Чему учит стихотворение осень пушкина

Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Автор: Guru · 27.03.2018

«Осень» — одно из самых известных пушкинских стихотворений. Многие русские люди, глядя на листопады и золотые ковры листвы, вспомнят именно эти строки, потому что в них автор сумел передать восхищение отечественной природой, которое разделяет практический каждый житель средней полосы России.

История создания

Стихотворение А.С. Пушкина было написано в 1833 году, в период, который называется болдинской осенью, потому что на тот момент поэт пребывал в имении Болдино. С самых первых строк чувствуется трепетное отношение Пушкина к осени, его любовь к этому времени года: “Дни поздней осени бранят обыкновенно, // Но мне она мила, читатель дорогой, // Красою тихою, блистающей смиренно”.

А.С. Пушкин показывает читателю свое восхищение осенью через строки стихотворения: “Унылая пора! Очей очарованье!”, — где как-бы противопоставляет недостатки достоинствам. Поэт не обделяет вниманием и другие времена года: лето и весна не пробуждают в нем тех же чувств, что и осень. Однако в защиту своей любимой поры поэт пишет: “…я не люблю весны; // Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен. // … // Ох, лето красное! любил бы я тебя, // Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.” — из приведенных строк можно догадаться, что творцу по душе спокойное время года, например осень или зима, когда сама природа помогает творить и вдохновляет поэта на что-то большее.

Жанр, размер, направление

В своем стихотворении А.С. Пушкин избрал жанр обращения, он непринужденно говорит с читателем о своей любви к осени, это делается для того, чтобы слушателю была максимально ясна позиция автора и то, какую мысль он хотел донести.

Стихотворный размер, который выбрал автор — ямб, он позволяет добиться размеренного и спокойного прочтения. Само же стихотворение написано октавами — строфа из восьми строчек.

Произведение можно отнести к пейзажной лирике, ведь в нем воспеваются красоты окружающего мира.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, свое видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признается в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят “в багрец и золото одетые леса”.

Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, смерти замедленного действия, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но все же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту – таинство, к которому прикасается тот, кто открывает поэтический сборник Пушкина и находит нужную страницу.

Средства выразительности

Помимо всего прочего, стихотворение наполнено огромным количеством эпитетов, без них не вышло бы такого яркого и насыщенного описания осени: “свежее дыханье”, “прощальная пора”, “пышное увяданье”. Также автор использует различные метафоры, чтобы оживить осень, сделать ее “живой”: “в багрец и золото одетые леса”, “седой зимы угрозы”, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”.

С помощью различных тропов речи А.С. Пушкин дает читателям возможность увидеть это чудесное время года с помощью написанных им строк, проникнуться особенным состоянием, которое несет в себе осень, представить ее во всех красках так, как это видел сам Александр Сергеевич.

Источник

Анализ стихотворения «Осень» (А.С. Пушкин)

Стихотворение «Осень» — одно из самых красивых произведений Александра Сергеевича Пушкина. Здесь автор в образе искусного художника выразил своё мнение о таком прекрасном времени года, как осень. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Анализ по плану поможет разложить содержимое текста по полочкам.

История создания

Знаменитое стихотворение «Осень» Пушкин написал в 1833 году, когда поэт находился Болдино. Здесь он имел прекрасную возможность отдохнуть и заняться творчеством. Об этом говорят письма, написанные Пушкиным жене. Недаром этот период называют «болдинской осенью». Александр Пушкин таким образом описывал свою болдинскую жизнь: созерцание пейзажей и единение с природой. Когда вокруг него не было городской суеты, он мог отдаться творческому порыву и посвятить все свое время литературе. Именно творчество данного периода критики называют одной из самых удивительных и продуктивных ступеней мастерства Пушкина.

До нас дошел отрывок из письма поэта, адресованного супруге — Наталье Гончаровой:

Ты спрашиваешь как я живу и похорошел ли я? Во первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трёх часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо

В произведении автор акцентировал внимание на достоинствах осени для поэта. Спокойное и прохладное время года прекрасно подходит для творчества. Осень и сама погружена в творческое созидание: она раскрашивает листья и рисует очаровательные картины.

Жанр, направление, размер

В своём произведении (по жанру — лирическом стихотворении) Александр Сергеевич искренне радуется осени. Свои размышления автор передаёт, используя форму обращения к читателю.

Автор восхищается красотой окружающего мира, следовательно, данное стихотворение относится к пейзажной лирике.

Стихотворение «Осень» написано в размере шестистопного ямба для более спокойного прочтения и восприятия произведения. При этом Александр Пушкин использовал два вида рифмовки: перекрестную и параллельную.

Композиция

Стихотворение Пушкина «Осень» состоит из 12 строф. Произведение начинается с изображения пейзажных зарисовок. Здесь Александр Сергеевич предстаёт талантливым художником и кистью мастера показывает всю красоту осенней природы. Затем поэт переходит к описанию других времён года. При этом, автор, главным образом, акцентирует внимание на их недостатках:

«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен»

Не привлекает Пушкина и тёплое лето. Об этом он говорит в четвёртой части:

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»

Поразмышляв над летом, зимой и весной, поэт приступает к описанию уютной осени. Он противопоставляет её другим временам года. Пушкин утверждает, что обожает осень необычной любовью, похожей на чувство к «чахоточной деве». Писателя привлекает осень именно своей увядающей красотой и печальным видом. Знаменитая фраза, являющаяся антитезой, «Унылая пора! Очей очарованье!» передаёт все настроение мечтающего поэта.

В последней части стихотворения Александр Сергеевич описывает душевный настрой лирического героя. Писатель заявляет, что осенью он полон сил и энергии для великого творчества. В конце нелегкий труд поэта олицетворяется автором в образе корабля, готового к странствованию. Заканчивается стихотворение простым вопросом: «Куда ж нам плыть?». Это объясняет множество размышлений и вопросов, возникших в сознании Пушкина. Под успокаивающем влиянием осени автор задается философскими вопросами о своем предназначении.

Образы и символы

Образ лирического героя выступает главным в произведении «Осень». Это критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию. Он очень ценит комфорт и не боится высказать своих земных и обыденных желаний. Герой раскрывается полностью, и это новаторство Пушкина: вместо устаревших слов возвышенного слога, в которых перед нами выражается не человек, а миссия, мы видим простые и понятные слова, отражающие мысли каждого человека, который не любит комаров, зноя, слякоти и других капризов природы. Если сравнить творчество Державина и какого-либо другого современника Пушкина с тем, что мы видим в «Осени», каждый читатель ощутит контраст. Пушкин пишет о людях и для людей, подмечая совсем не возвышенные, но такие универсальные и жизненные черты времен года, близкие всем нам. Его лирический герой откровенен и честен с нами, он показывает себя таким, каким он предстает наедине с домочадцами и близкими друзьями. Поэтому он не стесняется описывать недостатки времен года и очернять всеми любимый образ весны.

Именно через этот образ Пушкин делится с читателями своими впечатлениями от осени. Получается, что Александр Пушкин и есть тот самый лирический герой, который пытается донести свои мысли и чувства. В теории литературы не принято отождествлять лирического героя и автора, но в данном случае это вполне уместно. Любовь автора к осени подтверждается тем фактом, что большинство его произведений написаны в это время года.

Также можно сказать, что героем в стихотворении является и осень, которую воспевает автор. Он сравнивает ее с «чахоточной девой», которая пленяет наблюдателя утонченным изяществом увядающей красоты. Также ему нравится мимолетность этого времени года, быстрота его ухода. Осень нужно еще поймать, ведь очень быстро ее яркий убор сменяется голыми ветками и заморозками. Она уникальна тем, что так быстро стремится убежать от нас, как курортный роман, как порыв вдохновения, как полет птицы. Поэту тяжело выразить словами ту любовь, которую он к ней испытывает:

Образы других времен года не менее интересны. Зима — хлебосольная и праздничная «старушка», которая дает много новых развлечений и острых ощущений. Автор описывает поездки на санях с возлюбленной, катание на коньках, праздничное застолье. Зима у него уютная, длительная, основательная. Она нарядна и добра, как сама Русь-матушка. Это время года передает русский дух. А вот весна совсем разочаровывает поэта: слякоть, грязь, вонь — таков его отзыв. Обычно поэты наделяют весну красотой, силой обновления и молодости, описывают птичий гомон и апрельские ручьи, но герою скучна оттепель. Лето же вызывает ностальгию по зиме, ведь всюду зной и мухи. Никаких средств против паразитов поэт не застал, поэтому, надо полагать, очень мучился от нападок крылатых соседей. Летом ему тяжело работать, потому что он думает только о том, как бы спастись от жары.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения Пушкина «Осень» могут быть дополнены Многомудрым Литреконом. А пока они предстают на страницах его анализа в таком виде:

Основная идея

Смысл стихотворения «Осень» заключается в защите преимуществ осени и благодарности поэта по отношению к поре творчества и созидания. Александр Пушкин выражает свою точку зрения о каждом времени года и подробно объясняет, почему ему не нравится то или иное время. Основная задача поэта — донести до читателя прелесть увядания осени. Поэт хочет говорить с нами на языке своих ощущений и раскрывает душу. Теперь мы знаем, какие эмоции он испытывал, какие впечатления получал от той или иной поры.

Пушкин признаётся, что с началом оспенного сезона он расцветает и пробуждается вновь — такова главная мысль стихотворения «Осень». Автор призывает каждого разглядеть в осени не только «унылую пору», но и прекрасное время, наполненное вдохновением, творчеством и позитивными мыслями.

Средства художественной выразительности

Стихотворение А.С. Пушкина «Осень» наполнено различными тропами:

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин мастерски проанализировал все времена года и показал всю прелесть осеннего пейзажа. Осень — восхитительное время, наполненное прекрасными чувствами, мыслями и переживаниями.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Осень» по плану

1. История создания

Неоконченное стихотворение «Осень» с подзаголовком «Отрывок» было написано Пушкиным осенью 1833 году в селе Болдино.

Среди многочисленных стихотворений, созданных в эту пору, «Осень» выделяется своей свободной автобиографичностью. В нём Пушкин создаёт панораму русских сезонных пейзажей и выражает личное отношение к ним.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, характерной для второй половины жизни Пушкина.

Оно наполнено узнаваемыми образами русской природы, ироничной, подчас намеренно сниженной лексикой, как бы стремящейся опустить читателя с небес на землю.

Пыль, грязь, комары, мухи и другие непривлекательные подробности опоэтизированы Пушкиным и вовлечены в круговорот годового цикла. Каждому цветку и каждой букашке находится в его поэзии особое место.

3. Род

Данное произведение относится к лирическому роду литературы.

В нём сочетаются описательность и личное отношение к предмету. Стихотворение эмоционально, выразительно, проникнуто добрым юмором.

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию.

На это указывает обращение «читатель дорогой», а также тон задушевной беседы, с самого начала заданный автором.

5. Проблематика

Проблематика произведения: влияние времён года на творческие способности человека.

6. Тематика

Стихотворение раскрывает следующие темы:

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему.

Большинство людей любит весну и лето, но Пушкину милее осень и зима. Когда угасает телесная жизнь, активизируется жизнь души, разума, мысли. Осенью в поэте пробуждается желание творить. Зима дарит бодрость и силы. Зимние вечера словно созданы для того, чтобы сочинять стихи и сказки.

Любое время года благодатно, но лучше всего то, что наполняет душу умиротворением и высшим смыслом.

8. Пафос

Пафосом стихотворения является скрытое противопоставление общепризнанного и универсального уникальному и личному.

Пушкин напоминает нам, что ценность явления не измеряется его внешними признаками. Опьяняющая весна и плодоносное лето хороши для тела, но осень и зима закаляют нас, учат терпению и стойкости, а значит, совершенствуют нашу душу.

Всё это полезно для творчества, как холодный душ и гимнастика – для тела.

9. Система образов

Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.

В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.

Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.

Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения подробно рассказывает о себе, упоминает своего соседа, описывает вид из окна, сообщает о том, как любит кататься на коньках и держать в руке руку красавицы на зимней прогулке.

Также лирический герой посвящает нас в нюансы своего здоровья и даже просит прощения за «прозаизм».

Так можно разговаривать с близким приятелем и, доверяя читателю весь этот ворох личных впечатлений, Пушкин добивается удивительного эффекта: происходит полное понимание авторского замысла, чувство причастности к его жизни и творчеству.

12. Сюжет

Сюжет послания начинает разворачиваться, когда поэт бросает взгляд в окно и видит приметы осени. Он описывает листопад, замерзающий пруд, отъезд соседа на охоту и чувствует скорое приближение зимы.

Далее следуют размышления о том, что осень для Пушкина лучше весны. В третьей октаве описаны радости зимы, в 4-й – нелюбовь к лету.

С 5 строфы по 9-ю поэт признаётся в особенной привязанности к осени.

В последних строфах идёт речь о счастье творчества.

Таким образом, сюжет ведёт нас от частного к общечеловеческому и приоткрывает дверь в творческую мастерскую Пушкина.

13. Композиция

Композиция стихотворения не линейная, а скорее спиралевидная.

Начиная произведение с картины осени, поэт возвращается к ней в середине стихотворения на новом уровне: он уже не просто описывает картинку, а глубоко и вдумчиво анализирует свой интерес к этому времени года.

По форме произведение разбито на 11 октав и завершается многозначительной висячей строкой, содержащей итоговый вопрос.

По смыслу можно выделить в тексте экспозицию «Октябрь уж наступил…», последующее развитие мысли с парным противопоставлением друг другу весны и осени, лета и зимы, вывод о личном предпочтении осени, а также окончательный переход к теме творчества как смысла человеческого бытия.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение «Осень» написано шестистопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Строфы имеют форму октав и традиционную для этого вида строфики рифмовку: АБ АБ АБ ВВ.

Получается, что три пары рифм связаны перекрёстной рифмовкой, а итоговое двустишие – парной рифмой.

15. Художественное своеобразие произведения

В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.

Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.

Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.

Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».

Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.

В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.

Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».

16. Средства художественной выразительности

Текст произведения насыщен эпитетами: «уснувшие дубравы», «суровою зимой», «красою тихою, блистающей смиренно», «прощальная краса», «свежее дыханье» ветра.

Их дополняют метафоры: «чувства, ум тоскою стеснены», «обув железом ноги», «по зеркалу стоячих ровных рек», «в багрец и золото одетые леса», «незримый рой гостей», «корабль недвижим».

Важную роль играют сравнения: «как поля, мы страждем от засухи», душа ищет «как во сне» и другие.

Образный каркас держится на ярких олицетворениях: суровая зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином, а поминают в жаркие летние дни мороженым и льдом. Осень напоминает чахоточную деву, «нелюбимое дитя в семье родной».

«Лето красное» тоже предстаёт в стихотворении живым, поэт обращается к нему на «ты», как к хорошо знакомому человеку.

Помимо этого, множество олицетворений описывает детали пейзажа:

Также для передачи осенних контрастов поэт использует оксюморон: «пышное увяданье», сочетая два несочетаемых понятия водном образе.

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Осень» состоит в том, что оно наиболее полно описывает русскую жизнь во все четыре времени года и выделяет осень как период торжества духа над плотью, временного над вечным.

18. Актуальность

Стихотворение Пушкина актуально для каждого творческого человека. С наступлением холодов люди чувствуют, что наступает время осознать всё, что произошло с ними весной и летом, собрать духовные плоды своих дел.

Именно поэтому дождливая осень, на много дней запирающая поэтов дома, становится для них временем кропотливого творческого труда, созидания и подведения итогов.

Красота осени всегда будет волновать писателей, художников, музыкантов и всех, кто неравнодушен к миру природы.

19. Моё отношение

Мне было интересно получить дружеское послание от Пушкина и узнать, почему он называет осень любимым временем года.

Поэт стал мне ближе и понятнее, хотя я не могу сказать, что так же сильно люблю этот сезон.

Только гениальный Пушкин мог найти в привычных картинах осени столько прелести и вдохновения! За этот редкий дар мы и ценим его как великого поэта.

20. Чему учит

Данное произведение учит видеть красоту там, где её заметит не каждый. Надо пристальнее всматриваться во всё, что нас окружает – тогда мир будет удивлять и вдохновлять нас каждую минуту.

Умение видеть прекрасное – это талант, и его необходимо воспитывать в себе с самого детства.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Унылая пора. » по плану

Система образов

Весь отрывок посвящен созданию прекраснейшего художественного образа осенней природы. Автор описывает картину, которую он наблюдает в эту пору года.

Поэт подчеркивает яркие детали, помогающие представить целостный пейзаж:

Во всем чувствуется особенное отношение автора, внимательность истинного созерцателя, сердцу которого дорога родная природа.

Главные герои и их характеристика

Художественные особенности произведения

Язык отрывка прост, емок и понятен. Используется обычная лексика, фразы построены четко и коротко.

Интересно, что все признаки осени автор заключает в одно предложение, перечисляя их через запятую. Такое решение позволяет мысленно разглядывать постепенно открывающийся пейзаж, следить за ходом наблюдений автора, ни на что не отвлекаясь и не прерываясь.

Обращения к осени автор оформил восклицательными знаками. Этим он как бы привлекает и концентрирует внимание читателя, явно обозначая тему рассматриваемой октавы.

Жанр, размер, направление

В своем стихотворении А.С. Пушкин избрал жанр обращения, он непринужденно говорит с читателем о своей любви к осени, это делается для того, чтобы слушателю была максимально ясна позиция автора и то, какую мысль он хотел донести.

Стихотворный размер, который выбрал автор — ямб, он позволяет добиться размеренного и спокойного прочтения. Само же стихотворение написано октавами — строфа из восьми строчек.

Произведение можно отнести к пейзажной лирике, ведь в нем воспеваются красоты окружающего мира.

Средства художественной выразительности

В стихотворении автор использовал много эпитетов, создав очень красочный, насыщенный тест: «унылая пора», «прощальная краса», «свежее дыханье», «волнистая мгла» и т.д.

Для достижения необходимого художественного эффекта, поэт включил инверсии: «приятна мне твоя прощальная краса», «люблю я пышное природы увяданье» и т.д.

Есть и метафоры: «очей очарованье», «пышное природы увяданье».

Кроме того, стихотворение построено на олицетворении времен года.

Во-первых, автор оживляет осень, обращаясь непосредственно к ней в первом же стихе. Во-вторых, он так же олицетворяет и зиму строчкой «и отдаленные седой зимы угрозы».

Времена года воспринимаются Пушкиным как живые, что только добавляет тексту поэтичности, сказочности, отсылает его к русскому фольклору.

История создания

Стихотворение А.С. Пушкина было написано в 1833 году, в период, который называется болдинской осенью, потому что на тот момент поэт пребывал в имении Болдино. С самых первых строк чувствуется трепетное отношение Пушкина к осени, его любовь к этому времени года: “Дни поздней осени бранят обыкновенно, // Но мне она мила, читатель дорогой, // Красою тихою, блистающей смиренно”.

А.С. Пушкин показывает читателю свое восхищение осенью через строки стихотворения: “Унылая пора! Очей очарованье!”, — где как-бы противопоставляет недостатки достоинствам. Поэт не обделяет вниманием и другие времена года: лето и весна не пробуждают в нем тех же чувств, что и осень. Однако в защиту своей любимой поры поэт пишет: “…я не люблю весны; // Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен. // … // Ох, лето красное! любил бы я тебя, // Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.” — из приведенных строк можно догадаться, что творцу по душе спокойное время года, например осень или зима, когда сама природа помогает творить и вдохновляет поэта на что-то большее.

Актуальность

Стихотворение Пушкина актуально для каждого творческого человека. С наступлением холодов люди чувствуют, что наступает время осознать всё, что произошло с ними весной и летом, собрать духовные плоды своих дел.

Именно поэтому дождливая осень, на много дней запирающая поэтов дома, становится для них временем кропотливого творческого труда, созидания и подведения итогов.

Красота осени всегда будет волновать писателей, художников, музыкантов и всех, кто неравнодушен к миру природы.

Сюжет

Сюжет послания начинает разворачиваться, когда поэт бросает взгляд в окно и видит приметы осени. Он описывает листопад, замерзающий пруд, отъезд соседа на охоту и чувствует скорое приближение зимы.

Далее следуют размышления о том, что осень для Пушкина лучше весны. В третьей октаве описаны радости зимы, в 4-й – нелюбовь к лету.

С 5 строфы по 9-ю поэт признаётся в особенной привязанности к осени.

В последних строфах идёт речь о счастье творчества.

Таким образом, сюжет ведёт нас от частного к общечеловеческому и приоткрывает дверь в творческую мастерскую Пушкина.

Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.

Стихотворение «Осень» — анализ

Вариант 1

Писали стихи об осени Бальмонт, Плещеев, Фет, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты. В обширной осенней теме пушкинского наследия особое место отводится неоконченному произведению 1833 г. В нем получает поэтическое обоснование глубинная связь сезонных изменений природы с подъемом творческих сил, окрашенным личными переживаниями.

Строфа зачина открывается пейзажной зарисовкой, на конкретность которой указывает лексема «октябрь», начинающая текст. Герой-наблюдатель внимательно фиксирует природные перемены, вызванные дыханием «осеннего хлада»: заканчивается листопад, пруд покрылся льдом, промерзает дорога, однако вода в ручье еще не застыла. Перечисление точных деталей окружающего пространства завершается сценой охоты, организатором которой выступает сосед лирического «я».

Расставшись с ролью созерцателя, в трех последующих строфах субъект речи уверенно заявляет о своих предпочтениях. Сезонные изменения связаны с особенностями самочувствия. Весенняя тоска и душевное беспокойство сменяются настойчивыми жаждой и желанием освежиться, порожденными летней духотой и обилием насекомых. В своеобразном рейтинге времен года неплохую позицию занимает зима.

Рассказчику приятны веселые воспоминания о зимних забавах, однако не устраивает продолжительность холодов. Авторская ирония нарастает в концовке третьей строфы: для изображения скуки избирается глагол «киснуть», типичный для разговорной речи. Шутливую переоценку получает восторженное описание конной поездки в обществе легкомысленной подруги, представленное в предыдущем эпизоде.

Доверительно сообщая читателю о положительных эмоциях, которые вызывает приход осени, лирический субъект поясняет свою позицию при помощи двух сравнительных оборотов. Тихая, смиренная красота осенней поры находит отклик в душе. Последний подобен сочувствию, которое вызывают игнорируемый родителями ребенок или смертельно больная дева.

Хрестоматийные строки, прославляющие притягательную силу «унылой поры», намеренно лишены точной детализации пейзажа. Яркая картина, щедро расцвеченная царскими оттенками золотого и багряного, осложняется драматическим предчувствием конца, неизбежного увядания. Природный фон стимулирует физические и умственные силы героя.

Динамичным дневным занятиям противопоставляется спокойная вечерняя обстановка. Постепенному пробуждению поэзии соответствует особое отрешенное состояние, когда разум уступает силе воображения. Начало творческого процесса уподобляется отплытию парусника. Многозначный открытый финал также связан с метафорой творческого пути как плавания, путешествия в необъятный мир фантазии.

Вариант 2

Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А.С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». В короткое время А.С. написал множество первоклассных произведений.

Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.

Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах, увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».

Сходны в стихотворении образы осенней природы — лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».

Жанр произведения – стихотворение, поэтому большое внимание уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: «могильная пропасть», «свежее дыханье». Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным.

Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения – ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный, веселый тон, точно передающий светлое душевное состояние автора.

Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения.

В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: «осенний хлад», «страждут озими», «мучишь». «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две – друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.

Наблюдается использование синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет». Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: «Чредой слетает сон, чредой находит голод».

Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, «последние лисы с нагих … ветвей», ощутить «осенний хлад».

Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото». По-моему, данное творение – образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.

Идея стихотворения состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему.

Большинство людей любит весну и лето, но Пушкину милее осень и зима. Когда угасает телесная жизнь, активизируется жизнь души, разума, мысли. Осенью в поэте пробуждается желание творить. Зима дарит бодрость и силы. Зимние вечера словно созданы для того, чтобы сочинять стихи и сказки.

Любое время года благодатно, но лучше всего то, что наполняет душу умиротворением и высшим смыслом.

Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

Вариант 1

Багряно-золотистая, розово-изумрудная, нарядная и немного тоскливая осень — любимое время года великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Творческое вдохновение приходило к Александру Сергеевичу осенью, и появлялись произведения, которые изучают в школе все русские школьники.

Не стал исключением и 1833 год, когда, посетив Болдино, русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал удивительное стихотворение «Осень». Это не ода данной поре года, не просто описание природы, это сравнение осенней флоры с живым существом, когда «она жива еще сегодня, завтра нет».

Восхищение и веселость поэта передает характерный для данного произведения ямб. Интересная рифмовка строк: в восмистрочном куплете рифмуются нечетные, первая, третья и пятая строки, четные, вторая, четвертая и шестая, и седьмая с восьмой строки. Живость стихотворения соответствует приподнятому настроению Пушкина, и он с азартом олицетворяет природу: «страждут озимы», «будит лай собак», «руку жмет, пылая и дрожа!» [зима].

Поэт прямо заявляет, что не нравятся ему ни пробуждающая природу ото сна весна, ни солнечное лето. Первую он вспоминает исключительно грязной, неприятной запахом порой, а лето слишком засушливо и кишит мошкарой да мухами.

Более приятна ему снежная зима, с ее праздничными забавами. Но, тем не менее, снега в течение полугода также надоедают Пушкину. А вот осень, ею поэт восхищаться не устает. Понимая, что ни всем может быть понятна его любовь к чаще сырым и промозглым дням, Пушкин сравнивает ее с любовью к «чахоточной деве», которая привлекает кого-то своим румянцем.

Александр Сергеевич говорит о том, что очаровываясь буйством красок, его мысли занимают исключительно новые строки, которые так и просятся лечь на бумаги шедевральными произведениями. Именно осень – самое плодовитое время года для поэта. Вдохновляет его «свежее дыхание» ветра и богатое «природы увяданье», бодрит снижение температуры и даже внутренняя работа организма поэта становится более размеренной.

Периодически обращаясь к читателю, Пушкин доступными и простыми выражениями описывает свои чувства и эмоции по отношению к осени. Александр Сергеевич рассказывает о том, каким он видит это время года и, читая написанные строки, начинаешь невольно испытывать симпатию к осени, даже если больше всего жалеешь об ушедшем лете.

Вариант 2

Стихотворение А.С.Пушкина «Осень» написано в 1833 году в самую плодотворную осень для творчества поэта. Стихотворение относится к пейзажной лирике Пушкина. Однако автор описывает не общий пейзаж осени, а конкретный.

В его произведении осень отличается удивительной реалистичностью, однако от этого прелесть и красота природы не теряется, автор так любил это время года, что даже простое разговорное описание осени у него вышло просто потрясающим. Пушкин не поет оду осени, он описывает простой пейзаж среднерусской полосы, который без всяких преувеличений и прикрас необыкновенно поэтичен и неповторим.

Стихотворение написано, как повествование, лирический герой-рассказчик делится с читателем не только своим видением красот природы, в стихотворении есть масса отступлений, юмор вместе с тем Пушкин описывает и свои чувства, и эмоции.

Осень по высказыванию самого поэта являлась для него самой благодатной порой для творчества, он сравнивает эту пору с зимой, летом и весной, объясняя, почему именно осень дарит ему столько вдохновения. Осенью он будто рождался заново, несмотря на любые жизненные повороты. Его работа дарит поэту минуты счастья, когда сердце наполняется жизненной энергией, а жизнь смыслом.

В стихотворении есть описания сцен из жизни помещиков — охота, от которой гибнут посевы крестьян, сцены катания на коньках, зимних праздников, знойного и душного лета.

Стихотворение «Осень» полно описаний не только осени, но и других времен года, и говоря об осени как о поре своего творчества, автор касается темы поэта и поэзии, ее силы и смысла. Он говорит о мимолетности красоты человека в рамках жизни, о краткости жизни по сравнению с вечностью, недаром в тексте возникает образ чахоточной девы, с которой он сравнивает осень.

Стихотворение заканчивается немым вопросом: «Куда нам плыть?». Кажется, будто произведение не окончено, однако это не так. В этой фразе автор задумывается над будущим своим и страны, будущем своего народа и заставляет каждого из нас над этими фундаментальными темами задуматься также.

Сюжетная линия, образы, тема

В строках произведения сразу чувствуется особенная любовь, нежность поэта к золотому времени года. Каждая из них (строк) преисполнена теплого чувства, восхищения, восторга печальным, но светлым состоянием всего живого вокруг в осеннюю пору. Необыкновенное обращение, восклицание «Унылая пора! Очей очарованье!», в основе которого лежит прием антитезы, дает читателю истинное представление об осени. Это время знаменуется погружением природы в сон, который закончится прекрасным обновлением и пробуждением. Понятным душе языком Пушкин пишет об осени и ее хрупкой красоте, преломляющейся в косых скулах дождя и ярких акварельных пятнах листопада.

Мотива печали и утраты в «Осени» нет. Напротив, поэтические строки заставляют восхититься, затаить дыхание от того, как прекрасна пышно увядающая природа, сверкающая багряными и золотыми красками. В «Осени» можно проследить несколько сюжетных мотивов. Пушкин не только искусно и с любовью говорить об осени, но и повествует о своем творческом процессе и судьбе художника в царской России. В стихотворении присутствуют зарисовки из жизни, пейзажи: помещичья охота, приносящая урон засеянным крестьянами полям, зимние праздничные гулянья, люди, томящиеся от летнего зноя. Упоминание о других временах года используется и как сравнение, ведь лучше осени для Александра Сергеевича нет ничего. Он предлагает нам, читателям, насладиться сладостной тишиной, увидеть особенную прелесть, которой пронизаны улыбки увядших цветов,

Без изобилия средств художественной выразительности, но ясно и правдиво пишет поэт о деревенской осени:

Октябрь уж наступил; уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; осенний хлад, дорога промерзает; урча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл…

Произведение завершается фразой «Куда ж нам плыть?», где воплощены мысли и умозаключения Александра Сергеевича о тягостном положении художника эпоху самодержавного строя, где давление и контроль только усилились после подавления восстания декабристов. Тон стихотворения периодически меняется: светлая и спокойная интонация, которой пронизана первая строфа, сменяется то на задушевно лирическую, то на ироническую, где присутствует авторское «я».

Лирический герой

Лирический герой стихотворения подробно рассказывает о себе, упоминает своего соседа, описывает вид из окна, сообщает о том, как любит кататься на коньках и держать в руке руку красавицы на зимней прогулке.

Также лирический герой посвящает нас в нюансы своего здоровья и даже просит прощения за «прозаизм».

Так можно разговаривать с близким приятелем и, доверяя читателю весь этот ворох личных впечатлений, Пушкин добивается удивительного эффекта: происходит полное понимание авторского замысла, чувство причастности к его жизни и творчеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *