Что будет если все подпишут петицию

Петиции. Работают ли они в России и есть ли смысл их подписывать в интернете

Петиции – это один из инструментов, который нередко используется для получения поддержки определенной группы населения с целью решения возникшей проблемы или разрешения существующей конфликтной ситуации.

До периода распространения сети интернет и социальных сетей сбор подписей в поддержку различных петиций осуществлялся посредством опроса людей и получения их подписей на специальных листах. Занимались этим волонтеры, которые получали полномочия от организовавших продвижение петиций компаний и фондов.

💡 Работа платформ по созданию петиций и сбору подписей

В настоящее время для осуществления процесса используются различные сайты по созданию петиций и сбору подписей под ними. Наиболее известные:

Сравнительная характеристика Change.org, roi.ru, Петиция Президенту.рф

Параметры сравненияChange.orgroi.ruПетиция Президенту.рф
Что собой представляет сайтИспользуется для составления петиций и получения подписей от широкого круга пользователей. Размещенную и подписанную петицию можно распространить на неограниченный круг людей посредством публикации ссылки на нее в социальных сетях вне зависимости от страны и региона нахождения человека. Для подписания петиции требуется только электронная почта человека или ссылка на социальные сети. С помощью сайта можно попробовать решить широкий круг проблемСайт позволяет получить петиции только от тех лиц, у которых имеется подтвержденная учетная запись на официальном сайте «Госуслуги.ру». Распространить петицию для увеличения охвата круга потенциальных подписантов не получится, так как данный функционал не предусмотрен самим сайтом. С помощью сайта можно попробовать решить широкий круг проблемСайт предназначен для создания петиций, которые, по высказываниям авторов сайта, дойдут до Президента РФ. Доступен всем желающим. Для создания и подписания петиций не нужно каких-то дополнительных действий. При создании требуется указать только адрес электронной почты, а для подписания не нужно даже указывать какие-то идентификационные данные. Распространить петицию можно путем публикации ссылки в социальных сетях, в которые есть доступ у подписанта
Какие ограничения есть у создаваемых петиций?Модераторы оценивают все создаваемые петиции на предмет явного нарушения действующих норм права в той стране, в отношении которой они создаются. Если в петиции содержатся явные призывы к насилию либо иные нарушения действующих норм права, петиция удаляется по решению модераторов и не допускается до публикацииПроверка созданной петиции на предмет возможных нарушений действующего законодательства осуществляется на протяжении длительного периода времени, но не более одного месяца с момента ее создания. Если в составе петиции есть какие-то нарушения действующих норм права, она отклоняется модераторами без объяснения причинПроверка модераторами имеется на предмет нарушения петицией требований норм права, но сроков такой проверки нет, как и нет точно определенного срока, в течение которого петиция после ее проверки должна быть опубликована
Есть ли юридическая сила у созданных петиций?Юридической силы нет, так как подписание петиции на данном сайте не требует прохождения процедуры идентификации подписанта. Достижение каких-либо целей чаще всего происходит за счет того, что петиции, собравшие наибольшее число подписей, получают достаточно широкое освещение в средствах массовой информацииИмеется юридическая сила подписанных петиций, так как все подписанты – реально существующие физические лица, проходящие идентификацию через сайт «Госуслуги.ру»Юридической силы петиции не имеют ввиду того, что нет необходимости проводить идентификацию физических лиц, осуществляющих подписание петиций. Более того, по одной и той же петиции человек может проголосовать несколько раз, но между голосованиями должно проходить не менее 24 часов, иначе предыдущий голос аннулируется
Срок подписания созданной петицииСрок, в течение которого должен происходить сбор подписей под петицией для достижения прогнозируемого результата, устанавливается самим автором такой петицииСрок, в течение которого может осуществляться сбор подписей под петицией, устанавливается ее автором, но не может превышать одного года с момента публикации петиции на данном сайтеПредельный срок для сбора подписей не установлен. По желанию автора подписи под петицией могут собираться бессрочно, а ее закрытие произойдет после того, как будет достигнуто предельное количество необходимых голосов
В чем разница между сайтами?Крупный международный сайт, на котором могут быть распространены петиции по различным вопросам. Охват аудитории достаточно большой, что дает возможность быстро набрать обозначенное число подписейСобранные подписи имеют юридическую силу, но охват аудитории не очень большой, так как подписание петиций требует определенного набора предварительных действий для получения официального статуса подписантаСайт не пользуется популярностью, несмотря на достаточно громкое название

Какие еще есть сайты

Кроме вышеуказанных, есть сайт Onlinepetition.ru. Однако, по отзывам пользователей, в настоящее время сайт не работает, несмотря на то, что его руководители сообщают о возможности размещения петиций сразу же на тематических страницах сайта без осуществления дополнительной модерации. Удалению подлежат только те петиции, которые нарушают действующее законодательство Российской Федерации, например, активными призывами к насилию.

✅ Что происходит после того, как были собраны все подписи

Если речь идет о петициях, подписанных на сайте «Российская общественная инициатива», то после завершения сбора подписей петиция автоматически отправляется по заранее обозначенному адресу, например, в профильное министерство или руководителю определенного региона (либо определенному должностному лицу).

Если же речь идет о петициях, которые не имеют юридической силы, то здесь необходимо опираться только на средства массовой информации, которые обращают внимание на наиболее громкие обращения людей и в силу своего влияния дают им дальнейший ход.

❗ Примеры удачных воззваний, которые достигли своей цели

Одной из наиболее ярких петиций, которые до настоящего времени привлекают к себе внимание, остается петиция Светланы Лапиной против группы компаний «Сбербанк», размещенная на сайте Change.org. Причиной создания петиции стала попытка Сбербанка начислить долг на Светлану Лапину, несмотря на то, что у нее была диагностирована четвертая стадия онкологического заболевания, а при оформлении ипотечного кредита женщина оформила договор страхования здоровья и жизни, по которому страховая компания должна была осуществлять все необходимые выплаты. Однако в страховой компании выплаты затягивали, в результате чего у женщины образовалась задолженность перед банком более 800 тысяч рублей. Из-за этого долга банк принуждал продать женщину свою квартиру, что означало бы для нее не только лишиться жилья, но и постоянной регистрации. А без постоянной регистрации она не могла бы получать должное лечение. Ситуация осложнялась тем, что у женщины несовершеннолетняя дочь.

По итогам функционирования петиции было собрано более 400 тысяч подписей, а саму ситуацию достаточно подробно осветили средства массовой информации, в результате чего Сбербанк отказался от требований по выплате неустойки и штрафов, а страховая компания выполнила свою часть обязательств по заключенному договору страхования.

На сайте «Российской общественной инициативы» наибольшую популярность заслужили петиции о возможности перехода абонентов сотовой связи от одних операторов к другим с сохранением своего номера, а также о возможности нанесения на пешеходных переходах специальной диагональной разметки. Обе петиции вылились в соответствующие нормативно-правовые акты.

🖌 Есть ли смысл подписывать петиции

Несмотря на то что некоторые петиции набирают популярность, зачастую все-таки они оказываются безрезультатными, не в последнюю очередь из-за того, что на них «накручены» голоса. Это выясняется в том случае, если после завершения сбора подписей происходит проверка выборочных подписантов, либо еще на этапе сбора модераторы обнаруживают подозрительную активность.

Кроме того, нередко подписанные петиции не достигают своей цели по причине того, что они направлены не тому адресату, которому должны быть направлены изначально.

Поэтому подписать петицию вы, конечно, можете. Будет ли результат – вопрос открытый.

Источник

Что такое петиция и почему она не работает?

В ситуации с коронавирусной пандемией в России стало еще популярнее взаимодействовать с властью через подачу электронных петиций. Петиция сейчас подписывается везде и по очень разным поводам. Но собрав нужное количество подписей, проблема чаще всего так и остается без внимания властей. И в чем тогда смысл?

Содержание статьи

Для начала узнаем, что такое петиция

Петиция – это коллективное обращение к органам власти или негосударственным структурам (например, в адрес руководства СМИ). В ней просят решить какую-то актуальную проблему. Своей подписью вы можете повлиять на принятие решений на территории страны, региона или города, или даже поддержать интересы конкретного человека.

Где разместить или подписать петицию?

В век информационных технологий стало обычным делом подавать онлайн-петиции с помощью специальных порталов. И тем самым привлекать к проблеме максимально широкое внимание общественности.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

Что происходит с петицией после ее размещения?

Стоит сразу отметить, что успешность некоторых инициатив при проверке оказывается сомнительной. Более того, сам факт опубликования петиции на том или ином сайте никого ни к чему не обязывает. И даже если ваша инициатива и набрала необходимое количество голосов, органы власти не обязаны принимать ее к рассмотрению. Исключением является лишь портал «Российская общественная инициатива», созданный во исполнение Указа Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив». В этом случае, если вашу идею в течение года поддержат не менее 100 тысяч граждан, петиция будет рассмотрена органами власти. Ее направят в экспертную рабочую группу. Она в срок до двух месяцев должна провести экспертизу и принять решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы.

А дальше, как показывает практика, даже если экспертная группа и одобрила общественную инициативу, ее заключения очень редко перерастают в законопроекты. Ведь в Указе не предоставляется сам механизм взаимодействия общественной инициативы и законотворческого процесса. Не указывается и кому должны быть адресованы заключения экспертной группы и какую силу они имеют.

Если же вы разместили петицию на иных сайтах, то она может быть направлена в адрес должностных лиц и государственных (муниципальных) органов. Рассмотрена будет как коллективное обращение на основании Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» только в случае соблюдения требований к ее оформлению. Закон требует, чтобы в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывал свои фамилию, имя, при наличии отчество, адрес электронной почты/почтовый адрес. При оформлении электронных петиций на большинстве общественных сайтов данные требования порой не соблюдаются. Это дает право лицам, в чей адрес направлялось обращение, оставить его без ответа.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

Нужна юридическая помощь?

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Источник

«Вы ничего не добьетесь»: зачем подписывать петиции и как они меняют нашу реальность

Недавно петиция об аресте полицейских, задержавших Джорджа Флойда, собрала 17 млн подписей. А полгода назад 3 млн человек подписались против пенсионной реформы в России. «Афиша Daily» поговорила с представителями Change.org и авторами петиций о том, помогают ли подписи решить проблему.

Когда петиции эффективны

По словам юриста Дениса Костина, обращения — единственный официальный способ разговора с органами власти, и он регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В прошлом году россияне создали почти 38 тыс. петиций на Change.org. Представители сайта рассказали, что они могут быть эффективнее официальных обращений. Например, когда проблема требует срочных мер. Также петиция имеет политическую силу, так как быстро привлекает внимание СМИ, и может стать способом связи, потому что все подписанты оставляют свои контакты.

Какие есть успешные кейсы

Бывший сотрудник Министерства финансов Даниил Махницкий написал самую успешную [в этом году] российскую петицию, в которой просил обнулить полугодовые налоги для малого и среднего бизнеса. Она достигла цели с 375 тыс. подписей.

«Даже учитывая то, что из‑за карантина мы вели кампанию только онлайн, петиция привлекала внимание журналистов, — говорит Даниил Махницкий. — Я убежден, что такая форма коммуникации действует. Я проработал в Министерстве финансов три года и знаю, что есть два типа обращений: теоретические и политические. Ведомство не может учесть политические, потому что это не их зона ответственности: как, например, выделение денег на поддержку бизнеса. Но у них есть служба мониторинга СМИ, которая упоминает петиции с большим числом подписей в справках для руководителей ».

Другой пример — майская петиция, в которой просили обеспечить должным уходом волонтеров, заразившихся коронавирусной инфекцией. Все началось с Надежды Евдокимовой из больницы им. Иноземцева: она помогала пациентам, из‑за чего заболела COVID-19, но ей не нашли койку и не оказали срочную медицинскую помощь. Автор петиции Регина Похорская узнала об этом через инстаграм дочери Надежды.

«После того как у Надежды появились признаки COVID-19, ее попросили выйти из заведения, где она работала, и самостоятельно вызвать себе скорую. Затем она попала в нечеловеческие условия: ее продержали в приемном отделении около 15 часов на холодном бетонном полу, потому что не было даже стульев, а потом разместили в проходном коридоре на кушетке, бок о бок с другими заболевшими», — рассказывает Регина.

В первые сутки петицию подписали более 50 тыс. человек. На второй день дочка Надежды связалась с Региной и рассказала, что пациентов накормили, распределили по палатам и выдали им теплые одеяла.

«В администрации больницы уже слышали про петицию и знали, что на следующий день придет проверка. Так и произошло, — говорит Регина. — Я переживала, что будет после ухода проверяющих, но потом мне рассказали, что медсестры благодарили за петицию, так как нагрузка на больницу заметно снизилась».

Зачем подписывать петиции

«Существует стереотип, что люди, подписывающие петиции, не готовы ничего делать на практике, но это не так, — рассказывает глава коммуникации Change.org Аня Айвазян. — Согласно внутреннему опросу [совместно с «Левадой»], 81% подписантов готовы помогать чем‑то еще».

Вторая — общение участников кампании между собой. На сайте Change.org каждый подписант обязан оставить электронный адрес. И авторы петиций часто связываются с ними, чтобы попросить дополнительную помощь или рассказать, решилась ли проблема.

В апреле этого года Лара Сысоева создала петицию в ответ на инициативу губернатора Петербурга Александра Беглова перепрофилировать онкологическую больницу им. Петрова для лечения COVID-19. Лара выступила против, так как понимала, что сама останется без лечения. Петиция выиграла с 124 тыс. подписей, и работу больницы оставили без изменений. Но для этого потребовалась не только публикация на Change.org.

«Инициативная группа написала всем депутатам Петербурга из Законодательного собрания, — говорит Лара. — А я обращалась к журналистам и дала 17 интервью. Было 15 активистов, а публикации некоторых подписантов-блогеров посмотрели очень много людей. Помогли и модераторы Change.org: после первой тысячи подписей на меня вышла Анна [Айвазян] и в ходе всей кампании отправляла мои контакты СМИ и давала советы, как правильно поступить и кому лучше писать. Мы собрали 100 тыс. подписей за четыре дня».

О похожем опыте рассказал и Даниил Махницкий. После публикации на Change.org он создал сайт-проект «Карта бизнеса, терпящего бедствие», где предприниматели рассказывают о проблемах и необходимой им поддержке. Чтобы собрать истории, он сделал рассылку среди подписантов и предложил им поучаствовать. «Возможно, сайт помог людям сильнее, потому что именно о нем журналисты больше всего спрашивали на интервью», — говорит Даниил, подчеркивая, что без петиции было бы сложнее найти героев.

Как правильно работать с петицией

Далеко не всегда для победы необходимо собрать миллион подписей : петиция, где жители Барнаула выступили против стройки гостиницы на месте сквера, выиграла с 1800 подписей. Другой пример — 10 тыс. подписантов против сноса пончиковой. На сайте Change.org есть советы, как сделать петицию эффективной: главное — не писать в официально-деловом стиле.

«Если есть личная история, то нужно рассказать ее эмоциональным языком, чтобы получить человеческий отклик, — говорит глава коммуникации Change.org Аня Айвазян. — Есть стереотип, что петиция — бюрократический документ, но это не так. В Change.org это база для общественной кампании. Проблему решает не текст, а подписанты. Вместе с ними автор петиции придумывает инициативы, которые помогают привлечь внимание СМИ и адресата».

Кроме того, нужно определить правильного адресата. «Не нужно обращаться к президенту, если проблему может решить местный чиновник, — говорит Аня Айвазян.— При создании петиции необходимо указать электронную почту адресанта, и ему придет уведомление. Существуют чиновники, которые часто обращают внимание на это. Один из них — Владимир Бурматов, председатель комитета Государственной думы РФ по экологии и охране окружающей среды. Он оставил на сайте множество ответов и рассказал, какие меры принимает его комитет. И активно участвовал в истории со строительством завода на Байкале».

А после победы автору следует подробно рассказать, как это произошло: для этого можно сделать специальную публикацию под петицией. Это поможет сохранить хорошие отношения и связь с подписантами.

«У нас есть функция «Отменить победу», — продолжает Аня. — Бывает, что автор получил ответ от ведомства, но через полгода оно передумало. Тогда можно вернуться, разблокировать петицию и снова связаться с подписантами».

Бывают случаи, когда активисты, победившие с петицией, обращаются к подписантам с просьбой подписать новую по схожей теме. Так, Наталья Аширова рассказала в петиции на Change.org, что у нее адренокортикальный рак (редкая форма онкологического заболевания. — Прим. ред.), которого нет в реестре здравоохранения РФ. Петиция набрала 250 тыс. подписей, и заболевание внесли в список, но позднее выяснилось, что Минздрав не закупил лекарств, и Наталья запустила новую кампанию. Вторая петиция победила с 400 тыс. подписей.

Как Change.org зарабатывает

«Мы даем авторам советы, как лучше работать с платформой и как превратить петицию в общественную кампанию, — говорит Аня Айвазян. — Самые активные люди возвращаются и создают новые петиции, потому что уже знают, как все устроено, и уже побеждали».

Источник

Подписываешь ты — зарабатывают другие. Как налажен бизнес на петициях Change.org

Компания Change.org появилась в 2007 году как обычная соцсеть для небезразличных людей, а сейчас в ней более 265 млн пользователей. Только в России на платформе зарегистрировано свыше 14 млн человек. По всему миру подписи под петициями на сайте оставило 603 млн человек. Петиции на любой вкус — от требования переснять последнюю серию «Игры престолов» до, вероятно, действительно важных, таких как разрешение посещения близких в реанимации. И кажется уже, что сбылась мечта о мировой электронной демократии! Но если, яростно спасая белух, немного умерить эмоции, на просторах Change.org можно заметить многомиллионные колонны ботов, тайные засады политтехнологов и огромные деньги, заработанные на простом человеческом желании сделать мир немного лучше. Лайф разбирается в целом клубке бизнесов и манипуляций вокруг самой известной платформы для голосования.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Прошли времена, когда привлечение внимания общественности и госорганов к какой-то вопиющей проблеме было непосильной задачей. Стремительное развитие медиаресурсов позволило выражать свою обеспокоенность социальными или политическими вопросами прямо в Сети, не вставая с дивана. Для этого достаточно поставить лайк под постом в «Фейсбуке» или ретвитнуть понравившуюся запись. Так чем же такая активность отличается от подписания электронной петиции на Change.org? Как оказалось, ничем.

Не имеет юридического значения на территории РФ

Каждый, кто хотя бы раз подписывал петицию на платформе Change.org или создавал свою, наверняка получал на электронный адрес благодарственное письмо, где в реквизитах указан адрес компании — 548 Market, San Francisco. Штаб-квартира головного офиса действительно находится в Калифорнии, а в России всего лишь представительство американской компании. Нет ни специального юридического лица на территории РФ, ни конкретного места дислокации, даже сервер головного сайта компании находится в США. Так каким образом частная зарубежная компания влияет на проблемы россиян? Лайф попросил юриста Алексея Швайбовича объяснить правовое положение таких петиций в нашей стране.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

Выходит, такие петиции просто нелегитимны на территории России, а их значимость в глазах людей обманчиво завышена. Можно, конечно, представить, что Правительство США вдруг отреагирует на какую-то петицию, которая расположена на русскоязычном сайте. Но, по сути, голоса на платформе Change.org всего лишь лайки под постами. Электронный адрес или номер телефона — вот и вся идентификация для того, чтобы поставить подпись. Из этого вытекает следующая проблема.

Голоса на Change.org легко накрутить

Платформа акцентирует внимание на том, что тщательно мониторит подозрительную активность под петициями и в случае накрутки голосов сразу же их убирает. Но на просторах Сети полно предложений по продаже подписей на Change.org. Чтобы проверить, как это работает, Лайф связался с одним из продавцов подобной услуги. Оказалось, накрутить голоса проще простого и даже гарантия от скручивания возможна. Цена вопроса — 7 рублей за голос. Что удивительно, голоса ботов продаются не дороже живых пользователей.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

Возникает вопрос: а зачем вообще накручивать голоса? Ведь резонансные петиции и сами должны подняться в топ сайта. Но оказалось, что не все петиции одинаково полезны гражданскому обществу, ведь некоторые создаются лишь с одной целью: привлечь внимание к нужной кому-то теме, и чем быстрее, тем лучше.

Манипуляция общественным мнением

На первый взгляд цель любой петиции — массовое сплочение перед социальной или политической проблемой и выдвижение требований. Но всегда ли это конечная цель? Ведь общественным сознанием людей могли просто воспользоваться, чтобы вывести нужную кому-то тему на поверхность. И такая практика явно имеет место. Хочешь дискредитировать власти региона — создай петицию о какой-то более-менее реальной проблеме, накрути голоса, подними её в топ, а там и неравнодушные люди сами подтянутся.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

О том, как менять общественное мнение в своих целях, рассказывает Лайфу балашихинский блогер и начинающий политтехнолог Андрис Свилпе:

Лайф не утверждает, что все петиции на этой платформе созданы исключительно для грубой манипуляции мнением людей, но политтехнологи и маркетологи активно пользуются Change.org и подобными инструментами, чтобы рекламировать свои идеи и продукты или дискредитировать чужие. Но тем, кто искренне ставит подписи, «спасая мир», этого, конечно не сообщают. Не объясняют и ещё одну немаловажную деталь. Многие подписавшиеся под общественно-политическими петициями по-настоящему верят, что их голос будет учтён сильными мира сего и должен заставить власти не только прислушаться, но и исправить указанную в заявке проблему. Но сайт, да ещё и зарегистрированный в другой стране, не рассматривается государственными органами России даже как законодательная инициатива. С тем же успехом можно писать в хрестоматийное «Спортлото».

Так что же движет людьми, когда они «кликают» очередную петицию?

Журналист и блогер Михаил Шахназаров рассказал Лайфу, что, путешествуя по миру, он не раз наблюдал, какие меры принимает государство в разных странах.

— В прошлом году, путешествуя по Греции, мы накрутили на колёса горного серпантина и, чтобы передохнуть, тормознули на небольшой полянке у обочины. Рядом с небольшим домишкой, больше напоминающим беседку, стояла пожарная машина. Оказалось, что полянка, с которой открывался чудесный вид на горы, не что иное, как пункт наблюдения. А наблюдал пожарный расчёт из двух человек за возможными очагами возгорания в лесах, — рассказал Шахназаров.

Разговорившись со старшим по званию, журналист узнал, что горит в Греции каждый год, зачастую мощно, и ничего поделать с этим нельзя.

— Да, по всему миру случаются большие лесные пожары, но везде к ним разный подход. Где-то успешно или безуспешно тушат, а где-то на лесных пожарах спекулируют, ставя этот природный катаклизм в упрёк власти. Ну, это примерно то же самое, что обвинять те же власти в цунами или смерчах. К сожалению, у нас в последнее время со спекулянтами на всё и вся проблем нет, — добавил он.

По его мнению, на помощь себе такие спекулянты призывают простого обывателя. Но одно дело, когда армия диванных бюро по предотвращению стихийных бедствий просто тиражирует ахинею, а другое дело, когда эта армия переходит в активную фазу действий, помогая на этом зарабатывать американцам.

— Некоторые наши сограждане спешат пополнить ряды любителей интернет-казино и адептов секты нигерийских писем счастья. Я про сайт Change.org, про это гениальное изобретение, позволяющее его хозяевам делать десятки миллионов долларов на неравнодушных, социально активных людях, чья жизнь состоит из одной сплошной борьбы. Так вот, уважаемые подписанты воздуха. Платформа Change.org — это не что иное, как инструмент для различного рода накруток, которые в итоге превращаются в прибыль для хозяев ресурса, — сказал Шахназаров. — На этом сайте, как и на любом другом, уживаются и боты, и вполне себе реальные люди. На этом сайте можно соорудить любую петицию. Хотите раскрутить новый диск какого-нибудь рэпера с дикцией сломавшегося робота? Да пожалуйста! Напишите петицию против его выступлений, пропиарьте по-чёрному и не забудьте заплатить за накрутку голосов. Вот та же история и с пожарами. История, в которую втягивают активных обывателей, изящно вдалбливая в их головы нужное мнение и попутно на этом зарабатывая. Потому я и назвал Change.org гениальным изобретением, не приносящим ничего, кроме вреда. Кстати, самое главное. Если в следующий раз надумаете поставить свою подпись и оставить адрес электронной почты — знайте: юридической силы данные письма на территории нашей страны не имеют, а данные пользователей периодически сливаются.

«Диванный активизм» или активная гражданская позиция?

Повсеместная тенденция улучшения мира вокруг себя, поставив лайк или оставив коммент, безусловно, выглядит благородной миссией. Это проще, чем тратить реальное время на работу волонтёром или полететь в Сибирь добровольцем тушить лесные пожары. Но верить, что по одному щелчку мыши или касанию экрана смартфона, «без регистрации и смс» проблема обязательно решится, мягко говоря, наивно. Именно из-за такой «диванной активности» в 2011 году в Оксфордском словаре появилось новое слово — «кликтивизм». Психолог Людмила Швайбович рассказала Лайфу, почему, вместо того чтобы реально помогать другим людям, многие ограничиваются интернет-активностью.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

По мнению психолога Швайбович, есть и другой феномен в такой сетевой инициативе. Если человек видит, что какую-то идею поддерживает большое количество людей, он, скорее всего, не станет предпринимать реальных действий. Разум обманывается, считая, что кто-то из толпы уже взял на себя решение проблемы. А как результат — отсутствии вообще какой-либо активности в реальности. В психологии такой феномен называется «эффект свидетеля» или «синдром Дженовезе». Этот синдром назвали по имени убитой девушки Китти Дженовезе. В 60-х годах Китти зверски зарезали прямо на улице в Нью-Йорке. Около получаса преступник гонялся за жертвой на глазах у многочисленных свидетелей из домов вдоль улицы. Впоследствии выяснилось, что каждый из очевидцев считал, что кто-то уже наверняка позвонил копам.

Конечно, и в таких психологических закономерностях есть исключения, но в большинстве случаев интернет-активность на нелегитимных сайтах позволяет выпустить пар, почувствовать свою значимость и не более того. Ведь мотивация совершать реальные поступки просто пропадает.

Так зачем вообще создавалась платформа Change.org? Привлечь внимание к нерешённым проблемам человечества и отдельных стран?

«Коммерческая сторона» политики и экологии

Петиции на Сhange.org часто кричат об экологии или защите гражданских прав, но на поверку многие из них создаются совсем с другими целями. Как, например, это было с петербургским застройщиком «Воин-В». Полтора года оппозиционные депутаты и активисты буквально прессовали его бизнес запросами в контролирующие органы и петициями, в том числе и на Сhange.org. Директор «Воин-В» Олег Глущенко вспоминает, как его бизнес едва не рухнул от неожиданного и ничем не оправданного давления «правозащитников» и «экологов»:

Но главной целью той петиции была вовсе не экология и не память о павших бойцах. В конце концов, оппозиционному депутату Вячеславу Нотягу было предъявлено обвинение в получении взятки. На оперативных кадрах видно, как правозащитник и депутат принимает от строителя пакет с 600 000 рублями и даже журит жертву, что не принёс деньги раньше. Из фраз, брошенных взяточником в оперативной съёмке, понятно, что вряд ли эти деньги пошли бы на решение экологических проблем или защиту гражданских прав.

На всех ресурсах представитель российского филиала платформы Change.org позиционирует компанию как социальный бизнес — корпорация по обеспечению общественных интересов (Public Benefit Corporation, или PBC). Что-то между стартапом и некоммерческим фондом, только фонды получают дотации из бюджета и подотчётны, а платформа платит налоги, но отчитываться о расходах перед обществом не обязана. Условие такой формы деятельности: доходы идут на развитие самой компании. Вот только определить, куда ушли собранные деньги, просто невозможно.

Согласно открытым данным, спонсируют международную социальную платформу венчурные компании, благотворительные организации и даже Билл Гейтс с актёром Эштоном Катчером. А доход в год превышает 47 млн долларов. Помимо крупного спонсирования у платформы есть так называемый клуб друзей, которые ежемесячно поддерживают ресурс денежными взносами — разброс от 100 до 800 рублей. А недавно платформа ввела ещё и монетизацию — через продвижение петиции. Платишь деньги, и её показывают большему количеству подписчиков. Есть ли необходимость платить — решение лично каждого, взносы и продвижение абсолютно добровольны. Вот только кто откажется внести 100 рублей на благое дело? Говорить со стопроцентной уверенностью, что доходы идут только на развитие платформы и покрытие расходов, мы не можем, так как финансовые отчёты публично не раскрываются.

Платформу Change.org в России уже 7 лет представляет Дмитрий Савелов. Он начинал свою профессиональную деятельность в Минске. Например, в 2012-м проводил тренинги по профессиональному развитию педагогов и параллельно развивал Change.org. Учился в Праге, Амстердаме и даже Кембридже. А послужной список в волонтёрстве и общественной деятельности заслуживает уважения.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

Параллельно с основной деятельностью Дмитрий пишет критические статьи на зарубежных ресурсах. Например, о притеснениях ЛГБТ-представителей в Чечне и уничтожении санкционированных продуктов в России. Вообще, тема меньшинств чрезвычайно волнует европейское сообщество. Лайф уже писал, почему и кому обеспокоенные западные фонды выделяют деньги на борьбу за права и свободы ЛГБТ в России.

В своих материалах на европейских сайтах Дмитрий рассказывает, как Change.org борется с повальной несправедливостью, пытаясь достучаться до российских политиков, и какие проблемы раз за разом возникают в РФ. Сам же Дмитрий постоянно путешествует и проживает то в России, то в Англии и Голландии. А по некоторым сведениям, имеет прописку в Сан-Франциско. Получать удовольствие от жизни Дмитрий явно умеет. Вот он отдыхает на известнейшем в Америке ежегодном фестивале Burning Man.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

Сподвижница Дмитрия и консультант проекта Сhange.org в России Анна Бялас тоже известная правозащитница и активистка. По сведениям белорусских СМИ, в 2011 году Анна организовала сбор подержанных компьютеров в Польше для белорусской оппозиции.

Что будет если все подпишут петицию. Смотреть фото Что будет если все подпишут петицию. Смотреть картинку Что будет если все подпишут петицию. Картинка про Что будет если все подпишут петицию. Фото Что будет если все подпишут петицию

Самые «популярные» петиции на сайте. Скрин © LIFE

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *