Черный квадрат малевича в чем секрет
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
А мы же уже с вами обсуждали, что «Черный квадрат» Малевича — это плагиат, во буквально на днях пришла новость, подтверждающая это. Вот что пишут:
Под картиной «Черный квадрат» Казимира Малевича из Третьяковской галереи обнаружили второе изображение. Об этом сообщает телеканал «Культура». Сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина выяснила, под «Черным квадратом» скрываются два цветных изображения.
«Было известно, что под изображением «Черного квадрата» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре (трещинах краски), – это протосупрематическая композиция», – рассказала Воронина. Открытие было сделано чуть больше месяца назад.
Так, в рентгеновских лучах на «Черном квадрате» хорошо видны очертания другой картины Казимира Малевича. Под микроскопом также заметно, что сквозь кракелюр «Черного квадрата» просвечивает другой красочный слой.
Авторы исследования (помимо Ворониной, это специалисты ТГТ Ирина Рустамова и Ирина Вакар) рассказали и о другом своем открытии. Они за исключением трех букв расшифровали надпись на «Черном квадрате», которую считают авторской. По мнению музейщиков, фраза звучит как «Битва негров в темной пещере». Она отсылает к полотну, написанному в 1882 году французским писателем Альфонсом Алле, под названием «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
Черный квадрат символизирует собой завершение эпохи живописи, которая на протяжении веков являлась способом запечатлеть окружающий мир таким, какой он есть — в портретах, пейзажах, натюрмортах. Но с появлением фотографии, которая позволяет быстро и точно зафиксировать мир «как есть», а главное позволяет сделать это каждому, не требуя умения рисовать — функция живописи по изображению реального мира завершилась. И черный квадрат — своеобразная точка в реалистичной живописи, отражающей окружающий мир. Черный кадр, похожий на засвеченную фотопластину.
В 2015 году «Черному квадрату» исполняется 100 лет. Об открытии других изображений было объявлено на конференции, посвященной этой дате. В настоящее время в Третьяковской галерее проходит выставка «Под знаком Малевича», на которой собраны около ста графических работ и эскизов художника и его последователей.
«Черный квадрат» Малевича. В чем смысл?
Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Впервые «Черный квадрат» Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась «черный прямоугольник на белом фоне». Позже название было изменено на «квадрат», несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы.
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам».
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы»
Хуан Грис «Человек в кафе»
Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века.
Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году
За ним в 1843 году последовали
Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов —
«Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник.
Альтернативные мнения, достойные внимания (из разных источников):
— Некоторые товарищи утверждают, что это пиксель (в шутку, конечно). Пи́ксель (англ. pixel— сокращение от pix element, в нек. ист. piсture cell) — наименьший элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике. То есть любые рисунки и любые надписи, которые мы видим на экране при увеличении состоят из пикселей а Малевич был в чем-то провидцем.
— Личностное «прозрение» художника.
Чёрный квадрат Малевича оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Вращая квадрат по кругу, Малевич получил геометрические фигуры креста и круга. При вращении по оси симметрии, получил цилиндр. Плоский элементарный, с виду, квадрат содержит не только и другие геометрические фигуры, но может создавать объемные тела. Черный квадрат, облаченный в белое обрамление, есть ничто иное, как плод прозрения творца и его размышлений о будущем искусства. (С)
— Эта картина, несомненно, есть и будет таинственным, притягательным, всегда живым и пульсирующим объектом человеческого внимания. Она ценна тем, что имеет огромное количество степеней свободы, где теория самого Малевича является частным случаем объяснения этой картины. Она обладает такими качествами, наполнена такой энергией, что дает возможность объяснять и интерпретировать ее бесконечное количество раз на любом интеллектуальном уровне. И главное, провоцировать людей к творчеству. По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество книг, статей, прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество.
__________________________________________________
п.с. Если присмотреться, то сквозь кракелюры краски виднеются другие тона и цвета. Вполне возможно, что под этой темной массой и была картина, но все попытки просветить чем-то эту картину не завершились успехом. Безусловно только то, что там есть какие-то фигуры или узоры, длинная полоса, что-то очень нечеткое. Что вполне может быть не картиной под картиной, а просто нижним слоем самого квадрата и узоры могли образоваться в процессе рисования 🙂
А какая идея наиболее близка вам?
Чёрный квадрат Малевича Тайна символа. Супрематизм
1. Когда Казимир Малевич написал «Чёрный квадрат», он был потрясён настолько, что, по его словам, он несколько суток не мог есть и спать.
Супрематические картины — практически оторванная от реального мира беспредметная живопись, основанная на энергетике цвета и простейших геометрических фигурах, т.н. акт «чистого творчества».
И цвет, и фигуры, казалось бы, реально ничего не выражают, они лишены смысла, превращены в непонятные символы. Но именно поэтому они в обход разума и сознания сильнейшим образом воздействуют на подсознание зрителя, то есть внедряют в него определённые чувства и установки, по сути, зомбируют человека. Каким образом.
Всё дело в символах.
2. Символ – это знак некой идеи и цепь её образов в иных мирах
Изображая какой-либо символ или используя его в своей жизни, мы вольно или невольно активируем всю цепь образов, явлений, энергий и сил Божественных или демонических, связанных с этим символом, и вовлекаем их в свою жизнь.
И в ответ к нам через символы идут сигналы, информация и мощные силы и энергии, положительные или отрицательные, в зависимости оттого какие символы мы используем и с какими мирами соединяемся.
Посмотрим, с какими Мирами соединён Чёрный квадрат Малевича, дыханием каких духов пронизан и какими энергиями он воздействует на зрителя.
3. У большинства народов мира и во многих религиях
Но может быть мы всё слишком «демонизируем», и это просто невинные творческие эксперименты художника?! )
Что ж, проанализируем «философское» обоснование Супрематизма и «Чёрного квадрата», приводимое Казимиром Малевичем.
4. 1) Свою «философию Супрематизма» Малевич изложил к 1927г. Он пишет, что С. — это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума.
(С.Л.) Разум отключен, когда отключено сознание и человек воспринимает информацию Сверхсознанием или подсознанием.
Возникают естественные вопросы: На что же действует С. искусство? На Сверхсознание, связанное с Божественным миром, или на подсознание, связанное с миром инстинктивно-животным и демоническим? К какому миру через С. картины подключается человек – к Божественному или инфернальному (миру падших духов)?
2) К. Малевич пишет, что искусство, расставшись с миром образов и представлений подошло к пустыне, наполненной «волнами беспредметных ощущений», и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. Малевич признается, что ему самому стало жутко от открывшейся бездны, но он шагнул в нее, чтобы освободить искусство от тяжести и вывести его на вершину.
(С.Л.) Противоречие, если он «шагнул в бездну», то он пал в её глубины вместе со своим искусством)), ибо в какой духовной бездне находится автор, в той же бездне его искусство. О какой «вершине в бездне» может идти речь?
3) В этом своем почти мистико-художественном погружении в «пустыню» всесодержащего и изначального Ничто (за нуль бытия) он ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира — она совершенно беспредметна, безлика, без-образна и может быть выражена только «чистым ощущением». ====
(С.Л.) Погружаясь в бездну и пустыню «Ничто», невозможно ощутить сущность, но можно обнаружить беспредметную, безликую, без-образную тёмную энергию и такие же силы.
Истинная Сущность только в БОГЕ и выражает себя в Ипостасях, которые являют себя в Ликах. И всякая иная сущность имеет, с разной степенью выраженности, образ Божий. И только зло, само по себе, сущности не имеет, оно безОбразно и безобрАзно.
Божественный, ангельский и демонический мир не имеют =видимой формы предметного мира=, однако это не значит, что не имеют с ним ничего общего и не могут себя в нём явственно, видимо проявлять. Напротив, это происходит постоянно.
Тем более странно было бы предполагать, что Божественная сущность не может являть себя в Ипостасях, Образах и Ликах. Но эти Образы никак не связаны с бездной и пустыней, с которой М. ассоциирует сущность.
3) «Супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения. Супрематизм это тот конец и начало, когда ощущения становятся обнаженными, когда Искусство становится как таковое без-ликое». И если сама жизнь и предметное искусство содержат только «образы ощущений», то беспредметное искусство, вершиной которого является С., стремится передать только «чистые ощущения».
Но как такими скудными, земными средствами – примитивными формами и цветом можно передать ощущение близости БОГА, Его любви, благодати? Как?
Это возможно сделать только через Лики ХРИСТА, Пресвятой Богородицы, Святых, через образ истинно верующего человека. Любое высокое чувство и ощущение можно передать только через лик личности.
4) Изначальный первоэлемент С. — черный квадрат на белом фоне — по Малевичу «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия».
5) В С. теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность и безобразность.
(С.Л.) Беспредметность не значит безликость и безобразность, но все три определения – характеристика падших духов, не имеющих ликов и истощивших во зле Образ БОЖИЙ, присущий в разной степени каждой твари.
6) С. означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм (=образов=ликов), а во «второй крестьянский период» (к. 20 — нач. 30-х гг.) — условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» — цветными или белыми пятнами вместо лиц (без-ликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух С.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном квадрате». И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов.
На С. полотнах Малевича изображение человеческих фигур без лиц, вместо которых цветные пятна, по сути, нЕлюдей и нежити, как манифест отрицания человека, несущего в себе образ БОЖИЙ и Лик ХРИСТА.
Куда уж яснее и явственнее показано под чьим влиянием находился Малевич и из каких бездн ада возникло это направление – супрематизм.
7) «Черный квадрат» называют иконой С., но «Без-ликие» крестьяне основателя С. могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат».
Бес-предметное искусство, претендующее на «духовность», но являющее собой явную бес-духовность молится на «икону» бездны ада и демонического мира, поклоняется им и исполняет функции, заложенные врагом рода человеческого, «человекоубийцей от начала» в своё порождение – супрематизм.
Для сравнения, Иконы ХРИСТА, Пресвятой Богородицы, Святых, Ангелов, написанные по вдохновению Святого Духа, являются окном в Царствие БОЖИЕ и на каждого, кто с благоговением молится перед ними, они изливают Небесный Свет и БОЖИЮ Благодать.
6. А что вообще скрывается за символами, энергетикой формы и цвета? Так ли безопасны эксперименты с символикой, энергиями, цветом и формой? И что они нам предлагают?
Всё не так просто. Не бывает «чистого творчества» вне духовно-нравственной основы. Творчество основано либо на духовности сверхсознания и несёт в себе духовно-нравственное начало и Божественный Свет, либо оно как ядовитые пары ада поднимается из мрачных глубин подсознания или бездны и несёт в себе бес-духовность, распад и разложение.
Примечания
*Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт т.н. «чистого творчества».
***Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа о Чёрном квадрате Малевича написал в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер.»
Что означает раскрытие тайны «Черного квадрата» для истории искусства
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1914-1915. Холст, масло. 79,6 x 79,5. Третьяковская Галерея, Москва
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили, что картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, где ранее содержались два изображения. Кроме того, искусствоведам удалось прочитать авторскую надпись на живописной работе.
«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два.
И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина.
Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской.
Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».
Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.
«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть в экспозиции», — пояснила Воронина.
«Черный квадрат» — самое мифологизированное произведение изобразительного искусства XX века. Его интерпретации неисчислимы. Безусловно одно: картина воспринимается как эстетический манифест целого поколения художников и как символ важнейшей эстетической эпохи.
Сам Малевич на вопросы о значении и смысле «Квадрата» отвечал, что называется, уклончиво. Говорил, что сам не ожидал такого эффекта и не вполне ясно понимает, что все это может значить.
Некоторых исследователей эти слова натолкнули на мысль о сверхъестественном, мистическом происхождении живописного символа.
Однако считается, что впервые изображение черного квадрата появилось у Малевича в 1913 году в эскизах декораций к постановке футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». В 1915-м квадрат был представлен в виде законченного живописного полотна в ряду других геометрических работ, которые, в общем, ознаменовали появление нового художественного направления — супрематизма.
Работы впервые были обнародованы на футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.
Супрематические картины Малевича занимали там отдельный зал, а «Черный квадрат» висел в так называемом красном углу — том месте комнаты, где в русских избах держали иконы.
Последнее обстоятельство было многими критиками и журналистами воспринято как вызов и подкоп под нравственные основы. Впоследствии многие скептики пытались объяснить «Черный квадрат» прагматически — тем, что художник что-то писал на холсте, не задалось, и он закрасил изображение так, как ему в тот момент пришло в голову.
Этой смелой гипотезе, впрочем, противоречит тот факт, что Малевич неоднократно делал авторские повторения «Квадрата». Сегодня нам известно о четырех повторениях: два хранятся в Третьяковской галерее, одно — в Русском музее, еще одно — в Эрмитаже.
Таким образом, по-видимому, нынешняя находка искусствоведов из ГТГ важная для истории шедевра Малевича, но ровно ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию картины. Разве что прямая
авторская отсылка к французскому юмористу Альфонсу Алле, обнаруженная на холсте 1915 года, позволяет отнестись ко всему проекту Малевича с большей легкостью.
Имя Алле, конечно же, в связи с Малевичем звучало и раньше. Его четыре работы 1882–1883 годов, представляющие собой синий, черный, белый и красный прямоугольники с названиями вроде «Первое причастие страдающих анемией девушек в снегу», были показаны на выставках «Отвязанного искусства». В связи с Малевичем это все часто вспоминали, но было не вполне ясно, как шаловливая французская затея относится к монументальному российскому символу нового искусства. Теперь, по-видимому, можно воспринимать искания русских авангардистов, в частности, и как отклик на французские штучки.