Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

При произношении сочетания букв ч и н нередко допускаются ошибки. Это связано с изменением правил старого московского произношения, в соответствии с которыми во многих словах это сочетание произносилось как [шн]. По нормам современного русского литературного языка сочетание -чн– обычно и произносится как [чн], особенно в словах книжного происхождения (алчный, беспечный), а также в словах, появившихся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный и т. д.).

Однако традиционное произношение [шн] сохраняется в следующих словах: конечно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник. Кроме того, произношение [шн] вместо орфографического «чн» требуется в женских отчествах, оканчивающихся на -ична: Ильинична, Лукинична, Никитична, Кузьминична и т. п.

Некоторые слова с сочетанием -н– в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко – или как [шн], или как [чн]: булочная, прачечная, копеечный, порядочный, молочный, сливочный и др.

В отдельных случаях различное произношение сочетания -н– служит для смысловой дифференциации слов:

сердечный приступ – сердечный друг;

полуночная серенада – полуночник, полуночничать.

По старомосковским нормам сочетание -т– произносилось как [шт] в слове «что» и в словах, производных от него: «ничто», «кое-что» и т. д. В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме слова «нечто» – [чт]. Во всех других словах орфографическое – чт– произносится всегда как [чт]: «почта», «мечта» и др.

Источник

Конспект урока с презентацией по русскому языку для 10 класса на тему «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема : Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

дать представление о предмете изучения орфоэпии;

ввести понятие орфоэпической нормы;

познакомить с особенностями русского ударения;

обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;

систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.

развивать познавательные способности;

развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);

развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память, эмоциональную сферу;

развивать коммуникативные качества речи.

формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;

формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний, постановка проблемы, сообщение темы и целей урока

— Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения

— Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем твОрог?

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

А может, правильнее – твОрог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!» (В.Громов)

— Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? (Слайд №1)

Владимир Иванович Даль в своем в Толковом словаре живого великорусского языка (1882г.) предложил ещё один вариант произношения слова с ударением на первый слог: тво́рог

— Сегодня » Орфоэпический словарь Т.Ф.Ивановой » (2007) также закрепляет оба варианта произношения этого слова

— О чём сегодня будем говорить на уроке?

— Эпиграфом к уроку можно взять слова Сократа: « Заговори, чтоб я тебя увидел..» (Слайд №3)

— Как вы понимаете эти слова?

III . Изучение нового

Но это не значит, что мы не допускаем ошибок.

Поэтому надо знать нормы произношения.

— Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке? (Орфоэпия)

— Что такое орфоэпия? (Слайд №5)

— Орфоэпические нормы подразумевают под собой: (Слайд №6)

— нормы произношения гласных звуков,

— нормы произношения согласных звуков,

— нормы произношения заимствованных слов

Нормы произношения гласных звуков (Слайд №7)

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением.

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ ы ], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: ж[ы]леть лошадей, ж[ы]кет

Нормы произнесения согласных звуков (Слайд №8)

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными сонорными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками [ниЗак]

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются, происходит ассимиляция ( лат. assimilatio- уподобление) по глухости: бег [к], лодка [т],

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [ з н ].

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы (Слайд №9-10)

1. Буква Г на конце слова бог произносится как [х].

2. –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

3. СЖ и ЗЖ произносятся как долгий твердый согласный [жж]: сжать – [жж]ать

4. ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на стыке морфем): ра счёт- ра[ш’ш’]ет

5. ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на стыке морфем): отчёт- о[ч’ч’]ет

7. ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.

9. ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].

10. ГК произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.

11. ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

12. СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце [сонце]

Слова иноязычного происхождения (Слайд №11-12)

В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук : текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т´э], декада [д´э], академия [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э]

Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Шопен [пэ], бифштекс [тэ], тембр [тэ], термос [тэ]), ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], стенд [тэ], резю[мэ], шедевр [шэ]).

— Итак, обобщим! (ещё раз по слайдам)

3. Выполнение упражнений

— Давайте попробуем на практике применить,то,что мы услышали об орфоэпических нормах

а) – Прочитайте отрывки из стихотворений в соответствии с произносительными нормами. Объясните произношение выделенных слов (3 учащихся)

В минуту душевной невзгоды.

А годы проходят – все лучшие годы! ( М.Ю. Лермонтов.)

2. И что за диво? …издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока… ( М.Ю. Лермонтов.)

3. В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохнов ень я,

б) Вставьте пропущенные буквы , р азделите слова на две группы ( с твёрдым и мягким согласным) (Слайд №13)

Брюн..т, инт..рьер, шат..н, кларн..т, т..рмин, кокт..йль, с..рвиз, с..рвис, фан..ра, т..ннис, р..ктор, т..мп, кр..м, шин..ль, пат..нт, компьют..р, ст..нд, д..кор, басс..йн, свит..р

Интерьер, шатен, коктейль, сервис, теннис, темп, компьютер, стенд, декор, свитер

Брюнет, кларнет, термин, сервиз, фанера, ректор, крем, шинель, патент, бассейн (басс[э]йн),

— Проверьте и поставьте себе «+» или «-» над словом.

— Как мы увидели, выполняя предыдущее задание, существуют варианты произношения

Варианты произношения – различия в произношении одного фонетического элемента, допускаемые в литературном языке (Слайд №15)

— А что нужно делать, если возникают трудности при произношении?

( Обращаться к словарям)

— Итак, чтобы правильно произнести слово, какие нормы помогут нам правильно произносить слова? (орфоэпические)

4. Прочитайте слова, выделяя голосом ударение

ФенОмен, знАмение, досУг, ходАтайство, обеспЕчение, украИнский, донЕльзя, задОлго, дремОта, одновреЕенно, квартАл (Слайд №16-17)

Проходило исследование в одной из российских школ, были опрошены 100 обучающихся 9-11 классов. Им были предложены слова, в которых нужно было поставить ударение. По результатам ни в одном из слов не было правильно поставлено ударение всеми участниками опроса.

Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка.

5. Выполнение упражнения. Работа у доски.

— Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня, обозначьте ударение (задание выполняется на доске и выглядит следующим образом)

Ст…р…на – стороны, сторонка

Г…л…дать – голод, голодный

В…сьмич…совой – восемь, час

— Что с ударением происходило в этих словах?

— Какую особенность ударения можно отметить?

— Ударение подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы, поэтому для проверки безударной гласной мы изменяем слово, гласные под ударением произносятся отчётливо, и мы их пишем без сомнений.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

вод А – вод Ы – в О ды

Не закреплено за определённым слогом (сравните:

фр. – на последний слог жалюзИ;

польский –на предпоследний слог [желЁны] )

р Е зать- в Ы резать- вырезн О й

Наличие слов с разными вариантами ударения

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

з А мок – зам О к, О рган – орг А н, п А рить – пар И ть

5. В сложных словах может быть два ударения – основное и побочное

7. Н аука, которая изучает ударение называется акцентология

— А как будут называться нормы ударения? (Какие?)

— А теперь познакомимся с особенностями русского ударения в разных частях речи

Особенности ударения в разных частях речи (Слайд №21)

2. В глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на ОКОНЧАНИЕ А: бралА, бралАсь, взялА, взялАсъ, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА

— исключение слова клАла, слАла, послАла, отослАла

— исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой ВЫ-, которая перетягивает ударение на себя: вЫлила, вЫзвала;

включить — включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;

вручить — вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;

звонить — звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

— исключение: опОшлить (= сделать пОшлым) — они опОшлят; (Слайд №22-23)

4. В кратких прилагательных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на ОКОНЧАНИЕ А: слабА, сложнА, горькА,

занятА, запертА, заселенА, налитА (Слайд №24)

— Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты: (Слайд №27)

1) Слово обладает единственно правильным ударением( откУпорить, свЁкла, кУхонный)

2) Слово предполагает два равноправных варианта постановки ударения (твОрОг, АвгустОвский)

3) Слово наряду с современным ударением сохраняет и допускает устаревшую позицию (рАкурс — ракУрс)

Вы видите, как сложно в некоторых словах поставить ударения. Чтобы запомнить некоторые нормы ударения, вам помогут стих-я. (читают) (Слайд №28)

— А если сомневаешься в постановке ударения, что нужно делать? (обращаться к словарям )

IV . Закрепление изученного

1. Задание «Проверь Себя» (раздать 3 ученикам. Сначала прочитать текст с ключом, а затем самостоятельно)

1. Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде, чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждалась. Прибыло пополнение.

2. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства. Может, кто-нибудь одолжит? Вчера сняла деньги со счёта. Фирма успешно занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.

3. Это мой давнишний знакомый. Он занял директорское кресло и стал занятым человеком. Телефон раскалился докрасна. Видимо, это надолго. Нагрузку следует дозировать. Главное, вовремя заключить договоры. Хорошо бы вернуться домой засветло. Семья окружит вниманием и заботой. От нежности щемит сердце.

1. ШофЁр высадил пассажира через квартАл. Машина проехала лишь киломЕтр. Новый дом еще не заселЁн. Дверь в подъезд запертА. Прежде, чем войти, позвонИте. Мы всегда звонИм. Ты включИшь свет на лестничной площадке? ВключЁнный светильник освещает дорогу. Когда же он включЁн? Вот и дождалИсь гостей. А то я уже заждалАсь. ПрИбыло пополнение.

2. Наша цель – углубИть знания. ПризЫв о помощи был услышан. ПроцЕнт успешно сдавших экзамен высок. Оценки высокИ. На покупку квартиры нужны срЕдства. Может, кто-нибудь одолжИт? Вчера снялА деньги со счёта. Фирма занимается оптОвыми поставками. Груз следует опломбировАть.

3. Это мой давнИшний знакомый. Он зАнял директорское кресло и стал занятЫм человеком. Телефон раскалился докраснА. Видимо, это надОлго. Нагрузку следует дозИровать. Главное, вОвремя заключить договОры. Хорошо бы вернуться домой зАсветло. Семья окружИт вниманием и заботой. От нежности щемИт сердце.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

— Вы поняли, что материал темы, которую мы изучили сегодня, пригодится при подготовке к ЕГЭ

3. Задание №4. Орфоэпические нормы (по цепочке)

1. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

2. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

3. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

5. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

6. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

7. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

5. Тест по теме «Орфоэпические нормы»

1. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1) т ембр 2) мор ф ема 3) ши н ель 4) к р ем

2. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) а т елье 2) ко фе 3) кот т едж 4) сви т ер

3.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?

1) макра м е, шос с е, т еннис 3) мо д ернизация, ши н ель, каш н е

2) ка ф е, ко ф е, гро т еск 4) ин т еграция, д ефис, д еликатесы

1) дачный, скворечник 3) яичница, вечный

2) конечно, съемочный 4) скучный, конечно

5.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра –искры 4) клубы – клубы

1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик

7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1)цемент, брала, эксперт 3) дефис, оптовый, созыв

2) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Э ксперт; 2) кух О нный; 3) ходат А йство; 4) зак У порить.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Занял А ; 2) н А чала; 3) д О бела; 4) У мерла.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

— Что нового узнали на уроке?

— А как вы эти знания сможете применить в жизни?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 1. Расставьте ударения в выделенных словах.

Красивее других; принудить к действию; баллотироваться в президенты; тайная вечеря ; издала книгу; прибыл к месту назначения; ежегодные торги ; семинария ; молящий о пощаде; баловать ребенка; включенный в договор ; внесший предложение; обеспечение ; клялся в вечной дружбе; доброе намерение ; упрочение позиций; врученные верительные грамоты; обособленный оборот; бомбардировать противника.

Нормы произношения гласных звуков

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением.

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ ы ], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: ж[ы]леть лошадей, ж[ы]кет

Источник

Русский язык и культура речи (стр. 4 )

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто чтоИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

· чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но не­что [чт].

· гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий [х’к’], мягкий.

· гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче [хч’].

· стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – со­держат непроизносимую согласную. В случае затруднений нуж­но обратиться к орфоэпическому словарю.

· двойные согласные в заимствованных словах произно­сятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произне­сение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).

· во многих иноязычных словах после согласных пи­шется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]), свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интер­вью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ].

· в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).

· в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигие­на, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

Как средство фонетической выразительности используется повтор одинаковых согласных звуков – аллитерация – и ассонанс – повторение одинаковых гласных.

1. Что изучают разделы языкознания фонетика и орфоэпия?

2. Перечислите основные фонетические единицы русского языка.

3. Перечислите и проиллюстрируйте фонетические процессы.

4. Расскажите о фонетических средствах языковой выразительности.

5. В чем заключается особенность русского ударения?

6. Расскажите об особенностях «Орфоэпического словаря русского языка».

Легкие, бухгалтер, мягкий, пугливый, смягчить, Господи, ради Бога, ага, ого, когти, богатый, берег, облегчить, утюг, (он) берегся.

Упражнение 2. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Обратите внимание на произнесение сочетания чн как [чн] или [шн]. Учитывайте возможность двоякого произношения ряда слов. С приведенными словосочетаниями составь­те предложения.

Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, полуночник, подсвеч­ник, яичница, шуточный, горничная, гречневый, коричне­вый, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточница, пустячный, очечник, порядочный, убыточный, Ильинична, Кузьминична, Никитична.

Шапочный мастер – прийти к шапочному разбору – шапоч­ное знакомство; сердечные капли – сердечный друг; фарфоровая перечница – чертова перечница.

Упражнение 3. Прокомментируйте приведенные ниже омографы (слова, которые при одинаковом написании различаются местом ударения и значением). Составьте словосочетания с каж­дым из «спрятанных» здесь слов.

Атлас, глазки, рожки, выкупать, ирис, характерный, полки, мука, хаос, вычитать, орган, парить, безобразный, пах­нуть, кружки, видение, острота, ледник, лавровый, трусить, клу­бы.

Момент, цемент, постамент, аккомпанемент, …

Упражнение 5. Поставьте ударение в следующих наречиях. Составьте предложения с подчеркнутыми словами.

Досыта, насмерть, завидно, мастерски, добела, донельзя, мельком, наискось, задолго, искони, исподволь, донага, издав­на, наотмашь.

Упражнение 6. Расставьте ударение в следующих глагольных формах. Определите закономерности постановки ударения в фор­мах прошедшего времени.

Плыл – плыла – плыло – плыли, понял – поняла – поня­ло – поняли, нажил – нажила – нажило – нажили, пролил – пролила – пролило – пролили, принял – приняла – приняло – приняли.

Упражнение 7. Прочитайте следующие существительные в форме множественного числа, обращая внимание на ударение. Отметьте возможные произносительные варианты. В слу­чае затруднений обратитесь к словарю.

Шарфы, паны, флоты, шрифты, жгуты, ломти, плуты, сер­пы, стопы, ферзи, мозги, банты, торты, краны, аэропорты, угли, гребни, сироты, средства, клешни, кишки, гербы.

Простыней, прорубей, отраслей, крепостей, должностей, ведо­мостей, скатертей, очередей, плоскостей, степеней, прибылей, яслей, госпиталей, шарфов, областей, лаптей, новостей, щелей, углей, повестей.

Упражнение 8. Проанализируйте текст, содержащий фонетические средства выразительности.

И глухо, как от подачки, // Когда бросят ей камень в смех, // Покатились глаза собачьи // Золотыми звездами в снег. (С. Есенин)

Спрос не грех. // Прости ты нас, — // Старший молвил, поклонясь.

Неустанно ночи длинной // Сказка черная лилась, // И багровый над долиной // Загорелся поздно глаз (И. Анненский).

1. В каком слове произносится согласный [в’]?

1) любовь; 2) влияние; 3) вторник; 4) занавес.

2. В каком слове произносится согласный [к]?

1) пирог; 2) к даче; 3) вокзал; 4) кино.

3. В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной
роли?

1) ирис – ирис; 3) искра – искра;

2) атлас – атлас; 4) клубы – клубы.

4. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение; 2) плесневеть; 3) принудить; 4) подобрала.

5. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) христианин; 2) поняла; 3) красивее; 4) откупорить.

6. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) статуя; 2) черпать; 3) отняла; 4) щавель.

7. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) намерение; 2) начата; 3) заржаветь; 4) зимовщик.

8. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) начала; 2) петля; 3) звонишь; 4) коклюш.

9. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать; 2) мастерски; 3) кремень; 4) кухонный.

10. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) мельком; 2) черпать; 3) хлопковый; 4) надолго.

11. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт; 3) статуя, свекла, поняли;

2) дефис, оптовый, созыв; 4) тортов, начала, звонит.

12. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) кухонный, досуха, плесневеть; 3) жалюзи, столяр, врала;

2) ждала, досуг, ревень; 4) агент, заем, шофер.

13. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

1) углубить, каталог, диспансер; 3) приняли, апостроф, алфавит;

2) намерение, закупорить, брала; 4) дедовский, догнала, хозяева.

14. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают вердые согласные звуки?

1) макраМе, шосСе, Теннис; 2) моДернизация, шиНель, кашНе;

3) каФе, коФе, гроТеск; 4) инТеграция, Дефис, Деликатесы.

15. В каком ряду слов буквы ЧН обозначают звуки [ШН]?

1) дачный, скворечник; 3) конечно, съемочный;

2) яичница, вечный; 4) скучный, нарочно.

16. Какое средство фонетической выразительности используется : «Не спится, няня: здесь так душно! // Открой окно да сядь ко мне». // «Что, Таня, что с тобой?» // – «Мне скучно. // Поговорим о старине».

1) ассонанс; 2) аллитерация.

17. Отступления от современного литературного произношения допущены в предложении

1) И, полны истины живой,

Текут элегии рекой.

2) «Спартак» [выграл] два [мача].

3) После скабрёзного анекдота воцарилось неловкое молчание.

4) Новорождённый ребёнок был слаб.

18. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) бурьян, только; 3) дождь, южная;

2) ночью, юг; 4) поющая, яростная.

1. Используя приведенные слова, постройте речевые высказывания в устной форме с учетом орфоэпической нормы.

А. Принудить, обеспечение, осуждённый, развитой, усугубить, уведомленный, облегчить, ходатайствовать, эксперт, формировать.

Б. Кухонный, закупорить, издавна, красивее, алкоголь, баловать, балованный, мастерски, предвосхитить, щавель, черпать, средство, украинский, досуг.

В. Верование, вероисповедание, генезис, документ, знамение, индустрия, феномен, иначе, исподволь, квартал.

Задание для самостоятельной работы студентов

Подготовить рассказ о своей специальности, используя слова из орфоэпического минимума, отмечая трудные случаи ударения, произношения.

Литература: [2] с. 244–260, [4] с. 47–67.

Практическое занятие № 6

Тема «Лексика и фразеология. Лексико-фразеологическая норма»

Цель: научить студентов контролировать соответствие речи лексическим и фразеологическим нормам.

Студент должен знать понятия лексика, лексическое значение слова, лексические средства языковой выразительности; фразеология, свободное словосочетание, фразеологизм, источники русских фразеологизмов, особенности употребления в речи; уметь

· соблюдать лексические нормы;

· распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами устной и письменной речи литературного языка;

· строить свою речь в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами устной и письменной речи.

1. Слово и его лексическое значение.

2. Типы лексических и фразеологических единиц.

3. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

4. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеоогии.

Основные сведения по теме. Лексика (от греч. lexikos – словесный) – словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrasis – выражение, logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка; совокупность фразеологизмов данного языка, т. е. фразеологический состав.

Омонимы – одинаковые по звучанию, но разные по значению слова. Типы омонимов: лексические (лук – растение / лук – оружие), омоформы (лететь → лечу ← лечить), омофоны (луг – лук), омографы (зАмок – замОк).

Синонимы – слова, близкие по значению и различающиеся оттенками смысла, стилистической окраской. Выделяют синонимы абсолютные (лингвистика – языкознание); идеографические, различающиеся оттен-ками смысла (горячий – жаркий – знойный – палящий); стилистические, различающиеся стилевой принадлежностью, экспрессивной окраской (лик – лицо – личико – рожа); контекстуальные, которые сближаются по значению в конкретном случае (гордый, храбрый человек).

Антонимы – слова с противоположным значением (рано – поздно, друг – враг). Контекстуальные антонимы: Это не плохо, а ужасно!

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению (одеть – надеть, дипломат – дипломант, травяной – травянистый).

Слова с точки зрения количества значений

глаза звездились (К. Федин), настыринка, несгубинка (Е. Евтушенко)

появились для обозначения новых понятий: лунит

заменились долее современными синонимами: длань – ладонь, злато – золото

вышли из употребления, как и обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, царь

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто чтоЧт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто чтоЧт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

лексика пассивного запаса

слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны ещё не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка

лексика активного запаса

повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что

мать, видеть, дерево, ласковый, бойкий, варенье, лицо, вчера, мудрый, вдруг, два

квартира, барабан, суффикс, грамматика, режиссёр, кекс, поэзия

по сходству – метафора:

глазное яблоко, лампочка горит, иголки сосны

Лексика с точки зрения происхождения

метеорит, разогнуть, сумбурный

Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто чтоЧт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Смотреть картинку Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Картинка про Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что. Фото Чт произносится как шт чтобы что и т д но нечто что
Нарушения лексических и фразеологических норм.

Лексическая сочетаемость – способность слова сочетаться только с определённым кругом слов: Речь нужно вести на интеллигентном уровне (следует сказать: в речи нужно придерживаться интеллигентной манеры общения).

Плеоназм (лексический) – смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент: памятный сувенир (сувенир – ‘подарок на память’).

Тавтология – это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы.

Наиболее типичными ошибками при употреблении фразеологизмов являются:

· замена компонента (львиная часть вместо львиная доля);

· неоправданное сокращение или расширение состава (оставлять желать много лучшего);

· контаминация, или смешение двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);

· искажение грамматической формы (бабушка на двоих сказала вместо бабушка надвое сказала);

· употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);

· стилистически неуместное употребление (Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).

1. Что изучает лексика? Расскажите о компонентах значения слова.

2. Дайте определение омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, приведите примеры.

3. Перечислите типы лексических единиц с точки зрения формирования словарного состава языка.

4. Расскажите о лексических средствах языковой выразительности.

5. Перечислите признаки фразеологизма.

6. Расскажите о происхождении и источниках русских фразеологизмов.

7. К чему приводит нарушение лексических и фразеологических норм?

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?

1) омонимы; 2) паронимы; 3) синонимы; 4) антонимы.

2. Какое лингвистическое явление иллюстрирует стихотворение В. Брюсова?

Вечно властен, вечно молод,

В странах сумрака и льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

1) омофоны; 2) омоформы; 3) омографы; 4) антонимы.

3. Значение «средство общения людей» слово язык имеет в предложении …

1) Но слова гордого отныне не может вымолвить язык ().

2) Но с любопытством иностранки, плененной каждой новизной, глядела я, как мчатся санки, и слушала язык родной ().

3) К нам доносился погребальный звон, язык огня взлетел, свистя над нами, чтоб сжечь ненужность прерванных времен! ().

4) Отговорила роща золотая березовым веселым языком ().

4. Какое значение имеет слово дорога в предложении «Труд – дорога к успеху»?

1) место, по которому надо пройти или проехать;

2) путешествие, пребывание в пути;

3) образец действий, направление деятельности;

4) полоса земли, предназначенная для передвижения.

5. В каком ряду представлены синонимы?

1) жизненный – житейский;

2) высокомерие – надменность;

4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться.

6. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) у него в министерстве своя рука;

2) взять себя в руки;

3) к рукам прибрать;

4) трудиться не покладая рук.

7. К каком ряду нет фразеологического оборота?
1) переступать с ноги на ногу; 3) ни в зуб ногой;
2) с ног до головы; 4) жить на широкую ногу.

8. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

1) лодырь, лентяй, прогульщик; 3) сгущенка, малюсенький, очи;

2) маленький, малец, шествовать; 4) вредный, вредничать, глупец.

9. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель;

2) дикторша, охламон, весельчак;

3) жадина, картошка, притон;

4) электричка, старьевщик, неразбериха.

10. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного упот­ребления?

1) гутарить, компьютер; 3) интернет, притаранить (принести);

2) поэт, лицедей; 4) курень, предки (родители).

11. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

1) реальное направление в живописи;

2) реальная действительность;

3) проводить реальную политику;

4) добиться реальных успехов.

12. Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой?

«Все перемелется, будет мукой

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

1) омофоны; 2) омоформы; 3) омографы; 4) антонимы.

Упражнение 1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов. Проверьте свое объяснение ошибок по толковому словарю русского языка.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

Упражнение 2. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетае­мости слов и исправьте предложения.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обла­дать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т. п. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством круп­ного города, дается теоретическое осмысление такого опыта.

Упражнение 3. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов и отредактируйте фразы.

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании ста­рых и новых структур управления. 4. Последним остатком сво­бодной торговли являются стихийные базары. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического раз­вития. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результа­ты выборов.

Упражнение 4. Объясните, почему выделенные слова употреблены не­удачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отно­шениям очевидна. 2. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с пре­доставлением фирменных услуг. 3. Компания РИКО обует всю страну (из рекламы).

Упражнение 5. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.

Упражнение 6. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.

1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Отсутствует наличие стульев. 4. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать.

Упражнение 7. Определите уместность использования лексики в приводимых предложениях.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали пред­ставители молодежи. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. Кардинальный пункт расхождений между участ­никами дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

Упражнение 8. Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, классифицируйте их.

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 6. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 7. Вопрос с топливом сложный, просто так забросать его шапками нельзя. 8. Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании. 9. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 10. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по поч­те, идут долго. 11. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

1. Исправьте ошибки, дайте комментарий.

А. 1. Он впервые дебютировал в заглавной роли. 2. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 3. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. Скре­пя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Б. 1. Студент очень скурпулёзно изучал предмет. 2. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 3. Эти успехи – результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственной культуры. 4. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей за­крыть стадион.

В. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковной здравице. 2. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 4. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

2. Выполните тестовые задания.

А. 1. Фразеологизм употреблен правильно в предложении …

1) Я заметил дом, который знаю как свои пять пальцев.

2) Саванна – земля обетованная для редких животных.

3) Работники больницы знали, кто в них бросает камешки.

4) Хоть он был и не из робкой десятки, но тут испугался.

2. Выделенные слова являются …

Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

1) общеязыковыми антонимами;

2) контекстными антонимами;

Б. 1. Синонимом словосочетания очень много является фразеологизм…

1) семи пядей во лбу;

2. К книжной лексике относится слово…

В. 1. Фразеологизм витать в облаках имеет значение…

1) находится в неопределенном, шатком положении;

2) бесплодно мечтать, быть непрактичным;

3) быть близким к гибели;

4) находится на чьём-либо обеспечении, иждивении.

2. В предложении используется …

Плачет метель, как цыганская скрипка ()

Задание для самостоятельной работы студентов

Используя как можно больше фразеологизмов, крылатых слов, составьте небольшой рассказ на одну из тем: «Самый трудный экзамен», «Новая работа», «Мой первый коммерческий успех», «Я еду за границу».

Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы с точки зрения происхождения и традиции использования: а) в книжно-письмен-ной речи, б) в устно-разговорной речи. Придумайте фразы с некоторыми из них, помня об их особенностях.

Притча во языцех, втирать очки, ахиллесова пята, в сердцах, из рук вон (плохо), воскурять фимиам, хоть глаз выколи, тишь да гладь, почивать на лаврах, глас вопиющего в пустыне, глядеть в оба, хоть куда, дамоклов меч, себе на уме, колосс на глиняных ногах, сгореть со стыда, несусветная чушь, держать ухо востро, не хлебом единым, без году неделя, водить за нос, надуть губы.

Литература: [2] с. 11–188, [4] с. 67–108.

Практическое занятие № 7

Тема «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Цель: научить студентов контролировать соответствие речи словообразовательным и словообразовательно-стилистическим нормам.

Студент должен знать способы словообразования; уметь

· строить свою речь в соответствии со словообразовательными и словообразовательно-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка;

· распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих в соответствии со словообразовательными нормами устной и письменной речи.

1. Основные способы словообразования в русском языке.

2. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний.

3. Правописание сложных слов.

4. Стилистические возможности словообразования.

5. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Основные сведения по теме. Морфемика – раздел языкознания, изучающий состав (строение) слова. Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.

Основным способом обогащения словарного состава русского языка является морфологический.

Типы и способы словообразования

1. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы: мир (вселенная) – мир (состояние без войны), кулак (кисть руки) – кулак (крестьянин-собственник)

2. Переход слова из одной части речи в другую: мороженое мясо (прил.) – вкусное мороженое (сущ.), удивлён чудом (сущ.) – чудом спасся (нар.)

3. Сращение словосочетания в одно слово: быстро текущий → быстротекущий, выше упомянутый → вышеупомянутый, сего дня → сегодня, тот час → тотчас, быстро растворимый → быстрорастворимый

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *