Чему я могу научиться на уроках обществознания
Роль и польза предмета Обществознание
В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, а еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание. Что это за предмет? Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Этот предмет содержит базу знаний из других наук, так как философия, политология, социология, этика и т.д. Таким образом, этот предмет позволяет освоить основы этих наук.
Изучая этот предмет, школьники могут познать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т.д. Некоторые думают, что это не обладает особым значением, а на самом деле все зависит от того как человек смотрит на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо ознакомится с самим миром и найти гармонию с ним. Чтобы найти гармонию с миром надо найти свое место в этом мире.
Получается, что этот предмет, не научит никакой профессии, но поможет формироваться как человек. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы общества: экономика, политика, культура и т.д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей, и знать, как действовать в определенной ситуации в зависимости от действий других.
Решения и действия людей, а также и причины, которые послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Учат, и пример того является предмет обществознание в школе, главное найти в себе силы учить, а еще понять для чего оно нужно. Для начала надо стать человеком, формироваться как личность, а потом чего-то добиваться чего-то. Обществознание поможет в этом. Предмет не очень простой, даже если кажется таким с первого взгляда, и на самом деле необходимо много чего учить и понять, и в этом помогут репетиторы по обществознанию и истории.
Кстати, если вас интересуют сейфы, то на сайте centersafe.ru представлена информация (http://centersafe.ru/) по самым разным моделям.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
Чему я могу научиться на уроках обществознания
Школьная программа подразумевает изучение многих предметов. Все они были выбраны с какой-либо целью. Ведь важны не только те предметы, что отвечают за точные науки. Ни у кого не вызывает сомнение такой предмет как русский язык или математика. Здесь итак понятно, что представленные предметы пригодятся в дальнейшей жизни каждого человека. Но существуют «спорные» предметы, когда даже взрослые не могут понять, зачем он стоит в школьной программе. Одним из таких предметов является обществознание. Многие задаются вопрос, что это вообще за урок и для чего он нужен? Однако раз уж он утвержден как школьный предмет в России, то, значит, это по какой-либо причине имеет место быть.
Обществознание – это школьный предмет, который преподают в средних школах Российской Федерации, который изучает разнообразные общественные явления и аспекты, а именно:
Обществознание как предмет соединяет знания и других наук, например, психологии, философии, этики и другие. Таким образом, изучая обществознание, вы охватываете основы сразу нескольких наук и при этом тратите гораздо меньше времени на изучение каждой в отдельности.
Обществознание как предмет школьной программы несет в себе следующие функции:
Из этого можно сделать вывод, что представленный школьный предмет не учит никаким профессиям. Разве только учителю обществознания. Но даже несмотря на этот факт, этот предмет очень важен, так как он учит детей формироваться как социальная личность. Человеческий фактор играет важную роль в других сферах деятельности и других профессиях. Кроме того, неважно на какую работу потом пойдет школьник, он в любом случае будет контактировать с людьми. А вот как правильно с ними контактировать, как решать конфликты и другие не менее важные вопросы и изучают на уроках обществознания. Чтобы человеку добиться чего-либо в своей жизни, ему нужно познать в первую очередь себя. Этому также можно научиться на данном уроке.
Многие незаконно обвиняют школу и всю систему образования в том, что там не учат жизни. Как раз наоборот, учат. И явным примером как раз может служить урок обществознания. И как бы не казалось на первый взгляд, данный предмет достаточно сложный. Чтобы его правильно понять, нужно учиться постоянно. Это и должны понять все школьники. Ведь это один из немногочисленных предметов, знания которых наверняка пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.
Как провести урок права в старших классах?
Преподавание права в школе и его связь с другими предметами
Предмет «Право» преподается на базовом (один час в неделю) или на углубленном уровне. Базовый уровень предполагает воспитание ответственности и социальной активности через повышение правовой грамотности обучающихся. Углубленный уровень (характерный для классов гуманитарной направленности) — получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Право имеет прочные межпредметные связи с историей, экономикой, обществознанием (в том числе с модулем «финансовая грамотность»).
Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.
Проблемное обучение: этапы урока
Мобилизация (мотивация). С первых минут дети чувствуют себя соавторами урока. Как этого достичь? Начать можно с проблемного диалога, мозгового штурма, формулы («незнание закона не освобождает от ответственности», «закон = право» и др.) То есть педагог не просто задает тему урока, а подводит к ней учеников, делает так, чтобы они сами ее сформулировали.
Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.
Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.
Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.
Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.
Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.
Элементы современного урока «Право»
Мотивирующие задания. Задания на уроке «Право» должны быть повышенного уровня сложности, носить проблемный и поисковый характер. Благодаря этому ученики смогут применять комплексно свои знания и умения. Даже работа с понятием становится увлекательным заданием, если ученики сами пробуют составить определение. Желательно, чтобы задачи были понятны ученикам, рассказаны как бы про них — к счастью, многие вопросы связаны с социальными ролями молодых людей. Задачи следует давать короткие, емкие — то есть делать «вброс». Заинтересовать учеников поможет использование местоимений «вы», «ваши».
Интерактивное обучение. Материал отлично усваивается, если ученики переживают конкретный опыт, связанный с ним через игру, упражнение, моделирование ситуации. В результате ученик осмысливает полученный опыт, обобщает его (рефлексирует) и в дальнейшем применяет на практике. Одна из форм работы: учебная ситуация-проблема, представляющая собой прототип реальной ситуации, требующей оперативного решения. Можно также задействовать ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку (надо оценить готовое решение), ситуацию-тренинг. Учебник «Право» для 10-11 классов авторства А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной включает много хрестоматийных материалов и методических рекомендаций, которые помогут учителю смоделировать ту или иную ситуацию. Например, рубрика «Исследуем документы и материалы» содержит отрывки из официальных документов, статей разных лет и другие источники.
Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.
Метод кейсов. Выстраивается по принципу: заинтересовался — изучил — применил — создал новый «продукт». То есть вначале ученик получает вводные данные и задание. В процессе выполнения он изучает базу вопроса, систематизирует информацию, отделяя нужное от ненужного. В качестве источников используются тексты (параграфы, дополнительные авторские материалы, исторические источники, нормативные документы), иллюстрации, графические материалы, рассказы учителя, видеоролики, аудиозаписи. В завершении все это преобразуется в «продукт». Педагогом обязательно учитываются связь проекта с содержанием темы, научность, возраст учащихся, их интерес к выполнению задания, место для «продукта» в теме.
Прием РАФТ. Название произошло от английского слова raft — «плот». Составляющие: Роль-Аудитория-Форма-Тема. От ученика требуется написать текст с учетом строгих условий. Вначале он выбирает роль (от чьего имени будет писать), затем аудиторию (родители, сверстники и т.д. ), форму (письмо, сочинение и т.д.) и, наконец, тему. Порядок выбора критериев можно менять. Прием рассчитан как на индивидуальную работу, так и в парах, группах, с последующей презентацией.
Прием «Фишбон» (от англ. fishbone – «рыбья кость»). Также выполняется в группах или индивидуально. Ученики разбирают информацию, опираясь на схему рыбного скелета, систематизируют данные. Подход позволяет наглядно установить причинно-следственные связи, разделить главные и второстепенные факты. В процессе активно развивается логика.
Дискуссии. Учитель организует горячие обсуждения актуальных социальных проблем. В процессе школьники учатся отстаивать и аргументировать свое мнение, оппонировать иному мнению. Зачастую такие дискуссии ученики продолжают вести и после урока. В учебнике «Право» корпорации «Российский учебник» подходящие вопросы и темы есть в рубриках «Это интересно» и «Обсуждаем, спорим».
Вы можете познакомиться с электронной версией учебника «Право» А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, апробировать ее, воспользовавшись акцией «5 учебников бесплатно».
«Шпаргалка для учителя, или Использование активных и интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания»
Сечина Татьяна Ивановна,
учитель истории и обществознания МКОУ СШ №2 г.Калача-на-Дону
«Шпаргалка для учителя»,
или Использование активных и интерактивных методов и приёмов организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Описанные ниже приёмы и методы разработаны как зарубежными и отечественными методистами, коллегами, так и в процессе собственного опыта работы.
В «Шпаргалке для учителя» вы познакомитесь как с хорошо известными многим учителям, так и новыми, малоизвестными педагогическими приёмами .
Главная цель всех педагогических приёмов: научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результаты своей работы.
Нельзя не согласиться со словами Д.Максвелла: «Нет лучше метода сообщений уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».
В начале урока учитель предлагает отгадку (удивительный исторический факт), отгадка которой (ключик для понимания) открывается в процессе работы над новой темой совместными силами учителя и учеников.
В начале урока ученикам предлагается осмыслить эпиграф, написанный на доске и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
«Как ненавистна мудрость мне,
Которая зовёт вас к крови»
«Корзина» идей, понятий, имен…»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).
2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».
3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе.
4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.
5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.
Пример. Задание: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России петровской эпохи и увидел армию того времени (7 класс, 10 класс, История России )
Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны жизни особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Петра I.
А) Группы получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты…
Б) Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте даётся перепутанная информация, связанная с разными событиями. Необходимо разделить данный текст на две статьи, дополнить недостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полно отражающий те или иные исторические события.
В) Учащиеся, работающие в группах, должны найти исторические неточности
в тексте и исправить все ошибки в тексте.
«Сравни мнения – сделай вывод».
Ученикам предлагаются авторские тексты, содержащие разные мнения о личности, событиях часто противоречащие друг другу, современников и историков, разные по жанру тексты – научные, художественные, письма, мемуары. Задача учеников – сравнить мнения и сделать собственные выводы, но обязательно их аргументировать.
В последние годы становится все более популярной социальная реклама. Ученикам на уроках обществознания (работа в группах) предлагается представить рекламу на ту или иную тему. Например: отразить роль государства в семейной политике или показать проблемы молодежи в России и пути их решения.
В ходе изучения материала учитель подводит учащихся к новому понятию, термину. Ученики имеют о нём лишь разрозненные знания или поверхностное представление Ключевое слово пишется на доске. Например: «Интеграция». Вокруг этого слова пишутся названные ученикам представления о нем. В процессе изучения материала «паучок» дополняется новыми знаниями, утверждениями, исправляются ошибки, в итоге учащиеся самостоятельно формулируют определение.
После изучения нового материала учащиеся, разделённые на группы, должны написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Например: « Взгляд на Гражданскую войну глазами участников «белого», «красного», «зелёного» движения, а также представителей творческой интеллигенции». Этот приём позволяет не только проверить усвоенные знания, но и способствует развитию образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб, воспитанию толерантности.
«От благодарных потомков…»
После изучения большой темы, например: «Россия в годы правления Александра 2», или при изучении темы «Культура» в копилку исторических ценностей (на специально подготовленных оформленных листах –«копилках») записываются самые весомые события, открытия, которые положительно повлияли на ход истории и сохраняют своё значение и сегодня. Необходимо краткое обоснование выбора.
«Шесть шляп мышления»
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Данный методический прием позволяет формировать:
умения определять проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение.
Пример. Тема «Семья в современном обществе»
Интересно в чем проблема семьи в современном обществе? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова «Как» или «Почему».
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются наиболее эффективные решения.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается продуктивное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Многие определения учащиеся не усваивают из-за сложности научного языка. И часто учащиеся просто учат определения, не понимая их смысла. Ученик должен перевести с «научного» языка на доступный язык предлагаемые определения. Данный перевод можно делать на доске или на специально подготовленной карточке. Для повторения и закрепления изученных терминов предлагается перевести не менее 5-7 определений.
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3. Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4. Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
«Что в прозвище тебе моем?»
Многие исторические личности имели прозвища. По мере изучения материала учащиеся должны дать объяснение, почему были даны такое прозвища и что они означают, являются ли они справедливыми.
Можно усложнить задание: « Кто из исторических деятелей носил прозвище… и почему он его получил?». Это может потребовать предварительной подготовки, поиска дополнительной информации.
«Историческое событие (исторический термин) в картинах художников»
Данная модель предполагает групповую деятельность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполнения своего задания и фломастер своего цвета. Для каждой группы сформулирована проблема по данной теме или целому курсу.
«Фраза, вошедшая в историю».
Немало высказываний, выражений произнесенных или приписываемых той или иной знаменитой личности вошли в историю. Использование их могут эмоционально обогатить урок. Данный прием можно использовать и вначале урока. Учащимся предлагается то или иное высказывание и задание к нему: «Кем, когда и в связи с чем было сказано». Например:
«Подошло, братья, время битвы нашей» (Дмитрий Донской).
«Российское имущество прирастать будет Сибирью» (М.В.Ломоносов).
«Тут рассевание французской заразы: отвращение от начальства; автор – мартинист, он бунтовщик похуже Пугачева»(Екатерина II ).
«Сфинкс неразгаданный до гроба» (Вяземский об Александре I ).
Для актуализации субъектного опыта на уроках обществознания. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
Пример. Тема «Конфликты».
Задание. Собери в шкатулку все, что необходимо человеку с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем избежать конфликт или выйти достойно из конфликта. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с ё текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Пример. Правила работы с данным приемом:
— ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено),
— «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Данный прием уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
-анализировать текст совместно с другими людьми;
-вести исследовательскую работу в группе;
-доступно передавать информацию другому человеку;
-самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Учитель ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.
«Двойное кольцо Сократа»
Пример. примеры вопросов для обсуждения (история, обществознание): Почему на президентских выборах в РСФСР 12 июня 1991 года Ельцин победил кандидатов от коммунистической партии, какие взгляды он выражал в ходе предвыборной кампании? Какими полномочиями обладал первый президент России? Чьи интересы представлял? Победа Ельцина это начало “эры обновления, возрождения России” или начало “разрушения России в угоду империалистических сил”? Какая позиция вам ближе и почему? Каковы положительные итоги и каковы просчеты и ошибки по итогам первого года деятельности команды Ельцина?
Данный прием заимствован из книги «Педагогика как режиссура детской заинтересованности. Курс Вячеслава Букатова»
Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
Ребёнку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.
Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.
Ученики за определенное время должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию и сделать выводы на небольшом листке бумаги. Задача: соблюдая все условия, «запротоколировать» текст, и воспроизвести его бегло, без ошибок.
«Представление к награждению»
Учащиеся, работающие в группе, должны представить представление к награждению исторического лица, защитника Отечества, деятеля культуры и науки. Представление должно содержать весомые аргументы, доказательства заслуг награждаемого лица перед Отечеством.
Класс делится на группы, перед которыми учитель ставит равнозначные проблемы в рамках темы урока. Затем каждая группа самостоятельно изучает свой вопрос по источникам и готовит выступление перед классом. В итоге происходит обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят с результатами своей работы. Во время выступления представителей других групп учащиеся являются не пассивными слушателями, а выполняют разные варианты заданий, предварительно подготовленные учителем: заполнение таблиц; использование рабочего листа; «распаковка кластера» и др.
В ходе работы ученики осваивают такие умения, как извлечение и систематизация информации, анализ исторических процессов и явлений, публичная презентация, оценивание деятельности своих товарищей.
Решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга». Применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов.
Учитель от имени известного историка, писателя выступает в роли обвинителя того или иного исторического лица. Задача учащихся представить доказательства смягчающие обвинения, оправдывающие те или иные деяния. В качестве свидетельских показаний защита может использовать мнения других историков, приводя в пример, отрывки из тех или иных произведений, но при этом не забывают аргументировано выражать своё собственное мнение. Данный прием помогает развивать навык работы с историческими документами, давать оценку деятельности того или иного исторического персонажа, формулировать и отстаивать свою позицию.
Данный приём расширяет кругозор школьников, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия индивидуальные и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.
Обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Пример. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: 1. Что я знаю по данной теме? 2. Что я узнал нового из текста по данной теме? Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
— умение анализировать информацию;
— умение применять знания в нестандартной ситуации;
— умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Объясните правила использования ПОПС – формулы.
П – позиция(в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (на чём основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) … потому, что…
Выступление может состоять из нескольких предложений и занимать 1-2 минуты.
Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой стадии урока. Особенно этот прием хорошо вписывается при применении технологии критического мышления. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются «тонкие» вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются «толстые» вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Прием “Три предложения”
Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Цель: кратко, емко передать содержание текста. Другой вариант – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради.
Этот прием помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.
Фишбоун (рыбный скелет)
В тетради рисуется скелет рыбы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выражать свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.
Сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) (по Э. де Боно). Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что хорошего?», «Что плохого?», «Что в этом интересного?».
Использование интерактивных методов и приемов – это не самоцель.
Учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
«Мудрость в назидание»
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
«Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия» К.Д.Ушинский
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
И это станет моим навсегда.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Знание – не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать прежде чем оно будет нашим; оно – результат большой работы и потому большой жертвы.
Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве, усеянной лилиями: всегда человеку приходится взбираться по голым скалам.
Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления. Где этого нет, там скука…
Два человека бесплодно трудились и без пользы старались: тот, кто копил богатство и не пользовался им, и тот, кто учился наукам и не применял их.
Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Кто изучил науки, а к делу их не применял, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.
Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории.- М.: Владос, 2003.
Короткова М. В.“Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” М., 2013г.
Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996.
Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону, 2002.- С.104
Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2010г.
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер,2004.