Чистая правда со временем восторжествует если проделает тоже что явная ложь

Владимир Высоцкий притча о правде и лжи

В подражание Булату Окуджаве

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,-
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,-
Баба как баба, и что ее ради радеть?
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз,
Деньги взяла, и часы, и еще документы,
Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово,-
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
— Ложь это все, и на Лжи — одеянье мое.
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.

Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса:
— Духу чтоб не было! На километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа.

Тот протокол заключался обидной тирадой,
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну а сама, вся как есть, пропилась догола.

Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась,болела, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.

Впрочем, легко уживаться с заведомой ложью,
Правда колола глаза и намаялись с ней.
Бродит теперь, неподкупная, по бездорожью,
Из-за своей наготы избегая людей.

Некий чудак и поныне за Правду воюет,-
Правда, в речах его — правды на ломаный грош:
-Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь.

Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть — это чистая правда, ребята,
Глядь, а конём твоим правит коварная Ложь!

Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть — это чистая правда, ребята,
1)Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь!
2)Глядь, на часы твои смотрит коварная Ложь!
3)Глядь, а конём твоим правит коварная Ложь!

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Притча о Правде и Лжи

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек,
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне,
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась — и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:
Баба как баба, и что её ради радеть?!
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз;
Деньги взяла, и часы, и ещё документы,
Сплюнула, грязно ругнулась — и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу —
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.

Правда смеялась, когда в неё камни бросали:
«Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё…»
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами её.

Тот протокол заключался обидной тирадой
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну, а сама пропилась, проспалась догола.

Полная Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах,
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла —
И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет,
Правда в речах его правды — на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует —
Если проделает то же, что явная Ложь!»

Часто, разлив по сту семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь.
Могут раздеть — это чистая правда, ребята;
Глядь — а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь — на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь — а конём твоим правит коварная Ложь.

Источник

Чистая правда со временем восторжествует если проделает тоже что явная ложь

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 г.

Его артистическая деятельность известна по спектаклям, кинофильмам, по рецензиям на эти постановки. В настоящее время он ведущий актер театра на таганке. Он является одним из создателей поэтического театра. Его исполнение поэтических произведений, его манера чтения общепризнаны. их отличает современность, гражданственность и глубокое понимание авторского замысла.

Но в данном случае речь пойдет о другой стороне его творческой деятельности — о его песнях. Он сочетает в одном лице и поэта, и композитора, и исполнителя. Редкий и счастливый дар, где все трое в высшей степени профессиональны и как нельзя лучше подходят друг другу.

Началось это давно. вспомним москву 60-тых годов… московские дворики, коммунальные квартиры… амнистии… и парень с гитарой, который может не только петь и играть, но и сочинять песни. И он их пишет, пишет много. Песни подхватываются в компаниях… Сначала наивные, мальчишеские, временами под блатные, но очень самобытные и талантливые. Блатной фольклор… Он опоэтизировал его… Это юность. Но он сделала в этом жанре столько, сколько до него и сделано не было.

Годы идут. Он взрослеет, размышляет. Но он не может не петь… И появляются прекрасные песни на близкую еще военную тему, песни гражданские о жизни. Он уже выходит на эстраду. Но надо еще многое доказывать и бороться за свои песни. Время идет… И вот его уже просят написать песни по заказу для спектаклей, для кинофильмов. Его признали. На его концерты попасть не так просто.

Известность по Союзу его очень велика. Очень разнообразна и аудитория слушателей и по составу и по годам. Его творчест во да и жизнь обрастают даже мифическими наслоениями… «ведь ходят слухи…». Многие песни или отдельные выражения и слова стали приобретать «народный» характер, так как их авторство теряется.

Записи с его песнями крутятся на магнитофонах, слушаются… они вызывают и настоящий непосредственный, искренний смех (у него много комедийных песен) и заставляют задумываться…

А за песнями стоит наш современник, молодой человек, с очень здоровым чувством юмора, присущим нашей эпохе, чело век с убеждениями, размышляющий. он многое понял, ему есть, что сказать и есть силы бороться за свои убеждения.

В пору зрелости художник всегда знает цену своему искус ству. Он вполне обладает уверенностью и равновесием, той си лой над самим собой, которая необходима для создания в твор ческом напряжении произведений большой внутренней сложности и глубины.

«Мужественные, зычные интонации…» — так пишут о нем в прессе (правда, мало и редко). «Крепко поет…» — так говорят о нем. Говорят все и даже младшее поколение поющих ребят, но затихающих, как только они услышат его записи, поколение, которое в наше время избаловано целой волной и гитар, и певцов, и пр…

Принимают его и понимают многие по-разному. Одним, например, больше нравятся сказки… (мол, такие песни никто больше не пишет и не поет — только высоцкий), другим — более серьезные песни (смотрите, как прекрасно, и Высоцкий может… как все).

Он на виду. Идут вокруг разговоры и слухи о его личной жизни. но это ведь разговоры… а попробуйте написать около 250 песен. ему некогда, ему надо работать, ему еще многое надо сделать:

Он уже их раздвинул в своих песнях и своими песнями. Но никог да не надо забывать, что за ними стоит не песенная машина, а только чувствующий поэт. И к нему с полным правом можно отнести слова его старшего современника:

Вот уж восемь лет исполнилось нашему театру, в котором я работаю со дня его основания. Организовался он на месте старого театра, который назывался «Театр драмы и комедии», а сейчас он называется просто — «Театр на Таганке». Но за этим «просто» стоят многие годы нашей работы. В старое помещение пришла группа молодых актеров во главе с Юрием Петровичем Любимовым. Он бывший актер вахтанговского театра, известный актер. Он преподавал в Щукинском училище и на выпускном курсе этого училища сделал спектакль «Добрый человек из Сезуана». По тому времени, девять лет назад, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Этот спектакль был без декораций, сделан в условной манере, очень интересный по пластике, там, например, очень много музыки, которую написали актеры с этого курса, там было много и так называемых «зонгов».

Первая линия и очень большая в театре — это поэтическая. Дело в том, что поэтический репертуар после 20-ых годов, когда была «Синяя блуза», «Кривое зеркало» и т. д., был забыт. И вот мы стали пионерами, чтобы возобновить этот прекрасный жанр по этического театра.

Началось это с пьесы, или лучше сказать, с поэтического пред ставления по произведениям Андрея Вознесенского. Называется это произведение «Антимиры». Мы играли его уже около 500 раз. Сдела ли мы эту работу очень быстро, за три недели. Половину спектакля играли мы, а потом сам Вознесенский, если он не был в отъезде (он все время уезжает, больше всего на периферию — в Америку, в Италию…). Но когда он возвращается оттуда, бывают такие спектакли, когда он принимает участие в наших представлениях, в основном юбилейных (100, 200, 300, 400…). Он пишет новые стихи, читает их так что, кому повезет, могут застать поэта в нашем театре.

Вообще дружба с поэтами у нас большая.

И вторым поэтическим спектаклем был спектакль «Павшие и живые» о поэтах и писателях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Некоторые из них погибли, другие остались живы, но взяты именно те произведения, где отразилась военная тематика.

Потом был спектакль «Послушайте Маяковского» по произведениям Маяковского. Пьесу эту написал уже актер нашего театра Веня Смехов.

После этого драматическая поэма Есенина «Пугачев», которую пытались ставить многие из режиссеров, включая Мейерхольда, но как-то не получалось при живом авторе. Это было сложно. Автор не разре шал переделывать ни одного слова. Есенин был человек скандальный в смысле своего творчества. Он никогда не допускал переделывать даже… на секунду, он ничего не разрешал. И они не поставили… ну, вот, у нас этот спектакль идет уже несколько лет подряд.

Сейчас мы приступили к репетициям над пьесой по поэме Евтушенко «Послушай, Статуя Свободы». Начинаем также работу над пьесой о Пушкине, написанной нашим главным режиссером Ю. П. Любимовым в содружестве с собственной супругой Людмилой Васильевной Целиковской.

Вот видите, мы варимся в собственном соку, и когда спрашивают — уйду ли я из театра на эстраду или в кино, я могу абсолютно серьезно сказать — «нет». Этого никогда не произойдет, потому что работа в театре очень интересна и по собственному желанию из нашего театра никто никогда не уходил. Ну, если попросят, то ухо дят, но неохотно. И вторая линия, начавшаяся со спектакля Брехта, это — гражданст венная тематика. В очень яркой форме она развивалась в спектакле «10 дней, которые потрясли мир», который стал нашей классикой. Большинство знает этот спектакль, он очень известен в Москве. Начинается он еще на улице — это знамена висят на театре, выходят актеры театра в одежде революционных матросов и солдат, и перед театром многие из них с гармошками, с балалайками поют песни. У нас здесь рядом станция метро, поэтому много народа, люди останавливаются, интересуются в чем дело и, когда узнают, то создается такая атмосфера тепла, юмора и веселья около театра. Отчего это? Ленин сказал, что «революция — праздник угнетенных и эксплуатируемых», и все это представление «10 дней, которые потрясли мир» по книге Джона Рида сделаны как праздник.

Источник

Высоцкий, Владимир // Баллада о правде и лжи

Текст песни Баллада о правде и лжи

Нежная правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая ложь эту правду к себе заманила
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Хитрая ложь на себя одеяло стянула,
В правду впилась и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью
Баба как баба, и что ее ради радеть
Разницы нет никакой между правдой и ложью
Если, конечно, и ту, и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз,
Деньги взяла, и часы, и еще документы,
Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась.

Только к утру обнаружила правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово.
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую правду, а так ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали
Ложь это все, а на лжи одеянье мое..
Двое блаженных калек протокол составляли,
И обзывали дурными словами ее.

Тот протокол заключался обидной тирадой
(Кстати, навесили правде чужие дела)
Дескать, какая-то мразь называется правдой,
Ну, а сама пропилась, проспалась догола.

Голая правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах.
Грязная ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за правду воюет,
Правда, в речах его правды на ломаный грош
Чистая правда со временем восторжествует
Если проделает то же, что явная ложь.

. Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть это чистая правда, ребята.
Глядь а штаны твои носит коварная ложь.
Глядь на часы твои смотрит коварная ложь.
Глядь а конем твоим правит коварная ложь.

Клип песни Баллада о правде и лжи

Источник

Изотов В. П.: Словарь-комментарий к песне В. С. Высоцкого «Притча о Правде и Лжи»

Притча о Правде и Лжи

Правда смеялась, когда в неё камни бросали:
“Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё. ”
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами её.

Словарь-комментарий к тексту предполагает не только уяснение значения конкретного слова, но и установление (если это необходимо) связей конкретного слова с другими словами произведения, а также и проекцию на употребление этого слова в других произведениях данного автора.

Выражаю свою признательность Н. В. Стёпиной за внимательное прочтение данного исследования и ценные замечания.

А [1]. Союз употреблён четырежды.

БАБА. женщина. Два употребления выступают, так сказать, в самосравнении: баба как баба, т. е. ничем не отличающаяся от других, такая же в ряду прочих. См. КАК.

БЛАЖЕННЫЙ. Сущ. Употребление слова в контексте “Для сирых, блаженных, калек” словари трактует как “употребление в значении существительного”. Это не вызывает никаких возражений, но мне представляется возможным в “малой лексикографии” (лексикографии отдельных поэтических текстов) разводить такие случаи по различным словарным статьям.

БОЖИТЬСЯ. Этот глагол открывает последнюю серию из 6 глаголов, описывающих действия Правды. После этих действий никаких иных она уже не совершает.

Первая триада построена по нисходящей. Божиться значит “клясться именем Бога в подтверждение правильности своих слов; говорить “ей-богу””. Затем признак уменьшается (см. КЛЯСТЬСЯ) и вообще подменяется (см. РЫДАТЬ).

Обращает на себя внимание ещё одно обстоятельство: глагол божиться обозначает следующее после смеяться (см.) действие Правды. Смех сменяется стремлением подтвердить правильность своих слов, но достичь этого не удаётся, и Правда обречена на. Как явствует из второй триады, Правда просто обречена.

БРОСАТЬ. Прямое значение, на мой взгляд, если и не сочетается, то значительно дополняется фразеологическим бросать камень: “Резко обвинять в чём-либо” (в тексте: “Правда смеялась, когда в неё камни бросали”. Множественное число служит для усиления резкости обвинений).

В то же время эта множественность существенна и в прямом значении: не один кто-то действует, а некое множество (те самые “сирые, блаженные, калеки”?). См. КАМЕНЬ.

Интересную трактовку этого слова даёт О. Б. Заславский: “К Правде относятся как к продажной женщине: мажут глиной, сажей, выселяют на сто первый километр и т. п.

Следует отметить, правда, что имеет место несколько вольная трактовка термина анаграмма; к тому же в тексте реализована словоформа бульдожью, в которой искомое слово не может спрятаться полностью.

БЫТЬ. Слово реализовано в составе фразеологизма чтоб духу не было “категорически требую, чтобы немедленно ушёл, удалился кто-либо” [Фразеологический. I, 1997: 59].

Четыре употребления предлога в с творительным падежом можно разделить на три группы.

В одном случае он употребляется при указании на время, период, когда что-либо происходит, имеет место: разулыбаться во сне.

В другом случае предлог употребляется при указании на то, что находится на ком-либо во время какого-либо действия: в красивых одеждах ходила.

ВЕСЬ. То, что есть, в полном объёме.

ВОЕВАТЬ. Стараться отстоять кого-либо, затрачивая много труда, усилий; бороться. Очевидно, что воюет имеет иронический оттенок.

ВОН. В данном случае реализовано наречие со значением “наружу, за пределы чего-либо, прочь”.

ВОСТОРЖЕСТВОВАТЬ. Победить, одержать верх.

ВПОЛНЕ. Совершенно, полностью, в полной мере.

ВРЕМЯ. Отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет и т. п.

ВЫМАЗАТЬ. Выпачкать, загрязнить (сажей).

ВЫПЛЕСТИ. Расплетая, вынуть.

ВЫСЛАТЬ. В наказание удалить за пределы чего-либо, отправить куда-либо.

ГДЕ-ТО. В каком-то месте, точно неизвестно где.

ГЛИНА. Вязкая масса (обычно красного или жёлтого цвета).

ГЛЯДЬ. Междометие выражает внезапность, неожиданность обнаружения или наступления чего-либо.

О смысловой нагрузке этого слова см. БУЛЬДОЖИЙ.

Это единственное упоминание алкогольной темы даёт право отнести всю “Притчу. ” к произведениям, в которых отражается определённый спектр “кабацкой” темы в творчестве В. С. Высоцкого [Крылова, 1999: 111].

ГРУБЫЙ. Не соблюдающий этики человеческих отношений; невежливый, неделикатный, неучтивый.

ГРЯЗНЫЙ. Морально нечистоплотный, безнравственный.

Слово характеризует Ложь, противопоставляя её (см.) Правде. Оппозиция грязный/чистый касается, конечно же, не внешнего вида.

ДАЖЕ. Частица употребляется для выделения и усиления слова, к которому относится.

ДВОЕ. Обычно протокол составляется одним человеком. То обстоятельство, что в данном случае этим занимаются двое может быть дополнительным свидетельством блаженности-неполноценности этих калек. Следовательно, и качество истинности протокола под большим сомнением.

ДЕНЬГИ. То или иное количество, сумма металлических и бумажных знаков, являющихся мерой стоимости при купле-продаже; всеобщий эквивалент.

Два употребления этого слова характеризуют две противоположные ситуации: у Правды были деньги, но их украла Ложь; Правда нуждается в деньгах.

ДЛИННЫЙ. Имеющий большую длину.

Сочетание длинные и тонкие ноги является обозначением чистопородного коня.

Длинные ноги создают контраст со значением пословицы (о быстром, скором разоблачении лжи).

ДЛЯ. Предлог указывает на лиц, к которым направлено действие, которых что-либо касается.

ДОВОЛЬНЫЙ. Испытывающий чувство удовольствия, удовлетворения.

ДОКУМЕНТ. Письменное удостоверение, подтверждающее личность предъявителя.

ДОЛГО. В течение значительного времени.

ДУРНОЙ. Плохой, скверный.

ЗА. Предлог употреблён дважды.

Выселить, выслать за двадцать четыре часа.

ЗАКЛЮЧАТЬСЯ. Заканчиваться, завершаться.

ЗАМАНИТЬ. Привлекая чем-либо, заставить прийти, оказаться где-либо; завлечь.

ЗОЛОТИСТЫЙ. Цветом похожий на золото, блестяще-жёлтого оттенка, отлива. Этот цвет осознаётся как красивый, тёплый, располагающий.

И. Сочинительный союз повторяется 18 раз.

Пять раз союз соединяет однородные члены предложения: слюни пустила и разулыбалась; между Правдой и Ложью; составляли и и похуже чем стервой; Правда клялась и рыдала.

Трижды однородные члены соединяются при помощи повторяющихся союзов: и поднялась, и скроила рожу бульдожью; и ту и другую раздеть (в составе фразеолизма); деньги взяла, и часы, и ещё документы.

Дважды союз присоединяет предложение, развивающее, объясняющее, дополняющее высказанную мысль: Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё; Баба как баба, и

Случай И легковерная Правда спокойно уснула,/ (Слюни пустила и разулыбалась во сне) можно трактовать как повторяющийся союз, соединяющий однородные члены предложения (с пропуском союза перед вторым однородным).

И. Частица употреблена один раз: Некий чудак и поныне за правду воюет. Она усиливает значение слова поныне, подчёркивая, усиливая его.

ИЗ. Предлог обозначает направление действия откуда-либо, указывает на место, источник, откуда исходит что-либо.

К. Предлог употреблён дважды.

Первый раз он реализован для обозначения лица как объекта действия: Грубая Ложь эту Правду к себе заманила.

Во втором случае предлог употреблён при указании на срок, к наступлению которого совершается что-либо (действие): Только к утру обнаружила Правда пропажу.

-КА. Частица употреблена при повелительном наклонении глагола для выражения просьбы, придав оттенок непринуждённости, простоты об-щения.

КАК. Союзное слово (при повторении сравниваемого слова) употреблено для обозначения обычности, типичности предмета.

Достаточно сложно решить, какое из значений предпочтительнее в данном случае: “употребляется при затруднении вполне точно определить качество, свойство, характер чего-либо: неизвестно, неясно какой” и “употребляется при назывании каких-либо свойств лица, вызывающих удивление, недоумение, досаду говорящего”. Может быть, здесь совмещение значений?

КАЛЕКА. Человек, лишившийся какой-либо части тела или способности владеть ею; увечный.

КИЛОМЕТР. В составе устойчивого сочетания сто первый километр. См. СТО, ПЕРВЫЙ.

В данном употреблении реализован оттенок значения “усиленно уверять в чём-либо”. Слово выступает как второй компонент нисходящей триады: не удалось уверить именем бога в своей правоте, начинаются уверения на обыденном уровне.

КОВАРНЫЙ. Скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел; вероломный.

КОГДА. Союз употреблён в начале придаточного предложения времени для соотнесённости во времени действий главного и придаточного предложений.

КОНЕЧНО. Вводное слово. Само собой разумеется, без сомнения.

КОСА. Заплетённые волосы.

КСТАТИ. Вводное слово. Употребляется ля обозначения того, что данная фраза говорится в связи с только что сказанным, в дополнение к нему.

КТО-ТО. Неизвестно какой человек; некто.

КУДА. Союзное слово присоединяет придаточное дополнительное.

ЛЕГКОВЕРНЫЙ. Легко верящий всему и всем; слишком доверчивый.

ЛОЖЬ. Нарицат. Неправда, намеренное искажение истины; обман.

Нарицательное существительное употреблено в фрагменте: “Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё”.

ЛОМАНЫЙ. В составе контаминированного фразеологизма на ломаный грош (см. ГРОШ).

ЛОШАДЬ. Крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т. п.

Предпочтительнее на этой позиции было бы слово конь, употреблённое в другом месте текста. Однако слово лошадь создаёт внутреннюю рифму со словом Ложь, и именно поэтому лошадь предпочтена коню. Говоря о сближении явлений на основе псевдоэтимологической связи, Н. Б. Мечковская приводит “пример Т. В. Цивьян из народного сонника: увидеть во сне лошадь означает быть обманутым (т. е. сон толкуется на основе псевдоэтимологического сближения слов лошадь и ложь. )” [Мечковская, 1998: 104].

МАЗАТЬ. Покрывать слоем чего-либо жидкого или жирного.

Употребляется при указании на двух или более человек, два или более явления и означает, что речь идёт об их сравнении, сопоставлении, противопоставлении.

МОЙ. Такой, который является собственностью говорящего, находится у него в пользовании, предназначен для него.

МОЛ. Употребляется для указания на то, что приводимые слова являются пересказом чужой речи.

МОЧЬ. Быть в состоянии, в силах что-либо сделать.

МРАЗЬ. Презрит. О ком-либо ничтожном, презренном, дрянном.

НА. Десять употреблений предлога классифицируются следующим образом.

В одном случае предлог указывает на место, где что-либо находится: И на Лжи одеянье моё.

В третьем случае предлог указывает на средство, способ, характер осуществления действия: И ускакала на длинных и тонких ногах.

Дважды (в составе одной и той же конструкции) предлог указывает на время, период, срок осуществления действия: Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег; Даже не знаешь, куда на

В остальных случаях предлог на употреблён в составе фразеологизмов.

НАЗЫВАТЬСЯ. Представляется, рекомендуется.

НЕ. Отрицательная частица употреблена дважды.

НЕЖНЫЙ. Выражающий ласку, любовь, исполненный мягкости, ласки, любви.

Кроме того, слово нежный характеризует и внешний вид, подчёркивая хрупкость, пролзрачность Правды [2].

НЕКИЙ. Какой-то (о ком-либо, точно не известном).

Представляется, что некий по сравнению со словом какой-то выражает определённую отчужденность данного персонажа (чудака) от ребят

НЕТ. В функции сказ. Не имеется в наличии, отсутствует.

НИКАКОЙ. Какой бы то ни было.

НОГА. Нижняя конечность животного (лошади). См. ДЛИННЫЙ.

НОСИТЬ. Обычно продолжительное время иметь на себе что-либо, ходить каким-либо образом одетым.

НОЧЛЕГ. Место для ночного сна, отдыха (обычно не у себя дома).

НУ. Частица употребляется для придания высказыванию большей силы, выразительности, подчёркивает значение слов проспаться, пропить-ся догола.

НУЖДАТЬСЯ. “Испытывать потребность в чём-либо”, а не “жить в бедности, испытывать нужду”, поскольку указано нуждалась в деньгах

О. Употребляется при обозначении лица, предмета, явления и т. п., которые представляют собой объект разговоров, размышлений, забот и т. п.

Предлог использован в названии текста и обозначает лица и явления (речь идёт ведь и о Правде и Лжи, и о правде и лжи), которые представляют объект размышления.

ОБЗЫВАТЬ. Называть обидными, бранными словами.

ОБИДНЫЙ. Содержащий в себе обиду, причиняющий обиду; оскорбительный.

ОДЕЖДА. Оба раза слово употреблено во множественном числе в значении “совокупность предметов (из ткани, меха и т. д.), которыми покрывают, облекают тела”. Множественное число подчёркивает наличие разных предметов одежды.

ОДЕЯЛО. Постельная принадлежность для покрывания, укрывания тела.

Есть, по-видимому, и оттенок значения фразеологизированного выражения стянуть на себя одеяло “лишить кого-либо его части общей собственности” (само одеяло как раз и выступает “общей собственностью”).

ОДЕЯНЬЕ. Устар. Одежда. Вариант слова с мягким знаком (вместо одеяние) обусловлен ритмом; кроме того, он в определённой мере лишается ореола устарелости.

Продолжать своё пребывание, нахождение где-либо, не покидать какого-либо места.

ОСТАТЬСЯ. Оказаться, очутиться в каком-либо состоянии.

ПЕРВЫЙ. Слово реализовано в составе порядкового числительного сто первый, которое стало уже обретать права устойчивого сочетания (сто первый километр), обозначая место высылки.

ПОДАТЬСЯ. Отправиться куда-либо, уехать, уйти.

ПОДНЯТЬСЯ. Проснуться, встать с постели.

Поскольку Ложь стремится опорочить, дискредитировать Правду, показать, что она такая же или даже ниже, уместно предположить, что в данном слове просвечивает оттенок “стать более значительным, получить более высокую оценку” (пусть даже в собственном мнении).

ПОНЫНЕ. До сих пор, до настоящего времени.

Слово это, как представляется, показывает не только хронологический предел, но и служит своеобразным указателем некой бессмысленности борьбы, поскольку Правда опорочена окончательно, и война за неё нужна уже не ей, а тому, кто воюет.

ПОПАСТЬ. Оказаться, очутиться в каком-либо месте, положении, обстоятельствах.

ПОХУЖЕ. Несколько, немного хуже.

ПРАВДА. “В произведениях каждого талантливого автора представлено его время, но обычно описательно, путём характеристики, анализа, а не в форме непосредственной номинации. У В. Высоцкого время, а также другие философско-отвлечённые понятия встречаем в образах (показательно, что слова при этом, как правило, пишутся с прописной буквы: Время, Судьба, Беда, Правда, Ложь, Земля” [Хмелинская, 1999: 67].

ПРАВДА. Вводное слово. Действительно, в самом деле.

ПРАВИТЬ. Направлять ход кого-либо движущегося; управлять.

ПРИМЕРИТЬ. Надеть для определения соответствия размеру, пригодности к носке.

“Правде и Лжи” притчу. Не вижу ни нравственных исканий, ни нравоучительных суждений.

“. природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, “в сукнах”; действующие лица притчи, как правило, не имеют не только внешних черт, но и “характе-ра” в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора”[Аверинцев, 1987: 305]. В “Притче. ” В. С. Высоцкого действующие лица имеют и характеры, и внешние характеристики, да и вещный мир представлен достаточно выпукло, хотя, конечно, персонажи являются “субъектами этического выбора”, т. е. поэт во многом отходит от строгих канонов притчи как жанра.

Других произведений, жанр которых был бы обозначен как притча, у В. С. Высоцкого нет, хотя многие его произведения отчётливо тяготеют к притче, например: “Баллада о короткой шее”(кстати, здесь присутствует и само слово: “Вот такую притчу о Востоке/ Рассказал мне старый аксакал”), “Две Судьбы”,

“Это своеобразный исторический “антимиф”. Мифологическая традиция изображала Правду нагой. Высоцкий же, пародийно снижая миф, показывает правду раздетой, ограбленной, высланной “на километр сто первый”. В свою очередь Ложь успешно присваивает себе всё отнятое у Правды” [Новиков, 1991: 112].

ПРИХВАТИТЬ. Унести, похитить.

ПРОДЕЛАТЬ. Совершить какую-либо каверзу, сделать что-либо во вред другому. В пользу предпочтения именно этого оттенка значения говорит то, что для торжества правды Правда должна повторить поступки Лжи.

ПРОПАЖА. Потеря, исчезновение (вследствие кражи).

ПРОПИТЬСЯ. Истратить всё, много на пьянство, разориться, тратя на пьянство. Ср.: “Я сегодня пропьюсь до нуля”.

ПРОТОКОЛ. Слово употреблено дважды. На мой взгляд, использованы различные значения.

ПУСТИТЬ. Выделить, выпустить из себя.

РАДЕТЬ. Заботиться о ком-либо, чём-либо; проявлять усердие, старание по отношение к чему-либо.

РАДИ. Предлог употребляется при указании на человека, предмет. явление, в интересах которых что-либо делается

РАЗДЕТЬ. Слово употреблено дважды.

РАЗДОБЫТЬ. Добыть, достать, обычно с трудом.

Выбор этого слова не случаен, поскольку оно ярко характеризует одно негативное качество, присущее многим: чтобы сделать кому-то плохое, можно пойти даже на определённые трудности.

РАЗЛИТЬ. Ближе всего подходит значение “налить из большого сосуда в меньшие”. В данном же употреблении (Часто, разлив по сту семьдесят граммов на брата) имеется ещё и оттенок “налить поровну”.

РАЗНИЦА. Несходство, различие.

РАЗУЛЫБАТЬСЯ. Словари не фиксируют этого слова. Можно ли говорить о его окказиональном характере? Только, пожалуй, в плане его незафиксированности. Вообще же разулыбаться очень напоминает разговорные слова (я, собственно, и принял его за таковое и не включил его в словарь окказионализмов В. С. Высоцкого, не увидев здесь окказиональности).

РЕЧЬ. По-видимому, имеет место пересечение (сочетание?) двух значений: “разговор, беседа; то, о чём говорят” и “публичное словесное выступление” (ведь некий чудак воюет за Правду, очевидно. выступая на эту тему и разговаривая об этом).

РУГАТЬ. Называть оскорбительными, грубыми, бранными словами.

Произнести грубые, бранные, оскорбительные слова.

САЖА. Продукт неполного сгорания топлива, чёрный налёт, оседающий на внутренних частях печей, дымоходов.

СЕМЬДЕСЯТ. Слово употреблено в составе количественного числительного сто семьдесят, которое является в определённой мере фразеологизированным, поскольку сто семьдесят грамм(ов) выступает своего рода эвфемизмом фразеологизма на троих.

СИРЫЙ. Сущ. Одинокий, без родных и близких.

СКИТАТЬСЯ. Этот глагол открывает заключительную триаду описания действий-состояний Правды, имеющих общее значение “плохая жизнь”.

СЛОВО. Высказывание, выражение, фраза.

СМЕЯТЬСЯ. Очевидно, что здесь появляется смысловой оттенок: Правда смеялась, когда в неё камни бросали, поскольку это уже не только “издавать смех”, но и “издавая смех, не верить”.

СМОТРЕТЬ. Направить взгляд, чтобы увидеть.

СО. Указывает на период, срок осуществления чего-либо.

СОН. Физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители.

Собрав, подобрав, соединив каким-либо образом, создать, образовать какое-либо целое, совокупность чего-либо.

СПЛЮНУТЬ. Сделать плевок, плюнуть, выражая пренебрежение.

СПУСТИТЬ. Отпустить с привязи (собаку).

СТЕРВА. Содержание слова сранивается с содержанием того же слова, но во втором случае это слово представлено как высший положительный порог оценки ( ругали её, и похуже чем стервой).

СТО. Слово употреблено дважды.

Один раз в составе порядкового числительного (см. ПЕРВЫЙ).

Второе употребление в составе количественного числительного сто семьдесят (см. ).

Интересно, что оба раза слово употребляется в составе устойчивых сочетаний.

СТЯНУТЬ. Таща, снять, удалить откуда-либо; стащить.

ТАК. Местоим. нареч.Без последствий, безрезультатно.

ТВОЙ. Принадлежащий тебе. Притяжательное местоимение обозначает не конкретного собеседника, а носит обобщающий характер: такая ситуация (когда принадлежащие конкретному лицу предметы становятся собственностью другого) может быть у каждого.

Пространное высказывание или реплика в диалоге, произносимые обычно в приподнятом тоне.

Частица. Не ранее чем (лишь).

ТОТ. Слово употреблено трижды.

Дважды местоименное прилагательное указывает на уже упоминавшееся в речи и уже известное (Тот протокол заключался обидной тирадой; Чистая правда со временем восторжествует,-/ Если проделает то же, что явная ложь!).

ТЫ. Ложь обращается к Правде на “ты”, что свидетельствует об их уже, наверное, долгом знакомстве (подбное обращение возможно ещё в обращении к нижнему по рангу, что в данном случае не подходит).

У. Предлог употреблён для указания на человека (см. ЛОЖЬ (собств.)), у которого кто-либо находится.

УКРАСТЬ. Присвоить чужое; похитить.

УСНУТЬ. Погрузиться в сон, заснуть.

УТРО. Часть суток от окончания ночи до наступления дня; время восхода солнца, рассвета.

Реализовано значение “носить на себе что-либо; быть одетым, выглядеть каким-либо образом” (в красивых одеждах ходила).

ЧАС. Мера времени в 60 минут, исчисляемая от полуночи в течение суток.

двадцать четыре часа, что должно придавать, по мнению говорящих, некую официальность, поскольку сирым, блаженным, калекам хочется избавиться от Правды (а здесь как раз представляется удобный случай, так как изгоняется вроде бы не Правда: “Дескать, какая-то мразь называется Правдой”).

ЧАСТО. Через определённые (небольшие?) промежутки времени.

ЧЁРНЫЙ. Самый тёмный из всех цветов, имеющий цвет сажи, угля.

Происходит своеобразное усиление значения слова сажа (см.).

ЧИСТОКРОВНЫЙ. Не смешанной, чистой породы (о домашних животных).

Представляется, что в случае Чистая Правда со временем восторжествует значение слова сближается (если не приравнивается) со значением слова голая (ср.: “Ситуация правды имеет, однако, и другой аспект. В период общего размежевания этики и истины, распада целостного Закона внутриконцепта правды образовалась трещина, разделяющая нравственную правду (правду-справедливость) и правду соответствия действительности (правду-истину). Эта граница особенно заметна, как уже отмечалось, тогда, когда речь идёт о конкретных фактах. Правда в этом случае становится “голой” (ср. голая правда и голые факты” [Арутю-нова, 1998: 569]).

В случае Чистая Правда божилась, клялась и рыдала реализовано значение “нравственно безупречный (правдивый, честный. искренний. бескорыстный, непорочный)” или “получающий наиболее полное, яркое проявление, воплощение; истинный, совершенный, подлинный”).

ЧТОБ. Слово употреблено в составе фразеологизма чтобы духу не было “категорически требую, чтобы немедленно ушёл, удалился кто-либо” (см. БЫТЬ, ДУХ, НЕ).

ЧУДАК. Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих.

ЧУЖОЙ. Реализована, так сказать, половина значения “являющийся собственностью другого (других); не имеющий непосредственного отношения к кому-либо; не свой”. Поскольку дела (см.) не могут быть чьей-то собственностью, так как не являются материально выраженными предметами, уместнее говорить об использовании второй части приведённого значения.

ШТАНЫ. “Нежная Правда в красивых одеждах ходила”. “Красивые одежды”, ассоциирующиеся с возвышенным, идеальным, сменяются “штанами”, символизирующими низменное, низкое. “Красивые одежды” Правды украдены, и теперь она оказалась в кругу “сирых, блаженных, калек”, носителей “шта-нов”, среди которых и рассказчик этой притчи.

Я. в речи одного из действующих лиц, обозначающего себя. Текстов с таким употреблением “я” у В. С. Высоцкого весьма немного.

Примечания

“Словаря структурных слов русского языка” (М., 1997).

[2] На это обратила моё внимание Н. В. Стёпина.

Ещё один интересный момент: когда функционируют “родственники” слова ребята, они, как правило, несут отрицательную характеристику, например: “У вас, ребятки, ” (Ошибка вышла).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *