Чему учит учитель начальных классов
Преподаватель младшей школы
Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию. Зато все сложности с лихвой компенсируются любовью детей – первую учительницу с теплом вспоминают всю жизнь.
Педагог начальной школы – это больше чем предметник, преподающий азы наук. От его работы во многом зависит то, как первоклашки будут относиться к процессу накопления знаний и самосовершенствования не только в ближайшие одиннадцать лет, но и всю жизнь.
Учитель младших классов – это квалифицированный педагог, который первые четыре года учит детей в общеобразовательных или специализированных школах, а также занимается с ними во внешкольных учреждениях.
История профессии
Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным.
Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным.
В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.
Описание профессии
Профессия учителя начальных классов непростая, но благородная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Наставнику первоклашек нужно быть одновременно преподавателем, психологом, воспитателем, а иногда и мамой или папой.
Учитель младших классов преподает детям все программные дисциплины (возможно отдать часть предметов – например, физкультуру, музыку – узким специалистам), обеспечивает досуг, отдых и творческое развитие воспитанников. Педагог должен сплотить класс, чтобы у школьников было желание прогрессировать и самосовершенствоваться.
На каких специальностях лучше учиться
Теперь о том, как стать учителем начальных классов. Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:
В вузах перечень направлений гораздо шире:
Многие студенты получают диплом учителя младших классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д. Обладатели таких дипломов становятся не только школьными учителями, но и преподавателями различных дисциплин в учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, детско-юношеских центрах, клубах).
Для поступления в педагогический колледж достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование в ссузе. В вузе обязательно нужно сдавать обществознание и русский язык.
Также может понадобиться результат ЕГЭ по биологии или математике. Если специальность предполагает два профиля обучения, то надо будет пройти профессиональное или творческое испытание (например, рисунок, музыку или хореографию).
Учебные заведения
Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:
Дефицита высших учебных педагогических заведений в разных регионах тоже нет:
При многих педагогических вузах есть колледжи. Можно сначала получить среднее профессиональное образование, а затем, работая в школе, поступить в вуз. В таком случае абитуриенту потребуется пройти тестирование по профильным предметам, а обучение может проводиться по ускоренной программе.
Обязанности на работе
Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:
Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно.
Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:
Кому подходит
В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.
Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:
Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей. Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.
Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:
Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.
Сколько получают
Заработная плата учителя младших классов – не самая сильная сторона профессии. В среднем по стране она составляет 20–25 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге платят больше – 30–35 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ненецкий автономный округ, Камчатский край или Кемеровская область зарплаты превышают 45 тысяч рублей.
Также уровень зарплаты зависит от места работы (обычная или частная школа), педагогического стажа и количества часов. Однако активные и квалифицированные учителя знают способы увеличить свой доход. В первую очередь речь идет о ведении кружков (за это полагается доплата), репетиторской деятельности, предварительной подготовке детишек к первому классу. Также можно по совместительству работать во внешкольном учреждении, ведя вечерние кружки.
Как построить карьеру
Если педагог обладает не только хорошим знанием своего предмета, а еще и управленческими способностями, то, постоянно повышая квалификацию, он сможет претендовать на место завуча или директора школы. Можно сделать административную карьеру в органах управления образованием или заниматься наукой. Если найти бизнес-партнера с деньгами, то есть вариант с открытием частной школы.
Перспективы профессии
Без преподавателя начальных классов уже невозможно представить себе школу, и в ближайшее время ничего в этом вопросе не изменится – педагоги для первоклашек будут так же нужны, как и 10 лет назад. Но перед тем как становиться учителем младших классов, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», поскольку эта профессия, скорее, призвание, а не просто работа.
Главное о работе учителя начальных классов: информация для тех, кто хочет им стать
Можно ли стать педагогом, если вы уже получили другую специальность и не хотите снова тратить несколько лет на учебу? Достаточно ли будет дистанционного* образования и как его получить? Сколько вы сможете зарабатывать и в чем будут заключаться ваши обязанности? Чем учитель начальных классов отличается от других педагогов?
Ответы на эти и многие другие вопросы — в нашей статье.
Обязанности учителя начальных классов
Полный список можно посмотреть в должностной инструкции и в профессиональном стандарте педагога. Обратите внимание: руководство школ имеет право менять перечень обязанностей учителей по своему усмотрению. Но в список наверняка войдут:
Также в списке обязанностей — строгое соблюдение локальных нормативных актов, утвержденных руководством школы.
Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать
Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр. Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой.
У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым. Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил.
Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.
Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны. Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке. Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.
Зарплата учителя начальных классов в России
Размер окладов и премий зависит от нескольких факторов, включая регион и конкретную школу (в гимназиях и частных заведениях обычно платят больше, чем в общеобразовательных государственных школах), стаж педагога, его квалификационную категорию, ставку, дополнительную работу (например, классное руководство, ведение кружков и секций и пр.) Поэтому нельзя ответить однозначно, сколько получает учитель начальных классов — мы можем указать лишь средние зарплаты.
В Москве педагоги зарабатывают около 50-80 тыс. рублей. Вдобавок учитель начальных классов может работать репетитором и получать дополнительно около 15-20 тыс. рублей в месяц.
В Санкт-Петербурге учителя получают в среднем 35-80 тыс. руб., в Новосибирске — 18-25 тыс, в Казани — 17-30 тыс., в Омске — 16-25 тыс., в Самаре — 15-30 тыс., в Екатеринбурге — 17-35 тыс. За репетиторство в регионах в среднем платят от 250 до 750 рублей в час.
Где получить образование учителя начальных классов?
Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:
Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.
Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.
Если вам понадобится помощь в выборе программы или возникнут вопросы по поступлению на программу обучения для учителей младших классов, пожалуйста, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
«Учителя начальных классов — это основа всего»
В этом году учителем года Москвы стала педагог начальных классов школы № 2033 Анна Макарова, которая работает учителем 12 лет. «Мел» поговорил с ней о том, зачем нужно участвовать в таких конкурсах и как вообще стать хорошим учителем.
Чем преподавание в средней школе отличается от преподавания в начальной?
Многие говорят, что учитель начальных классов — это такой облегчённый вариант работы преподавателя. Но, на мой взгляд, именно мы — основа всего. Если мы не научим детей предметным навыкам, работе в команде и с информацией, то в пятом классе нашим коллегам в средней школе будет очень трудно. Недаром больше всего запоминают первого учителя. Все самые важные эмоции, которые может получить ребёнок, ему дают именно в начальной школе.
Когда ты один на протяжении целого дня общаешься с ребёнком, у тебя больше возможности на него повлиять или раскрыть его талант. Например, если учитель географии встречается с классом один раз в неделю, то, конечно, ему тяжело узнать о каком-то ребёнке подробнее. Он видит, как он себя проявляет на уроке, но то, какой он человек, разглядеть за 45 минут тяжеловато. А у меня гораздо больше таких возможностей. За четыре года я очень много могу сделать для личного роста своих учеников.
Расскажите про конкурс «Учитель года Москвы». Как вы себя чувствуете после победы?
Конкурс дал мне возможность познакомиться и подружиться с талантливыми педагогами. Я научилась выступать перед публикой. Он помог мне понять, в правильном ли направлении я двигаюсь как учитель. Мою работу оценивали члены большого жюри, люди, которые прекрасно разбираются в образовании. Мне было важно получить их экспертную оценку.
Я всегда сравниваю работу учителя и учёбу ребёнка. Сейчас мы постоянно советуем детям участвовать в олимпиадах и конкурсах. И мы — наставники и кураторы своих учеников — должны быть примером для них. Чтобы дети понимали, что не только они работают и чего-то добиваются, но и учителя тоже развиваются. Например, я, учитель года Москвы, по-прежнему остаюсь классным руководителем, коллегой, мамой и собираюсь двигаться дальше.
Насколько дети сегодня отличаются от вас самой, когда вы учились в школе?
На самом деле никаких кардинальных отличий я не замечаю. У детей всегда есть интерес к новым знаниям. Они очень общительные и всегда готовы помочь, активные, реагируют на любую идею. Так же было и в моём детстве. Единственное, что изменилось, — окружение детей.
Если мы, когда учились в школе, ходили в библиотеки, чтобы поработать над домашним заданием, брали книги и перечитывали литературу, то современные дети могут легко всё найти в интернете. Мы играли в шахматы и в классики. Современные дети тоже их любят, но у них есть ещё и компьютерные игры. Когда мы учились, мы в основном ездили на экскурсии, а сейчас сам город — это настоящая образовательная площадка. Мы можем не только посмотреть, но и принять участие в чём-то интересном для детей в музее или в технопарке.
Дети уже в начальной школе могут чётко сказать, кем они хотят стать. Я как учитель им помогаю
Например, кому-то нравится искусство, а кто-то увлекается лего. В зависимости от этого мы можем советовать разные кружки или мероприятия. Уже в начальной школе мы направляем ребёнка, чтобы он достигал высоких результатов в средней.
Как вы считаете, чему нужно в первую очередь учить детей сегодня?
Дети должны уметь ориентироваться в огромном потоке информации. Они должны понимать, что им нужно, а что следует проигнорировать. Для этого мы организуем кружки по информатике после уроков. Учим детей пользоваться интернетом и уметь воспринимать написанное. Даже адресная строка — это текст. Мы рассказываем: если в ней использованы такие-то символы, то ресурс безопасный, он не нанесёт вреда ни компьютеру, ни тебе. Но если у тебя возникают подозрения уже в адресе сайта, то просто не стоит его открывать. Мы предлагаем им выбрать, какими ресурсами они бы воспользовались сами или кинули бы ссылку однокласснику.
Ещё очень важный навык — это умение работать в команде. Именно в ней ребёнок часто раскрывается с другой стороны. Команда даёт ощущение защищённости и поддержки, и ребёнок часто чувствует себя успешным.
А как вы разрешаете конфликты, если они возникают? Сейчас много говорят о буллинге в школах.
Да, возможно, подобные ситуации есть. Но я с ними не сталкивалась — возможно, потому, что всегда задаю себе вопрос: что я должна сделать, чтобы каждому моему ребёнку было комфортно? В стенах этого класса и с детьми в конкретном коллективе. Например, я стараюсь чаще ездить на экскурсии, чтобы они лучше узнали друг друга.
Как помочь ребёнку, если его дразнят в школе: инструкция для учеников и учителей
Какие-то конфликты возникают, безусловно, потому что каждый хочет быть лидером и пытается отстоять свою позицию. Но я стараюсь объяснять, что в любой ситуации есть компромисс, что мы такие, какие есть, и нас надо уважать за это. Всегда ставлю себя в пример и объясняю, как в таких ситуациях поступают взрослые люди. С детьми нужно разговаривать на равных, потому что они хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. Если ты объясняешь им последствия, дети это очень хорошо воспринимают и впитывают.
Что вы посоветуете людям, которые хотят преподавать в начальной школе?
Я никогда не буду отговаривать. Я считаю, что педагог начальных классов –это очень тяжёлая, но очень важная для ребёнка профессия. А сам учитель — значимая личность в его жизни. Если у человека есть стремление к этому, то нельзя отказываться от своих желаний. Я преподаю в школе уже 12 лет. Это смысл моей жизни, отвечаю не лукавя. Я поняла, что дети своей энергией и своим позитивным отношением к жизни меня заряжают. Стираются временные границы. Мне дорого ощущение, когда ты вечно молодой, общаешься с энергичными, заинтересованными и открытыми детьми. И они каждый день встречают тебя с улыбкой на лице.
Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
«Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности»
С точки зрения А.В. Петровского с появлением новой, ведущей деятельности – учебы, в жизни ребенка появляется учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Учитель содействует знакомству детей друг с другом, созданию благоприятной атмосферы, взаимопонимания между детьми.
Личность учителя является ключевой в развитии личности ребенка и учебно-воспитательного процесса в целом, так как учителю общество и государство доверяет самое ценное – детей, наше будущее и надежду, а так же подрастающее поколение.
Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. По мнению В.М. Крупенина «…хороший учитель – счастливый учитель, ведь только такой учитель может персонализоваться в школьниках, и только в таких условиях они могут чему-то научиться…»
Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог в одном лице.
Он играет огромную роль в становлении его учеников. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Если учитель чувствует себя профессионально-несформированной личностью, и работает исключительно ради удовлетворения своих собственных потребностей и интересов, тогда ни о каком формировании личности ребенка не может быть и речи. Такой учитель может навредить ребенку, подавить его, не увидеть в нем личностного потенциала.
Формирование личности является начальным этапом становления личностных качеств человека. Личность человека формируется в результате влияния основных факторов: наследственности, среды, воспитания и деятельности.
Наследственность – отражение биологического в человеке, другими словами передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителем наследственности является ген.
Социальная среда – реальная действительность, в условиях которой развивается человек, которая является важным условием формирования личности и включает:
— макро-среда (общество в совокупности и во всех его проявлениях).
Огромное влияние на формирование личности особенно в детском возрасте оказывает микро-среда. Именно в ней закладываются, решающие для развития, годы жизни человека, нравственные и социальные качества. Ребенок – это отражение его семьи. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей.
Воспитание – это целенаправленный, систематический, организованный и двусторонний процесс, который направлен на формирование личности ребенка. Педагогическая грамотность организаций процесса воспитания в школе является гарантом сформированности всесторонней и гармонически развитой личности.
Деятельность учителя начальных классов так же важна при становлении «портрета выпускника» начальной школы.
«Портрет выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС.
Обобщённый результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника:
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Выпускник начальной школы – это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Процесс формирования личности ребенка очень сложный, длительный и требует много усилий. Каждый ученик, воспитанный учителем, открывает для себя дорогу в широкую жизнь. Система воспитательной работы по формированию личности ребенка требует от учителя, ответственности, организованности, профессионализма.
Критериями, которыми должен овладеть учитель начальных классов:
— культура и техника речи;
— организаторские и перцептивные способности;
— педагогическая этика и профессионализм.
Каждый ребенок от природы талантлив, и первоочередной задачей учителя является помочь раскрыть талант. Он должен стать творцом своей деятельности, созидателем, новатором, осуществляя дело воспитания искусно.
Эффективность процесса формирования личности ребенка в работе учителя достижима при условии соблюдения трех постулатов:
1. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Каждый ребёнок от природы талантлив по-своему. Помоги ему раскрыться.
2. Опора на положительное в человеке, культивирование лучших личностных качеств и черт.
3. Организовывать деятельность таким образом, чтобы она давала ребёнку возможность стать таким, каким он хотел бы стать, и каким бы его хотели видеть мы – целеустремленным, настойчивым, умным, добрым.
Душевные богатства младших школьников увеличиваются через качества учителя, так как они во всем стремятся подражать и копировать своего учителя. Такие личностные качества, как щедрость, чуткость, понимание и сострадание, формируются у ребенка во взаимоотношениях учителя и ученика, родителя и ребенка и остаются на всю жизнь.
Школа для ребенка является вторым домом, соответственно учитель – второй мамой, именно поэтому очень важно педагогу найти подход к каждому ребенку, сформировать у него положительные качества, которые проявляются в поведении, отношении к другим людям, в общении со сверстниками, в восприятии мира таким, какой он есть и себя в нем как знаковую фигуру.
Таким образом, педагог формирует детскую личность, закладывает в них «маленькие кирпичики», которые со временем превращаются в устойчивые личностные качества, с которыми дети идут по жизни. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут
Для того чтобы результат работы учителя начальных классов был высоким, чтобы дети отвечали тем меркам, к которым стремится учитель, для этого нужно так мало и так много – любить детей.