Что будет в аду православие

Вопросы об аде и рае

На них отвечает кандидат богословия преподаватель СПбДАиС иеромонах Кирилл (Зинковский)

Что будет в аду православие. Смотреть фото Что будет в аду православие. Смотреть картинку Что будет в аду православие. Картинка про Что будет в аду православие. Фото Что будет в аду православие

— 90 процентов всех верующих представляют ад и рай именно такими, как их описывал Данте: совершенно материальными. Подобные представления нередко можно встретить и в православной литературе, предназначенной «для широкого читателя». До какой степени такие представления допустимы?

— Прежде всего нужно сказать, что грубые представления средневекового католического Запада ни в коей мере не соответствуют святоотеческому православному Преданию. Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде, всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает». Точно так же, по мысли прп. Ефрема Сирина, «сокровенное лоно рая недоступно созерцанию». Рассуждая о тайнах будущего века, Отцы Церкви учат согласно с Евангелием, что геенна уготована не для людей, а для падших и укоренившихся во зле духов, а Святитель Иоанн Златоуст отмечает воспитательное значение, которое имеет ад для человека: «Мы находимся в таком бедственном положении, что, не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы совершить что-нибудь доброе». Современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще говорит об отсутствии в учении Отцов понятия о тварном аде — таким образом, он решительно отрицает те грубые представления, которыми полно франко-латинское предание. Православные Отцы упоминают и о тонких, духовных, «внешних» рае и аде, но основное внимание они предлагают обратить на «внутреннее» происхождение того состояния, что ждёт человека в будущем веке. Духовные рай и ад — это не награда и наказание со стороны Бога, а, соответственно, здравие и болезнь человеческой души, особенно ясно проявляющиеся в ином бытии. Души здоровые, то есть потрудившиеся над очищением от страстей, испытывают на себе просвещающее действие Божественной благодати, а души больные, то есть не соизволившие подъять труд очищения, — действие опаляющее. С другой стороны, мы должны понимать, что, кроме Бога, никто и ничто не может претендовать на совершенную невещественность: ангелы и души, конечно, обладают качественно отличной от видимого мира природой, но всё же они достаточно грубы по сравнению с абсолютным Духом Божиим. Поэтому их блаженство или страдания нельзя представлять чисто идеальными: они увязаны с их природным строем или нестроением.

— Всё-таки есть ли какая-то разница между тем раем, куда попадают праведники после смерти, Царствием Божиим и будущей, вечной жизнью после всеобщего воскресения?

— Очевидно, разница есть, так как, по мысли Святых Отцов, и блаженство, и мучение увеличатся после всеобщего воскресения, когда души праведников и грешников воссоединятся с их восстановленными из праха телами. Согласно Писанию, полноценный человек есть Богом созданное единство души и тела, поэтому разлучение их противоестественно: оно является одним из «оброков греха» и должно быть преодолено. Святые Отцы рассуждали, что само соединение, вхождение души в воскрешённое Богом тело будет уже началом усугублённых радости или страдания. Душа, соединяясь со своими телесными членами, которыми она когда-то творила добро или зло, будет сразу испытывать особые отраду или скорбь и даже отвращение.

— Об аде. Понятно, почему его называют «вечной мукой», но встречается и такое выражение, как «вечная смерть»… Что это? Небытие? Вообще, если всякая жизнь от Бога, то как могут существовать (пусть даже в вечной муке) те, кто отвергнут Богом?

— Вообще-то в Священном Писании нет выражения «вечная смерть», встречается сочетание «вторая смерть» (Деян. 20 и 21). Зато постоянно говорится о тайне «вечной жизни», «вечной славе» спасённых. Понятие «второй» или «вечной» смерти разъясняется у Святых Отцов. Так, поясняя её тайну, свт. Игнатий Брянчанинов отмечал, что «преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни, при сохранении жизни». Это вечное прекращение личного общения с Богом будет главным страданием осуждённых. Свт. Григорий Палама так поясняет соединение внешних и внутренних мук: «при отъятии всякой благой надежды и при отчаянии во спасении невольное обличение и грызение совести плачем будет безмерно увеличивать надлежащую муку».

Даже в аду нельзя говорить о совершенном отсутствии Бога, Который наполняет Собой весь тварный мир, в то же время не смешиваясь с ним. «Аще сниду во ад, Ты тамо еси», — возглашает богодухновенный Давид. Однако прп. Максим Исповедник говорит о различии благодати бытия и благобытия. Очевидно, что в аду бытие сохраняется, а благобытия быть не может. Происходит таинственное истощание всякого блага, что и может быть названо духовной смертью. Самого дара бытия не может отречься созданное Богом творение, а присутствие Творца становится мучительным для отрекшихся от бытия с Ним, в Нём и по Его законам.

— Почему Церковь говорит о двух судах: частном, случающемся с человеком непосредственно после смерти, и всеобщем, Страшном? Разве не достаточно одного?

— Душа, попадая в загробный мир, понимает со всей отчётливостью, что не может быть согласия между добром и злом, между Богом и сатаной. Пред лицом Божественного Света человеческая душа видит сама себя и ясно осознаёт соотношение света и тьмы в себе. Это и есть начало так называемого частного суда, в котором, можно сказать, человек сам себя судит и оценивает. А окончательный, последний, Страшный суд связан уже со Вторым пришествием Спасителя и окончательными судьбами мира и человека. Этот суд более таинственен, он учитывает как ходатайство Церкви о своих чадах, особенно через безкровную литургическую жертву, приносимую в ходе истории, так и глубинное всеведение Божие о каждом из Его творений и окончательное определение всякой свободной личности в своём отношении к Богу, когда Он явится перед лицом всех и каждого.

— В нашей жизни люди, отрицающие чью-то любовь — Божескую ли, человеческую ли, — живут очень хорошо: они, как говорится, не грузят себя лишними проблемами. Почему же после смерти, отрицая Божескую любовь, они будут мучиться? Другими словами: если человек сам, по своей воле, по своему вкусу выбрал путь противления Богу, почему он от этого будет страдать?

— Страдание человека, отвергшего Бога и Божественную любовь, отвергшего христианское самопожертвование, будет заключаться в том, что ему откроется вся бесконечная красота Бога, который есть Любовь. Откроется ему и уродство собственного эгоистического бытия. До конца осознав истинное положение вещей, человек-эгоист неизбежно ощутит страдание — так страдает уродец и предатель, оказавшийся в обществе благородных и прекрасных героев. «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жёстко это мучение любви!» — так зрит адское мучение бесплодного раскаяния прп. Исаак Сирин. При этом надо подчеркнуть, что самолюбивая гордость, в которой закоснеют обитатели ада, не позволит им признать свою неправоту и уродливость выбранного ими пути, несмотря на его абсурдность. Цель и смысл всякого пути более всего очевидны в его конце, как качество плода понятно при его созревании, а так как ад есть конец и результат богоборческого выбора, то в нём и станут ясны как бытийные основы, так и горькие последствия гордого и нераскаянного противления Творцу.

— Рассуждая по-человечески, не все люди замечательно хороши и не все беспросветно злы. Святых и злодеев мало, основная масса — серая: и добрая, и злая (а может быть, вернее: ни добрая, ни злая). Такое впечатление, что мы не дотягиваем до рая, но и адские мучения — это в нашем случае слишком жестоко. Почему Церковь не говорит ни о каком промежуточном состоянии?

— Опасно мечтать о получении в будущей жизни эдакого лёгкого, среднего местечка, ради которого не нужно особо напрягать свою волю. Человек и так слишком расслаблен духовно. Святые Отцы говорят о разных обителях в раю и аду, но тем не менее ясно свидетельствуют о чётком разделе на Суде Божием, которого никому не избежать. Наверное, многие грехи земной жизни человеческой условно можно назвать «малыми», оправдать слабостью людской. Тем не менее тайна Божиего суда состоит в том, что этот суд всё-таки будет, хотя единственным желанием Бога является общее спасение. Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Строго говоря, мы должны бояться не столько наказания внешнего, сколько наказания внутреннего, не ада как окончательного осуждения, а даже малого оскорбления благости Божией. У старца Паисия Афонского есть мысль, что не многие попадут в ад, но даже если мы избежим его, каково будет нам предстать перед Лицом Божиим с неочищенной совестью? Вот в чём должна быть главная обеспокоенность христианина.

Кроме того, важно понимать, что при вступлении в духовный мир в душе человека происходит молниеносная борьба между живущими в ней тьмой и светом. И непонятно, каков будет результат этой схватки несовместимых сил, обнаживших свою суть, скрытую до смертного исхода под «завесой плоти». Само это внутреннее противостояние уже мучительно для их носителя, а насколько удушлива победа внутренней тьмы над светом, вообще трудно говорить.

— И ещё о «малом грехе». Неужели можно попасть в ад за то, что съел котлету в пост? За то, что курил? За то, что изредка позволял себе некие не вполне пристойные мысли (не дела)? Словом, за то, что не был затянут в струнку каждую секунду своей жизни, а порой позволял себе «немного расслабиться» — по человеческим меркам вполне простительно?

— Дело не в кажущейся жестокости Бога, Который якобы готов послать в геенну за малую человеческую слабость, а в таинственном накоплении силы греха в душе. Ведь «малый» грех хоть и «мал», но совершается, как правило, многократно. Как песок, состоящий из мелких песчинок, может весить не менее большого камня, так и маленький грех набирает силу и вес с течением времени и может тяготить душу не менее «большого» греха, совершённого один раз. Кроме того, очень часто в нашей жизни расслабление «в малом» незаметно подводит к большим и очень серьёзным грехам. Не случайно ведь и Господь сказал: «. верный в малом и во многом верен» (Лк.16:10). Излишние напряжённость и мелочность зачастую даже вредят нашей духовной жизни и к Богу не приближают, но требовательность в отношении к себе, к нашей духовной жизни, в нашем отношении к ближним и к Самому Господу для христианина естественны и обязательны.

Источник

Что будет в аду православие

Ад (геенна) – 1) замкну­тая про­стран­ствен­ная область, обособ­лен­ное место при­сут­ствия демо­нов, загроб­ного пре­бы­ва­ния и муче­ния душ нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков; после все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых, Страш­ного Суда ад станет местом муче­ния диа­вола, всех его анге­лов и нече­сти­вых людей, не удо­сто­ен­ных рай­ских селе­ний; 2) внут­рен­нее состо­я­ние греш­ни­ков, харак­те­ри­зу­е­мое чув­ством бого­остав­лен­но­сти, оди­но­че­ства и мук; 3) адовы силы — лука­вые духи. (см.: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Следуя учению Пра­во­слав­ной Церкви, после посмерт­ного част­ного суда чело­век нахо­дится в состо­я­нии пред­вку­ше­ния вечной радо­сти и бла­жен­ства, или в ожи­да­нии страха вечных муче­ний. Совер­шен­ное бла­жен­ство, как и полные муче­ния, нач­нутся после Страш­ного Суда. До Страш­ного Суда воз­можны изме­не­ния в состо­я­нии душ в аду, осо­бенно бла­го­даря при­не­се­нию за них Бес­кров­ной Жертвы (поми­но­ве­ние на Литур­гии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфес­ский. Неиз­ре­чен­ная бла­гость и чело­ве­ко­лю­бие Божье рас­про­стра­ня­ется и на людей пре­бы­ва­ю­щих в аду. Про­ще­ние грехов после смерти пода­ется по бла­го­дати Божьей при содей­ствии люд­ских молитв.

Поня­тия «Рай» и «ад» могут интер­пре­ти­ро­ваться как резуль­тат дей­ствия нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати. Святые отцы учат, что рай и ад суще­ствуют не как юри­ди­че­ская награда и нака­за­ние со сто­роны Бога, но свя­зы­вают эти поня­тия с поня­ти­ями здра­вия и болезни чело­ве­че­ской души.

Здо­ро­вые, то есть очи­стив­шие свою душу от стра­стей, испы­ты­вают на себе про­све­ща­ю­щее дей­ствие боже­ствен­ной бла­го­дати, испы­ты­вая в ее дей­ствиях бла­жен­ство, опи­са­ние кото­рого пре­вос­хо­дит воз­мож­но­сти чело­ве­че­ского языка. Они соеди­ня­ются с Богом, вос­хо­дят в Бого­по­зна­нии из меры в меру, дости­гают обо­же­ния.

Боль­ные, пре­не­брег­шие очи­ще­нием от стра­стей ощу­щают опа­ля­ю­щее дей­ствие бла­го­дати, ибо они отвергли Боже­ствен­ную любовь, пре­зрели дар про­ще­ния грехов, исце­ле­ния души от стра­стей и позна­ния Бога, эго­и­сти­че­ски замкну­лись в себе самих, не воз­же­лали жизни в соеди­не­нии со Святым Богом. Так нака­заны будут греш­ники не потому, что Бог хочет их поги­бели, но они сами «поги­бают за то, что не при­няли любви истины для своего спа­се­ния» ( 2Сол.2:10 ).

В Библии слово «ад» встре­ча­ется 17 раз.

Будут ли муки греш­ни­ков веч­ными?

В насто­я­щее время учение о конеч­но­сти мук нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, име­ю­щих быть осуж­ден­ными на гря­ду­щем Страш­ном Суде, имеет немало после­до­ва­те­лей.

В отли­чие от учения Церкви о веч­но­сти адовых муче­ний оно стро­ится не на прямых биб­лей­ских сви­де­тель­ствах ( Мф.25:46 ), а на интер­пре­та­ции кос­вен­ных фактов.

В своё время воз­зре­ние об огра­ни­чен­но­сти «вечных» адских муче­ний отста­и­вал Ориген. Затем сочув­ствие этой идее выра­зил свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский. Впо­след­ствии назван­ное учение нашло себе отклик в умах боль­шого коли­че­ства «веру­ю­щих». В наше время отдель­ные авторы арти­ку­ли­руют его как одно из допу­сти­мых направ­ле­ний хри­сти­ан­ской мысли (см. подроб­нее: Вечны ли адские муки?).

В первую оче­редь кон­цеп­ция об огра­ни­чен­но­сти адских муче­ний стро­и­лась на свое­об­разно истол­ко­ван­ном учении о Боже­ствен­ных свой­ствах. Счи­та­лось, что Все­дер­жи­тель, желая спа­се­ния всем без исклю­че­ния людям, как Все­ве­ду­щий, Любя­щий, Мило­серд­ный и Все­мо­гу­щий, непре­менно найдёт над­ле­жа­щее сред­ство и изба­вит всех без­за­кон­ни­ков от гре­хов­но­сти, после чего введёт их в Небес­ное Цар­ство, при­со­еди­нив к сонму святых.

На совер­шенно чёткое Боже­ствен­ное заве­ре­ние о веч­но­сти буду­щих мук они отве­тили дово­дом, что при­ла­га­тель­ное «вечные» (муки) должно интер­пре­ти­ро­ваться не в смысле «бес­ко­неч­ные», а в зна­че­нии «про­дол­жи­тель­ные», но всё же огра­ни­чен­ные рам­ками вре­мени.

V Все­лен­ский Собор, оценив ори­ге­низм как учение ложное, не соот­вет­ству­ю­щее духу Писа­ния, осудил вместе с тем и гипо­тезу Оригена об огра­ни­чен­но­сти «вечных» муче­ний. Свя­ти­тель же Гри­го­рий Нис­ский, отча­сти под­дер­жав­ший мнение Оригена, не под­вергся осуж­де­нию ни на этом, ни на после­ду­ю­щих Собо­рах. Более того, он был заслу­женно при­знан Все­лен­ской Цер­ко­вью как один из наи­бо­лее выда­ю­щихся цер­ков­ных писа­те­лей. В свою оче­редь неко­то­рым это дало повод думать, что и импо­ни­ро­вав­шая ему идея о конеч­но­сти мук соот­вет­ствует истине.

Между тем, при всём ува­же­нии к авто­ри­тету Нис­ского свя­ти­теля, его част­ное бого­слов­ское мнение об огра­ни­чен­но­сти буду­щих муче­ний было рас­кри­ти­ко­вано целым рядом вели­ких отцов.

В отно­ше­нии сопря­же­ния учения о все­мо­гу­ще­стве и пре­муд­ро­сти Бога с уче­нием о неиз­беж­но­сти все­об­щего спа­се­ния (неза­ви­симо от того, как тот или иной чело­век осу­ществ­ляет свою земную жизнь), отцы Церкви объ­яс­нили, что не Бог, а сам греш­ник, откло­ня­ю­щий себя от пути в Цар­ство Небес­ное, станет винов­ни­ком своих буду­щих бед. И это не войдёт в про­ти­во­ре­чие с совер­шен­ствами Боже­ства.

Что каса­ется интер­пре­та­ции «веч­но­сти» буду­щего века в зна­че­нии не бес­ко­неч­ного, но огра­ни­чен­ного пери­ода, отцы про­ти­во­по­ста­вили этому сооб­ра­же­нию своё: если при­знать буду­щий век за огра­ни­чен­ный, то огра­ни­чен­ным необ­хо­димо будет при­знать и бла­жен­ство святых; но это суж­де­ние прямо про­ти­во­ре­чит сви­де­тель­ству Откро­ве­ния о том, что радо­сти пра­вед­ни­ков не будет конца.

Один из две­на­дцати ана­фе­ма­тиз­мов (вось­мой) из чина тор­же­ства Пра­во­сла­вия, при­знан­ного Цер­ко­вью, ясно ука­зы­вает, что те, кто дер­зают отвер­гать веч­ность муче­ний посмерт­ного воз­да­я­ния, под­ле­жат ана­феме.

В чем будут состо­ять муче­ния греш­ни­ков в аду после Страш­ного Суда?

В отли­чие от ико­но­гра­фи­че­ских обра­зов и книж­ных мини­а­тюр, сло­жив­шихся и утвер­див­шихся на тер­ри­то­рии Руси в XVI-XVII вв., пред­став­ля­ю­щих буду­щие муки греш­ни­ков в свете ярко выра­жен­ного нату­ра­лизма, Святое Еван­ге­лие сооб­щает об адовых муках в куда более сдер­жан­ных, однако не менее про­ник­но­вен­ных сим­во­ли­че­ских формах.

В то время как изоб­ра­же­ния назван­ного пери­ода демон­стри­руют такие ужа­са­ю­щие кар­тины, как пове­ше­ние греш­ни­ков за ребра, хребты, языки, жаре­нье их на адовых вер­те­лах, уязв­ле­ние змеями, изби­е­ние демо­нами посред­ством моло­тов, коло­ту­шек, горе­ние в огнен­ной реке, Еван­гель­ские сим­волы в основ­ном сво­дятся к огню неуга­си­мому ( Мк.9:44 ), червю неуми­ра­ю­щему ( Мк.9:46 ), тьме кро­меш­ной, внеш­ней ( Мф.8:12 ), плачу и скре­жету зубов ( Мф.25:30 ).

В дей­стви­тель­но­сти ни Еван­ге­лие, ни Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия не пред­по­ла­гает бук­валь­ной, грубо-чув­ствен­ной интер­пре­та­ции этих обра­зов. Именно поэтому они и назы­ва­ются сим­во­ли­че­скими, что, впро­чем, не делает их менее страш­ными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.

Рас­кры­вая Еван­гель­ские сим­волы, свя­то­оте­че­ское бого­сло­вие пред­став­ляло их в таком свете: под горе­нием в огне сле­дует под­ра­зу­ме­вать угры­зе­ния сове­сти, под червем — про­яв­ле­ние неувра­че­ван­ных стра­стей, под тьмой внеш­ней — бого­остав­лен­ность, а под скре­же­том зубами — оже­сто­че­ние, вызван­ное недо­стат­ком или отсут­ствием любви.

При этом, конечно, и само поло­же­ние греш­ни­ков, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее тесное сосед­ство с омер­зи­тель­ными демо­нами, будет являться одним из ост­рей­ших фак­то­ров мук. Кроме того муче­ние греш­ни­ков будет отя­го­щаться и тем пони­ма­нием, что оно не завер­шится ни через сто, ни через тысячи лет. (см.: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду?)

Если ад, согласно утвер­жде­нию свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, упразд­нен бла­го­даря победе Христа, то не значит ли это, что ада, как места посмерт­ного пре­бы­ва­ния греш­ни­ков, больше не суще­ствует?

В огла­си­тель­ном слове свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на Святую Пасху дей­стви­тельно выра­жена мысль, кото­рую иногда пони­мают в том смысле, что ада, как осо­бого места муче­ний греш­ни­ков, больше не суще­ствует, так как он «упразд­нился», «был пору­ган», «умерт­вился» и «был связан» в резуль­тате победы Христа (см.: Слово огла­си­тель­ное на Святую Пасху).

Однако такая интер­пре­та­ция слов свя­ти­теля не под­твер­жда­ется ни дог­ма­ти­че­ским уче­нием Церкви, ни ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­цией, ни литур­ги­че­ской прак­ти­кой. Хотя ад и дей­стви­тельно был побеж­ден Иску­пи­те­лем, и в этом нельзя сомне­ваться, однако это не озна­чает, что его больше нет.

С побе­дой Мессии над адом он пере­стал быть неиз­беж­ным местом посмерт­ного оби­та­лища душ усоп­ших, но не пере­стал суще­ство­вать. Души нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков сходят во ад и поныне, в связи с чем, соб­ственно, веру­ю­щие, молясь за усоп­ших, просят Бога: «преше́дшую ду́шу во а́дово дно не отри́ни» (После­до­ва­ние по исходе души от тела).

Доба­вим, что с побе­дой Христа изме­ни­лись и неко­то­рые усло­вия пре­бы­ва­ния греш­ни­ков в аду: по край­ней мере многие из нынеш­них оби­та­те­лей ада полу­чают отраду бла­го­даря молит­вам за них со сто­роны ближ­них; а часть греш­ни­ков, по молит­вам Церкви, имеет воз­мож­ность обре­сти про­ще­ние и насле­до­вать Цар­ство Божье.

Именно в этом смысле и сле­дует пони­мать слова Иоанна Зла­то­уста.

Важно понять, что вечные муки – не кара раз­гне­ван­ного Боже­ства, а итог внут­рен­него само­опре­де­ле­ния чело­века.
Вале­рий Духа­нин

…Что без­рас­суд­нее или безум­нее, как гово­рить: «Довольно для меня избе­жать геенны; а чтобы войти в Цар­ство, о том не забо­чусь». Избе­жать геенны уже значит войти в Цар­ство, равно как лишиться Цар­ствия значит идти в геенну. Писа­ние не гово­рит нам о трех стра­нах. Но что же гово­рит? Когда же при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский во славе Своей… и поста­вит овец по правую Свою сто­рону, а козлов – по левую ( Мф.25:31,33 ).
Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отде­лил пре­делы их, по селе­ниям их, сказав: пойдут сии, то есть греш­ники, в муку вечную, а пра­вед­ники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ), и пра­вед­ники вос­си­яют, как солнце ( Мф.13:43 ).
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

Не Бог винов­ник ада и вечных в нем муче­ний, а сами греш­ники. Не будь нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, и ада не будет. Гос­подь очень желает, чтоб не было греш­ни­ков, за тем и на землю при­хо­дил. Если Он желает без­греш­но­сти, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сго­во­римся и уни­что­жим ад без­греш­но­стью. Гос­подь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поосте­регся попасть туда.
свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

Ад невоз­можно сде­лать при­вле­ка­тель­ным, поэтому дьявол делает при­вле­ка­тель­ной дорогу туда.
свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий

Держи ум твой во аде, и не отча­и­вайся.
старец Силуан Афон­ский

Ад воз­му­щает совесть, поскольку мы пред­став­ляем себе жизнь в аду, жизнь, обре­чен­ную на бес­ко­неч­ные муче­ния. Но именно жизни в аду нет, есть только бес­ко­неч­ная и вечная смерть; а смерти там некого жалить, потому что в аду нет живого. Оттого и ска­зано: «Смерть! где твое жало? ад, где твоя победа?» ( Ос.13:14 ); ( 1Кор.15:55 ). Ад суще­ствует вечно не как состо­я­ние какой-либо муча­щейся жизни, а именно как «вос­кре­ше­ние суда», т. е. именно как акт окон­ча­тель­ного отде­ле­ния от жизни, коему пра­вед­ным судом Божиим суж­дено на веки его необ­хо­ди­мое послед­ствие – логи­че­ское и жиз­нен­ное – смерть. Ад не есть какое-либо суб­стан­ци­аль­ное бытие, чрез само себя суще­ству­ю­щее. Он суще­ствует лишь чрез Божий суд и в этом суде; сам же в себе он пуст и при­зра­чен. В нем есть бес­пре­дель­ное стра­да­ние. Но не забу­дем, что это – стра­да­ние не того, что живет вечно, а того, что неко­гда жило, стра­да­ние, не совер­ша­ю­ще­еся во вре­мени и не пре­бы­ва­ю­щее в сверхвре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти (ибо в аду нет ничего сверхвре­мен­ного), а стра­да­ние, уже совер­шив­ше­еся в тот послед­ний роко­вой миг, когда данное суще­ство своим пре­ступ­ле­нием и пра­вед­ным Божиим судом навсе­гда извер­жено во «тьму внеш­нюю».
Веч­ность ада есть веч­ность мига. Не живший во Христе во вре­мени, в конце времен на веки изверг­нут «во тьму внеш­нюю», в сферу, абсо­лютно чуждую Христу и, стало быть, чуждую жизни. Перед очами Все­е­ди­ного вечно дей­стви­те­лен этот реша­ю­щий миг со всей его бес­пре­дель­ной мукой. Мне кажется, что в этом смысле и должно разу­меть тот «огнь вечный», о кото­ром гово­рит Еван­ге­лие. Но, с другой сто­роны, этот миг, вечно памят­ный, навеки забыт, ибо ад остав­лен за бытием. Нет реаль­ного суще­ства, кото­рое в нем мучится, – есть только мяту­щи­еся при­зраки.
Евге­ний Тру­бец­кой «Смысл жизни»

Дорога в ад спус­ка­ется полого.
Клайв Льюис

Для того, чтобы попасть в ад, не всегда нужны благие наме­ре­ния: иногда доста­точно просто оста­ваться самим собой.
прот. Максим Козлов

Самое печаль­ное, когда люди видят в Боге угрозу — как будто Он только и ищет пред­лога вверг­нуть их в ад. В реаль­но­сти дело обстоит ровно наобо­рот — это чело­век только и ищет загнать себя в ад, Бог только и ищет того, как его пере­хва­тить по дороге.
Сергей Худиев

Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви. И как горько и жестоко это муче­ние любви! Любовь силою своею дей­ствует двояко: она мучит греш­ни­ков и весе­лит собою соблюд­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, таково геенн­ское муче­ние, — оно есть рас­ка­я­ние.
прп. Исаак Сирин

Не может Бог не быть,
И все в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.
С.С. Аве­рин­цев

Почему суще­ствует ад?

Один из самых есте­ствен­ных вопро­сов сомне­ва­ю­ще­гося – почему суще­ствует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обре­кает греш­ни­ков на вечные муче­ния?

Ответ, на этот кажу­щийся нераз­ре­ши­мым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое глав­ное здесь вот что: хри­сти­ан­ство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что суще­ствует ад. Нет, ад – темное цар­ство мерт­вых – изве­стен почти всем дохри­сти­ан­ским куль­ту­рам. Своим же Вос­кре­се­нием Хри­стос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.

К сожа­ле­нию, наши пред­став­ле­ния об аде и рае далеки от хри­сти­ан­ских. Слово “ад” у многих совре­мен­ни­ков вызы­вает в памяти кар­тинки из жур­нала “Кро­ко­дил” совет­ских времен: ско­во­родки, бока кото­рых жадно лижут языки адского пла­мени; греш­ники, стра­да­ю­щие в кипя­щем масле на этих ско­во­род­ках, и рога­тые черти, неми­ло­сердно тыча­щие греш­ни­ков. Смею утвер­ждать, что кар­тины эти, при всей своей нагляд­но­сти, имеют мало общего с хри­сти­ан­ским пони­ма­нием вечных мук.

И если гово­рить об обра­зах, то я бы пред­ло­жил обра­титься к… совре­мен­ному оте­че­ствен­ному кино! В одной из послед­них картин Вале­рия Тодо­ров­ского “Страна глухих” есть сцена, пре­красно пере­да­ю­щая хри­сти­ан­ский нерв ощу­ще­ния ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: глав­ная геро­иня – моло­дая девушка. Ее люби­мый парень – азарт­ный игрок – должен огром­ную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка соби­рает для люби­мого необ­хо­ди­мую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вер­нуть долг, решает еще раз попы­тать сча­стья. И… вновь про­иг­ры­вает все до копейки.

А дальше потря­са­ю­щая по силе и про­ник­но­вен­но­сти сцена: ни одного упрека, ни одного слова обви­не­ния, все, что пыта­ется сде­лать девушка – это успо­ко­ить люби­мого. Она гово­рит, что он не должен рас­стра­и­ваться, что деньги – это не глав­ное, что она еще зара­бо­тает. Глав­ное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.

В ответ парень “взры­ва­ется” и начи­нает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может нахо­диться рядом с ней, что ему больно от осо­зна­ния того, что он – послед­няя сво­лочь – про­иг­рал зара­бо­тан­ные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обе­ща­ние любить его, что бы он ни натво­рил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою под­лость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБ­РОТЫ, и он ее про­го­няет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬ­НЕЕ. Про­гнав люби­мую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согла­си­тесь, трудно в этой ситу­а­ции обви­нить девушку, упрек­нуть ее в том, что именно она обре­кает парня на муче­ния…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-хри­сти­ан­ски опи­сы­вает ощу­ще­ния души греш­ника, встре­ча­ю­щей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, кото­рая обжи­гает, но без кото­рой нет жизни. Так чело­век, про­си­дев­ший долгое время в темной ком­нате и отка­зы­вав­шийся выхо­дить к свету, неиз­бежно слеп­нет, когда сол­неч­ные лучи впер­вые каса­ются его лица. И кто вино­ват, что на посто­ян­ный призыв выйти на улицу, к свету, он отве­чал отка­зом. А глаза, тем вре­ме­нем, поте­ряли спо­соб­ность вос­при­ни­мать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам чело­век обре­кает себя на вечную тьму, вечное муче­ние.

И все же – повторю еще раз – хри­сти­ан­ство – это Благая Весть (греч. Еван­ге­лие) о Жизни, а не смерти. И все, что тре­бу­ется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

Притча. Три часа в аду

Как-то раз один боль­ной утра­тил тер­пе­ние и стал про­сить Гос­пода изба­вить его от нестер­пи­мых болей. Страж­ду­щему явился Божий Вест­ник и сказал:

– Необ­хо­димо, чтобы ты прожил на земле еще один год, дабы твоя душа очи­сти­лась болез­нью. Если тебе это кажется труд­ным, то Пре­бла­гой Гос­подь дает тебе воз­мож­ность взамен про­ве­сти три часа в аду. Итак, выби­рай.

– Я пред­по­чи­таю про­ве­сти три часа в аду, – не заду­мы­ва­ясь, отве­тил боль­ной, пола­гая, что год испы­та­ний на земле мучи­тель­ней.

Поме­стив душу боль­ного в ад, Ангел сказал:

– Через три часа я вер­нусь.

Ока­зав­шись один, несчаст­ный испу­гался. Со всех сторон доно­си­лись ужа­са­ю­щие крики и вопли. В тем­ноте он раз­ли­чил муча­щихся и горя­щие глаза бесов. Прошло время. Боль­ной ждал появ­ле­ния Ангела с минуты на минуту, но тот все не при­хо­дил. Ему пока­за­лось, что прошел уже целый век. Утра­тив всякую надежду на спа­се­ние, несчаст­ный начал сто­нать и рыдать. Но вот чудес­ный образ Ангела снова пока­зался в аду.

– Что с тобой, чело­век? – спро­сил он.

– Я не знал, что Ангелы лгут, – про­шеп­тал полу­мерт­вый боль­ной. – Ты обещал забрать меня через три часа, а прошел целый век нестер­пи­мых муче­ний.

– О чем ты гово­ришь, чело­век? Прошел всего лишь один час, и ты должен про­быть здесь еще два.

– Нет! – взмо­лился тот. – Я больше не выдержу! Забери меня отсюда. Пусть лучше я буду годами мучиться на земле!

– Пусть будет по-твоему, – согла­сился Ангел. – Пре­бла­гой Гос­подь сми­ло­сти­вится над тобой.

С этими сло­вами боль­ной очнулся и с радо­стью увидел, что снова нахо­дится на своем одре. Мило­серд­ный Гос­подь да дарует нам силы с тер­пе­нием, без ропота пере­но­сить все жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства. А когда наших сил будет недо­ста­точно, пусть под­дер­жит нас и укре­пит наш доро­гой Ангел Хра­ни­тель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *