Что арктика дает россии
Зачем России развивать Арктику? История освоения и современные проекты на Севере
В России есть целая программа по развитию Арктики, на которую планируется выделить приличную сумму из бюджета. Но так ли это необходимо? С одной стороны, Север – это нефть и газ, а с другой – умирающие города и поселки. Пробуем разобраться, что России нужно от Арктики и как с этим дела обстоят у других стран.
Что принято считать Арктикой
Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.
Есть 5 основных теорий границы Арктики:
Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).
В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.
Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:
Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.
Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.
Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.
Деление Арктики по секторам (до 1982 года)
Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.
Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:
Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)
Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.
Интересы России в арктической зоне
Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.
Позиции сторон такие:
Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.
Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.
Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:
Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.
Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.
Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.
Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.
Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.
Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.
Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:
Схема Северного морского пути (отмечен синим)
Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.
Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.
Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.
Как осваивали Арктику разные страны
Российская империя, СССР и снова Россия
В России достаточно большая часть сухопутной территории относится к Арктической зоне. Ее границы были определены указом президента от 2 мая 2014 года. В частности, в состав Арктической зоны вошли:
Первые упоминания об арктических исследованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские мореплаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселяются Беломорье и другие заполярные территории вплоть до нынешнего ЯНАО, с другой – казачий атаман Семен Дежнев открывает проход между Азией и Америкой.
Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году правительством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В 1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.
Новый импульс развитию Крайнего Севера дало установление советской власти: все усилия координируют через один Институт по изучению Севера, заселяется остров Врангеля, а в 1931 году открывается первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере.
В 1932-м СССР начинает активно развивать Северный морской путь, параллельно активно заселяя и осваивая Арктику. Строятся порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек, основаны Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. В Западной Сибири открываются крупные месторождения нефти и газа.
Крупнейшие нефтегазовые месторождения открываются в 1960-е – это Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В 1980-х месторождения открываются уже на арктическом шельфе. СССР обладает целой арктической флотилией.
Как и везде, с приходом 90-х ситуация ухудшается: сокращается финансирование регионов российской Арктики, вымирают небольшие города и поселки, население уезжает в другие регионы страны. В 1996 году объем перевозок грузов через СМП сократился в 4 раза по сравнению с 1987-м.
Впервые хоть какая-то политика в отношении Арктики появляется в 1996 году, когда принимают соответствующий федеральный закон, который обещает государственную защиту отраслей хозяйства в Арктике. Через 4 года принимается Концепция национальной безопасности, которая уже требует начать развитие кризисных регионов Севера.
В 2000-е расконсервированы многие инфраструктурные проекты на Севере – это Ямальская железная дорога, которая теперь доходит до Надыма, построены Варандейский нефтяной терминал и газопровод в Европу.
5 лет назад Россия начала первой в мире добывать нефть с шельфового месторождения в Арктике – нефть отгрузили с платформы «Приразломная».
Сейчас в Арктике реализуется несколько крупных проектов российских компаний, но они требуют достаточно много инвестиций и налоговых льгот, что в текущих условиях организовать не так просто.
Другие страны
Другие приарктические страны, как и Россия, весьма заинтересованы в хозяйственном и не только освоении Арктики. Каждая из этих стран (Норвегия, Финляндия, Канада, США, Исландия) в 2000-х разработали стратегические документы в сфере развития своих арктических территорий.
Более того, интересы высказывают страны Евросоюза (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша), и даже совсем неожиданные в этом контексте Китай, Корея, Индия, Япония и Сингапур. Все эти страны заинтересованы, в том числе, в научных исследованиях Арктики.
Не забывают страны об экономическом освоении. Например, в США половина неразведанных запасов нефти (примерно 30 миллиардов баррелей) находится на Аляске. И это одна из ключевых статей доходов штата – деньги от продажи нефти даже просто раздают жителям Аляски. Для транспортировки нефти даже построен 1300-километровый нефтепровод в южную часть полуострова, откуда нефть перевозят судами на американские НПЗ.
Добычу углеводородов на севере ведет и Канада. Осваивались эти месторождения еще в 70-80-х годах прошлого века, а теперь там работают компании Chevron, Statoil и Exxon Mobil, благодаря чему объемы добычи постоянно растут.
Для Норвегии нефтедобыча тоже является одним из ключевых источников дохода, страна накопила огромный фонд для будущих поколений – в нем уже более триллиона долларов сверхдоходов от продажи нефти.
Даже Дания имеет ведет разведку месторождений в Гренландии, хоть из-за природных условий это крайне сложно делать. Еще сложные условия влияют на то, что добычу нефти будет трудно сделать рентабельной, хоть лицензии на разведку уже выданы.
Как видно, арктические страны не теряют возможности заработать на добыче природных ресурсов, и Россия явно не отстает от своих соседей по Арктике, реализуя множество проектов.
Российские проекты в Арктике
Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.
Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:
Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.
У всех крупных компаний, ведущих деятельность на Севере, есть перспективные проекты по развитию добычи. Так, «НОВАТЭК» вместе с партнерами реализует проект «Ямал СПГ», Роснефть разрабатывает месторождения Ванкорского кластера, «Газпром нефть» развивает Новопортовское месторождение.
Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.
Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.
В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.
Еще один интересный проект – уже построенная плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Она будет давать 60 мегаватт энергии, давать тепловую энергию для отопления, а еще – опреснять морскую воду:
ПАТЭС «Академик Ломоносов»
ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.
А что с местными жителями?
Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.
Проблем у жителей Севера хватает:
Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.
И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.
Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:
Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.
Под северным градусом Зачем Россия тратит триллионы на арктические проекты
На развитие арктической зоны Россия готова потратить несколько триллионов рублей. И не зря — в холодных недрах таятся запасы ископаемых на десятки триллионов долларов. Но чтобы начать здесь зарабатывать и сделать проекты по-настоящему рентабельными, придется набраться терпения: большинство проектов рассчитаны на десятилетия вперед. «Лента.ру» попыталась выяснить, какую пользу это затратное направление приносит уже сейчас.
Россия планирует направить на развитие арктической зоны до пяти триллионов рублей до 2030 года. На эту сумму предполагается реализовать 150 проектов, отобранных в российском правительстве, рассказывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, основная часть средств поступит из внебюджетных источников.
Из предполагаемых пяти триллионов инвестиций почти половина — 48 процентов — пойдет на проекты в сфере добычи природных ископаемых. Еще 16 процентов средств потратят на транспорт, 7 процентов — на геологоразведку, пара процентов — на меры по охране окружающей среды. Всего же в российской Арктике полезных ископаемых на 30 триллионов долларов, подсчитывали в МЧС. Но чтобы добраться до этих богатств, понадобится не одна сотня миллиардов и не один десяток лет.
«Сейчас неподъемно реализовать сразу все, — признает директор Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил (СОПС) Александр Пилясов. — Это очень крупные инфраструктурные проекты. Их монументальность подавляет и порождает даже некоторый скепсис».
Но что же тогда в ближайшей повестке дня?
Президенты Исландии и России Гудни Йоханнессон и Владимир Путин
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»
Теплый разговор во льдах
Пока государство совместно с крупными компаниями пытается выстроить проекты в очередь и прикидывает масштабы инфраструктуры, Арктика остается одной из немногих территорий конструктивного диалога, уверяют многие политики. По словам Рогозина, Москва активно взаимодействует по арктической линии «и с США, и с Канадой, и с другими странами, которые имеют отношение к НАТО». «Мы не испытываем здесь никаких проблем, которые испытывали на других международных площадках», — указывал российский вице-премьер.
Состав форума вообще на этот раз получился солиднее, чем обычно. «Ожидали 500 участников, а было две тысячи, — говорит спецпредставитель российского президента по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров. — От арктических государств приехали министры иностранных дел, США прислали посла».
Тем не менее санкции и общее ухудшение отношений Москвы с западным миром все-таки повлияли на уровень и содержание контактов. После введения санкционных ограничений с территории ушли гиганты мирового энергорынка ExxonMobil и Eni, напоминает ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы из Института Европы РАН, член научно-экспертного совета Валерий Журавель. По его словам, для Москвы потери довольно ощутимы. «К сожалению, у нас такой техники нет. На 80 процентов, а то и больше, мы зависим от зарубежных компаний», — указывает эксперт.
В то же время он отмечает, что макрорегионом одновременно очень интересуются азиатские игроки — Китай, Сингапур, Корея и Япония. «На словах и на деле мы должны разворачиваться к азиатским инвесторам, но работа с ними специфична, требует определенных навыков», — добавляет Александр Пилясов из Центра экономики Севера и Арктики (СОПС).
Инфраструктура опасений
В ожидании азиатов, способных прийти с деньгами в российскую Арктику, ученые констатируют дефицит местного населения. По данным Центра Северной Европы, в макрорегионе проживают около 85 тысяч представителей коренных и малых народов Севера. «В 2009-м году на них выделялось 600 миллионов рублей, в прошлом году — 60 миллионов», — недоумевает Валерий Журавель. Население сокращается, а для развития территории остро нужен человеческий капитал.
Заселять местность можно на вахтовой или постоянной основе, но второй вариант предпочтительнее, считает эксперт. В частности, этому поспособствует создание новых военных объектов, говорит старший научный сотрудник Центра Северной Европы.
Однако как только речь заходит о милитаризации Арктики, тон политиков и даже ученых меняется. «Норвегия себя плохо ведет и в плане того, что создает препятствия вокруг Шпицбергена (архипелаг считается норвежской территорией, но вести хозяйственную деятельность там имеют право и другие государства, включая РФ)», — подчеркивает Журавель. В 2015 году, например, МИД Норвегии возмутился тем, что Шпицберген посетил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.
В феврале военная разведывательная служба Норвегии обнародовала доклад об угрозах безопасности, большая часть которого была посвящена России и ее планам наращивать военный потенциал в Арктике. Позднее сообщили, что королевство может присоединиться к системе противоракетной обороны НАТО. «Норвегии придется понять, что, став форпостом НАТО, ей придется столкнуться лицом к лицу с Россией, с российской военной мощью», — заявлял в связи с этим российский посол в Осло Теймураз Рамишвили.
Суммарно Норвегия и Дания провели около 150 учений в непосредственной близости от северо-западных границ России, подсчитывают отечественные эксперты. Из-за нарастания напряженности с 2014 года практически прекратились контакты с норвежцами по линии Минобороны.
Все это не лишает надежд на адекватный уровень сотрудничества, уверен Артур Чилингаров. И напоминает: бывало, что с норвежцами приходилось договариваться по несколько десятилетий, но в результате — успешно. Так, в апреле 2010 года страны решили вопрос о разграничении спорной территории в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. По оценке премьера Йенса Столтенберга, переговорный процесс в общей сложности занял почти 40 лет.
Кропотливая гонка
Безоблачному диалогу с арктическими государствами мешает и нерешенный территориальный вопрос. Москва заявила о претензиях на 1,2 миллиона квадратных километров шельфа в 2001 году. Первая заявка была отклонена, подготовка второй заняла десяток лет. Ближайшим летом ее придется подавать повторно из-за обновления состава комиссии ООН по континентальному шельфу, говорил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. Дания также подала заявку на расширение шельфа, в то же время на участки претендует Канада.
Тем временем продолжается разработка тех 150 перспективных проектов, на которые Россия хочет потратить триллионы рублей. Один из них — «Ямал СПГ» — как ожидается, выдаст продукцию к концу нынешнего года.
Но и отдаленные перспективы остальных инициатив экспертов не очень смущают. «Важны отдельные успешные проекты, которые будут тиражировать не только сам конечный продукт, но и компетенции, навыки работы с теми же азиатскими инвесторами, чтобы потенциально потом прийти к каскадному эффекту», — отмечает директор Центра экономики Севера и Арктики СОПС Александр Пилясов. Но добавляет, что все это — «дело не минутное, а долгое и кропотливое».
Главным же практическим проектом — помимо вылова водных биоресурсов и пока еще очень дорогой добычи углеводородов — в российской арктической зоне остается Северный морской путь, сокращающий дорогу из Европы на Дальний Восток почти вдвое.
«Если реально говорить о нашем СМП, то мы объективно имеем право здесь командовать. У нас есть соответствующие ледоколы, которые могут проводить иностранные суда», — отмечает Валерий Журавель.
«Среди арктических стран Россия преуспела в развитии региона больше всего, — заключили, в свою очередь, норвежские СМИ по итогам форума в Архангельске. — Американцы чувствуют, что теряют инициативу, уступая ее русским и китайцам».
Почему Арктика важна для России?
Мысль об освоении Арктического региона, как о важнейшем направлении развития страны, к сожалению, до сих пор остается неочевидной для многих граждан России. А усилия В.В. Путина, С.К. Шойгу, других руководителей страны и ведущих ученых зачастую не воспринимаются серьезно и встречают понимание только в узком кругу специалистов и людей, чья жизнь или деятельность непосредственно связанны с Севером.
Поэтому давайте еще раз внимательно посмотрим на Арктический регион и попробуем понять, каковы главные вызовы, которые стоят перед нашей страной на новом этапе освоения Арктики.
Северный морской путь
Несколько столетий человечество искало короткий северный путь между океанами, способный подстегнуть экономическое развитие цивилизации. В истории исследования Северного морского пути и попыток пройти Северо-Западным проходом немало героических страниц, внесших решающий вклад в изучение арктических акваторий и земель. Первая реальная возможность использовать северный путь появилась в XX веке с созданием Советским Союзом уникального ледокольного флота, который в послевоенное время пополнился атомными кораблями.
Появление мощной ледокольной группировки в нашей стране было отчасти вынужденным решением. Но именно это способствовало интенсивному освоению всего Арктического региона — от Мурманска до Чукотки. Сегодня мы постепенно возвращаемся в заброшенные в последние 20 лет прибрежные поселки, научные станции и военные городки Крайнего Севера.
Природно-климатические изменения последних десятилетий позволяют спрогнозировать улучшение условий судоходства и существенный рост грузооборота по Северному морскому пути. Уже в 2012 году была осуществлена проводка газовоза «Река Обь» из Норвегии в Японию Северным морским путем.
Экономическая возможность ведения постоянного судоходства вдоль арктического побережья России более чем вдвое сокращает время пути между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Готовиться к росту нагрузки на Севморпуть необходимо уже сейчас, обновляя и создавая заново гидрографическую и навигационную сеть в северных водах, необходимую транспортную инфраструктуру и собственный современный торговый и ледокольный флот.
Комплексное развитие северных территорий
В первую очередь Арктика — это океан, водные пути, огибающие многочисленные острова, это береговая линия, протянувшаяся на тысячи километров, естественная граница наших земель на континенте. С появлением технических средств, позволивших вести регулярное судоходство в северных водах, морские пути превратились в кровеносные артерии, связывающие города и поселки регионов Крайнего Севера с «Большой землей». Эта связь позволила решить логистическую задачу и обеспечить транспортную инфраструктуру для промышленного освоения арктических и приарктических территорий на континенте, необходимого в государственных интересах. Так, строительство Норильска и освоение месторождений медно-никелевых руд позволило нашей стране в условиях дефицита сырья и закрытия внешних рынков решить насущные военные, экономические и геополитические задачи.
Сегодня идет активное освоение Ямала, проведена разведка и начата разработка шельфовых газовых и нефтяных месторождений Баренцева и Карского морей. Значение этих месторождений для энергетической и политической безопасности Российской Федерации достаточно велико и будет оставаться таким на протяжении ближайших десятилетий несмотря на появление новых технологий, развитие альтернативной энергетики и рост непроизводственного сектора экономики развитых и развивающихся стран.
Так называемый постиндустриальный этап развития мировой экономики и последний финансово-экономический кризис являются яркими свидетельствами того, что ресурсный потенциал и реальное производство (к которому относится и добывающий сектор) являются базой для развития любой национальной экономики.
Интенсивная хозяйственная деятельность на обширных территориях Севера России вовлекает их в жизнедеятельность государства, ускоряя экономическое развитие, делая эти земли видимыми для экономики, инвестиций и людей. Современные климатические изменения создают благоприятные условия для интенсификации освоения Арктических морей и Арктического побережья, давая нам дополнительный шанс достойно ответить на глобальные экономические и политические вызовы последующих десятилетий.
Устойчивое развитие
Изменения климата формируют новые условия при осуществлении строительства зданий и сооружений, функционировании населенных пунктов, инфраструктурных и промышленных объектов в Арктическом регионе. Хорошо известно, что северная природа особенно чувствительна к внешним воздействиям и требует бережного отношения при реализации любых хозяйственных начинаний, затрагивающих местные природные системы.
В советский период вопросы экологической безопасности и рационального природопользования во многом были отодвинуты на второй план первоочередными задачами развития. Завтрашний день диктует нам совершенно другой подход к взаимодействию с окружающей средой.
Главный вызов и одновременно основная возможность, которые дает нам Арктика, — это форсированная разработка, апробация и внедрение передовых технологий, помогающих сберечь уникальную и очень хрупкую природу Севера при оптимальной эксплуатации ресурсного потенциала региона.
При корректном и эффективном распределении усилий наша страна способна занять ведущее положение на рынке технологий, необходимых для работы в экстремальных природно-климатических условиях Севера. На сегодняшний день, пожалуй, ни одна страна не обладает перспективными технологическими решениями для комплексного развития Арктики, для предупреждения и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Вызовом не только для России, но и всего мира является необходимость ускоренной разработки технологий и методик, которые позволят бережно осваивать Арктический регион, сохраняя его биоразнообразие.
Веками на Руси движение на Север и Восток было синонимом развития и делом энтузиастов и романтиков. После 1991 года результаты колоссального труда наших отцов и предков стали разрушаться и исчезать из реальности, с карты нашей страны. Сегодня у нас есть возможность переломить этот тренд, придав новый импульс развитию огромных территорий, доставшихся в наследство.
Если мы остановим освоение Арктики, то уже в недалеком будущем потеряем морские и континентальные территории Севера «в пользу» других стран и чужих интересов, а передавать по наследству уже будет нечего.
Я родился вырос на Крайнем Севере и как никто знаю, что жизнь на этой земле зависит и от человека и от государства. Сегодня государство готово вкладывать свои ресурсы, дело осталось за человеком.