Что будет если не остановиться по требованию сотрудника транспортной инспекции
Что делать, если вас остановил сотрудник службы по надзору за транспортом и что он может потребовать
На отечественных автодорогах водители сталкиваются не только с сотрудниками дорожной полиции (ГИБДД), но и другой государственной службы – УГАДН. Причем многие автолюбители отмечают, что со стороны сотрудников службы по надзору за транспортом часто поступают незаконные требования.
Представители федеральной службы могут останавливать только грузовые автомобили, досматривать груз и проверять документы на него. При этом они нередко превышают свои должностные полномочия. Чаще всего водители просто не знают законодательства, поэтому сталкиваются с нарушением своих прав.
Должен ли водитель останавливаться на посту УГАДН
За законность действий службы отвечает Приказ Министерства транспорта России №119 от 29.03.2018 года. Сотрудники федеральной службы УГАДН уполномочены останавливать транспортные средства, если они заметят нарушения норм при перевозке грузов.
На заметку! Водитель грузового транспорта обязан снизить скорость, а также остановиться на посту УГАДН, даже если там находятся только сотрудники данной службы. По закону присутствие ГИБДД не является обязательным.
Новый приказ №119 существенно расширил полномочия службы. Еще в 2018 году УГАДН использовали приказ №125, где полномочия были минимальными. Сегодня все представители контролирующего органа имеют право останавливать грузовой транспорт на любой трассе или дороге.
Права и обязанности УГАДН
УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора) представляет собой дублирующую Ространснадзор службу, которая осуществляет контроль в сфере грузовых перевозок наземного автомобильного транспорта. Служба уполномочена проверять грузы, а также заниматься другими функциями на дороге, кроме контроля безопасности движения.
Сотрудники Управления действуют в рамках прописанных в законодательстве полномочий, которые они часто нарушают.
Важно! УГАДН – не работники полиции или ГИБДД, они не выполняют функции ДПС или стационарного поста ГАИ. Они лишь могут останавливать грузовые автомобили и проверять их содержимое.
Права и обязанности УГАДН прописаны в пункте 2.4 ПДД РФ:
Таким образом, представители УГАДН имеют полное право останавливать грузовой транспорт на стационарных и временных постах, а также проверять документы на груз. Именно на груз, а не водительское удостоверение или другие личные документы водителя.
Кроме того, сотрудники службы не имеют право наказывать водителя за нарушение ПДД или выписывать штрафы. Данная прерогатива относится только к сотрудникам ГИБДД.
Как общаться с сотрудниками УГАДН
Останавливать они могут только тот транспорт, который передвигается с видимыми нарушениями. Если вас на посту тормозит сотрудник УГАДН, следует остановиться, даже если будет явное нарушение с его стороны (использовался жезл ГИБДД, а не специальный катафот).
Не стоит игнорировать действия со стороны Управления, так как последствия могут быть серьезными. После остановки можно следовать такой схеме:
Если нарушения отсутствуют, сотрудник обязан отпустить водителя. Если же этого не происходит, следует незамедлительно звонить в полицию по номеру 112 и сообщать обо всех противоправных действиях со стороны УГАДН.
Выводы
У сотрудников УГАДН есть лишь ограниченный список полномочий на дороге. Они не имеют право брать на себя обязанности дорожной полиции или других ведомств, выписывать штрафы или останавливать легковой транспорт.
Сотрудники Ространснадзора 2021 года — нужно ли останавливаться, какие полномочия у сотрудников УГАДН
Некоторые представители УГАДН выдают себя за инспекторов ДПС и незаконно останавливают перевозчиков на трассах вне специально оборудованных для этого постов.
Такое действие неправомерно при отсутствии нарушения ПДД, но вместе с тем игнорирование просьбы остановки может привести к серьезным последствиям.
Полномочия сотрудников Ространснадзора по закону
Права сотрудников Ространснадзора прописаны в Правилах дорожного движения, согласно пункту 2.4:
Из этого следует, что приостановка автомобилей вне поста при внутрироссийской перевозке незаконна в таких местах:
Останавливаться или нет обычному водителю вне постов
Остановиться нужно в любом случае, чтобы избежать неприятных последствий.
Однако стоит рассмотреть несколько ситуаций и способов их решения, когда водитель знает, что остановка не законна, но хочет избежать проблем:
Прежде чем передавать свои документы, водитель должен ознакомиться с удостоверением уполномоченного лица: мошенник откажется показывать удостоверение.
Это нужно для того, чтобы не дать возможности вменить неуплату «Платона» и любых других нарушений.
Ответ о том, что копия находится в участке, – прямое доказательство незаконных действий. И сотрудник, и водитель должны показывать документы на равных основаниях.
А если не остановиться?
Даже если у водителя есть основания полагать, что работник Ространснадзора не имеет права останавливать его авто, лучше остановить ТС, и разобраться во всем на месте.
Игнорирование сигнала может привести к задержанию машины если не на этом, то на следующем посту с последующей проверкой документов. Не исключены проблемы и с дорожной полицией.
Приостановка машин вне поста незаконна, даже для обычной проверки документов. Она допускается только при фиксации явных нарушений, без них основания проверки ТС нет. При предъявлении работниками УГАДН каких-либо нарушений, не относящихся к делу, нужно уехать и позвонить на горячую линию Ространснадзора.
Кто может проверять тахографы и РТО на трассе 12:11, 14 февраля 2020 Версия для печати
О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.
О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.
Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.
Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО
Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.
Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:
Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам
Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.
Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.
Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.
Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов. » (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП. » (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.
Читаем дальше пункт 2.4.
Право остановки транспортных средств предоставлено также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.
И заканчивается пункт 2.4. так:
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.
Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.
Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).
Сначала «разберёмся» с ГИБДД.
Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе
Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:
66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.
Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
оснащать транспортные средства тахографами.
Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:
98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
снятие информации с имеющегося тахографа;
То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.
А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.
Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе
На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:
В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.
Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):
Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. », так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).
То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.
Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:
68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.
То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.
Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409
«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»
3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.
Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)
И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.
Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.
Что и кому должен предоставлять для контроля водитель
Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.
В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:
Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.
Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.
Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:
Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.
Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]
Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.
Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.
Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.
В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».
Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.
Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.
В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.
Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.
Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.
Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.
За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе
Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.
Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.
Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».
Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.
20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.
Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.
Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.
Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.
Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.
А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.
А что на практике?
Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.
А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.
Инспектор машет волшебной палочкой
Если водитель не остановился и спокойно продолжает движение, наряд ГИБДД начинает преследование автомобиля нарушителя. Как правило, в большинстве случаев догоняют и останавливают. Тут наш водитель и подпадает под действие п. 6.11 правил дорожного движения РФ – требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство, которые обязывают совершить остановку.
За такое деяние предусмотрен штраф, в размере от 500 до 800 р. Сотрудник ГИБДД самостоятельно определяет размер штрафа и заносит его в протокол.
Водитель может действительно не увидеть либо в конце концов не понять жест инспектора ГИБДД. Ситуации бывают разные, особенно при совершении трудного маневра, в условиях ограниченной видимости или поздно поданного сигнала со стороны инспектора об остановке.
Санкции и наказания:
Само собой, если вменяемо объяснить свои действия, то они не повлекут наказания, либо вам выпишут минимальный штраф. Но если водитель видел сигнал об остановке и специально из одних ему понятных побуждений проигнорировал его, то в любом случае будут приняты все санкции, предусмотренные в таком случае законом. Такие действия приведут к преследованию водителя, инспектора ГИБДД могут сообщить о нем другим экипажам, организовать преследование с последующей принудительной остановкой.
Не стоит доводить ситуацию до такого обострения. Чтобы не допускать ситуации, в которой возникает непонимание между автовладельцем и инспекторами ГИБДД, последние должны подавать четкие сигналы, как это и прописано в правилах:
— жесты рукой;
— жесты жезлом;
— жесты светоотражающим красным диском;
— инспектор дополнительно может применять свисток либо специальные звуковые сигналы.
Соблюдайте правила, берегите себя, удачи всем на дороге!