Что береза что рябина

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца «До чего же хороша выросла рябинка» (старшая группа)

Что береза что рябина. Смотреть фото Что береза что рябина. Смотреть картинку Что береза что рябина. Картинка про Что береза что рябина. Фото Что береза что рябина Татьяна Васильева
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца «До чего же хороша выросла рябинка» (старшая группа)

Цель: уточнение и расширение знаний детей о рябине; воспитание умения видеть красоту природы; развитие любознательности, познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности.

• живые объекты – рябина, берёза;

• картинки с изображением деревьев в разное время года (при отсутствии возможности наблюдения в природе).

o художественное слово

o народные приметы

o дидактическая игра

o составление рассказа «О чём мечтает рябинка»

o исследовательская деятельность по технологии Савенкова

1. «Рябинка приглашает к себе в гости» (рассматривание дерева).

Цель: узнавать рябину; называть характерные особенности рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Стоит в парке деревце,

Под ветром легко гнется,

И птицы к ним летят.

Как деревце называется? (Рябина.)

— Есть ли у нас на участке детского сада рябина? Давайте мы ее сегодня навестим (предложить детям найти это дерево). Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце

Предложить красиво с рябиной поздороваться.

— Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите.

-Чем это дерево отличается от других?

— Какого цвета и формы листья у рябины? (лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы).

— Расскажите, какие у нее ягоды? Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?

— Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве? (Ответы детей).

На прогулке предложить составить рассказ о рябинке на тему: «О чем думает (мечтает) рябина».

При затруднении задавать вопросы:

Хорошо ли рябинке жить у нас на участке?

— Какое время года ей нравится больше всего?

— О чем шепчут ее веточки (листочки, когда мы выходим на участок?

— Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему? Обобщить. Поощрить детей

2. Сравнительное рассматривание рябины и берёзы

Цель: отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев.

— Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?

— А какое еще дерево отличается от остальных, и мы его можем узнать в любое время года?

— Чем береза отличается от других деревьев?

Сравнить рябину и березу. Найти отличительные признаки и сходство.

• Какие характерные особенности березы вы знаете?

• Какие характерные особенности рябины вы знаете?

• Что общего есть у этих деревьев?

• Какие условия необходимы для их роста?

Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

3. Наблюдение «Рябина во время листопада»

Цель: обобщение представлений детей о подготовке деревьев к зиме.

— Что у нас сейчас под ногами?

— Откуда появился этот ковер?

— Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

— А что произошло с ягодами?

— Дети, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды.

Развитие всего живого в природе это круглогодичный процесс, где в каждое время года происходят определенные сезонные изменения. Весной природа просыпается, пробуждаются все необходимые для роста процессы, которые подготавливают растения к летнему сезону года. Осенью рост растений замедляется, весь животный и растительный мир начинает подготовительные действия к долгому и холодному сезону года зиме. Птицы покидают родные края в поисках более теплых мест, лесные животные собирают запасы еды на долгое зимование, а деревья покрываются позолотой, начиная с макушки и лес в порывах осеннего ветра шумит листопадом. Так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер.

— Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе вообще.

-Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?

— Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники.

(если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)

— Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов, свиристелей, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.

И не спроста так много ягод созревает на рябине.Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

5. Обсуждение «Рябина в разные времена года»

Цель: воспитание желания любоваться красотой рябины в разные времена года, желания беречь эту красоту.

Цикл наблюдений за рябиной начинается весной, в конце года. Нужно обращать внимание детей на красоту соцветий рябины – сочетание зеленого и белого цвета.

Осенью отметить, какие изменения произошли с ней.У дерева изменился цвет листьев: они стали желтеть и краснеть. Ягоды стали ярко-красного цвета. Наступила осень, и рябина, как и другие деревья и кустарники, готовится к зиме. Меньше поступает питательных веществ к листьям, поэтому они изменили цвет. Педагогу необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость ее наряда.

6. Беседа «О пользе ягод рябины»

Цель: уточнение представлений детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны.

Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.

— Ребята, вспомните, что такое урожай.

— В какое время года проходит сбор урожая?

— Какой урожай и откуда собирают люди?

— А с нашей рябины можно собрать урожай?

— Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет, компоты, витаминный чай.

Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.

Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.

Зато глазу радость

А друзьям угощенье.

А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем сами сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины).

7. Исследование «Рябинушка кудрявая» (по технологии СавенковаА. И.)

Цель: развитие желания у детей самостоятельно и с помощью взрослых находить нужную информации о рябине, готовить сообщения по теме в форме познавательного рассказа.

-Воспитатель вносит в группу плоды рябины. Спрашивает у детей, с какого они дерева? (Дети отвечают, что это плоды рябины).

-Что бы вы хотели узнать нового о рябине? (высказывают предположения: например, узнать, почему это дерево назвали рябиной, какой высоты бывает, где растёт и т. д.).

-Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, мы будем проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира что-то новое).

Начнем с обычных проблемных вопросов: “Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинают исследование ученые?” Подводит к идее, что сначала надо подумать. Воспитатель кладет на ковер перед исследователями карточку с символом “Подумать самостоятельно”.

Следующий вопрос: Где мы можем узнать что-то новое о рябине?

Отвечая на него вместе с детьми,постепенно выстраивает линию из карточек:

• Спросить у другого человека

• Посмотреть в книгах

• Посмотреть по телевизору

• Получить информацию у компьютера

Что береза что рябина. Смотреть фото Что береза что рябина. Смотреть картинку Что береза что рябина. Картинка про Что береза что рябина. Фото Что береза что рябинаДидактическая игра для младшей группы Дидактическая игра «Собери ёлочку» В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения.

Традиция «Подарок из путешествия» Вот и заканчивается такое долгожданное лето! Ребята вместе родителями успели отдохнуть в отпуске, покупаться на море, побывать в разных.

Источник

Что такое:: лиственные породы древесины

Что береза что рябина. Смотреть фото Что береза что рябина. Смотреть картинку Что береза что рябина. Картинка про Что береза что рябина. Фото Что береза что рябина

Яблоня

Груша

Безъядровая порода с древесиной розовато-желтовато-белого или буровато-красного цвета. У старых деревьев она обычно темнее, чем у молодых. Сосуды очень мелкие, годичные слои и сердцевинные лучи едва видны. Прочная, твердая, тяжелая, обрабатывается и режется во всех направлениях, легко отделывается, хорошо воспринимает краску, особенно при имитации под черное дерево. Мало растрескивается. Хорошо окрашивается и полируется. Текстура слабо выражена.

Вишня

Порода ядровая. Заболонь вишни узкая, желтоватая. Зрелая древесина розово-коричневатая, иногда розово-сероватая. Структура древесины ровноволокнистая с относительно равномерной текстурой. При радиальном разрезе хорошо выявляется характерная для древесины полосатость. Древесина вишни очень декоративная, имеет красивый теплый оттенок, но с течением времени темнеет. По твердости она существенно мягче дуба и хорошо поддается всем видам обработки.

Плотность: 580 кг/м3.

Рябина

Порода ядровая с широкой заболонью красновато-бурого цвета. Древесина плотная, твердая, прочная, тяжелая, огнестойкая, отличается хорошей сопротивляемостью ударам. Плохо обрабатывается. Высушить свежесрубленную древесину не так-то просто. При неосторожной и слишком поспешной сушке древесина покрывается множеством крупных и мелких трещин. Гораздо надежнее использовать древесину засохшей на корню рябины.

Древесина рябины хорошо окрашивается, принимает протраву. После шлифования и полирования приобретает красивый шелковистый блеск. Плотная и одно родная, она чисто обрабатывается режущими инструментами и представляет собой замечательный материал для токарных и резных работ. Причем резьбу можно выполнять очень тонкую.

Береза

Древесина белая с желтоватым или красноватым оттенком. Годичные слои заметны плохо. Сердцевинные лучи видны лишь на строго радиальных разрезах (расколах). Древесина карельской березы вязкая и твердая, легко поддается столярной обработке. Среди лиственных светлых пород ей нет равных по красоте текстуры. Очень высоко ценится в мозаичных работах и как поделочный материал.

В отличие от других пород древесины береза не имеет существенных отличий в свойствах радиального и тангенциального распилов, но очень подвержена влиянию влаги, за что специалисты относят его к так называемым “капризным” породам. Древесина березы прекрасно тонируется, открывая практически неограниченные возможности для дизайна.

При сушке, дерево может искривляться. Древесина после просушки гладкая, с матовым блеском и ее поверхности легко отделываются.

Плотность: 630 кг/м3

Безъядровая порода. Древесина белая с легким розоватым оттенком; годичные слои слабо заметны лишь на поперечном и тангенциальном разрезах, узкие сердцевинные лучи видны на поперечном и на радиальном разрезах. Древесина липы имеет однородное строение, мягкая, легко режется, мало трескается и слабо коробится. Древесина ее вынослива к сырости, но подвержена червоточине. Липа почти не имеет дубильных веществ, поэтому плохо травится и окрашивается. Для окрашивания древесину насыщают дубильными веществами.

Ольха

Тополь

Ядровая порода с белой заболонью и светло-бурым ядром. Он подвержен гниению, поражению грибками, нестойкий на раскол от удара. Самое ценное и отличительное качество тополя (правда, некоторых его видов) — это необыкновенно красивые плоские разрезы его комлевой части.

Плотность: 600–630 кг/м3

Заболонь дуба светло-желтая. Зрелая древесина имеет опенки от светло-коричневого до желтовато-коричневого с красивой текстурой на срезе. Она прочная, долговечная, устойчива к внешним воздействиям. Со временем дуб немного темнеет. Древесина дуба высыхает сравнительно медленно, при ускоренной сушке склонна к трещинообразованию. Для придания древесине дуба более высоких декоративных качеств, ее часто подвергают морению или травлению. Под морением дуба понимают многолетнее выдерживание его в воде, от чего древесина приобретает шелковистую темно-фиолетовую окраску. Морение увеличивает твердость древесины, но при этом повышается ее хрупкость.

При выборе метода отделки дубового изделия нужно учитывать, что эта древесина плохо принимает спиртовые лаки и политуру. Политуру практически не принимает из-за высокой пористости. Повышенная твердость древесины дуба затрудняет забивку в нее гвоздей и завинчивание шурупов. Поэтому лучше всего выполнять предварительное сверление во избежание раскалывания досок.

При работе с дубом следует учитывать, что он очень чувствителен к растительному маслу (подсолнечному, льняному, натуральной олифе и др.) — на его поверхности от масла часто появляются пятна. Древесину дуба необходимо покрывать прозрачными быстросохнущими атмосферостойкими лаками. С широкими годовыми кольцами, твердый и тяжелый дуб лучше всего подходит для мест, от которых требуется сильная износостойкость.

Северные деревья, растущие на плохой почве, имеют лучшую древесину, по сравнению с древесиной южных деревьев.

Плотность: 700 кг/м3.

Древесина светлая, с красновато-желтым или сероватым оттенком. Хорошо обрабатывается режущим инструментом и шлифуется. Бук быстро реагирует на изменение влажности и в этом отношении является «капризной» породой. Древесина бука хорошо поддается специальной тепловой обработке, выравнивающей его окраску и сдвигающей ее в сторону более красных тонов (так называемый «дымчатый бук»). Текстура древесины бука отличается красотой и высокими декоративными качествами, особенно в тангенциальном и радиальном разрезах. Бук по прочности и твердости мало уступает дубу, но он более подвержен гниению из-за высокой гигроскопичности. Гигроскопичность древесины бука положительно сказывается при ее отделке и сушке. Процесс сушки древесины происходит намного быстрее, чем у других пород, а трещин при этом получается значительно меньше. Бук легко колется, пилится и обрабатывается ручным инструментом, полируется с трудом.

Плотность: 650 кг/км3.

Вяз, ильм, берест

Ядровые породы. Годичные слои хорошо различимы, на поперечном разрезе в поздней древесине видны светлые волокнистые непрерывные линии, направленные вдоль годичных слоев (у вяза, ильма) или под углом к ним (у береста). Древесина вяза имеет сравнительно широкую желтовато-белую заболонь, постепенно переходящую в светло-бурое ядро. Сердцевинные лучи у вяза заметны только на радиальном разрезе в виде коротких штрихов, они имеют одинаковый цвет с окружающей древесиной. Сердцевинные лучи можно обнаружить лишь по блеску. У древесины ильма ядро темно-бурое, заболонь узкая. Сердцевинные лучи видны на поперечном разрезе, они создают характерную рябоватость. Берест по внешнему виду очень похож на ильм. Древесина вяза, ильма и береста примерно одинакова по свойствам и применяется в одних и тех же областях.

Порода ядровая, с широкой белой заболонью, нерезко отграниченной от буровато-розового ядра. Годичные слои и сердцевинные лучи заметны слабо. Сосуды мелкие. По свойствам древесина ивы близка к древесине липы.

Клен склонен к трещинообразованию, поэтому он требует очень тщательного соблюдения режима сушки.

Ясень

Древесина ясеня очень плотная, твёрдая (тяжёлая), ядровая. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. В поперечном разрезе заметны светлые непрерывные волнистые линии, идущие вдоль колец. Ясень по твердости превосходит дуб, но при этом очень эластичен и поэтому часто используется для спортивных объектов. Он хорошо поддается механической обработке. Ясень склонен к трещинообразованию, в связи с этим его сушка должна проводиться очень медленно и тщательно.

Плотность: 700 кг/м3

Акация белая

Каштан (благородный)

Ядровая порода с узкой серовато-белой заболонью и серовато-бурым ядром. Мелкие сосуды в поздней зоне годичных слоев образуют радиальные группы в виде язычков пламени. Сердцевинные лучи узкие, незаметные. Древесина каштана по строению и внешнему виду очень похожа на древесину дуба, но не имеет, как последняя, широких сердцевинных лучей. Однако по физико-механическим свойствам древесина каштана значительно уступает древесина дуба.

Лиственные породы чаще используют для внутренней отделки, изготовления мебели, паркета, дверей, элементов декора, музыкальных инструментов.

Источник

Конспект занятия по экологии «То берёзка, то рябина. «

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Конспект занятия в старшей группе по экологии «То берёзка, то рябина…»

Автор: Кокорина Татьяна Николаевна, воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад «Петушок». Г. Западная Двина.
Описание: Представляю вашему вниманию конспект занятия по экологии для старшей группы. Данный конспект может быть использован воспитателями как на прогулке, так и на занятии по экологии для закрепления знаний детей о деревьях, их строении, для развития умения сравнивать, анализировать и называть отличия. Конспект может быть использован и родителями на прогулке с детьми.
Цель: закрепление и обобщение представления детей о деревьях: берёзе и рябине, их сходстве и отличии друг от друга.
Задачи:
— способствовать закреплению знаний детей о деревьях, их строении;
— способствовать развитию умения сравнивать, называть сходства и отличия;
— развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе с приходом другого времени года: осени;
— воспитывать интерес к миру природы
Предварительная работа: рассказ и беседы о деревьях на занятиях по экологии и окружающему миру. Прослушивание песен: «То берёза, то рябина…», «Что стоишь качаясь…», Л. Зыкина «Березка». Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Передышка», Геннадий Снегирёв «Рассказ о берёзе», рассказывание легенды о рябине, стихотворений Есенина, Вяземского. Рассматривание картин: Грабарь «Рябинка», «Осень. Рябины и берёзы», Куинджи «Берёзовая роща».
Методические приёмы: беседа-диалог, физминутка «станем мы деревьями», сравнение, обобщение.
Ход занятия:
Вопитатель – Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к берёзке и к рябине. Часто эти два деревца растут рядом, подчёркивая красоту друг друга. Особенно красивы эти два дерева сейчас. А какое сейчас время года?

Дети собирают листья.
воспитатель – Какой они формы?
Ответы детей.
Воспитатель – Да у берёзы листочки плотные, треугольной или ромбовидной формы. Теперь найдите листья рябины.
Дети собирают листья рябины.

Воспитатель – Какой они формы?
Ответы детей.
Воспитатель – У рябинки листья сложные, длинные, состоящие из 9 небольших листочков и каждый из них похож на овал. И на берёзе, и на рябине растут листья, которые осенью опадают, значит они какие?
Дети – лиственные, листопадные.
Воспитатель – Давайте сравним их по высоте?
Дети – Берёза высокая, а рябина низкая.
Воспитатель – Берёза высокое одноствольное дерево, а у рябины очень часто несколько стволов, поэтому её относят и к деревьям и к кустарникам. Когда мы с вами пошли в гости к берёзке и рябинке вы мне сказали что сейчас время года осень. А по каким признакам вы это узнали?
Дети – листья поменяли цвет, часто идут дожди, птицы улетели в тёплые края, трава пожелтела, цветы завяли, листья опадают.
Воспитатель – а когда опадают листья, как это называется?
Дети – листопад.
Воспитатель – посмотрите, сколько листьев на земле, пройдитесь по ним, что происходит?

Дети – они шуршат.
Воспитатель – Да, давайте скажем «шуршат», «шелестят».
Сегодня мы с вами сходили в гости к рябинке и берёзки, посмотрели на них осенних красавиц.
А сейчас давайте с вами вернёмся в группу и нарисуем берёзку и рябинку. Листья берёзы и рябины тоже возьми с собой, мы их засушим и сделаем красивые аппликации.
Дети с воспитателем возвращаются в группу и рисуют деревья.

Источник

Цикл стихов о берёзке в разное время года

Подросла берёзка наша,
Заневестилась краса.
Нет её в округе краше,
С чёлкой светлою коса.

Рядом клён – жених известный,
Руку, сердце предлагал.
Задарил вниманьем, лестью,
Вирши нежные слагал.

А берёзка, словно дева,
Расстревожилась слегка.
Клён шептал ей: «Королева!»
Под напевы ветерка.

Сентябрь 2011 года

Берёзка, милая, родная

Берёзка, милая, родная,
Ветвями нежно шелестишь.
В беде к тебе я припадаю,
Но ты растерянно молчишь.

Под ветром гнёшься и страдаешь,
Не церемонятся дожди.
Ты будто их не замечаешь
И целомудренно стоишь.

Тебя и солнышко ласкает
Пригревшим радостным лучом.
Листва неслышно опадает
Осенним и прохладным днём.

Но несмотря на дождь осенний,
Прижмусь к стволу и прошепчу.
-Берёзка, подари мне песню,
А я тихонько подпою.

Освещена лучистым светом,
Подружки тянутся к тебе.
Уходит солнечное лето,
Кочуя и в твоей судьбе.

По осени ты сбросишь платье,-
Так происходит каждый год.
С тобой уютно мне общаться,
Уйдя от дел и от забот.

14 августа 2010 года
******

Склонилась над прудом берёза,
Грустит в вечерней тихой мгле.
Над нею пролетают грозы,
Вершат виток в её судьбе.

Напрасно ветер к ней цеплялся,
Вниманьем окружив сполна.
Пытался ей в любви признаться,
К нему осталась холодна.

Любовью поздней, безответной
К ней клён-красавец воспылал.
Дарил ей осенью приветы,
О встрече, о любви мечтал.

Их разделяет расстоянье,
Меж ними реченька течёт.
Какие пылкие признанья
Ей клён безмерно раздаёт!

Судьба такая у берёзы,
Стоять под ливнем и дождём,
Ронять беззвучно в воду слёзы,
Забыться безмятежным сном.

Не суждено стоять им вместе,
Хоть не пугает дождь и гром.
Берёзке вечною невестой
Дрожать под проливным дождём.

12-14 июня 2010 года

Зябко берёзке стоять поутру

Зябко берёзке стоять поутру,
Ветер осенний листочки срывает.
Холодно, стыло дрожать на ветру,-
Дождик-бродяга её донимает.

Косыньки ей разметал озорник,
Жалости к ней ни на миг не питая,
Ну, до чего же игрун, баловник!
Деревце гнётся, безмолвно страдает.

Дождик, проказник, её пожалей,-
Видишь, берёзка, совсем уж нагая!
Угомонись, и берёзку согрей,
Ту, что в поклоне стоит, как святая.

Скоро зима, белоснежным ковром
Землю укроет. Похолодает.
Кружевом белым, пуховым платком
Зимушка деревце вновь принарядит.

Зябко берёзке стоять на ветру.

*******
В озёрной глади отражаясь

В озёрной глади отражаясь,
Стоит берёзка, как живая.
Ей ветер косы расплетает,
Она в смущеньи. замирает.

Польщённая таким вниманьем,
И, изогнув свой гибкий стан,
Спешит, как будто на свидание,
(Неведом страх ей и обман.)

Неслышно ОСЕНЬ подкрадётся,
И зашумит дождём, ветрами.
А в небе солнышко смеётся,
И греет тёплыми лучами.

Стоять берёзке, отражаясь
По – прежнему, в озёрной глади,
От робости, слегка смущаясь,
В осеннем праздничном наряде.

Не стихают трели соловьиные

Обниму берёзку белоствольную,
Прошепчу ей нежные слова.
И услышу музыку раздольную,
Вторит в такт зелёная листва.

Лето с земляничными полянами,
Широко раскинулись леса,
С пеньем многозвучным, с новой тайною,
И с ромашкой белой на полях.

Прячется в листве бродяга-ветер,
Обнимает, ластится у ног.
Он один, наверно, заприметил
Наш с берёзкой тихий диалог.

Он, конечно, мог бы и вмешаться,
Поддержать беззвучный разговор.
Попросила я его остаться,-
Но пустился в пляс за косогор.

И наедине оставил с летом,
На цветочном солнечном лугу,
Озарённым лучезарным светом,
Ни единой строчкой не солгу.

* Дипломант конкурса поэзии «Светлый миг»
***
Печальная история

Как жаль, но скоро отцветёт
Сирень в моём саду.
Пора желанная пройдёт,
Но вновь сюда приду.

Послушать пенье певчих птиц,
Прелестных соловьёв,
Досужих воробьёв, синиц,
В саду нашедших кров.

Встречаю утренний рассвет,
Дивлюсь прохладе дня,
Берёзки дарят нежный свет,
С тревогой ждут меня.

К чему весь этот разговор?
Печаль, как отголосок боли.
Спилил берёзку ночью вор,
Не суждено ей жить на воле

Чья прихоть, чей же приговор?
Кому берёзка помешала?
Людская злоба, как укор,
В сердцах добра, любви так мало.

Он был уверен и жесток,
Пилил без страха, хладнокровно.
За каждый шаг с нас спросит Бог,
И за берёзку, безусловно.

Обнявшись, будто три сестры,
Стоят берёзки на поляне.
Так целомудренны, чисты,
В них нет пороков и изъянов.

Не я, а вы меня заждались,
Я это чувствую всегда.
Под солнцем жгучим вам досталось
Стоять,- и в дождь и в холода.

Не зря сегодня к вам спешила,
Как вы шумите надо мной.
Я вас в объятья заключила,
И будто растворился зной.

Делились долго новостями,
И подпевал нам птичий хор.
И так спокойно стало с вами,
Печалюсь меньше я с тех пор.

Во дворе здесь берёзка стояла,
В летний день шелестела листвой.
С ветром стройный мотив напевала,
И неспешный вела разговор.

Разрывается сердце на части,
Эту боль не унять и не скрыть.
До людских бы сердец достучаться,
Клён не сможет берёзку забыть.

Ах, берёзонька, если б ты знала!?

(История непридуманная, реальная.)
В соседнем дворе спилили берёзки,
не знаю, кому они помешали!?

Что ж ты, клён, стоишь поникший,
Что ж качаешь головой?
Ветерок уносит листья,
Вновь увлёкся он игрой.

И поспешно их срывает,
Стелет пОд ноги ковры.
Клён безмолвно вопрошает,
(Был красавцем до поры.)

Что же ты наделал, ветер?
Листья мигом разбросал,
И берёзку заприметил,
Обнажил. А где ж краса!?

И теперь берёзка с клёном
Под безжалостным дождём,
И под ветром зябнут, стонут,
Им зимой стоять вдвоём.

Холодок почуяв зимний,
И, теряя свой наряд
В белоснежной пелерине
Клён с берёзкою стоят.

****
Жаль берёзку, растеряла

Жаль берёзку, растеряла
Праздничный наряд.
Загрустила, опечалясь,
И отводит взгляд.

Ветер растрепал ей чёлку,
Не щадя красы.
Не жалеют ливни, грозы
Девичьей косЫ.

Клён в беде тебя не бросит,-
Бравый кавалер.
Зимушку-красу попросит
Шубку сшить скорей.

Чтоб не мёрзла ты в морозы,
Завернись-ка в шаль.
Зимушка снежку подбросит,
Ей добра не жаль.

Солнышко весной пригреет,
И растопит лёд.
И берёзку пожалеет,
К ней лучом прильнёт.

Позабудешь о морозах,
Поразишь красой.
Нет прелестнее берёзки
Раннею весной!

В сарафанчике нарядном
Выйдешь танцевать.
С джентльменом клёном важным,
(Лучше не сыскать!)

Что ж, берёзка, приуныла?
В одиночестве стоишь?
Опечалилась, застыла,
На меня с тоской глядишь.

Кто тебя посмел обидеть?
Словно дЕвица-краса.
Слёзы катятся обильно,
Приближается гроза.

Подойду к тебе поближе
В неурочный поздний час.
В шелесте листвы услышу
Тихий ропот, тихий глас.

Одинока, безобидна,
Косы светлые до плеч,
Как девчонка, беззащитна,
Предо мною держишь речь.

Вряд ли на вопрос ответишь,
В пояс клонишься к земле.
Ты, как лучик солнца светишь,
И воспрянешь по весне.

***
Косы треплет берёзкам ветер

Косы треплет берёзкам ветер,
Заплутал средь ветвей баловник.
Размечталась о сказочном лете,
Солнца лучик мне в сердце проник.

Гомонят соловьи на рассвете,
Серенадой разбудят в ночи.
Непослушный доверчивый ветер
Обвевает, ласкает в пути.

Вот и лето стоит на пороге,
МАнит зеленью, сочной листвой,
Тополиный снежок на дорогах,-
Дарит лето нам радость, покой.

Долгожданное и желанное,
Эстафету приняв от весны,-
Будет жаркое, или прохладное,
Сказкой будет врываться в сны.

Птичий гомон волнует и радует,
И слышна соловьиная песнь,
Лето скромно ступает.Отрадно.
Отовсюду разносится звень.

Косы треплет берёзкам ветер,
Заплутал средь ветвей баловник.
Размечталась о сказочном лете,
Солнца лучик мне в сердце проник.

***
За берёзками прячется дом

За берёзками прячется дом,
Утопает в кустах сирени,
Дом уютом согрет, теплом,
Помнит несколько поколений.

Подрастают внуки и правнуки,
Смехом, радостью полнится дом.
Помнит годы ненастий и праздников,
Непогоду, дожди, майский гром.

Дом заборчиком огорожен,
Еле слышно калитка скрипит.
На скамейке уснувшая кошка
В сладкой дрёме блаженно спит.

Милый дом, ты напомнил мне детство,
Всколыхнул позабытый покой.
На тебя не могу наглядеться.
Тайну прошлого мне приоткрой!

Не страшат ни ветрА, ни морозы,
Ни вселенская грусть, ни печаль,
Пусть тебя охраняют берёзы,
И кивают листочками вдаль.

За берёзками прячется дом.

*******
Не грустите, белые берёзы

Не смущайтесь, белые берёзы!
Не грустите раннею весной!
Пережили вьюги и морозы,
Справились с недугом и тоской.

Не робейте, скромные берёзы,
Не печальтесь раннею весной!
Отольются в мае ваши слёзы,
Вновь плените нежной красотой!

Не тоскуйте, солнцем наслаждайтесь,
Радуйтесь весеннему теплу!
А печали навсегда оставьте,
И встречайте трепетно весну!

В хороводе майском закружитесь,
Плечики расправьте, гибкий стан!
Птичьим звонким пеньем насладитесь,
(Вам к лицу зелёный сарафан!)

Не грустите, что бы ни случилось,
Дождь, иль снег, иль сильная жара.
С вами сердце в унисон забилось,
Вновь затронет летняя пора!

Не волнуйтесь, милые берёзы,
На просторах Родины моей!
Прогремят над вами ливни, грозы,
Нет для сердца ближе и родней!

Не грустите, белые берёзы!

16 апреля 2010 года
***

Отшумели вьюги и морозы

Отшумели вьюги и морозы,
Отступила снежная метель,
И стоят притихшие берёзы,
Радостно приветствуя АПРЕЛЬ.

Сладким щедрым соком нас одарят,
Им по пояс низко поклонюсь.
В мае без вниманья не оставят,
Щедростью берёзок восхищусь.

Отшумели вьюги и морозы,
Нехотя покинула метель,
И стоят притихшие берёзы,
Радостно приветствуя КАПЕЛЬ.

Символ Родины моей

Трепетна и одинока,
Призадумавшись, стоит,
Позабыта всеми, брошена,
В небеса с тоской глядит.

Рапустила косы светлые,
Изогнув свой гибкий стан,
В грёзах и мечтах заветных,
Стелется под ней туман.

Ты, берёзка, как родная,
Несмотря на ветер, хлад.
Не согревшись, замерзая,
Ждёшь с надеждой снегопад.

Стужи, вьюги ты не бойся,
Светлые пусть снятся сны.
Шалью снежною укройся,
До дней тёплых, до весны.

Не сдавайся и морозам,
Потерпи, не раскисай!
И упрячь подальше слёзы,
Я прошу, не унывай.

Лето солнцем обласкает,
Модный высветив наряд,
Тёплый ветер обвевает.
Задержу подольше взгляд.

На тебя не наглядеться,
Символ Родины моей.
Я тобой хочу согреться.
Стала ближе и родней.

14-15 ноября 2010 года
***

О берёзке зимней порой

Притихла в светлом одеянии,
Нежней, милей день ото дня.
В морозном сказочном сиянии,
Очаровала вновь меня.

Поодаль от подружек белых
Стоит на откуп всем ветрам.
Колышет вЕтвями несмело,
Привыкла к зимним холодам.

Придёт весна, снега растопит,
Прольются звонкие ручьи,
Берёзка вновь захороводит,
И песнь споют ей соловьи.

28 декабря 2010 года

На берёзоньке новый наряд,
Не успела листочки сбросить.
И отводит печальный взгляд,
Проводила недавно осень.

Не грусти, не волнуйся, родная,
Канут в прошлое холода.
По весне расцветёшь, дорогая,
Так нарядна всегда, хороша!

Любоваться тобою я буду,
Приковала однажды мой взор.
Не могу не воспеть это чудо,
Белоснежный твой, яркий убор.

Кружевами свисают ветви,
Ветерок озорной заплутал.
Шлёт привет, морозный и светлый,
За собой в путь-дорогу позвал.

ЕЙ стоять до тепла, выжидая,
Терпеливо весенние дни.
На морозном ветру, застывая,
Светлой грусти, печали сродни.

3 ЯНВАРЯ 2011 года

В стужу и трескучие морозы
Деревца уснули до весны.
Веет грустью от родных берёзок,
Беспокойные им снятся сны.

В зимний день мечтается о лете,
О весеннем солнышке, тепле.
Но зима, зима на белом свете,
Вихрем закружилась по земле.

Белым покрывалом нарядила
Тротуары, улицы, дома.
Ничего взамен не попросила,
Властвовать надумала сама.

Побелила тропки и дорожки,
Замела, завьюжила следы.
Пригрозила стужей и порошей,
В жемчуг приукрасила сады.

Но, как только солнышко пригреет,
И растопит белые снега.
И БЕРЁЗКИ вновь похорошеют,
Зимушка ударится в бега.

А вот и берёзка осыпалась,
Раздел донага её ветер.
Такая вот доля ей выпала,
А стан её – прям и светел.

Грядут холода и морозы
Октябрьская стынь и хмарь.
Мне жаль вас, родные берёзы!
Ведь, скоро наступит ноябрь.

Безжалостный ветер бушует,
К берёзке цепляется он.
Конечно, он с ней балует,
Поскольку в красотку влюблён.

Стоит в одиночестве гордом
Поодаль раскидистый клён.
В своём безутешном горе
В берёзку давно он влюблён.

Пленял он её красотою,
Роскошным нарядом своим.
Тянулся к берёзке душою.
Хотелось побыть им двоим.

Но, видно, судьба такая.
Не быть им вдвоём никогда.
Смотрю я на них, вздыхая.
Печалюсь о них. Вот беда!

16 октября 2012 года

В багрянец деревца оделись,
Пленяет сказочный наряд.
Осинки-дЕвицы зарделись,
Куда ни бросишь беглый взгляд.

Ах, этот пёстрый вернисаж!
В воде застывший ситец неба.
Осенний благостный пассаж,
Сиянье радужного света.

Дрожат осинки на ветру,
За ними – нежные берёзы.
Проснулись нынче поутру,
Средь будничной осенней прозы.

Природа жаждет торжества,
Пурпуром, золотом объята.
Шуршит таинственно листва…
Для сердца, для души отрада.

Пришла осенняя пора,
Роняет осень листья-слёзы.
Ласкает взор пейзаж с утра,
Трепещут на ветру берёзы.

Российский милый уголок,
(Ты величав и в непогоду.)
Запечатлеть художник смог,
Просторы дивные природы.

Три берёзки, как невесты
Под окном моим грустят.
Много лет страдают вместе
В непогоду, дождь стоят.

Солнца луч берёз ласкает,
Ветер головы кружИт.
Им причёски подправляет,
Словно мастер ворожит.

Засмущались недотроги,
Нежно шелестят листвой.
Подрастают у дороги,
В холода, мороз и зной.

Привлекают всех вниманьем,
Разве мимо ты пройдёшь!?
Подойду я утром ранним.
Холодно, бросает в дрожь.

Но, меня они завидев,
Оживились в тот же час.
Ночью дождь прошёл и ливень,
Намочил, подружки, вас.

Не беда, похорошели,
Вы, берёзоньки, мои.
Птицы вам выводят трели,
Песнь слагают о любви.

23 октября 2012 года

О рябине осенней порой

Пунцовые гроздья
Рябина развесила.
Стоит на ветру
И, похоже, невесела.
Скажи мне, родная,
О чём ты грустишь?
Поникла главою.
Листвой шелестишь.
Пора золотая
Давно миновала.
Задули ветра,
И куда-то умчались.
Тебе посвящаю
Короткие строки.
Зима на подходе,
Вот близятся сроки.
Снега запорошат,
Метели завьюжат.
Рябина-краса
Обо мне вдруг затужит.
Уснёт в подвенечном
Узорном наряде.
А кто-то пройдёт,
И задержится взглядом.
Когда-то берёзу
В стихах воспевала.
А вот о рябине
Написано мало.
Берёза, прости,
Не сердись, дорогая.
За то, что рябину
В стихах воспеваю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *