Что автору нравится в базарове а что нет
Сочинение на тему: «Что я люблю и чего я не принимаю в Базарове» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
«Что я люблю и чего я не принимаю в Базарове»
(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Тем не менее, практицизм и нигилизм Базарова мешает ему ценить прекрасное: природу, музыку, поэзию. Он насмехается над творчеством Пушкина, а природу воспринимает как ресурсы, которые люди могут использовать себе во благо. Я же считаю, что человек должен сохранять умение радоваться таким вещам, чтобы любить и ценить свою жизнь.
Также, он совершенно не верит в дружбу, любовь и искусство. Часто смеется над чувствами других людей. Даже от собственных родителей он старается уехать поскорее. В разговоре с другими он может быть резким, иногда грубым. Все произведение построено на конфликте отцов и детей, поэтому Евгений постоянно является участником споров, во время которых твёрдо стоит на своём и ни за что не готов уступать.
Как результат, судьба Евгения Базарова завершается трагически: во время вскрытия он заражается тифом и вскоре умирает от этой болезни. Не каждый человек способен смело ступать на порог того света, но Базаров не боится смерти. И это тоже вызывает симпатию к нему.
Я не могу сказать, отношусь ли я к главному герою положительно или отрицательно. Он вдохновляет, некоторые его поступки действительно могут служить примером для подражания, но при этом определённые качества персонажа отталкивают. Окружение Базарова не соглашается с его взглядами, и все же я считаю, что без таких людей общество просто стояло бы на месте и не развивалось. Сам автор отметил, что именно такие люди нужны России.
В заключение хочется сказать, что каждый человек имеет свои недостатки, но не каждый при этом способен заслужить уважение и симпатию со стороны других.
Думаю, что всякий читатель найдет в Евгении Базарове те качества, которые стоит в себе воспитать и то, что следует искоренить.
Что ценит и что не принимает автор романа «Отцы и дети» в Базарове? (Тургенев И. С.)
Иван Сергеевич Тургенев, чутко реагировавший на социальные изменения, создавая роман «Отцы и дети», вырисовывает в нем образ «нового» человека. Это нигилист Базаров. И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» создаёт образ революционера-демократа в лице Евгения Базарова. Попробуем выяснить, какова авторская оценка главного героя.
С одной стороны, Тургенев любит своего героя за его цельный характер.
Во-первых, Базаров легко находит общий язык с людьми, ниже его по званию: «…владел особым уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших».
Он непринуждённо заводит разговор с мужиками, так же просто общается с Фенечкой, даже её ребёнок мог спокойно сидеть у него на руках. Базаров, хоть и считается «барином», не ставит себя выше остальных, он прост и внешне, и внутренне. В отличие от Павла Петровича, его не особо беспокоит внешний вид, он привык быть таким, какой есть, потому что его не волнует мнение окружающих. Нигилист может отстоять свою точку зрения в споре с любым человеком, даже если он приходится ему родственником или годится в отцы. Он имеет определенную жизненную цель и идеалы, от которых никогда не оступается. Главное то, что он не просто говорит, а действует. Базаров вечно погружен в работу в отличие от Аркадия. Не зря же Тургенев пишет: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы».
В-третьих, Базаров – сильная личность. Он может отстоять своё мнение благодаря твёрдости, напористости и упрямству. Он, несмотря на отрицание всякого «романтизма», способен глубоко и искренне любить, заботиться о своих родителях. Близость смерти не сломила его, даже в последние свои минуты он переживал не о себе, а о предстоящем горе родителей. Базаров никогда не позволял себе проявлять слабость и прожил свою жизнь достойно.
С другой стороны, Тургенев не может принять в своём герое нигилизма.
Мнение Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» противоположно мнению писателя. Тургенев, чтобы доказать заблуждение Евгения, очень часто описывает природу, показывая, что она именно храм, она вечна и что человек не имеет права что-либо в ней изменять. Эту мысль автор подчеркивает финалом его романа: «Какое бы страстное и бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они также говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…».
Не принимает Тургенев и воззрения нигилистов на искусство, любовь, дружбу. Для великого классика – это непреходящие ценности. Отрицание же этих ценностей может привести общество к деградации.
Кроме того, И. С. Тургенев уверен, что Россия в изменениях не нуждается. Такие люди, как Базаров, могут совершить дело, на которое идут, у них достаточно большая сила и поддержка народа. Но писатель уверен, что это дело не принесет благо стране. Поэтому Базаров умирает, имея в себе огромный потенциал и необъятную силу.
Таким образом, образ Базарова достаточно противоречив, и отношение к нему как автора, так и самих читателей всегда не однозначно.
Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и Дети»
Что нравится автору в Базарове
Прежде всего, Базаров в романе противопоставлен всем окружающим.
Базаров — антитеза «Гамлетам»
Главный герой романа «ОТцы и дети» воплотил в себе все то, чего недоставало, по мнению Тургенева, его поколению: реализм, действие, решительность. О проблемах этого поколения, полного нерешительных Гамлетов — статья писателя «Гамлет и Дон-Кихот» (1860).
В более раннем и не менее известном романе Тургенева «Рудин»(1855) обличается один из «Гамлетов» — красноречивый, романтичный главный герой, неспособный на реальный поступок.
Базаров — это антитеза такому нерешительному герою, как Рудин. Возможно, именно поэтому Базаров по-настоящему привлекателен и харизматичен.
Базаров и критика старшего поколения
Итак, с помощью этого образа автор показывает недостатки лучших людей своего времени. Базаров высмеивает принципы старшего поколения не просто так, а потому что видит несоответствие между жизнью «отцов» и тем, что они провозглашают.
Например, отец Аркадия Николай Петрович прекрасно играет на виолончели, тонко чувствует природу и поэзию, но при этом долго состоит в незаконной связи с Фенечкой, родившей ему сына. Конечно, Базаров далек от того, чтобы осуждать его за это. Тем не менее, именно такие детали жизни Николая Петровича позволяют нигилисту относиться с сарказмом к музыкальным занятиям этого аристократа.
Таким образом, отец Аркадия, добрый, положительный и образованный, живет на самом деле не в ладу со своей совестью и честью. Когда Фенечка, его сожительница, появляется днем у него на глазах, он смущается. Тогда чему же служат его прекрасные «принципы»?
Цинизм Базарова можно объяснить, наверное, именно тем, что он видит противоречие между прекрасными чувствами и образом жизни таких господ.
Но герой остается не понят, так как люди принимают его манеру разговаривать за простую браваду.
Тургенев нам показывает, что у окружающих красивые слова, но странное существование, которое не соответствует их утверждениям. У Базарова — все с точностью наоборот: грубость слов – и при этом благородство поступков.
Базаров поражает «отцов», представителей старшего поколения, резкими высказываниями.
Например, он говорит Павлу Петровичу, что презирает русский народ. Однако мы можем заметить, что на деле это не так.
По крайней мере, он кажется ближе к народу, чем семейство Кирсановых. Не случайно его полюбили и дворовые ребята, и слуги, за исключением одного лакея-сноба. Базаров встает ночью без церемоний по просьбе Фенечки, чтобы помочь занемогшему ребенку. При знакомстве Базаров не забыл спросить у Фенечки отчество, что кажется необязательным для остальных. Вспомним при этом, что сам Николай Петрович «не допускал даже возможности сравнения между женой и Фенечкой». Поэтому положение Фенечки (в начале романа) довольно унизительно. В первых главах нам показана барская сущность Николая Петровича. Тем не менее для всех окружающих шокирующей фигурой кажется Базаров, а вовсе не Николай Петрович.
Тургенев показывает нам, что люди слишком много значения придают словам, а вместо этого нужно больше внимания обращать на реальные поступки и поведение человека.
Также мы видим, что Базаров постоянно находится в труде. Данное качество восхищает писателя. Главный герой «прогулки без цели терпеть не мог». Это приближает его к людям из народа: он встает всегда очень рано и принимается за дело. Этот молодой врач постоянно изучает науку, ставит собственные эксперименты. Это говорит о том, что Базаров очень хороший доктор. Он как раз из тех немногих людей, которые могут быть по-настоящему полезны обществу. Ирония автора звучит в этих строках:
Жизнь в Марьине текла своим порядком. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.
Мы знаем, что, как большинство дворян, постоянно находятся без дела не только Аркадий, но и оба его старших родственника, братья Кирсановы, представители «отцов». Базаров бьет не в бровь, а в глаз, когда обращается к Павлу Петровичу:
«Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза для bien publique?»
(То есть, спрашивает герой, какая польза для общества от ваших занятий чтением и музыкой?)
Также, записывая Николая Петровича в «отставного человека», Базаров произносит убийственную правду. Ведь несмотря на то, что отец Аркадия в чем-то старается, у него не получается быть полезным своим крестьянам, а значит, обществу в целом. Его народ бедствует, плохо одет, дома крестьян в плохом состоянии, то есть имение находится в разрухе. Получается, его чтение Пушкина и другие занятия искусством нужны только ему одному, но бесполезны для других. «Отцы» сами смутно чувствуют свою вину в том, что не могут дать сыновьям достойный пример.
При чтении романа возникает впечатление, что в обществе явно больше таких, как Кирсановы, чем подобных Базарову.
В произведении подчеркивается некое превосходство и исключительность героя. Большинство персонажей в романе похожи в том, что они мало способны к действию, а Базаров стоит особняком среди них. Он обладает незаурядным интеллектом вкупе с реализмом мысли, действием, решительностью, активностью. Аркадий не имеет этих качеств и потому не дотягивает до уровня своего друга.
В обрисовке Базарова (и других героев) сказалась у Тургенева та манера описывать жизнь, которая у русских литераторов этой эпоха сложилась под влиянием процветания естественных наук. С приемами естествоиспытателя, изучающего различные виды растений, или животных, Тургенев всматривается в русскую жизнь, в русских людей, классифицирует их по группам, характеризует наиболее типичные «особи»; детально разбирает их внутренний мир, не оставляя в стороне их внешности, определяя обстановку их жизни, выясняя причины и следствия их существования. Из всех писателей своего времени лучше всех владел искусством «ловить момент», уяснять жизнь – именно Тургенев.
И. С. Тургенев. Отцы и дети. Краткий пересказ по главам. Иллюстрированная аудиокнига
«Базаров подавляет все остальные лица романа [«Отцы и дети»], – писал Тургенев в одном письме. – Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое, и тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до мозга костей Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот. Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».
То, что говорит здесь Тургенев о своем герое, как нельзя более подтверждается при чтении романа. Базаров в романе наделен сильным, ясным умом, необычайной силой воли, знаниями. «Несостоятельность его» объясняется не только ложностью его идей, но и тем, что он отстаивал эти идеи слишком страстно. Его положение в романе боевое, каким было, например, положение Чацкого в московском обществе. Базаров, с его натурой, с его мировоззрением, не может не вести борьбы (хотя бы словесной) с окружающей жизнью; все в ней, по его убеждению, должно пойти насмарку, все должно быть уничтожено; он постоянно охватывается полемическим задором и в пылу его доходит до смешного в своем отрицании, а во второй половине романа производит прямо трагическое впечатление тем внутренним адом, который открывается читателю и его душе.
Выдающийся дореволюционный критик Н. Н. Страхов пишет:
«Чем дальше мы идем в романе, чем ближе к концу драма, тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но, вместе с тем, все ярче и ярче фон картины. Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками стариков, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А, между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни, не подымающейся ни на волос выше самого низменного уровня!
Когда же Базаров заболевает, когда он заживо гниет и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, – жизнь, его окружающая, становится тем напряжённее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец, как будто, вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.
Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова все становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы и на нее льются слезы.
Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы, – не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.
Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. Что же мы сказали? Выходит, что Тургенев стоит за то же, за что стоят все поэты, за что необходимо стоит каждый истинный поэт. И, следовательно, Тургенев в настоящем случае поставил себя выше всякого упрека в задней мысли; каковы бы ни (были частные явления, которые он выбрал для своего произведения, он рассматривает их с самой общей и самой высокой точки зрения.
Общие силы жизни – вот на что устремлено все его внимание. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове, в том самом Базарове, который их отрицает; он показал нам, если не более могущественное, то более открытое, более явственное воплощение их в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою.
Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость, чтобы он был возвеличен настолько, насколько ему свойственно величие. Иначе в самой победе не было бы силы и значения.
Гоголь о своем «Ревизоре» говорил, что в нем есть одно честное лицо – смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова – жизнь».
Что автор не может принять в Базарове
Отношение Базарова к искусству и культуре
В то же время, Тургенев не может принять однозначного отрицания культуры, которое провозглашает Базаров. Отношение Базарова к искусству, к культуре как к чему-то лишнему и ненужному – это суровый и беспощадный приговор всего поколения своим «отцам». Но этот приговор отталкивает от героя «отцов» (то есть в том числе и самого Тургенева) с их возможной поддержкой и делает невозможным любой диалог и взаимопомощь между ними. Таким образом, у главного героя нет фундамента под ногами в виде культурного наследия. («Рафаэль гроша медного не стоит»). Все благотворные принципы культуры отрицаются ввиду того, что обычно, по мнению главного героя, их провозглашают люди, которые потеряли личный авторитет в глазах «детей».
К сожалению, такое отношение Базарова к культуре напоминает нам пророчество по отношению к безжалостному уничтожению культурных основ, произошедшему после Октябрьской революции 1917 года.
Базаров, по мнению автора, спорит с самой жизнью
Герой противопоставлен не только персонажам романа, но и, к сожалению, самой жизни. Нигилизм героя не выдерживает проверки его собственной судьбой. Эту сторону персонажа мы начинаем лучше видеть по мере развертывания сюжета.
Ведь, влюбившись в Одинцову, Базаров спорит уже не с «отцами», а со своей собственной натурой. Совершенно внезапно в его душе просыпается то, что он всегда отрицал. Поражение терпит его твердое намерение прожить всю жизнь без любви, считая себя и каждого человека существом, в котором все объясняется только физиологией.
Базаров вступает в настоящий конфликт со своей душой. Он любит, но пугается этого чувства. Он не хочет испытывать того, что испытывает. С этого времени он не в ладах с самим собой. Именно здесь его отрицание всего возвышенного сыграло с ним роковую шутку. После борьбы со своими эмоциями и переживаниями, герой все же признает, что он любит. Но любовь его оказалась неразделенной, ведь Анна Сергеевна не готова к таким сильным чувствам. А может быть, несмотря на свой искренний интерес к Базарову, она была слишком испугана эксцентричной, грубоватой, непонятной для нее натурой молодого человека.
Итак, Тургенев опровергает философию своего героя, проведя его через испытание любовью. Именно благодаря любви нигилизм Базарова развенчивается и терпит поражение.
Но эпизод неразделенной, несчастной любви и сделает героя особенно близким и важным для автора.
Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и Дети»
Роман Тургенева «Отцы и дети» — произведение, сложное по своей структуре и художественному исполнению. Помимо «традиционных» героев, в романе незримо присутствует еще один персонаж, максимально приближенный к самому Тургеневу. Это –Автор. На протяжении всего произведения И.С. Тургенева мы постоянно встречаем авторские характеристики, ремарки и комментарии. Проблемы, затронутые в «Отцах и детях», общественные и личные вопросы, персонажи – все это глубоко трогает Автора, он страстно пытается донести до нас свою точку зрения, свой взгляд на мир и человека. Кроме того, важно, что отношение этого героя ко всему происходящему в романе неоднозначно, противоречиво. Итак, в «Отцах и детях» авторская позиция проявляется прямых авторских характеристиках, в описаниях, в ремарках, в комментариях к речи героев. Так, например, когда Автор описывает мать Евгения Базарова, он часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «…подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына…» Благодаря этому мы понимаем, что Автор относится к своей героине с большой симпатией и сочувствием, понимает ее переживания за сына, восхищается ее материнской любовью. Часто Тургенев дает своим героям прямую характеристику. Так, про Павла Петровича Кирсанова он говорит: «Да он и был мертвец». Эти слова не только характеризуют героя как человека, уже не способного на внутреннее развитие и истинные чувства, но и проявляет отношение к нему Автора. Мы сразу понимаем, что оно иронично-негативное, насмешливое, даже несколько презрительное. Авторские ремарки также в полной мере проявляют отношение Тургенева к своим героям. Так, например, описывая речь Ситникова, автор подчеркивает следующую деталь: Ситников «визгливо засмеялся». Эта ремарка резко снижает образ псевдонигилиста, помогает создать его отталкивающий образ и подчеркивает отношение самого Автора к Ситникову. В этой ремарке Тургенева чувствуется явная ирония, такая же, впрочем, как и в комментариях к речи другой псевдонигилистки — Авдотьи Кукшиной. Важно, что однозначность и прямолинейность в авторских оценках исчезает, когда речь заходит о главном герое романа – нигилисте Евгении Базарове. Мы видим, что, с одной стороны, Автор категорически не разделяет взглядов своего героя. Но, в то же время, он относится к Базарову с большой симпатией, ценит в нем недюжинный ум и сильный характер. Так, в одном из самых трагических моментов романа — в описании смерти Базарова – отчетливо проявляется уважение Автора к этому герою, который не пасует даже перед лицом смерти: «До сих пор не трушу…» В споре между Базаровым и Павлом Петровичем (сцена спора – одна из кульминационных в романе) Автор занимает нейтральную позицию – он не поддерживает ни одного из своих персонажей, остается как бы в стороне. Тургенев пытается объективно показать своих героев, описав их как положительные, так и отрицательные стороны: «…настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Мы понимаем, например, что упреки Базарова по отношению к Павлу Петровичу справедливы: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки…». Но и со словами Кирсанова о важности «чувства самоуважения» не поспоришь. Безусловно, огромное значение для понимания идеи «Отцов и детей» имеет эпилог произведения. В этом эпизоде Автор описывает могилу Базарова и подчеркивает, что цветы на его могиле «говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…». На мой взгляд, Автор говорит здесь о том, что споры разночинцев и аристократов, «отцов» и «детей» вечны. Именно из этих споров и идейных разногласий складывается человеческая жизнь, именно ими обусловлен общественный прогресс. Таким образом, Тургенев не в совеем романе явных ответов на поставленные им вопросы – он предлагает нам самим поразмышлять, составить обо всем свое мнение. Эта кажущаяся отстраненность, за которой маскируется философское отношение Автора к описываемым судьбам и проблемам, наблюдается на протяжении всего произведения. Тургенев избегает категоричности и резкости в своих суждениях — он предоставляет читателю право самому делать выводы. Однако, в то же время, мы отчетливо улавливаем и отношение самого Автора ко всему описываемому, его точку зрения на мир и человека. А суть ее такова: существуют вечные ценности, которые являются основополагающими в жизни каждого человека, независимо от эпохи, веяний времени, происхождения и так далее. К таким ценностям относятся любовь, семья, искусство, природа. Все мы — и человек, и вся Вселенная – подчиняемся единым законам бытия. И нужно уметь чувствовать эти законы и следовать им. Только тогда человек будет счастлив, будет находиться в гармонии с собой и со всем миром.
Базаров — истинно тургеневский герой
Итак, несмотря на все те черты, привлекательные для Тургенева в Базарове, которые мы рассмотрели вначале, совсем не они делают героя таким дорогим автору. Базаров близок автору не потому, что он решительный и умный, а потому, что он способен любить, способен на сильное чувство.
Базаров не властен против любви.
В отношениях с Анной Сергеевной лучше всего показана автором человечная натура героя. И именно в этом месте сюжета мы чувствуем наиболее сильную симпатию автора к нигилисту.
Базаров олицетворяет революционные силы, которым, по мысли писателя, не суждена долгая жизнь. Революция несет боль и разруху, Тургенев не желал такой судьбы для России. Поэтому он подводит Базарова к трагической кончине, а жизнь оставляет героям, олицетворяющим мир, гармонию и культуру.
Слова Базарова расходятся с его жизнью, как показал нам автор
Таким образом, Тургеневу удалось показать несостоятельность не только лагеря отцов, но и лагеря детей-нигилистов, на примере Базарова. Действительно, представители обоих сторон не могут подтвердить своей жизнью верность своих утверждений. Их слова не сошлись с делом. Не только «отцы» не всегда могут жить согласно своим красивым «принципам», но и у Базарова не вышло жить по своей теории. Хотя братья Кирсановы во второй части романа показаны в более благородном свете, чем в начале романа. Николай Петрович женится на Фенечке.
И все же фигура главного героя интереснее всех в романе для Тургенева. Ведь заблуждения Базарова искуплены его судьбой, его собственной жизнью. Это сделало его одним из самых ярких персонажей русской литературы.
Базаров, герой романа Тургенева. Кадр из фильма «Отцы и дети» (2008)
Каково авторское отношение к Базарову?
Россия, судьба её народа всегда волновали И.С.Тургенева. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя – патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы. Герои романов И.С.Тургенева – русские люди 40 – 60 – 70 – х годов. Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России. Россия Тургенева – это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город, и отзвуки столичной жизни. Много думает Тургенев о взаимоотношениях между молодостью, между отцами и детьми, размышляет о достоинствах и недостатках этих разных периодов человеческой жизни, о взаимоотношениях между поколениями. Сложность взаимоотношений отцов и детей переживаются Тургеневым и на личном опыте: между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникают конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе «Отцы и дети». «Этот роман, точно первый ясный весенний день после сумрачного холодного марта. Свежо, душа отдыхает, поэзией упивается грудь! Много надо иметь сердца, чтобы создать Базарова», — писал А.Н. Майков. Работая над романом, Тургенев жил в мире своего героя. По воспоминаниям, он вел от его лиц дневники, сочинял диалоги. Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. И эта сторона замысла была прекрасно воплощена в романе. Достаточно вспомнить, с каким гневом говорит Базаров о том, что «грубейшее суеверие нас душит», с какой болью он переживает забитость и невежество народа: «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Образ Базарова свидетельствовал об искреннем стремлении художника точно воспроизвести правду жизни и запечатлеть в романе действительные черты разночинца 60 – х годов. Евгений Базаров – главный герой романа. Человек огромной силы воли, твёрдых убеждений, он выделяется на фоне многочисленных российских гамлетов. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, воплотил свою любовь к натурам героическим. Базаров – экспериментатор. Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии. Когда Павел Петрович спрашивает его: «Значит, вы верите в одну науку?» Базаров отвечает: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть наука, как есть ремёсла, звания; а наука вообще не существует вовсе». Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин. Столкнув своего героя с серьёзными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений. До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой. И вот он, высказывающий всегда «своё равнодушное презрение ко всему романтическому», «с негодованием сознавал романтика в самом себе» и понял, что отвернуться от Одинцовой у него нет сил. Базаров почувствовал, что его теория: «Нравится тебе женщине… старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась» — начинает терпеть крах. Одинцова ему безусловно нравится, отвернуться о неё он, к изумлению своему, не имел сил. Но, развенчав своего героя во взаимоотношениях с возлюбленной, Тургенев повёл его по нисходящей линии. Он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью. Силы героя рассматривались как бесполезно затраченные: «Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежности». Сочувствуя герою и скорбя, писатель изобразил его в свете трагической борьбы революционеров – демократов. Тургенев носил Базарова в себе, в его письмах мелькают фразы, которые потом превратятся в реплики героя. Базаровские взгляд на животное, которое лишено чувства сострадания, сквозит в письме Тургенева к Полине Виардо. Он говорит о соловье, который чудно поёт, в то время, «как какое – нибудь полураздавленное насекомое умирает у него в зобу». Базаровская ирония и трезвость мысли звучат в письме Тургенева к Фету. Подарив Базарову своё «я», Тургенев сделал то, чего не было в других антинигилистических романах, включая даже произведения Достоевского и Лескова. Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта. Атом не может отрицать мироздание, частью которого он является. Мыслящий, страдающий Базаров – наиболее убедительное отрицание базаровщины.
Критика о романе
Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».
Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.