Числовой луч 2 класс что это такое
Краткая карта урока «Числовой луч.»
Цель: познакомить учащихся с понятием «числовой луч»; ввести понятие о единичном отрезке на числовом луче; совершенствовать навыки составления и решения задач; продолжить работу с математическими графами; развивать логическое мышление и умение рассуждать.
Использованы материалы авторского поурочного планирования.
Дидактическая структура урока
Учебные ситуации, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок.
Организация порядка на парте.
2. Актуализация знаний. Ситуация успеха
1. Решение задач (устное)
Задачник Узоровой, Нефедовой страница 12 № 67,68. Страница 13 № 69, 70
2. Математический диктант
1. Запиши число, которые меньше 17, но больше 15.
2. Запиши число, в котором 5 десятков и 8 единиц.
3. Запиши число, в котором 7 десятков и 9 единиц.
4. Какое из чисел больше 91 или 36?
5. Запишите сумму чисел 4 и 15.
6. Запишите разность чисел 28 и 12
3. В каждой строке вместо точек вставьте недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования.
3.Формулирование темы урока, постановка цели
– Рассмотрите рисунок на доске.
– Как называются эти геометрические фигуры?
– Название какой фигуры вы не знаете?
– Сегодня на уроке мы научимся строить эту фигуру и узнаем, как ее называют.
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
-Какую цель перед собой поставим?
-Какие задачи для этого надо решить?
На прошлых уроках вы познакомились с лучом, научились его изображать, обозначать буквами, читать обозначения. Посмотрите, какой луч изображен на доске, прочитайте его обозначение.
Возьмем линейку со шкалой. Представим себе, что наша линейка, как и луч, бесконечна. Наложим шкалу линейки на луч ОХ так, чтобы начало шкалы 0 (нуль) совместилось с началом луча – точкой О, а шкала с числами расположилась по лучу ОХ:
Получим луч, который называют числовым лучом. На числовом луче обычно рисуют стрелку (справа). Отрезок от 0 до 1 называют единичным отрезком. Единичный отрезок может быть любой длины.
Задание № 1 (с. 23). (Фронтально, устно)
– Рассмотрите числовой луч, изображенный в учебнике. Что вы видите?
– Где растет цветок? (В точке О.)
– Точку О называют началом числового луча.
– Какой жук сидит дальше от цветка? (Красный жук сидит в точке 1, а синий в точке 3, т. е. синий жук сидит на расстоянии трех единичных отрезков от начала луча. Значит, синий жук сидит дальше от цветка.)
– Что находится в точке 5? (Большой камень.)
Задание № 2 (с. 23). (Фронтально, устно)
Учащиеся работают с линейкой.
– Положите перед собой линейку. Рассмотрите ее шкалу.
– Покажите штрих с числом, которое обозначает начало отсчета. (Точка 0.)
– Какое самое большое число написано на шкале линейки?
– Покажите отрезок шкалы от 0 до 1, от 1 до 2, от 2 до 3 и так далее до конца шкалы.
Задание № 3 (с. 23). (Фронтально, устно)
– Что изображено в учебнике?
– Прочитайте название луча. (ОX.)
– Какой буквой обозначено начало луча (начало отсчета)?
– Измерьте длину отрезков между двумя любыми соседними штрихами. (1 см.)
– Сравните длины этих отрезков. (Они равны.)
– Прочитайте определение, данное в книге (с. 24).
6. Закрепление нового
Работа над № 4 (страница 27). (Фронтально, у доски, в тетради)
Работа над № 12 (страница 29). (Фронтально, у доски, в тетради).
Выпишите только те примеры, в которых ответом является число 7 и число 5.
7. Самостоя-тельная работа. Закрепление
Работа в печатной тетради № 1
Страница 11 (работа в парах)
8. Оценка выполненной работы.
-Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?
-Что вызвало затруднение?
-Какое задание вы выполнили с легкостью?
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое числовой луч?
– Что вы повторили на сегодняшнем уроке?
Спасибо за сегодняшнее занятие.
Страница 29 № 13, р.т. стр 12 № 5
Справочный материал для учителя
Понятие числового луча вводится после того, как дети освоят чтение и запись двузначных чисел. С помощью числового луча учащиеся осваивают еще один способ сравнения двузначных чисел: чем левее точка расположена на числовом луче, тем ее координата меньше; чем правее, тем ее координата больше.
Числовой луч в математике часто называют координатным лучом. Эти термины являются синонимами. Во 2 классе в активный словарь учащихся вводятся термины: числовой луч, начало луча, единичный отрезок, координата точки (без определений), а также используются обозначения числового луча и координаты точки.
Дети должны понять, что единичный отрезок – это отрезок, длина которого равна условно выбранной единице, начало луча обозначается точкой О, а сам числовой луч – буквами ОХ (читается: луч О – икс); координата точки записывается числом, заключенным в скобки; например, запись А(3) читается так: «Точка А с координатой три, или координата точки А равна трем. Координата точки О считается равной нулю, координата любой точки, отмеченной на луче, – это ее расстояние в единичных отрезках от начала луча (точки О)».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок математики на тему»Числовой луч» (2 класс)
Технологическая карта урока математики УМК «Начальная школа 21 века»
Тема занятия Числовой луч
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «числовой луч»; познакомить с понятием «единичный отрезок на числовом луче»; совершенствовать навыки составления и решения задач; способствовать развитию умения строить математические графы
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению нового материала
Личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
Регулятивные : планировать необходимые действия, действовать по плану, осознавать возникшие трудности искать их причину и пути преодоления. Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
Предметные: научатся: изображать луч с помощью линейки и обозначать луч латинскими буквами; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения; получат возможность научиться: читать обозначения луча; различать луч и отрезок.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, мультимедийный проектор, презентация «Устный счёт», карточки для парной работы..
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Демонстрируют готовность к уроку.
Личностные : формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: контролируют свои действия.
Проверка домашнего задания
Какую книгу прочитала Маша?
Актуализация знаний учащихся
1..Презентация «Устный счет»
2. Найдите примеры с ответом 12.
Сколько всего отрезков на чертеже?
Являются ли эти квадраты «магическими»?
Дети были на экскурсии в музее. На первом этаже они осмотрели 6 витрин, а на втором – на 5 витрин больше. Сколько витрин осмотрели дети на втором этаже
– Рассмотрите рисунок на доске.
– Как называются эти геометрические фигуры? Название какой фигуры вы не знаете?
– Прочитайте тему урока на доске.
– Определите цели урока, используя опорные слова
– Сегодня на уроке мы научимся строить эту фигуру и узнаем, как ее называют.
Работают устно, делают вывод, решение записывают в тетрадь
Отвечают на вопросы
Формулируют тему урока и цели.
Регулятивные: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.
Личностные: умение слушать учителя.
Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Изучение новых знаний и способов действия
На прошлых уроках вы познакомились с лучом, научились его изображать, обозначать буквами, читать обозначения. Посмотрите, какой луч изображен на доске, прочитайте его обозначение.
Возьмем линейку со шкалой. Представим себе, что наша линейка, как и луч, бесконечна. Наложим шкалу линейки на луч ОХ так, чтобы начало шкалы 0 (нуль) совместилось с началом луча – точкой О, а шкала с числами расположилась по лучу ОХ:
Получим луч, который называют числовым лучом. На числовом луче обычно рисуют стрелку (справа). Отрезок от 0 до 1 называют единичным отрезком. Единичный отрезок может быть любой длины.
Работа по учебнику. Рассмотрите числовой луч, изображенный в учебнике. Что вы видите? Где растет цветок? (В точке 0.)
– Точку 0 называют началом числового луча.
– Какой жук сидит дальше от цветка? (Красный жук сидит в точке 1, а синий – в точке 3, т. е. на расстоянии трех единичных отрезков от начала луча. Значит, синий жук сидит дальше от цветка.)
– Что находится в точке 5? (Большой камень.) Задание 1 (с. 26
Познавательные : поиск и выделение информации
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные : Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Личностные: умение слушать учителя, одноклассника.
Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.
Закрепление новых знаний и способов действий
Работа по учебнику.
2. Задание 3-устно Прочитайте определение, данное в учебнике (с27)
Работа с учебником.
– Запишите выражения с помощью арифметических действий и вычислите их значения.
13 – 8 = 5 12 + 0 = 12
7 + 7 = 14 14 – 14 = 0
Задание 11 (с. 29) Что означают выражения «на 5 больше»? «На 5 меньше»? Какие действия надо выполнить? – Устно ответьте на вопросы
Работают устно, делают вывод.
Устно отвечают на вопросы.
Познавательные: сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; воспроизводить письменные алгоритмы выполнения вычислений; прогнозировать результаты вычислений;
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке
Обобщение новых знаний и способов действий
Работа по учебнику
– Сколько всего отрезков на чертеже? (Всего шесть отрезков: АВ, АМ, АС, ВС, ВМ, МС.)
– Запишите решение этой задачи.
I способ: II способ:
1) 6 + 3 = 9 (см) 1) 18 – 6 = 12 (см)
2) 18 – 9 = 9 (см) 2) 12 – 3 = 9 (см)
Работа в печатной тетради № 1.
Что изображено на рисунке? (Граф отношений «меньше» и граф отношений «больше».)
– Какие правила помогут вам прочитать данные высказывания о числах?
– Прочитайте все высказывания о числах на первом графе.
Число 21 меньше числа 65.
Число 65 меньше числа 70.
– Каких стрелок не хватает? Изобразите их и прочитайте высказывания.
– Так как на графе точками отмечены три числа, то каждое из этих чисел должно соединяться синей стрелкой с каждым из двух других. Значит, появляется третье высказывание: число 21 меньше 70.
– Рассмотрите второй граф. Каких стрелок не хватает?
Технологическая карта урока по математике на тему «Числовой луч». 2-й класс
Класс: 2
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
II. Актуализация знаний.
– Расскажите всё о числе 17 (разрядность, двузначное, перед, после и т.д.);
– Приведите примеры математических выражений, где суммой будет являться число 17;
– Приведите примеры математических выражений, где разностью будет являться число 17;
– Задача: Саше нужно раскрасить несколько флажков. Он уже раскрасил 4, ему осталось 13. Сколько флажков нужно было раскрасить?
– Задача: Мама купила 17 пирожков. Из них 9 пирожков с картошкой, а остальные с мясом. Сколько пирожков купила мама?
Схемы неизвестных слагаемых
Всего Неизвестное слагаемое
Где еще мы можем применить правило о нахождении неизвестного слагаемого?
– Повторение правила нахождения неизвестного слагаемого;
Сколько всего отрезков на чертеже?
– Какие еще геометрические фигуры мы знаем?
– Назовите отмеченные признаки этих фигур?
– Обозначение луча!
На примере урока вы познакомились с лучом, научились его изображать, обозначать буквами, читать обозначения.
Посмотрите какой луч изображен на доске и назовите его обозначение.
Отвечают на вопросы по материалу предыдущего урока.
– в вычислениях, при нахождении неизвестного числа.
– 8 отрезков.
– луч, прямая.
– нет начала, конца;
– есть начало, нет конца.
– от начальной точки.
ОА
Познавательные: общеучебные логические вариации при решении, вычислении выражений и группирование по темам.
УУД:
Решение простых задач на нахождение суммы
Решение простых задач на нахождение неизвестного слагаемого
Изобразите луч ОА в горизонтальном направлении.
Доска
Луч изображает направление, по которому отправится лось в осеннем лесу (картинка).
– Как на луче показано направление?
– Задать.
А как вы думаете, можно ли показать расстояние, которое пройдет лось? (картинка).
– перемещение лося в число 1;
– перемещение лося в число 3.
– Где начало луча?
– Отрезок от 0 до 1 называется единичный отрезок.
Он может быть любой длины.
Рассмотрите луч! Как его можно назвать, если использовать числовой луч.
Сформулируйте тему урока: Числовой луч.
Какая перед нами встает задача?
Учащиеся изображают
– лось находится в точке 1.
– лось находится в точке 3.
Читают название числового луча, где находится лось.
0
– научиться строить числовой луч;
– определение «единичный отрезок»
Где мы можем найти подтверждения?
Откройте стр. 26, задание № 3.
Что изображено в учебнике?
– прочитайте название;
– какой буквой обозначено начало луча (начало отсчета)?
– измерьте длину отрезков между двумя любыми соседними штрихами.
– чем отличаются от обычного луча?
– что стоит под точками?
– Так как мы можем назвать луч?
Поставьте учебную задачу на урок.
– в учебнике
– числовой луч
– ОХ
– точкой О
Сделать вывод
Конспект урока по математике «Числовой луч» (2 класс)
Конспект урока математики во 2 «А» классе.
Цель: познакомить учащихся с понятием «числовой луч».
1.ввести понятие «числовой луч», учить строить числовой луч;
2. развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы, навыки самоконтроля, умение работать в паре.
3. воспитывать внимательность, аккуратность, усидчивость, прилежание.
Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные, мы старательные.
Мы отлично учимся, все у нас получится.
Работаем с лентой чисел:
Назовите начало отсчета.
Назови наибольшее число на нашей ленте.
Какое число больше11, меньше 17, между 12 и 18?
Какая фигура изображена на доске (луч)
Как поняли, что это луч?
Как построить такой луч?
Посмотрите на второй чертёж. А что это? (на доске числовой луч название которого вызывает затруднение)
Почему у нас возникла проблема? Какая проблема?
Какая перед нами встает задача? Узнать, что это за луч.
На что похожа фигура?(на луч)
Чем отличается от обычного луча?(разбит на равные отрезки)
Какое начало у этого луча?
Что стоит под точками(числа).
Так как же может называться такой луч?(числовой)
4. Постановка учебной задачи.
1.Тема урока «Числовой луч». Поставьте учебную задачу на урок.(Узнать, что такое числовой луч и как его построить.)
2.Начнем с первой части нашей задачи. Кто может уже сейчас сказать, что такое числовой луч?
3.Читаем в учебнике на с.27 рубрику «Обрати внимание».
Как называется луч такого вида?
Как называются отрезки между соседними числами?
Какой длины может быть единичный отрезок?
Переходим ко второй части нашей задачи.
Посовещайтесь в паре и составьте алгоритм построения числового луча.
(Дети в паре обсуждают и записывают алгоритм)
Обсуждение одного из алгоритмов и построение. Все ли этапы соблюдены? Чего не хватает? Что лишнее?( Все вместе строим луч по предложенному алгоритму и выясняем какие этапы пропущены, какие лишние)
Поработайте в паре и найдите ошибки в построении луча.(У каждой пары карточка с различными ошибками в построении) приложение1- пример одной карточки
7.Введение в систему новых знаний.
Поработаем в тетради с.11 №2.(проверка по эталону).
Кто понял, что такое числовой луч и как его строить? Кому было трудно?
Презентация по математике на тему «Числовой луч» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Числовой луч «Школа 21 века» Составила учитель начальных классов Мокрушина Ирина Александровна
Прозвенел звонок веселый, Всех зовет он на урок. Ну, ребята, все готовы? Начинаем точно в срок.
Устный счет 10, 20, 30, 40… Какие следующие три числа надо записать? Назови по порядку все числа: 1) от 45 до 57; 2) от 72 до 82; 3) от 91 до 100 Какие числа пропущены при счете: 36, 37, 38, 42, 43, 44, 47
Какая фигура изображена? Луч о М
1 1 Единичный отрезок
1 2 3 4 5 0 1 2 0 1 2 3 0 50 см 180см 100 см Единичный отрезок
Какое число соответствует началу числовому лучу? ( число «0») Чем изображают любое число на числовом луче? Сколько чисел можно изобразить на числовом луче? ( точкой) ( любое число, так как луч бесконечен)
Вывод: Числовой луч – это бесконечная шкала. С помощью числового луча можно сравнить числа. Из двух чисел меньше то, которое расположено левее. С помощью числового луча можно прибавлять и вычитать. 1 2 4 3 1 5 2 3
Чем отличается шкала числового луча от шкалы линейки? Найди ошибки в изображении числового луча. Числовой луч 0 0 0 1 1 1 1 2 2 2 2 7 3 6 5 4 8 3 3 3 4 4 5 5 5 6 6 6 7 7 7 8 8 9
Алгоритм: Поставить точку, провести вправо луч. У начальной точки луча поставить 0. Выбрать единичный отрезок и отложить его вправо от нулевой точки. Найти место для чисел в соответствии с единичным отрезком.
О 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Работа в тетради стр. 11 37 40 44 45 49 2 7 11 18 22
Работа в тетради стр. 11 3 6 5 7 10 6 8 12
Работа в тетради стр. 12 44 40 38
Домашняя работа стр. 12 № 5
На уроке используются пособия УМК « Начальная школа XXI века» Математика. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Часть 1. Стр. 26. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Часть 1. Стр. 11, 12
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-690640
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- Числовое значение что это
- Числовой луч что это такое в математике