Черный монах кратко о чем
Краткое содержание Чехов Чёрный монах
Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой. Она проживает вместе со своим папой, с главным героем они знакомы еще с ранних лет.
Автор увлеченно рассказывает о жизни отца и дочери, о том, как они занимаются работой в саду. Оказывается, Татьяна уже несколько лет влюблена в Андрея Васильевича и довольно серьезно настроена относительно его персоны. У Коврина тоже зародилось некое чувство к девушке, но он относится к этому, как к небольшой, ничего не значащей интрижке.
В один из вечеров Коврин рассказал девушке весьма странную историю о существовании некого черного монаха, который однажды появился на Земле и в скором времени должен объявиться вновь. После этого разговора наш главный герой в действительности увидел черного монаха, но это не произвело на него колоссального впечатления и он, как ни в чем не бывало, принялся заниматься своими делами.
Тем же вечером отец девушки стал предлагать Коврину жениться на дочери. После этого разговора к Коврину вновь наведывается черный монах. Он говорит ему о том, что он лишь плод его воображения. Монах говорит о том, что Андрей Васильевич избран Богом и имеет уникальную возможность служить в правде. Он убеждает его в том, что Коврин поистине гениален.
Главный герой готовится к свадьбе, периодически он общается с черным монахом. После переезда в город во время очередного разговора с несуществующим собеседником он обнаруживает, что Татьяна все слышит. Она понимает, что ему необходима квалифицированная помощь. Она отправляет Коврина на лечение.
После прохождения лечения он перестал общаться с невидимым другом, но при этом он расстался с Татьяной, и жизнь его стала скучна и однообразна. Он нашел себе другую женщину – Варвару Николаевну, которая безмерно любила его, как собственное дитя. в один из вечеров в Севастополе он читает письмо от Татьяны, которая извещает его о смерти отца. В этом она винит Коврина. Он, не понимая, что происходит, отправляется на балкон, вновь видит черного монаха и умирает.
Главная мысль
Данный рассказ призывает читателя с трепетом и вниманием относится к собственному психологическому состоянию. Ведь черный монах – это всего лишь воображение, плод больной фантазии. Ошибка главного героя в том, что он культивировал в себе свое же сумасшествие, тогда как он нуждался в незамедлительном лечении и помощи.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов. Все произведения
Чёрный монах. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В «Шахнаме» описывается то, как иранский царь Хушанг обнаружил, как можно извлечь огонь с помощью камня. Так же он научил людей выковывать из железа полезные вещи, орошать землю, изготавливать для себя одежду из шкур зверей.
В конце весны у одной оленихи родился маленький малыш, и назвала она его Бэмби. Летом она старалась познакомить и приспособить его к жизни в лесу. А когда он немного повзрослел, то они вместе отправились на поляну
Творчество Оскара Уайльда относится к концу XIX века. Оскар был очень талантливым и остроумным писателем. Первые годы его творчества связаны только с поэзией. Когда ему исполняется 28 лет
События происходят на окраинах Нижнего Новгорода в XV веке. Всему городу стало известно, что на другом берегу Оки проживает молодая красивая вдова Настасья, которая прекрасно принимает гостей
В небольшом королевстве проживал молодой принц. На могильном месте отца пророс необычайной красоты один цветок розы. И вот этот, источающий дивный аромат цветок, и соловья и послал принц императорской дочке.
Краткое содержание «Черный монах» Чехова
Краткое содержание «Черный монаха» А. Чехова пригодится для читательского дневника и подготовке к уроку литературы. Произведение рассказывает о жизни и сумасшествии одного гения, который страдал раздвоением личности. Философско-мистическая повесть была опубликована автором в 1894 г. на страницах издательства «Артист».
История написания
Российского писателя знают во всем мире как автора коротких аллегорических сочинений и человека, который исследует многообразие человеческой сущности. В последних рассказах отчетливо просматривается его интерес к онтологической тематике (онтология — учение в философии о закономерностях, структурной составляющей и взглядах на жизнь). Она очень ярко показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в произведениях:
Основная идея
Автор отмечал, что его повествование посвящается мании величия. Главный персонаж — работящий и образованный, он с удовольствием делает свою работу. Андрей Васильевич выделяется среди остальных, его считают гением, но не могут по-настоящему оценить и признать его талант. В этом непризнании и состоит трагедия Коврина. В обществе, где нет здоровой конкуренции, стимула к совершенствованию, развивается ковринский синдром.
Монах выступает в роли доппельгангера, он символизирует раздвоение личности. В этом случае можно также вспомнить Достоевского с его произведением «Двойник», в котором неудачливый советник Голядкин встречает собственную воображаемую копию. Она имеет такие качества характера, которые робкий Голядкин не может выпустить из своей души.
Монах в произведении озвучивает то, о чем все время думает Коврин, но не может этого сказать. Таинственный человек убеждает главного героя, что он избранник божий и лучше других людей. Также он заставляет Коврина поверить, что люди с нормальным сознанием — это стадо. У гениев собственный взгляд и миропонимание, которое стадо называет «сумасшествием».
Рассказ о Коврине сильно схож с христианской притчей о Св. Антонии, которого постоянно хотел искусить Сатана. Но Антоний противостоял этому. Персонаж Чехова умер гордо, он убежден, что избран Богом.
Анализ произведения
В процессе анализа отдельное внимание нужно уделить композиции повести, которая выглядит следующим образом:
Чехов мог бы оставить свое произведение незаконченным, дав надежду, что у всех героев получится реабилитироваться после разрушительной катастрофы. Но перед окончанием рассказа возникает монах и увлекает Коврина в адскую пропасть.
Это произведение призывает читателей трепетно и с большим вниманием отнестись к своему психическому здоровью. Поскольку черный монах только воображение, это плод нездоровой фантазии. Ошибка Коврина в том, что этот персонаж культивировал в себе уже это сумасшествие, но ему просто лишь требовалась незамедлительная помощь врачей.
«Черный монах» — краткое содержание повести А.П. Чехова
Краткое содержание «Черного монаха» Чехова рассказывает о жизни и сумасшествии одного непризнанного гения, который страдал манией величия. Философское и мистическое произведение является тринадцатой повестью Антона Павловича, изданной автором в 1894 г. на страницах журнала «Артист».
История написания
Антона Павловича Чехова знают во всем мире как автора небольших аллегорических произведений и писателя, который исследует многообразие человеческой натуры. Но в поздних рассказах отчетливее можно заметить интерес писателя к онтологической тематике (онтология — учение в философии закономерностях, структурной составляющей и принципах бытия). Ярче всего она показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в пьесах:
Повесть была написана в подмосковном доме в Мелихово (сейчас здесь расположен самый крупный дом-музей Чехова) в 1893 г. Создавая «Черного монаха», автор, как обычно, делился своими мыслями с друзьями. Он пишет письма Гольцеву, Лейкину, Суворину, рассказывая о некоторой любопытной «повестушке в несколько листов». Сам писатель говорил, что идея повести ему приснилась.
Когда работа была закончена, все издатели наперебой начали заманивать Чехова в свой журнал. Поэт выбрал «Артиста» — издательство, которое специализировалось на театральной теме. Позднее, уже в XX веке, эту повесть ожидала насыщенная экранная и театральная судьба.
Театр и кино
Первый кинофильм по сюжету популярного произведения Чехова был снят в 1987 г., его режиссером был Иван Дыхнович. Роль Коврина в фильме играл актер Станислав Любшин, Песоцкого сыграл Петр Фоменко, Таню — Татьяна Друбич.
В 1995 г. на телевизионные экраны выходит одноименный спектакль режиссера Сергея Десницкого, также он сыграл в телеспектакле одного из главных персонажей. Через четыре года «Черного монаха» с успехом поставили на сцене столичного ТЮЗа. Главным режиссером стал Кама Гинкас. Персонажа Коврина в спектакле играл Сергей Маковецкий. Главная роль в «Черном монахе» досталась Игорю Ясуловичу. Образ старика Песоцкого воплотил на сцене актер Валерий Баринов. Татьяну сыграла Юлия Свежакова.
Содержание повести
Андрей Васильевич Коврин — умный человек, магистр и автор научно-публицистических докладов. Он ведет безрадостную жизнь в городке. Ему приходится много трудиться, постоянно писать и читать, он все время курит и пьет вино. Врачи диагностируют у Коврина нервное расстройство и рекомендуют поехать в тихую деревушку, чтобы побыть подальше от городской суеты и поближе к природе.
В поместье Борисовка проживает престарелый Егор Песоцкий — бывший опекун Коврина, вырастивший его как собственного сына. Он постоянно живет в деревенском домике. В его жизни существует лишь несколько радостей: бывший воспитанник Коврин, дочь Татьяна и сад. Сад старику заменяет малое дитя. Целые дни он заботится о нем и даже не заснул ночью, когда с яблонями случилось несчастье и их необходимо было спасти от стихии.
Татьяна Песоцкая — привлекательная, утонченная и юная девушка. Из-за отца ей пришлось жить в деревне. Она просто умирает от скуки, поскольку старик только и говорит о своем саде. Приезд Коврина стал для нее глотком воздуха в деревенской глуши. Когда Коврин видел девушку в последний раз, она была очень маленькой. Сейчас же Таня превратилась в привлекательную девушку. Между ними завязываются отношения. Егор Песоцкий рад этому — лучшую пару для Тани в деревне не найти.
Песоцкие — приземленные, беззастенчивые, простые люди. Другое дело — утонченная натура Андрея. Старик все время говорит Татьяне о том, насколько умный и талантливый Коврин, насколько далеко этот человек может пойти. Андрей Васильевич относится с любовью к Песоцким и их деревенскому домику, но все вокруг ему кажется довольно примитивным, здесь нет достойного собеседника. Неожиданно главный герой встречает Черного монаха.
Коврину давно известно предание о Черном монахе — загадочном страннике, который обошел весь мир. Он может ходить по воде, летать над горами, пронизывать атмосферу и исследовать космические просторы. В один день этот мистический человек предстает перед Ковриным в саду у Песоцких.
Монах говорит Андрею Васильевичу, что является гением и избранным, а возможность видеть его — не нервный стресс, а величайшее дарование, которое может даваться только лучшим из людей. Коврин верит монаху, также он уверовал в себя и свою уникальную способность. Ежедневно он встречается со своим новым другом, долго разговаривает и очень счастлив от этого.
В один из дней Таня, которая к тому времени уже стала супругой Андрея Васильевича, проснулась среди ночи и увидела, что ее муж ведет разговор с пустым стулом. Испуганная женщина обращается к врачам. Общими силами Коврина уговаривают пройти реабилитацию в психиатрической больнице. Призрак покидает Андрея Васильевича, однако одновременно с этим уходят радость и счастье. Супруг начал обвинять Татьяну в том, что она заставила его лечиться и нарушила хрупкий, но устойчивый мир. Из-за скандалов они разводятся.
Не выдерживает этого удара престарелый Песоцкий. Он сильно заболевает и скоро умирает. О его смерти Андрей Васильевич узнает из письма Татьяны, наполненного проклятиями и негодованиями. Коврин вместе с новой супругой Варварой Петровной отправляется на отдых, поскольку тоже тяжело заболел. Он выходит подышать и опять видит монаха. Тот упрекает его за недоверие, но добродушно дает еще один шанс, поскольку Коврин является избранным. На лице героя появляется улыбка, он не чувствует, что из горла идет кровь. Он ощущает счастье и умирает.
Идея произведения
Автор говорил, что его произведение посвящено мании величия. Главный персонаж повести работящий и талантливый, он делает свою работу и получает от нее удовольствие. Андрей Васильевич выделяется среди остальных, его считают гением, но, к сожалению, не могут по-настоящему оценить и признать его талант. В этом непризнании заключается трагедия Коврина. В обществе, где нет здоровой конкурентоспособности, стимула к какому-то совершенствованию, появляется ковринский синдром.
Монах в этом случае играет роль доппельгангера, олицетворяющего раздвоение личности. Здесь можно вспомнить, к примеру, «Двойника» Достоевского, где неудачливый чиновник Голядкин встретил свою воображаемую копию. Она имела такие же качества характера, которые несмелый Голядкин не смог выпустить из глубины собственной души.
Призрак в повести озвучивает то, о чем постоянно думает гений, но не решается сказать. Таинственный монах убеждает его, что он избранный, лучше остальных. Помимо этого, он заставляет Коврина верить, что люди с нормальным сознанием являются стадными животными. Гении имеют собственный взгляд и мировоззрение, которое животные называют «сумасшествием».
История Коврина напоминает христианское предание о Св. Антонии, которого много раз пытался искусить дьявол. Но Антоний противостоял этому. Главный персонаж Чехова умирает гордо, он уверен, что является избранным.
Анализ композиции
Во время анализа произведения отдельное внимание нужно обратить на композицию повести. Она выглядит так:
Писатель мог бы оставить повесть незаконченной, дав хоть немного надежды на то, что у главных персонажей получится восстановиться после катастрофы. Но перед окончанием повествования дьявольской молнией на небе возникает монах и увлекает Коврина в адскую пучину.
Краткое содержание «Чёрный монах»
Действующие лица в книге «Чёрный монах»
Читать «Чёрный монах» в кратком содержании
Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать свое хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочередно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез занимает его.
В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха — мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере. Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло. После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.
Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает черный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Радостно возбужденный Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.
Идет подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошел с ума.
Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. ».
Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь. Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года — Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребенком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он — посредственность. Выходит на балкон и видит черного монаха. «Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь. Зовет Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».
О повести Чехова Черный Монах
Обычно Чехов воспринимается как писатель, исследующий человеческие души. Этот взгляд весьма распространен и доказательству такого положения дел посвящен весьма солидный пласт критики. Однако представляется, что основной темой в творчестве «позднего» Антона Павловича было вовсе не изучение человеческих характеров, их взаимоотношений, а онтологические вопросы. Это становится особенно явным, если из всех его поздних произведений выделить наиболее яркие, и проанализировать их с точки зрения предложенной тезы. Конечно, в первую очередь обращают на себя внимание повесть «Черный монах» и четыре «звездные» пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Попробуем взглянуть на них с точки зрения философии, которая будет для нас той нитью, держась за которую можно надеяться выйти на единый уровень понимания Мастера.
1. Первой работой Чехова из выделенного квинтета была повесть «Черный монах». Здесь он спорит с Гегелем, который, вслед за Фихте, считает, что противоположности, сливаясь, дают некий новый синтез, т.е. возникает некий жизненный рывок. Чехов же утверждает, что противоположности должны находиться на некотором почтительном расстоянии друг от друга, иначе, в случае их объединения, они гасят друг друга, порождая несчастия и жизнеотрицание. Очевидно, на эту тему Чехова натолкнули современные ему споры символистов относительно возможности или даже необходимости создавать такие художественные вещи, в которых форма и содержание составляли бы одно целое. В общем-то, можно сказать, что эти стремления не лишены смысла, поскольку в прекрасном произведении и вправду все настолько гармонично, что эти две его ипостаси сливаются в одно целое и возникает ощущение их неразличимости. Но ощущение – это одно, а истинное положение вещей – другое. И если даже допустить, что форма и содержание в идеале должны слиться в одно целое, то все равно остается вопрос о том, как эту слитность обеспечить. В нем неявно слышится исходное различие этих форм, на чем и настаивается в «Черном монахе». Причем важно, что исследуемый вопрос распространяется значительно дальше частной проблемы «правильного» построения произведений искусства. Конечно, Чехова в первую очередь интересует человеческая жизнь в ее осмысленности и в ее оформленности. И оказывается, что смысл жизни отличается от ее формы (способа проживания).
Действительно, герой рассказа Коврин в начале повествования занимается психологией и философией. Это дело ему нравится и он счастлив в своей работе. Но что значит заниматься философией? Это вовсе не означает «эфемерность Дела, которому посвятил себя почти дематериализованный человек мысли – Коврин», как это считает М.И. Гореликова [1]. Быть философом – значит быть в состоянии рефлексии и постигать внутреннюю сущность вещей. Любому настоящему философу это очевидно. Коврин обращен в себя, и с точки зрения структурного анализа произведения он олицетворяет собой рефлексию, или иначе – содержание. В этом смысле он, конечно, не человек, и тем более не материален, так что указание Гореликовой о его «дематериализации» имеет некоторую подоплеку. Однако следует иметь в виду, что не-материальность Коврина у Чехова не несет какого-то отрицательного подтекста. Тем более что читатель встречает героя рассказа в положительном свете и никакого негатива не видит. Не-материальность – это не эмоциональный окрас, а абстрактная сущность Коврина, напоминающая скорее элемент в математической формуле и играющая роль логической встроенности в каркас произведения лишь постольку, поскольку все произведение воспринимается в первую очередь как способ экспликации мысли, а не сгусток выплеснувшихся эмоций.
Подтверждение того, что герой обозначает собой ни плохую, ни хорошую, а просто рефлексию (содержание), видно из дальнейшего повествования. Когда он видит видение в форме черного монаха, то с очевидностью обнаруживает внутреннюю сторону самого себя – ту сторону, которая есть смыслополагаемое Я. Поэтому разговор Коврина с черным монахом есть не что иное, как общение его с самим собой, так что все ответы монаха оказываются для него знакомыми, а все действительно неясные вопросы к монаху оказываются без ответа и, более того, они уводят этого монаха из видимого взора, растворяют его, превращают из видимого-понимаемого Я в невидимое Я, относительно которого можно лишь догадываться о его наличии где-то вблизи.
Отметим, что ряд критиков также считают Черного монаха вторым Я, другим Я и проч. [1, 2]. Но раз так, то с их стороны совершенно естественно было бы признать способность Коврина к видению сущностных сторон самого себя, что наделило бы его особенным качеством – качеством сущностного видения. Герой должен бы оказаться способным видеть сущность, а это не каждому дано. Тем более что, как удачно заметил тот же В.Я. Линков, для Чехова «нервность» сродни таланту. Получается, рефлексивный и «нервный» герой талантлив, причем его талант, очевидно, заключается в способности к рефлексии. Тогда какую трагедию жизни без смысла увидел в рассказе Линков, не ясно. Другое дело, что Коврин отказался от своего таланта – это, конечно, трагедия. Но тогда эта трагедия обусловлена вовсе не тем, что будто бы у него не было смысла. На деле этот смысл у него был и заключался в за-нятии любимым делом – философией, от которого никому вреда не было. Или, может, Линков полагает, что философствование тождественно бесцельному времяпрепровождению? А как же тогда Платон, Аристотель, Кант и т.д.? Они – что, тоже зря прожили свою жизнь?
Но мы отвлеклись, вернемся к нашей теме. Коврин, смотрящий в себя и на все вокруг сквозь призму своей рефлексии, приезжает к своему бывшему опекуну Песоцкому и его дочери Тане. Они совсем другие, чем он. Они заняты своим прекрасным садом и одним только им. Их сознание занято не своим внутренним содержанием, а внешним миром, если угодно – формой этого мира в виде сада, на который они и переносят всю свою любовь и заботу. О рефлексии они и не подозревают, и характер статей Песоцкого на ботанические темы это подчеркивает: в них автор не столько разыскивает внутренний смысл рассматриваемых тем, сколько утверждает свой социальный статус и т.п. Для Коврина они скучны и бесполезны.
В общем, можно сказать, что если Коврин являет собой поиск внутренней сущности, то Песоцкие – внешней формы. Пока они находятся на некотором отдалении друг от друга, то они испытывают взаимное уважение, привязанность, любовь и родство. Особенно важно здесь ощущение родства, поскольку оно указывает на принадлежность их всех к чему-то одному. Думается, не будет большой натяжкой положить, что если наши герои олицетворяют виды мышления, под этим единством можно понимать одно, единое сознание. Под единством можно понимать и что-то другое, например, произведение искусства, тогда герои суть его форма и содержание.
Так, Коврин – это внутреннее мышление сознания, а Песоцкие – внешнее мышление того же самого сознания. Пока они различают друг друга, то гармонично сосуществуют и не мешают друг другу: у Песоцких чудесный сад, а у Коврина трансцендентальное Я (ego) напоминает о себе, т.е. указывает на свою уникальность. Ведь чистое Я в рефлексии есть не что иное, как истинный центр. Коврин, таким образом, сам себя переводит в центр, что и выражается в осознании себя значимой фигурой. В критической литературе уже стало общим местом называть это манией величия. На деле же это просто есть выражение того, что Коврин – сама рефлексия, следовательно, центр. Он просто не может быть иными. Для него быть иным – значит изменить себе, войти в область небытия.
Так или иначе, но будучи разделенными некой невидимой пеленой, Коврин и Песоцкие счастливы, каждые по-своему. Но этому счастью не долго длиться. Постепенно началось их взаимное проникновение. Вначале Коврин мирит Песоцкого и Таню по вопросу, который касается хозяйства. Здесь он выходит из своей родной области умозрения и входит в ситуацию жизни реальности. У него все хорошо получается и та пелена, которая отделяла две ипостаси, два мира, исчезает, а принципиальное различие внешнего и внутреннего некоторой единой сущности (в контексте нашего предположения – сознания, хотя и не обязательно его) снимается. Теперь они если и различаются, то не принципиально и возникает соблазн и вовсе их отождествить. И вот Песоцкий заявляет о своем желании, чтобы его дочь и главный герой поженились, далее Коврин предлагает Тане жить вместе (объединиться), после чего та теряет свою хрупкую жизненность и скачком как-бы старится, т.е. скачком приближается к смерти. Наконец, они поженились. И что же в итоге?
В итоге, Таня стала замечать в муже «странности», стала лечить его от них и превращать его в обычного человека, снимать его с пьедестала, уби-рать с центра. А тот, по мере «вылечивания», перестал видеть свою внутреннюю сущность, перестал быть рефлексией, ушел с центра, и стал обычным обывателем. При этом он обрюзг и стал противен сам себе. От него ушло ощущение самоценности и счастья. Кому это надо? И надо ли это было Тане, которая сама, будучи в городе, вдали от своего смысла жизни (сада), чувствовала свою ненужность и бесполезность. Она лишь мучила Коврина своим лечением, утверждая в нем свою точку зрения, согласно которой рефлексия и самокопание – это плохо (ведь она – внешнее мышление и рефлексия для нее неприемлима). Коврин же, со своей стороны, мучил Таню указанием на их (ее и отца) посредственность, т.е. на отдаленность от того центра (чистого Я), которого во внешнем мышлении быть не может в силу его структуры. Точнее, если этот центр и возникает, то исключительно как внешний мир, и которое, в конечном счете, Чеховым представляется не только садом, но и таким дорогим для Песоцких мнением толпы. Поэтому Коврин тыкает Таню в ее нацеленность на такой вот примитивизм, с которым та не может быть согласна, поскольку ранее считала свою хозяйственную деятельность общественно значимой; через эту деятельность ее семья (отец, и, следовательно, и она сама) приобретала самоценность.
Таким образом, две противоположности – Коврин как внутреннее мышление, ищущее во всем глубинный смысл, и Песоцкие как внешнее мышление, направленное на общественное признание (на мнение толпы), вошли во взаимное противоречие и вынуждены были расстаться.
Но бывшее объединение не прошло бесследно. Песоцкий умер, его сад погибает, Таня – вся в ненависти к Коврину. Коврин же получил общественное признание (получил кафедру), заболел туберкулезом и совершенно не может работать. Все несчастливы. Вот к чему приводит объединение того, что объединяться не должно. Не может внутреннее (смысл) объединяться с внешним (формой). Эти разные ипостаси некоторого единства должны быть всегда различимы. Только тогда форма будет красивой (как сад Песоцких в эпоху «до-объединения»), а содержание – глубинным и отражающим существо человеческой личности.
В конце концов, Коврин закономерно умирает (от туберкулеза). Он ушел от себя, от своего существа, а в чужом мире его ждет лишь небытие. В последние минуты он вспоминает Таню и ее сад как символ бывшего и не столь далекого счастья. Он в своих новых грезах о прошлом устремляется прочь от своей текущей, опостылевшей ему жизни. Наконец-то он опять уходит от реальности внешнего (относительно сознания) мира и погружается в мир своих фантазий, в рефлексию.
С обыденной точки зрения может показаться, что здесь, вспоминая Таню и сад, он фактически признался себе в ошибочности своей мании величия (или в другом варианте – писатель показывает ошибку, неправильность героя). Именно так всегда интерпретируют концовку произведения. Мол, раз сад прекрасен и в саду все были счастливы, то память об этом означает торжество сада. Однако это явно неверно, поскольку Чехов не показывает никакого раскаяния у героя. Более того, такое видение противоречит тому, что герой был откровенно счастлив, находясь в состоянии общения с Черным монахом, т.е. в состоянии рефлексии. Поэтому, вспоминая сад, он, строго говоря, вспоминает не счастье. Счастье и сад отождествляются, только если их отнести к Песоцким в эпоху «до-объединения». Непосредственно к Коврину это никак не относится. Тут более важна не тема сада как таковая, а тот момент, что главный герой входит в ситуацию воспоминания. Ведь вспомина-ние, по сути, есть рефлексия, так что во вспоминании, пусть даже и сада с Татьяной, он приходит к своим корням. И только в этот самый момент он может освободиться от всего внешнего, для него ненужного, наносного, и остаться с самим собой наедине, т.е. стать самим собой. Наконец-то, после долгого блуждания, он вернулся к себе: «и на лице его застыла блаженная улыбка».
Таким образом, внутреннее и внешнее, содержание и форма не соединяемы. Они всегда обречены находиться в отдалении друг от друга. Если их насильно не соединять, то они актуальны и жизненны, а то единое, к чему они относятся, будет процветать и радоваться жизни. Если же это правило нарушить, то жизнь останавливается и начинает дуть дыханием смерти, небытием.
Очевидно, в ближайшем представлении Чехов имел в виду искусство, предостерегая художников-творцов от экспериментов по отождествлению формы и содержания. Ведь Коврин и Песоцкие – стороны единого сознания, т.е. стороны некоторого единства, которое можно интерпретировать и как произведение искусства. Но точно также очевидно, что в пределе Чехов был нацелен на изучение жизненных принципов человеческого существования, а тема искусства оказалась поводом для серьезнейшей исследовательской работы.
В целом, мы видим, что наш философский взгляд позволяет утверждать, что Антон Павлович в «Черном Монахе» исследовал тему, близкой теме онтологической дифференции (термин Хайдеггера), и пришел к тому, что содержание и форма всегда различны и нет жизненной (продуктивной) возможности по их объединению. Сказанное вовсе не означает, что Чехов и в самом деле в непосредственном виде интересовался глубокими, специфично метафизическими проблемами, но именно то, что он фактически (по факту свершенного) стал их исследовать означает глубинную связанность задетой им проблематики с внешне простыми и, казалось бы, далекими от абстрактных сфер, ситуациями.
Отметим, что после Чехова вышли в свет другие литературные вещи, повторяющие основную мысль «Черного монаха». Так, можно вспомнить великолепную пьесу Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?», где утверждается всего лишь абстрактный (выдуманный), а не жизненный характер единства противоположностей – случайного и закономерного.