Чернышевский что делать про что

«Что делать?» очень краткое содержание

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

За 5 секунд

А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!

Очень кратко

Родители юной Веры Павловны делают все возможное, чтобы выгодно отдать дочь замуж. Вскоре к девушке начинает испытывать интерес богатый повеса. Вера понимает, что не будет с ним счастлива. К ней на помощь приходит студент-медик Дмитрий Лопухов, который предлагает заключить фиктивный брак. Благодаря этому шагу Вера Павловна получает возможность покинуть отчий дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Совместная жизнь с Лопуховым становится комфортной и приятной для Веры. В основе их отношений лежит личная свобода, равноправие и взаимное уважение. Вера открывает швейную мастерскую нового типа. По сути, это коммуна, где нет хозяев и подчиненных, и все мастерицы заинтересованы в получении максимальной прибыли.

Спустя время Вера влюбляется в лучшего друга Лопухова, доктора Александра Кирсанова. Ее чувства взаимны, но на пути к счастью влюбленных стоит брак Веры. Чтобы освободить жену от обязательств, Лопухов благородно инсценирует самоубийство, а сам уезжает в Америку.

Спустя время Лопухов под именем Чарльза Бьюмонта возвращается в Россию. Он влюбляется в дочь богатого промышленника, и женится на ней. Лопухов-Бьюмонт встречается с Кирсановыми и рассказывает им о своих приключениях. Они начинают дружить семьями, и даже поселяются в одном доме.

Источник

Что делать?

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.

В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьёт молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается её успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват — я одна. » В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих».

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семёновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский — управляющий домом, мать даёт деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалёкая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удаётся кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажёра, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.

К Верочкиному брату Феде приглашён учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюблённый студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учёбу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и тёмного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идёт хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удаётся объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.

Вера Павловна читает книжки, даёт частные уроки, ведёт хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие — швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своём сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из неё могут вырасти колосья. Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из неё ничего путного не вырастает.

У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек — Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов — человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестаёт бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблён в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов — врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова — Рахметов, «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в своё время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать». Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведёт суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьёт вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже весёлою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передаёт Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у неё две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется её жизнью. Он понимает её стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.

Вскоре ей снится четвёртый сон. Природа в этом сне «льёт аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поёт песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей ещё по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: «Недавно появился этот тип и быстро распложается». Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урождённая Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин её. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски — потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они — люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмонта с Кирсановым становится понятно, что этот человек — Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

История создания

Николай Чернышевский в свое время слишком радикально высказался в адрес властвующей верхушки. За это его заключили в Петропавловскую крепость, где он и написал свой роман. Работу автор начал в 1862, а закончил книгу через год. История создания романа «Что делать» была связана с произведением «Отцы и дети» Тургенева, где появился образ нового человека — нигилиста Базарова. Хотя персонаж закончил свою судьбу трагически, ему в противовес Чернышевский создал Рахметова. Его герой обладал таким же складом ума, но при этом занимался делами, а не страдал по Одинцовой.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Для обмана судебной комиссии и слишком бдительных читателей автор ввел любовный треугольник в политический сюжет. Отношениям он посвятил большую часть книги. Чиновники запутались в сюжете и разрешили опубликовать произведение. Обман раскрылся слишком поздно: идея романа «Что делать» стала известной тысячам читателей благодаря журналу «Современник». Запреты оказались бессильными — книга продолжала распространяться уже в виде рукописных копий.

И только в 1905 году власти официально разрешили публиковать произведение. Но на русском языке впервые его напечатали в Женеве еще в 1867 году. Роман оказался значимым для читателей того времени. Ленин говорил, что произведение заставило его по-новому посмотреть на окружающие его вещи.

Литературное направление

Направление и жанр книги отличаются. Произведение «Что делать» относится к социологическому реализму, при этом это утопия. В этом романе тесно связаны настоящие события и вымыслы автора, будущее. Из-за этого читатели восприняли книгу неоднозначно, их пугали перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Роман считается также философско-публицистическим. Автор использует в тексте много скрытых смыслов, тщательно прячет их в любовной линии. Чернышевский не был профессиональным писателем, он просто облек в литературную форму свои мысли о будущем справедливом социальном строе.

В романе рассматриваются философские вопросы, заметен публицистический накал страстей. Беллетристический сюжет только прикрывает истинные мысли автора от придирчивых цензоров. Сам смысл названия романа Чернышевского «Что делать» заключается в том, что произведение является инструкций для революционеров. Писатель подталкивает их к определенным действиям.

Сюжет романа

Действие романа начинается с самоубийства молодого прогрессивно мыслящего человека, которого зовут Дмитрий Лопухов. Он выстрелил в себя, к чему его подтолкнули проблемы в любви и дружественных отношениях. После выстрела он упал в реку.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

В следующей главе появляются главные персонажи. Вера Павловна живет вместе со своей семьей, где бразды правления взяла в свои руки властная и алчная мать. Ее супруг работает в доме богача управляющим. Женщина мечтает выдать дочь замуж за сына этого зажиточного человека, ради этого она согласна даже пожертвовать честью девушки.

Но гордая Вера ищет просвещения и спасения у репетитора своего брата — того самого Лопухова. Парень согласился заключить с ней фиктивный брак и помог девушке сбежать из дома. На самом деле интимных отношений и любви между ними нет, пара живет как брат и сестра.

Муж и жена часто гуляют в компании единомышленников, где Вера знакомится с Александром Кирсановым — лучшим другом супруга. Между ними вспыхивают чувства, но они не позволяют им развиваться. В это время Дмитрий привязывается к своей жене. Она кажется ему интересной и сильной личностью.

Девушка не желает зависеть от него материально, поэтому с помощью друзей открывает швейную мастерскую. Здесь читатель знакомится с описанием образов многих женщин, узнает об обстоятельствах их жизни, проблемах. Каждой из швей приходится бороться за свои права, отстаивать честь.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Дмитрий узнал, что между его супругой и другом особенные отношения. Он уважает и искренне любит Веру, но решает не мешать ее счастью. Лопухов инсценирует самоубийство, но автор намекает, что на самом деле парень уехал за границу.

В день мнимой смерти Дмитрия к Вере пришел Рахметов — идеал революционера. Писатель рассказывает, что этот человек продал все, что у него было ради помощи народу. Именно его характеристика и лежит в основе книги. В финале романа возвращается в город Лопухов. Он воссоединяется с товарищами и продолжает вести прошлый образ жизни.

Характеристика персонажей

Для детального анализа «Что делать» Чернышевского нужно ознакомиться с характерами персонажей романа. Автор изобразил главных героев честными, умными, отзывчивыми, преданными своим идеям. Во главе всех стоит Рахметов — личность с революционной сущностью. Основные персонажи книги:

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Вера Павловна предстает перед читателем как красивая смуглая девушка с темными длинными волосами. В семье она всегда чувствует себя виноватой и чужой, так как ее матери не терпится выдать ее замуж за богатого жениха. Героиня книги спокойна, вдумчива, уравновешена.

Но при этом она может быть хитрой, проявлять силу воли и непреклонность. Хотя она принимала ухаживания, не прекращала хотеть свободы, искала выход из ситуации. Благодаря полученному образованию и хорошим друзьям она преображается внутренне и внешне, несколько раз Вера видела вещие сны. Это девушка нового типа — она занимается собственным бизнесом, развивает свой интеллект.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Интеллигент Александр Кирсанов стал первой любовью брюнетки. Сначала он стесняется своих чувств, ведь Вера — жена его друга. Молодой человек не хочет предавать товарища, он избегает встреч с девушкой. Именно он стал вдохновителем Рахметова на революционное самоотречение. После инсценированной смерти Лопухова Кирсанов поддерживал Веру.

Рахметов до 1917 года был обычным человеком, но позже занялся своим образованием, развивался интеллектуально и физически. Он приблизился к народу, решил закалить характер спартанскими условиями: ел простую еду, спал на войлоке, отказался от дорогой одежды. Рахметов трудился ради счастья других, а сам довольствовался малым.

О таких персонажах приятно читать, ведь они добры, искренни и ответственны. Но последний герой все же возвышается над остальными, он задает им новую планку, заставляет проявлять оптимизм в трудных ситуациях. Рахметов — настоящий революционер, который может повести за собой менее целеустремленных людей.

Тема произведения

В романе «Что делать» раскрыто сразу несколько тем. Автор сделал так, чтобы под любовной линией читатели смогли заметить пути решения политических проблем. Основные темы книги:

Силу воли проявил в книге Рахметов. Он отказался от вредных привычек, богатства, общества красивых женщин. Вместо этого молодой человек посвятил себя решению проблем народа. Любовь в романе открывается с новой стороны. Один из треугольника уступает свою жену другому ради ее счастья. Такое самопожертвование создавалось Чернышевским специально, ведь в реальной жизни люди не уступают друзьям тех, которыми увлечены сами.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Отзывчивость и равнодушие отражаются в поступках Лопухова и матери Веры. Последняя не считалась с дочерью, а думала только о наживе. Дмитрий — чужой девушке человек — озаботился ее судьбой и помог выйти из сложной ситуации. Писатель таким образом разделил старое поколение алчных мещан и новых бескорыстных людей.

Тема революции раскрывается во снах Веры и образе Рахметова. Девушка видит по ночам смысл жизни нового поколения: нужно выводить других из-под влияния тиранов. Счастливое существование заключено в просвещении, новых знаниях, обретении свободы. Молодые люди в книге умны, образованы, они с удовольствием учатся. Но на этом они не останавливаются — Дмитрий, Рахметов, Вера занимаются с другими, помогают им обрести правильный жизненный путь.

Проблематика книги

Для читательского дневника обязательно нужно разобрать проблематику романа. Чернышевский умело составил обзор человеческих мыслей того времени, выстроил события в правильном хронологическом порядке. Он использовал множество приемов для раскрытия сразу нескольких проблем:

Первая проблема, которая освещается в «Что делать», — это положение женщины в обществе. Девушкам приходится выходить замуж по расчету или даже подрабатывать проституцией. К гувернанткам пристают их хозяева, которые остаются за это безнаказанными.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Вера также могла стать жертвой офицера, но ее спас Дмитрий. Он относился к девушке так, что она была равна ему. Это и стало символом независимости женского пола.

Впервые о несостоятельности монархии заговорили декабристы еще в 1825 году. Народ тогда противился таким мыслям, но позже у него проявилась жажда революции. И хотя царская власть пыталась побороть иносказание и инакомыслие, каждое новое поколение становилось все сильнее в своих убеждениях.

Нравственный выбор Чернышевский также описывает в своей книге. Кирсанов разрывается между чувствами к Вере и ответственности перед другом. Лопухов тоже стоит перед выбором — уступить Александру или оставить все как есть. Но все персонажи принимают правильные решения. Автор высмеивает воспитание людей, которые выросли под гнетом монархии. Мать Веры согласна даже на то, чтобы офицер обесчестил ее дочь и женился после этого. Она считает, что более богатые могут управлять бедными, как рабами. Такая ситуация называется социальным неравенством.

Описана в книге и проблема нищеты. Мать в романе из-за материальных проблем начала морально деградировать. Она беспокоится о том, как выжить в сложившейся ситуации, где взять деньги на существование. Ее не интересуют проблемы народа, смена власти и моральные ценности. Таблицу своих духовных потребностей она сократила до минимума, так как на них не остается ни времени, ни усилий.

Роман Чернышевского — это книга для молодежи. В ней описаны персонажи, на которых следует равняться. Произведение «Что делать» можно смело назвать гимном нового человека, желающего решить проблемы своей страны и народа. Согласно автору, настоящий революционер должен жить просто, помогать окружающим словом и делом.

Источник

Краткое содержание «Что делать?»

Всего получено оценок: 2398.

О произведении

Роман «Что делать?» Чернышевский написал в 1862 – 1863 годах. Произведение создано в рамках литературного направления «социологический реализм». Историки литературы относят роман к жанру утопии.

Центральной сюжетной линией книги является любовная история с положительным концом. Параллельно в произведении затрагиваются социальные, экономические и философские идеи того времени, темы любви, отношений отцов и детей, просвещения, важности человеческой силы воли. Кроме того, в романе есть множество намеков на грядущую революцию.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Что делать?». Подробный пересказ по главам будет полезен при подготовке к уроку литературы, для читательского дневника.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Место и время действия

События романа происходят в середине XIX столетия в Петербурге.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

I. Дурак

«Поутру 11 июля 1856 года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции московской железной дороги была в недоумении». Накануне, в 9 часов вечера у них остановился некий господин. Утром он не отозвался. Выломав двери, нашли записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».

II. Первое следствие дурацкого дела

III. Предисловие

Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Вера Павловна выросла в многоэтажном доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Розальские – управляющий домом Павел Константиныч, его жена Марья Алексевна, дочь Вера и «9-летний сын Федя» жили на 4-м этаже. Павел Константиныч также служил в департаменте.

К девушке решил свататься начальник Павла Константиныча, однако слишком долго собирался. Вскоре к Розальским начал ходить хозяйский сын Сторешников, много внимания стал уделять Верочке. Чтобы устроить их брак, Марья Алексевна даже взяла дорогие билеты в оперу в ту же ложу, где был и сын хозяйки с друзьями, они что-то бурно обсуждали на французском. Верочке было неловко и она, сославшись на головную боль, ушла раньше.

Когда на следующий день к Розальским пришел Сторешников, Вера намеренно говорила с ним по-французски, чтобы мать ничего не поняла. Она сказала, что знает: вчера он решил «выставить» ее своим приятелям как любовницу. Вера попросила не бывать у них и поскорее уйти.

Жюли вместе со Сторешниковым приехали к Вере, так как даме нужна была учительница фортепьяно для ее племянницы (но это был лишь выдуманный повод). Жюли рассказала Марье Алексевне, что Михаил заключал с друзьями на Веру пари.

V – IX

Глава 2. Первая любовь и законный брак

Чтобы подготовить младшего брата Веры к поступлению в гимназию, отец нанял медицинского студента Лопухова. Во время уроков 9-летний Федя рассказал учителю все о Вере и ее потенциальном женихе.

III – VI

Марья Алексевна пригласила Лопухова на «вечерок» – на день рождения дочери. На вечере во время танцев Лопухов разговорился с Верой. Он пообещал помочь ей «вырваться из этого унизительного положения», связанного с грядущей свадьбой.

VII – IX

X – XI

Лопухов и Вера знали, что за ними следят. По просьбе Веры Лопухов подыскивал ей место гувернантки. Кирсанов помог найти нужный вариант.

XII. Первый сон Верочки

XIII – XVI

Женщина, к которой Верочка должна была пойти в гувернантки, отказала, так как не хотела идти против воли родителей девушки. Расстроенная Вера думала о том, что если будет совсем тяжело, то она выбросится в окно.

XVII – XVIII

Вера и Дмитрий решают пожениться, обсуждают дальнейшую жизнь. Девушка хочет зарабатывать собственные деньги, чтобы не быть рабой мужа. Она хочет, чтобы они жили как друзья, у них были отдельные комнаты и общая гостиная.

XIX – XIX

Пока у Лопухова были дела, Вера жила дома. Как-то она вышла с матерью до Гостиного двора. Неожиданно девушка сказала матери, что повенчалась с Дмитрием Сергеичем, села к первому попавшемуся извозчику и сбежала.

XX- XIV

За три дня до этого они действительно повенчались. Лопухов договорился, чтобы их повенчал его знакомый Мерцалов. Он вспомнил, что в церкви целуются и, чтобы там не было слишком стыдно, они поцеловались заранее.

Сбежав от матери, Вера поехала в найденную Лопуховым для них квартиру. Лопухов сам съездил к Розальским и успокоил их относительно случившегося.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

«Дела Лопуховых шли хорошо». Вера давала уроки, Лопухов работал. Хозяева же, у которых жили супруги, были удивлены их укладом: как будто они не семья, а брат и сестра. Лопуховы входили друг к другу только стучась. Вера же считала, что это только способствует крепкому браку и любви.

III. Второй сон Веры Павловны

Затем приснилась ей мать. Марья Алексевна со злобой в голосе говорила, что заботилась о куске хлеба для дочери и, если бы она не была злой, дочь не была бы доброй.

«Мастерская Веры Павловны устроилась». У нее сначала было три швеи, которые затем нашли еще четырех. За три года их мастерская только развивалась и расширялась. «Года через полтора почти все девушки уже жили на одной большой квартире, имели общий стол, запасались провизиею тем порядком, как делается в больших хозяйствах».

V – XVIII

Как-то после прогулки Дмитрий Сергеич сильно заболел воспалением легких. Кирсанов с Верой дежурили у постели больного, пока тот не выздоровел. Кирсанов был уже давно влюблен в Веру, поэтому до болезни друга очень редко бывал у них.

XIX. Третий cон Веры Павловны

ХХ – XXI

XXII – XXVIII

XXIX – XXX

Глава 4. Второе замужество

I – III

Берлин, 20 июля 1856. Письмо Вере Павловне от «отставного медицинского студента» в котором он передает слова Дмитрия Сергеича. Лопухов понимал, что их отношения с Верой уже не будут такими, как прежде, размышлял над своими ошибками и говорил, что его место должен занять Кирсанов.

IV – XIII

Чтобы быть равной мужу во всем, Вера занялась медициной. На тот момент еще не было женщин-медиков и для женщины это было делом компрометирующим.

Вера и Александр отмечают, что со временем их чувства только становятся сильнее. Кирсанов считает, что без жены он бы давно перестал расти в профессиональной сфере.

XVI. Четвертый сон Веры Павловны

Проводница Веры сказала, что царства тех цариц падают, и теперь пришло ее время. Вера понимает, что проводницей и новой царицей является она сама. Проводница говорит, что ее можно выразить одним словом – равноправность. Вера видит во сне Новую Россию, где люди счастливо живут и трудятся.

XVIII

Письмо Катерины Васильевны Полозовой. Она пишет, что познакомилась с Верой Павловной и в восторге от ее мастерской.

Глава 5. Новые лица и развязка

II – V

Когда Кате было 17 лет, она неожиданно начала худеть и слегла. Как раз за год до венчания с Верой Кирсанов был среди врачей, которые занимались здоровьем Кати. Александр догадался, что причина нездоровья девушки – несчастная любовь.

Полозов был категорически против брака дочери с Соловцовым: считал, что лучше пусть она умрет.

VI – VIII

Полозов решил продать стеариновый завод и после длительных поисков нашел покупщика – Чарльза Бьюмонта, который был агентом лондонской фирмы Ходчсона, Лотера и К.

XI – XII

Полозов пригласил Бьюмонта на обед. Во время беседы Катя высказалась, что хочет заниматься каким-то полезным делом. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, но после рассказать о том, как обстоят ее дела.

XIII – XVIII

Бьюмонт стал очень часто бывать у Полозовых. Полозов считал его неплохой партией для Катерины. Катерина и Чарльз полюбили друг друга, однако не проявляли своей страсти, были очень сдержаны.

Чарльз сделал Катерине предложение, предупредив, что уже был в браке. Девушка поняла, что это была Вера. Катерина дала ему согласие.

XIX – XXI

На следующий день Катерина поехала к Вере и сказала, что познакомит ее со своим женихом. Кирсановы, узнав, что это Лопухов, очень обрадовались (Дмитрий инсценировал самоубийство, изменил имя, уехал в Америку, но вот вернулся). «В тот же вечер условились: обоим семействам искать квартиры, которые были бы рядом».

XXIII

Глава 6. Перемена декораций

«- В Пассаж! – сказала дама в трауре, только теперь она была уже не в трауре: яркое розовое платье, розовая шляпа, белая мантилья, в руке букет». Она ждала этого дня более двух лет. Но, автор, не желая продолжать, заканчивает свое повествование.

Чернышевский что делать про что. Смотреть фото Чернышевский что делать про что. Смотреть картинку Чернышевский что делать про что. Картинка про Чернышевский что делать про что. Фото Чернышевский что делать про что

Заключение

Главная героиня книги, Вера Павловна, предстает не обычной для того времени женщиной. Она решается пойти против воли родителей, не боится осуждения общества, открывая свои мастерские, а затем и становясь медиком. Она вдохновляет других женщин и окружающих людей на саморазвитие, служение общему делу.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Что делать?», а прочесть роман Чернышевского в полном варианте.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *