Что базаров говорит об искусстве
Цитаты Базарова из романа Отцы и дети (о науке, политические, искусство, о природе)
— И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.
— Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается
— Куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.
— Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.
— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.
— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?
— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.
— Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его.
— В 44 года играть на виолончели глупо.
О политике:
— Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе дурного мнения.
— Русский мужик Бога слопает.
— В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем.
Цитаты Базарова об искусстве и природе
«И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его»
«В 44 года играть на виолончели глупо»
«Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать».
— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»
— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.
— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?
— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.
Литература. 10 класс
Конспект урока
Споры об искусстве, природе, народном вопросе в романе.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.
Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Нигилист — это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
Роман — один из видов эпической, повествовательной литературы — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.
Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.
Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.
За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».
Кто прав в споре об искусстве?
Будучи заядлым материалистом и поклонником естественных наук, главный герой романа «Отцы и дети», нигилист Евгений Базаров отрицает искусство и романтику. Он говорит, что «порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта», что «в 44 года играть на виолончели глупо», что «Рафаэль гроша медного не стоит».
А что же его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов? Павел Петрович утверждает: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазии дальше “Девушки у фонтана” не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?».
Аристократ прав в том, что современные художники уходят от слепого подражания мастерам прошлого, но всё же поддерживают традиции. Стоит отметить, что каждый раз, как только речь заходит об искусстве, у уверенного Базарова проявляется преувеличенная резкость. Случайно ли это? Весь образ Евгения — собирательный, он,
Евгений, как и представители прогрессивного русского общества середины XIX века, увлекается точными науками. Молодой нигилист — практик, поэтому он чужд пустой мечтательности. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, он говорит богатой молодой вдове Анне Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической».
Для него всё окружающее великолепие — лишь источник научной деятельности, поле для опытов. Базаров признаёт грандиозность мира, но с горечью: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно перед вечностью, где меня не было и не будет».
Каково же отношение Павла Петровича и Евгения к народу?
Кирсанов с умилением смотрит на простых людей, упрекая оппонента в презрительном отношении. Евгений отвечает, что они этого заслуживают. Павел Петрович, как сторонник обычаев и традиций, видит в этом залог спасения общества: «Нет, нет! Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры». Базарову не нравится такая точка зрения, так как, по его мнению, забитость, необразованность и слепая вера не способствуют развитию: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом — он русский, а разве я сам не русский?» Но именно Евгений ближе всех к крестьянам. Споря с Кирсановым, он произносит: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».
На чём основывается уверенность Базарова? Он из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин».
Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога».
Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу. Его речь дополнена французскими и иногда английскими фразами, модными в то время в кругу аристократии. А ещё он искажает слова и вместо «принцип» говорит «принсип», а вместо слов «этот», «этим» — «эфтот», «эфтим». Базаров иронизирует на этот счёт: «Подумаешь, сколько иностранных. и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
На страницах романа мы видим идейный спор представителей «отцов» и «детей». В этом споре Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров раскрывают как свои сильные, так и слабые стороны.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Сопоставьте героя и его высказывание о себе.
Павел Петрович Кирсанов
«Он сохранил все привычки светского человека».
Николай Петрович Кирсанов
«Я человек мягкий, слабый, век свой провёл в глуши».
«Мой дед землю пахал».
Подсказка: вспомните происхождение героев.
Базаров из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога». Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу.
Соотнесите героев и их характеристики.
Правильный вариант / варианты:
Павел Петрович Кирсанов
Бывший светский лев из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками.
Глупый человек, который следует моде во всём: и в одежде, и во взглядах.
Холодный, резкий, жёсткий человек.
Подсказка: вспомните, какой конфликт лежит в основе произведения.
Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.
За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».
Мнение Базарова об искусстве в произведении «Отцы и Дети». Да и нет 2 аргумента
БАЗАРОВ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ (И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
Базаров — представитель молодого поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах.
Д. И. Писарев
В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство пообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».
И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами., В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников» демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и самоискусство.
Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «искусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист-разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.
помогите написать сочинение на тему отношение базарова к искусству
В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство пообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».
И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами., В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников» демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и самоискусство.