Что базаров говорит об искусстве цитаты

2452. Цитаты Базарова из романа Отцы и дети (о науке, политические, искусство, о природе) — Ответ школьнику

Ответ на вопрос — Цитаты Базарова из романа Отцы и дети (о науке, политические, искусство, о природе)

— И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.

— Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается

— Куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.

— Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.

— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.

— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?

— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.

— Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его.

— В 44 года играть на виолончели глупо.

О политике:
— Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе дурного мнения.

— Русский мужик Бога слопает.

— В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем.

Источник

Цитаты Базарова об искусстве и природе

«И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его»

«В 44 года играть на виолончели глупо»

«Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать».

— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»

— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.

— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?

— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.

Источник

Цитаты Базарова из романа Отцы и дети (о науке, политические, искусство, о природе)

Что базаров говорит об искусстве цитаты. Смотреть фото Что базаров говорит об искусстве цитаты. Смотреть картинку Что базаров говорит об искусстве цитаты. Картинка про Что базаров говорит об искусстве цитаты. Фото Что базаров говорит об искусстве цитаты

Что базаров говорит об искусстве цитаты. Смотреть фото Что базаров говорит об искусстве цитаты. Смотреть картинку Что базаров говорит об искусстве цитаты. Картинка про Что базаров говорит об искусстве цитаты. Фото Что базаров говорит об искусстве цитаты

— И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.

— Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается

— Куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.

— Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.

— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.

— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?

— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.

— Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его.

— В 44 года играть на виолончели глупо.

О политике:
— Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе дурного мнения.

— Русский мужик Бога слопает.

— В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем.

Источник

Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству

Что базаров говорит об искусстве цитаты. Смотреть фото Что базаров говорит об искусстве цитаты. Смотреть картинку Что базаров говорит об искусстве цитаты. Картинка про Что базаров говорит об искусстве цитаты. Фото Что базаров говорит об искусстве цитаты

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Источник

Литература. 10 класс

Конспект урока

Споры об искусстве, природе, народном вопросе в романе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Нигилист — это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Роман — один из видов эпической, повествовательной литературы — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.

За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».

Кто прав в споре об искусстве?

Будучи заядлым материалистом и поклонником естественных наук, главный герой романа «Отцы и дети», нигилист Евгений Базаров отрицает искусство и романтику. Он говорит, что «порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта», что «в 44 года играть на виолончели глупо», что «Рафаэль гроша медного не стоит».

А что же его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов? Павел Петрович утверждает: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазии дальше “Девушки у фонтана” не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?».

Аристократ прав в том, что современные художники уходят от слепого подражания мастерам прошлого, но всё же поддерживают традиции. Стоит отметить, что каждый раз, как только речь заходит об искусстве, у уверенного Базарова проявляется преувеличенная резкость. Случайно ли это? Весь образ Евгения — собирательный, он,

Евгений, как и представители прогрессивного русского общества середины XIX века, увлекается точными науками. Молодой нигилист — практик, поэтому он чужд пустой мечтательности. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, он говорит богатой молодой вдове Анне Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической».

Для него всё окружающее великолепие — лишь источник научной деятельности, поле для опытов. Базаров признаёт грандиозность мира, но с горечью: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно перед вечностью, где меня не было и не будет».

Каково же отношение Павла Петровича и Евгения к народу?

Кирсанов с умилением смотрит на простых людей, упрекая оппонента в презрительном отношении. Евгений отвечает, что они этого заслуживают. Павел Петрович, как сторонник обычаев и традиций, видит в этом залог спасения общества: «Нет, нет! Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры». Базарову не нравится такая точка зрения, так как, по его мнению, забитость, необразованность и слепая вера не способствуют развитию: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом — он русский, а разве я сам не русский?» Но именно Евгений ближе всех к крестьянам. Споря с Кирсановым, он произносит: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».

На чём основывается уверенность Базарова? Он из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин».

Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога».

Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу. Его речь дополнена французскими и иногда английскими фразами, модными в то время в кругу аристократии. А ещё он искажает слова и вместо «принцип» говорит «принсип», а вместо слов «этот», «этим» — «эфтот», «эфтим». Базаров иронизирует на этот счёт: «Подумаешь, сколько иностранных. и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

На страницах романа мы видим идейный спор представителей «отцов» и «детей». В этом споре Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров раскрывают как свои сильные, так и слабые стороны.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Сопоставьте героя и его высказывание о себе.

Павел Петрович Кирсанов

«Он сохранил все привычки светского человека».

Николай Петрович Кирсанов

«Я человек мягкий, слабый, век свой провёл в глуши».

«Мой дед землю пахал».

Подсказка: вспомните происхождение героев.

Базаров из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога». Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу.

Соотнесите героев и их характеристики.

Правильный вариант / варианты:

Павел Петрович Кирсанов

Бывший светский лев из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками.

Глупый человек, который следует моде во всём: и в одежде, и во взглядах.

Холодный, резкий, жёсткий человек.

Подсказка: вспомните, какой конфликт лежит в основе произведения.

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.

За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *