Что автору нравится в базарове

Чем привлекает меня Евгений Базаров и в чем я не согласна с ним

Базаров – «нигилист», «новый человек», разночинец. Он прожил «горькую» жизнь, прошел суровую школу труда и лишений. Тургенев именно в этом образе показал свое понимание демократизма «новых людей».

В Базарове меня очень привлекло постоянное желание работать, большая сила воли. Это человек острого и сильного ума. Базаров человек стойкий, мужественный, всегда уверенный в себе. Его ненависть и любовь всегда искренни и глубоки. Все эти черты Базарова говорят о его демократизме. И демократизм этого человека проявляется не только в чертах его характера, но и в портрете, и в речи, в отношении к крепостному праву, к религии и, конечно, в отношении к простым людям.

Базаров отрицает крепостное право и религию, народную нищету, все то, что порождено «безобразным состоянием общества». Он имеет особый подход к простому человеку. И когда к нему приходит «сильная тяжелая» страсть, он умеет одержать над ней нелегкую победу, показав, насколько он выше и человечнее Одинцовой, той, которую он так страстно полюбил.
Со всеми этими чертами мировоззрения Базарова я вполне согласна. Тургенев очень правильно и правдиво передал типичные черты революционеров-демократов своего времени, но в то же время писатель сообщил образу Базарова несвойственные революционерам черты.
Я совершенно не согласна с базаровским отрицанием искусства, музыки, поэзии, живописи. Базаров не знает ни биографии, ни творчества А.С. Пушкина. По его словам, порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Рафаэль, по мнению Базарова, «гроша ломаного не стоит». С этим невозможно согласиться.

Истинные революционеры-демократы отрицали только «чистое искусство», но не искусство вообще. Базаров отождествляет законы природы и законы человеческой жизни, физиологические и психические явления. И самое главное – это то, что этот человек только лишь отрицает, но ничего не делает, не борется с теми жизненными явлениями, которые приводят его в негодование. Он никогда не стремится убедить слушателей в правоте своих высказываний. Эти черты вызывают во мне антипатию к Базарову.

Я не могу сказать, что этот человек мне нравится. В нем очень много и хорошего и плохого. Мое чувство к нему неопределенно, так как прекрасные качества его характера уравновешиваются непонятным презрением ко всему прекрасному и волнующему и полным бездействием в ненавистной ему барской среде.

Источник

Сочинение на тему: «Что я люблю и чего я не принимаю в Базарове» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Что автору нравится в базарове. Смотреть фото Что автору нравится в базарове. Смотреть картинку Что автору нравится в базарове. Картинка про Что автору нравится в базарове. Фото Что автору нравится в базарове

Что автору нравится в базарове. Смотреть фото Что автору нравится в базарове. Смотреть картинку Что автору нравится в базарове. Картинка про Что автору нравится в базарове. Фото Что автору нравится в базарове

«Что я люблю и чего я не принимаю в Базарове»

(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Тем не менее, практицизм и нигилизм Базарова мешает ему ценить прекрасное: природу, музыку, поэзию. Он насмехается над творчеством Пушкина, а природу воспринимает как ресурсы, которые люди могут использовать себе во благо. Я же считаю, что человек должен сохранять умение радоваться таким вещам, чтобы любить и ценить свою жизнь.

Также, он совершенно не верит в дружбу, любовь и искусство. Часто смеется над чувствами других людей. Даже от собственных родителей он старается уехать поскорее. В разговоре с другими он может быть резким, иногда грубым. Все произведение построено на конфликте отцов и детей, поэтому Евгений постоянно является участником споров, во время которых твёрдо стоит на своём и ни за что не готов уступать.

Как результат, судьба Евгения Базарова завершается трагически: во время вскрытия он заражается тифом и вскоре умирает от этой болезни. Не каждый человек способен смело ступать на порог того света, но Базаров не боится смерти. И это тоже вызывает симпатию к нему.
Я не могу сказать, отношусь ли я к главному герою положительно или отрицательно. Он вдохновляет, некоторые его поступки действительно могут служить примером для подражания, но при этом определённые качества персонажа отталкивают. Окружение Базарова не соглашается с его взглядами, и все же я считаю, что без таких людей общество просто стояло бы на месте и не развивалось. Сам автор отметил, что именно такие люди нужны России.

В заключение хочется сказать, что каждый человек имеет свои недостатки, но не каждый при этом способен заслужить уважение и симпатию со стороны других.
Думаю, что всякий читатель найдет в Евгении Базарове те качества, которые стоит в себе воспитать и то, что следует искоренить.

Источник

«Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)»

Что нравится автору в Базарове

Прежде всего, Базаров в романе противопоставлен всем окружающим.

Базаров — антитеза «Гамлетам»

Главный герой романа «ОТцы и дети» воплотил в себе все то, чего недоставало, по мнению Тургенева, его поколению: реализм, действие, решительность. О проблемах этого поколения, полного нерешительных Гамлетов — статья писателя «Гамлет и Дон-Кихот» (1860).

В более раннем и не менее известном романе Тургенева «Рудин»(1855) обличается один из «Гамлетов» — красноречивый, романтичный главный герой, неспособный на реальный поступок.

Базаров — это антитеза такому нерешительному герою, как Рудин. Возможно, именно поэтому Базаров по-настоящему привлекателен и харизматичен.

Базаров и критика старшего поколения

Итак, с помощью этого образа автор показывает недостатки лучших людей своего времени. Базаров высмеивает принципы старшего поколения не просто так, а потому что видит несоответствие между жизнью «отцов» и тем, что они провозглашают.

Например, отец Аркадия Николай Петрович прекрасно играет на виолончели, тонко чувствует природу и поэзию, но при этом долго состоит в незаконной связи с Фенечкой, родившей ему сына. Конечно, Базаров далек от того, чтобы осуждать его за это. Тем не менее, именно такие детали жизни Николая Петровича позволяют нигилисту относиться с сарказмом к музыкальным занятиям этого аристократа.

Таким образом, отец Аркадия, добрый, положительный и образованный, живет на самом деле не в ладу со своей совестью и честью. Когда Фенечка, его сожительница, появляется днем у него на глазах, он смущается. Тогда чему же служат его прекрасные «принципы»?

Цинизм Базарова можно объяснить, наверное, именно тем, что он видит противоречие между прекрасными чувствами и образом жизни таких господ.

Но герой остается не понят, так как люди принимают его манеру разговаривать за простую браваду.

Тургенев нам показывает, что у окружающих красивые слова, но странное существование, которое не соответствует их утверждениям. У Базарова — все с точностью наоборот: грубость слов – и при этом благородство поступков.

Базаров поражает «отцов», представителей старшего поколения, резкими высказываниями.

Например, он говорит Павлу Петровичу, что презирает русский народ. Однако мы можем заметить, что на деле это не так.

По крайней мере, он кажется ближе к народу, чем семейство Кирсановых. Не случайно его полюбили и дворовые ребята, и слуги, за исключением одного лакея-сноба. Базаров встает ночью без церемоний по просьбе Фенечки, чтобы помочь занемогшему ребенку. При знакомстве Базаров не забыл спросить у Фенечки отчество, что кажется необязательным для остальных. Вспомним при этом, что сам Николай Петрович «не допускал даже возможности сравнения между женой и Фенечкой». Поэтому положение Фенечки (в начале романа) довольно унизительно. В первых главах нам показана барская сущность Николая Петровича. Тем не менее для всех окружающих шокирующей фигурой кажется Базаров, а вовсе не Николай Петрович.

Тургенев показывает нам, что люди слишком много значения придают словам, а вместо этого нужно больше внимания обращать на реальные поступки и поведение человека.

Также мы видим, что Базаров постоянно находится в труде. Данное качество восхищает писателя. Главный герой «прогулки без цели терпеть не мог». Это приближает его к людям из народа: он встает всегда очень рано и принимается за дело. Этот молодой врач постоянно изучает науку, ставит собственные эксперименты. Это говорит о том, что Базаров очень хороший доктор. Он как раз из тех немногих людей, которые могут быть по-настоящему полезны обществу. Ирония автора звучит в этих строках:

Жизнь в Марьине текла своим порядком. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

Мы знаем, что, как большинство дворян, постоянно находятся без дела не только Аркадий, но и оба его старших родственника, братья Кирсановы, представители «отцов». Базаров бьет не в бровь, а в глаз, когда обращается к Павлу Петровичу:

«Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза для bien publique?»

(То есть, спрашивает герой, какая польза для общества от ваших занятий чтением и музыкой?)

Также, записывая Николая Петровича в «отставного человека», Базаров произносит убийственную правду. Ведь несмотря на то, что отец Аркадия в чем-то старается, у него не получается быть полезным своим крестьянам, а значит, обществу в целом. Его народ бедствует, плохо одет, дома крестьян в плохом состоянии, то есть имение находится в разрухе. Получается, его чтение Пушкина и другие занятия искусством нужны только ему одному, но бесполезны для других. «Отцы» сами смутно чувствуют свою вину в том, что не могут дать сыновьям достойный пример.

При чтении романа возникает впечатление, что в обществе явно больше таких, как Кирсановы, чем подобных Базарову.

В произведении подчеркивается некое превосходство и исключительность героя. Большинство персонажей в романе похожи в том, что они мало способны к действию, а Базаров стоит особняком среди них. Он обладает незаурядным интеллектом вкупе с реализмом мысли, действием, решительностью, активностью. Аркадий не имеет этих качеств и потому не дотягивает до уровня своего друга.

Что автор не может принять в Базарове

Отношение Базарова к искусству и культуре

В то же время, Тургенев не может принять однозначного отрицания культуры, которое провозглашает Базаров. Отношение Базарова к искусству, к культуре как к чему-то лишнему и ненужному – это суровый и беспощадный приговор всего поколения своим «отцам». Но этот приговор отталкивает от героя «отцов» (то есть в том числе и самого Тургенева) с их возможной поддержкой и делает невозможным любой диалог и взаимопомощь между ними. Таким образом, у главного героя нет фундамента под ногами в виде культурного наследия. («Рафаэль гроша медного не стоит»). Все благотворные принципы культуры отрицаются ввиду того, что обычно, по мнению главного героя, их провозглашают люди, которые потеряли личный авторитет в глазах «детей».

К сожалению, такое отношение Базарова к культуре напоминает нам пророчество по отношению к безжалостному уничтожению культурных основ, произошедшему после Октябрьской революции 1917 года.

Базаров, по мнению автора, спорит с самой жизнью

Герой противопоставлен не только персонажам романа, но и, к сожалению, самой жизни. Нигилизм героя не выдерживает проверки его собственной судьбой. Эту сторону персонажа мы начинаем лучше видеть по мере развертывания сюжета.

Ведь, влюбившись в Одинцову, Базаров спорит уже не с «отцами», а со своей собственной натурой. Совершенно внезапно в его душе просыпается то, что он всегда отрицал. Поражение терпит его твердое намерение прожить всю жизнь без любви, считая себя и каждого человека существом, в котором все объясняется только физиологией.

Базаров вступает в настоящий конфликт со своей душой. Он любит, но пугается этого чувства. Он не хочет испытывать того, что испытывает. С этого времени он не в ладах с самим собой. Именно здесь его отрицание всего возвышенного сыграло с ним роковую шутку. После борьбы со своими эмоциями и переживаниями, герой все же признает, что он любит. Но любовь его оказалась неразделенной, ведь Анна Сергеевна не готова к таким сильным чувствам. А может быть, несмотря на свой искренний интерес к Базарову, она была слишком испугана эксцентричной, грубоватой, непонятной для нее натурой молодого человека.

Итак, Тургенев опровергает философию своего героя, проведя его через испытание любовью. Именно благодаря любви нигилизм Базарова развенчивается и терпит поражение.

Но эпизод неразделенной, несчастной любви и сделает героя особенно близким и важным для автора.

Что я люблю и чего не принимаю в Базарове

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, Бессердечностью, безжалостной Сухостью и резкостью, если он Не полюбит, повторяю – я виноват, Я не достиг свой цели. И.С. Тургенев После выхода в свет в 1862 году романа Тургенева «Отцы и дети» появилось множество критических статей. Никто не мог простить писателю того, что дворяне изображены иронически, что Базаров все время издевается над ними и оказывается выше их. Критик Антонович назвал Базарова «асмодеем нашего времени». Но все эти факты говорят в пользу Тургенева. Он увидел появление нового типа людей, демократов-разночинцев. Главная проблема представлена Тургеневым в названии романа: «Отцы и дети». С одной стороны, это вечная проблема двух поколений, с другой – конфликт социально-политических сил, действующих в России в 60-е годы: либералов и демократов. Главные герои романа группируются в зависимости от ого, к какому лагерю их можно отнести. Но дело в том, что Евгений базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей». «Кто есть базаров?» спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат в ответ: «Нигилист». Взгляды нигилиста и Павла Петровича были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали неприязнь друг к другу. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Павел Петрович Кирсанов – сын боевого генерала. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки. Базаров – внук дьячка, сын уездного лекаря. Говорит он мужественным голосом, ясно и просто. Столкновение Базарова и Павла Петровича было неизбежным. «У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорил Кирсанов. Базаров считал бесполезными их споры, но отклониться он не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, базаров говорит с «невыразимым спокойствием». В словах Павла Петровича чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет слова, подчеркивающие его воспитанность. Иностранные выражения раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов» Русскому человеку они не нужны». В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый и ясный. Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ свято преданья, он патриархальный, он не может жить без веры. Но базаров пренебрежительно говорит о русских мужиках. Он выступает не против их самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством. Порой позиция Базарова, которая ко всему относится с критической точки зрения, отличается крайностью. Евгений насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей среды, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней – огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»). Евгений Базаров очень одинокий человек. В Марьине он – гость, отличающийся от помещиков. В деревне своего отца в глазах крепостных он – барин. На деле, он далек от помещиков и от простых людей. В романе нет ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Прежде всего, это Аркадий. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что она невозможна без взаимопонимания. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия – Базарову. При этом он лучший из учеников Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая сильная натура. В спорах Павла Петровича и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Н, в целом, Базаров имеет преимущества. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно», – пишет Тургенев. Базаров – сильная личность. У него воля, мысль и дело сливаются в одно целое.

Источник

Что ценит и что не принимает автор романа «Отцы и дети» в Базарове? (Тургенев И. С.)

Иван Сергеевич Тургенев, чутко реагировавший на социальные изменения, создавая роман «Отцы и дети», вырисовывает в нем образ «нового» человека. Это нигилист Базаров. И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» создаёт образ революционера-демократа в лице Евгения Базарова. Попробуем выяснить, какова авторская оценка главного героя.

С одной стороны, Тургенев любит своего героя за его цельный характер.

Во-первых, Базаров легко находит общий язык с людьми, ниже его по званию: «…владел особым уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших».

Он непринуждённо заводит разговор с мужиками, так же просто общается с Фенечкой, даже её ребёнок мог спокойно сидеть у него на руках. Базаров, хоть и считается «барином», не ставит себя выше остальных, он прост и внешне, и внутренне. В отличие от Павла Петровича, его не особо беспокоит внешний вид, он привык быть таким, какой есть, потому что его не волнует мнение окружающих. Нигилист может отстоять свою точку зрения в споре с любым человеком, даже если он приходится ему родственником или годится в отцы. Он имеет определенную жизненную цель и идеалы, от которых никогда не оступается. Главное то, что он не просто говорит, а действует. Базаров вечно погружен в работу в отличие от Аркадия. Не зря же Тургенев пишет: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы».

В-третьих, Базаров – сильная личность. Он может отстоять своё мнение благодаря твёрдости, напористости и упрямству. Он, несмотря на отрицание всякого «романтизма», способен глубоко и искренне любить, заботиться о своих родителях. Близость смерти не сломила его, даже в последние свои минуты он переживал не о себе, а о предстоящем горе родителей. Базаров никогда не позволял себе проявлять слабость и прожил свою жизнь достойно.

С другой стороны, Тургенев не может принять в своём герое нигилизма.

Мнение Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» противоположно мнению писателя. Тургенев, чтобы доказать заблуждение Евгения, очень часто описывает природу, показывая, что она именно храм, она вечна и что человек не имеет права что-либо в ней изменять. Эту мысль автор подчеркивает финалом его романа: «Какое бы страстное и бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они также говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…».

Не принимает Тургенев и воззрения нигилистов на искусство, любовь, дружбу. Для великого классика – это непреходящие ценности. Отрицание же этих ценностей может привести общество к деградации.

Кроме того, И. С. Тургенев уверен, что Россия в изменениях не нуждается. Такие люди, как Базаров, могут совершить дело, на которое идут, у них достаточно большая сила и поддержка народа. Но писатель уверен, что это дело не принесет благо стране. Поэтому Базаров умирает, имея в себе огромный потенциал и необъятную силу.

Таким образом, образ Базарова достаточно противоречив, и отношение к нему как автора, так и самих читателей всегда не однозначно.

Источник

«Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)»

Общая характеристика

Евгений Базаров – сын простого лекаря, внук мужика, который «землю пахал». Это указывает на принадлежность героя к простому сословию. Но несмотря на происхождение и бедность, Базаров – человек новой формации. Он становится во главе конфликта поколений. Выступая против дворянства, он высмеивал их традиции и привычки. Возможно, Базаров был прав, говоря о том, что дворяне уже изжили себя. Действительно, общество требовало кардинальных перемен, на что дворянство не могло бы никогда пойти. Именно по этой причине Базаров думает о том, что сначала нужно «очистить место» от старых предрассудков.

Недостатки

Главным противоречивым моментом в судьбе Базарова стала его теория нигилизма. Во многом она сковывала его в собственных поступках, ограничивая и требуя невозможного. Под конец своей жизни Базаров увидел, что его теория подверглась сомнениями, реальная жизнь показала, что отрицание всех принятых норм невозможно по своей природе.

Доказывая свою точку зрения, Евгений Базаров не готов выслушивать мнения своих оппонентов, что говорит о его эгоизме и надменности. В разговорах с Павлом Петровичем Кирсанов он говорит довольно грубо и насмешливо, чем вызывает у «старшего поколения» недовольство, причем делает главный герой это специально.

Эгоизм – главный недостаток Базарова. Герой привык смотреть на людей сверху вниз, нередко открыто показывая свое пренебрежительное отношение. Все это делает Евгения одиноким человеком.

Каждый читатель имеет собственное мнение относительно главного героя. Но в этом и оригинальность образа: каждый думает так, как считает нужным.

Ответ оставил Гуру

Много о чём. Несомненно, Базаров – много размышляющий человек, за что я его уважаю. Однако его мировоззрение только очень отдалённо сходно с моим: существуя в мире людей, нельзя отрицать столь очевидные вещи, живущие в сердце и сознании человека – за невозможностью их непосредственно осязать вовсе не кроется вывод об их полном отсутствии. Природа наделила человеческое существо пятью основными органами чувств, связывающих разум с окружающим миром, но только человек, отрицающий любое проявление принципа и власти над собой самого себя, не признающий ничего, кроме эмпиризма и точных наук, может говорить об отсутствии того, чего не может доказать, но что есть такой же неотъемлемой частью Вселенной, как и вещи, которые мы привыкли называть материальными. В этом Базаров сходен с Диогеном, доказывая минимальность необходимых человеку благ, для этого Тургенев и помещает его в бочку образа Базарова как такового. Только время может изменить человека, как никто лучше. И вот что странно: Базаров влюбляется. И что же, Евгений Васильевич? Можно, оказывается, ощутить неощутимое, увидеть невидимое, услышать немое! А как же материализм, железные убеждения и верность эмпиризму? «Романтизм» становится образом вашего мышления, теперь «вздор» — ваше мировосприятие. Но и здесь чётко выражается неизменное следование своим убеждениям и буквальная угловатость ваших чувств, которые, хотите вы или нет, будут спорить с вами до самого конца. Множество людей на сегодняшний день разделяют точку зрения Базарова, но вряд ли кто-либо из них останется верным своим убеждениям всю жизнь. Поэтому Базаров не нуждается в критике, а тем более в соперничестве – спор с самим собой ему так и не удалось выиграть.
Оцени ответ

Достоинства

Евгений Базаров – личность необычная. И уже поэтому заслуживает отдельного внимания. То, что он фактически встал против всего общества, представителями которого были либеральные дворяне, говорит о силе его характера. Это человек дела, а не слова. Евгений привык работать, на что указывают и «красные руки» Базарова. Центральный персонаж – это преобразователь, деятель, которых думает о лучшем будущем страны.

Ум и отличные способности позволили Базарову добиться своего положения самостоятельно. Он не богат, но и не беден. Ему удалось поступить на медицинский факультет и заниматься тем делом, которое приносит единственное удовольствие в его жизни.

Его трудолюбие, не являвшееся характерным для светского общества, заслуживает похвалы. Вместо балов и танцев Евгений Базаров тратит время на науку, на спасение жизней. Это главное достоинство главного героя романа «Отцы и дети».

Теория Базарова-нигилиста сделала судьбу Евгения Базарова по-настоящему трагичной. Центральный персонаж – не отрицательный герой, он вызывает жалость, особенно в финале произведения, когда желание Базарова вылечить мужика приводит к его смерти. Но духовная гибель произошла намного раньше: обреченные отношения с Анной Одинцовой выбили Базарова из колеи.

Смерть Базарова не говорит о победе «старого» поколения, представителем которого является Павел Петрович. Это говорит лишь о том, что Базаров – человек «лишний», что он не смог найти себя в обществе, потому что родился намного раньше, чем это было необходимо для социальных преобразований.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Мое отношение к Базарову», рассмотрит образ Евгения Базарова из романа «Отцы и дети» в соответствии с его достоинствами и недостатками.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражает типичный конфликт 60-х годов XIX века: состояние общества после отмены крепостного права, столкновение поколений, борьба «отцов» и «детей». В нём поднимается большое количество проблем, в том числе ставится вопрос о роли и назначении «нового человека» того времени.

Таким «новым человеком» стал Евгений Базаров, разночинец 60-х годов, противопоставленный в романе либеральному дворянству.

Я разделяю мнение критика, который сказал: «Как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён». Сам И. С. Тургенев не заявляет прямо, какой точки зрения он придерживается, но позицию автора мы считываем «между строк». Ближе И. С. Тургеневу, скорее всего, мировоззрение Николая Петровича Кирсанова, а не Евгения Базарова.

О поражении Базарова свидетельствует, в первую очередь, развязка романа. Главный конфликт – внутренний – остаётся неизменным. Герой не может отказаться от своей идеологии, от своих принципов, но он и не в силах отвергать законы жизни. Например, сильно ослабила уверенность Базарова и правоту его нигилистической теории любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. «Я люблю вас глупо, безумно…», – это чувство не поддаётся базаровской логике. Из внутреннего конфликта Базарова нет выхода, поэтому герой и умирает, казалось бы, случайно. Но, я думаю, другого выхода и не могло быть.

Также о том, что Базаров всё-таки побеждён, говорит то, что его ученик и последователь Аркадий Кирсанов в итоге принимает идеологию «отцов». Он уходит от нигилизма, убедившись в верности взглядов Николая и Павла Кирсановых. Аркадий женится на Кате, начинает жить тихой семейной жизнью, осознав ценность духовных идеалов, неоспоримость моральных принципов и бесцельность разрушения.

В конце концов, Базаров остался одинок, герой оказался побеждённым. В галерее «лишних» людей после Онегина А. С. Пушкина, Печорина М. Ю. Лермонтова стоит тургеневский Базаров. Сильная, перспективная личность не находит себе применения в жизни, окружающее общество не принимает его взглядов и идеологии. Именно потому, что Евгений Базаров – «лишний человек» для своего времени, он, несмотря на силу своего характера и борьбу, которую он ведёт, терпит поражение.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Полезный материал по теме

Я не согласна с Вами, Базаров… (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») И.С.Тургенев подарил миру вечно молодое произведение – роман «Отцы и дети». В нем писатель рассказал нам о нестандартном человеке, который отрицает все принципы и стремится к новому и нестандартному. Да, Базаров – это личность, которая имеет свое мнение, уверенно смотрит в будущее. И я согласна с тем, что нужно двигаться вперед, что нужно что-то менять в нашей жизни. Но Базаров делает это слишком резко и грубо. Да, безусловно, главный герой романа – это человек прогресса и высокого ума, но я не согласна с его взглядами на жизнь. И мне на каждой странице романа очень хочется с ним поспорить. Я считаю, что жизнь человека должна гореть ярким факелом, а не тлеть тусклыми головешками. Для полноты и озаренности жизни человеку необходимо искусство, а Базаров его отрицает. Он отрицает принципы, устои и порядки. Но ведь это неправильно! Ведь все люди всю жизнь жили и живут по каким-то определенным принципам, что-то в этом мире хорошо, а что-то плохо, а если жить, как говорит Базаров, без принципов, то получится какая-то анархия. Все будут делать все, что захотят, ведь определенных устоев морали не будет. Конечно, Евгений Васильевич может мне возразить, что эти правила морали нигде не записаны, но ведь они должны быть у каждого из нас в душе, тогда люди не будут совершать плохих поступков. Базаров не признает литературу. Но как же можно жить без Пушкина, Лермонтова, Шекспира? Это же великие писатели, их произведениями восхищается весь мир, а он, какой-то безызвестный доктор, не только не признает великих и бессмертных, но даже еще и насмехается над ними. Кроме обычной пищи мы нуждаемся и в духовной, но где же мы ее возьмем, если не будет искусства, не будет Рафаэля и Пушкина. Вот тогда, действительно, мы станем похожи друг на друга, как березы в лесу, как лягушки, которых вы так любите препарировать. Почему, Базаров, вы нам навязываете свою точку зрения и считаете ее единственно правильной? В том, что человек должен делать дело, я с вами полностью согласна. Но по какому праву Вы делом считаете только свое занятие медициной? По какому праву смеете обвинять великих деятелей искусства? Вы, грамотный человек, забыли о том, почему погибла древняя Спарта? Они тоже были слишком здравомыслящими: уделяли внимание здоровью, делу, а хилых даже сбрасывали со скалы. А эти слабые могли бы писать стихи, сочинять музыку. Прагматичный расчет погубил древних спартанцев. Извините, но каждый из нас личность, и эту личность нужно уважать. Хватит нам вождей с их индивидуальными проектами разрушения нации! Вы, Базаров, никого не уважаете, во всех Ваших разговорах сквозят пошлость и пренебрежение к людям. У Вас нет даже элементарного уважения к старшим, это мы пронаблюдали в Ваших разговорах с Кирсановым. О Вашем отношении к собственным родителям лучше не говорить вообще. Ведь родители – это самые верные и близкие для нас люди, и я считаю, мы обязаны их любить хотя бы уже за то, что они подарили нам жизнь. А герой романа не проявляет к ним никаких чувств вообще, словно они и не люди, словно их и не существует. Согласился побыть в родном доме при условии, чтоб никто ему не мешал и на глаза не попадался. Ни капли любви к родителям… И о любви вообще…Я считаю, что человек без любви не может существовать, а Базаров категорически отрицает любовь. Оп говорит, что это ненужное чувство, а я считаю, что любовь дает нам силы жить, является главным стимулом в жизни. Что же тогда у нас останется в сердце, если у него отнять любовь? Всю свою жизнь Базаров отрицал высокие искренние чувства, принципы, литературу, но мы убедились в том, что вся его теория рухнула: он полюбил Одинцову. Он такой же человек, как и все. Под его высокомерным и непробиваемым панцирем билось большое, доброе и романтическое сердце. Меня охватила глубокая жалость к этому человеку, когда я дочитала роман до конца.

Прочитайте следующие высказывания Базарова:

Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем. Нравственные болезни человека- от дурного состояния общества. Исправьте общество — и болезней не будет. Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть. И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Выберите из них одно, с которым Вы согласны или не согласны. Как Вы его понимаете? Напишите мини-сочинение с аргументацией своего мнения.

Мы действуем в силу того, что признаем полезным

Я согласна с утверждением Базарова. Который утверждает, что человек ищет выгоду для себя во всем. Я согласна с его мнением. В наше время многие ленивые люди не признают театр, книги, живопись. Они отрицают искусство, аргументируя это тем, что от него нет никакой пользы. Лучше полежать на диване у телевизора, чем в мороз поехать в театр.

04-12-2013, 15:14:05 | Guest

Рафаэль гроша медного не стоит

В какой-то мере я согласен с Базаровым ведь действительно, человек, который рисует, картины не чем, не сможет помочь народу в отличие от химика. Но где-то я не согласен с ним, так как искусство может помочь раскрыть себя душевно, а химик сделает открытие, которое многим покажется не значительным для себя. Перчак Рома

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Я согласен с этим высказыванием. Такая сфера наук, как Химия нужна больше, чем то же искусство. В течении времени в Химии делалось множество открытий, которые в дальнейшем помогли развить нашу жизнь. Искусство же наоборот, стало развиваться в худшую сторону. Искусство во времена Давинчи было куда красивее, чем в наше время. Искусство это духовное увлечение, а Химия это результаты исследований многих ученых, которые вошли в историю. Доронин Дмитрий

03-12-2013, 03:53:26 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник.

02-12-2013, 19:59:55 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Если человек будет думать, что природа-мастерская, и растрачивать все ресурсы, выбрасывать отходы в море и многое другое, то людям будет негде жить. Такое равнодушное отношение к окружающей среде приведет к необратимым последствиям: природа будет загрязнена, здоровье людей будет ухудшаться из-за ужасных условий для существования. Мир в котором мы живем постепенно станет мрачным, пустым и не пригодным для будущего поколения. С такими мыслями по отношению к природе можно многое потерять. Естественная красота природы тоже полезна, она помогает людям умиротвориться, отдохнуть, очистить свои мысли. Мне кажется психическое состояние людей тоже очень важно. Также если люди не будут отдыхать на свежем воздухе, вдыхая не выхлопные газы, то они навредят своему здоровью. Мамедова Арзу.

29-11-2013, 17:26:16 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

29-11-2013, 14:06:23 | Guest

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник.»

29-11-2013, 10:18:38 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

Я не согласна с высказыванием Базарова. Да, большинство людей в общих чертах похожи друг на друга. Одинаковые потребности, одинаковая анатомия и инстинкты. Но каждый человек-личность. Каждый имеет свое личное мнение, мышление и убеждения. Люди различаются из-за своеобразия психики и личности, темпераментом, характером и спецификой интересов. У многих разные приоритеты в жизни и разные принципы. Человек совершает разные поступки в одной и той же ситуации. В течение жизни по-своему радуется, печалится, влюбляется и ненавидит. Каждый из нас неповторим. Анечка К

28-11-2013, 18:56:49 | Guest

Принципов вообще нет, а есть ощущения.

Когда я читала книгу, я заострила внимание на этой цитате. Я считаю её одним из моих девизов. Я полностью согласна с Базаровым. Не могу понять людей имеющих принципы. Для меня это как не иметь своего мнения. Некоторые говорят: «Я принципиально не сделаю то или это» Интересно сразу, а из какого принципа ты не будешь совершать этот поступок? Что это значит? Принципам нужно следовать всегда, а они только лишь не будут делать из принципа что-то в данный момент. И вот, то, что он не будет делать — это называется ощущением. Иванова Ольга.

28-11-2013, 17:09:43 | Guest

Я не совсем согласен с высказыванием Базарова «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

. Ведь человек не может жить без искусства. К искусству нас приучают с детства, родители читают нам сказки и стихи, и водят на спектакли в театры. Когда мы становимся старше, мы начинаем читать романы и понимать, что такое любовь и ненависть, и какая роль их в нашей жизни. Но и точные науки нужны нам в жизни, без них мы бы не знали как устроены элементарные вещи в мире. Так же наука не стоит на месте, и каждый день появляются инновация, которые упрощают нам жизнь. У людей все больше и больше свободного времени, которое они направляют на развитие в духовной сфере. Из этого следует, что наука и искусство взаимосвязаны.

28-11-2013, 16:57:45 | Guest

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Я не согласна с утверждением Базарова. Конечно, я не отрицаю полезность и важность такой науки как химия, однако если развиваться только в сторону точных наук, можно и вовсе перестать быть человеком. Ведь поэзия помогает человеку жить в гармонии с природой, понимать ее ценность и красоту. Благодаря ней мы развиваемся в духовном плане, учимся понимать других людей, сочувствовать им, это делает нас терпимыми и благоразумными.Даже сам Базаров, ненавидящий весь этот «романтизм» так или иначе, задумывался о таких проблемах, которые лучше всего описаны не в химии, а именно в поэзии. К тому же, как много людей-поэтов, которые своим произведением могут не только зацепить читателя, но и развить в нем какие-либо чувства? Их действительно мало, ведь для этого нудно не только уметь грамотно писать, но и чувствовать свое произведение и читателя, в то время как для того, чтобы разбираться в точной науке достаточно ее понять и выучить. Поэтому в этом вопросе можно еще поспорить что важнее. Назарова Анна

28-11-2013, 16:44:10 | Guest

Рафаэль гроша медного не стоит.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Рафаэль — великий Итальянский художник, написавший множество шедевров мирового искусства, чарующих людей. Он много плодотворно работал его имя известно всем! Он многого стоит! Садыгова Айсун

28-11-2013, 16:09:11 | Guest

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Мне кажется, это очень интересно — написать письмо Базарову — литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.

Могли бы стать идеалом для многих поколений людей, ведь Вы — человек глубокого ума и сильной воли. Мне известно, что Вы жили и воспитывались в условиях, значительно отличающихся от тех, в которых росли дворяне. И поэтому неудивительно, что о Вашем демократическом происхождении говорит все: ваша внешность, манеры, речь. Может быть, кого-то это раздражает, но простые люди, такие как Фенечка, горничная Дуняша, слуга Петр или дворовые мальчишки, которые бегают за Вами, как «маленькие собачонки», рады Вам и уважают за трудолюбие и простоту, поэтому и говорят о Вас: «Свой брат, а не барин».

Мне импонирует то, что

Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.

Мне очень нравится то, как независимо и четко Вы отстаиваете свою точку зрения, доказываете свою правоту, не склоняетесь перед авторитетами, ни от кого не зависите, все высказывания других подвергаете критике. Признаюсь, во многом я согласен с Вами. Но есть вещи, о которых Ваши представления, как мне кажется, ошибочны. Например, Вы считаете себя нигилистом, то есть человеком свободомыслящим, отрицающим старые традиции, обычаи, идеологию крепостничества. Но Вы пошли дальше: Вы резко отрицательно, скептически относитесь и к своим современникам, и к современности. Вы пытаетесь разрушить все то, что было создано до Вас, разрушить существующий мир, не допуская при этом даже мысли о том, кто же будет строить Ваш «идеальный» мир. Но, как известно, «разрушать — не строить», первое всегда легче. Почему же Вы выбираете более легкий путь? Ведь Вам — с Вашим трудолюбием и неутолимой жаждой познания — под силу была и более тяжелая «ноша».

Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре — уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность — хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?

И еще, Евгений, позвольте не согласиться с Вашим отношением к искусству, природе, любви. Они не так бесполезны, как Вам кажется. Ведь без красок и кисти художника, без торжественных или печальных звуков музыки, без вдохновенных стихов поэта жизнь была бы скучна, эмоционально бедна, а человек был бы словно ходячая схема. Я не могу также согласиться с Вами в том, что «природа не храм», а только «мастерская». Конечно, человек должен познавать природу, и в этом смысле он «работник», но при этом человек, осваивая природу, бережно и трепетно должен относиться к ней, чтобы не разрушить богом данную красоту земли. Меня также удивляет, что в Вашем сердце долгое время не было места для любви и Вы не верили в это загадочное, полное тайн и неожиданностей чувство. Вы считали, что «все это романтизм, чепуха, гниль, художество». Но я знаю, что Ваша собственная жизнь опровергла эти убеждения и Вы полюбили госпожу Одинцову, хотя долго не хотели признаться в этом даже себе. И своих родителей Вы не только почитаете, но и любите, как бы ни старались скрыть это. Вы пытаетесь жить только умом, рационально, прагматично решая все проблемы. Но думаю, что Ваша человеческая натура сложнее, чем Вы о себе думаете. И человек, и Вы в том числе, не был бы человеком, если бы был лишен эмоций, чувства любви, дружбы, привязанностей.

Позвольте на этом закончить. С уважением от поколения детей нового века — Сергей Крутолобов

Я с Вами согласна, Евгений Базаров!

Опыт прочтения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Любовь Николаевна Булыгина,

учитель русского языка и литературы гимназии № 2 г. Минска.

Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью

, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже…

Евгений Базаров, «Отцы и дети»

Многие считают, что «Отцы и дети» — невольно выр­вавшаяся из-под пера либерала Тургенева ода ре­волюционно-демократическому мировоззрению. Однако давайте подума­ем, не является ли подобная трактовка одним из засушенных листков того гербария, в который превращается литература как учебный пред­мет?! В самом деле, почему на уроках литературы многие преподавате­ли вынуждены всячески ухищряться, чтобы оживить ими же предвари­тельно умерщвлённый роман! Тут и сочинения типа «Я с Вами не сог­ласен, Евгений Базаров!», и устные баталии о заблуждениях героя. А задумывались ли мы над тем, что Базаров, живущий и умирающий во времени и пространстве вымышленной реальности романа, совершенно недоступен для поучений, звучащих из другой, объективной, реальности?

Традиционное толкование романа («Тургенев воспевает личность революционера-демократа Базарова») основано на желании исследова­теля увидеть в художественном произведении не жизнь в динамизме, а статическую, неподвижную характеристику её. Эта судьба постигла многие произведения курса литературы. Обычно из всей жизни героя, существенной и значимой только в собственном движении, извлекается неподвижная сумма черт его характера, что и называют образом База­рова, образом Катерины, образом Чацкого и т. д.

Однако персонаж всегда больше своей характеристики, ибо он жи­вёт только в постоянном движении и смене событий собственной жизни. Движение же зачастую просто мешает исследователю, и он его останав­ливает, абстрагируется от него, но увы! — вместо живого человека после такого абстрагирования перед аналитиком предстаёт нечто другое.

Из этого следует, что анализ «Отцов и детей», как и любого другого произведения, должен идти вслед за развитием фабулы и сюжета, вы­являя основные закономерности этого развития, то есть фактически не должен чем-то отличаться от чтения, помогая, однако, учащимся осмыс­лить произведение литературы не как характеристику жизни, а как са­мое жизнь.

С первых страниц читателю становится ясно, что речь в романе идёт о процессе формирования нового мировоззрения и о связанной с ним существенной переоценке ценностей. Носителем этого нового миро­воззрения является Базаров, Но повременим восторгаться характером «беспощадного отрицателя», ниспровергателя барско-либеральных «принсипов» и попытаемся вдуматься в его положительную программу, (а она у него, безусловно, есть, иначе чем отличался бы он от прочих нигилистов) и, что главное, в её жизнеспособность.

Понятно, что ни Аркадий, ни тем более Ситников с Кукшиной сущ­ности базаровской теории не понимают, а только с большим или мень­шим успехом ниспровергают всё старое, поддавшись (не без удовольст­вия) вандалической страсти огульного отрицания. Только Базаров не­сёт в романе бремя положительной программы, только он поднимается до нового понимания сущности человека. Фактически это понимание заключается во взгляде на человека как на «естественное» существо, в сведении человеческой жизни к процессу отправления физиологиче­ских потребностей:

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному, взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…»

Частное высказывание? Отнюдь. В нём — весь Базаров с его мировоззрением, в системе которого есть место только эмпирико-физиологи­ческому подходу к действительности. Философия Базарова — родное дитя вульгарного материализма, согласно которому существует лишь то, что ощутимо, а умозрительные категории, как и самоё мысль, чувство, в отличие от ощущения, — нечто из области «романтизма» и «чепухи».

Полной противоположностью философии Базарова являются воз­зрения «отцов», не мыслящих человека вне духовной деятельности. Че­ловек выше собственной физиологичности — вот главный «принсип» Павла Петровича, верность которому он хранит в течение всей своей жизни. Понятно, что между носителями столь противоположных взгля­дов на жизнь неизбежно столкновение, в котором, безусловно, побежда­ет Базаров. Его теория, какой бы противоестественной и антикультур­ной она ни казалась Павлу Петровичу, всё же даёт возможность реаль­но, трезво оценить ситуацию, сложившуюся в жизни России, тогда как Павел Петрович видит эту ситуацию сквозь розовые очки собственной идеалистической духовности.

Вместе с тем, если с базаровских позиций можно критиковать жизнь (и далеко не безуспешно), то можно ли, основываясь на них, жить? Жизнеспособна ли теория Базарова, может ли она стать основой его деятельности, как стали основой жизни для Павла Петровича его воззрения на «романтическую» любовь?

Дальнейшее развитие действия в романе помогает ответить на этот естественно возникающий у читателя вопрос. История любви Базарова даёт возможность герою романа «обжечься на своём молоке». Взгляды Базарова до того, как он познакомился с Одинцовой, находятся в пол­ном соответствии с его теорией: «Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись, — земля не клином сошлась». Но вот читатель становится свидетелем бес­пристрастно рассказанной повествователем истории о том, как рушится при соприкосновении с жизнью базаровская концепция человека как физиологического существа. Совершенно неожиданно для себя этот че­ловек обнаруживает, что попал в плен к тому, существование чего ранее с такой искренностью отрицал:

он скоро понял, что с ней «не добьёшься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил… В разговорах с Анной Сергеевной он ещё боль­ше прежнего высказывал своё равнодушие и презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал
романтикав самом себе».
Словом, теория, доказывающая отсутствие духовности, рушится при соприкосновении с жизнью, которая против воли теоретика вводит его в мир столь яростно отрицаемой им духовности. Базаров энергично пы­тается бороться, но подсознательно начинает ощущать несостоятель­ность и нежизнеспособность собственных идей. И вот уже впервые за­думывается над тем, что вся его жизнь и деятельность, пожалуй, бес­смысленны:

«А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа ли Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

Эта фраза очень точно отражает состояние Базарова после отказа Одинцовой. Дело в том, что герой начинает сознавать ошибочность сво­их взглядов, и поэтому лопух после смерти, являющийся логическим за­вершением человеческой жизни по его же теории, теперь уже не устраи­вает нашего героя, ибо кому же хочется, чтобы из него просто так, без всякого смысла, без всякой идеи вырос лопух?! Гибель идеи становится очевидной для героя, и поэтому все дальнейшие попытки бороться вызы­вают у него только душевные муки. Следовательно, в идейном отноше­нии Базаров, попавший под власть отрицаемой им духовной любви, ока­зывается слабее Павла Петровича.

Как это ни парадоксально, идейные антагонисты в делах любовных оказываются на равных — в позиции страстно любящего, но нелюбимо­го человека. После дуэли они впервые начинают понимать друг друга: «Обоим было нехорошо. Каждый из них сознавал, что другой его по­нимает».

Ответ на этот вопрос читатель находит в конце романа, где повест­вователь, хранивший во время рассказа бесстрастный тон, впервые поз­воляет себе оценить сказанное и расставить все точки над «i»:

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Эта последняя фраза романа позволяет понять, что вся предыду­щая бесстрастность повествователя обусловлена взглядом на разгора­ющиеся страсти с позиции этой самой «жизни бесконечной». Другими словами, повествователь рассказывает о жизни, сам пребывая в вечнос­ти, и дыхание её, ощущаемое читателем на последних страницах романа, примиряет спорящих и представляет собой авторскую концепцию сми­ренного преклонения перед всепоглощающим единством «жизни беско­нечной», на фоне которой уже нет смысла противопоставлять «детей» «отцам», либералов — революционерам-демократам, Базарова — Павлу Петровичу. Союз «и» в заглавии романа к концу повествования превра­щается из разделительного в соединительный.

Вечность, о которой идёт речь, — это не просто пустая абстракция. Авторская концепция «жизни бесконечной» выражает мысль о том, что ни одно из взаимно противоречивых явлений жизни не вбирает в себя полноты всей жизни и, следовательно, не может быть признано абсо­лютно верным или абсолютно неверным. Строго говоря, победителем в споре «отцов» и «детей» является жизнь, в своём бесконечном течении объединяющая и примиряющая Базарова с его нравственным и Павла Петровича — с его идейным превосходством. Более того, именно пафос «жизни бесконечной», преодолевающей сиюминутные противоречия и споры, делает роман не публицистическим, а художественным произ­ведением.

Этот важный мировоззренческий вывод и пытаюсь донести до уча­щихся на уроках по роману «Отцы и дети».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *