Что будет если заряжать заряженный аккумулятор
Можно ли заряжать заряженный телефон
Вопросы зарядки смартфонов до сих пор вызывают много споров и противоречий. Одни говорят так, другие с ними спорят, и при этом непонятно, кто на самом деле прав. Больше всего вопросов вызывает то, можно ли заряжать смартфон, когда он заряжен, и можно ли ставить смартфон на зарядку на ночь. Все эти вопросы связаны с тем, что пользователи часто просто не понимают, как устроена батарея их устройства. А еще свой отпечаток накладывает ”эффект памяти”, которым нас так много пугали несколько лет назад. И некоторые аккумуляторы имеют его до сих пор, но давайте попробуем разобраться, стоит ли этого бояться и как вообще заряжать смартфон, чтобы он не просто работал, но и радовал своего владельца.
Многие так и не знают, можно ли заряжать заряженный телефон
Что такое эффект памяти аккумулятора
В свое время, когда аккумуляторы только начинали приходить в массовые устройства, было такое понятие, как эффект памяти. Это означало, что батарея может потерять свою емкость, если заряжать ее до того, как она полностью разрядится.
Если грубо, то поставив его на зарядку тогда, когда в нем останется еще 50% заряда, вы дадите аккумулятору понять, что это минимальная отметка, и в следующий раз он выдаст количество энергии равное тому, сколько до этого он выдавал — от 100% до 50%. Конечно, все было не так буквально, но время работы батареи действительно сокращалось, и если постоянно заряжать аккумулятор на половине заряда, можно было очень быстро его испортить.
Вздутый аккумулятор и еще 5 странных случаев, когда люди продолжают пользоваться смартфонами.
Не будем вдаваться в технические подробности, но отметим, что такие аккумуляторы распространены и сейчас. Их действительно можно испортить неправильной зарядкой. Впрочем, их можно и восстановить, но об этом чуть ниже.
Нужно ли полностью разряжать смартфон
Про аккумуляторы в целом расскажу ближе к концу статьи, а пока давайте поймем, нужно ли полностью разряжать аккумулятор смартфона, зная, что существует такое понятие, как эффект памяти.
Эффект памяти это не то же самое, что память человека.
Если коротко, то нет, не нужно. Опять же, не вдаваясь в подробности того, как ионы лития покидают частицы литий-феррофосфата, стоит просто сказать, что Li-ion (литий-ионные) аккумуляторы, которые установлены в подавляющее большинство смартфонов, не страдают от того самого эффекта.
Правильно говорить, что они именно не страдают от него, но нельзя говорить, что его нет. Просто он настолько ничтожен, что пользователи его просто не заметят. Это в 2013 году доказали в Институте Пауля Шерера (Швейцария).
Более того, считается, что полная разрядка и тем более хранение с пустой батареей намного более вредно для смартфона. Разные источники утверждают, что лучше всего держать заряд аккумулятор в диапазоне от 40% до 80%. Так нагрузка на него будет ниже всего, но стоит понимать, что это не продлит срок его службы на какое-то существенное время.
Поэтому сильно переживать по этому поводу не стоит. Смартфон можно и нужно заряжать тогда, когда вам это надо. Даже если у вас есть потребность в ночной зарядке, она не так страшна, как говорят многие. Лучше заряжать смартфон днем, но если надо, иногда можно подключить к розетке и на ночь.
Зарядка гаджетов — максимально обыденная процедура.
Какие аккумуляторы имеют эффект памяти
А теперь поговорим о том, что не все батареи сделаны так, чтобы их можно было заряжать когда угодно. Например, сейчас до сих пор широко распространены такие типы аккумуляторов, как NiCd (никель-кадмиевый) и особенно Ni-MH (никель-металл-гидридный). Вот они как раз обладают довольно выраженным эффектом памяти.
Такие аккумуляторы входят в состав некоторой электроники, но часто встречаются в виде простых перезаряжаемых батареек для домашнего инструмента, фонарей или аналогов пальчиковых (и других) батареек.
Если есть возможность, то лучше разряжать их полностью. Тогда они будут служить дольше, а их кристаллические образования не будут укрупняться, что позволит надолго сохранить большое время автономной работы. Но опять же, сильно переживать из-за этого не стоит, так как эффект обратим, но само собой ничего не исправится.
Как восстановить батарею с эффектом памяти
Восстановление возможно только после проведения специальной процедуры. Иногда ее еще называют ”тренировкой” аккумулятора.
Суть заключается в том, что батарею надо несколько раз полностью разрядить и зарядить снова. Разрядка должны быть именно полной — до тех пор, пока устройство само не выключится. Только так максимальное время автономной работы можно вернуть к изначальному или близкому к этому значению.
Говорят, что пользоваться внешним аккумулятором вредно. Но как им не пользоваться?
Есть даже зарядные устройства с функцией разряда (по крайней мере для аккумуляторов формата АА и ААА), которые не сложно найти в Интернете. Перед тем, как зарядить аккумулятор, они полностью разряжают его и делают ту самую ”тренировку”.
Портится ли аккумулятор во время хранения
Да, аккумулятор портится. В лучшем случае эта величина составит примерно 2% потери изначальной емкости в год. При самом плохом раскладе этот показатель может достигать значений 50 и более % за несколько месяцев.
Самым безопасным способом хранения считается тот, при котором батарея заряжена примерно на 40% (поэтому в новых гаджетах именно такой уровень заряда из коробки) и лежит при температуре чуть ниже комнатной. При 100%-ом заряде или при хранении в условиях более высокой температуры емкость аккумулятора начинает теряться существенно быстрее.
Это говорит о том, что не стоит беречь аккумуляторы по принципу ”не буду лишний раз заряжать” и не стоит покупать перезаряжаемые батарейки впрок. Пользуйтесь ими, но помните о паре простых правил, приведенных в этой статье, и аккумуляторы вас не подведут. А заодно вы сэкономите немало денег.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
В прошлом году, одновременно с запуском серии Galaxy Note 20, Samsung объявила, что будет поддерживать программное обеспечение на большинстве своих телефонов в течение трех лет. Это было хорошей новостью, которая немного встряхнула всю индустрию, заставив производителей быстрее шевелить лапками в сторону такого же решения. По пути корейцев уже пошли OnePlus, Oppo, VIVO и даже Xiaomi. Правда, пока не во всех вышедших моделях. Все это очень хорошо, но есть кое-что, что сильно раздражает в поведении брендов, которое уже начало проявляться. Возможно, вам это тоже не нравится.
Долгое время что-то более-менее существенное с точки зрения сроков обновления предлагала только Apple, где-то рядом с ней шла Google с ее линейкой смартфонов. Начиная с прошлого года, Samsung запустила цепную реакцию, предложив пользователям три года обновлений вместо двух. В результате сейчас производители начали массово переходить на эту схему, существенно продлевая срок службы своих устройств. Конечно, пока не все созрели для такого ”отчаянного” шага, но таких компаний становится все больше и больше. Теперь к их числу присоединилась Xiaomi. Но не стоит спешить радоваться, как обычно есть небольшая загвоздка, которая немного портит впечатление от такого щедрого жеста.
Что будет, если заряжать заряженный аккумулятор и можно ли это делать?
Можно ли заряжать заряженный аккумулятор в телефонах, ноутбуках, планшетах, медицинских устройствах и в другой портативной электронике? Определённо точно можно (хотя и не рекомендуется) — зарядное устройство оснащено контроллером, который гарантированно обеспечит сохранность элемента питания и убережёт его от перезаряда. Но чтобы продлить его срок службы всё-таки придерживайтесь определённых правил.
И вот вам любопытный научный факт. Если телефон показывает 100% заряда, а вы подключили зарядник, то это ещё не значит, что заряжается заряженный аккумулятор — иногда при таком показателе химическая ёмкость аккумулятора заполнена не до конца.
Как так получается, что заряженный до 100% телефон всё равно заряжается?
Современные мобильные гаджеты используют измерение в кулонах, когда чипсет (платформа SoC с процессором) фиксирует течение тока. Кулон равен ампер-секунде (As) в процессе разряда и заряда. Принцип корректировки цифровых показаний относительно химических основан на потерях, которые уменьшают общую энергию.
В завершении подзарядки энергии всегда меньше той, что была направлена в аккумулятор.
В этом смысле подсчёт кулонов замечательно подходит для батарей типа Li-Ion и Li-Poly, чтобы обеспечить наилучшую эффективность работы элемента питания в мобильной электронике. В последних поколениях гаджетов учитывается старение аккумулятора и уровень температуры, а также применяется множество других высокотехнологичных решений для усовершенствования этого компонента.
Но даже с таким подходом инженеры вынуждены решать проблему необходимости в регулярной калибровке контроллера. Процедура помогает сопоставить показания «цифровой» и «химической батарей». Тем самым оптимизируется работа системы питания и увеличивается автономность.
Для минимизации потребности в калибровке современные устройства используют функцию «обучения» (а с недавних пор и прибегают к помощи искусственного интеллекта). Тем самым фиксируются коэффициенты разряда и потерь, время подзарядки (изношенный аккумулятор заряжается быстрее) и многие другие факторы.
Поэтому нередко и получается так, что смартфон отображает заряд на уровне 100%, но его аккумулятор в действительности заряжен лишь на 90%.
Как заряжать аккумулятор автомобиля? Рекомендации по эксплуатации!
Автомобильный аккумулятор (АКБ) является специально разработанным типом свинцовой аккумуляторной батареи для моторизированного транспорта и служит для запуска двигателя и работы бортового электрооборудования при остановленном двигателе.
Аккумулятор в автомобиле заряжается от электрического генератора. Чтобы продлить срок службы аккумулятора и защитить электрооборудование автомобиля от перенапряжения после генератора устанавливается реле-регулятор, ограничивающий напряжение до 14,1±0,2 В. Для того, чтобы аккумулятор мог зарядиться на 100% на него должно поступать напряжение не менее 14,5 В. Поэтому полностью зарядить аккумулятор генератором автомобиля невозможно и возникает необходимость периодически заряжать аккумулятор сетевым зарядным устройством.
Когда на улице тепло, то запустить двигатель можно от аккумуляторной батареи, заряженной всего на 20%. При наступлении морозов емкость аккумулятора снижается боле чем в два раза, а пусковой ток из-за загустевшего масла в двигателе, значительно увеличивается. В результате, если перед наступлением холодов не зарядить полностью аккумулятор автомобиля от внешнего зарядного устройства, то запустить двигатель без «прикуривания» может не получится.
Порядок зарядки автомобильного аккумулятора зарядным устройством.
Аккумулятор является источником постоянного тока и при его подключении необходимо соблюдать полярность. Выводы аккумулятора имеют маркировку. Положительный вывод обозначен знаком «+», а отрицательный знаком «-». На выводах зарядного устройства для подключения аккумулятора тоже есть такая же маркировка. При подключении аккумулятора для зарядки нужно положительный вывод «+» аккумулятора соединить с положительным выводом зарядного устройства, а отрицательный «-» – с отрицательным. Если попутать полярность подключения, то аккумулятор вместо зарядки будет разряжаться и даже сжечь зарядное устройство.
Сечение проводов для подключения аккумулятора к зарядному устройству должно быть не менее 1 мм2, что соответствует диаметру провода без учета изоляции 1,3 мм.
Перед зарядкой снятый с автомобиля аккумулятор необходимо очистить от грязи и протереть его поверхности для удаления кислотных остатков тканью, смоченной водным раствором соды, приготовленного из расчета столовая ложка соды на стакан воды. Если кислота на поверхности есть, то водный раствор соды пенится. Если аккумулятор имеет пробки для заливки кислоты, то все пробки нужно выкрутить, для того, чтобы образующиеся при зарядке в аккумуляторе газы могли свободно выходить. Обязательно нужно проверить уровень электролита, и если он меньше требуемого, долить дистиллированной воды.
Согласно теории, заряжать аккумулятор можно током, не хватающей ему емкости до полной зарядки. То есть, если аккумулятор имеет емкость 50 А•ч и заряжен наполовину, то в первый момент заряда можно установить ток 25 А и с каждой минутой его уменьшать, вплоть до нуля при полной зарядке. На таком принципе работают некоторые автоматические зарядные устройства, позволяющие всего за несколько часов полностью зарядить автомобильный аккумулятор. Но такие зарядные устройства очень дорогие. Да и необходимость в них не возникнет, если заряжать аккумулятор заблаговременно.
Хотя некоторые зарядные устройства позволяет выполнять зарядку в полуавтоматическом режиме, я все же предпочитаю заряжать аккумулятор в ручном режиме. Как правило, аккумулятор разряжен не более чем наполовину, поэтому зная его емкость, не сложно рассчитать время заряда. Например, для 50 А•ч аккумулятора, для полной его зарядки нужно подать, с учетом потерь ток 30 А•ч. Выставляю ток заряда 3 А, и через 10 часов аккумулятор будет полностью заряжен. Для гарантированной полной зарядки аккумулятора, если позволяет время, можно установить ток 0,5 А и в таком режиме продолжить заряжать аккумулятор насколько позволит время. Для автомобильных аккумуляторов большой емкости такой ток заряда безопасен.
Если время поджимает, то можно сначала заряжать аккумулятор током, допустим, 8 А в течении трех часов, а затем ток уменьшить до 6 А и заряжать еще час. Аккумулятор будет заряжен всего за 4 часа. Но, все, же оптимальным режимом для зарядки является небольшой ток, 2-3 А. При таком токе исключается перезарядка и перегрев аккумулятора, которые сильно сокращают срок его службы. Все хитроумные способы заряда для уменьшения сульфатации пластин аккумулятора, как показывает практика, не более чем теория. Если режим работы аккумулятора соблюдается (не допускается полный разряд), качественный кислотный аккумулятор прослужит от 3 до 5 лет, в лучшем случае семь.
Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля?
При зарядке аккумулятора напряжение на его клеммах может достигать, в зависимости от типа зарядного устройства, 16 В. Даже когда ключ зажигания вынут из замка зажигания, то все равно остаются подключенными некоторые устройства, например, система охранной сигнализации, лампочка освещения салона, багажника. В зависимости от модели автомобиля могут быть подключены и другие устройства. Таким образом, вместо предельно допустимого по паспорту напряжения питания, на устройства будет подано большее, что может привести к выходу их из строя. Таким образом, если Вы не уверены, что все приборы при вынутом ключе из замка зажигания обесточены, то лучше не рисковать и перед зарядкой аккумулятора отключить от бортовой сети его отрицательный вывод.
Почему отрицательный? Потому что отрицательный вывод аккумулятора подключен к бортовой сети автомобиля путем непосредственного подсоединения к кузову с помощью резьбового соединения. Если отключать, положительный вывод аккумулятора первым, то можно случайно прикоснуться гаечным ключом к металлическим деталям двигателя или кузова автомобиля. Получится короткое замыкание.
Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился?
Если во время зарядки аккумулятора напряжение на его клеммах перестанет увеличиваться при неизменном токе заряда в течение более часа, значит, аккумулятор зарядился на 100%. В этом случае потребляемый аккумулятором ток будет расходоваться только на его нагрев.
Для современных не обслуживаемых аккумуляторов напряжение должно достичь величины 16,2±0,1 В, которое зависит от тока заряда, емкости аккумулятора, плотности электролита и других факторов, и по этому является справочной. При данных измерениях можно использовать вольтметр с любой погрешностью, так как не требуется точного измерения напряжения, а его постоянство.
Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор при отрицательной температуре?
Да, допустимо, но не во всех случаях. Во время зарядки аккумулятор нагревается, и через некоторое время температура электролита станет выше нуля. Вы же зимой ездите на автомобиле при отрицательной температуре воздуха, и генератор исправно подзаряжает аккумулятор даже при температуре минус 30˚С.
Заряжать аккумулятор недопустимо, в случае если он в сильно разряженном состоянии находился на морозе и электролит превратился в лед, который может образоваться уже при температуре минус 10˚С. Замерзший аккумулятор нужно перенести в теплое помещение и приступать к зарядке только после того, как лед растает.
Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля?
При зарядке аккумулятора напряжение на его клеммах может достигать, в зависимости от типа зарядного устройства, 16 В. Даже когда ключ зажигания вынут из замка зажигания, то все равно остаются подключенными некоторые устройства, например, система охранной сигнализации, лампочка освещения салона, багажника. В зависимости от модели автомобиля могут быть подключены и другие устройства. Таким образом, вместо предельно допустимого по паспорту напряжения питания, на устройства будет подано большее, что может привести к выходу их из строя. Таким образом, если Вы не уверены, что все приборы при вынутом ключе из замка зажигания обесточены, то лучше не рисковать и перед зарядкой аккумулятора отключить от бортовой сети его отрицательный вывод.
Почему отрицательный? Потому что отрицательный вывод аккумулятора подключен к бортовой сети автомобиля путем непосредственного подсоединения к кузову с помощью резьбового соединения. Если отключать, положительный вывод аккумулятора первым, то можно случайно прикоснуться гаечным ключом к металлическим деталям двигателя или кузова автомобиля. Получится короткое замыкание.
Как безопасно заводить автомобиль от аккумулятора другого автомобиля (прикурить)?
Никто не застрахован от случая, когда понадобится аккумулятор-донор для запуска двигателя собственного автомобиля, или как в народе говорят «прикурить». Обычно соединяют одноименные клеммы аккумуляторов межу собой проводами с крокодилами, прибавляют газ, и запускают двигатель другого автомобиля, оставляя свой работающим. Такое «прикуривание» может вывести электронику современного электрооборудования автомобиля из строя и не стоит удивляться, если сразу или через какое-то время в Вашем автомобиле возникла неисправность. А как же правильно «прикуривать»? Ответ очень простой.
В зимнее время, прежде чем дать «прикурить», необходимо завести свой автомобиль и прогреть двигатель в течение не менее пяти минут. Заглушить двигатель. В автомобиле, котором сел аккумулятор, нужно сначала отсоединить от минусового вывода аккумулятора клемму, а затем подсоединить провода для прикуривания к плюсовому выводу и к снятой клемме с отрицательного вывода аккумулятора.
Так как потребляемый стартером ток при пуске двигателя составляет около 100 А, то сечение проводов прикуривателя должно быть не менее 10 мм2, что соответствует диаметру провода без учета изоляции 3,6 мм.
Вторые концы проводов подсоединить к выводам аккумулятора-донора. Запустить двигатель, дать ему поработать пару минут, и, не останавливая отключить провода «прикуривателя».
Вырабатываемой электроэнергии автомобильного генератора вполне хватит для питания всего включенного электрооборудования автомобиля. Подключить отрицательный вывод бортовой сети к штатному аккумулятору.
Для более быстрой подзарядки аккумулятора необходимо стараться ехать на низких передачах, чтобы обеспечить не менее 3000 обор/мин вала двигателя. При таких оборотах генератор автомобиля будет вырабатывать достаточный для питания электрооборудования и зарядки аккумулятора ток.
Для гарантированного следующего пуска двигателя после его остывания необходимо незамедлительно полностью зарядить аккумулятор от зарядного устройства.
Сколько времени аккумулятор может сохранять работоспособность без подзарядки?
Время хранения отключенного от бортовой сети автомобиля полностью заряженного аккумулятора зависит от его емкости. Внутренние токи утечки составляют около 10 мА•ч. Зная это легко время рассчитать. С учетом допустимого разряда аккумулятора до 30% от первоначальной емкости, для 50 А•ч аккумулятора получим 50/3,3= 16 А•ч – это допустимая степень разряда. Значит, аккумулятор может отдать на саморазряд емкость 50 А•ч-16 А•ч=34 А•ч. Теперь 34 А•ч делим на 0,01 А•ч и получается 3400 часов или 141 день, около 5 месяцев. При этом надо учесть, что хранение разряженного аккумулятора при температуре ниже минус 10°С недопустимо, так как плотность электролита снизится, и он превратится в лед, который деформирует аккумулятор и выведет его из строя.
В случае если аккумулятор подключен к бортовой сети автомобиля, то за счет токов утечки в электрооборудовании срок сократится вдвое, и составит уже 2,5 месяца.
Если подключена сигнализация, она тоже потребляет ток, который в зависимости от модели охранной системы составляет от 0,02 А•ч до 0,05 А•ч. Ток потребления сигнализации можно узнать из ее паспорта. В этом случае время, при токе потребления сигнализацией 0,02 А•ч время составит 1,2 месяца, а при токе 0,05 А•ч всего 20 дней. При отрицательных температурах воздуха время уменьшится вдвое и составит всего 10 дней.
Как проверить ток утечки в электрооборудовании автомобиля?
Иногда автомобилисты жалуются, что полностью заряженный аккумулятор, даже когда машина не эксплуатируется, быстро разряжается и через неделю простоя двигатель невозможно запустить. Одной из причин такого поведения автомобиля может быть большой ток утечки в электрооборудовании.
Для измерения тока утечки электрооборудования необходимо снять с отрицательного вывода аккумулятора клемму и в разрыв между выводом аккумулятора и снятой клеммой включить, соблюдая полярность, амперметр постоянного тока, как показано на фотографии. Чтобы не держать щуп мультиметра в руке, целесообразно использовать отрезок медной проволоки со свитым на конце оголенным проводом в кольцо по диаметру клеммы аккумулятора.
Во время измерений все электроприборы должны быть выключены (ключ не должен быть в замке зажигания), в том числе, и отключена от схемы автомобиля охранная сигнализация. Если величина тока превышает 10 мА, то имеется неисправность в электропроводке или оборудовании.
Если сложно отключить сигнализацию, то измерения можно провести и без ее отключения. Тогда амперметр будет показывать суммарный ток – ток утечки в электрооборудовании и потребляемый сигнализацией, величина которого должна лежать в пределах 50-100 мА. Если ток больше, то в электропроводке или электрооборудовании машины есть неисправность.
Как видно на фото суммарный ток потребления в этом автомобиле составляет 50 мА. При измерении показания приблизительно с секундной периодичностью будут увеличиваться на несколько миллиампер. Это нормально и связано с работой охранной системы сигнализации. При этом величина тока потребления от аккумулятора будет одинаковой, как при включенной с помощью брелока системы сигнализации, так и при выключенной. При включении и выключении охранной сигнализации, из-за потребления тока системой центрального замка, в течение пару секунд будет наблюдаться бросок тока до 3-5 А. А если ток такой величины будет течь большее время, то значит, неисправен один из активаторов двери.
Как проверить в автомобиле исправность реле-регулятора заряда аккумулятора?
Для этого нужно запустить двигатель автомобиля и, не включая электрические приборы, изменяя обороты двигателя (манипулируя педалью газа) измерять напряжение на клеммах аккумулятора. Величина напряжения должна быть в пределах 13,9 В-14,3 В. Если напряжение при больших оборотах двигателя меньше указанной величины, то неисправен генератор или реле-регулятор, возможно, ослабло натяжение ремня, передающего крутящий момент с вала двигателя на генератор. Если напряжение больше, то неисправен реле-регулятор и требуется его ремонт или замена. При малых оборотах двигателя напряжение может быть меньше 13,9 В и это нормально.