Черное пальто рассказ о чем

Анализ рассказа «Л.С. Петрушевская «Черное пальто»»

Разделы: Литература

Цель урока: посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.

Оборудование урока: презентация; на каждой парте текст рассказа, оформленный “порционно”, пронумерованные страницы содержат по порядку определённый фрагмент.

Рассказ учащегося о Л.С. Петрушевской с демонстрацией рпзентации.

Литературное творчество началось с сочинения стихов, сценариев для студенческих вечеров. Первая публикация в 1972 году в журнале “Аврора” — рассказ “Через поля”, первые пьесы ставились самодеятельными театрами. А потом более десяти лет — работа “в стол”. В 1988-м выходит первая книга писательницы — сборник рассказов “Бессмертная любовь”. Профессиональные театры начали ставить спектакли по её драматургическим произведениям — “Чинзано”, “Квартира Коломбины”, “Три девушки в голубом”, “Московский хор”. В 1990 году написан цикл “Песни восточных славян”, в 1992-м — повесть “Время ночь”. Пишет сказки для детей и взрослых.

Её творчество далеко от злободневных политических страстей, в центре внимания частная жизнь современного “маленького” человека. Свою задачу писатель видит в постановке жёстких, но насущных вопросов бытия, заставляющих задуматься читателя о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности. Все её произведения можно рассматривать как своеобразную энциклопедию жизни: от юности до старости. Герои Петрушевской, как правило, всегда остаются людьми, избегая распада личности, расчеловечивания.

Направленное чтение с характеристикой героев.

Чтение 2 части. Неожиданное знакомство.

старается помочь девушке

уродливый, с лысым черепом

хохотун, говорун1. человек в кабине

2. молчаливый, угрюмый

3. одни кости, толстеет

4. чёрное пальто с капюшоном

— Куда приехала девушка? Каким вы увидели вокзал? Дома?

ямы, не занесённые снегом

4. не оказалось крыш, окон

Чтение 4 части. Что показалось жутким для девушки? А для вас?

Чтение 6 части. Что и как вспомнила девушка?

Чтение 7 части. Как вы думаете, зачем автор показала нам в рассказе сцену “выхода из кошмара”? Что дополняет в вашем мнении о девушке её разговор с мамой?

Пятиминутное письмо – ответ на вопрос: “Спасает ли самоубийство от всех бед, от решения проблем?”

Вывод: размышляя над “вечными темами”, мы обогатились духовно. Чтение современной художественной литературы помогает нам открывать мир, ненавязчиво подсказывает нам выход из трудных ситуаций. Читайте больше! Читатель подобен путнику. Путь труден, но дорогу осилит идущий.

Источник

Система вопросов к рассказу Л.С.Петрушевской «Чёрное пальто»

Черное пальто рассказ о чем. Смотреть фото Черное пальто рассказ о чем. Смотреть картинку Черное пальто рассказ о чем. Картинка про Черное пальто рассказ о чем. Фото Черное пальто рассказ о чем

Вступительное слово

Людмила Стефановна Петрушевская — российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», 1992 — повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Сказки, рассказанные детям»,«Маленькая волшебница», «Кукольный роман». Первый сборник прозы Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь» был опубликован в 1987 году. В 1991 году Петрушевская была удостоена немецкой премии им. Пушкина (Гамбург). Писательница была номинирована на первую Букеровскую премию (шорт-лист).

Сказки — любимый жанр самой писательницы. Настоящая сказка может быть как весёлой, так и грустной, но непременно с хорошим концом. Чтобы каждый, кто её прочтет, почувствовал себя счастливее и добрее.

«Настоящие сказки» Петрушевской о счастье, которого так иногда не хватает в повседневной жизни. И значит, читать их могут все: и самые маленькие, и уже мудрые взрослые. К тому же, все герои этих сказок – это принцессы и волшебники, пенсионеры и работники телевидения, а также куклы Барби, наши соседи и современники.

Роль мифологического контекста в сказках Л.С.Петрушевской – сохранить древние нравственные законы, правила поведения в сложной ситуации, подсказать путь к свету и добру.

Черное пальто рассказ о чем. Смотреть фото Черное пальто рассказ о чем. Смотреть картинку Черное пальто рассказ о чем. Картинка про Черное пальто рассказ о чем. Фото Черное пальто рассказ о чем

Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Чёрное пальто»

1. Какое настроение создает прочитанный рассказ?

Так как повествование ведётся монотонно, а преобладающими являются тёмные краски, то создается мрачное настроение.

2. Какие слова и словосочетания использует Л.С.Петрушевская для создания мрачной и тягостной атмосферы?

Для создания мрачной атмосферы писательница использует следующие словосочетания: «На непонятном шоссе», «Чёрное пальто», «Темнеющая дорога», «Пустой и плохо освещённый вагон», «Безлюдный вокзал», «Безобразные ямы», «Мёрзла», «Становилось темно».

3. Как можно обозначить время и место действия в рассказе? В какое время года разворачивается сюжет? Почему?

Рассказ начинается с того, что некая девушка стоит «на краю дороги зимой в незнакомом месте», «на непонятном шоссе зимой, ближе к вечеру». Автор помещает главною героиню в неопределенное пространство, незаселенное людьми: «Она стеснялась даже спросить, куда едет поезд, да и некого было, вагон был совершенно пустой и плохо освещенный», «Улица тоже оказалась пустой и какой-то полуразрушенной», «В домах не было света, в некоторых даже не оказалось крыш и окон, только дыры». Неслучайно рассказ разворачивается зимой, так как это время года традиционно вызывает ассоциации со смертью. Зимой умирает природа, а весной она оживает.

4. Как попали в ирреальный мир молодая девушка и женщина, главные героини сказки?

Обе героини попадают в сложные жизненные ситуации, в связи с чем решают свести счёты с жизнью. Девушка переживает предательство своего жениха: «Её любимый, её жених, не хотел больше подходить к телефону, узнав, что у неё будет ребенок, а брала трубку его мать и все время спрашивала «А кто и по какому вопросу», – хотя прекрасно разбиралась – и по какому вопросу, и кто звонит…». А от женщины уходит муж, в связи с чем, дети не могут простить этого матери: «Я скоро полечу посмотреть, как мои дети. Они были большие озорники и не слушались меня. Один раз младший плюнул в мою сторону, когда я сказала, что папы больше нет. Заплакал и плюнул. Теперь я уже не могу их любить. Еще я мечтаю полететь посмотреть, как там мой муж и его подружка. Я к ним тоже теперь равнодушна».

5. Какую роль играет женщина в судьбе главной героини? С какой целью Л. С. Петрушевская вводит данный персонаж в рассказ?

Женщина, которую обнаруживает главная героиня в одной из комнат, уже давно находится в этом неопределенном пространстве. Она рассказывает девушке о роли спичек в её кармане и помогает ей вспомнить, кем она является и что с ней произошло. Петрушевская наделяет женщину функцией матери. В страшилках данный персонаж обычно связан с осуществлением функции запрета, а когда он нарушается, мать наказывает ребёнка, чаще убивает его. В мистических произведениях Петрушевской мать никогда не выполняет функцию «вредителя», а наоборот, выступает в роли «помощника». Так, в рассказе «Чёрное пальто» именно женщина — мать помогла ей: израсходовала на неё свою последнюю спичку, хотя знала, что пока она горит, «ещё можно спастись».

6. Какие цвета использует Петрушевская, чтобы изобразить мистическое пространство? Почему именно их она выбирает?

В описании сюжета Петрушевская не использует красочных эпитетов. За счёт этого рассказ получается как будто бесцветным, чёрно-белым, как старое советское кино. Например, «чужое чёрное пальто», «мчались по темнеющей дороге среди снегов», «туннель тоже оказался тёмным», «горели фонари, освещая темные, безжизненные окна», «стали подниматься по тёмной лестнице», «было темно и тихо», «в пустом темном доме». Чёрный цвет имеет «отрицательное» значение, так как считается символом смерти и зла. Символика чёрного у большинства народов в основном негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Чёрное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

7. Петрушевская вводит в рассказ ещё двух персонажей: шофёра и его товарища? Какое символическое значение вкладывает писательница в их образы?

В рассказе Петрушевская не изображает ни единой души, кроме шофёра грузовика и его товарища, которые постоянно «приходят на помощь» главной героине. Они единственные, кого хоть немного описывает писательница: «Шофёр был очень худой и курносый до невозможности, то есть вроде бы уродливый, с совершенно лысым черепом, и вместе с тем очень веселый: он постоянно смеялся, открывая при смехе все свои зубы», «Девушка обратила внимание, что человек в капюшоне все так же прячет лицо, отвернувшись». Они чувствуют себя комфортно в этом забытом месте. В этих персонажах олицетворяется образ дьявола, хозяина загробного царства. Когда эти двое гонятся за девушкой, мы видим их перевоплощение в змей: «Она почувствовала, что тряпки под ней шевелятся как живые, как будто змеи», «За её спиной кто-то активно выползал в коридор». В христианстве змей-искуситель отождествляется с Сатаной на основании Откровения Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9).

8. Какое символическое значение имеет чёрное пальто?

9. Что видит девушка в свете спички? Что означает слово «свет»?

Свет — всеобъемлющий символ божественности, духовного элемента, который после первозданного хаоса тьмы пронизал мировое пространство и очертил границы мрака. Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок. Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. В рассказе главным героиням даётся коробок с десятью спичками, в которых заключается их жизнь: «Пока горит спичка, ты еще можешь спастись».

10. Правильно ли поступили героини рассказа, на ваш взгляд? Почему? Можно ли решать жизненные ситуации подобным способом?

Героини рассказа поступили неправильно, потому что любую жизненную проблему можно решить, какой бы сложной она не казалась. В моменты отчаяния думается о том, что если лишиться жизни, то станет гораздо проще, но, в данном случае, и девушку, и женщину спасло то, что они вспомнили о своих родных и близких, которым сделали бы очень больно своим уходом.

Решать проблемы подобным способом нельзя, так как жизнь бесценна и мы сами можем сделать ее лучше, а близкие всегда могут поддержать в трудных ситуациях.

Источник

Рассказ Л. Петрушевской “Черное пальто” в его связи с художественной системой жанра фэнтези (параллели и отличия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье исследуется художественная специфика рассказа Л. Петрушевской «Черное пальто». Особое внимание уделяется рассмотрению этого рассказа в контексте художественной системы жанра фэнтези. Наш анализ основывается на выявлении особенностей пространственно-временной организации произведения.

ABSTRACT

This article explores the artistic specificity of the story of L. Petrushevsky’s “Black coat”. Special attention is paid to the consideration of this story in the context of the artistic system of the fantasy genre. Our analysis is based on the identification of features of the spatial and temporal organization of the work.

Ключевые слова: фэнтези, хронотоп, миф, сказка, инициация.

Keywords: fantasy, chronotope, myth, fairy tale, initiation.

Если толковать Fantasy, как это сделали учредители премии, предельно расширительно, то весьма многое в современной литературе окажется в его границах – прежде всего, как нам думается, по признаку тотального игнорирования их авторами тех измерений жизни, которые претендуют на звание «реальности» в современном мире. В сущности, это современная версия старого литературного сюжета: герой, по воле автора, в отвращении бежит от тех зловещих, скучных, фальшивых и отталкивающих социальных обстоятельств, которые сложились в результате благих, как будто бы, общественных намерений и стремлений, но в которых очень тесно и невозможно находиться живой душе. В кризисное время постмодернизма фэнтези стало чуть ли не единственным прибежищем для размышлений о правде и ошибках, о становлении человека, о трагизме жизни, о героическом пути, о значении выбора в роковые минуты жизни. Только здесь всем этим старым темам оставлено пространство, свободное от тотальной иронии, от механических интеллектуальных игр и от усталого, безжизненного скепсиса.

В сборник вошли произведения Л. Петрушевской, которые в российском литературоведении относят либо к мистическим рассказам («Рука», «Случай в Сокольниках», «Черное пальто» и др.) [8], либо к жанру сказки («Отец», «Матушка капуста» и др.). В аспекте заявленной проблемы наиболее плодотворным, на наш взгляд, станет изучение рассказа «Черное пальто», поскольку именно в этом произведении действительно можно обнаружить элементы жанровой формы фэнтези.

Рассказ «Черное пальто» не раз становился объектом исследования ученых-литературоведов. Т.Г. Прохорова в статье «Мистическая реальность прозы Л. Петрушевской» [6] рассматривает художественные особенности этого рассказа, в частности, выявляет связи произведения с фольклорными жанровыми традициями. Литературовед Ю.Ю. Даниленко обнаруживает в «Черном пальто» жанровые признаки рождественского рассказа [2]. На наш взгляд, и сами эти старые жанры тоже ведь неспроста актуализированы именно сейчас. Похоже, что тяготение к ним продиктовано той же тенденцией, что и популярность фэнтези, а именно – обращением к подчеркнуто не-реальным, анти-реальным источникам вдохновения, – в силу крайней скомпрометированности этой самой «реальности» в глазах ее наиболее творческих и проницательных свидетелей и очевидцев. Реальность, с ее лицемерием, двойными стандартами и культом потребления в качестве ведущей ценности жизни, мыслится как нечто враждебное, от нее спасаются, выстраивая приемлемое пространство для действия, для достойной жизни.

В отечественном и российском литературоведении не было предпринято попыток рассмотрения рассказа Л. Петрушевской «Чёрное пальто» в контексте современных литературных жанров. Данная статья, посвящена определению связи исследуемого рассказа с жанром фэнтези. Наш литературоведческий анализ основывается на выявлении специфики хронотопа произведения.

Литературовед Т.Г. Прохорова в упомянутой выше научной работе обнаруживает интертекстуальные связи рассказа Л. Петрушевской с различными текстами, которые в определённой степени характеризуют художественное пространство данного произведения. Так, Т.Г. Прохорова отмечает, что в «Чёрном пальто» представлен трансформированный образ дантовского Ада: «“Незнакомое место”, куда попадает героиня, – это не просто царство мертвых, но тот «круг», где оказываются самоубийцы. …В рассказе Петрушевской героиня попадает не в лес, а в какой-то полуразрушенный район города, но самоубийцы здесь тоже лишаются тела. В своих блужданиях девушка зашла в какую-то пустую квартиру и увидела в углу кучу тряпок…» [6, с. 32]. Здесь в эту кучу тряпок превратились обидчики девушки.

Мы в свою очередь можем обозначить в рассказе «Чёрное пальто» ещё одну отсылку, только уже к художественному тексту ХХ столетия, это роман немецкого писателя Г. Казака «Город за рекой» (1946).

Отметим, что часть пути героиня Л. Петрушевской преодолевает на поезде, а попадает она в город, где «в домах не было света, в некоторых даже не оказалось крыш и окон, только дыры, …посредине проезжей части… все было раскопано» [4, c. 204]. Подобное описание городского пейзажа встречается в романе Г. Казака «Город за рекой» (1946). Герой романа Роберт Ландхоф переправляется по железнодорожному мосту в город за рекой, который выглядит так, словно совсем недавно пережил катастрофу (здесь это прямая отсылка к реалиям послевоенного времени): «Оглядевшись вокруг, он обнаружил странную особенность: у домов, рядами расходившихся от площади, были одни только фасады, так что сквозь зияющие проемы окон виднелись кусочки неба» [3, c. 35]. Но главное другое: постепенно герой осознаёт, что он оказался в городе мертвых, в городе-призраке. Здесь он встречает умерших родственников и друзей. Аллюзия на роман «Город за рекой» в рассказе Петрушевской выполняет функцию дополнительного идентификатора (маркера) пространства, в котором пребывает героиня истории, эта отсылка делает мистический мир Петрушевской более узнаваемым.

Следует отметить, что в рассказе «Чёрное пальто» наличествуют пространственно-временные характеристики, свойственные также и литературе жанра фэнтези.

А.Д. Гусарова в диссертационном исследовании «Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики» выявляет типологические связи фэнтези с мифом. По мнению исследовательницы, эта связь проявляется, главным образом, на уровне сюжетообразования, и в характеристиках построения художественного мира фэнтези.

А.Д. Гусарова опираясь на научный труд Я.Э. Голосовкера «Логика мифа» отмечает, что «в соответствии с мифологической логикой имагинации можно выделить три характеристики логического построения художественного мира фэнтези: пространство вне пространства, время вне времени, антикаузальность следствия» [1, c. 10-11].

В рассказе «Черное пальто» можно выявить перечисленные принципы построения фантастического пространства. Первые две категории конструирования художественного мира (пространство вне пространства, время вне времени) реализуются в структуре пространственно-временной организации всего рассказа.

Художественный мир рассказа распадается на два топоса: реальный и мистический (потусторонний). Героиня одновременно находится в двух местах: физически она остаётся в повседневной действительности, но сознание девушки перенесено в область мистической реальности. Это типичный для фэнтези принцип организации сюжетного пространства: чтобы найти ответы, чтобы испытать себя, герой должен покинуть привычное пространство жизни. В котором он «застрял», запутался, в котором ничего не происходит. Даже инфернальное, опасное для него пространство для героя предпочтительнее такого небытия.

Время в этих двух пространствах движется по-разному. В потустороннем мире героиня находится с наступления сумерек и часть ночи, но в реальности всё это время сжимается до нескольких минут.

Третья категория – антикаузальность следствия – представлена эпизодом, в котором описано бегство героини от водителя грузовика и его напарника: девушка спешит скрыться, она выбегает из квартиры, где остаются злодеи, спускается вниз на один этаж, попадает в похожую квартиру, и на том же месте обнаруживает своих преследователей. По сути, героиня спустилась вниз, а оказались как будто снова на верхнем этаже, где вновь столкнулась со своим врагами, желающими ей гибели – не ради какой-то выгоды, а принципиально, что свойственно сознательным служителям зла.

Основное действие рассказа происходит в ирреальном мире, это некое место между жизнью и смертью. В рассказе имеются определённые детали, по которым можно идентифицировать окружающее пространство. Некоторые из этих деталей (образов) являются элементами различных жанровых систем.

В таком аспекте рассказ «Чёрное пальто» изучает Т.Г. Прохорова. Исследовательница выявляет в этом рассказе жанровые признаки баллады, детской «страшилки», сказки [6, c. 29]. Следует особо отметить наличие сказочных мотивов в рассказе, поскольку этот факт может стать твердым основанием для сопоставления «Чёрного пальто» с произведениями жанра фэнтези, так как известно, что фэнтезийная литература унаследовала достаточно широкий ряд художественных элементов сказки. Не стоит забывать, что сказка, выражающая тягу человеческого воображения к волшебным мирам, в настоящее время сохраняет популярность только лишь в своем видоизмененном облике – в том, который восприняло для своих собственных целей фэнтези. Во всяком случае, для взрослых читателей это так. Ни в каком другом виде сказка в современной культуре не представлена, вне фэнтези это исключительно детское чтение – в отличие от фэнтези, интересного и подросткам, и ученым, и интеллектуалам, и всем, для кого чтение входит в круг жизненных интересов.

Т.Г. Прохорова подчёркивает, что один из персонажей рассказа, а именно водитель грузовика, выполняет сразу две сказочные функции: «помощника» и «вредителя» [6, c. 30]. Однако важно взглянуть на этот персонаж шире, развить мысль исследовательницы.

Водитель грузовика отсылает читателя к известному персонажу народной сказки – Бабе Яге. Баба Яга тоже обычно выступает в сказке в двух ипостасях: «дарителя» и «вредителя». Но важно подчеркнуть, что Баба Яга выполняет ещё и функцию проводника героя в мир мёртвых («тридесятое» царство). Причастность этого персонажа к загробному царству, как утверждает В.Я. Пропп, проявляется в его внешнем облике – Яга имеет костяную ногу, т.е. неживую.

Кроме того, в некоторых сказках встречается описание, в котором Яга напоминает человека, находящегося в гробу, она занимает собой все пространство избы. Подобное изображение героя находим в рассказе Л. Петрушевской. Водитель грузовика и его спутник также заполняют собой окружающее пространство. Героиня дважды встречает на своём пути машину с незнакомцами. И оба раза девушка замечает, что в салоне нет места ещё для одного пассажира, т.е. для неё самой. Для фэнтези классическим примером такой зловещей бесплотности являются Назгулы. В «Гарри Поттере» подобной зловещей трансформации подвергся Воландеморт: «Я был вырван из тела, я стал меньше, чем дух, чем самое захудалое привидение… Чем я был, не знаю даже я…» [7, c. 592].

Традиционно в сказках изба Яги находится на опушке леса. Лес становится преградой для героя сказки, это граница между миром живых и миром мёртвых. Преодолеть препятствие герой может только через избушку Бабы Яги, здесь избушка является своеобразным порталом, связывающим два пространства.

В рассказе «Чёрное пальто» героиня оказывается посреди шоссе, окруженного лесом. Девушка неспособна самостоятельно выбраться из этого места, преодолеть «границу». Но на шоссе появляется грузовик, который переправляет героиню в иной мир.

В фэнтези-историях изображение такого пограничного пространства также тесно связано с фольклорно-сказочной традицией. Подтверждение этому тезису мы находим в художественном мире цикла романов Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер». Использование произведения зарубежного фэнтези в качестве объекта сопоставления представляется нам вполне оправданным решением, поскольку, как уже отмечалось ранее, рассказы Л. Петрушевской были отнесены к фэнтезийной литературе именно на Западе.

Лес в фантастическом мире Ролинг, так же как и в рассказе Петрушевской, выполняет функцию «границы» между жизнью и смертью, распространенную в художественной системе народной сказки [5, c. 151-152]. В этой связи следует упомянуть историю главного антагониста – Воландеморта, которая раскрывает некоторые подробности существования героя после неудавшегося покушения на жизнь Гарри Поттера. Смертельное заклинание, которое Воландеморт применил к беспомощному ребёнку, произвело обратный эффект: превратившись в бесплотный сгусток голодного зла, находясь на границе между жизнью и небытием, Воландеморт поселился в лесу – пространстве, которое, согласно фольклорным канонам, наиболее всего соответствует такому положению героя.

Следует обратить внимание на то, что в романе Ролинг герой после гибели оказывается на железнодорожной платформе Кингс-Кросс. Но в отличие от мрачного и тёмного мира рассказа Петрушевской, пограничное пространство в фэнтези-истории Ролинг изображено, как чистое и светлое место, герой здесь не теряет память, не утрачивает связь с прошлым. В этом месте он встречает друга и наставника Дамблдора. Это вокзал, с которого можно отправиться «дальше» – в посмертие, которое больше не пугает героя.

Героиня Л. Петрушевской тоже попадает на вокзал, но происходит это в ночное время суток, на станции совершенно нет людей. Девушка спускается в тёмный привокзальный подземный переход, и видит свет, исходящий от белых кафельных стен туннеля. Но этот свет отличается от описанного в романе Ролинг, он пустой, ненастоящий, в нём нет жизни, такой свет завораживает своей обманчивой притягательностью.

Подобный загробный свет описывает В. Пелевин в рассказе «Тайм-аут, или Вечерняя Москва». Писатель подчёркивает искусственность такого света, сравнивает его с иллюминацией ночного города, привлекающей своей иллюзорной красотой. И в целом рассказ В. Пелевина посвящён герою, который неспособен отличить истину от обмана, рай от ада, вырваться из безукоризненно корректных «вампирских» манипуляций, проводимых над ним. Отвратительная зубастая улыбчивость попутчика, сердечный веселый тон его речей в «Черном пальто» так же контрастно оттеняет жуть происходящего, как и предельно вежливая и апеллирующая к закону и праву инструкция на стене помещения со сковородой, на которой предстоит отбывать свое наказание бандиту Вовану, герою этого рассказа. И в случае рассказа Пелевина, и в случае рассказа Петрушевской герои оказываются в отчетливо инфернальном пространстве, грозящем злом и гибелью.

Пограничное пространство романа Дж. Ролинг и промежуточный мир рассказа Л. Петрушевской изображены в разных тонах, но сделано это не случайно, здесь необходимо учитывать исходную ситуацию героев этих произведений, совершенные ими поступки – самопожертвование и самоубийство. Но само обращение к одним и тем же архетипам, к одним и тем же, очень старым, схемам человеческого воображения, в их актуальном для современности «обновлении» – характерное явление для всех областей «фантастического» в новейшей литературе.

Следует подчеркнуть, что видимая связь кульминационной сцены всей фэнтези-истории о Гарри Поттере с фольклорными мотивами не даёт полного представления об идейном замысле автора. Основной смысловой итог здесь заключён в самом решении Гарри Поттера противостоять тёмному волшебнику, в готовности героя пожертвовать своей жизнью ради всех людей. Здесь сокрыта, пожалуй, главная христианская мысль – жертвенная любовь к ближним. Герой в некотором роде повторяет известный путь персонажа библейской мифологии, этот путь лежит через преодоление земных страданий и устремлён к истинному добру.

Идейное содержание рассказа Л. Петрушевской также можно рассмотреть в контексте христианской системы ценностей. В рассказе выражена мысль о раскаянии и прощении. Героиня получает возможность искупить вину, исправить ошибку, найти силы жить дальше. В отчаянный момент она чувствует, что рядом есть «кто-то», и это воспоминание возвращает ей жизнь и память.

Подводя итог исследования, мы можем отметить, что в рассказе Л. Петрушевской «Чёрное пальто» явственно обнаруживаются художественные элементы современного жанра фэнтези. В художественном мире рассказа представлены сказочно-мифологические мотивы, являющиеся неотъемлемой частью поэтики фэнтези. Героине удается покинуть на время пространство жизни, в котором есть место только горю, боли и предательству (больной дедушка, терпеливая мать, трусливый предатель жених, бедность) и увидеть значительность своей жизни и своего выбора – для себя и еще для «кого-то», очень «громко» не названного в рассказе.

Специфика пространственно-временной организации «Чёрного пальто» проявляется в реализации основных категорий построения фантастического мира фэнтези (пространство вне пространства, время вне времени, антикаузальность следствия). Изображение пограничного мира (мира между жизнью и смертью) в рассказе Л. Петрушевской во многом соответствует особенностям современной фэнтезийной литературы.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *