Черкесы кто это что за нация
Черкесы
ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации.
Народ черкесы относится к группе народов, которые называют себя адыгами (это адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги). Некоторые исследователи причисляют к адыгам также и убыхов, хотя у этого народа особенный язык.
Русские черкесы исторически проживают на территориях, которые сегодня относятся к Карачаево-Черкесии, Ставропольскому и Краснодарскому краю, а также находятся в Адыгее и Кабардино-Балкарии. В России сегодня насчитывается чуть более 73 тысяч черкесов.
Происхождение черкесов
По мнению ученых, происхождение адыгов связано с Кобанской археологической культурой, которая возникла на Кавказе в XIII веке до нашей эры. Представители этой культуры впоследствии разделились на две этнолингвистические группы: протоадыги и протовайнахи. Протоадыгская этническая группы далее разветвилась на несколько субэтносов.
Согласно словарю Эфрона, историки древней Греции называли этот народ словом «керкет», а также «зюха». В частности, керкетов упоминает в своих работах греческий историк Страбон.
Название «черкесы» появляется в записках некоторых историков и философов только в XIV веке. Впрочем, сами черкесы того времени называли себя адыгами, что означает «благородными», а слово «черкес» имеет тюркское происхождение. В переводе с турецкого оно означало человека, который перегораживает дорогу – то есть, разбойника. Ведь это племя жило набегами.
В «Иллюстрированном журнале Глисона» утверждается, что черкесы никогда никому не подчинялись и руководствовались собственными законами.
Несмотря на свою малочисленность, черкесы прославились на весь мир как народ с непокорным характером. О них упоминали Геродот, Плутарх, Варий Флакк и другие историки. В черкесском героическом эпосе, легендах и сказаниях прослеживается 2300 лет героической истории этого народа, который сохранил свою самобытность и непокорный нрав, а также всегда выделялся своей физической силой и красотой.
Где живут черкесы?
Исторически черкесы заселяли северный склон Кавказа и верхние притоки Кубанской долины. Истоки черкесской культуры археологи нашли в поселениях Дольменной и Майопийской культуры.
В Средние века черкесы начали расселяться поокрестностями Пятигорья.
Численность черкесов
Согласно переписи населения России, в 2010 году в России насчитывалось 718 тысяч адыгов. Среди них 73 184 человек назвали себя черкесами.
История черкесов
Активное формирование этого народа началось во втором тысячелетии нашей эры. когда объединились ахеи, зихи, керкеты и меоты.
В раннем Средневековье адыги занимались сельским хозяйством, изготавливали металлическую и глиняную посуду, а после открытия Шёлкового пути оказались активно вовлечены в византийскую и китайскую торговлю. Черкесы поставляли в страны Ближнего Востока мёд, кожу, металл, дерево, воск и многие другие товары.
Начиная с IV века, народы Северного Кавказа начали активно подвергаться нападениям со стороны Византии, аваров и хазар. Но им удалось отстоять свою независимость.
В XIII веке адыги расширили свои границы, осваивая новые формы хозяйствования. Позже их страну стали называть Черкесией.
Большой урон черкесам нанесли монголо-татары, когда смогли подчинить Золотой Орде часть Северного Кавказа. Вслед за ними земли черкесов опустошил завоеватель Тимур. Но древний кавказский народ сумел оправиться и после этого потрясения.
В XV веке черкесские поселения располагались от Азовского моря до бассейнов рек Сунджи и Терека. Черкесы в основном занимались обработкой земли, а также животноводством. Черкесские женщины искусно вышивали, ткали сукно, шили одежду, в том числе на продажу, поскольку в это время регион снова начал активно вовлекаться во внешнюю торговлю.
В XVIII веке Черкесия оказалась в зоне интересов Российской империи. Русско-кавказская война стала испытанием для черкесского народа. Длилась она 102 года (с 1763 по 1864 год). В результате часть черкесов по инициативе своих лидеров приняла решение переселиться в сопредельные государства.
Во время Советского Союза на местах обитания адыгов было создано рекордно количество национально-территориальных образований: одна автономная республика, две автономные области и национальный район. После распада СССР в РФ также сущемьвует самое большое число республик, где титульными являются адыгские народы: Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Адыгея.
Язык черкесов
Кабардинцы и черкесы говорят на одном языке – кабардино-черкесском. Сами же они называют свой язык «адыгэбзе». Другие народы называют адыгейский язык черкесским и кабардинским.
Вплоть до 1924 года письменность черкесов основывалась на арабском алфавите и кириллице, в 1924 они перешли на латиницу, а в 1936 года – вернулись обратно на кириллицу.
В 2010 году кабардино-черкесский язык считали родным 516 000 человек в России.
Всего в мире этим языком владеют 1 686 000 человек.
В языке выделяют восемь говоров, в том числе:
Религия и обычаи черкесов
Ислам распространился на территории Черкесии в XIV веке, когда Золотая Орда завоевывала Северный Кавказ. По утверждению историков, среди местного населения тогда можно было встретить и магометан, и людей, верующих в греческих богов.
В XVI веке ислам стал основной религией для подавляющего большинства народов Кавказа в том числе черкесов. Этика ислама стала частью самосознания местных жителей.
Однако наряду с исламскими традициями у черкесов есть немало интересных обрядов и обычаев, которые они сохранили с глубокой древности.
Например, особое почитание гостей. Гость мужского пола мог просто заехать во двор к любому черкесу и провести в гостевой комнате неограниченное количество дней. При этом хозяева могли не знать его имени и происхождения. Мало того, они не имели права спрашивать гостя, кто он и откуда родом. Отказать в гостеприимстве считалось позорным.
Не менее интересным является свадебный обычай черкесов. Похищение невесты сопровождалось драками, ссорами, а иногда даже убийствами. За невесту устанавливалась цена, которая обсуждалась с ее отцом, пока невеста находилась в жилище жениха или его друзей. Это помещение именовалось жильем супругов. Невесту держали там до самой свадьбы, а родители молодожёнов тем временем не подавали виду, что похищение согласовано, и поэтому продолжали ругаться.
У черкесов распространены были обряды жертвоприношения природе, вызывания дождя и прочие языческие ритуалы.
Черкесский обряд захоронения умерших также необычаен, ведь черкесы практиковали воздушное погребение. Они подвешивали умерших, полагая, что таким образом тело быстрее отдастся силам природы.
Культура черкесов
Культура адыгов в древности формировалась под влиянием философского кодекса «Адыге Хабзэ», который обусловлен религиозными воззрениями этого народа.
Черкесский фольклор основан на героическом эпосе.
Песенная культура сохранила и плачи, и трудовые песнопения.
Народными музыкальными инструментами считаются бубны и трещотки.
Жилище черкесов
Традиционное жилье народа имело столбовой каркас. Стены могли быть деревянными или плетеными, сверху их обмазывали глиной. Крыша раньше тоже была плетеная. Количество комнат соответствовало количеству женатых сыновей в семье. Кроме того, полагалось иметь гостевую комнату отдельно от всех остальных. Вся усадьба целиком была ограждена от посторонних.
Слово «сакля» у черкесов обозначало постройку. Сами эти постройки были похожи на шалаши, к ним примыкали сады и нивы.
Внешность народа
Черкесы – народ очень красивый. Практически все они физически хорошо развиты и стройны. Считается, что на их правильные черты лица повлияла доблесть, честность и храбрость этого народа.
Черкесские красавицы славились ещё в Средневековье. Например, основатель династии Медичи имел внебрачного ребенка от черкешенки, в которую влюбился в одну из своих поездок на Кавказ.
Во времена Османской империи много черкесских женщин было в гареме у султана. Черкешенки нередко становились и жёнами султанов.
Даже Вольтер в своих письмах расписывал красоту жительниц этого региона, что утвердило на Западе выражение «черкесские красавицы».
Известные черкесы
Среди представителей этого народа есть весьма известные личности.
Из древних адыгов можно выделить полководца и прародителя князей черкесов Инала. Большой вклад в историю черкесов внёс кабардинский активист и просветитель Шора Ногмов, который стал автором «Истории адыхейского народа».
Последним верховным князем Кабарды был прославленный Кучук Джанхотов.
Черкесы Каншао Гур и Кашибей были султанами в Египте.
Шаукет Доган в свое время был спикером парламента в Турции.
Основателем Иорданского государства также был черкес – Мирза Бей Уасфи Кумук.
Известный своими музыкальными талантами адыг Альберт Тлячев прославился не только в родной стране, но и за ее пределами.
Среди спортсменов самый известный – Мурат Карданов, чемпион Олимпийских игр 2000 года по греко-римской борьбе.
Заур Тутов – золотой голос России, а Аслан Дауров и Султан Сидаков – известные композиторы. Зарумук Кардангушев – певец, популяризатор черкесского фольклора.
В список старейших жительниц Земли входит черкешенка Цаца Яганова.
Происхождение этнонима черкес
Будаев Н.М. «Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI – XX вв.» (Происхождение этнонима черкес)25.06.2008 15:50VIIIПроисхождение этнонима черкес. М.Г.Волкова пишет: «Возникновение термина «черкес», этническая природа которого указывается с тюркской средой, было связано с определенными политическими событиями XIII столетия.
Впоследствии имя черкес появляется во всех исторических источниках: в середине XIII в. – в арабских, персидских и западноевропейских сочинениях- с конца XIII в. в русских летописях, «История армении» уже в XIIIв., в перечне кавказских народов фиксируется имя черкесы» (М.Г.Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1974, с.21,23,)
Русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем: «черные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «черные клобуки».По мнению Н.М. Карамзина, Н.И.Березина, П.П.Иванова, И.А. Самческого «черные клобуки» называются «черкесами». Следовательно, этот этноним употреблялся в качестве общего названия для средневековых печенежско-огузских племен: торков, узов, печенегов, черных клобуков, берендеев, ковуев и половцев.
У. Байрамуков: «На наш взгляд, адыгоязычного черкеского этноса не было ни когда, нет его и сейчас. Если имеется в виду население, живущее в КЧР и пишущиеся сейчас «черкесами», то исторические документальные источники утверждают, что беглые кабардинцы, часть беленеевцев и абазин нашедшие приют на Кубани, названны этим этническим термином после установления Советской власти в 20-30 гг. Об этом пишет проф. В.Б.Виноградов «Каких-то 150-200 лет назад, говоря словами историка XIX в.: «Под именем «черкесы» скрывается немало племен, которые носят самые различные названия, в большинстве своем выселились в Турцию после покорения Кавказа», далее: «. в период Всесоюзной перепеси 1926 года и в ближайшие последующие годы народ под именем «черкес» не зафиксирован, хотя существовали и «Адыгская» и Черкеская» автономные области. И только в начале 1930х-гг. некоторые представители адыгской интелигеции стали определять свою национальность историческим термином «черкес», а спустя каких-то 10 лет, на кануне ВОВ, 80% адыгских обитателей ЧАО в составе Ставропольского края называли себя черкесами» (В.Б.Виноградов «Средняя Кубань: земляки и соседи» Армавир, 1995, С.118).Г.Д.Чеснокова: «В начале 20 века «черкесами» стало называться все адыгское население. из переселившихся за Кубань на Карачаевскую территорию в 1820-1840-х годах беглых кабардинцев» (Г.Д.Чеснокова «Региональное кавказоведение и тюркология: традиция и современнось, Карачаевск, 1998г, с.173)И.Х.Калмыков: «За годы Советской власти различные адыгские этнические группы в Карачаево-Черкесии сложились в самостоятельную «черкескую» народность, имеющую свой язык. Современная «черкеская» народность сформировалась в XX» (И.Х.Калмыков «Черкесы», Черкеск, 1974, с.27-31).
Очерк о гордом черкесском народе
Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий. Один из таких народов– черкесы, коренное население КЧР. Этот народ не только обладает самобытной культурой, но и сумел стать частью истории стран, весьма отдаленных от Северного Кавказа. Несмотря на трагические страницы истории, эта нация полностью сохранила свою ярко выраженную индивидуальность.
История происхождения черкесов
Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.
Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до Кабардино-Балкарии. Сами обитатели этих земель называли и называют себя «адыгэ». Об этом напоминает строка из «Гимна черкесов», написанного в наше время М.Дзыбовым: «Самоназвание – Адыгэ, Иноназвание – Черкес!».
Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.
Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкесия) никому не платила дань.
К эпохе позднего Средневековья Черкесия стала самым большим государством Кавказа. По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия, возглавляемая князьями (пщы).
Постоянные войны превратили народ черкесов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами. Так, генуэзские купцы нанимали черкесских воинов для охраны своих городов-колоний.
Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков. Один из таких воинов – Баркук, попавший в Египет не по своей воле в отрочестве, в 1381 стал султаном и основал новую династию, правившую до 1517 г.
Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкесы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.
Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе Кавказской войны. Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые кубанские равнины. Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.
Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, абазов были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.
В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкесов.
После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкесы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.
Традиции и обычаи, язык и религия
В течение своей тысячелетней истории черкесы были приверженцами нескольких религий. В эпоху ранней бронзы зародилась их ранняя монотеистическая религия с мифологией, по сложности и развитости не уступавшей древнегреческой.
С древности адыгэ поклонялись дарующему жизнь Солнцу и Золотому Древу, Огню и Воде, верили в замкнутый круг времени и в единого бога Тхэ, создали богатый пантеон героев нартского эпоса. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д.Интериано в начале XVI в., мы находим описание ряда обычаев, явно восходящих корнями к язычеству, в частности, погребальных ритуалов.
Следующей религией, нашедшей отклик в душе народа, было христианство. Первыми, кто принес весть о нем в Зихию, были, по легенде, апостолы Андрей и Симон. Начиная с VI в. христианство стало ведущей религией и оставалось таковым до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», приняла католичество.
Примерно с XV в. начинается постепенное принятие ислама, ныне являющегося официальной религией. Процесс этот завершился лишь к XIX столетию. В 1840-х годах происходит утверждение норм шариата, заменивших прежние правовые обычаи. Ислам не только помог создать стройную правовую систему и консолидировать этнос, но и стал частью народного самосознания. Сегодня черкесы – мусульмане суннитского направления.
Все, кто писал про черкесов в разные периоды их истории, среди главных традиций особо отмечали культ гостеприимства. Любой гость мог рассчитывать на место в кунацкой и за столом хозяина, который не имел права докучать ему расспросами.
Другая черта, поражавшая иноземных наблюдателей – это пренебрежение к материальным благам, доходившее в средние века до того, что для адыгской аристократии считалось позором заниматься торговлей. Высшими доблестями почитались храбрость, воинское искусство, великодушие и щедрость, а самым презренным пороком была трусость.
Быт черкесов отличался простотой, органично сочетавшейся со сложной социальной организацией. Простыми были и излюбленные блюда этноса, украшавшие пиры – лягур (баранина с минимумом специй), гедлибже (отварная и тушеная курятина), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр.
Основной элемент национального костюма – черкеска – стал символом кавказского костюма в целом. Ее покрой не изменился за несколько столетий, как видно по одежде на фото XIX века. Этот костюм весьма шел к внешности черкесов – высоких, стройных, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица.
Неотъемлемой частью культуры были танцы, сопровождавшие все торжества. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние обряды и не только очень красивы, но и исполнены сакрального смысла.
Одним из главных ритуалов является свадьба. Традиционная свадьба у черкесов выступала логическим завершением ряда обрядов, которые могли продолжаться не один год. Интересно, что невеста покидала дом родителей сразу после заключения соглашения между отцом девушки и женихом. Ее отвозили в дом родственников или друзей жениха, где она и жила до свадьбы. Таким образом, предсвадебный ритуал представлял собой имитацию похищения с полного согласия всех сторон.
Свадебный пир длился до шести дней, но жених на нем не присутствовал: считалось, что родные гневаются на него за «похищение невесты». Лишь после окончания свадьбы он возвращался в родовое гнездо и воссоединялся со своей женой – но ненадолго. После свадьбы жена перебиралась к родителям и жила там достаточно долго, иногда до рождения ребенка. Свадьбы в КЧР и сегодня празднуют пышно (в чем можно убедиться, увидев свадебное торжество черкесов на видео), но, конечно, старинные обычаи подверглись коррективам.
Говоря о сегодняшнем дне этноса, нельзя не вспомнить термин «рассеянная нация». Черкесы живут в 4 странах, не считая России, а в пределах РФ – в 5 республиках и краях. Больше всего в КЧР (свыше 56 тыс.). Однако всех представителей этноса, где бы они ни жили, объединяет не только язык – кабардино-черкесский, но и общие обычаи и традиции, а также символы, в частности, известный с 1830-х гг. флаг народа – 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы на зеленом фоне.
В то же время черкесская диаспора в Турции, диаспоры Сирии, Египта и Израиля живут своей жизнью, а Карачаево-Черкесская республика – своей. Республика известна своими курортами, и прежде всего Домбаем, но в то же время в ней развиты и промышленность, и животноводство. История народа продолжается, и нет сомнений, что в ней будет еще немало ярких и запоминающихся страниц.
Адыги
Адыги проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций: черкесы в Карачаево-Черкесии, адыгейцы в Адыгее, кабардинцы в Кабардино-Балкарии.
К адыгским субэтносам относятся: адыгейцы, кабардинцы, черкесы (жители Карачаево-Черкесии), шапсуги, убыхи, абадзехи, бжедуги, адамейцы, бесленеевцы, егерукаевцы, жанеевцы, темиргоевцы, мамхеги, махоши (махошевцы), хатукайцы, натухайцы, хегайки, гуайе, чебсин, адале.
Большинство адыгов проживают за пределами России. Точных данных о численности диаспор, как правило, нет, ориентировочные данные представлены ниже:
Всего за пределами России, по разным данным, от 5 до 7 миллионов адыгов.
Территория расселения
Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в Северо-Восточном Причерноморье с I тысячелетия до н.э. В русскоязычных источниках были известны под именем касогов. В XIII в. распространяется тюркское название черкесы.
В XVIII веке часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, составив основу черкесов Карачаево-Черкесской Республики.
Таким образом, адыги населяли большую часть территории Западного Кавказа – Черкесию (современные закубанская и причерноморская часть Краснодарского края, южная часть Ставрополья, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Адыгея). Оставшиеся западные адыги (кяхи) стали называться адыгейцами. Современные адыги сохраняют сознание своего единства, общие черты традиционной социальной структуры, мифологии, фольклора и др.
Происхождение и история
В VIII – VII веках до нашей эры сложилась меотская культура. Племена меотов населяли территорию от Азовского до Черного морей. В IV – III вв. до н. э. многие из племен меотов вошли в состав Боспорского государства.
Период с IV по VII век вошел в историю как эпоха Великого переселения народов. С нашествием гуннов хозяйство адыгов переживало кризис. Нормальный процесс развития горской экономики нарушился, наступил спад, выразившийся в сокращении хлебных посевов, обеднении ремесел, ослаблении торговли.
К X веку сложился мощный племенной союз, называемый Зихия, который занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопсия.
В раннем средневековье адыгское хозяйство носило аграрный характер, существовали ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды.
Проложенный в VI веке Великий шелковый путь способствовал вовлечению народов Северо-Западного Кавказа в орбиту китайской и византийской торговли. Из Китая в Зихию привозились бронзовые зеркала, из Византии – богатые ткани, дорогая посуда, предметы христианского культа и пр. Соль поступала из предместий Азова. Тесные экономические отношения установились со странами Ближнего Востока (иранские кольчуги и шлемы, стеклянные сосуды). В свою очередь, зихи вывозили скот и хлеб, мед и воск, мех и кожи, лес и металл, изделия из кожи, дерева и металла.
Вслед за гуннами в IV – IX веках народы Северо-Западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племен, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточенную борьбу с ними.
Начиная с XIII столетия в течение XIII – XV веков адыги раздвинули границы своей страны, что было связано с освоением более совершенных форм хозяйствования и привлечением новых площадей под пашни и пастбища. Область расселения адыгов с этого времени получила название Черкеcия.
Во второй половине XIV столетия, в 1395 году, произошло вторжение в Черкесию войск завоевателя Тимура, также нанесшее серьезный ущерб региону.
В XV веке заселенная черкесами территория простиралась с запада на восток от берегов Азовского моря до бассейнов рек Терека и Сунджи. Земледелие оставалось ведущей отраслью хозяйства. По-прежнему большое место занимало животноводство. Некоторого развития достигло ремесленное производство: железных дел мастера изготовляли предметы вооружения, орудия труда, домашнюю утварь; ювелиры – золотые и серебряные изделия (серьги, кольца, пряжки); шорники занимались обработкой кожи и производством конской сбруи. Черкесские женщины пользовались славой искусных вышивальщиц, пряли овечью и козью шерсть, ткали сукно, из войлока шили бурки и папахи. Внутренняя торговля была развита слабо, зато внешнеэкономические связи развивались активно, они носили характер бартера или обслуживались иностранными монетами, так как собственной денежной системы в Черкесии не было.
Во второй половине XV века Генуя развила активную торговую и колонизаторскую деятельность в Причерноморье. В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с горцами. Важное значение имел вывоз хлеба – ржи, ячменя, проса; вывозились также лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда. Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-Западном Кавказе.
Главными партнерами во внешней торговле адыгов в XVIII – первой четверти XIX века стали Турция и Крымское ханство.
Кавказская война и геноцид черкесского населения
С начала XVIII века возникают периодические конфликты адыгов с Российской империей, набеги адыгов на русские поселения сменяются жестокими карательными экспедициями русских войск. Так, в 1711 году в ходе экспедиции, которую возглавил казанский губернатор П.М.Апраксин, была разорена ставка черкесского князя Нуреддина Бахти-Гирея – Копыл а также разгромлено войско Бахти-Гирея из 7 тысяч черкесов и 4 тысяч казаков-некрасовцев. Был отбит русский полон в 2 тысячи человек.
Самым трагическим событием за весь период истории адыгских народов является русско-черкесская, или Кавказская война, длившаяся 101 год (с 1763 по 1864 год), которая поставила адыгские народы на грань полного исчезновения.
Активное завоевание западных адыгских земель Россией началось в 1792 году с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань.
После вхождения Восточной Грузии (1801) и Северного Азербайджана (1803 – 1805 годы) в состав Российской империи их территории оказались отделенными от России землями Чечни, Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Черкесы совершали набеги на кавказские укрепленные линии, мешали развитию связей с Закавказьем. В связи с этим к началу XIX века присоединение этих территорий стало для России важной военно-политической задачей.
В 1817 году Россия перешла к планомерному наступлению на горцев Северного Кавказа. Назначенный в этом году главнокомандующим Кавказским корпусом генерал А.П.Ермолов начал применять тактику окружения горных районов Кавказа сплошным кольцом кордонов, прорубая просеки в труднодоступных лесах, разоряя дотла «непокорные» аулы и переселяя горцев на равнину под надзор русских гарнизонов.
Освободительное движение на Северном Кавказе развивалось под знаменем мюридизма, одного из течений суфийского ислама. Мюридизм предполагал полное подчинение теократическому вождю – имаму – и войну с неверными до полной победы. В конце 20-х – начале 30-х годов XIX века в Чечне и Дагестане сложилось теократическое государство – имамат. Но среди адыгских племен Западного Кавказа мюридизм не получил значительного распространения.
К 1839 году, в ходе сооружения Черноморской береговой оборонительной линии, адыги были вытеснены в горы, откуда продолжали совершать набеги на русские поселения.
В 1840—1850-е гг. русские войска продвигались в Закубанье на пространстве от реки Лабы до Геленджика, закрепляясь с помощью крепостей и казачьих станиц.
Во время Крымской войны русские укрепления на побережья Черного моря были оставлены, так как считалось, что оборонять и снабжать их при условии господства на море флотов Англии и Франции невозможно. По окончании войны русские войска возобновили наступление на черкесские территории.
К 1861 году большая часть Северо-Западного Кавказа перешла под контроль России.
В 1862 году Россия полностью овладела землями адыгов в горах.
Русско-черкесская война носила чрезвычайно ожесточенный характер.
Черкесский историк Самир Хотко пишет: «Длительный период противостояния завершился своего рода холокостом 1856–1864 гг., когда Черкесия была уничтожена огромной военной машиной Российской империи. Весь Западный Кавказ представлял собой одну огромную черкесскую крепость, захватить которую можно было лишь путем поэтапного постепенного разрушения ее отдельных бастионов. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 году ввиду того, что изнуренная Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев».
Эти факты подтверждаются свидетельствами нечеркесских историков. «Черкесские аулы выжигались сотнями, посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на равнинные части под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию» (Е.Д. Фелицын).
После кровопролитной войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю численность оставшихся на родине составляла немногим более 50 тысяч человек. В ходе хаотичного выселения десятки тысяч людей погибли в пути от болезней, от перегруза турецких плавательных средств и некачественных условий, созданных османами для приема изгнанников. Изгнание черкесов в Турцию обернулось для них подлинной национальной трагедией. В многовековой истории черкесов наблюдаются довольно значимые по масштабам переселения этнотерриториальных групп. Но никогда подобные миграции не затрагивали всей массы адыгских народов и не оборачивались для них столь тяжкими последствиями.
В 1864 году Россия полностью взяла под контроль территории проживания адыгов. Часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. В 1864 Россия установила контроль над последней не присоединенной территорией Черкесии — нагорной полосой Закубанья и Северо-восточного Причерноморья (Сочинский, Туапсинский, и горные части Апшеронского, Северского и Абинского районов современного Краснодарского края). Большая часть сохранившегося населения (около 1,5 млн человек) Адыго-Черкесии переселилось в Турцию.
Османский султан Абдул-Хамид II поддерживал поселение адыгов на территории его империи, и они поселялись на пустынной границе Сирии и в других запустелых приграничных регионах для остановки бедуинских набегов.
Поиски национальной идентичности адыгов
Распад СССР и провозглашение демократизации общественной жизни создали стимулы для национального возрождения и поиска национальных корней у многих народов бывшего СССР. Не остались в стороне и адыги.
Одновременно стал вопрос и о юридической квалификации событий Русско-кавказской войны.
В 1994 году первый президент РФ Борис Ельцин в заявил, что «сопротивление царским войскам было оправданным», но он не признал «вину царского правительства за геноцид».
12 мая 1994 года было принято постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики об обращении в Госдуму РФ с вопросом признания геноцида черкесов. 29 апреля 1996 г. аналогичное постановление было принято Государственным Советом — Хасэ Республики Адыгея.
29 апреля 1996 года последовало Обращение Президента Республики Адыгея к Государственной думе Федерального собрания от 29 апреля 1996 года (об обращении в Госдуму с вопросом признания геноцида черкесов).
25 июня 2005 г. Адыгейского республиканского общественного движения (АРОД) «Черкесский конгресс» приняло Обращение к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости признания геноцида черкесского народа.
Дополнительное обострение черкесского вопроса связано с проведением зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Дополнительную остроту вопросу добавляет тот факт, что Олимпиада назначена на 2014 год, на который также приходится 150-летняя годовщина парада российских войск на Красной Поляне с провозглашением окончания Кавказской войны.
14 февраля 2011 года в Москве состоялся «круглый стол» «Кавказ. Проблемы понимания истории». В его ходе прозвучало мнение, что требование признать геноцид черкесского народа превращается в вопрос политический.
3 марта 2011 года в конференц-зале Московского центра Карнеги состоялся семинар «Черкесский вопрос и Олимпиада в Сочи». Большинство участников мероприятия уверены, что в настоящий момент «черкесский вопрос» не представляет собой серьезную угрозу для Олимпиады в Сочи, однако некоторые из них не исключают, что в будущем он может в нее перерасти.
17 мая 2011 года опубликовано Обращение Черкесской ассоциации Калифорнии к депутатам Государственной Думы Российской Федерации с призывам к принятию программы по содействию репатриации черкесов.
7 ноября 2011 года представителями черкесской диаспоры был подписан и зачитан на пленарном заседании Европейского парламента текст Декларации самоопределения и государственности автохтонного коренного черкесского народа: нации в изгнании.
14 января 2012 года в Нальчике прошло расширенное заседание Международной Черкесской Ассициации (МЧА), на котором принято обращение к руководству России с просьбой о содействии возвращению на историческую родину 115 черкесов, проживающих в Сирии.
20 сентября 2016 года на XI конгрессе Международной черкесской ассоциации глава республики Юрий Коков предложил «вплотную заняться созданием единой адыгской письменности».
Культура и традиционный образ жизни
Фольклор
В фольклоре основное место занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана — у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, — что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия – поющийся эпос. Традиционные сюжеты нарт-ского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Саусоруко (Сосруко), Патараза (Батараза), Ашамеза, Ша-батнуко (Бадиноко) и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни – героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки.
Традиционная одежда
Хозяйство
Традиционные занятия адыгов – пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры – кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.
Адыгская кухня
Основное блюдо адыгского стола – круто сваренная каша (пастэ) вместе с кислым молоком (щхыу). Среди наиболее популярных блюд: щипс (соус из куриного бульона с кукурузной кашей), блюда из адыгейского сыра (жареный сыр с красным перцем; вареники с сыром, подаются с кашей и поджаркой; из выпечки – гуубат (в пер. разбитое сердце) из слоеного теста и адыгейского сыра). Мясные блюда чаще всего готовят из баранины, говядины, курятины, индюшатины. С особой тщательностью готовится халва (поджаренная на масле мука, сахар, на воде). Относится, по всей видимости, к ритуальным блюдам адыгской кухни. Высокими питательными качествами обладает калмыцкий чай – напиток из конского щавеля – отвар темно-коричневого цвета, в который добавляют молоко и специи.
Примечания:
Автор: Кавказский Узел