволении уехать к мужу. Мария Николаевна получила от Николая I ответ, в котором он учтиво давал согласие на отъезд, коварно намекнув о невозможности возвращения.
Заложив драгоценности, Мария Николаевна купила кибитку и теплые вещи. За три дня собравшись в дорогу, княгиня провела последнюю ночь у колыбели малыша. Родные до последней минуты не верили в отъезд Марии. Отец, прощаясь, пообещал проклясть ее, если она не вернется через год. Проезжая Москву, княгиня остановилась у родственницы мужа, простилась со многими знакомыми, в том числе и с Пушкиным, у которого было много друзей среди декабристов.
В пути Волконской встречались бесконечные обозы, толпы богомолок, подводы с новобранцами-солдатами, она наблюдала сцены ругани и драк на почтовых станциях. В Казани сделала привал за пару часов до Нового года в гостинице, из окна которой видела веселье на улицах города. Не заночевав, тронулась далее в путь. В пути ее застала метель, встретить Новый год довелось в лесной сторожке с ямщиком, который завалил большим камнем дверь, опасаясь медведей. В Алтайских горах ямщик не сдержал лошадей, и кибитка упала со склона, чудом не разбившись. В Иркутске ее терзал уговорами и угрозами, как и Трубецкую, губернатор. После переправы через Байкал пришлось сменить кибитку на телегу. В Нерчинске богатый купец устроил праздник в ее честь, она же после нормальной еды и бани весь праздник, «как мертвая проспала» на диване в гостиной. Любившая раньше балы, Мария утратила к ним интерес, для нее ценнее теперь были простые бытовые вещи: сон, тепло, чистота, еда. Добравшись до Нерчинска, Мария Волконская встретилась с Екатериной Трубецкой.
Не дожидаясь разрешения на свидание, Мария Николаевна добралась до рудника, куда приводили на работу каторжан. Не устояв перед мольбами женщины, часовой, отказавшись взять деньги, пропустил ее в шахту рудника.Для узников ее появление в подземной шахте стало «сошествием в ад» «ангела Божия». Там она сначала увидела друзей мужа, потом и его самого, истощенного и измученного, закованного в кандалы.Княгиня в невольном порыве на коленях поцеловала оковы мужа и обняла его. Завершается повествование торопливым прощанием и словами Трубецкого о скорой встрече в остроге.
Волконская в руднике (кадр из фильма)
С особой теплотой княгиня Волконская в своих воспоминаниях отзывается о доброте простых людей, бескорыстно помогавших ей в нелегком пути и в изгнании. Благодарность всем, кто облегчал ее «непосильное бремя», звучит в словах княгини: «Спасибо вам, русские люди!» Никто из оказывавших ей помощь и дававших ночлег не брал денег. На Руси давать приют страннику, проявить участие к человеку, попавшему в беду, почиталось делом христианским. Княгиня искренне обращается ко всем, помогавшим ей: «Примите мой низкий поклон, бедняки». Страдания княгини Волконской породнили ее с простым народом.
Значение поэмы «Русские женщины» в истории русской литературы
Для Николая Алексеевича Некрасова движение декабризма стало острой и современной темой: в людях прошлого, в их самоотверженном протесте против крепостного права и самодержавной власти он видел подлинный гражданский подвиг. Некрасов адресовал свою поэму новому поколению борцов за справедливое переустройство общества, которые стали воспринимать себя уже не подданными империи, а гражданами своей страны. В 1870-е годы в России стало набирать силу движение народников, наследовавших идеалы декабристов. Благородный подвиг жен декабристов в поэме «Русские женщины» стал для современников Некрасова примером стойкости и мужества. Некрасов поднял в литературе тему положения женщины в российском обществе, которая была актуальной в 60-е годы XIX в. Именно тогда женщины начали принимать активное участие в общественной жизни, стали отстаивать свою гражданскую позицию, стремились к равноправию и утверждению своего человеческого достоинства. Некрасов показал, что нравственные истоки этих общественных проявлений лежат в историческом подвиге жен декабристов.
Словарь
1. Амнистия – полное или частичное освобождение от наказания
2. Каземат – тюремное помещение в подвале крепости
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Русские женщины», 1975