Четвертый уровень бюджета в казахстане что это

Внедрение бюджета четвертого уровня

Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть картинку Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Картинка про Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что этоФинансы
Внедрение местного самоуправления в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Концепцией развития местного самоуправления в два этапа.

В рамках первого этапа определены порядок проведения выборов акимов сел, деятельность схода и собрания местного сообщества, доходные источники органов местного самоуправления.

В рамках второго этапа с 1 января 2018 года на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов (далее — сельских округов) с численностью населения более 2000 человек внедрен самостоятельный бюджет, который определен как четвертый уровень бюджета. Таких сельских населенных пунктов в области — 69 (всего 246 сельских округов).

С 2020 года внедрение IV уровня бюджета предстоит в оставшихся 177 сельских округах.

Бюджет местного самоуправления формируется за счет переданных 6-ти видов налогов (индивидуальный подоходный налог, не облагаемый у источника выплаты, физических лиц; налог на имущество физических лиц; земельный налог на земли населенных пунктов с физических лиц и юридических лиц; налог на транспортные средства с физических лиц и юридических лиц), неналоговых поступлений (штрафы, доходы от коммунальной собственности, добровольные взносы и др.) и поступлений из районного бюджета.

Акимам сельских округов переданы функции по наложению административных штрафов по 17 статьям КоАП (ст. 136, 144, 146, 147, 172, 204, 301, 303, 304, 305, 339, 386, 408, 409, 418, 491, 505). При этом средства от выплаты штрафов поступают в бюджет сельского округа.

В соответствии с Бюджетным кодексом переданы 19 видов расходов — это дошкольное воспитание и обучение, организация бесплатного подвоза учащихся, организация водоснабжения населенных пунктов, поддержка культурно-досуговой работы, проведение физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий, содержание дорог, освещение, благоустройство и другие.

Ранее у органов местного самоуправления отсутствовал самостоятельный бюджет, а финансирование тех или иных нужд приходилось согласовывать с акиматом района.

В настоящее время бюджет МСУ утверждается маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села.

Обсуждение бюджета с собранием местного сообщества позволило учитывать интересы жителей и решать первоочередные вопросы местного значения самостоятельно. Так, в текущем году в городе Акколе решен вопрос содержания дорог в зимний период, в сельских округах Бурабайского района (Урумкайский, Златопольский, Кенесары, Кызылагашский, Абылайханский, Атамекен) решены проблемы уличного освещения, построены детские игровые площадки и футбольное поле, в сельском округе Кабанбай батыра Целиноградского района — вопрос содержания дорог в зимний период, построена детская игровая площадка, также решаются вопросы и в других регионах области.

Общий бюджет сельского уровня (по состоянию на 1 ноября 2019 года) составляет 4,7 млрд тенге с ростом по сравнению с прошлым годом на 18,1%.

При этом стоит отметить, 62 сельских округа, а это почти 90% от перешедших на самостоятельный бюджет, из-за недостаточности налогооблагаемой базы для покрытия своих расходов получают дотацию (субвенцию) из районного бюджета.

Два сельских округа — самоокупаемые, или те сельские округа, у которых доходы покрывают расходы, это поселок Заводской г. Степногорска, г. Есиль Есильского района.

В 5 сельских округах (города Акколь, Атбасар, Макинск, Щучинск и поселок Бурабай) установлены бюджетные изъятия, то есть доходы превышают расходы.

В целях подготовки к переходу на самостоятельный бюджет акиматом области утвержден План мероприятий по внедрению самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления, в рамках которого проводятся мероприятия:

— актуализация и инвентаризация баз данных движимого и недвижимого имущества. По состоянию на 1 ноября 2019 года из 124 тыс. объектов недвижимого и движимого имущества зарегистрированы 94,2% (остаток: 7,1 тыс. объектов или 5,8% — бесхозные дома, брошенные дома, дома малоимущих, дома, пришедшие в негодность);

— обучение акимов сельского уровня. Проводится обучение акимов и специалистов их аппаратов через кустовые учебно-практические семинары и на базе филиала Академии государственного управления при Президенте РК. В 2019 году обучено бюджетному планированию, налоговому администрированию и управлению коммунальным имуществом 264 специалиста, включая акимов сельских округов. В 2020 году обучением будут охвачены 189 специалистов;

— обеспечение организационной техникой и интернетом со скоростью не ниже 512 Мбит/с. Сельские акиматы в полном объеме обеспечены высокоскоростным интернетом и компьютерной техникой, материально-техническое обеспечение по мере необходимости будет продолжено.

На сегодняшний день проекты бюджетов сельских округов на 2020 год рассмотрены на собраниях местных сообществ, представлены в районные маслихаты и будут утверждены в декабре.

С целью увеличения налогооблагаемой базы и дальнейшего развития местного самоуправления в настоящее время рассматривается вопрос передачи дополнительных налогов четвертому уровню бюджета. Работа по данному вопросу продолжается.

Канат ДУЗЕЛБАЕВ,
руководитель управления экономики и бюджетного планирования Акмолинской области.

Источник

Четвертый уровень бюджета: какая работа проводится в Казахстане

Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть картинку Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Картинка про Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что это

Напомним, с января 2018 года сельские округа, аулы, села, поселки, города районного значения перешли на самостоятельный бюджет местного самоуправления.

В Плане нации 100 конкретных шагов Президент страны поручил внедрить самостоятельный бюджет с управлением коммунальной собственности на уровне сельского округа, тем самым расширить полномочия, дать финансовую и экономическую самостоятельность органам местного самоуправления в решении актуальных вопросов местного значения. Более того, и у граждан появляется возможность повлиять на принятие решений через развитие местного самоуправления.

Как отметила руководитель управления отчетности по местным бюджетам Комитета казначейства Министерства финансов РК Базаргуль Балгабаева, предварительно в ряде областей Минфин совместно с Миннацэкономики и акиматами организовал кустовые форумы для акимов областей, районов и сельских округов, чтобы они на местах могли начать работу по внедрению IV уровня бюджета.

Кроме того, доработана интегрированная информационная система казначейства, а также все бизнес-процессы информационной системы «Казначейство-Клиент».

«Свыше пяти тысяч специалистов аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов прошли обучение, им разъяснили механизм работы по самостоятельному ведению бюджетов местного самоуправления, то есть, оказывали практическую и консультативную помощь, в пределах компетенции провели семинары и круглые столы по вопросам планирования и исполнения бюджетов, чтобы в дальнейшем не возникало каких-либо трудностей.

Сельские округа, аулы, села, поселки, города районного значения перешли на самостоятельный бюджет местного самоуправления, что позволяет акимам села, поселка, сельского округа распоряжаться бюджетными деньгами самостоятельно, дает возможность расширить налоговую базу, привлечь граждан для решения вопросов местного значения. Таких округов, как отмечает руководитель управления отчетности по местным бюджетам, насчитывается 2346.

По информации спикера, с начала текущего года фактические доходы бюджета местного самоуправления составили 106,2 млрд тенге, при плане 169,4 млрд тенге.

Источник

Сельские акимы получили право распоряжаться бюджетом: на что они тратят деньги

Сельские акимы получают больше свободы в распоряжении средствами налогоплательщиков. Эксперты уверены, что это положительно отразится на жизни глубинки.

В Казахстане с 2018 года идёт внедрение бюджета четвёртого уровня. Напомним, первый уровень бюджета – республиканский, второй – бюджет столицы, городов республиканского значения и областей, третий – районный, а четвёртый – сельский.

Сейчас доходы местного самоуправления формируются из шести видов налоговых поступлений, а с 2022 года ещё четыре вида налогов будут оставаться в распоряжении акимов сёл и сельских округов. Это решение принято в рамках развития местного самоуправления для повышения самостоятельности акимов низового уровня. В официальном Нур-Султане полагают, что таким образом получится укрепить власть на местах, добавить свободы в принятии решений и улучшить жизнь людей в сельской местности.

Сколько денег на селе

Как сообщили в Министерстве национальной экономики, по итогам 2020 года доходы бюджета местного самоуправления составили 252 млрд тенге, из них около 34 млрд тенге, или 13,4%, – собственные доходы и 218 млрд тенге – трансферты из вышестоящего бюджета. Средний бюджет сельского округа по стране составляет около 107 млн тенге.

«Для укрепления доходной части бюджета с 2022 года предусмотрена передача на четвёртый уровень бюджета ещё четырёх видов налогов и платежей:

От вышеуказанных видов платежей прогнозируется дополнительное поступление в бюджет местного самоуправления в сумме около 13 млрд тенге в год», – отметили в министерстве.

На что тратят

Определены направления, куда акимы на местах могут направить эти деньги.

Это административные расходы, оказание социальной помощи нуждающимся, обеспечение санитарии населённых пунктов, благоустройство и озеленение населённых пунктов, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог, организация водоснабжения населённых пунктов и другие (всего 17 бюджетных программ). Важная особенность: расходы и приоритеты теперь в обязательном порядке обсуждаются с населением. Это осуществляется через собрания местного сообщества, которые избираются сходом населения.

«Органы местного самоуправления будут иметь достаточные полномочия и инструменты, подкреплённые финансовыми ресурсами, для решения вопросов местного значения. С учётом увеличения налоговой базы сельских округов планируется, что самодостаточность сельских округов в среднем в 2025 году достигнет примерно 35%, – пояснил корреспонденту Informburo.kz директор Центра региональных исследований АО «Институт экономических исследований» Кайсар Нигметов. – Опыт передачи корпоративного подоходного налога (КПН) от МСБ в местные бюджеты показал положительную динамику поступлений, что говорит о повышении финансовой самостоятельности местных бюджетов, в том числе и бюджета четвёртого уровня.

Кроме того, планируется, что в отношении сельских бюджетов с 2023 года не будет применяться механизм бюджетных изъятий в вышестоящий бюджет, то есть все поступления, превышающие плановые показатели, будут оставаться на развитие сельского округа.

С учётом передачи местному самоуправлению дополнительных источников доходов будут расширяться и расходные полномочия. Средства от собственных доходов, поступающих в бюджет сельского округа за счёт налоговых и неналоговых платежей, будут направляться исключительно на развитие сельского округа и решение вопросов местного значения по инициативе местного сообщества или по согласованию с ним. Сфера ответственности органов местного самоуправления охватит вопросы благоустройства территорий, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, оказания базовых услуг, а также развития смежных, совместно используемых объектов инфраструктуры и прочие».

В 2021 году должна быть утверждена новая Концепция развития местного самоуправления в РК до 2025 года. Планируется, что в этом документе будет предусмотрено внедрение прямых выборов акимов районов в областях, создание на селе представительного органа – кенеса, дальнейшее расширение источников доходов. В частности, в концепции предусмотрено рассмотрение вопроса о передаче в бюджет местного самоуправления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, и социального налога, после введения всеобщего декларирования граждан, что позволит снизить уровень теневой экономики.

«Все планируемые мероприятия в рамках концепции, после их реализации, на постоянной основе будут сопровождаться мониторингом и оценкой их эффективности на предмет улучшения условий жизни людей, – говорит Нигметов. – Принятие вышеперечисленных мер по передаче налогов и иных мер позволит органам местного самоуправления иметь достаточные полномочия и инструменты, подкреплённые финансовыми ресурсами, для обеспечения качественными услугами жителей населённых пунктов».

В 2020 году общественный фонд Transparency Kazakhstan провёл исследование «Развитие местного самоуправления в Казахстане: анализ бюджетов четвёртого уровня», в ходе которого была сформирована интерактивная карта местных бюджетов. Само исследование показало, что больше всего бюджетов четвёртого уровня приняли власти Алматинской, Туркестанской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской областей. Меньше всего бюджетов оказалось в Мангистауской и Северо-Казахстанской областях. Все бюджеты принимались в формате решений маслихатов.

По результатам исследования, в топ-10 самых крупных затрат 2019-2021 годов вошли расходы на:

Меньше всего в бюджетах 2019-2021 годов оказалось предусмотрено средств на:

Почему самостоятельное распоряжение бюджетом – это хорошо

Как изменилась с появлением самостоятельного бюджета работа самих акимов? Глава Садового сельского округа Зерендинского района Акмолинской области Базарбай Косаманов уверяет: изменения только к лучшему.

«В прошлом году, как нам дали возможность самостоятельно собирать налоги, у нас образовался свободный остаток 1 млн 387 тысяч тенге. Это сверх установленного нам плана по налоговым поступлениям. За счёт этих денег мы планируем на двух улицах установить уличное освещение, полностью за счёт собственных средств. И это огромная поддержка! Раньше надо было сметы составить, бюджетные заявки писать, ждать, примут или нет. А сейчас мы решаем это сами, с советом жителей. Единственное, сейчас же действуют налоговые льготы для малого бизнеса, до конца следующего года они налоги не платят. А когда начнут платить, у нас ещё больше средств будет собираться, мы сможем и дальше планировать, что необходимо – детские площадки сделать, дороги отремонтировать», – сказал Косаманов.

Появление самостоятельных местных бюджетов должно стать хорошим стимулом для акимов на местах. Поскольку именно от их работы будет зависеть качество жизни в конкретном селе. Политолог Эдуард Полетаев убеждён, что это вкупе с введением выборности может стать действенным инструментом для формирования сельских руководителей нового уровня.

«Раньше любой аким смело мог списать свою бездеятельность на отсутствие денег – область не утвердила, центр не дал. Теперь же они должны быть лично заинтересованы в том, чтобы в каждом селе, каждом районе развивался малый бизнес, причём успешно развивался, ведь именно от этого будет зависеть бюджет села. И если люди будут недовольны работой акима, завтра, на следующих выборах, они не пойдут за него голосовать. Понятно, что сформируется это не сразу, не завтра, но в дальнейшем это очень хорошая основа для формирования ответственной перед народом власти», – подчеркнул Полетаев.

Напомним, в минувшее воскресенье, 25 мая, в Казахстане впервые состоялись прямые выборы сельских акимов. Явка оказалась весьма значительной – в некоторых регионах более 90%. Кроме того, большинство кандидатов были самовыдвиженцами. По мнению политолога Талгата Калиева, это свидетельствует о том, что люди на селе поверили: их голос имеет значение. Так что сёла потихоньку становятся самостоятельнее и финансового, и политически.

Источник

Как формировать бюджет четвертого уровня

Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть картинку Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Картинка про Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что это«На уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения будет внедряться самостоятельный бюджет местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов», — 98-й шаг Плана нации «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева.

Согласно Плану нации, бюджет местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня государственного бюджета будет внедрятся поэтапно. В 2016-2017 гг. предлагается усилить налоговый потенциал МСУ путем передачи дополнительно двух налогов. Внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления предусмотрено на втором этапе, начиная с 2018 года. Кроме того, предусмотрено внедрение механизмов участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов.

Вопросы поэтапного формирования бюджета местного сообщества обсуждались на заседании круглого стола, прошедшего в ауле Акмол Целиноградского района, с участием заместителя председателя Комитета государственных доходов (КДГ) Министерства финансов РК Аргына Кипшакова, директора департамента налогового контроля Ерлана Нурланбаева, заместителя председателя департамента Казначейства Айгуль Байгожиной, руководителя управления государственных услуг КГД Нурлана Рахимгалиева, руководителя управления по работе с задолженностью КГД Айгуль Уалиевой и других должностных лиц.

Создаваемый самостоятельный бюджет местного самоуправления включает в себя следующие виды налогов: индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источника выплаты, налог на имущество физических лиц, земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов, налог на транспортные средства с физических лиц, земельный налог, за исключением земельного налога с физических лиц на земли населенных пунктов, налог на транспортные средства с юридических лиц. Всего шесть видов.

Рассматривались вопросы эффективного развития местного самоуправления с учетом неизбежных проблемных моментов, приведение баз уполномоченных органов в актуальное состояние с внедрением системы ежедневного автоматического обновления.

На сегодняшний день сведения акиматов сельских/аульных округов не соответствуют сведениям, получаемым налоговыми органами из уполномоченных органов. Наблюдается большое расхождение как по количеству объектов так и данным владельцев. Что касается транспортных средств, то в отношении них нет актуальных сведений по датам постановки и снятия с регистрационного учета, ИИН владельцев.

Первым шагом к переходу на МСУ должно быть введение единой базы уполномоченных органов. Это приведет к круговой регистрации и контролю объектов, исключая возможности уклонения от уплаты налогов.

Следующим шагом является создание четвертого уровня бюджета, то есть бюджета аульного округа. Акимы сельских округов будут заинтересованы в своевременной регистрации и перерегистрации каждого объекта на своей территории, наладят тщательный контроль за предпринимательской деятельностью. Будут искоренены факты предпринимательской деятельности без регистрации в органе налоговой службы. Во-вторых, благодаря самостоятельному бюджету, акимы получат реальные финансовые средства для улучшения условий жизни налогоплательщиков.

На сегодняшний день существует три уровня бюджета: государственный, республиканский и районный (городской). Система оплаты доходит только до районного уровня. Поступления регулируются и наблюдаются лишь по району. Однако при переходе на МСУ и создании четвертого уровня бюджета возникает потребность деления оплаты в разрезе сельских округов. За круглым столом были озвучены два варианта решения вопроса: куже имеющемуся четырехзначному коду налогового органа добавить двухзначный код сельского округа, второй вариант — добавить двухзначный код в БИН налогового органа.

Вопрос оплаты пока остался открытым, однако ясно, что в платежные документы почтовых и банковских организаций будут введены изменения, которые позволят правильно произвести оплату, а также при необходимости извлечь данные из налоговых программных систем.

Нурлан ИСКАКОВ,
пресс-секретарь областного департамента государственных доходов.

Наталья МИЛЮК, аким Зареченского сельского округа Есильского района.

Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть картинку Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Картинка про Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что этоБуквально в эти дни столкнулись с такой ситуацией. Знаю, что и другие сельские акимы меня поймут, потому что проблема общая.

Используя возможности программы «Дорожная карта занятости-2020», мы провели текущий ремонт дорог на улицах нашего села. При проверке финансовыми органами оказалось, что делать этого права не имели. Потому что дороги, которые мы постоянно пытаемся поддерживать в приличном состоянии, на нашем балансе не стоят. Более того, они вообще не стоят ни на чьем балансе.

Как известно, собственность — это базовая основа благополучия семьи, рабочего коллектива, местного сообщества. Так что очень радует, что сейчас законодательно закрепят понятие «коммунальная собственность», пока право собственности на уровне местного самоуправления отсутствует.

Вся коммунальная собственность на селе входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района. Имущество, приобретенное за счет средств контрольных счетов наличности, закрепляется на балансе аппарата акима села и относится к районному коммунальному имуществу. Его отчуждение осуществляется по решению районного акимата. Законопроектом предполагается, что после вступления его в силу, это будет возможным только по согласованию с собранием местного сообщества.

Уже сегодня надо готовиться к тому, что имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ предполагается осуществлять по аналогии с коммунальным имуществом района. Управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества.

Но ведь эту коммунальную собственность надо еще создать. А сделать это очень непросто. Опять возвращаюсь к дорогам сельских населенных пунктов. Чтобы узаконить их в коммунальной собственности, надо разработать генеральный план развития. Для этого нужны земельный акт на каждую улицу, топографическая съемка, которая делается космическими спутниками… И это далеко не все. Финансовые средства понадобятся для нас неподъемные.

О том, что будет, если водопроводные сети, обслуживаемые коммунальными службами района, в одночасье передадут в собственность МСУ, тоже надо думать заранее. Ведь у нас нет техники, кадров, даже помещения, где все это разместить. То есть, коммунальное предприятие, находящееся в собственности местного сообщества, опять же надо вначале создать, помочь приобрести все необходимое. Или дать право местному сообществу на договорных условиях в течение определенного времени пользоваться услугами районных коммунальных служб.

Вопросов очень много, проблемы на пути реализации столь важного закона, конечно, будут. Но сам факт его тщательного и открытого обсуждения, возможность выразить свои опасения, внести предложения, внушает оптимизм.

Амангельды ИМАНКУЛОВ, аким Жалтырского сельского округа Астраханского района.

Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Смотреть картинку Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Картинка про Четвертый уровень бюджета в казахстане что это. Фото Четвертый уровень бюджета в казахстане что этоОчень надеюсь на то, что обновляемое законодательство урегулирует имеющиеся недоработки в механизме штрафов. Правом наказывать жителей за нарушение правил благоустройства территории населенного пункта, уничтожение объектов инфраструктуры мы обладаем уже два года, но контрольный счет наличности нашего местного сообщества за счет штрафов практически не пополнился. Не потому, что люди не нарушают требования Кодекса об административных правонарушениях РК. Реже, меньше, но бывает.

Конечно, в идеале люди не должны закон нарушать, но… Лишить месячной заработной платы мы тоже решиться не можем.

Поэтому считаю, что размер штрафов должен быть дифференцирован в зависимости от региона, нужна его привязка к средней заработной плате, реальным доходам жителей населенных пунктов различных типов (городских, районных, сельских). Если он слишком высок для конкретной семьи в конкретном населенном пункте, то мы не только КСН не пополним, порядок не наведем, но можем вызвать обратную реакцию.

Что касается предусматриваемой законопроектом передачи акимам права наложения штрафов за незаконное занятие и нецелевое использование земельных участков на территории населенных пунктов, это, конечно, хорошо. Дает больше прав для наведения порядка в сфере земельных отношений. Но, допустим, в нашем сельском округе такой проблемы — незаконное занятие и нецелевое использование земельных участков нет. Так что возможные штрафы источником пополнения бюджета нашего местного сообщества тоже не станут.

Думаю, всех сельских акимов обрадовало, что при обсуждении в Мажилисе поднимался еще один волнующий нас вопрос: почему различные штрафы поступают в бюджет того уровня госуправления, который его наложил. Если на жителя нашего села наложил штраф представитель области, то деньги попадают в областной бюджет, если представитель центральных органов, допустим, сотрудник налогового комитета, тогда — в республиканский. Вот, если бы они аккумулировались в нашем КСН — по месту проживания нарушителя, тогда это было бы существенным подспорьем для развития местного самоуправления.

Абсолютно согласен со спикером Мажи-лиса Нурланом Нигматулиным по поводу того, что «вопрос о том, какие виды штрафов в каком бюджете будут оставаться, чрезвычайно важен, а посему механизмы нужно отработать более четкие и внятные». Но, думается, что механизм следует разрабатывать в пользу местного сообщества и тем самым дать хороший стимул развитию местного самоуправления.

Вообще, на развитие местного самоуправления я смотрю с оптимизмом. Радует, что оно развивается поэтапно, что обсуждается буквально каждый новый шаг. Мы имеем возможность выразить свое мнение, подготовиться самим, людей подготовить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *