Чермет габарит 3а что это
Категории лома черных металлов
Металл отправляют на переработку после сортировки по категориям в соответствии с ГОСТ 2787-85. В установленном стандарте учитываются различные параметры металлолома:
На основании параметров определенной категории лома металлов еще на этапе сортировки определяется тип переработки – действующая система включает в себя 28 классов. С 1 по 16 – сталь, с 17 по 24 – чугун, с 25 по 28 – шлак, окалина, присад. Стандартизированные категории металлолома имеют подкатегории, которые обозначаются литерами А и Б. Последней маркируются классы лома, содержащего легирующие добавки. Литерой А обозначаются углеродистые металлоизделия.
Самые распространенные категории лома черных металлов
Самый узнаваемый символ заботы об окружающей среде Переработка макулатуры и металлолома – одно из ведущих направлений современной промышленности. Первый отраслевой этап заключается в грамотной сортировке. Для обеспечения раздельной утилизации на…
Под металлоломом понимают различные металлические изделия, пришедшие в негодность. Лом подразделяют в зависимости от вида металла на черный и цветной. Черный лом – это предметы из таких металлов, как: сталь;…
Мы живем в век цифровых технологий, и электронные носители информации постепенно вытесняют бумажные, однако все еще невозможно представить какой-либо вид деятельности без использования бумаги. Поэтому вопрос сбора макулатуры по сей…
Вторичная переработка бумаги и картона — это сохранение наших лесов и значительное снижение затрат в производстве новой продукции. Учитывая нынешнюю глобальную «мусорную» проблему — это ещё и сохранение экологии. Сбор…
Просто позвоните в » Железный Мир «
по телефону: +7 981 7 100 100
или закажите обратный звонок
Черный лом: особенности классификации
Самый перерабатываемый материал — это железо, черный лом. Любое стальное или чугунное изделие рано или поздно приходит в негодность, становится металлоломом. Лом и отходы черных металлов востребованы металлургической промышленностью, т.к. использование металлолома экономит энергию и природные ресурсы. Ежегодно в России заготавливается около 30 млн. т. лома и отходов черных металлов. При производстве стали используется до 27% металлолома.
Сдача на переработку лома черных металлов предполагает соблюдения ряда требований. В частности, перед передачей лома предприятиям вторчермета желательна его сортировка, значительно облегчающая дальнейшую его переработку. Поэтому важно хорошо ориентироваться в классификации лома и отходов черных металлов.
Согласно этому ГОСТу, лом черных металлов подразделяется на классы, категории, виды и группы, что позволяет практически однозначно идентифицировать каждый вид черного металлолома. Каждая разновидность вторсырья получает определенный индекс, в котором дана его сжатая характеристика. Этот индекс вкупе с более развернутым описанием вида каждого лома можно найти в таблицах ГОСТа.
Классы черного металлолома
С позиций упомянутого стандарта выделяют два класса черного лома. Основанием деления является доля содержания углерода в металле:
Иногда к этим классам добавляют и третий — нержавеющую сталь. Но ее позиция в классификации не может быть решена однозначно. С одной стороны, нержавейка – результат взаимодействия железа и углерода (чем является также конструкционная сталь и чугун), а с другой стороны, при ее производстве добавляют легирующие элементы – примеси (преимущественно цветных металлов), которые существенно изменяют свойства стали.
Помимо перечисленных классов выделяют вторичный чермет вне класса: доменный присад, окалину, сварочный шлак.
Категории черного лома по ГОСТу 2787-75
Кроме классов лом и отходы черного металла распределяются по категориям:
Обозначение категории входит в индекс, присваиваемый каждой разновидности черного лома. Так, например, категория 5А может включать в себя куски арматуры из углеродистой стали диаметром более 10 мм и длиной более 1 метра, а 5Б — негабаритные куски лома (включая ту же арматуру), но уже из легированной стали.
Классы | Категории | Виды | N вида | Общее обозначение |
---|---|---|---|---|
Стальные лом и отходы | А | Стальные лом и отходы N 1 | 1 | 1А |
А, Б | Стальные лом и отходы N 2 | 2 | 2А, 2Б | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 3 | 3 | ЗА, ЗБ | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 4 | 4 | 4А, 4Б | |
А, Б | Негабаритные стальные лом и от ходы (для переработки) | 5 | 5А, 5Б | |
А, Б | Брикеты N 1 из стальной стружки | 6 | 6А, 6Б | |
А, Б | Брикеты N 2 из стальной стружки | 7 | 7А, 7Б | |
А, Б | Пакеты N 1 | 8 | 8А, 8Б | |
А | Пакеты N 2 | 9 | 9А | |
А | Пакеты N 3 | 10 | 10А | |
А, Б | Лом для пакетирования N 1 | 11 | 11А, 11Б | |
А | Лом для пакетирования N 2 | 12 | 12А | |
А, Б | Стальные канаты и проволока | 13 | 13А, 13Б | |
А | Стальная стружка N 1 | 14 | 14А | |
А, Б | Стальная стружка N 2 | 15 | 15А, 15Б | |
А, Б | Вьюнообразная стальная стружка (для переработки) | 16 | 16А, 16Б | |
Чугунные лом и отходы | А, Б | Чугунные лом и отходы N 1 | 17 | 17А, 17Б |
А | Чугунные лом и отходы N 2 | 18 | 18А | |
А | Чугунные лом и отходы N 3 | 19 | 19А | |
А, Б | Негабаритные чугунные лом и отходы N 1 (для переработки) | 20 | 20А, 20Б | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 2 (для переработки) | 21 | 21 А | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 3 (для переработки) | 22 | 22А | |
А | Брикеты из чугунной стружки | 23 | 23А | |
А, Б | Чугунная стружка | 24 | 24А, 24Б | |
Вне класса | А, Б | Доменный присад | 25 | 25А, 25Б |
А, Б | Негабаритный доменный присад (для переработки) | 26 | 26А, 26Б | |
А | Окалина прокатного и кузнечного производства | 27 | 27А | |
А | Сварочный шлак | 28 | 28А |
Виды лома и отходов черных металлов
Основанием для деления лома чермета по видам служат его качественные характеристики. В частности, для приема, транспортировки и дальнейшей переработки вторсырья имеют значения его габариты и внешний вид: листовой или кусковой металл, трубы, обрезь, стружка, пакетированный металл и т.п.
Всего по ГОСТу выделяют 28 видов лома чермета, которые распределяются следующим образом:
Индекс каждой разновидности лома дает информацию об основном материале лома (сталь или чугун), о том, в каком виде принимается и при соблюдении каких условиях пригоден для дальнейшей переработки.
Наиболее ликвидными являются категории:
Каждый вид согласно классификации, изложенной в ГОСТе, допускает (или, наоборот, не допускает) наличия определенного процента безвредных примесей, окалины, следов коррозии, кислоты и т.п. Стандартом также предусмотрены и способы его фасовки, поскольку от них зависит безопасная его транспортировка к металлургическому предприятию. Это могут быть:
В зависимости от качества и габаритов одна и та же металлическая деталь может относиться к разным категориям. Так, например, трубы можно отнести к категориям 3А, 5А, 11А, 12А в зависимости от размера их сечения и толщины стенок. В зависимости от параметров к разным категориям (3А, 5А) относится арматура или балки. Вместе с тем некоторые детали на лом можно отнести только к определенной категории. Так рама автомобиля или спецтехники подходит под определение вида 5А, а кузов легковой машины — под 12А.
Многие агрегаты (например, электродвигатели) содержат в себе черные и цветные металлы. Поэтому определить весь агрегат к какой-то одной категории лома невозможно: требуется его разборка с последующей сортировкой деталей из металлов разных видов.
Стальной лом 3А
Эта категория лома наиболее популярная в металлургической промышленности.
В категорию 3А входит стальной лом, не превышающий габаритов 800 (Д) х 500 (Ш) х500 (В) мм. Минимальный вес одного куска такого лома составляет 2 кг, максимальный — 600 кг. Толщина стенок сдаваемого в переработку изделия должна укладываться в пределы 4-8 мм. Если на лом сдаются стальные трубы, то их сечение не должно превышать 42-200 мм (при превышении данного критерия куски труб сплющивают). Присутствие цветных металлов в партиях лома 3А недопустимо.
Такая жесткость требований связана с особенностями перевозки и переработки вторсырья: куски указанных размеров легко транспортируются россыпью в открытом товарном вагоне и загружаются в плавильную печь без дополнительной подготовки, что упрощает производство.
Помимо габаритов учитывается степень загрязненности вторсырья. Так, на ломе не должно быть:
Лом 3А должен быть чистым, что не исключает допустимости небольшого процента засора (1,5-2%), под которым в данном случае понимаются неметаллические вкрапления (грязь, пыль, песок, следы краски и т.п.).
Лом 3А — категория, востребованная не только благодаря качеству металла и удобству переработки на металлургическом предприятии, но и по причине ее общей распространенности. Скопление лома 3А — естественное следствие проведения работ в сферах:
Металлом заготавливатся на предприятиях втормета через сети приемных пунктов и складов. От туда металлом вагонными партиями поставляется на металлургические предприятия.
Классификация чугунного лома
Чугунный лом подразделяется на несколько основных категорий, которые отражены в ГОСТе 2787-75:
Лом металлов: габаритный и негабаритный
На пунктах приема металлолом классифицируется не только составу сплава или металла, но также по соответствию габаритным параметрам.
Габариты лома – это его измерительные параметры, которые соответствуют установленным ГОСТом значениям. В свою очередь ГОСТ основан на особенностях конструкций плавильных печей – габаритный лом должен беспрепятственно проходить в печь.
Габаритный лом принимать предпочтительнее, так как он не требует дополнительной резки, а сразу может быть отправлен на вторичную переработку. Негабаритный лом – это куски большого размера, с сильно выступающими элементами и т.д. Его перед утилизацией необходимо подвергать резке болгаркой, пресс-ножницами или газо-кислородным способом.
Габариты лома черных и цветных металлов
Сталь:
Чугун:
Важно: не принимаются для вторичной переработки, а подлежат окончательной утилизации такие виды металлолома, как горелый чугун, железо со значительной площадью поражения ржавчиной, любой металл, покрытый кислотным составом! Это касается любого описанного лома независимо от его размеров и соответствия габаритам.
Негабаритный лом большого размера доставляет неудобство и может стать источником серьезных проблем. Старые каркасы автомобилей, большие станки и т.д. – все это нередко становится причиной травматизации для детей и взрослых. Очевидно, что транспортировать его на пункт приемки без специального транспорта – сложно или невозможно. Лучшим решением в этом случае будет вызов приёмщиков металла непосредственно «на объект», где негабаритный лом детализируют и заберут для отправки на металлургический комбинат. Сумма, которую получит в этом случае владелец проблемного лома, будет меньшей, чем при самостоятельной привозке на сдачу, но все же это самое выгодное и безопасное решение.
Сдача габаритного и негабаритного лома имеет большое значение в глобальном и производственном отношении. Производства непрерывно получают сырье для переработки, при этом существенно сокращается нагрузка на месторождения, особенно сильно истощенные (например, медные), снижается уровень выбросов углекислого газа от первичной выработки металла из руды.
Что такое лом черных металлов категории 3А — его характеристики и источники
Согласно правилам приемки металлического лома на повторную переработку данное сырьё разделяют на 28 категорий. Классификация основана на различных параметрах, начиная от химического состава материала и заканчивая фасовкой. Наиболее выгодным для сдачи по причине высокой стоимости является категория металлолома с маркировкой 3А. Металлолом категории 3А представляет собой не только ценный, но самый распространенный вид вторичного сырья для перерабатывающих предприятий.
Характеристика лома категории 3А
ГОСТ 2787-85 определяет характеристики видов металлического лома. Согласно нормативно-технической документации черный лом 3А это куски стали и трубы с определенными габаритными размерами:
Габаритный лом с указанными параметрами несложно погрузить и доставить в приемные пункты и на перерабатывающее производство. Он не требует дополнительной подготовки к переплавке. Установленные стандартом размеры позволяет переместить лом в плавильную печь без подрезки.
Данная категория включает в себя трубы, длина которых не превышает 1,5 м, а диаметр 200 мм. Располагая трубами большего размера, их необходимо подвергнуть резке или сплющить. В противном случае лом не удастся загрузить в жерло сталеплавильной печи без дополнительной подготовки.
Важным условием является требование к качеству сдаваемого сырья. Лом 3А не должен иметь пятен коррозии, следов высокотемпературной обработки и кислотного воздействия. Допускается небольшой налет ржавчины, а степень засоренности не должна быть более 1,5-2%. К засору относят любые неметаллические включения: пыль, грунт, песок, масло, грязь, от которых сырьё сложно очистить. Кроме того не допускается присутствие в партии лома цветных металлов.
Строгие требования к лому черных металлов данной категории обусловлены простотой переработки. Дополнительные манипуляции по резке и очистке лома увеличат стоимость переработки вторичного сырья.
Примечательно, что по химическому составу металл категории 3А и 5А абсолютно идентичен. Разница в стоимости обусловлена габаритными размерами отдельных элементов. По этой причине с экономической точки зрения при подготовке лома к сдаче целесообразно разрезать его на габаритные куски.
Источники металлолома категории 3А
Металлический лом 3А неизбежно образуется при демонтаже любых строительных конструкций, систем коммуникаций, технологического оборудования, различной техники, обрезке стройматериалов.
Наглядным примером служит:
К данной категории относят отходы машиностроительных предприятий и металлургической отрасли. Большим количеством подобного вторсырья располагают мастерские по ремонту автомобилей и различной спецтехники, станкостроительные производства, верфи и железнодорожные депо.
В качестве лома черных металлов 3А можно сдать использованный инвентарь, метизы, части буровых установок, отдельные детали автомобилей, а также некоторые узлы и агрегаты при условии отсутствия в них элементов из цветного металла.
Куда сдать лом категории 3А
Данная категория пользуется повышенным спросом, поэтому габаритный лом можно сдать на любую приемную площадку. Стоимость металлолома категории 3А зависит от нескольких факторов, среди которых определяющим является объём сдаваемой партии вторичного сырья.
Располагая небольшой партией до одной тонны, сдать металл несложно в мелкий пункт приема. Партию свыше тонны охотно примут в крупном пункте сбора чермета по более высокой стоимости (свыше 16100 руб/тонну).
На цену при конечном расчете повлияет способ доставки партии вторичного сырья в пункт приема. Стоимость услуг по демонтажу, резке, погрузке и перевозке металлолома в переработку обычно вычитают из общей суммы за принятый металл при окончательном расчете.
Располагая большим количеством лома (от 20 тонн) сдать его выгодно непосредственно на перерабатывающие предприятия. Крупные переработчики заинтересуются партией от 60 тонн.
Получить максимальную прибыль от реализации металлического лома поможет предварительный мониторинг цен в разных пунктах приемки. Важно позаботиться и о качественной подготовке лома к сдаче: разрезать на габаритные куски, очистить от примесей, загрязнений и сильно поврежденных коррозией элементов.
Виды лома черных металлов
Лом и отходы черного металла востребованы в металлургической промышленности, поскольку благодаря их переработке происходит реальная экономия природных ресурсов не в ущерб качеству произведенной из них продукции.
Сдача на предприятие лома черных металлов предполагает соблюдения ряда требований. В частности, передаче лома на предприятие должна предшествовать его сортировка, значительно облегчающая дальнейшую его переработку. Поэтому важно хорошо ориентироваться в классификации лома чермета.
Нормативная база, определяющая виды черного лома
Классификация (а следовательно, и сортировка) лома черного металла производится с опорой на ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» от 1977 года (с внесенными в него некоторыми изменениями).
Согласно ГОСТу, лом черного металла подразделяется на классы, категории, виды и группы, что позволяет учитывать и оценивать любые отходы из стали и чугуна. Каждая разновидность вторсырья получает определенный индекс, в котором дана его сжатая характеристика. Этот индекс вкупе с более развернутым описанием вида каждого лома можно найти в таблицах ГОСТа.
Классы лома черного металла
С позиций упомянутого стандарта выделяют два класса черного лома. Основанием деления является доля содержания углерода в металле:
Иногда к этим классам добавляют и третий — нержавеющую сталь. Но ее позиция в классификации не может быть решена однозначно. С одной стороны, нержавейка – результат взаимодействия железа и углерода (чем является также конструкционная сталь и чугун), а с другой стороны, при ее производстве добавляют легирующие элементы – примеси (преимущественно цветных металлов), которые существенно изменяют свойства стали.
Помимо перечисленных классов выделяют вторичный чермет вне класса: доменный присад, окалину, сварочный шлак.
Категории лома по ГОСТу
Кроме классов лом и отходы черного металла распределяются по категориям:
Обозначение категории входит в индекс, присваиваемый каждой разновидности черного лома. Так, например, категория 5А может включать в себя куски арматуры из углеродистой стали диаметром более 10 мм и длиной более 1 метра, а 5Б — негабаритные куски лома (включая ту же арматуру), но уже из легированной стали.
Классы | Категории | Виды | N вида | Общее обозначение |
---|---|---|---|---|
Стальные лом и отходы | А | Стальные лом и отходы N 1 | 1 | 1А |
А, Б | Стальные лом и отходы N 2 | 2 | 2А, 2Б | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 3 | 3 | ЗА, ЗБ | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 4 | 4 | 4А, 4Б | |
А, Б | Негабаритные стальные лом и от ходы (для переработки) | 5 | 5А, 5Б | |
А, Б | Брикеты N 1 из стальной стружки | 6 | 6А, 6Б | |
А, Б | Брикеты N 2 из стальной стружки | 7 | 7А, 7Б | |
А, Б | Пакеты N 1 | 8 | 8А, 8Б | |
А | Пакеты N 2 | 9 | 9А | |
А | Пакеты N 3 | 10 | 10А | |
А, Б | Лом для пакетирования N 1 | 11 | 11А, 11Б | |
А | Лом для пакетирования N 2 | 12 | 12А | |
А, Б | Стальные канаты и проволока | 13 | 13А, 13Б | |
А | Стальная стружка N 1 | 14 | 14А | |
А, Б | Стальная стружка N 2 | 15 | 15А, 15Б | |
А, Б | Вьюнообразная стальная стружка (для переработки) | 16 | 16А, 16Б | |
Чугунные лом и отходы | А, Б | Чугунные лом и отходы N 1 | 17 | 17А, 17Б |
А | Чугунные лом и отходы N 2 | 18 | 18А | |
А | Чугунные лом и отходы N 3 | 19 | 19А | |
А, Б | Негабаритные чугунные лом и отходы N 1 (для переработки) | 20 | 20А, 20Б | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 2 (для переработки) | 21 | 21 А | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 3 (для переработки) | 22 | 22А | |
А | Брикеты из чугунной стружки | 23 | 23А | |
А, Б | Чугунная стружка | 24 | 24А, 24Б | |
Вне класса | А, Б | Доменный присад | 25 | 25А, 25Б |
А, Б | Негабаритный доменный присад (для переработки) | 26 | 26А, 26Б | |
А | Окалина прокатного и кузнечного производства | 27 | 27А | |
А | Сварочный шлак | 28 | 28А |
Виды лома и отходов черных металлов
Основанием для деления лома чермета по видам служат его качественные характеристики. В частности, для приема, транспортировки и дальнейшей переработки вторсырья имеют значения его габариты и внешний вид: листовой или кусковой металл, трубы, обрезь, стружка, пакетированный металл и т.п.
Всего по ГОСТу выделяют 28 видов лома чермета, которые распределяются следующим образом:
Индекс каждой разновидности лома дает информацию об основном материале лома (сталь или чугун), о том, в каком виде принимается и при соблюдении каких условиях пригоден для дальнейшей переработки.
Наиболее востребованным являются категории:
Каждый вид согласно классификации, изложенной в ГОСТе, допускает (или, наоборот, не допускает) наличия определенного процента безвредных примесей, окалины, следов коррозии, кислоты и т.п. Стандартом также предусмотрены и способы его фасовки, поскольку от них зависит безопасная его транспортировка к металлургическому предприятию. Это могут быть:
В зависимости от качества и габаритов одна и та же металлическая деталь может относиться к разным категориям. Так, например, трубы можно отнести к категориям 3А, 5А, 11А, 12А в зависимости от размера их сечения и толщины стенок. В зависимости от параметров к разным категориям (3А, 5А) относится арматура или балки. Вместе с тем некоторые детали на лом можно отнести только к определенной категории. Так рама автомобиля или спецтехники подходит под определение вида 5А, а кузов легковой машины — под 12А.
Многие агрегаты (например, электродвигатели) содержат в себе черные и цветные металлы. Поэтому определить весь агрегат к какой-то одной категории лома невозможно: требуется его разборка с последующей сортировкой деталей из металлов разных видов.
Стальной лом черных металлов: вид лома 3А
Эта категория лома наиболее широко используется в металлургической промышленности, поэтому о ней стоит рассказать подробнее.
В категорию 3А входит исключительно стальной лом, не превышающий габаритов 800 (Д) х 500 (Ш) х500 (В) мм. Минимальный вес одного куска такого лома составляет 2 кг, максимальный — 600 кг. Толщина стенок сдаваемого в переработку изделия должна укладываться в пределы 4-8 мм. Если на лом сдаются стальные трубы, то их сечение не должно превышать 42-200 мм (при превышении данного критерия куски труб сплющивают). ГОСТ четко указывает на недопустимость включений в лом 3А цветных металлов.
Такая жесткость требований связана с особенностями перевозки и переработки вторсырья: куски указанных размеров легко транспортируются россыпью в открытом товарном вагоне и отправляются в плавильную печь без предварительной резки, что упрощает производство.
Помимо габаритов учитывается и степень загрязненности вторсырья. Так, на ломе не должно быть:
Лом 3А должен быть чистым, что не исключает допустимости небольшого процента засора (1,5-2%), под которым в данном случае понимаются неметаллические вкрапления (грязь, пыль, песок, следы краски и т.п.).
Лом 3А — категория, востребованная не только благодаря качеству металла и удобству переработки на металлургическом предприятии, но и по причине ее общей распространенности. Скопление лома 3А — естественное следствие проведения работ в сферах:
Предприятия принимают крупные партии лома от нескольких тонн весом. Однако сдавать металлолом в меньшем количестве можно в пункты приема, которые обеспечивают связь с предприятиями металлургической промышленности и передачу им лома уже крупными партиями.