Честолюбие и тщеславие в чем разница
Честолюбие: значение слова, что это такое, синонимы
Черты честолюбивой личности, плюсы и минусы честолюбия
Каждый из нас хочет добиться в своей жизни уважения и признанию своих достоинств. Эта черта характера свойственна большинству людей. В этом нет ничего зазорного. Стать лучшим в своей профессии, занять высокий пост, прославиться на всю планету — цели у каждого разные.
Что же это такое?
Честолюбием называют стремление заслужить почести, добиться успеха, признания заслуженного уважения за реальные заслуги. Как можно понять состоит из 2-х слов «честь» и «любовь». Такие личности не хотят добиться славы любой ценой. Не приписывают себе несуществующие достижения. В этом состоит главное отличие подобного поведения от «тщеславия».
Они не склонны идти к успеху по чужим головам. Для них гораздо ценнее быть признанным, чем добиваться материальных выгод. В своей жизни выбирают путь, ведущий к одобряемым обществом ценностям, а не к большим деньгам. Им ближе по духу разные грамоты, кубки, публикации в СМИ, интервью, чем громадный счёт в зарубежном банке.
Характерные признаки
Попробуем перечислить лишь основные признаки, по которым можно определить честолюбивого человека. Это:
Причины
Исследователи вполне справедливо считают, что всё прививается и закрепляется в детстве. В числе основных факторов:
Как можно отличить честолюбие от тщеславия?
Разница между этими двумя понятиями весьма существенная. Тщеславие является показной успешностью, хвастовством. Тщеславные особи стремятся к славе, увеличивают свои победы, раздувают собственную важность всеми способами. Для них главное — всегда находиться в центре внимания окружающих, слышать похвалы и лесть в свой адрес.
Плюсы и минусы
Такое свойство личности присуще многим людям, которые действительно добились почёта во всём мире. Это известные на весь мир художники, учёные, писатели, выдающиеся спортсмены и музыканты. Они хотели и смогли стать не просто хорошими в своей работе, а лучшими.
Как в каждом деле есть здесь свои позитивные и негативные характеристики.
Минусы:
Стоит ли пытаться избавиться от подобной модели поведения? Если Вы себя хорошо чувствуете, обладаете нормальной самооценкой, чётко видите свою цель, то почему бы не радоваться таким чертам характера. Лишь бы это не мешало счастью познавать мир, не давало повода искать кругом сплошные недостатки, любить ближних, получать наслаждения от своего образа существования.
Честолюбие и тщеславие – тонкая грань
Честолюбие — это стремление человека действовать лучше других и получать лучшие результаты. Честолюбие в оптимальном количестве необходимо каждому человеку, кто активно действует в жизни. Причем, у хорошо воспитанного человека честолюбие внешне может не быть заметно. Человек выглядит скромным и застенчивым, но он действует под руководством честолюбия и тщеславия. Под тщеславием понимается стремление к успеху и славе, жажда признания и вознаграждения, а также любовь к красивой жизни.
В принципе, в той или иной мере это качество свойственно всем людям, ибо все мы больше всего любим СЕБЯ и боимся показаться хуже, чем думаем о себе. Положительное тщеславие – источник движущей силы, оно стимулирует на большие дела и достижения успеха. Оно способно изменять человека, его мотивы и даже характер. Именно тщеславие заставляет встать с дивана и начать что-то делать. Вот эта сторона тщеславия и называется честолюбием.
Такое тщеславие – одна из движущих сил успешных людей. И в то же время в религии оно считается одним из основных пороков. Давайте и мы поближе рассмотрим это качество, и познакомимся с тем, что надо делать, чтобы тщеславие светило для вас своей лучшей стороной и не предоставляло лишних хлопот.
Темная сторона
тщеславия
Тщеславие имеет очень тонкую грань. И оборотная сторона его – пустая показуха. Тщеславный человек старается казаться, а не быть, потому что завидует тем, у кого что-то есть, чего нет у него. А у него всегда есть причины для оправдания. И еще такой человек очень любит лесть. Он считает себя неповторимым.
Такое тщеславие отпугивает людей и они стараются быть подальше от него. Ибо с таким человеком тяжело общаться. Ведь его интересует только его собственная персона. Его речь пестрит словами “я”, “у меня”, “мне”. И все это вызывает раздражение и отчуждение. О таком человеке часто говорят, что он зазвездился, т.е. заболел “звездной болезнью”.
Формы тщеславия
Можно выделить два основных вида тщеславия — интеллектуальное и духовное.
Интеллектуальное тщеславие — это уверенность, что только ты все знаешь и только ты прав. Человек не выносит, когда другие говорят свое мнение, он постоянно прерывает их, ведь прав он. Ведя беседу, он делает все возможное, чтобы овладеть вниманием окружающих. И еще он очень любит говорить: “Я так и знал!”. Как сказал Поуп,
в каждом человеке столько тщеславия, сколько ему недостает ума.
Духовное тщеславие можно заметить у тех, кто только-только встал на путь духовного развития. Они считают, что нашли “верный путь”, поэтому стоят выше тех, кто еще не с ними. “Ты еще не просветлел, как я” – вот типичная их мысль. Но раскрытие сознание вовсе не означает, что ценность человека возросла. Абсурдно утверждать, что слон – более ценен, чем мышь: и слон, и мышь – разные проявления Природы.
Один музыкант в 20 лет без тени сомнения восклицал: “Только я!”. В 25 он стал говорить более осторожно: “Я… и Моцарт”. В 30 стал осмотрительнее: “Моцарт… и я!”. А с годами к нему пришла мудрость: “Только Моцарт!”.
А.Адлер считал, тщеславие принимает тысячу разнообразных форм. Оно сквозит в саморекламе человека, его желании завоевать авторитет, манере одеваться, говорить, вести себя с другими людьми. Тщеславный человек наполнен собою до такой степени, что в нем не остается места для другого. Д. Джером сравнивал тщеславного человека с петухом, что воображает, будто солнце каждое утро встает только для того, чтобы услышать, как он поет.
Подвержены люди тщеславия зуду,
Попасть в центр внимания прытко спешат,
Те лица, что часто мелькают повсюду,
Обычно бездарностям принадлежат.
(Э. Севрус)
Что нужно делать,
чтобы не подхватить
болезнь тщеславия
Почему религия так много внимания уделяет тщеславию? Опасность его в том, что оно подкрадывается незаметно. Грань между светлой и темной стороной столь тонка, что ее легко переступить. Надо использовать силу тщеславия в конструктивных целях, для блага себя и других людей. И в тоже время надо быть настороже, чтобы не стать пленником тщеславия.
С тщеславием не надо бороться, но надо помнить, что начинается оно с мелочей. И стараться отслеживать проявление тесной стороны тщеславия в самом начале.
А. Будьте предельно осторожны и вовремя ловите скользкие моменты. Особое внимание следует уделять тем ситуациям,
Б. Научитесь вовремя гасить обиду. Если возникает обида на критику, задумайтесь, может, со стороны виднее. Мы всегда представляем себя лучше, чем есть на самом деле. Мы прощаем себе многое, даже то, чего не терпим в других. При обиде всегда надо думать, ведь обида является стимулом личностного роста. Критика понуждает что-то в себе исправлять. Если обиды не собирать, а изменять свое отношение к критике, обиды скоро не будет.
В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной.
Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали. Он спасал их от нищеты и голода.
Г. Регулярно проверяйте себя.
Время от времени, практикуя три страницы, выполняйте небольшое упражнение:
Подводя итог
Помните о тонкой грани тщеславия и старайтесь ее не переступить. Если у будущего врача будет тщеславное желание: “Я хочу стать отличным врачом”, – то от этого мир только выиграет. Если будущая мать хочет стать прекрасной матерью для своего дитя, от такого тщеславия ее ребенку будет лучше. Если честолюбие учителя не позволяет ему плохо преподавать, то от этого только польза его ученикам. Надо стремиться к высоким достижениям. Но помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “ Все-таки тщеславие – мой любимый порок! ”.
Что такое честолюбие: 5 главных признаков, причины
Приветствую Вас, друзья!
Стремление к уважению и признанию свойственно большинству людей. При этом желания и амбиции у каждого свои. Кто-то жаждет славы, а кто-то искренне желает стать лучшим в своём деле. Если человек стремится занять высокое место в социуме и ради этого действительно работает над собой, его называют честолюбивым. Сегодня мы подробно разберём, что такое честолюбие, откуда оно берётся, по каким признакам его можно определить, чем оно отличается от тщеславия и как от него избавиться.
Что такое честолюбие?
Честолюбие – это стремление заслужить признание реальными заслугами, стать лучшим в своей сфере, добиться реальных успехов и быть оцененным по достоинству. Это слово образовано от русских слов «честь» и «любовь». Таким образом, подразумевается любовь к чести (или почестям). Честолюбивый человек стремится к признанию и заслуженному уважению, но при этом он не жаждет пустой славы и не гордится несуществующими достижениями.
Честолюбивые личности уважительно относятся к окружающим и не идут к успеху «по головам». Признание для них ценнее, чем материальная выгода. Поэтому, оказавшись на развилке, они часто выбирают путь, ведущий не к деньгам, а к общественно восхваляемым достижениям. Также для них важны различные атрибуты, подтверждающие их успехи: грамоты, кубки, награды, публикации в научных изданиях и интервью, опубликованные в известных СМИ.
Не следует путать честолюбие и тщеславие. Второе слово подразумевает стремление любой ценой добиться славы (и неважно, насколько она заслуженная). Честолюбие же имеет прямое отношение к чести, поэтому человек, которому оно свойственно, всегда старается вести себя достойно.
Признаки честолюбия
Честолюбивого человека можно узнать по ряду характерных признаков:
Причины честолюбия
Психологи считают, что основные предпосылки честолюбия закладываются в детстве. В качестве наиболее частых причин они называют следующие факторы:
К слову, взрослый человек тоже может стать немного более честолюбивым, если ощущает, что ему это необходимо. В первую очередь надо поработать над самооценкой. Хороший результат может дать также применение позитивных аффирмаций, специально сформулированных для данной цели.
Отличия честолюбия от тщеславия
Многие люди считают, что честолюбие и тщеславие – это синонимы. Однако разница между этими двумя понятиями весьма существенна. Честолюбие – это стремление к реальным достижениям и успехам, любовь к чести и заслуженному почёту. Тщеславием же называют показную успешность.
Разобраться в том, что такое честолюбие и чем оно отличается от тщеславия, помогает следующее сравнение: тщеславный человек – это тот, кто рассказывает приятелям о вымышленных победах на любовном фронте, а честолюбивый – тот, кто берёт альпинистское снаряжение и отправляется покорять Эверест.
Тщеславные люди преувеличивают свои успехи и раздувают собственную важность, стремясь к славе всеми правдами и неправдами. Честолюбивые же, как и следует из этого слова, честны с собой и окружающими. Человека, жаждущего тщетной славы, радует и удовлетворяет даже ошибочная похвала. Честолюбивые люди от ошибочного признания вежливо отказываются.
Плюсы и минусы честолюбия
Данная черта характера была свойственна многим историческим личностям, честолюбивыми являются также многие наши современники, прославившиеся тем, что создали нечто-то новое и уникальное. Эта особенность действительно ведёт к успеху и даёт мощнейшую мотивацию, заставляя человека становиться не просто хорошим специалистом в своей сфере, а лучшим.
Плюсы честолюбия:
Минусы честолюбия:
Честолюбивые люди часто бывают одинокими. Это обусловлено и их требовательностью к близким людям, и специфическими жизненными приоритетами.
Как избавиться от честолюбия?
Разбирая, что такое честолюбие, мы выяснили, что оно формируется в детстве, поэтому искоренить его из своей психики взрослому человеку не так просто. И всё же избавиться от него или хотя бы сильно ослабить его под силу каждому. Для этого достаточно запомнить несколько несложных принципов и всегда их придерживаться:
Ещё одним эффективным способом избавиться от честолюбия (а так же иных установок и стереотипов, которые мешают жить) является онлайн-тренинг «Детоксикация мозга» от Викиум, который поможет Вам:
Тренинг состоит из 10 уроков и практических заданий. Вы получите инструменты и упражнения, а также видео- и аудиоматериалы. По окончании курса дадут ценные рекомендации по самостоятельной практике.
Автор онлайн-обучения – Виктор Ширяев – эксперт в области интегральной философии и психологии развития. Если курс вам не подойдет, то в течение 7 дней вы сможете вернуть свои деньги.
Заключение
Честолюбие – это сильно выраженное желание человека быть успешной и уважаемой личностью. В этом нет ничего предосудительного, и всё же честолюбивым людям бывает сложнее построить хорошие отношения с друзьями и создать крепкую счастливую семью. Поэтому людям, у которых данная черта характера развита чрезмерно, стоит поработать над тем, чтобы обуздать жажду к славе и стремиться не к личному успеху, а к счастью близких.
Гордость, тщеславие и самолюбие
Из наследия Оптинских старцев
В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. |
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
Брейгель. Гордость |
Гордость неразрывно связана с другими страстями
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!