Что бродит в квашне

Русская утварь :: Квашня

Квашня (дежа, дежка, квашонка) – глиняная или деревянная кадушка (иногда дуплянка), предназначенная для приготовления теста. Деревянная квашня изготавливались из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть бондарной, т.е. составленной из дощечек – клёпок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа.

Квашни были круглыми в сечении с расширяющимися к верхнему краю стенками. Высота колебалась от 50 до 100 см, диаметр верха – от 60 до 120 см. Большие размеры квашни были обусловлены обычаем выпекать хлеб на всю семью на неделю вперёд.

В квашне приготавливалось тесто в основном для выпечки хлеба. Хлебом же русские крестьяне называли, как правило, кислый ржаной хлеб, иногда кислый ячменный. Пшеничный чаще назывался булкой, но имел и много других названий. Тесто для булок, пирогов, блинов, выпекавшихся только к праздникам, ставилось обычно в опарнике, меньшем по размеру, чем квашня. Пресное тесто – сочень – замешивалось в ночвах.

Опара, состоявшая из воды, закваски и половины необходимой для теста муки, замешивалась рукой или мутовкой. Тесто месили только рукой, смачивая её водой. Между разведением опары и замешиванием теста проходило восемь часов, в которые опара бродила. Хорошо вымешанное тесто бродило два часа. Квашня при этом всегда была плотно закрыта крышкой или тканью.

Квашня, будучи предметом утилитарного назначения, наделялась в то же время символическим смыслом: она считалась символом плодородия, плодовитости, производящей силы. Вероятно, это объяснялось общей символической значимостью хлеба, который вызревал в квашне. Эта функция квашни выступала на первый план в обрядах, связанных со строительством дома и переездом в него, в свадебных обрядах.

В обрядах, связанных со строительством нового дома, она использовалась дважды. В северных губерниях Европейской России в день поднятия матицы на сруб хозяйка будущего дома в небольшой квашонке творила тесто, а затем ставила ее на некоторое время на уже поднятую плотниками матицу. При переезде в только что построенный дом первой вносили квашню с опарой, приготовленной в старой избе. Пекли хлеб в новой избе. Считалось, что это должно принести счастье, богатство дому и семье.

В свадебном ритуале квашня также играла важную роль, особенно у русских южных губерний Европейской России. Квашня выступала на первый план в обряде «посада невесты». Он проводился в день или накануне дня венчания в доме невесты, в присутствии жениха. Невесте полагалось сесть на перевернутую квашню, чтобы быть плодовитой в браке. Интересные ритуальные действия с квашнёй проводились также при выпечке каравая в доме невесты. Замесив тесто, поставив каравай в печь, женщины торжественно носили квашню по хате, подбрасывая её вверх, пели песни, в которых просили печь дать им хороший каравай. Эти действия также осмыслялись как способ передачи молодым плодовитости, производящей силы.

В Казанской губернии ребёнка, больного «собачьей старостью» (когда ребёнок очень быстро стареет), сажали под дежу, приговаривая: «Как тесто всходит, так на младенце тело всходило бы!». В Гродненской губернии младенца, подверженного порче, клали в дежу поверх теста и, прикрыв его крышкой, держали там полчаса, чтобы он хорошо пропотел. На Смоленщине больного ребёнка сажали на дежу, посыпали вокруг зерно и пускали куриц клевать его.

Любопытным был обряд очищения квашни, проводившийся в Курской и Черниговской губерниях. Русские крестьяне квашню мыли обычно один раз в год, так как остатки теста, как уже говорилось выше, были необходимы в качестве закваски. В Курской и Черниговской губерниях это гигиеническое по своему смыслу действие превратилось в своеобразный ритуал. Оно было приурочено к определённым датам народного календаря: к крещенскому сочельнику, к кануну Нового года, к чистому четвергу на Страстной неделе. Квашню мыли, чистили, окуривали хмелем, обвязывали поясом или полотенцем. Затем её выносили до восхода солнца на улицу или ставили в избе на стол, перевернув вверх дном. На дно устанавливали хлеб и соль. Считалось, что благодаря этим магическим действиям хлеб будет всегда удаваться, а у хозяйки не будут болеть руки.

Квашня в народных песнях, гаданиях была символом замужества. Например, в святки девушки надевали квашню на голову и старались выйти со двора на улицу. Если они заходили через открытые ворота – замужество состоится, если ворота оказывались закрытыми, то свадьбу вряд ли стоило ждать. Термин квашня был распространён по всей России наряду с термином дежа.

Что такое квашня

Как называется квашня под тесто (5 букв сканворд)? Дежа – что это такое?

Из чего делали квашню? Как выглядела квашня для ржаного теста и блинов?

Почему женщину на Руси назвали квашнёй? Что это за слово – жаргон или сленг?

Источник

Что такое Деже? или Квашня для теста

Что такое Деже? или Квашня для теста

Бондарное дело. Квашня для теста
Ранее на Руси готовили кислое дрожжевое тесто, и выпекали из него различные вкусности: булки, крендели, сайки, калачи, хлеба, это входило в обязанности пекарен которые обслуживали рынки. А крупные пекарни находились при монастырях.
Хлеб выпекали в жестяных и плетенных формах а в деревнях на листьях капусты и лопуха. В древности пекарям были известны опарный и безопарный способ приготовления теста.
— Для приготовления опары: треть муки замешивали на воде и добавляли дрожжи. А также кроме дрожжей добавляли хмель, квасную гущу. Когда опара поднималась ее опускали и доливали теплой водой.
— Для приготовления безопарного способа: замешивали муку со всем необходимым и выпекали, этот способ прост и используется, по сей день.
Квасили тесто и в бондарной кадке – как ее еще называют Квашня или Деже. Хозяйки знают что тесто затворенное в дубовой кадке более легкое, подвижное, а также в дубовой древесине содержатся вещества ускоряющее брожение теста. Репутация Дубовых кадок взлетела в те годы и каждая хозяйка хотела иметь у себя дома такую Квашню. Но собрать, изготовить кадку целиком из дуба могли только Бондари(Бочары) жившие в южных регионах. А бочары жившие в Рязанской, Тульской, Калужской области где дуб редко встречается, нашли оригинальный способ выход из положения: Они начали чередовать клепки: одна дубовая – одна липовая – одна осиновая.
Что бродит в квашне. Смотреть фото Что бродит в квашне. Смотреть картинку Что бродит в квашне. Картинка про Что бродит в квашне. Фото Что бродит в квашне
Рис. 1 Квашня с липовыми и дубовыми клепками

Главное достоинство деревянной квашни: низкая теплопроводность стенок, благодаря чему сохраняется температура что способствует разрыхлению теста.
И. Вот заполненную квашню накрывали и ставили в теплое место, чаще всего на Русскую печь.

.
Издавна на Руси излюбленным угощением, особенно на масленицу, были блины. Тесто для блинов готовили из самых разных видов муки — ячменной, просяной, овсяной, гречишной и даже гороховой. В начале XX века на блины преимущественно шла пшеничная (белая) мука. К этому времени на смену долбленым пришли бондарные квашни.
Квашня не только кормила, но и лечила. Народные врачеватели еще в незапамятные времена подметили, что остатки теста в квашне со временем покрываются белым налетом, имеющим целебные свойства. На стенках и донце квашни стали специально оставлять немного теста, которое собирали после того, как на нем вырастали плесневые грибки. Пластырь из теста накладывали на плохо заживающие раны. В официальной медицине на лечебные свойства плесени впервые обратил внимание в 1872 году профессор Петербургской медико-хирургической академии А. Г. Полотебнов. Впоследствии из плесневого грибка пенициллина был создан лечебный препарат пенициллин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *