Читай не вертись а что написано не сердись

Читай не вертись а что написано не сердись

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА

Обозначение ударения: \’а, \’ю и т. п.

«Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка».

Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и он напечатан.

По заведенному порядку, следовало бы пуститься в розыск: что такое пословица; откуда она взялась и к чему пригодна; когда и какие издания пословиц у нас выходили; каковы они; какими источниками пользовался нынешний собиратель. Ученые ссылки могли бы подкрасить дело, потому что, кажется, уже Аристотель дал определение пословицы.

Но всего этого здесь найдется разве только весьма понемногу.

Ученые определения ныне мало в ходу, век школярства прошел, хотя мы все еще не можем стряхнуть с себя лохмотьев степенной хламиды его.

Времена, когда объясняли во введении пользу науки или знания, коему книга посвящалась, также миновали; ныне верят тому, что всякий добросовестный труд полезен и что пользе этой россказнями не подспоришь.

Ученые розыски, старина, сравнения с другими славянскими наречиями — все это не по силам собирателю.

Разбор и оценка других изданий должны бы кончиться прямым или косвенным скромным признанием, что наше всех лучше.

Источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и — главнейше — живой русский язык, а более речь народа.

Ни в какую старину я не вдавался, древних рукописей не разбирал, а вошедшая в этот сборник старина попадала туда из печатных же сборников. Одну только старую рукопись я просматривал и взял из нее то, что могло бы и ныне идти за пословицу или поговорку; эта рукопись была подарена мне гр. Дм. Ник. Толстым, мною отдана М. П. Погодину, а оттуда она целиком напечатана, в виде прибавления, при сборнике пословиц И. М. Снегирева.

При сем случае я должен сказать душевное спасибо всем доброхотным дателям, помощникам и пособникам; называть никого не смею, боясь, по запамятованию, слишком многих пропустить, но не могу не назвать с признательностью гр. Дм. Ник. Толстого, И. П. Сахарова и И. М. Снегирева.

Когда сборник последнего вышел, то мой был уже отчасти подобран: я сличил его издание со сборником Княжевича и попользовался тем, чего не было там и не нашлось у меня и что притом, по крайнему разумению моему, можно и должно было принять.

В собрании Княжевича (1822 г.) всего 5300 (с десятками) пословиц; к ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500; вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны по наслуху, в устной беседе.

При этом сличении и выборе не раз нападали на меня робость и сомнение. Что ни говорите, а в браковке этой произвола не миновать, а упрека в ней и подавно. Нельзя перепечатывать слепо всего того, что, под названием пословиц, было напечатано; искажения, то умничаньем, то от недоразумений, то просто описками и опечатками, не в меру безобразны. В иных случаях ошибки эти явны, и если такая пословица доставалась мне в подлинном виде своем, то поправка или выбор не затрудняли; но беда та, что я не мог ограничиться этими случаями, а должен был решиться на что-нибудь и относительно тех тысяч пословиц, для исправления коих у меня не было верных данных, а выкинуть их вон — не значило бы исправить.

Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо. После нескольких подобных случаев или открытий поневоле оробеешь, подумаешь: «Кто дал тебе право выбирать и браковать? Где предел этой разборчивости? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник» и начинаешь опять собирать и размещать все сподряд; пусть будет лишнее, пусть рассудят и разберут другие; но тогда вдруг натыкаешься на строчки вроде следующих:

Возьмем два-три примера: «Бог не поберег вдоль и поперек»; по три коротких меж двух долгих, а размер хорош. «Рано встала, да мало напряла»; по долгому с коротким на концах, а две средние стопы — долгий с двумя короткими. «Хоть вдвое, хоть втрое, не споро худое»; по одному долгому меж двух коротких. «Всякая небылица в три года пригодится»; «На

— всякого мирянина по семи жидовин»; в этих двух пословицах, в сущности тонических, метрический счет, однако, показывает вот какие особенности: первая начинается долгим, вторая — коротким слогом; в обеих по четыре стопы: один долгий с одним коротким, долгий с двумя, с тремя и с четырьмя короткими. В следующей — замечательная, весьма складная смесь анапеста и дактиля; один только короткий слог, во втором стихе, будто лишний; но он на месте, а пропущен в первом стихе весьма кстати; тут, как будто поневоле изумляясь, сделаешь расстановку:

Сбил, сколотил — вот колесо;

Сел да поехал — ах, хорошо!

Оглянулся назад — одни спицы лежат!

Это сложено удивительно складно: внезапный переход, на третьем стихе, к двум кратким, когда готовишься на долгий слог, как нельзя лучше выражает изумление того, кто оглянулся. Нельзя также не согласиться, что во всех размерах этих не в пример более свободы и раздолья, чем в тяжких, однообразных путах бессмысленного ямба или хорея.

Рифма или простое созвучие не всегда бывают в конце стиха или каждой из двух частей пословицы, как, например: «Много лихости, мало милости»; «Не проси у богатого, проси у тороватого»; «Ни то, ни се кипело, да и то пригорело»; «Взвыла да пошла из кармана мошна» и пр., а иногда и на других словах, среди стиха, но всегда на таких, кои требуют отлики, ударения, внимания:

«И скатал было и сгладил, да все врозь расползлось».

«От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся».

«Видал, как мужик мед едал — ин мне не дал».

Бывает и по нескольку рифм сряду:

«Сам тощ, как хвощ, и живет тоненько, да помаленьку»;

«Я за кочан — меня по плечам. Я за вилок — меня за висок»;

«Сало было, стало мыло»;

«Рушай варено, слушай говорено»; в двух последних что ни слово, то рифма.

«Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом» — шесть одинаковых рифм. Есть созвучия целого слова и полные рифмы в два и три слога: «Ему — про Тараса, а он: полтораста»; «Не под дождем, подождем». Но большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера; лад или мера в них, однако, есть, как во всякой складной, короткой речи, и лад этот дает ей певучесть и силу.

Игра слов, по обоюдности их значений, не совсем в нашем вкусе, но местами попадается: «Для почину выпить по чину»; «Спать долго — жить с долгом»; «Тут прут, а там жгут»; прут — напирают и розга; жгут — палят огнем и витень, плеть. «Что будет, то будет; а еще и то будет, что и нас не будет». «Обедал бы, да не объедал бы». «Пригоден лук и к бою и ко щам» и пр.

Ко внешней одежде пословиц надо отнести и личные имена. Они большею частию взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр. Может быть, некоторые имена и взяты начально с известных в самом тесном кругу лиц, а пословицы сделались общими; нередко также имена эти попадали из сказок, рассказов, где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка; Марко богач. От этих понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть, одурачить простачка; обсережить, поддеть ловко, хитро; фомкою, на языке мошенников, зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков; подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть и пр.

Источник

Читай не вертись а что написано не сердись

Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки

Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает нам в этом, как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы, сказки.

Эта книга содержит уникальный, ни с чем не сравнимый опыт русского народа в воспитании подрастающего поколения.

Если вы хотите, чтобы ваши дети росли развитыми в духовном плане, уважали свой народ и свою страну, привейте им любовь к устному народному творчеству. И лучше начать это делать с колыбели, с самого раннего детства, когда малыши открыты для восприятия новой информации, с удовольствием слушают и повторяют то, что говорят им взрослые.

Пойте ребенку песни и частушки, водите с ним хороводы, разучивайте вместе простые и сложные скороговорки, играйте в загадки, поясняйте события из жизни, используя при этом различные народные пословицы, которые вы найдете на страницах данного издания.

Таким образом вы приучите ребенка активно воспринимать окружающее пространство, творчески осваивать его, постоянно двигаться и развиваться, тренировать память и речь, быстро находить нестандартные решения сложных задач.

Нельзя отрицать и воспитательной роли, заложенной в фольклорных произведениях. Исполняя вместе с детьми любое из них, вы прививаете им чувство справедливости, учите добру, любви, заботе, честности, самостоятельности, формируете у них положительное эмоционально-психическое состояние.

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь

Источник

Пословицы и поговорки с глаголами для детей и взрослых

1. Без меры и лаптя не сплетешь.
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3. Берешь, так чванься; а взял, так кланяйся!
4. Биться в одиночку – жизни не перевернуть.
5. Близок локоть, да не укусишь.
6. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.
7. Волков бояться – в лес не ходить.
8. Глаза видят, брюхо просит, язык скажет, руки сгребут.
9. Глядеть гляди, да кругом обходи!
10. Грамоте учиться – всегда пригодится.

11. Дальше положишь – ближе возьмешь.
12. Дают – бери, бранят – беги.
13. Двери отворили, а нас не пустили.
14. Ешь – не кроши, а съешь – не проси.
15. Жизнь прожить – не поле перейти.
16. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
17. И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит.
18. Идет, словно павушка плывет.
19. Как поживешь, так и прослывешь.
20. Кто смел, тот два съел, да и подавился.

21. Любишь кататься – люби и саночки возить.
22. Молва ходит, говор бродит, на что наткнется, тут и приткнется.
23. На двор зазывай, а со двора не спускай.
24. На охоту ехать – собак кормить.
25. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
26. Не стыдно не уметь, стыдно не учиться.
27. Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать!
28. Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
29. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
30. Не ругать – добра не видать.

31. Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай!
32. Один рычит да лает, другая мурлычет да фыркает.
33. Одна беда не надокучит, а надокучит, так проучит.
34. Одна беда не угасла, другая загорелась.
35. Отец накопил, а сын раструсил.
36. Пеняй на соседа, что спится до обеда: сосед дрова рубит – нас не разбудит.
37. Полно браниться, не пора ли помириться.
38. Пошли, захныкали – и полы затыкали.
39. Рискнул, да и закаялся.
40. Самому идти мириться – не годится; а посла заслать – будут люди знать.

41. Ушел, не ушел, а побежать можно.
42. Чем сердиться, так лучше помириться.
43. Читай, не вертись, а что написано, не сердись.
44. Что больше натягивать, то скорее лопнет.
45. Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
46. Шутку шутить, всех веселить.

Пословицы и поговорки с глаголами в неопределенной форме

1. Биться в одиночку – жизни не перевернуть.
2. Вашими устами да мёд пить.
3. Воду варить — вода и будет.
4. Волков бояться – в лес не ходить.
5. Грамоте учиться – всегда пригодится.
6. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
7. Жизнь прожить – не поле перейти.
8. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
9. Лишнее говорить — только делу вредить.
10. Любишь кататься, люби и саночки возить.
11. На охоту ехать – собак кормить.
12. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
13. Не ругать – добра не видать.
14. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
15. Не стыдно не уметь, стыдно не учиться.
16. Полно браниться, не пора ли помириться.
17. Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
18. Учёного учить — только портить.
19. Хорошо тому добро делать, кто помнит.
20. Чему быть, того не миновать.

Источник

Онлайн чтение книги Пословицы русского народа
ГРАМОТА

Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом).

Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом.

Не красна книга письмом, красна умом.

Он учился на медные деньги.

Мы, бедные, учимся на медные, а богачи на рублевички.

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (перо).

Голову отрежу, сердце выну, дам пить, будет говорить (то же).

Сверху пушисто, снизу остро, всунешь — сухо, вынешь — мокро (то же).

Мал малышок, а мудрые пути кажет (то же).

Родился от плоти, а крови нет; грамоты не знаю, а век пишу (то же).

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).

Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (то же).

Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).

Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо).

Ни небо, ни земля, собой бела: двое глядят, трое работают, один повелевает (то же).

Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы, перо, глаза, ум).

Не евши блюет; а что выблюет, опять уплетает (песочница).

В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты).

В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же).

Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).

Посол — что мех: что в него вложишь, то и несет.

Умному послу не велик наказ, а за глупым послом не ленись, сам идти.

Дурака пошли, да сам следом иди!

Пошли дурного, а за ним и другого (малороссийск.).

Его пошли, да и сам за ним иди!

Пошли Ивана, за Иваном болвана, за болваном еще дурака, так и сам иди туда!

Семерых пошли, да сам вслед иди!

Чем семерых посылать, ин самому побывать.

Не кота обувать, да за вами посылать (коли все ушли).

Его хорошо за смертью посылать.

Ушел Вавило по мотовило, да, видно, лесом задавило.

Ушел посол и утонул в рассол.

Коли не удавится, то назад явится.

Лук, что царь, стрелы, что посланнички.

По посольству и почет. По посольству и ответ держат.

Посла ни казнят, ни рубят. Посла ни куют, ни вяжут.

Посла ни секут, ни рубят, а только жалуют.

Чей посол, того (тому) и почет (и честь).

Пророк Наум наставит на ум (1 декабря; с этого дня посылают детей в школу).

У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят.

Читать по складам. Читать по верхам или по толкам.

Без складу по складам, без толку по толкам.

По складам, так не грамотей.

Читает, как пономарь (как псалтырь).

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Фита да ижица — к ленивому плеть ближится.

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

За аз да за буки, так и указку в руки.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Грамоте не знает, а цифирь твердит.

Како он — кон, буки ерык — бык, глаголь аз — глаз.

Ер да еры — упали с горы, ерь да ять — некому поднять.

По грамоте осекся, цифирь не далась.

Книгами не лодыгами играть. В книги не в чурки.

Ныне много грамотных, да мало сытых.

Перо сохи легче. Грамотей — не пахарь (не работник).

И сам тому не рад, что грамоте горазд.

Уела попа грамотка.

Книга-то книга — слово-то слово! На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном попе).

Эко диво: поглядишь — чистехонько; погладишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается (сказал дьячок).

Гражданская грамота от антихриста.

Все товар, и мусор товар, а книги не товар (сказал гражданин Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку).

Книга — в ней два листа, а середка пуста.

Книга, а в ней кукиш да фига.

Бумага терпит, перо пишет. Перо скрыпит, бумага молчит.

Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет.

Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.

Написано пером, не вырубить и топором.

Напишешь пером, что не вывезешь волом.

Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом).

Бумажки клочок в суд волочет.

Читай, не вертись, а что написано, не сердись.

Врет по-печатному. Врет, как газета. Супротив печатного (газетного) не соврешь.

Лучше печатного не скажешь. Говорит, как книга.

Это вилами писано (т. е. надвое, неверно).

Идет грамота неписана, дана читать незрячему (Ною).

Пишет грамотки, да просит памятки.

По старой памяти, что по грамоте. Живая грамота.

По-писаному, что по-тесаному. По-сказанному, что по писаному.

Прочитать от доски до доски (переплет книг встарь был дощатый).

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Уложенье читает, а дела не знает.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Немного читай, да много (да побольше) разумей!

Писано переписано, село Борисово (говорит о письме незнающий грамоте).

Это не при мне (не при нас) писано.

Писано на решете, с подкладкой полотенца (неразборчиво).

Бумага некупленная, письмо домашнее.

Писал Макарка своим огарком.

От стены пишет (от правой к левой, еврей или татарин).

Где чихнуть пришлось — запятая; где икнулось — двоеточие, а где табаку понюхать — точка.

Письмо — словно куры набродили.

Курячьи ножки, крючки да присошки.

Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).

Тарабарская грамота (всякое цифирное письмо).

Словно маку насеял (мелкое письмо).

Пишет, словно разводы разводит (крупно и медленно).

Писали писаки, а прочтут собаки.

Писал писачка, а имя ему собачка.

Это писал такой, что перо за ухом (дока).

Пишет, как черт шестом по Неглинной (улица в Москве).

Источник

Пословицы и поговорки с глаголами

Читай не вертись а что написано не сердись. Смотреть фото Читай не вертись а что написано не сердись. Смотреть картинку Читай не вертись а что написано не сердись. Картинка про Читай не вертись а что написано не сердись. Фото Читай не вертись а что написано не сердись Читай не вертись а что написано не сердись. Смотреть фото Читай не вертись а что написано не сердись. Смотреть картинку Читай не вертись а что написано не сердись. Картинка про Читай не вертись а что написано не сердись. Фото Читай не вертись а что написано не сердись Читай не вертись а что написано не сердись. Смотреть фото Читай не вертись а что написано не сердись. Смотреть картинку Читай не вертись а что написано не сердись. Картинка про Читай не вертись а что написано не сердись. Фото Читай не вертись а что написано не сердись

Настоящий кладезь народной мудрости – пословицы с глаголами. Они помогают детям усвоить материал из школьной программы по русскому языку, повысить грамотность, но также учат, как жить. Эти изречения высмеивают отрицательные качества, показывают негативные последствия жадности, лени и трусости, воспитывая лучшие черты.

В этой подборке мы специально собрали поговорки с глаголами как в неопределенной форме, так и 2 лица единственного числа, чтобы школьники смогли усвоить признаки этой части речи. Это отличная возможность разнообразить процесс обучения и заставить детей задуматься над действительно важными вещами в жизни. Ведь жить не с деньгами, а с людьми, и заставить можно только бояться себя, но не любить!

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Биться в одиночку – жизни не перевернуть.

Шутку шутить, всех веселить.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Любишь кататьсялюби и саночки возить.

На охоту ехать – собак кормить.

Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Не стыдно не уметь, стыдно не учиться.

Полно браниться, не пора ли помириться.

Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

Читай, не вертись, а что написано, не сердись.

Самому идти мириться – не годится; а посла заслать – будут люди знать.

Одна беда не угасла, другая загорелась.

Как поживешь, так и прослывешь.

Отец накопил, а сын раструсил.

Не ругать – добра не видать.

Пошли, захныкали – и полы затыкали.

Пеняй на соседа, что спится до обеда: сосед дрова рубит – нас не разбудит.

Волков бояться – в лес не ходить.

Одна беда не надокучит, а надокучит, так проучит.

Глаза видят, брюхо просит, язык скажет, руки сгребут.

Ушел, не ушел, а побежать можно.

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!

Чем сердиться, так лучше помириться.

Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать!

Что больше натягивать, то скорее лопнет.

И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит.

Молва ходит, говор бродит, на что наткнется, тут и приткнется.

Ешь – не кроши, а съешь – не проси.

Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай!

Идет, словно павушка плывет.

Рискнул, да и закаялся.

За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.

Даютбери, бранятбеги.

Кто смел, тот два съел, да и подавился.

Глядеть гляди, да кругом обходи!

На двор зазывай, а со двора не спускай.

Берешь, так чванься; а взял, так кланяйся!

Один рычит да лает, другая мурлычет да фыркает.

Двери отворили, а нас не пустили.

Без меры и лаптя не сплетешь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дальше положишь – ближе возьмешь.

Близок локоть, да не укусишь.

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *