Что бросали вызывая соперника на дуэль
Как организовать дуэль
Исследователь истории дуэли Алексей Востриков объясняет, что делать, если вы русский дворянин первой половины XIX века и вам нанесли оскорбление
Естественно, Лермонтов прекрасно знал неписаный кодекс дуэльных правил, что, однако, не значит, что он сам в жизни, а уж тем более его герои, вел себя по правилам. Ни одна из лермонтовских дуэлей (ни биографических, ни литературных) не была образцовой. Но все они были проведены и восприняты на фоне нормы, общеизвестной тогда, а впоследствии подзабытой.
1. Убедитесь, что ваша честь (или честь тех, за кого вы в ответе — жены, родителей, подчиненных или крепостных) оскорблена. Вызвать дворянина на дуэль может только дворянин: обиду от царя можно стерпеть, обнаглевшего купца — сдать в полицию, охамевшего слугу — прибить палкой. На дуэли вы должны продемонстрировать, что честь для вас превыше всего — и жизни, и почти неизбежного наказания. Всем очевидно: без этого вы не сможете быть полноправным членом благородного общества.
3. Обдуманно выберите секунданта: приглашение — это знак доверия, от него трудно отказаться, поэтому нужно звать того, кто точно справится. Секунданты отвечают за все: за соблюдение правил поединка и равенство соперников на поле боя; за соответствие условий дуэли серьезности нанесенной обиды, чтобы благородный бой не превратился ни в посмешище, ни в бойню; за то, чтобы дуэль не привлекла лишнего внимания; наконец, потом они будут отвечать перед законом вместе с дуэлянтами. Помните, первое, что сделает секундант, — попытается использовать все благородные возможности, чтобы предотвратить дуэль. Если у вас и соперника нет подходящих секундантов или вы не хотите обрекать никого на наказание, можете договориться об условиях самостоятельно или позвать кого-нибудь в последний момент в качестве ассистента.
Сцена дуэли Онегина и Ленского в опере «Евгений Онегин». 1947–1953 годы © Мультимедиа-арт-музей
4. Пусть секунданты договорятся о времени. Если оскорбление произошло публично, то любое промедление может быть расценено как трусость. Но если ссора хранится в тайне, то соображения осторожности и подготовка к поединку могут потребовать отсрочки в несколько дней. Если лето — деритесь на рассвете: в эти часы служащие служат, а неслужащие спят. Если зима — деритесь после полудня.
5. Пусть секунданты договорятся о месте. Поезжайте на природу, туда, где нет лишних глаз. Если вы петербуржец, вам подойдут Черная речка или Волково поле, если москвич — Сокольники или Марьина Роща. Там надо найти удобную просторную поляну, на которой ни один из соперников не получит преимущества. Главное — будьте начеку: выезд серьезной компании ни свет ни заря в незнакомую местность вызывает подозрения у властей.
6. Пусть секунданты договорятся о результате. В зависимости от того, насколько серьезно оскорбление, можно постановить, что поединок будет прекращен по прошествии определенного времени или после обмена определенным числом выстрелов. Бой можно вести до первой крови или раны, до невозможности продолжать его, наконец, до смертельного результата — хотя такое условие на самом деле чистая бравада: ни один секундант не позволит драться серьезно раненному принципалу.
10. С толком проведите ночь перед поединком. Если вы романтик, размышляйте о бренности бытия, пишите завещание, стихи, письма родным или любимой женщине, приводите в порядок бумаги. Если вы суеверный, ничего этого не делайте: готовиться к смерти — значит накликать ее.
11. Оденьтесь правильно: прилично, но не в официальный или парадный мундир. Небрежность в одежде — вызов противнику и неуважение к ритуалу. Одежда не должна защищать от удара, поэтому фехтовать вы будете в одних рубашках или с обнаженным торсом, а стреляться, сняв часы, кошельки, пояса и все, в чем может застрять пуля (кроме нательных крестов и медальонов).
Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон». 1975 год © Photo by Moviestore Collection / Rex Features / Fotodom
12. Если вам может понадобиться врач, захватите его по пути на дуэль, но никогда не договаривайтесь заранее: врач обязан сообщить о готовящейся дуэли в полицию.
13. Не опаздывайте: опоздавший считается уклонившимся от боя. Если вы не смогли явиться вовремя по непредвиденным и объективным обстоятельствам, то дуэль откладывается и соперники получают дополнительную возможность для примирения.
14. Приступайте к поединку.
15. Если вы фехтуете и ранены, пусть ничтожно, бой останавливается. Если вы не можете продолжать бой, дуэль объявят оконченной независимо от вашего желания. Если продолжительность боя была ограничена по времени или количеству схваток, то после истечения установленного времени секунданты должны прервать бой, развести соперников и объявить дуэль оконченной. Однако если кровь так и не пролилась, вы прослывете трусами, поэтому изъявите готовность продолжить бой — это защитит вас от обвинений. Если вы или ваш соперник устали, секунданты имеют право остановить бой — он будет продолжен на следующий день на тех же или более жестких условиях. После длительной и безрезультатной фехтовальной дуэли вы или секунданты можете предложить сменить шпаги на пистолеты.
Обелиск в Пятигорске на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Фотография Ивана Шагина. 1950-е годы © Мультимедиа-арт-музей
19. После каждого обмена выстрелами вы возвращаетесь на исходные позиции и жребий бросается заново. Правила остаются теми же, но могут быть ужесточены, если, например, соперники считают, что им помешала погода. После обмена выстрелами также могут быть принесены и приняты извинения.
20. Завершайте спор, ритуально обозначая окончание дела чести. Если ваш соперник убит, его секунданты объявят, что вы действовали благородно и по правилам, или же ограничатся констатацией смерти и вежливым обменом поклонами с противниками. Если вы или ваш соперник ранены, то будет оказана первая помощь, при этом поединок объявят завершенным. Если и вы, и ваш соперник остались в живых, то вы примиряетесь, если искренне — то со взаимными извинениями. Если причина ссоры была серьезной и вы не склонны к извинениям, то примиряться за вас будут секунданты: они объявят, что соперники исполнили свой долг и достойным поведением на поединке подтвердили свое благородство.
21. Если все хорошо, отправляйтесь в ресторан. Пейте шампанское.
какие перчатки кидали аристократы вызывая соперника на дуэль
Какие перчатки кидали аристократы вызывая соперника на дуэль
Почему боксёрские перчатки называют именно перчатками? Ведь по сути это варежки. суть перчатка варежка
Исторически. Первые боксеры были джентльменами и бились в лайковых перчатках. Потом они трансформировались, а погоняло осталось.
может быть, изначально они были с пальцами? А потом их зашили, чтобы боксеры не показывали соперникам и судьям неприличные жесты.
Перчатки — вид одежды для кистей рук, в отличие от рукавиц — с отделениями для каждого пальца.
наверно со времен дуэлей прижилось бросить перчатку и вызвать соперника на дуэль
Согласен частично. Но бросали ведь перчатку, а не варежку?
ЭТО ЖЕ АРИСТОКРАТЫ ВЫЗЫВАЛИ НА ДУЭЛЬ У НИХ ЖЕ ПО КУЛЬТУРНОМУ ВСЕ ВЫРАЖАЛОСЬ ВАРЕЖКА БЫ ИМ СЛУХ РЕЗАЛА А У НАРОДА КАК РАЗ И ПРИСУТСТВОВАЛИ ВАРЕЖКИ КАК ОДИН ВЫРАЗИЛСЯ ЗДЕСЬ НА СПРАШИВАЛКЕ ЧТО МУЖИК НА ДОРОГУ БРОСАЕТ БАРИН В КАРМАН КЛАДЕТ И ВПРАВДУ МУЖИК СОПЛИ НА ДОРОГУ БРОСАЕТ А БАРИН В ПЛАТОЧЕК И В КАРМАН КЛАДЕТ
Ближе к коже Человечество изобрело перчатки для работы и войны. И сделало из них сексуальный фетиш
«Лента.ру» продолжает серию публикаций об истории разных видов одежды и аксессуаров. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке, колготках и пуховике. В этот раз — история перчаток: от защиты рук на войне и охоте до соблазнения.
Как у древних
Если читать об истории костюма, выясняется, что почти все раньше уже было у древних египтян. Перчатки — не исключение. По предположениям ученых, их изобрели египтянки. Разумеется, причиной был не холодный климат. Древние жительницы долины Нила просто хотели защитить свою кожу от грязи и порезов во время работы.
Первые, самые примитивные «перчатки» были устроены проще нынешних варежек. У них не было даже отделенного большого пальца, так что работать, вероятно, было не слишком удобно. Однако для фараонов уже изготавливали перчатки с разделением пальцев. Когда в начале ХХ века археологи добрались до гробницы Тутанхамона, они, помимо драгоценностей и золота, обнаружили там и перчатки.
Забавно, что перчатки попали не только в изобразительное искусство древних, но и в литературу. Так, Гомер в «Одиссее» описывает людей, выполнявших тяжелые работы в рукавицах. Как именно выглядели рукавицы древних греков, в поэме не сказано. Вероятно, это были изделия из грубой кожи, выдерживающие длительную нагрузку. Римляне же надевали тонкие перчатки, по своему обычаю укладываясь на ложе перед долгой трапезой: перчатки заменяли им столовые приборы. Богатые люди не ели голыми руками, особенно горячую пищу, а вилок в современном понимании у них не было.
В Средние века нужда в перчатках только усилилась. Холодный климат Северной и Центральной Европы диктовал необходимость защищать руки. В самом простом варианте люди шили рукавицы или вязали варежки, в которых для удобства работы были отделены только большие пальцы. Рукавицы были очень разнообразными: от самых простых рабочих, из овчины или грубой пряжи, до тонких, покрытых дорогой тканью (парчой, бархатом), украшенных вышивкой, золотым шитьем, жемчугом и даже драгоценными камнями.
Форма рукавиц тоже была различной. Все зависело от их предназначения. Рукавицы людей, проводивших много времени на открытом воздухе в холодное время года, могли иметь широкие «обшлага»-раструбы, теперь называемые крагами. Богатые женщины Северной Европы носили маленькие тонкие рукавички «для красоты», а руки согревали в длинных рукавах шуб или тулупчиков, позже — в муфте. Русское слово «перчатки» (от слова «перст», то есть палец) обозначало рукавицы с изначально отделенными большим и указательным пальцем (для стрельбы из лука), а затем и с полностью разделенными пальцами.
Перчатка как вызов
Без рукавиц и перчаток невозможно себе представить средневековую охоту и войну. Верховая езда (как и управление упряжкой лошадей) была неудобна без защиты рук: поводья натирали кожу и скользили. На специальные широкие рукавицы с раструбами владельцы дорогих охотничьих соколов и специально обученные слуги (сокольничьи) сажали пернатых питомцев перед охотой и на них же принимали после возвращения с охоты.
Латные (из металлических пластинок) или кольчужные перчатки были обязательной частью военного доспеха — как у конных, так и у пеших воинов. Руки, запястья и особенно пальцы уязвимы в бою, и потеря даже одного пальца (и сопутствующее кровотечение и онемение руки) могли серьезно повлиять на боеспособность ратника.
Именно этому военному предназначению перчатка обязана своим превращением в символическую деталь, важную для невербального общения. Латные рукавицы или перчатки наряду со шлемом были едва ли не единственным предметом доспеха, который средневековый рыцарь мог снять самостоятельно, без помощи оруженосца. И это совершенно точно был предмет, который воин снимал в первую очередь.
Поэтому логично, что именно перчатка, брошенная в сторону потенциального противника, стала символом вызова на поединок. Семантически это равнялось поговорке «Даю руку на отсечение» в доказательство собственной правоты, верности своей позиции. Сначала речь шла о судебном поединке в защиту чести, исход которого считался доказательством вины или ее отсутствия. Затем — любой дуэли. В Новое время европейские дворяне предпочитали перчаткам длинные манжеты, но шпагу держали все же рукой в перчатке: так она меньше скользила в ладони. Именно эту перчатку и бросали сопернику как знак вызова.
Имелся и обратный ритуал. Почтительная передача перчатки из рук в руки означала переход вассала «под руку» — то есть под власть сюзерена. В средневековой городской культуре перчатки (чаще всего белые) были знаком особых общественных функций — управленческих или судебных. По обычаю, в ряде стран судьи до сих пор вершат правосудие в перчатках. При этом были и запреты на ношение перчаток: например, мужчине не полагалось входить в перчатках в церковь.
Интересно, что уже в эпоху Ренессанса люди стали задумываться о том, какие еще практические функции могут быть у перчаток. Так, в бумагах художника и ученого Леонардо да Винчи сохранился набросок перчаток для плавания с перепонками между пальцами. Проект реализован в наши дни: такие перчатки используют фридайверы.
В XVIII столетии перчатки были принадлежностью армейского гардероба и частью военной формы: в обществе, прежде всего дамском, в них появляться было не принято. Однако в наполеоновскую эпоху, когда пышное барокко с его кружевными манжетами сменилось строгим стилем ампир («имперским»), Бонапарт, любивший перчатки, вернул их в моду. Мужчины носили светлые облегающие перчатки без украшений.
Секс на кончиках пальцев
У женской перчатки тоже было свое символическое значение. Наряду с украшающей головной убор или корсаж лентой либо с надушенным носовым платком перчатка — предмет, который легко снять или потерять. Потеря либо снятие перчатки на публике не навлекает на женщину позора. Перчатка не имеет такого символического значения, как кольцо или медальон, стоит сравнительно недорого, но имеет некую скрытую связь с владелицей, повторяя форму ее руки. Поэтому, как и лента или платок, перчатка была романтическим даром поклоннику или добычей тайного обожателя. Такой подарок носили в скрытом кармане на поясе или в ладанке на шее.
Перчатки для женщин шили специальные мастера, в средневековой Европе объединенные в отдельную гильдию. Дорогие версии аксессуара изготовлялись по мерке, из шелка или тонкой лайки, украшались вышивкой, декоративной строчкой, меховой опушкой и тому подобным. Перчатки пропитывали ароматическими веществами, что приводило иногда и к преступлению. Так, по легенде, царственная отравительница Екатерина Медичи отправила на тот свет супругу короля Наварры, отправив ей в подарок благоухающие духами (и пропитанные ядом) дорогие перчатки.
Не просто предмет гардероба: история появления и долгой эволюции перчаток
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Перчатки до нашей эры
Известно, что перчатками пользовались еще в Древнем Египте. Самые древние экземпляры были найдены при вскрытия гробницы фараона Тутанхамона в 1922 и относятся к XIV веку до нашей эры.
Считается, что египтяне также использовали некоторое подобие перчаток при выполнении сельскохозяйственных и других работ – для защиты рук. При этом конструкция была довольно простой, представляя собой мешочек с завязками, которые затягивали на запястьях, иногда предусматривая отделение для большого пальца. Кроме этого, ношение перчаток знатью и жрецами предписывалось правилами отправления религиозных культов – и качество их выделки, само собой, было уже совершенно другим.
Ассирийцы носили перчатки в качестве символа высокого происхождения. А в античных государствах использовались специальные воинские перчатки, защищавшие кисти рук от ранений. У Гомера можно встретить эпизод, в котором отец Одиссея занимается прополкой сорняков в перчатках.
В римском государстве популярность перчаток была куда шире, их носили круглый год и использовали в том числе для еды руками, чтобы не обжечься. Для изготовления использовали шелковые или льняные ткани. Гладиаторы создавали подобие перчаток, обматывая руки кожаными ремнями – так, чтобы пальцы оставались свободными.
Перчатки в Европе: рыцари, дамы и перчаточный этикет
Европейцы стали пользоваться перчатками самое позднее с X века, главным предназначением этого аксессуара по-прежнему была защита рук. Средневековые рыцари носили перчатки из кольчуги с латными пластинами.
Изготавливали и кожаные перчатки – их использовали на охоте. Постепенно эта часть обмундирования воина и землевладельца приобретала все большее значение – перчатки знатных сеньоров и королей украшали золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями.
В XII веке стали появляться ремесленные цехи мастеров-перчаточников, а примерно с XIII века эти аксессуары стали производить и для женщин. Еще при английской королеве Елизавете в XVI веке возникла мода на длинные перчатки, до локтя и выше, которая продержится вплоть до XX века. Дамы носили и митенки, перчатки без отделений для пальцев.
Вообще требования моды, связанные аксессуарами для женских рук, были довольно разнообразными. Например, женщинам позволялось оставаться в перчатках и в помещении, и во время приветствия, но полагалось снимать их за столом перед тем как приступить к закускам и освежающим напиткам.
Кожаные перчатки и перчатки из тканей долгое время оставались предметом роскоши, приняв на себя и особую символическую роль во взаимоотношениях. Их дарили дамы в знак расположения, их вручали епископам при назначении на должность, а брошенная в лицо перчатка считалась у мужчин одним из самых тяжких оскорблений, приводивших к поединку.
С появлением тонких лайковых перчаток, которые было трудно надевать и снимать, возникло правило, гласящее, что за пределами дома женщина должна была оставаться в перчатках, избавляясь от них только после возвращения к себе, на людях это делать считалось неприличным.
Перчатки по-русски: длинные рукава, персчатые рукавицы и Петрушка
На Руси для защиты рук от холода долгое время использовали варежки-рукавицы или просто удлиненные рукава, что прослеживается по поговоркам «делать спустя рукава» или «засучив рукава». Перчатки стали набирать популярность с введением Петром I европейской моды, с этого же периода у русских дворян появился обычай выяснять отношения на дуэли, используя в том числе и вызов с помощью перчатки. Само слово «перчатки» пришло от старинного «перст», палец, и «рукавиц персчатых».
Отдельным феноменом перчаточного искусства следует признать Петрушку, перчаточную куклу, главный символ русской ярмарки и балаганов. По некоторым данным, история Петрушки восходит еще к выступлениям на Руси бродячих артистов, скоморохов, которые прекратили свое существование в XVII веке. Этот персонаж в красном колпаке, с огромным крючковатым носом, хитрыми и даже злыми глазами и улыбающимся ртом, управляемый артистом-кукольником, развлекал зрителей показом сценок на разные житейские темы. Самыми популярными были покупка лошади у цыгана, сценка с невестой, обучение солдатской службе, встреча со Смертью. Петрушка умирал в конце представления и воскресал во время нового, оживая в руках, а точнее, на руке кукловода.
Родственников в среде перчаточных кукол у Петрушки немало – это и персонажи комедии дель арте, итальянского народного театра, и французская кукла Гиньоль, созданная на рубеже XVIII и XIX веков в Лионе Лораном Мурге, торговцем, а впоследствии зубодером, который не умел ни читать, ни писать. Сам Гиньоль, согласно предназначенной для него роли, был рабочим мануфактуры и разыгрывал с помощью Мурге, а за ним и других артистов сцены из жизни простых горожан, грубоватых, как и выступления Петрушки, но чрезвычайно популярных на ярмарках и базарах.
В современное время ношение перчаток по-прежнему подчиняется определенным, пусть и немногочисленным, правилам, возникшим в далеком уже прошлом – чего стоит обязанность мужчины снимать перчатку перед рукопожатием и обе – перед посещением католического храма. Перчатки, пройдя долгий путь от появления до настоящих дней, дали человечеству не только тепло и чистоту, но и своеобразный свод правил и ритуалов, игры и развлечений, став чем-то большим, чем просто удобный и модный аксессуар. Они же, наряду с фатой невесты, на протяжении веков играют особую роль в свадебных обычаях.
Что в прошлом бросали сопернику, чтобы вызвать его на дуэль?
по моему это была перчатка на сколько я помню, или просто бросить вызов например словестно сказать недругу что вызываете его на дуэль
В некоторых странах бросали кольчужный капюшон. Так делали в средние века. Еще бросали перчатку. Таким жестом человек показывал, что ставит на карту свою жизнь и честь, ради того, чтобы наказать обидчика или человека вина которого известна. Дуэль известна еще с варварских времен.
Возможно, в разных странах были разные обычаи, но все же наиболее известен в этом отношении такой предмет, как перчатка. Вызывающий на дуэль бросал перчатку тому, кто его оскорбил или просто по какой-то причине не угодил. Отказываться от дуэли считалось дурным тоном и признаком трусости.
Есть глубоко-традиционные праздники, которые связаны изначально с космическими ритмами движения нашей планеты вокруг Солнца. Или планетарные ритмы других планет. Многие из этих праздников одинаковы для разных народов и культур, только названы по-разному, иногда к ним прикреплены религиозные праздники, но корни их лежат в язычестве и ранее. Основные такие праздники связаны с летним и зимним солнцестояниями, а так же с равноденствиями.
Люди празднуют их, если так можно выразиться, чтобы сверить свои внутренние часы с космическими ритмами.
Есть праздники как годовщины культурообразующих событий, чтобы поддержать память народов о своей идентичности и победах.
Ну и есть праздники, как мне кажется, надуманные (профессиональные, разных мастей), что называется на злобу момента.
Есть праздники придумки уже индивидуальные, типа «День граненого стакана.» Ничего не имею против, если кому то хватает энергии на такой флешмоб, то почему бы и нет.
Сама история показывает и доказывает, что история ни чему не учит, а, следовательно, никакой она не учитель.
Самое жуткое, что большинство людей никаких войн не хочет, но их-таки заставят убивать друг друга, те кто мнит себя столпами общества.