Что будет если наблюдатель не явился на выборы
Что будет если наблюдатель не явился на выборы
Права и обязанности наблюдателей
В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?
Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
Какие действия вправе совершать наблюдатель?
Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:
знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;
наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;
производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.
Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?
При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).
Какие действия запрещено совершать наблюдателю?
Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:
выдавать избирателям бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?
Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:
наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;
увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;
председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;
участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;
по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.
Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?
Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.
Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).
Жалоба может быть устной и письменной.
Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.
В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.
Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.
Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.
Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.
Статья 33. Наблюдатели
Информация об изменениях:
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
6. Наблюдатель вправе:
Информация об изменениях:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
Информация об изменениях:
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Что будет если наблюдатель не явился на выборы
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Прокуратура разъясняет полномочия наблюдателей в ходе выборов
В связи с предстоящими выборами в целях недопущения нарушений закона в день проведения выборов разъясняем положения Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Наблюдатели должны знать требования закона, свои права, а также и ограничения, установленные законом и соблюдать их.
Ст.30 данного Федерального закона установлено следующее:
С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели (часть 3 ст.30, а также ч.6 ст. 18 Закона РС(Я) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)».
Согласно ч.4 ст.30 вышеуказанного Федерального закона наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
В соответствии с ч.9 ст.18 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)» наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Частью 9 статьи 30 Федерального закона установлены права наблюдателей:
а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными
удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум; з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 данного Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
Частью 10 статьи 30 Федерального закона установлено, что наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Знания законов помогают не допускать их нарушений.
Что будет если наблюдатель не явился на выборы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2021 г. N 13/110-8 «О разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года»
В целях обеспечения гласности в деятельности комиссий, руководствуясь статьями 21 и 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 27 и 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение N 1).
2. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года (приложение N 2).
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Э.А. Памфилова |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Н.А. Бударина |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8
Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой избирательной комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов.
2. Наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3. Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.
Наблюдатели от политической партии назначаются уполномоченным органом политической партии в соответствии с уставом политической партии.
5. Политические партии, кандидаты, субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований части 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ*.
6. В соответствии с частью 3 1 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении N 1 к настоящим Разъяснениям.
7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее времени окончания работы комиссии (18 часов по местному времени).
При этом политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля могут представлять как общий список назначенных наблюдателей по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.
9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.
В списке также делается запись, подтверждающая, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ.
Список наблюдателей, назначенных политической партией, субъектом общественного контроля, должен быть подписан соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверен печатью. Список наблюдателей, назначенных кандидатом, подписывается кандидатом или его доверенным лицом, заверение печатью не требуется.
10. При приеме списка назначенных наблюдателей член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.
В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе уполномоченное лицо политической партии, кандидат либо его доверенное лицо, уполномоченное лицо субъекта общественного контроля, представившие список назначенных наблюдателей, уточняют необходимые сведения и вносят их в список.
11. В территориальной избирательной комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.
В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую избирательную комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой избирательной комиссии.
12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (в дни досрочного голосования) на избирательном участке, политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом соответствующую территориальную избирательную комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).
13. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых избирательных комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.
Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.
15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, кандидатом или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя.
16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.
17. Направление наблюдателя, назначенного политической партией, субъектом общественного контроля, подписывается соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверяется печатью. Направление наблюдателя, назначенного кандидатом, подписывается самим кандидатом или его доверенным лицом, проставление печати не требуется.
18. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).
19. При представлении наблюдателем направления в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.
* Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ).
Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование территориальной избирательной комиссии, в которую представляется список наблюдателей)
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом/субъектом общественного контроля
__________________________________________________________________________________________
(наименование политической партии*/фамилия, имя, отчество кандидата/наименование субъекта общественного контроля)
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Адрес места жительства, контактный телефон** | Наименование избирательной комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер избирательного участка | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подтверждаю, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
МП*** (подпись уполномоченного лица политической партии/кандидата либо его
доверенного лица/уполномоченного лица субъекта общественного контроля,
* Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу.
** Контактный телефон указывается по желанию.
*** Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом.
Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование территориальной избирательной комиссии)
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политическими партиями, кандидатами, субъектами общественного контроля в участковую избирательную комиссию избирательного участка N ______*
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Кого представляет | Адрес места жительства, контактный телефон** | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Председатель территориальной избирательной комиссии | _____________________________ (подпись, дата) | ________________________________ (инициалы, фамилия) |
---|---|---|
МП |
* Список передается в участковую избирательную комиссию территориальной избирательной комиссией не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования).
** Контактный телефон указывается при наличии.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8
Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года
Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.
2. Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.
3. Наблюдателем при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.
В каждую участковую комиссию субъектом назначения наблюдателей может быть назначено из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года), имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.
5. При назначении наблюдателей субъекты назначения наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ*.
7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в Комиссию не позднее времени окончания работы Комиссии (18 часов по местному времени).
При этом субъектом назначения наблюдателей может быть представлен как общий список назначенных наблюдателей по всем участкам, так и несколько списков по ряду участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.
8. В исключительных случаях при образовании участков не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей может быть представлен в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию.
9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка, наименование участковой комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.
Список назначенных наблюдателей должен быть подписан субъектом назначения наблюдателей и заверен печатью. Заверение печатью списка наблюдателей, назначенных кандидатом, инициативной группой по проведению референдума, не требуется.
10. При приеме списка назначенных наблюдателей член Комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.
В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе субъект назначения наблюдателей, представивший список назначенных наблюдателей, уточняет необходимые сведения и вносит их в список.
11. В Комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.
В исключительных случаях при образовании участков в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой комиссии.
12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в Комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (дни досрочного голосования) на избирательном участке, участке референдума, субъект назначения наблюдателей вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом Комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).
13. Секретарь Комиссии или иной уполномоченный член Комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в Комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.
14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 67-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.
15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении, выданном субъектом назначения наблюдателей.
16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление должно быть подписано субъектом назначения наблюдателей и заверено печатью. При этом в случае направления наблюдателя кандидатом, инициативной группой по проведению референдума проставление печати не требуется.
17. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).
18. При представлении наблюдателем направления в участковую комиссию секретарем участковой комиссии или иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке, участке референдума в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.
* При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены (пункт 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ).
Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов,
голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование комиссии, в которую представляется список наблюдателей*(1))
(наименование выборов, референдума)
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Адрес места жительства, контактный телефон*(3) | Наименование комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер участка | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
МП*(4) (подпись кандидата/уполномоченного лица избирательного объединения/
уполномоченного лица иного общественного объединения/уполномоченного
лица субъекта общественного контроля/уполномоченного лица инициативной
группы по проведению референдума, дата)
*(2) Указывается субъект назначения наблюдателей.
*(3) Контактный телефон указывается по желанию.
*(4) Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом, инициативной группой по проведению референдума.
Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных
референдумов, голосование на которых состоится 17,18 и 19 сентября 2021 года
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование комиссии, в которую представлен список наблюдателей)
(наименование выборов, референдума)
СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных в участковую комиссию участка N ______*
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Кого представляет | Адрес места жительства, контактный телефон** | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Председатель комиссии | _____________________________ (подпись, дата) | ________________________________ (инициалы, фамилия) |
---|---|---|
МП |
** Указывается при наличии.
Обзор документа
ЦИК разъяснила порядок работы со списками наблюдателей, представляемыми:
— в территориальные избиркомы при проведении выборов депутатов Госдумы восьмого созыва;
— в комиссии при проведении выборов в региональные и местные органы, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 г.