Чему учит семья человека
Влияние семьи на развитие ребенка
Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?
Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.
Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.
И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.
Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.
Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.
От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.
Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!
Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.
Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.
Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.
Консультация на родительском собрании «Влияние музыки на развитие ребенка» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Влияние музыки на развитие ребенка Консультация на родительском.
Влияние телевидения и гаджетов на развитие ребенка Жизнь современного общества без гаджетов невозможна. И многие родители с раннего возраста приучают детей невольно или специально к взаимодействию.
Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребенка» Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда.
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.
Родительское собрание «Влияние семьи на развитие ребенка» «Влияние семьи на развитие ребенка» Задачи: 1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка. 2. Расширить знания.
Познавательно-исследовательская деятельность и её влияние на развитие личности ребенка В современном мире очень актуальна проблема развития творческой, самобытной, уникальной личности способной самостоятельно пополнять свои.
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника Консультация для родителей Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника В формировании личности ребенка.
Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие мозга ребенка» Влияние музыки на развитие мозга ребенка Музыка для мозга Музыка присутствует во всех культурах. Она имеет фундаментальное значение для.
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребенка Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют.
Влияние сказки на психическое развитие ребенка Влияние сказки на психическое развитие ребенка Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить.
10 вещей, которым ребенок учится у родителей
Можно потратить много сил на разговоры о хорошем поведении, преимуществе быть добрым, умении прощать и любить, но дети получают больше информации, наблюдая за взаимодействиями родителей и так становятся их зеркальным отражением.
Действительно, именно поступки, а не слова моделируют новую личность. Как это происходит и с какими понятиями усваивается?
Что такое здоровый брак
Модель «семьи» молодожены переносят из своих семей. Чем здоровее будет твой собственный брак, тем больше шансов на семейное счастье в будущем у твоего ребенка.
Что значит уважать
Уважению трудно научить, уважению можно только научиться. Ребенок должен «прочувствовать» такое отношение. Лучшее, что ты сможешь сделать для ребенка и семьи – это уважать своего супруга.
Что такое обязанности
Ребенок должен знать, что каждый член семьи должен выполнять определенные обязанности. Так как он еще маленький и его обязанности невелики – вовремя кушать и ложиться спать, то показать, что такое настоящие обязанности и как их стоит выполнять, могут родители. Кроме того, на вашем примере ребенок узнает, что входит в обязанности женщины и мужчины, матери и отца – в его сознании начнут выстраиваться «правильные» модели поведения.
Равноправие и компромиссы
В детские годы ребенок едва понимает, что такое равноправие и компромисс, ведь родители всегда действуют по принципу «все лучшее – детям». Глядя на маму и папу, он видит маленькую социальную группу, взаимоотношения в ней. Он будет копировать модели поведения и применять их в «своей» среде – на детской площадке, в дошкольных учреждениях.
Радость семейного бытия
Только со счастливыми и любящими родителями, ребенок тоже сможет стать счастливым. Таким образом, он поймет, что семья – это самое ценное, что у нас есть.
Как справляться с конфликтами
Скандалить при ребенке – нельзя, но показывать как мирно и разумно обходить и решать конфликтные ситуации – нужно.
Что такое безусловная любовь
Только проживая в обстановке чистой и безусловной любви, ребенок сможет понять, что это такое. Не узнав своевременно это чувство, он вряд ли сможет его ощутить и проявить во взрослой жизни.
Как извиняться
Все имеют право на ошибки. Не страшно, если кто-то оступился, вспылил или забыл что-то сделать, страшно, если он не извинился перед близкими за это. Просите прощения друг у друга при ребенке, пусть дети видят и слышат это.
Как проявлять свои чувства
Часто бывает, что людям сложно проявлять свои чувства – они стесняются, прячут их и избегают. Но как можно стесняться самого себя и быть таким неискренним? Такие проблемы родом из детства. Не стесняйся говорить мужу при ребенке, что ты его любишь и т.п.
Что значит делиться
Покажите ребенку, что делиться с близким человеком нужно всем — от крошки хлеба до чувств и эмоций.
Статья «Роль семьи в воспитании личности ребенка»
Светлана Волобуева
Статья «Роль семьи в воспитании личности ребенка»
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Относись к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме, гласит индийская пословица.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Калейдоскоп отношений между членами внутри семьи, прозрачность и легкость чувств, которые они питают друг к другу, многообразие различных форм проявления этих чувств, быстрое реагирование на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья – это начало всех начал, первый настоящий коллектив в жизни маленького человека. В процессе становления личности семье отводится главенствующая роль. Именно в семье, ещё в дошкольном возрасте формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет маленький человечек, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многогранна. Я еще не встречала в своей жизни ни одной семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы немного сказать о том, какую роль играет семья в воспитании детей, так как семья является первичным институтом в процессе воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как одно целое, отдавая детям свою доброту, опыт и знания.
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит много задач: и воспитательные, и образовательные, и просветительские.
ДОУ может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, разобраться с трудностями, возникающими на том или ином этапе становления личности ребенка, но никогда не сможет конкурировать с семьёй.
Как я уже говорила,семья является первым и главным институтом воспитания. Всё то, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье зарождаются основы личности. Она начинает свое формирование с первых дней жизни ребенка в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками.
. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”. Именно в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: благополучное формирование личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем выше и чище отношения в семье, тем лучше влияет она на воспитание, а значит, будет выше и результат физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Хочет того родитель или нет, но большое значение для ребенка имеет социальный статус самого родителя. Богатый родитель, или родитель, обладающий значимыми для общества достижениями в области культуры, науки или техники, или родитель, занимающий высокую должность, обычно пользуется большим авторитетом у собственного ребенка. При этом такой родитель обычно является предметом гордости ребенка. Соответственно и слова уважаемого родителя будут более цениться.
Хотя чрезмерная воспитательная уверенность, как было сказано выше, вредна, тем не менее, хороший родитель это еще и целеустремленный родитель. То есть тот, кто более-менее представляет, каков должен быть желаемый результат воспитания.
Семья является начальной школой для ребенка, в которой он постигает все самые важные и главные азы общения. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи.Дети являются своеобразным индикатором: очень четко могут определить недоверие,обман, неискренность со стороны родителей и близких членов семьи. Именно в этот период ребенка необходимо окружить вниманием и заботой. С большим терпением отвечать на задаваемые вопросы, формулируя свои ответы таким образом, чтобы малышу было интересно и понятно. Чтобы весь мир вокруг него становился ближе, приобретая новые краски. В семье находится большой потенциал для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. В процессе своей жизни ребенок получает новую порцию в эстетическом воспитании, посещая театры, музеи, совершая встречи с природой, любуясь ее неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. В эстетическом воспитании большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.
Таким образом, семья является самой важной средой в процессе формирования личности и институтом воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает в семье.
Задачи семьи состоят в том,чтобы создать благоприятные условия для роста и развития ребёнка, обеспечить социально-экономическую и
психологическую защиту ребёнка, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства.
Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Малыш ежесекундно смотрит на взрослого, впитывает в себя ту информацию, которую он дает своим поведением. В процессе воспитания ребенка важно все – речь, манеры, стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми.
Роль семьи в нравственном воспитании детей Цель: формирование у родителей знаний о роли семьи в нравственном воспитании детей. Добрый вечер уважаемые родители. В начале собрания.
Роль семьи в воспитании ребенка «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей» В. А. Сухомлинский Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности.
ДОУ и семья — партнёры в развитии личности ребенка дошкольного возраста На территории нашей страны Российской Федерации (РФ) проживает огромное количество семей. Все семьи различны между собой, как национальностью,.
Статья на тему: «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей». Аннотация: в статье рассматривается проблема развития детей в поликультурном пространстве ДОУ. Ключевые слова: поликультурное воспитание,.
Статья «Значении художественной литературы в формировании личности ребенка» Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление.
Семья как педагогическая среда
Содержание статьи
Чему учит семья
Семья является педагогической средой человека. Ребенок растет и видит пример контактов членов семьи. На основе их взаимоотношения в нем формируются основные модели поведения в будущем и, прежде всего, в собственной семье.
Члены его семьи – это первые, кто учит его коммуникации. От того как построены отношения между ними, зависит определенная модель поведения ребенка. Оно может быть как сознательное, так и бессознательное.
Последнее играет даже более важную роль. Сколько бы мама ни внушала сыну, что он должен помогать ей по хозяйству, но если тот видит пример отца, лежащего на диване, то толку от такого воспитания будет мало. В то же время, если в семье лад и теплая атмосфера, выросший в такой среде человек вряд ли согласится в собственной взрослой жизни на меньшее.
Психологи давно пришли к заключению, что дети, воспитывающиеся в детских домах и приютах, крайне редко могут создавать прочные и долговечные семьи по простой причине того, что они не росли на этом примере и не знают, как это. Несчастные, они будут всю жизнь стремиться создать то, чего были лишены в детстве, но это практически всегда обречено на провал. Их педагогической средой было общество, но не семья. Вот и живут они потом в обществе, подсознательно не получая от этого удовлетворения и не имея возможности что-то изменить. На общество они примерили роль родителей, потому и на себя данную роль перенимают крайне сложно.
Для тех, у кого сильный характер, неблагополучная семья становится не примером, а закалкой. Есть случаи, когда ребенок, выросший в семье пьяниц или отца-тирана, создает потом свою, совершенно другую правильную семью и никогда не допускает повторения сюжетов собственного печального детства. Но это, к сожалению, редкость. Если характер у ребенка изначально сильный, его возможно закалить, а не сломить полностью. В основном человеческое подсознание имеет свойство воспроизводить, а не генерировать.
Семья взрослого человека
Не стоит думать, что уже состоявшегося взрослого человека семейные узы его собственной семьи не учат. Счастливые взаимоотношения – понятие сборное, они требуют постоянного труда. Человек учится у собственной семьи быть внимательней, добрее, заботливее и этому же учит остальных. Часто это происходит бессознательно.
Выходит, что семья является педагогической средой человека любого возраста и на протяжении любого этапа его детской, а потом уже и взрослой жизни.