Читая учебник вы узнали что правила
1. Подбери 2-3 синонима к слову «правила». Объясни смысл, объединяющий эти слова.
Правило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.
Закон – в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.
Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.
Порядок – 1) состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего–нибудь. 2) Последовательность, ход. 3) Способ, метод, путь в осуществлении чего–нибудь. 4) Строй, системы управления, режим.
Для чего, по твоему мнению вводятся правила?
Правила необходимы для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, чтобы была какая-то грань, за которую переступать нельзя. Если эту грань переступает человек, то за нарушение правила он должен отвечать по закону.
2. Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведи примеры различных социальных норм. Заполни таблицу.
Правила | Социальные нормы | |||
по направленности | по степени обязательности | |||
предписания | запрещения | нормы-правила | нормы-ожидания | |
гигиены | чистить зубы, умываться | не умываться, не чистить зубы, не ухаживать за собой | мыться, ухаживать за собой | мыться часто, тщательно чистить зубы |
дорожного движения | включение поворотников, аккуратное вождение | проезд на красный свет, разворот через две полосы | проускать пешеходов, ехать на зеленый свет | аккуратное вождение |
поведения в общественном транспорте | уступать место пожилым и детям | бегать, ругать, выпрыгивать на ходу | не бегать, не ругаться, не выпрыгивать из салона | уступать места пожилым людям, жещинам и детям |
этикета | не опаздывать, быть вежливым | опаздывать, быть грубым | вежливость, порядочность | не опаздывать, быть вежливым |
поведения в школе | учиться на отлично, посещать все уроки | плохо учиться, прогуливать уроки | учиться, не прогуливать | учиться, посещать уроки |
3. Ниже приведён перечень норм. Все они, за исключением двух, относятся к неформальным социальным нормам:
1) умываться и чистить зубы по утрам;
2) оплатить проезд в общественном транспорте;
3) уступить место пожилому человеку;
4) здороваться со старшими;
5) помочь инвалиду перейти улицу;
6) убрать мусор после пикника на природе.
Отметь нормы, выпадающие из этого ряда.
Неформальные социальные нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения.
Формальные социальные нормы – нормы представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.
4. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами
1) Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?
Не шуметь во время еды, уважать старших, быть дружелюбным со сверстниками, не обижать маленьких, не разговаривать с незнакомыми, не гордиться, не избегать бедных, помогать бедным, сиротам, вдовам, не заниматься самосудом.
2) Какие качества человека ценились больше всего?
Порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость
3) Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чём оно проявляется?
В наше время ценности практически не изменились, все так же в почёте порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость, доброта, смелость.
6. Объясни понятие и заполни схему.
Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.
7. В учебнике приведён фрагмент «Сетикета» — сборника правил для пользователей Интернета. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета», воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Всё это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера? Своё мнение обоснуй.
Сетевой этикет — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера, прав. В повседневной жизни люди должны быть воспитанными, лояльными, вежливыми, не употреблять ненормативную лексику и т д. В Сети точно также нужно вести себя корректно.
Какие правила «Сетикета» актуальны только для пользователей Сети?
Когда используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника. и ты должен думать как ты будешь выражать эмоции.
Флуд — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.
Спам — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу.
Хотлинк — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.
Офтопик — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.
8. Объясни своими словами смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони (1785—1873): «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете».
Любые действия, выполняющиеся без закономерности, приводят к беспорядку. Работа, выполняемая без соблюдения последовательности, превращается в бессмысленное и бесконечное передвижение предметов с места на место.
С самого детства нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня, и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное «правило». Т.е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение.
Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны : вводятся нормы, отвечающие за отдельные области деятельности ; они, в свою очередь, содержат разл?
Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны : вводятся нормы, отвечающие за отдельные области деятельности ; они, в свою очередь, содержат различные по характеру правила.
Норма права схожа с другими социальными нормами в том, что 1) регулирует общественные отношения 2) имеет общеобязательный характер 3) обеспечивается государством 4) имеет волевой характер?
Норма права схожа с другими социальными нормами в том, что 1) регулирует общественные отношения 2) имеет общеобязательный характер 3) обеспечивается государством 4) имеет волевой характер.
. Запишите известные вам виды норм, регулирующие жизнь общества?
. Запишите известные вам виды норм, регулирующие жизнь общества.
Чем отличается право от других видов социальных норм?
2)дорожного движения 3)поведения в общественном транспорте
5)поведения в школе
Среди социальных норм действующих в обществе только право?
Среди социальных норм действующих в обществе только право.
Предписания и запрещения этикета?
Предписания и запрещения этикета.
Нормы правила и нормы ожидания.
Из всех норм, которые регулируют общественные отношения, силой охраняются 1?
Из всех норм, которые регулируют общественные отношения, силой охраняются 1.
в общественных местах
3. Право в отличие от других видов социальных норм1?
3. Право в отличие от других видов социальных норм
Устанавливает правила поведения
Регулирует поведение людей, общественные взаимодействия
Закрепляется в официальных документах государства
Предполагает общественную реакцию на нарушение нормы.
1. не разговаривать громко по телефону в общественных местах 2. Необходимо выключать сотовый телефон в театрах, кино и т. П. 3. Звонить на телефонный номер можно9до22 ч, если выне оговорилиболее раннее или позднее время звонка особо. Причина : по..
Потому что его не вернёшь.
Я летал за 5300рублей.
Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: вводятся нормы, отвечающие
за отдельные области деятельности; они, в свою очередь, содержат различные по характеру правила. Заполни таблицу.
Правила Социальные нормы
По направленности По степени обязательности
Предпи- Запре- Нормы- Нормы-
сания щения правила ожидания
Гигиены _____ _____ _____ _____
Дорожного движения
_____ _____ _____ _____
Поведения в общественном транспорте
_____ _____ _____ _____
Этикета _____ _____ _____ _____
Поведения в школе
_____ _____ _____ _____
а) Конечно, могут. Для того,чтобы узаконить отношение нужно только согласие жениха и невесты.
б) Могут, но редкий случай. По той же причине.
Возраст значения не имеет, если речь идёт о совершеннолетних людях.
Согласно Конституции, Президент РФ имеет следующие функции:
• Гарант Конституции, прав и свобод человека
• Принимает меры по охране суверенитета
• Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти
• Определяет основные направления внутренней и внешней политики
• Назначает председателя правительства, его заместителей
• Принимает решение об отставке правительства
• Представляет кандидатуры на должности судьи Конституционного суда и Верховного суда + кандидатура Генерального прокурора
• Формирует и возглавляет Совет Безопасности
• Утверждает военную доктрину
• Формирует свою администрацию
• Назначает и освобождает своих полномочных представителей, высшее командование
• Назначает выборы ГД, распускает ее,
• Подписывает и обнародывает федеральные законы
• Руководит внешней политикой
• Ведет переговоры, подписывает международные договоры
• Вводит режим военного положения, если надо
• Решает вопросы гражданства
Федеральное собрание имеет следующие функции:
• Утверждает изменение границ между субъектами
• Утверждает введение военного положения и чрезвычайного положения
• Решает вопрос о возможности использования вооруженных сил за территорией РФ
• Назначает выборы президента
• Отрешает президента от должности
• Назначает судей, генерального прокурора, председателя Счетной Палаты и его заместителя,
• Принимает постановления по Конституции
• ГД отдельно: дает согласие на назначение председателя Правительсва, вопрос о доверии Правительству, ежегодный отчет, назначает судей, генерального прокурора, председателя Счетной Палаты и его заместителя, главу ЦБ, объявляет амнистию, выдвигает обвинения президенту.
Правительство имеет следующие функции:
• Реализует исполнение принятых Парламентом законов
• Управляет гос аппаратом
• Законодательная деятельность (подзаконные акты)
Конспект урока по обществознанию на тему: «Что значит жить по правилам» (7 класс)
Тема урока: Что значит жить по правилам?
Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.
Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..
«Привычка свыше нам дана…»
Правила этикета и хорошие манеры
Нужно ли жить по правилам?
Презентация «Что значит жить по правилам?»
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Организационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы организации совзаимодействия на уроке
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы:
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какие уроки из нее можно извлечь?
Отвечают на вопросы
Фронтальный опрос по пройденному материалу
Что такое дееспособность?
Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних?
— способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.
Отвечают на вопрос
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
3.Постановка учебных задач
Работа с учебником (стр. 8)
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.
Предположите, о чем мы будем говорить?
Какие задачи перед нами стоят?
Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам?
Формулируют учебные задачи.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
4.Изучение нового материала.
— Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»
— Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.
— Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм.
Отвечают на вопрос
Читают.
Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.
Социальные нормы – общеизвестные и общепринятые правила поведения человека в обществе.
Знают виды общения.
Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста.
Работа с иллюстративным материалом (слайд)
Рассмотрите таблицу «Социальные нормы» на стр. 9 учебника.
— Вы узнали, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведите примеры различных социальных норм.
«Привычка свыше нам дана…»
Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие совсем недавно.
Перед вами на магнитах слова, расположите их по мере возникновения социальных норм.
Предписания – соблюдать правила гигиены
Запрещения – мусорить, не купаться, не мыть руки
Нормы-правила – вытирать ноги, мыть руки
Нормы-ожидания – умываться, чистить зубы
Ритуалы –»Обряды-»обычаи-»религиозные нормы –»нормы морали-»нормы права
Объясните приведенные ниже понятия, приведите примеры. Запишите объяснения в тетради.
— привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.
— ритуал – обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемым специальными людьми в строгой последовательности.
— обычай – традиционно установившийся порядок поведения.
— обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Отвечают на вопрос, записи в тетради
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Вновь у нас физкультминутка,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давай ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
( Повороты головы и ее вращение.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( Ученики садятся на свои места.)
( Ученики встают со своих мест.)
А какие традиции, обычаи и ритуалы у других народов? Давайте их рассмотрим на примере Испании и Китая.
— О каких привычках испанского и китайского народа вы узнали?
Какие из них вампонравились?Почему?А какие нет?
Могут рассказать традиции, обычаи и ритуалы у других народов
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Правила этикета и хорошие манеры.
Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человека говорят, что он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета. Так что это такое?
Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Слушают, делают записи в тетради
Умеют выделять роль и значение общения.
Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста; осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
Работа с презентацией
— Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета:
1 слайд: Слово «Этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.
2 слайд: Этикет – это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
3 слайд: Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме (пунктуальность, точность), восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормой поведения.
Слайд 4: В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор хранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).
Слайд 5: В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной – на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.
Слушают и смотрят презентацию
Узнают факты из истории этикета
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
5. Первичное осмысление и закрепление знаний
— Кто первым здоровается, если встретились младший и старший?
— Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем?
— Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать?
— Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться?
— Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?
Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.
Первый подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации
6. Итоги урока. Рефлексия.
Игра «Пик понимания»
Рисуют гору и человечка у себя в тетради,
Анализируют свое эмоциональное состояние.
Параграф 1, учить записи в тетради(пересказывать 2и 3 пункт), прочитать про сетикет. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы, «хорошие манеры нужны только в высшем обществе, а в обычной жизни можно обойтить и без них»?