Черная молния что за машина
“Черная молния”: стоит ли покупать ретрокар-кинозвезду ГАЗ-21 за 600 тысяч рублей?
Три серии, пятнадцать лет производства, более 600 тысяч выпущенных экземпляров, версии с автоматической коробкой передач и даже с двигателем V8 – первая Волга с заводским именем ГАЗ-21 знаменита многим, но сегодня ее любят просто за воспоминания и эмоции, которые она дарит. Ну а эта конкретная Волга – не просто ретрокар в отличном состоянии, но еще и кинозвезда: седан сыграл главную роль в фильме «Черная молния». Стоит ли она эти 600 тысяч?
П ервые серийные экземпляры «двадцать первой» Волги сошли с конвейера в 1956 году, а закончился выпуск в 1970-м. Именно в этом году произвели автомобиль из объявления – то есть, с коллекционной точки зрения это не такая редкость, как образцы второй или тем более первой серии. «Ранних» машин было выпущено всего около 30 тысяч, в то время как третья серия стала самой массовой, разойдясь тиражом почти в полмиллиона штук. Здесь уже не было версий с автоматической коробкой передач, зато мотор получил легкую прибавку к мощности – до 75 л.с.
ГАЗ-М21 Волга (I) ‘1956–1958
С технической точки зрения автомобиль был вполне классическим для своего времени: несущий кузов, продольное расположение двигателя, привод на заднюю ось, независимая подвеска спереди и рессоры сзади. Из того, что кажется непривычным для легкового автомобиля в наши дни, можно отметить, к примеру, шкворневую переднюю подвеску и трансмиссионный стояночный тормоз – то есть, рычаг «ручника» зажимал не тормоза у колес, а специальный тормозной барабан у коробки передач. А вот «автоматические» версии ГАЗ-21 массовыми, к сожалению, не стали: ни завод, ни покупатели не оказались готовы к производству и правильной эксплуатации таких агрегатов, и потому к третьей, самой массовой серии Волга подошла без автомата – эту историю мы даже рассказывали в отдельном материале.
Внешность Волги – это одновременно одно из ее главных преимуществ и недостатков. Недостатком она, впрочем, была исключительно в годы производства: смелый и элегантный дизайн, созданный в соответствии с тенденциями тех лет, без регулярного обновления быстро оказался устаревшим. Однако если говорить об облике автомобиля в отрыве от истории развития мирового автомобильного дизайна, то он был равнозначно хорош как на момент выпуска, так и сейчас.
ГАЗ-21Л Волга (III) ‘1962–65
Впрочем, в наши дни мало кого всерьез интересуют эксплуатационные нюансы пятидесятилетнего автомобиля – ведь он покупается не для каждодневной езды. Кто-то воспринимает его как машину выходного дня, кто-то – как культурно-историческую ценность, а кто-то и как долгосрочную инвестицию: ведь старые автомобили в достойном оригинальном состоянии давно перестали дешеветь, а наоборот, становятся только ценнее с годами. В этом отношении «Черная молния» кажется вдвойне интересной и выгодной покупкой: продавец на Avito утверждает, что седан принадлежит самому Тимуру Бекмаметову – режиссеру, снявшему фильм. Ну а то, что машина отлично сохранилась и пребывает «в хорошем рабочем состоянии», дополняет образ любопытного коллекционного экземпляра.
Летающая «Чёрная Молния»: какая машина была в фильме Тимура Бекмамбетова?
Фильм Тимура Бекмамбетова, главным «героем» которого стала летающая Волга, пришёлся по вкусу многим зрителям и породил волну общественного интереса к классическим автомобилям.
Впервые ГАЗ-21 сошёл с конвейера в 1956 году и сразу же полюбился советским автомобилистам. За четырнадцатилетнюю историю производства было выпущено более 600 тысяч экземпляров, некоторые из которых даже были оснащены автоматической коробкой передач и двигателем V8.
Чёрной Молнией повезло стать образцу, выпущенному в 1970 году, прямо перед закрытием производства модели. Экземпляр не был оснащён автоматической КПП, но получил небольшую прибавку к мощности — с 70 до 75 л. с.
Со стороны технических характеристик модель ГАЗ-21 была классическим автомобилем своего времени: продольное расположение двигателя, задний привод, несущий кузов. Но была в нём и небольшая особенность — трансмиссионный стояночный тормоз. Привычный всем ручник сжимал не колёсные тормоза, а специальный барабан, расположенный в коробке передач.
Дизайн Волги был одновременно преимуществом и недостатком. За 14 лет производства элегантный и смелый внешний вид ГАЗ-21, отлично вписывающийся в модные тенденции того времени, не удостоился регулярного обновления и быстро устарел. Конкуренты шагали вперёд, тренды менялись и ГАЗ не успевал следовать за ними.
Максимальная скорость ГАЗ-21 составляет около 130 км/ч при массе в 1460 килограммов. Расход топлива прототипа Чёрной Молнии при объёме бензобака в 60 литров — 9 литров на 100 км. На данный момент цена хорошо сохранившегося «музейного» раритета может достигать нескольких миллионов рублей, а именно то авто, которое снималось в фильме Бекмамбетова, было выставлено на продажу за 600 тысяч рублей.
Советская классика популярна и по сей день, а ГАЗ-21 является желанным приобретением для многих коллекционеров.
О чем фильм «Черная молния»
В России тоже есть супергерои и супермобили! Это доказал Тимур Бекмамбетов, который решился создать отечественный блокбастер об извечной борьбе добра со злом. Российский супергерой получился понятным и родным, ближе к народу, чем его зарубежные аналоги.
Осень 2009 года, студенту Диме Майкову отец подарил на день рождения «Волгу ГАЗ-21» черного цвета. Это не обычная машина, пусть и 1966 года выпуска, а продукт секретных изысканий советской армии. Автомобиль оснащен фантастическим ракетным двигателем. Сначала Дима не знает об этом. Он – обычный парень, влюбленный в однокурсницу Настю. За ее расположение борется и друг главного героя – Макс, у которого много денег и шикарный «Mercedes-Benz».
Злодей картины – бизнесмен Купцов, он хочет добыть алмазы из-под тектонической плиты, на которой стоит Москва. Для этого ему нужен нанокатализатор, который находится в машине Димы.
Студент же пытается заработать с помощью своего автомобиля, развозя цветы заказчикам. Однажды он случайно обнаруживает чудесные свойства «Волги», когда его пытались достать люди Купцова. Машина взлетела, но Дима не справился с управлением и бросил ее в здании, куда приземлился.
Герой пытается разобраться в происходящем с помощью фотографии и грампластинки, которые нашел в бардачке «Волги». Он находит ученых и узнает от них все о своем автомобиле. Сначала Дима просто наслаждается полетами и зарабатывает хорошие деньги, ведь он больше не зависит от пробок.
Но нелепая и трагическая гибель отца полностью меняет отношение героя к жизни. Теперь он решает использовать невероятные возможности «Волги» для борьбы с преступниками и спасения людей. Дима становится героем и городской легендой, его машина приобретает прозвище «Черная молния»
Тем временем Купцов тоже находит разработчиков «Волги» и вынуждает их изготовить ее вооруженный вариант из бронированного «Mercedes-Benz». Добро и зло сталкиваются на крыше небоскреба. Но «Черная Молния» сбита ракетой и сброшена под лед, а нанокатализатор – вырван Купцовым!
Тут Настя звонит Диме и признается в любви. Это приводит главного героя в чувство, и он вспоминает про запас нанотоплива. «Черная Молния» вылетает из ледяного плена, как баллистическая ракета. Она попадает в логово злодея-бизнесмена и Дима спасает Москву, отобрав нанокатализатор.
Купцов захватывает Настю в заложники и хочет обменять девушку на нужный ему фантастический прибор. Над Красной площадью студентка выпрыгивает из автомобиля бизнесмена, но главный герой ее спасает. Феерический бой двух летающих машин в небе над столицей заканчивается победой «Черной Молнии».
Купцов обречен вечно летать по орбите Земли, так как топливо в «Мерседесе» закончилось. Дима и Настя счастливы и встречают Новый год вместе.
«Чёрная молния» или первая попытка создать классического супергероя в России
В 2009 году супергеройское кино только-только набирало популярность. Год назад зрители увидели два диаметрально противоположных взгляда на этот жанр — «Железного человека» и «Тёмного рыцаря», и их заинтересованность в различного рода борцах с преступностью возрастала. Разумеется, в России тоже понимали новую тенденцию и своё видение идеального защитника слабых не заставило себя ждать. Речь идёт конечно же о «Чёрной молнии». Но было ли это видение «своим»? И почему выход «молнии» не поставил отечественную супергероику на поток? Давайте разбираться вместе.
Первый русский супергерой — Дмитрий Майков, он же «Чёрная молния»
Безусловно, и до выхода «Чёрной молнии» отечественная киноиндустрия затрагивала тему необычных людей. Но это были проекты лишь косвенно связанные с супергеройским жанром («Индиго», «Меченосец»). Другая группа проектов создавалась на базе тезиса: «Богатырь = супергерой» и всячески задействовала сказочные мотивы в своих историях (цикл мультфильмов «Три богатыря»). «Молния» же стала именно супергероикой в прямом смысле этого слова, сделанной по тем же методичкам, что и западные кинокомиксы. Да и за основу создатели взяли уже классического «Человека-паука» Сэма Рэйми. Если вы в этом сомневаетесь, просто пересмотрите обе ленты, понимание об их идентичности придёт к вам практически моментально. Многие скажут плагиат, но я всё же предпочту назвать это адаптацией. Делать что-то впервые всегда сложно, и это логично обращаться к образчикам жанра. Всё же авторы «молнии» сделали своего супергероя достаточно своеобразным.
«Гарри Озборн» беседует с «Мэри Джейн»
Актёрский состав фильма является его главным украшением
Неслучайно первый русский супергерой не обладает никакими сверхспособностями. Авторы изначально решили сделать его максимально приближённым к зрителю. Поэтому его геройства совершаются посредством необычного гаджета, в нашем случае летающей «Волги». Марка автомобиля тоже была выбрана неспроста. Создатели в различных интервью много раз подчёркивали, что «молния» должна быть автомобилем именно отечественного производства. «Волга» же по их мнению является идеальным воплощением истории России. Кроме того, по словам режиссёров, они консультировались с учёными, которым предложили пофантазировать на тему летающих машин. В результате дискуссии предпочтение было отдано именно «ГАЗ-21», в частности из-за особенностей его конструкции. Мне показался интересным также следующий момент в фильме. Ни для кого не секрет, что враг-антипод в супергеройском кино – это наиболее часто употребляемое клише. Для сравнения, этим приёмом сегодня очень часто грешит MCU: Железный человек – Железный Торговец, Халк – Мерзость, Человек-муравей – Жёлтый шершень и т.д. и т.п. В «Чёрной молнии» антиподом «Волги» выступает «Mercedes-Benz». Возможно, создатели целенаправленно сделали противостояние отечественной и иностранной машин, а может это просто совпадение.
Стоит отдать создателям должное: полёты «Волги» показаны действительно увлекательно
Для того чтобы повысить интерес рядового зрителя к новому витку отечественной фантастики, картина обзавелась привязкой к Новому году. И это решение было действительно верным. Лёгкий тон повествования фильма вкупе с праздничным настроением позволили «молнии» окупиться и даже задуматься создателям о продолжении. Однако лента получает смешанные отзывы. В основном её критикуют за копирку Запада и навязчивый продакт-плейсмент, которым традиционно страдают все проекты Тимура Бекмамбетова.
Итак, фильм выходит на экраны, собирает неплохую кассу, авторы обещают франшизу. Но дело так и не сдвигается с мёртвой точки, и классическая супергероика буквально умирает в отечественной индустрии. Всё это приводит к её воскрешению в 2017 году и получению хэдшота от Сарика Андреасяна. Мне довольно обидно за «Чёрную молнию», так как это кино в разы лучше, чем непонятная поделка «Защитники». Разговоры об американском ремейке тоже постепенно сошли на нет. В результате мы имеем обособленный предновогодний фантастический фильм, который на сегодня помнят только хардкорные фанаты супергероики или отечественной фантастики.
Просто оставлю здесь этот восхитительный концепт-арт
Что же по итогу? Первый опыт супергеройского кино в России был очень даже неплохим, но сильное копирование Запада всё же не пошло картине на пользу. Она не стала франшизой (возможно из-за вышедших годом позже «Ёлок»), хотя и содержала в себе неплохую идею. Тем не менее в истории отечественной киносупергероики «Чёрная молния» так и останется первопроходцем.