Что автор подразумевает под понятием динамическая саморазвивающаяся система приведите 2 примера
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 » г.Вилючинск
1.2.Общество как динамическая саморазвивающаяся система
Гудзишевская Нина Валентиновна
1.Понятие системы. Признаки общества как системы.
Внутренняя природа целостной системы определяется составом и набором элементов.
— неразложимый далее компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
— могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система)
Связи между элементами – общественные отношения.
Признаки общества как системы.
— упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие
— выступает способом ее организации, формирует элементы(ключевая характеристика)
— способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования;
— адаптация, интеграция, упорядочение связей между подсистемами и др.
— способность обмена с окружающей средой, природой, другими системами общества, информацией, энергией, веществом.;
— открытая деятельность людей по созданию и сохранению условий жизнедеятельности, развитию обмена деятельности, созданию материальных и духовных ценностей
— способность использовать социальную информацию, содержащую опыт поколений;
— анализ состояния общества: достижения и проблемы;
— прогноз будущего развития, используя инструменты социального менеджмента
— обусловленность, зависимость общества в своем развитии от предыдущих его состояний
— сочетание различных уровней и элементов организации и подчиненности и зависимости между ними
— автономность по отношению к иным объектам; самодостаточность по отношению к среде
наличие одновременно существующих в границах конкретной социальной системы не менее двух типов социальных связей
1.Общество не сводится к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
4. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
2.Признаки общества как динамической системы
-способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей
-состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов
— реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе
3. Сферы общественной жизни.
Общество как система состоит из 4-х взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем – сфер общества.
Структура социальных институтов:
социальные роли и статусы
учреждения, выполняющие функции
Признаки социальных институтов:
круг субъектов, взаимодействующих в рамках социальных институтов
наличие социально значимых функций
типы функций социальных институтов:
— явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
— скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (тенденция перерастания в теневые институты, например, криминальные);
когда расхождение между функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества
наличие норм, предписаний, необходимых для выполнения функций
наличие определённой организации
Кольца, брачный контракт, др.
Брак, материнство и отцовство
Удовлетворе-ние потреб-ностей в пи-ще, одежде, жилье
Завод, офис, магазин, др.
Деньги, обмен, хозяйственные отношения, др.
Поддержание законов, правил и стандартов
Власть, госу-дарство, раз-деление влас-тей, парламен-таризм, мест-ное самоу-правление, др.
Поиск смысла жизни, содействие соборным отношении-ям и уста-новкам
Священ-ник, при-хожанин, ученый и др.
Научная лаборатория, собор, церковь
Крест, полумесяц, микроскоп и др.
Социализа-ция, приоб-щение к базисным ценностям
Диплом, аттестат, научная степень
Семья, общественное мнение, СМИ, др.
Значение социальных институтов
организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни
упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер
обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Справочный материал по теме «Общество как динамическая саморазвивающаяся система» (1.2.) включает систематизированную в схемах и таблицах теорию по проблеме. Данная разработка может быть использована для подготовки выпускников к ЕГЭ, для проведения элективных занятий, консультаций, для подготовки к предметной олимпиаде.
Номер материала: ДБ-1139949
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Саморазвивающаяся система
Саморазвивающаяся система — кибернетическая (или динамическая) система, которая самостоятельно выбирает цели своего развития и критерии их достижения, изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики в заданном направлении.
См. также
Смотреть что такое «Саморазвивающаяся система» в других словарях:
Саморазвивающаяся система — [self developping system] динамическая система, которая самостоятельно вырабатывает цели своего развития и критерии их достижения, изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики в заданном направлении … Экономико-математический словарь
саморазвивающаяся система — Динамическая система, которая самостоятельно вырабатывает цели своего развития и критерии их достижения, изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики в заданном направлении. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN self… … Справочник технического переводчика
Адаптивная система (кибернетика) — Основная статья: Адаптивная система Адаптивная система в кибернетике система, которая в процессе эволюции и функционирования демонстрирует способность системы к целенаправленному приспосабливающемуся поведению в сложных средах. Адаптивная… … Википедия
Самонастраивающаяся система — кибернетическая (или динамическая) адаптивная система, в которой запоминание информации (накопление опыта) выражается в изменении тех или иных ее параметров, существенных для целей системы. См. также Цель Целевая функция Адаптивная система… … Википедия
Самоорганизующаяся система — кибернетическая (или динамическая) адаптивная система, в которой запоминание информации (накопление опыта) выражается в изменении структуры системы. Литература Саридис Дж. Самоорганизующиеся стохастические системы управления. М.: Наука, 1980. 400 … Википедия
С — Сальдо (balance) Cальдо внешней торговли [balance of trade] Сальдо государственного бюджета [balance of state budget] Сальдо торгового баланса см. Сальдо внешней … Экономико-математический словарь
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ — см. Историческое и логическое. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ … Философская энциклопедия
Экосистема — Экосистема, или экологическая система (от др. греч. οἶκος жилище, местопребывание и σύστημα система) биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей,… … Википедия
Синергетика — У этого термина существуют и другие значения, см. Синергетика (значения). Синергетика (от греч. συν приставка со значением совместности и греч. ἔργον «деятельность») междисциплинарное направление науки, изучающее общие… … Википедия
Материалы для подготовке к ЕГЭ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие общества. Общество как система
В узком смысле под обществом может пониматься:
определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);
конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);
отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).
В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.
Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека . Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.
Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы :
наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);
постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);
наличие своих субъективных законов исторического развития;
непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;
способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;
несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и надындивиндуальные формы, связи и отношения;
самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
26. Приведите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамичную систему.
— связь общества с природой
— наличие подсистем и других структурных единиц
— взаимосвязь частей и элементов общественной структуры
— постоянные изменения в жизни общества.
Основные сферы жизни общества
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики.
Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность.
Отношения по поводу власти и управления обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
Структура (стратификация) общества; социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.). Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Подобная классификация применяется и к социальным институтам . Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
обладают целями деятельности и наборами конкретных функций, позволяющими их достигать (например, суд как орган, осуществляющий правосудие и обладающий полномочиями для этой деятельности);
обеспечивают схожее, стандартное поведение людей в социально-типичных ситуациях (например, социальный институт — наследование);
организуют человеческую деятельность в систему ролей и статусов, устанавливая различные образцы поведения (например, социальный институт — семья).
Основные комплексы социальных институтов:
– действующие в духовной области.
5. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
A) парламент 1) социальная сфера
Б) система здравоохранения 2) политическая сфера
B) общественные организации 3) экономическая сфера
Г) коммерческий банк
Д) коммунальные службы
26. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Школа дает необходимые знания.
Семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло.
СМИ способствуют выработке отношения к ценностям, существующих в обществе.
Существует несколько видов классификации общества, отличающихся критериями для выделения определённых типов обществ.
Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике.
Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.).
Критерий — уровень развития орудий и средств производства.
Переход от первобытности к цивилизации — IV тыс. до н. э.
Переход от Средневековья к Новому времени: XVI−XVIII вв.
Переход к истории современности: конец ХХ — начало XXI в.
Промышленная революция XVII−XVIII вв.
НТР — научно-техническая революция второй половины ХХ в.
Основной фактор производства
Основной продукт производства
Ручной труд, индивидуальный характер
Механизация труда и стандартная деятельность (работа на конвейере), широкое применение механизмов и технологий
Резкое повышение количества творческой деятельности, автоматизация производства, компьютеризация общества
Натуральное хозяйство, ремесло только на заказ
Сельское хозяйство — до 80% общества
Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — около 80%
Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, сфера услуг — 60% и выше
Доминирующая форма собственности
Воздействие человека на природу
Глобальное, неконтролируемое, «природа не храм, а мастерская»
Глобальное, контролируемое, попытки решения экологических проблем
Касты, сословия, классы; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
Классовое деление общества; отмирание сословий и каст; упрощение социальной мобильности; подвижность социальных структур
Отмирание классовой структуры; замена её делением общества на страты; очень высокий уровень социальной мобильности; открытость всех социальных структур
Наиболее распространённая форма правления — неограниченная монархия; политические свободы отсутствуют; власть выше закона; божественное происхождение власти; власть = собственность
Наиболее распространённая форма правления — ограниченная монархия или республика; провозглашение политических свобод, равенство перед законом; власть не данность — идея «общественного договора» власти и общества; демократия «большинства»
Наиболее распространённая форма правления —демократическая республика; сильное гражданское общество; политический плюрализм — возникновение новой формы демократии («демократии консенсуса»); толерантность
Господство традиционных религиозных ценностей — церковь, сакральное почитание власти, брак и семья, культ традиций и обычаев, коллективизм; устная передача информации, низкий уровень образования общества; однородный характер культуры — народная культура
Утверждаются новые ценности прогресса и веры в науку, личного успеха, личной индивидуальности; повышается роль образования и соответственно растёт уровень образованности общества; возникновение элитарной культуры для ценителей и массовой культуры для всех
Основа мировоззрения — информация; особая роль науки, которая становится главным двигателем прогресса; культ образования — образование через всю жизнь; гуманизация и гуманитаризация образования; культ индивидуальности личности
6. В стране Z основным продуктом производства являются промышленные изделия. Какие еще черты свидетельствуют о том, что в стране Z c оздано индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) механизация производства
Общественный прогресс и его критерии
Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).
Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) — задержка общественного развития.
Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:
1) Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).
2) Революция (от лат. revolutio — поворот, возвращение к истокам) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:
1) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
2) Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.
1) Социальная реформа; 2) стагнация; 3) социальная революция; 4) общественное развитие; 5) модернизация, 6) деградация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
5. Установите соответствие между двумя формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
A) разрушение основ существующего социального строя 1) реформа
Б) активное политическое действие народных масс 2) революция
B) целенаправленное преобразование какой-либо стороны
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки
Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя
Взаимосвязь природы и общества
Человек — часть природы, т. е. общество, состоящее из людей, неразрывно с ней связано. Термин «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования.
В широком смысле природа — это весь материальный мир в многообразии его форм. В узком смысле природа — это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания, источник ресурсов и полезных ископаемых, источник эстетической радости и пр.).
Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системы:
наличие подсистем природы и отдельных элементов (различные семейства животного и растительного мира);
наличие своих объективных законов (естественные законы природы, которые существуют уже не один миллион лет);
непредсказуемость, нелинейность развития;
возможность влиять на общество, замедлять или ускорять его развитие.
Научно-техническая революция (НТР) — скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы), переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
Н еолитическая революция (VIII−VII тыс. до н. э) → зарождение аграрного общества → Промышленная революция XVII−XVIII веков → зарождение индустриального общества → научно-техническая революция 2-й половины ХХ века → зарождение постиндустриального общества.
Одним из наиболее ярких проявлений НТР является процесс глобализации, охвативший мир в конце ХХ века.
Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации.
Общим следствием глобализации являются:
мировое разделение труда и появление транснациональных корпораций;
миграция человеческих и производственных ресурсов в масштабах всей планеты;
приведение законодательства, а также экономических и технологических процессов к единому стандарту;
сближение культур разных стран;
создание единой информационной сети;
создание единой транспортной сети.
НТР и глобализация — очень противоречивые процессы, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
ПОСЛЕДСТВИЯ НТР И ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Появление и развитие универсального единого экономического механизма, охватывающего весь мир.
Уменьшение числа занятых в производстве (автоматизация и компьютеризация производства) и, как следствие, — снижение издержек производства.
Применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов.
Овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях.
Рост капиталовложений в наукоёмкие производства.
Рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодёжи, вызванной как циклическими спадами производства, так и развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики при одновременном процессе свёртывания старых отраслей и отмирании некоторых традиционных профессий.
Многочисленные экологические проблемы, вызванные глобальным промышленным загрязнением планеты.
Господство единого стандарта производства и потребления.
Игнорирование экономических и национальных особенностей развития разных стран.
Интеграция мирового сообщества, коллективное обсуждение наиболее ключевых вопросов развития современного мира.
Возникновение международных политических организаций (ООН, НАТО, МВФ, ЕС, ОПЕК и пр.)
Стремление наиболее развитых государств к политическому и экономическому лидерству приводит к резкому проявлению национализма в менее развитых странах.
Многочисленные политические глобальные проблемы — угроза третьей мировой войны, локальные военные конфликты и т. п.
Изменение социальной структуры общества (переход от классовой структуры к стратовой).
Изменение облика рабочего класса, прежде всего в его отраслевой и профессиональной структуре, а также в его квалификации.
Гендерные изменения в обществе (женская эмансипация и т. п.)
Неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей ( маргинализация и люмпенизация части общества, особенно в странах третьего мира).
Демографические проблемы (перенаселение Земли, диспропорция в уровне рождаемости в развитых странах и странах третьего мира).
Возрастание роли научных знаний.
Развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования.
Утрата особенностей национальных культур, навязывание стандартного образа жизни, игнорирование национальных обычаев и традиций.
Техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе, но и людям.
«Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae — земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
масштабность : затрагивают все человечество;
предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
острота : от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации;
проявляются как объективный фактор развития общества ;
настоятельно требуют решения.
Главные (приоритетные) глобальные проблемы:
Проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны.
Проблема «север-юг» (преодоление отсталости развивающихся стран и сокращение разрыва в уровне развития между ними и передовыми постиндустриальными странами).
Использования Мирового океана.
Мирового освоения космоса.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.
Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
Четкая международная система прогнозирования.
Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).
Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
3) глобальные проблемы
4) гонка вооружений
Экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе.
Быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств.
Низкий социально-экономический уровень ряда развивающих стран, отсутствие развития систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких как СПИД,
Многообразие и единство мира
Такое многообразие усиливается особенностями образа жизни, языковыми и национальными различиями. На Земле существует примерно 2,5 тысяч официально зарегистрированных языков, живут сотни непохожих друг на друга наций, тысячи народностей. К этому следует прибавить религиозные и идеологические различия.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МНОГООБРАЗИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА:
Многообразие природных условий.
Особенности социально политических условий.
Различия демографических условий.
Особенности исторических судеб.
Различия культурных, духовно-нравственных традиций.
Особенности уровня экономического развития.
Расовое и этническое многообразие.
Несмотря на факторы многообразия современного мира, все народы имеют общие потребности и интересы — в еде, жилье, образовании, социальном и медицинском обслуживании — и удовлетворяют их одинаковыми или сходными способами. Орудия производства, трудовые навыки, виды преобразуемой энергии, способы получения знаний и т. п. в общих чертах совпадают, имея лишь некоторую специфику.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕДИНСТВА МИРА:
Изменение средств коммуникации, выражающееся в создании единой информационной сети, соединившей практически все уголки нашей планеты.
Изменение транспорта → мир становиться достижим в любой своей точке.
Возникновение международных политических организаций, которые объединяют усилия всего мирового сообщества.
Особенности экономики → возникновение мирового рынка, производственные связи превратились в основу единства современного человечества.
Возникновение глобальных проблем современности, решение которых возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.
Единство мира не означает обязательного устранения различий между разными народами и стремление к всеобщему единообразию. Напротив, оно предполагает сохранение и преумножение самобытности этих народов, их обычаев и традиций.