какие компоненты включает в себя ведущая деятельность подростка
Возрастная психология: конспект лекций.
9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.
В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.
Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.
В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.
Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.
К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.
Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10–11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12–13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14–15 лет).
В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот – снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.
Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка – быть лично ответственным, самостоятельным.
Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10–11-летних – получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12–13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14– 15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.
По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков.
Отметим, что вопрос о ведущей деятельности в подростковом возрасте остается дискуссионным. Мы рассмотрели интимно-личное общение по Д. Б. Эльконину и общественно полезную деятельность по Д. И. Фельдштейну. Однако обсуждаются и другие варианты, которые в общем взаимодополнительны.
Преобладание одной из деятельностей, или запаздывающий, или опережающий характер ее развития («деятельностные деформации») провоцируют определенные типы отклоняющегося поведения подростка. Первый тип – «ботаник» – возникает, когда учебная деятельность, ведущая в младшем школьном возрасте, остается ведущей в подростковом возрасте в своей индивидуальной форме. «Зацикленность» на учебе ради учебы, отсутствие интереса к другим сферам жизни препятствует налаживанию содержательного интимно-личного общения со сверстниками. Со взрослыми сохраняются отношения типа «ребенок – взрослый», нужды в партнерстве не возникает, и основная задача подростничества но вхождению во взрослое общество нс решается. Второй тип деятельной деформации возникает, когда ведущей деятельностью остается игра (такой подросток не живет, а играет в жизнь). Третий вариант, выделяемый Кондратьевым, характеризуется противопоставлением интимно-личной и учебно-профессиональной сторон ведущей деятельности (или – или). При доминировании значимости интимно-личного общения возникает ориентация на ближайшее окружение – референтную группу сверстников, а позиция остального общества игнорируется. При акцентировании учебно-профессиональной деятельности у подростков возникает обостренное чувство взрослости, сверстники кажутся глупыми, несерьезными, нарушается взаимодействие с ними и развитие личностной сферы, ощущается неудовлетворенность своим положением в обществе.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Исследуя закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе и сравнивая дошкольный возраст с подростковым, Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что подростковому возрасту вновь сензитивна сторона деятельности, акцентирующая развитие взаимоотношений.
Присущее дошкольнику стремление быть как взрослый, как будто бы он взрослый, трансформируется у подростка в потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей.
Подростка уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. Сформированная на базе учебной деятельности (предметно-практическая сторона деятельности) способность детей к обобщению определяет возможности подростка к построению обобщений уже в более сложной деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, он стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее.
Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что от рассмотрения общения как «чистого общения душ» предостерегал еще Л.С. Выготский. Действительно, формирование мотивационно-потребностной сферы личности подростка требует расширения всех форм общения. Однако расширение и усложнение форм и способов общения не может быть осуществлено на уровне «я» и «ты». И конкретным типом деятельности, обеспечивающим развитие взаимоотношений подростков, выступает социально признаваемая и социально одобряемая деятельность — ведущая в этот период психического развития.
Во-вторых, подростковый возраст — особый этап в развитии социальной активности ребенка. Деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой — создавать условия развертывания определенных форм отношений. Но не просто отношений понимания, взаимопонимания с товарищами, а признания реальной значимости подростка как полноправного члена общества. Участие подростков в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
В-третьих, речь идет не просто о социальной направленности различных видов деятельности подростков и не о существующей ныне в школе организации их разнообразных дел, мероприятий, а о специальном построении особого типа социально одобряемой деятельности, типа, который является условием, способом формирования личности и необходимым компонентом многоплановой деятельности ребенка, организуемой в системе воспитательного процесса.
Социально признаваемая и социально одобряемая деятельность в данном понимании выступает, с одной стороны, условием и средством подготовки подростков к высшим формам этой деятельности взрослых, составляя органическую часть общественных отношений.
С другой — просоциальная деятельность подростков представляет собой новый уровень развития деятельности ребенка по усвоению мотивов, целей деятельности, норм человеческих взаимоотношений, ее определенный этап, сензитивный подростковому возрасту, т. к. в нем в наибольшей степени заключены тенденции развития подростка, стремящегося оценивать самого себя в системе: «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность обществу». Причем «зоной ближайшего развития», которая помогает определить завтрашний день ребенка, служит идейный смысл социально одобряемой деятельности, удовлетворяющей основные потребности подростка установкой на общество.
Социально признаваемая и одобряемая деятельность обеспечивает возможности расширения всех форм общения подростка и выход его на высший, наиболее значимый уровень общения со взрослыми — на основе морального сотрудничества. Не общение как тяга к товарищу, а просоциальная деятельность, обеспечивающая развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в системе «я и многие (близкие и далекие) люди», «я и общество» является ведущей деятельностью, обусловливающей главнейшие изменения в психологических особенностях личности подростка.
Психологические особенности подростка
1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста
2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста
Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
5. Особенности личности подростков
Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду
Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко
Лабильный
Сверхподвижный
Эмотивный
Демонстративный
Сверхпунктуальный
Ригидно-аффективный
Неуправляемый
Интравертный
Боязливый
Неконцентрированный
или неврастенический
Экстравертный
Слабовольный
—
Лабильный циклоид
Лабильный
Истероидный
Психастенический
Эпилептоидный
Шизоидный
Сенситивный
Астено-невротический
Конформный
Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный
Ведущая деятельность подростка
В подростковом возрасте наблюдается уход учебной деятельности в психологическом отношении на второй план. Хоть актуальность ее по-прежнему сохраняется, и подросток все еще является школьником. Основным противоречием подросткового периода является настойчивое желание подростка получить признание своей личности взрослыми при отсутствии действительной возможности утвердиться среди них.
По мнению Эльконина, ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками. Относительно самостоятельной областью жизни в начале подросткового возраста является общение, осознанные эксперименты со своим отношением к другим людям. Речь идет о поиске друзей, выяснении отношений, конфликтах и примирениях, сменах компаний. Главной потребностью периода является поиск своего места в обществе, желание стать значимым. И все это реализуется в обществе сверстников.
Возможности широкого общения с группой сверстников для подростка определяется привлекательностью занятий и интересов. Ситуации, когда подростку не удается занять удовлетворяющее место в системе общения внутри класса, заканчиваются уходом из школы в психологическом, а порой и буквальном плане.
Существует определенная динамика мотивов общения со сверстниками в подростковом возрасте:
Интимно-личное общение подростков
Во время общения со сверстниками проигрываются всевозможные стороны человеческих отношений, строятся взаимоотношения, которые основаны на кодексе товарищества, реализуется желание глубокого взаимопонимания.
Под интимно-личным общением со сверстниками понимается деятельность, которая способствует практическому освоению моральных ценностей и норм.
Интимно-личное общение способствует формированию самосознания, как основы новообразования психики. Распространены ситуации, когда причиной ухудшения успеваемости являются нарушения в общении со сверстниками. Этап младшего школьного возраста характеризуется тем, что при решении проблем успеваемости возможна гармонизация направления общения со сверстниками, повышение самооценки и др. Во время подросткового возраста все наоборот. При снятии напряжения в общении, уменьшении личностных проблем возможно улучшение успеваемости.
Значение общественно значимой деятельности в жизни подростка
Другой точкой зрения на характер ведущей деятельности подросткового периода занимался Фельдштейн. По его мнению, ключевое значение в психическом развитии подростка отводится общественно полезной, социально признаваемой и одобряемой, неоплачиваемой деятельности, которая включает, в том числе, и интимно-личностное общение.
Просоциальная деятельность может быть и учебно-познавательной, и производственно-трудовой, и организационно-общественной, и художественной, и спортивной, но на что стоит обратить внимание – это то, что подросток ощущает реальную значимость данной деятельности. Содержание деятельности является делом значимым для общества, его структуру определяют цели взаимоотношений между подростками.
Основным мотивом общественно полезной деятельности подростка является личная ответственность и самостоятельность.
Стоит отметить, что общественно полезную деятельность можно встретить и в младших классах, но она имеет не максимально развернутый характер. Разные этапы подросткового возраста характеризуются разным отношением к общественно полезной деятельности. В 9 – 10 лет ребенок начинает испытывать желание самоутвердиться, ищет признание себя во взрослом обществе. В 10 – 11 лет для ребенка становится важным услышать оценку своих возможностей от других людей. Именно этим обусловлена направленность на занятия, которые схожи с взрослыми занятиями, поиск тех видов деятельности, которые имеют ощутимую пользу и получают общественную оценку. В 12 – 13 лет подростком уже накоплен опыт в различных видах общественно полезной деятельности, и именно он служит толчком в желании признания своих прав, в стремлении попасть в общество при условии осуществления конкретной значимой задачи. К 14 – 15 годам для подростка становится важно показать свои возможности, определиться с определенной социальной позицией, которая бы отвечала его желанию в самоопределении.
Важно отметить, что необходимо целенаправленное формирование социально значимой деятельности в качестве ведущего типа деятельности на подростковом этапе.
Особое устройство, особое формирование общественно полезной деятельности подразумевает переход на новую ступень мотивации, осуществление направленности подростка на форму «я и общество», раскрытие множества видов общения, в этом ряду и высшего вида общения с взрослыми на почве морального сотрудничества.
Фельдштейн считает, что интимно-личностное и стихийно-групповое общение является ведущим в ситуациях отсутствия возможности реализации социально необходимой и социально поддерживаемой деятельности, упущения возможностей педагогического формирования общественно полезной деятельности подростков.
Важно сказать, что тема основной деятельности подростка по-прежнему вызывает множество споров.
Проектная деятельность и социально-психологическое экспериментирование
По мнению К. Н. Поливановой ведущей деятельностью подростка является проектная деятельность. Она служит основой для реализации авторского действия подростков. В предподростковом кризисе особое значение для личности, которая развивается, имеет авторский замысел, который подразумевает важность заявления и защиты своей позиции, хоть в будущем она может и не реализоваться. Полноценное развитие подростка напрямую зависит от полного действия – встречи замысла и результата, что лежит в основе авторского действия подростка.
Проектная деятельность – это ведущий в подростковом возрасте вид деятельности, которая содержит в себе авторское действие.
Подростку необходима помощь взрослого, для того чтобы реализовать задуманное.
Социально-психологическим экспериментированием является ведущая деятельность подростка, в которой содержится активная авторская позиция подростка в виде построения своей жизни в общем, а не только ее конкретных поступков, что свойственно для более ранних возрастов.
По мнению Г. А. Цукермана есть подростковое стихийное экспериментирование, которое выделяется в самостоятельную деятельность, в которую входит поиск друзей, конфликты, выяснение отношений с родителями, педагогами и другими подростками. Ученый говорит о том, что подростковый этап – это сензитивный период, в который происходит выведение и решение целей саморазвития. Но важно отметить, что это является только естественной тенденцией подросткового этапа, и для того чтобы она стала нормой развития, которая характерна для большинства, важно планировать, специально проектировать социально-психологическое экспериментирование, когда для взрослого становится возможным обнаружить оптимальные методы реализации и интерпретации итогов данных социально-психологических экспериментов.
Есть мнение о том, что ведущая деятельность в подростковом возрасте имеет многоплановый и полидеятельностный характер. М. Ю. Кондратьев выделяет в качестве ключевого компонента ведущей деятельности подростка интимно-личное общение с важными другими, а также, по его мнению, учебно-профессиональная деятельность, тоже стоит в этом ряду. При этом интимно-личное общение и профессиональная деятельность в обязательном порядке должны гармонично сочетаться друг с другом.
Если одна из деятельностей преобладает, запаздывает или опережает в развитии другую, то выводится ряд типов отклоняющегося поведения подростка:
По мнению же А. Г. Асмолова, основываясь на том, что для личности свойственно самой определять деятельность, которая ее определяет, не существует нормативной унифицированной основной деятельности подростка. Ученый считает, что ведущая деятельность не может быть дана подростку, а задается определенным социальным случаем развития, в котором он формируется.