Чкр что это такое

Основные характеристики Черноморско-Каспийского региона

СтраныПлощадь, км кв.Числ. населения, чел. (2011 г.)
Турция780 60073 950 000
Иран1 648 00075 591 000
Азербайджан86 6009 059 000
Армения29 7003 268 000
Грузия4 176 000
Абхазия8 700240 000
Южная Осетия3 90050 000
Юг России591 30023 377 000
Всего3 205 900189 714 770

Источники: Федеральная служба государственной статистики РФ; United Nations Data Retrieval System; The World Factbook of Central Intelligence Agency.

Черноморско-Каспийский регион расположен в умеренном (большая часть Юга России), субтропическом (небольшая предгорная часть Юга России, а также территория стран Закавказья, Турции и Ирана) и тропическом (прибрежная юго-западная часть Ирана) географических климатических поясах и охватывает следующие природно-ландшафтные страны: Восточно-Европейскую (Русскую) равнину, Переднеазиатские нагорья и Кавказ, Сирийско-Аравийское плато и Месопотамию (Месопотамская низменность частично охватывает территорию Ирана, в том числе г. Абадан), Европейское Средиземье (охватывает западную часть Турции).

Регион омывается 7 морями: Азовским, Черным, Средиземным, Каспийским, Аравийским, Эгейским и Мраморным. Азовское и Черное моря соединяются Керченским проливом, Черное и Мраморное моря проливом Босфор, Мраморное и Эгейское моря проливом Дарданеллы, Персидский и Оманский заливы Ормузским проливом.

Черноморско-Каспийский регион имеет сухопутные границы с Украиной (столица г. Киев), Болгарией (столица г. София), Грецией (столица г. Афины), Сирией (столица г. Дамаск), Ираком (столица г. Багдад), Пакистаном (столица г. Исламабад), Афганистаном (столица г. Кабул), Туркменистаном (столица г. Ашхабад) и Казахстаном (столица г. Астана).

Рельеф Черноморско-Каспийского региона весьма различается – от равнинного до высокогорного. Горные системы региона: Большой Кавказ, Малый Кавказ, Понтийские горы, горы Эльбурс, Талышские горы. Нагорья и плоскогорья: Иранское нагорье, Армянское нагорье, Иорское плоскогорье, Анатолийское плоскогорье.

Горные хребты региона: Бзыбский, Кодорский, Сванетский, Месхетский, Эгрисский, Триалетский, Лихский, Гомборский, Рачинский, Картлийский, Памбакский, Базумский, Гегамский, Зангезурский, Севанский (Шахдагский), Варденисский, Карабахский, Тавр (Западный, Центральный, Восточный), Кероглу, Кухруд, Копетдаг и др.

Наивысшие точки Черноморско-Каспийского региона: г. Эльбрус (5 642 м), г. Большой Арарат (5 165 м), г. Шхара (5 068 м), г. Базардюзю (4 446 м), г. Арагац (4 090 м), влк. Демавенд (5 604 м).

Равнины региона: Ширванская, Муганская.

Низменности региона: Кура-Араксинская, Колхидская, Прикаспийская, Месопотамская.

Пустыни региона: Деште-Кевир (Большая Соляная Пустыня) и Деште-Лут (Иран).

Гидрология Черноморско-Каспийского региона представлена обширными, густыми сетями рек, озерами, водохранилищами. Здесь протекают такие крупные реки, как: Волга, Дон, Кубань, Кура, Аракс, Самур, Ингури, Риони, Тигр, Евфрат, Кызыл-Ирмак, Кызылузен, Карун и др.. Озера региона: Маныч-Гудило, Севан, Ван, Туз, Бейшехир, Эгредир, Урмия, Дерьячейе-Немек, Гей-Гель, Рица, Хозапини, Паравани и сотни других озер. Водохранилища Черноморско-Каспийского региона: Цимлянское, Волгоградское, Кубанское, Краснодарское, Веселовское, Чиркейское, Чограйское, Цалкинское, Сионское, Алгетское, Ахурянское, Арпиличское, Мингечаурское, Акстафинское, Шабунау, Карун, Кебан, им. Ататюрка и др.

Почвенная карта ЧКР представлена почвами равнинных территорий (черноземы степей и лесостепей, каштановые почвы сухих степей, аллювиальные почвы речных долин и дельт, бурые полупустынные почвы, серо-бурые пустынные почвы, сероземы полупустынь, солончаки (Иран), желтоземы и красноземы влажных лесов, черные и серые слитые тропические почвы) и почвами горных территорий (горные коричневые и серо-коричневые почвы ксерофитных лесов и кустарниковых степей, горно-луговые почвы и горно-лугово-степные почвы, горные черноземы и горные каштановые почвы, горные бурые лесные почвы широколиственных и хвойно-широколиственных лесов).

Полезные ископаемые Черноморско-Каспийского региона весьма разнообразны, особенно выделяются нефтегазоносные бассейны (бассейн Персидского залива, Аданский, Северо-Эгейский, Западно-Черноморский, Апшероно-Гобустанский, Куринский, Прикаспийско-Губинский, Колхидский, Южно-Кахетинский, Притбилисский), месторождения каменного (Восточный Донбасс, Тебесский (Керманский), Эльбурсский и др.) и бурого угля (Анатолийский буроугольный бассейн).

Животный и растительный мир региона обширен и разнообразен, многие виды растений и животных находятся под защитой государства и международных организаций. На территории ЧКР расположены сотни заповедников, национальных парков, природных заказников, а также объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Наиболее крупные заповедники Черноморско-Каспийского региона: Черные земли, Ростовский, Кавказский биосферный, Сатаплиа, Сагурамский, Мариамджвари, Дилижанский, Хосровский, Эребунийский, Закатальский, Ширванский, Исмаиллинский, Чиглыкара, Харра. Некоторые национальные парки региона: Приэльбрусье, Боржоми-Харагаули, Севан, Зангезурский, Шахдагский, Кушченети, Гулистан (Голестан).

Чкр что это такое. Смотреть фото Чкр что это такое. Смотреть картинку Чкр что это такое. Картинка про Чкр что это такое. Фото Чкр что это такое

Чкр что это такое. Смотреть фото Чкр что это такое. Смотреть картинку Чкр что это такое. Картинка про Чкр что это такое. Фото Чкр что это такое

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Технологическая карта урока по предмету ЧКР

Технологическая карта внеклассного воспитательного мероприятия по предмету ЧКР

Тема : Выставка рисунков. «Сегодня мы – космонавты-фантасты».

Цель : Сформировать систему знаний в области аэрокосмического образования.

Вид деятельности : познавательный.

Уровень: Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Форма: Познавательная беседа, конкурс рисунков.

Личностные: Развить интерес к различным областям науки, техники;

Метапредметные: Сформировать и развить воображение, интеллектуальные и творческие качества воспитанников;

Познавательные: Расширить кругозор воспитанников в области аэрокосмических знаний;

Коммуникативные: Организовать соревновательную деятельность между командами.

Регулятивные: Формировать чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.

Предметные: Воспитывать подрастающее поколение на основе лучших традиций и образцов достижений отечественной космонавтики, на примерах и подвигах наших славных земляков.

Ключевые понятия: Выход в открытый космос, космонавты, скафандр, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Плутон, Земля, Марс, Уран, Нептун, солнце, луну и звезды, созвездие.

Оборудование: Мультимедиа, плакаты, картонные звезды

Предварительная подготовка: Подготовка презентации, оформление плакатов, изготовление картонных звезд, подготовка двух учащихся класса( рассказ стихотворения).

Приветствуют учителя, слушают. Отвечают на вопросы.

Белка и Стрелка, собаки.

умение концентрировать внимание и настраиваться на работу.

Я предлагаю послушать стихотворение о дне космонавтики.

Это стихотворение посвящено космонавту номер один. Кто знает, как его звали?

Первый космический полёт состоялся 12 апреля 1961 года. Как вы считаете, что испытывал Гагарин, когда находился в космосе?

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический корабль «Восток», на борту которого находился человек. Ночью перед полётом Юрий Алексеевич Гагарин проспал 8 часов, проснулся бодрым, спокойным. Взревели двигатели ракеты и на трёхсоткилометровой высоте «Восток» вышел на орбиту. Полёт продолжался 108 минут, то есть 1 час 48 минут.

Первый шаг в космос был сделан, а за ним последовали всё новые – смелые и удивительные. Например, выход в открытый космос . Это очень сложная операция, но она может понадобиться для разных нужд. Как вы думаете для чего может понадобится выход в космос?

Первый выход в космос был совершён в марте 1965 года. На космическом корабле находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов. Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд . Ребята скажите, можно ли выйти в открытый космос также как из школы на улицу? Почему?

Скажите а как называется костюм космонавта?

В условиях открытого космоса космонавта защищает скафандр.

А каких космонавтов вы знаете еще?

Ребята, среди первых космонавтов была и женщина. Кто знает как ее зовут?

В космических полетах участвовали специалисты из разных стран: Чехии, Польши, Германии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии, Индии, Франции, США.

Мы с вами вспомнили наших космонавтов. А теперь давайте вспомним какие же планеты находятся в космосе.

Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу?

Самая близкая к Земле планета?

Самая большая планета?

Планета, окруженная яркими кольцами?

Самая удаленная от Солнца планета?

Ребята а еще какие планеты мы не назвали?

Мы вспомнили все планеты. Скажите, а что еще мы забыли? Ребята! Посмотрите, как выглядят карты нашего неба. На них изображены созвездия. Они имеют свои названия.

Я предлагаю вам с помощью звезд на столе выложить созвездие, которое находится на доске.

Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в космическое путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос?

Отлично! Только мы с вами будем путешествовать по необычным планетам. Сейчас, каждый возьмет чистый лис бумаги и нарисует свой полет в космос, а потом вы расскажите каждый про свой полет.

Двое учащихся рассказывают стихотворение, остальные слушают.

Вот оно, свершилось, это чудо! Мать идёт – посторонись, народ: Сын вернулся, да ещё откуда Из самих космических широт! Это он ворвался в наше завтра, Что самой фантастике под стать… Первого на свете космонавта Обнимает и целует мать. И с такой материнской силой, Радость всенародную деля, Обнимает сына вся Россия, Рукоплещет сыну вся Земля! (Николай Старшинов)

Источник

Геополитические особенности Черноморско-Каспийского региона в условиях постбиполярного мира

Чкр что это такое. Смотреть фото Чкр что это такое. Смотреть картинку Чкр что это такое. Картинка про Чкр что это такое. Фото Чкр что это такое

Известно, что далеко не каждая географическая зона мира может быть квалифицирована как геополитически значимая, поскольку далеко не везде наблюдается не только особая, но и вообще какая бы то ни было динамика межгосударственных взаимодействий. Может иметь место и своеобразная адинамия. Как правило, это имеет место в своеобразных «геополитических пустынях», где отсутствуют сколь-нибудь важные политические, экономические, стратегические проблемы, которые заставляли бы «местных» акторов и внерегиональных игроков вступать в особые взаимоотношения (неважно какие: сотрудничества или конфликтности), т. е. реализовывать свои внешнеполитические ориентации и, тем самым, отстаивать свои интересы, особым образом взаимодействовать на определенной «площадке».

Во-вторых, в различные исторические эпохи или периоды в геополитической ипостаси может выступить практически любая географическая «площадка» (географический регион или страна мира). Это позволяет высказать предложение о «дрейфующем» характере геополитических феноменов, о смене мест их «дислокации». Стало быть, различные по своему типу и конфигурации геополитические феномены могут появиться в различных точках земного шара.

Постараемся это показать на примере Черноморско-Каспийского региона (ЧКР).

Прежде всего, напомним, что одна из аксиом геополитики гласит: если возникает ситуация, когда контроль некогда всесильной державы над каким-то «Большим политическим пространством» или значимым его сегментом слабеет, а то и вовсе прекращается (например, в результате «имперского перенапряжения» какой-либо великой державы), т. е. когда в этой зоне возникает своеобразный «силовой вакуум», то моментально к ней возникает интерес других держав, которые обладают необходимым потенциалом и возможностями для того, чтобы установить здесь свой контроль или, по крайней мере, попытаться это сделать. Таким образом, мы имеем дело со своеобразным законом «заполнения геополитической пустоты».

И в зависимости от того, оказались ли совместимыми интересы новых «претендентов на наследство» или нет, между ними и стали выстраиваться соответствующие взаимоотношения: сотрудничества или конфронтации. Если использовать всем известные аналогии с Оттоманской и Австро-Венгерской империями, распад которых породил острейшие региональные кризисы и обусловил возникновение сложнейших «узлов противоречий», то вполне можно говорить о начавшемся разделе «советского наследства» (в широком смысле слова) со всеми вытекающими из этого последствиями. И нигде он так рельефно не проявился, как в ЧКР. Но при этом оказалось, что рецессия некогда советского, а затем российского влияния в этой зоне мира не привела ни к возникновению полного вакуума, ни усилению суверенитета «освободившихся» территорий (в виде новых независимых государств), т. е. здесь началось проникновение именно внерегиональных акторов.

Помимо раздела «советского наследства» в буквальном смысле слова (прежде всего это касается объектов хозяйственно-экономической и военной инфраструктуры), который не мог не вызвать соответствующую конкуренцию «местных» акторов, оказалось, что в ЧКР есть, по меньшей мере, еще несколько весьма значимых геоэкономических и геополитических проблем, вокруг которых и по поводу которых «местные» и внерегиональные акторы выстраивают сегодня систему межгосударственных отношений как «по горизонтали», так и «по вертикали».

Основными среди них являются следующие проблемы:

а) буквально на глазах ЧКР превратился из заштатной «мировой провинции» в исключительно важный перекресток мировых хозяйственно-экономических связей как в широтном, так и меридиальном направлении; приобрел особую значимость контроль над действующими транспортными «коридорами» и обеспечение их нормального функционирования в выгодном для внерегиональных игроков плане, а также преференции в реализации проектируемых «коридоров»;

б) в аспекте энергетической безопасности стран Запада особую значимость приобрела проблема беспрепятственного доступа (прежде всего через территорию Кавказа) к нефтяным и газовым ресурсам Каспия и их освоение;

в) с этим связан вопрос организации и обеспечения бесперебойного транзита углеводородов и иных жизненно важных ресурсов в Европу (а в последнее время и в Азию) по разным схемам;

г) определение целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся ситуации в Черноморском и Каспийском бассейнах: статус Каспийского моря и создание режима функционирования Каспия как уникальной водно-транспортной системы; обеспечение нормального функционирования морских и речных пространств (дунайской водно-транспортной системы, черноморских проливов, а также решения вопросов в Азово-Керченской акватории); определение статуса военных флотов России и сил НАТО в черноморской акватории;

д) вопросы доступа к урегулированию внутренних сецессионистских конфликтов и кризисных ситуаций в государствах Причерноморья и Южного Кавказа, борьба за лидерство в «командах» международных посредников и в «сообществе» заинтересованных держав; резкая актуализация проблемы эффективного миротворчества в регионе, а также вопроса о «судьбе» непризнанных государств (по косовской схеме или, наоборот, по логике отказа от нее).

Однако прежде всего обстановка в этой зоне мира определяется сегодня беспрецедентным усилением роли энергетического фактора в вопросах «Большой политики» и перестройкой генеральных направлений транспортных коммуникаций. Хотя, справедливости ради следует все же отметить нарастающую борьбу внерегиональных держав на поле международного посредничества в урегулировании замороженных сецессионистских конфликтов (особенно это касается Приднестровья и Нагорного Карабаха). О чем конкретно идет речь?

Но важен не только энергетический фактор, во многом задающий тон в геополитической динамике ЧКР. Важен и вопрос транзитных территорий/акваторий в Причерноморье и на Южном Кавказе. Ведь уже очевидно, что главные события ближайшего будущего развернутся на пространстве между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Поэтому можно утверждать, что в Евразии резко возрастет роль трансконтинентальных коммуникаций, особенно грузоперевозок. В свое время (со II века до н.э. и вплоть до ΧIII века н.э.) главной магистралью, по которой передвигались товары, деньги и технологии, той зоной, где происходил интенсивный межкультурный обмен, как раз и был путь из Поднебесной в Переднюю Азию. В эпоху Средневековья после перемещения мировых путей из Средиземноморья в Атлантику и начала интенсивного обмена между Европой и Америкой этот уникальный коммуникационно-транспортный коридор с прямым выходом в Причерноморье пришел в упадок. Сегодня он может возродиться, но уже в новом качестве и с сопутствующим потоком инвестиций. Отсюда и усиление значимости ЧКР как транзитной территории.

Если продолжить эту мысль Хантингтона, то нельзя не прийти к выводу: государства вообще предпочитают вступать в отношения с теми, кто имеет с ними культурное «родство», а не с теми, с кем у них нет никакой культурной общности. Следовательно, те регионы, в которых отсутствуют «стержневые» государства и которые представляют собой зоны цивилизационных «разломов», всегда обладают потенциальной конфликтностью, и нужно лишь определенное стечение обстоятельств, чтобы накапливающаяся здесь негативная энергия вырвалась наружу.

Что можно сказать по этому поводу применительно к ЧКР?

В более поздний период эта зона именовалась по-разному: так, классик американской политической географии Ричард Хартшорн называл ее зоной перманентной геополитической нестабильности в Восточной Европе от Балтики до Адриатики («shatter zone»); знаменитый французский геополитик Жанн Готтман именовал «приливно-отливными землями» (в том смысле, что находящиеся здесь государства постоянно меняли свою государственную принадлежность). Иногда этот сегмент мирового пространства еще называют «поясом Анстеда».

Нельзя не согласиться с основным посылом этого автора, когда он подчеркивает, что нынешней российской элите надо как можно быстрее освободиться от политической мифологии типа «возвращения в мировое сообщество цивилизованных народов», «скорейшего вхождения в общеевропейский дом» и т. д. Исходя из этого, отправной точкой любых наших геополитических стратегий, по меньшей мере, на ближайшие десятилетия должно стать признание и приятие того факта, что с согласия или даже по инициативе самой России пространства, долгое время предоставлявшие ей доступ к «коренной» Европе, к Балканам и Среднему Востоку, сейчас актуализировались в новом качестве «проливов», отдаляющих нас от всех этих участков мирового «приморья» и, прежде всего, от Европы. В этом смысле правы те эксперты, которые подчеркивают нарастающую значимость Беларуси как относительно устойчивого моста из России на Запад среди нестабильных и/или недружественных государств «Балто-Черноморской зоны».

Но не все так просто. Внешний «патронаж» со стороны сильного Соседа давал и весьма специфические последствия. Дело в том, что длительное пребывание тех или иных народов ЧКР под этим «патронажем», а значит, и зависимое положение существовавших здесь государственных и квазигосударственных «организмов» от внерегиональных сил приводило к тому, что на одной и той же территории возникали сферы культурно-политического влияния различных держав, имело место своеобразное «маятниковое движение» в развитии проживавших здесь народов (от одного влиятельного Соседа к другому, и наоборот), к тому, что пребывание сильных соседних держав постепенно кристаллизовалось и переходило в этосы местных народов, что делало их культурные различия весьма существенными.

Сформулированный нами выше тезис можно проиллюстрировать и на примере отдельно взятой страны. Возьмем, скажем, такие страны Причерноморья, как Молдова и Украина. Начнем с первой.

Что касается «русской Украины», то с самого начала массового заселения этих территорий порядки здесь были общероссийские. Достаточно сказать, что до революции на этой территории 90 % всех сел управлялись общинами. Именно на востоке и юге Украины в ХIХ века начались интенсивная урбанизация и индустриализация. В больших городах, с их гимназиями и университетами, с самого начала доминировал русский язык. Историческая специфика повлияла и на ментальность восточных украинцев, и на их отношение к России, связи с которой в этих краях (после ХVII века на востоке и ХVIII в. на юге) никогда не прерывались.

С «польской Украиной» все не так просто. Под польской короной вся она была лишь в середине XVII века. А позже история разделила эту часть как минимум на три региона, в каждом из которых по сей день сохраняются свои традиции, особая ментальность населения, специфическое отношение ко многим проблемам страны и даже к вопросам ее внешнеполитической ориентации.

Второй регион: земли, входившие в состав Польши до ее второго раздела и ставшие в 1795 году частью Российского, а затем Советского государства. В его составе они были до 1991 года. Во многом поведение жителей этого региона напоминает поведение левобережных украинцев. Но здесь большая, чем на востоке, концентрация малых городов и соответственно шире распространена, так сказать, местечковая психология. Крестьяне здесь, прежде чем познакомиться с крепостным правом по-русски, узнали, что такое крепостничество по-польски. А это не могло не сказаться на ментальности правобережных украинцев.

Третий регион: земли Галиции и Волыни, жители которых неоднократно меняли подданство. От Киевской Руси эти земли отделились еще в ХIII веке Галиция вплоть до прихода туда Красной армии вообще жила отдельной от «большой Украины» жизнью. С середины указанного столетия она оказалась в составе Польши. С 1596 года там утвердилась греко-католическая церковь, признающая авторитет Рима. После первого раздела Польши в 1772 году регион перешел под управление австрийской короны. А после Первой мировой войны Галицию вновь захватила Польша.

Очевидно, что традиции, обряды и привычный уклад жизни галичан разительно отличаются от таковых в «русской Украине» и в чем-то напоминают правила и нормы поведения западноевропейских провинциалов. Русский язык и русская культура для многих поколений галичан были чуждыми. К православию здесь относились враждебно, поддерживать братские отношения с Россией не желали.

Во многом подобна судьба Волыни. Правда, в ХIХ веке Волынь была в составе Российской, а не Австрийской империи. Но после Рижского договора 1921 года она вновь оказалась в составе Польши. Своя история у Закарпатья, а также у Северной Буковины (правда, здесь проживает небольшой процент жителей страны и большого влияния на судьбу всей Украины эти регионы не оказывают).

Какое отношение все это имеет ко дню сегодняшнему? Ответ: имеет, и самое прямое. Достаточно присмотреться к результатам всех выборов, прошедших в Украине начиная с 1991 года. Несложный анализ показывает, что они четко разделяют Украину по обозначенной линии. Все это говорит только о том, что, хотя и существует (во многом формально) украинское государство, но единой украинской нации пока еще нет.

Однако мы отвлеклись. Возвращаясь к нашему основному «сюжету» (геополитическим особенностям Черноморско-Каспийского региона), подчеркнем еще один момент: ни сам факт «многосоставности» большинства входящих в ЧКР государств, ни мозаичность региона в этническом отношении, ни особенности его местоположения на стыке культур и цивилизаций не являются достаточным основанием для объяснения чрезвычайно высокого уровня конфликтности, буквально захлестнувшей ЧКР в период после окончания Холодной войны. Никакого фатализма, с нашей точки зрения, в этом не было.

Источник

Классный час «О здоровье»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЧКР «Здоровый образ жизни»

Цели: Пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни у школьников.

Задачи: Познакомить ребят с основными принципами здорового образа жизни и закрепление их знания в игровой форме.

Оборудование: мультимедийная доска и компьютер, плакаты и рисунки ребят на эту тему, карточки по теме, конверты с карточками с названиями продуктов.

1. Провести конкурс рисунков на тему здорового образа жизни.

2. Два ученика из карточек с различными продуктами питания (можно дать их в конверте) выбирают те продукты, которые в их семье едят чаще всего.

3. На ватманских листах одна команда рисует идеальный завтрак, другая – идеальный обед, третья – идеальный ужин.

4. Измерить рост и массу тела учеников в классе.

5. Найти этикетки с информацией о составе и калорийности продукта.

— Что такое здоровый образ жизни и почему он так важен для человека?

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

2. Теоретическая часть.

У3, У4 – Итак, какие привычки и навыки считать здоровыми, а какие нет? И почему?

1. завтракайте каждое утро.
У детей завтрак улучшает энергичность, внимание и результаты стандартных тестов на общее развитие.
Чтобы завтрак приносил пользу, важно есть разнообразную пищу.

Уделяйте сну достаточно времени для хорошего отдыха. Недостаток сна способствует развитию психиатрических проблем, а также отрицательно сказывается на памяти и обучении. Нужно спать 7-10 часов в ночь.

3. Активно общайтесь.
Занимайтесь общественной деятельностью. Вступите в клуб. Что бы вы ни делали, делайте это вместе с другими людьми. Это очень полезно для вашего физического и умственного здоровья.

4. Выполняйте физические упражнения для укрепления здоровья.
Вот преимущества физических упражнений (по определению Национального института рака):
1. Помогают контролировать вес
2. Поддерживают здоровые кости, мышцы и суставы
3. Уменьшают риск развития высокого кровяного давления и диабета
4. Способствуют хорошему психологическому самочувствию
5. Уменьшают риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний
6. Сокращают риск преждевременной смерти.

5. Следите за здоровьем своих зубов.
Ежедневная чистка зубов удлиняет вашу жизнь на 6,5 года. Конечно, если вы не будете курить!

6. Если перекусываете, то только здоровой пищей.
Рекомендуется 5 и более порций фруктов и овощей в день. Такая растительная еда помогает:

1. Уменьшить риск заболевания некоторыми видами рака
2. Замедлить процессы старения
3. Улучшить память
4. Укрепить сердце
5. Укрепить иммунную систему.

В качестве перекусов рекомендуется употреблять молодую морковь и нарезанные фрукты и овощи, которые приятно жевать. Другие полезные перекусы – это йогурты с низким содержанием жира с умеренным количеством орехов.

7. Пейте воду и ешьте кисломолочные продукты.
Вода и кефир – важные для нашего организма жидкости. Если вы не получаете достаточного количества воды, ваш организм входит в экстремальное состояние и цепляется за каждую молекулу воды.
Кальций, содержащийся в молочных продуктах, очень важен для прочности костей и зубов. Он также способствует предотвращению высокого давления, камней в почках, сердечных заболеваний и рака толстого кишечника.

8. Пейте зеленый чай.
Существуют свидетельства того, что чай способствует укреплению памяти и предотвращению зубного кариеса, рака и сердечных болезней.

9. Двигайтесь как можно больше!
Разговаривая по телефону, чистя зубы, смотря футбол. Каждые 20 шагов – это сжигание одной калории.
Восьмилетнее наблюдение за 13,000 человек показало, что у людей, которые ходят пешком 30 минут в день, значительно сокращается опасность преждевременной смерти по сравнению с теми, кто этого не делает.

(Пирамида на экране)

На втором месте должны идти овощи и фрукты. Их нужно съедать от 5 до 9 порций. Одна порция соответствует небольшой тарелке овощного салата или одному среднему фрукту или стакану фруктового сока.
На третьем месте идут от 4 до 6 порций богатых белком продуктов: молока, сыра, бобов, яиц, орехов, мяса, рыбы. Порция – это стакан молока или йогурта, небольшой кусочек сыра или мяса, яйцо.

Ограничивайте потребление жиров. Постарайтесь свести к минимуму употребление сладостей.

Кл.рук. – А теперь давайте проанализируем набор продуктов из ежедневного рациона ваших одноклассников.

(Прикрепляем карточки с продуктами, которые выбрали дети магнитами по обе стороны от пирамиды рядом с теми разделами, к которым они относятся.)

1. Не ешьте сразу после серьезных физических нагрузок: занятий спортом, тяжелой физической работы, переохлаждения или перегрева организма, а также после бурных эмоций. Сразу после таких нагрузок организму не до выделения пищеварительных соков. Сделайте хотя бы получасовой перерыв.

4. Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды. Пить надо минимум за полчаса до еды и не ранее чем через час после еды.

5. Не употребляйте очень холодную и очень горячую пищу и напитки. Нежелательно сочетать в одном приеме пищи холодные и горячие блюда.

6. Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните. Но не лежите и не спите. Лучше всего неторопливо прогуляйтесь. Перерыв должен составлять не менее 15 минут в случае легкой работы и не менее получаса в случае тяжелой физической. А при серьезных занятиях спортом перерыв между окончанием еды и началом тренировки должен составлять не менее часа.

(Анализ рисунков с идеальными завтраком, обедом и ужином, которые

команды выполняли заранее с КОММЕНТАРИЯМИ учителя.)

У9, У10 А теперь настало время познакомиться с основным и самым простым принципом здорового питания – это соответствие между энергией, которую человек получает с пищей, и энергией, которую он тратит.

Энергия человека расходуется на поддержание температуры тела, выполнение всех процессов в организме, совершение мышцами механической работы, а также на переваривание и усвоение пищи. Энергию человек получает из питания и исчисляется она в калориях. Количество калорий, необходимых человеку, зависит от выполняемой работы, физической активности, пола, возраста, географической широты (холодный или жаркий климат). Каждый из нас не раз видел на фабричных упаковках купленных в магазине продуктов цифру, которая соответствует энергетической ценности 100 г данного продукта. Любой может подсчитать, сколько энергии получит его организм после употребления определенного количества продукта.

(Ребята подсчитывают по этикеткам от продуктов, сколько в этом количестве/массе продукта содержится калорий)

Есть простая формула вычисления необходимого количества калорий: если вы умножите свой текущий вес на 28, то получите количество калорий, которое вам необходимо для поддержания жизнедеятельности вашего организма на сегодняшнем уровне.

(Выполняем на отдельных листках.)

Но самой главной реакцией на недостаток или избыток поступающей в организм энергии станет изменение массы вашего тела.

(Выполняют на отдельных листочках измерения ИМТ = масса тела/кг делить на рост 2 /метры.

Если значение вашего ИМТ от 18,5 до 25, то вес в норме, а значит, Вы потребляете достаточно калорий.

ИМТ меньше 18,5 говорит о дефиците массы тела. Это может привести к истощению организма и нарушению работы всех органов, поэтому стоит увеличить количество потребляемой пищи.

ИМТ от 25 до 30 – признак обладателей лишнего веса. Необходимо срочно уменьшить порции и повысить физическую активность, иначе вам грозит ожирение.)

У11, У12 – Также наш организм не может жить без витаминов. С этим не станет спорить ни один человек. При длительной нехватке одного или нескольких витаминов у человека развивается состояние под названием Авитаминоз, когда появляется слабость, болезненность, а также другие симптомы. Что же такое витамины?

Витаминами называются органические соединения, которые не образуются в человеческом теле. Человек получает витамины из пищи. Вот несколько основных витаминов, необходимых человеку.

Витамин А присутствует только в растительной пище. Он совершенно необходим во время роста. Под его влиянием формируется кожный покров, опорно-двигательный аппарат. При нехватке в организме витамина А у человека развивается так называемая куриная слепота. Здоровые глаза должны за восемь минут полностью привыкнуть к сумеречному состоянию. Но если витамина А не хватает, то человеку может понадобиться до сорока минут для того, чтобы глаза привыкли к темноте. Также будет страдать его слух. Выводится витамин А из организма под воздействием спиртного, ядовитых веществ, а также при отсутствии полноценного питания. Основной источник витамина А — продукты животного происхождения: печень, сливочное масло, яичный белок и др.

Витамин Е необходим для продления жизни человека, а также для увеличения мышечной массы, что часто необходимо спортсменам. Содержится в растительных маслах, зеленых овощах.

3. Практическая часть

1. Самооценка «Здоровый ли образ жизни я веду?»

Ребята оценивают свой образ жизни по изученным на уроке критериям (сами называют. ) по шкале от 5 до 25-ти (каждый критерий набирает макс. до 5-ти баллов) :

соблюдение распорядка дня;

отсутствие вредных привычек (чем меньше вред.прив., тем выше балл);

регулярное употребление витаминов и/или БАДов; …

2.В течение 3 мин. каждая команда составляет свой лозунг=призыв по теме ЧКР на ватманском листе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *