Чему учит русская классика сочинение
Учит ли русская классика нравственности
Почему мы стремимся найти мораль там, где её искать бесполезно?
В школе на тему «Чему нас учит русская литература?» пишут сочинения. Ученики, которые получают за них пятёрки, воспроизводят расхожие фразы учителей и чиновников про великий и могучий русский язык, про патриотизм и, что самое интересное, про нравственность. Рассуждая об этом, ограничиваются самыми общими формулировками: наша литература делает человека лучше и пробуждает возвышенные чувства.
При этом как конкретно классики помогли подросткам развить моральные качества, история умалчивает.
Читайте также :
Разговоры о воспитании литературой ставили меня в тупик ещё в школьные годы. Многие вопросы, поднимавшиеся в книгах школьной программы, были мне так же близки, как дилеммы каких-нибудь первобытных племён: нравственно ли есть то же мясо, что и шаман, можно ли удить рыбу в новолуние? А ведь эти люди всерьёз верили, что, нарушив табу, могут нанести оскорбление духам и умереть. Само собой, знание о том, что такие обычаи в принципе существовали, не бесполезно. Но это польза культурологическая, а не руководство к действию.
Существует наивное представление, что нравственность в литературе — это следование примеру идеального субъекта, с которым нужно сверять свои действия.
Ещё по этой теме :
Если бы учебники выстроили какой-то мостик между классицистскими проблемами недорослей, нравственным разложением дворянства, историями о лишних людях и миром конца 90-х — начала нулевых, всё выглядело бы иначе. Возможно, тогда Чацкий, боровшийся с идеями «века минувшего», вызвал бы у меня отклик.
Кроме революционного вывода о том, что крестьянки тоже любить умеют, повесть содержит максимум пасторальную печаль о том, что бедной девушке пришлось утопиться.
В стране, где школьникам показывают на уроках ОБЖ такие ролики, подобная «мораль» выглядит небезопасно. Литература XVIII столетия разве что от противного помогает понять, как мы пришли к принятию базовых общечеловеческих принципов, к осознанию ценности личности вне зависимости от происхождения. Пожалуй, с такой ремаркой здесь действительно можно откопать мораль.
Ещё по этой теме :
К слову, если мальчики ещё как-то могут найти для себя подходящие ролевые модели, девочки часто остаются в замешательстве. Анна Каренина, которая бросилась под поезд, потому что Толстой считал, что счастья после развода быть не может? Или, может быть, Настасья Филипповна, которая занята тем, что страдает и заставляет мучиться других?
В лучшем случае приходит Пьер Безухов, который решает их проблемы. Отвественности за свою жизнь, саморазвитию или силе духа тут можно научиться разве что по принципу дурных советов. Не говоря уже о том, что эти ценности справедливы для всех людей, а само разделение этики на мужскую и женскую — явление прошлого.
Классические романы хорошо рассматривать с позиций патографии. Это способ аналитики творчества, который помогает понять, чем был болен автор.
В старших классах выяснилось, что литература действительно может волновать. В романах конца XIX — начала ХХ века, в поэзии Серебряного века попадалось что-то сложное, захватывающее и страшное. Однако школьные учителя этого как будто не видели. То, что вызывало у меня мурашки, они умудрялись облечь в такие скучные и формальные слова, что я предпочитал держать переживания при себе. На фоне вурдалачьих историй Алексея Толстого, безумия Гаршина, «красного смеха» Андреева они все так же продолжали говорить о морали, которая должна быть выведена в школьных работах. Примерно тогда же я узнал, что «липкое, склизкое ощущение» — это не подходящие слова для сочинения.
Кажется, даже представители РПЦ чуть ближе ухватили суть некоторых произведений, включенных в школьную программу, когда советовали исключить из нее Чехова и Бунина. Само собой, исключать ничего не нужно.
С безжизненным, сусальным, рафинированным образом богоспасаемой русской культуры — очевидно, так выглядит патриотизм, который литература, если верить сочинениям из ГДЗ, должна прививать — это имеет мало общего. Именно поэтому полезно сталкиваться с такими вещами лицом к лицу.
Нетленные классики были, в первую очередь, живыми людьми, творчество которых стало результатом конкретных условий жизни, переживаний и драм. Кое-что из книг, которые имеет смысл почитать, чтобы классика приобрела человеческое лицо:
Русская классическая литература в школе — это священная корова вроде тех, что бродят на индийских пляжах. Никто не понимает, что она там делает, далеко не все религиозны в такой степени, чтобы всерьёз возносить ей почести при встрече, но прогнать корову никто не решается.
Когда учителя с придыханием говорят о том, что «Есенин — золотой голос русской поэзии, тончайший лирик, который облагораживает душу», хочется адресовать их к этому ролику. У исполнителей куда больше общего с есенинской лирикой, чем у «правильного» сочинения о ней.
В нашей литературе есть историческая ценность — наблюдая, какие проблемы мучили людей прошлых эпох, мы видим культурную динамику и прогресс. Есть в ней и много жестокого, тяжёлого и сложного — неврозы, рефлексия, саморазрушительные импульсы. Даже в самых легких и юмористических произведениях русских писателей почти всегда есть какая-то затаённая меланхолия, особая беспредметная тоска — переживание путешественника, который смотрит из окна поезда на проносящиеся бескрайние поля и леса, затянутые серой пеленой дождя.
Никто не обещал, что где-то в книгах найдутся готовые ответы или национальная идея. Литература, русская или какая-то ещё, ничему не должна учить и ничего не должна прививать. Прививает врач. Таким же образом, как живопись не обязана быть «красивой», литература не обещает поставлять хорошие примеры для подражания или дарить позитивные эмоции. Литература просто существует в культуре и может будить вдохновение, сомнения или протест. В этом смысле фраза из сочинений «литература учит нас думать» верна. Только нужно учитывать, что способность к самостоятельному мышлению скорее лишает ориентиров и почвы под ногами, чем даёт определённость.
4 мая 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Чему учит читателя классическая литература? (Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»)
Говорят, писатель жив, пока живут его книги. Долгий век у тех книг, в которых читатели могут найти ответы на волнующие их вопросы. Классическая литература проверена временем и отвечает на запросы современности, даёт уроки нравственности, преподносит идеал человека, с которого хочется брать пример, или же, наоборот, показывает, к каким печальным последствиям могут привести недостатки и пороки людей. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Нас, молодых, прежде всего интересуют взаимоотношения людей. Почему они нередко предают, обманывают, мучают друг друга? И на эти вопросы отвечает, в частности, классик русской литературы М.Ю. Лермонтов. В его романе «Герой нашего времени» изображён человек, у которого нарушены нравственные ориентиры, и он сам понимает это и страдает. Молодой офицер Печорин от скуки играет людскими судьбами, таким образом он реализует желание власти. Писатель подчёркивает, что это опасная игра, ведь герой не только губит других людей, он убивает свою душу. Жажда приключений, его эгоизм и бессердечие приводят к трагическим последствиям: погибла любящая Печорина Бэла, разуверилась в высоких чувствах юная княжна Мери, убит на дуэли Грушницкий. Сам герой объясняет это тем, что его в детстве не понимали, а над добрыми чувствами смеялись. Возможно, это и так, но почему же Печорин не сделал попытки изменить себя к лучшему? Лермонтов показывает пагубность следования по пути зла, ведь это не приносит радости, поэтому собственная жизнь становится мучительной. Это урок всем тем, кто стоит перед выбором добра и зла.
В заключение хочется отметить, что великие произведения художественной литературы вечно молоды и полны жизни, они не пылятся на книжных полках и всегда востребованы. Эти книги учат чести, благородству, доброте и состраданию. Классика жива, а значит, живы вечные человеческие ценности.
Чему учит читателя классическая литература? Аргументы А. С. Пушкин «Капитанская дочка», И. А. Гончаров «Обломов» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что означает термин «классическая литература»? Безусловно, это произведения, являющиеся образцовыми той или иной эпохи и доставшиеся нам, потомкам, в качестве освоения и изучения жизни. Но каким образом? Они несут в себе актуальные проблемы, передающиеся из поколения в поколение, благодаря чему мы делаем соответствующие выводы и уже знаем, как поступать в той или иной ситуации: где-то быть разумней, где-то быть хитрей. Классическая литература учит читателя нравственности. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.
С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» поднимает много актуальных и вечных тем. Первая встреча Петра Гринёва и Пугачёва в дальнейшем спасла жизнь главному герою. Он отдал свой тулупчик мужчине, оказавшемся бунтовщиком и разбойником. Однако Емельян был человеком, помнившим добро, и на казне жителей Белогорской крепости он помиловал Петра. Кто бы мог подумать, что какой-то тулупчик спасёт чью-то человеческую жизнь. Он даже не подошел по размеру Пугачёву, но для героя такой жест многое значил. Писатель заставляет задуматься читателя о том, что добро, сделанное тобой, всегда к тебе возвратится, не следует забывать добрые поступки, сделанные для тебя. Более того, главный герой проходит непростой жизненный путь, полный опасностей и преград, но никогда не забывает наставление своего отца: «Береги честь смолоду». Пётр Гринёв на протяжении всех действий, описанных в романе, служил верно и честно, чтил долг перед Отечеством. Именно это позволило сохранить ему человеческое достоинство. А. С. Пушкин учит жить по совести и преодолевать все жизненные трудности.
В роман «Обломов» И. А. Гончаров представляет читателю доброго и мечтательного Илью Ильича Обломова. Однако герой был довольно сильно ленив, равнодушен ко всему и, главное, не имел силы воли что-либо делать. Вместо того, чтобы трудиться, Илья Ильич лежал на диване в любимом халате и мечтал о лучшей жизни. Но чтобы её добиться, нужно же действовать? Для него проще было дать распоряжение своему верному слуге Захару, на которого впоследствии стал сваливать ответственность за те или иные дела, или же он откладывал дела «на завтра». Из-за такого образа жизни Обломов стал выглядеть намного старше. Это «лишний человек», сломленный жизнью, у которого нет желания что-то делать. Илья Ильич становится замкнут в себе и начинает избегать званные вечера, светские общества. И. А. Гончаров заставляет задуматься о том, что человек, не привыкший трудиться, обречен на гибель. Необходимо быть верным своей мечте и во что бы то ни стало добиваться её.
Литература играет в жизни человека немало важную роль. Она помогает ему духовно и умственно развиваться, указывает на ошибки, учит доброте, милосердию, состраданию. Благодаря литературе читатель может лучше понимать людей и, безусловно, обогащается его словарный запас.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Почему нужно изучать литературу? статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
Литература является одним из важнейших школьных предметов. Чтение художественной литературы вообще очень полезно как для детей, так и для взрослых. При чтении развивается воображение, память, пополняется словарный запас, расширяется кругозор и улучшается грамотность. Читая книги, человек развивает и свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, сопереживать и анализировать. На уроках литературы дети изучают историю развития литературы. Ученики узнают разнообразие литературных форм и стилей, научатся оценивать поступки литературных героев. На нашем обучающем портале вы можете посмотреть уроки по литературе, выполнить задания к урокам или учителю. Даже если ваш ребёнок обучается дома, он сможет поучиться у лучших учителей.
Развитие литературы
На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.
Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.
На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.
В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе литературы ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.
Зачем школьникам читать классическую литературу
В классической литературе встречается много слов, которые современный ребёнок не понимает. Например, что такое кибитка или бричка? Но это не повод не читать произведения из школьной программы. Наш блогер Мария Терленева объясняет, зачем детям (даже в пять лет) читать классику и разбираться в устаревших словах.
Существует мнение, что в школе изучать классическую литературу необязательно. Мол, помилуйте, как ребёнку разобраться во всех этих бричках, кибитках и метаниях лишнего человека. Не до того. Детский разум не созрел для таких исканий.
Немного личного опыта
Мне кажется, это от лукавого. В своё время, когда бабушка предлагала мне учить сильно ею почитаемого Пушкина, я особо не брыкалась, но и не понимала: зачем? Наверное, в том была ошибка — не объяснить ребёнку, для чего он что-то делает. Я ведь тоже не понимала, что это за облучок, на котором сидит ямщик, и смутно осознавала, что салазки — это санки. Пять лет — странный возраст, когда всё интересно, но не всё понятно.
Так вот. Несмотря на все эти сложные кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова, я стихи Пушкина учила и даже в определённой степени восхищалась музыкальностью. Его сказки знала чуть не наизусть, хотя там старинных слов тоже порядком.
Потом пришла пора читать Лермонтова, Тургенева, Достоевского, а ещё учить историю. И — о ужас! — там было множество всяческих непонятных слов, некоторые из которых для меня и по сей день — тёмный лес. Но было интересно, захватывающе, полезно.
Почему классика не утратила актуальности?
На мой взгляд, учить литературу, причём параллельно с историей, очень важно. Так маленький человек обретает связь со своими корнями и чувствует собственную идентичность. Понимает — актуально для подростков — как бы он ни был одинок, он не один, такие люди уже были и уже сталкивались с подобными проблемами, а значит — проблемы решаемы.
Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество наше не слишком меняется, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё это уже сказано. Уже написано.
Углубиться в трансцендентальный, психологический анализ поэтики Достоевского или изучить влияние алкоголя на знаменитых русских литераторов можно много позже, но ведь не только для подобных исследований писались великие книги. Подозреваю, что немногие авторы лелеяли надежду, что их произведения будут изучать в школе.
Что такое литература?
Литература как бы поясняет жизнь. Это своего рода инструкция по применению, которую писали люди, много думающие, анализирующие и тонко чувствующие. Литераторы — как лакмусовая бумажка своей эпохи. В 1910-20-х в России наступило смутное время, и мы не видим ни одного полностью психически здорового литератора. Они отражают действительность, окружающий распад, показывают своим творчеством то, что происходило, краше, чем любой учебник истории.
Литература, как и любое искусство, порой потрясает, порой вызывает недоумение. Но у человека она должна также вызывать желание разобраться, что происходило, почему так, как быть дальше.
Даже если мы отойдём назад и погрузимся в золотой век русской литературы (XIX), это много нам даст для понимания и современного общества в том числе. Те же самые идеи, выставленные в новом свете, господствуют и сейчас. Изменилась окружающая обстановка, но человек со своими нравственными метаниями, внутренними терзаниями и попытками познать себя, остаётся тем же самым. Тут литература, как хороший психолог, помогает найти корни, увидеть закономерности и понять, что есть «луч света в тёмном царстве», выбрать ориентиры и действовать согласно нормам морали и этики, понимая, что за попытку пойти не по тому пути придётся в итоге расплачиваться.
В чём же практическая польза классической литературы?
Классика даёт нам то, что не дадут ни комиксы, ни современные книжки:
Вот почему стоит читать литературу, изучать литературу, пробираться сквозь неясные места и даже сверяться со словарями. В конце концов, что такое непонятные слова перед попыткой понять себя? Лишь мелкие мошки, которые порой назойливо гудят и лезут в лицо, но не способны прервать путешествие.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Где найти уроки по литературе?
Чтобы изучать литературу, нужно, в первую очередь, много читать. Но вам не обойтись и без учителя, который обратит внимание на важные моменты, пояснит то, что непонятно или заставляет сомневаться. И для этого совсем не обязательно искать репетитора. Если ваш ребёнок учится дома, вы всегда можете обратиться к обучающему порталу InternetUrok.ru, где школьные учителя в видеоуроках доступно изложили весь материал, а если что-то останется непонятным, вы всегда можете задать вопрос прямо на сайте. Если вы сами являетесь учителем, вы также можете обратиться к видеоурокам, чтобы сравнить вашу подачу информации ученикам с приёмами других учителей.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Мой Мир Facebook Livejournal Твиттер
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]
Зачем современному школьнику нужны уроки литературы?
Черняева Елена Васильевна, Санкт-Петербург
Зачем современному школьнику нужны уроки литературы?
В современном мире классической литературе и чтению предается всё меньше значения. Некоторые считают уроки литературы бесполезными, но, думаю, это происходит из-за отсутствия понимания значения этих уроков для человека. Математика учит считать, история дает знания о значимых событиях человечества, но что дает литература? Казалось бы, знание сюжета, например, «Войны и мира» в жизни пригодится мало, но не всё так просто.
Во-вторых, классическая литература помогает развить эстетический вкус, чувство прекрасного. Благодаря урокам литературы ученик развивается духовно. И если, например, понятия об устройстве жизни и нравственности можно получить также на обществознании, то на духовное развитие человека влияет главным образом литература. Вместе с тем, читая, развивается словарный запас. Речь человека читающего всегда будет более красивой и грамотной, нежели того, кого литература обошла стороной, что в свою очередь помогает лучше адаптироваться в обществе.
Но, главное, уроки литературы учат правильно читать, анализировать текст. Фактически это инструмент, позволяющий человеку в дальнейшем читать сложные произведения, разбирать их, обдумывать, вместо пролистывания туалетных романов. Так, например, для полноценного и глубокого понимания «Войны и мира» подростку необходимы комментарии учителя, но благодаря этой базе после выпуска из школы сложные тексты как «Атлант расправил плечи» или «Илиада» смогут быть осмыслены самостоятельно.
Подводя итог, необходимо сказать: уроки литературы необходимы хотя бы потому, что без них русская классика может уйти в историю. Происходит так, что испанцы уже не понимают Сервантеса. А ведь классики завещали идеи, ставшие наследием человечества. Эти люди познали жизнь и передали знания потомкам. Так что, думаю, переняв эти знания, жизнь может стать понятнее. Проблема в том, что мы живем в век информационных технологий и читаем не меньше, чем наши предки, но больше различных статей и переписок, а не классической литературы. Так происходит из-за клипового мышления современного поколения и отсутствия мотивации. Но уроки литературы призваны привить любовь к чтению книг.
Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век.
Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.
Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить. Литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.
Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления. Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.
Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь. Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: «Литература в ХХІ столетии необходима!»
Посмотрите эти сочинения
Маленькое сочинение на тему чему учит нас литература
LiveInternetLiveInternet
Суббота, 05 Мая 2020 г. 05:05 + в цитатник
Процитировано 8 раз Понравилось: 16 пользователям