Что будет в аду с прелюбодеями
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Семерым Всевышний предоставит место в тени Его милости в тот день, когда не будет другой тени:
1. Справедливый правитель.
2. Юноша, который провёл свою молодость в богослужении.
3. Человек, который привязан к мечети, т. е. совершает коллективные намазы в храме Аллаха и проводит в нём время между молитвами.
4. Двое, полюбившие другу друга ради Аллаха, которые встречаются и расстаются ради Него.
5. Человек, которого призвала к себе женщина, обладающая красотой и положением, но он, отказавшись, сказал ей: «Воистину, я устрашился Аллаха».
6. Человек, который подал милостыню так, что не знает его левая рука о том, что тратит правая.
7. Человек, глаза которого переполнились слезами от страха перед Всевышним в то время, как он вспомнил Аллаха, будучи в одиночестве».
Хадис привёл имам Бухари.
Ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) много раз рассказывал нам хадис: «Был человек, который не остерегался грехов. Как-то к нему пришла женщина, и он дал ей 60 динаров, чтобы овладеть ею. Когда мужчина приблизился к ней, то она содрогнулась и заплакала. Он сказал ей: «Почему ты плачешь?» Она ответила, что никогда ранее этого не делала и решилась на прелюбодеяние только из бедности. Тогда он сказал: «Ты устрашилась Аллаха, а я более достоин бояться Его. Иди и оставь себе то, что я дал тебе. Клянусь Всевышним, я более никогда не преступлю законы Аллаха». И он скончался в ту же ночь, а на его воротах появилась такая запись: «Поистине, Аллах простил Кифля». Тогда люди из его народа удивились этому».
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «О юноши-курейшиты, берегите ваши органы (половые) и не прелюбодействуйте. Поистине, тому, кто последует этому, наградой будет Рай». В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение), повторив то же самое, в конце сказал: «Поистине тот, кто убережёт свою молодость, войдёт в Рай».
Казалось бы, для того чтобы войти в Рай, нужно совсем немного – просто сберечь свою молодость, избегая недозволенных связей. Но многие довольствуются мимолётными удовольствиями, обрекая себя на гнев Аллаха.
Посмотрите на условия, перечисленные Пророком (мир ему и благословение), соблюдение которых гарантирует мусульманке обретение Вечного счастья. Он сказал: «Если женщина совершала пятикратный намаз, берегла себя от прелюбодеяния и подчинялась своему мужу, то она войдёт в те ворота Рая, в которые пожелает».
Также из хадисов: «Гарантируйте мне исполнение шести вещей, и я гарантирую вам Рай:
1. Будьте правдивы, когда вы говорите.
2. Исполняйте то, что вы обещаете.
3. Возвращайте, когда дают вам на хранение.
4. Оберегайте ваши органы.
5. Потупляйте ваши взоры.
6. Берегите ваши руки от воровства».
Какими же последствиями грозит совершение прелюбодеяния в этом и том мирах? Из хадисов Пророка (мир ему и благословение) становится ясно:
1. Незаконная половая связь лишает сердце человека света имана в то время, когда он прелюбодействует.
2. Этот мерзкий поступок делает дозволенным физическое наказание мусульманина.
3. Зина – предвестник страха и беспокойств.
4. Аллах не отвечает на мольбы прелюбодея.
5. В Судный день его лицо запылает огнём.
6. В Аду тела прелюбодеев будут брошены в особые печи, где они подвергнутся мучительным наказаниям.
7. От них будет исходить зловоние.
8. Прелюбодей вычёркивает своё имя из списка благочестивых и перестаёт быть рабом Милостивейшего.
9. Всевышний не посмотрит на него с милостью.
10. Аллах сделает запретным для него Рай и даже его запах.
11. Распространение прелюбодеяния (зина) приводит к появлению бесчинствующего и нечестивого потомства.
12. Аллах пригрозил разрушить всякий город, в котором прелюбодеяние станет явным.
13. Совершающий зина будет опозорен и обесчещен в обоих мирах.
Блага, которые содержатся в сохранении себя от греха прелюбодеяния:
1. Кто сохранит себя от зина, будет в тени милости Аллаха в Судный день.
2. Избегание зина послужит избавлением и спасением от ужасов и трудностей Дня Расчёта.
3. Сохранение тела от этого греха увеличивает баракат в пропитании и в жизни, а лицо человека озаряется нуром.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не нарушит народ заповедей Аллаха без того, чтобы не распространились среди него убийства, и не появится в народе зина без того, чтобы Аллах не наслал на этих людей смертельные эпидемии, и не откажется народ от выплаты закята без того, чтобы люди не лишились дождя».
Так бойтесь же Аллаха, где бы вы ни были, и знайте, что Он наблюдает за вами. Поистине Он знает то, что вы скрываете, и то, что вы делаете явно. Не будьте подобны тем, которые сказали: «Мы слышали», но они не слышат. Воистину счастлив тот, кто разорвал покровы забвения и стал готовиться к тому, что будет после смерти, до того, как она придёт.
Где же те, кто наставлен? Сердца охватила ржавчина, победили забвение и страсть. Поистине мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся.
О люди, бойтесь Аллаха, Который сотворил вас, и используйте в служении Ему то, чем наделил Он вас. Отвечайте вашему Господу – ведь Он призвал вас к соблюдению обязательного и желательного и запретил приближаться к мерзостям, явным и скрытым; Он сообщил вам, что Рай уготован для богобоязненных, которые расходуют в бедности и богатстве, сдерживающих свой гнев и прощающих людям.
Аллах любит благодетельствующих. Так поклоняйтесь же Всевышнему, бойтесь Его и держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь. Он скрепил нас узами веры и повелел нам помогать друг другу в благодеянии и богобоязненности и запретил помогать друг другу в грехе и преступлениях. Так выполняйте же повеления вашего Господа, Знающего скрытое и явное, Который воздаст каждой душе по её заслугам.
О верующие, сдержите же ваши души и тела от грехов и стремитесь к благочестивым поступкам до того, как пролетит ваша жизнь.
Что же это за беспечность и дремота, когда нас предупреждают? Разве вы не извлекаете уроков из скоротечности дней? Разве не действуют на вас многочисленные проповеди и увещевания? Разве не является для вас назиданием наступление и прошествие месяцев?
Вы разве не слышали слово Всевышнего: «Неужели полагали вы, что сотворили Мы вас просто так, и что не предстанете вы предо Мною» (сура «Му’мин», аят 115).
Неужели не увещевает вас слово Всевышнего: «Тот, кто не уверовал, пострадал за неверие своё, и тот, кто сотворил добро, уготовил себе спасение» (сура «Рум», аят 44).
Разве не разбудило вас слово Всевышнего: «И те, у кого (чаша добрых деяний) перевесит на весах (чашу прегрешений), они-то и будут спасены (от Ада). А те, у кого окажется на весах лёгкой (чаша добрых деяний), будут сами виноваты (в этом, и место им) вечно в Аду» (сура «Му’мин», аяты 102–103).
Да сделает Аллах нас из тех, кто покаялись и обратились, и да простит нам по милости Своей, и да упасёт нас от строгого отчёта!
В Коране сказано (смысл): «Страшитесь того Дня, когда будете возвращены к Аллаху. Тогда воздастся по заслугам человеку каждому, и никто не будет наказан (незаслуженно)» (сура «аль-Бакара», аят 281).
Канонический отдел сайта «Исламдаг.ру»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Грех прелюбодеяния
Пророк (мир ему и благословение) в одном из хадисов рассказывает о признаках Судного дня и говорит: «Признаками Судного дня являются: потеря знаний, утверждение невежества, распитие алкоголя и распространение прелюбодеяния». К великому сожалению, сегодня все эти признаки мы наблюдаем в обществе.
Если говорить о знаниях, то людей, обладающих истинными божественными знаниями, единицы. Вспомним, как стремились наши предки к этим знаниям, жертвуя всем на пути поиска знаний. Сегодня количество обучающихся велико, но качества не хватает.
Невежество в нашем обществе приобретает особо тяжкий вид, когда невежда выдает незнание за знание, просто когда человек не знает, что не знает и очень часто заблуждается сам и вводит в заблуждение остальных. Они приводят переводы аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение), пользуются научными терминами, но в то же время очень далеки от простых и элементарных знаний Ислама.
Если же говорить об алкоголе, его распитие так распространено, что многие еще не могут представить себе, как отметить свадьбу детей или радость рождения ребенка без употребления алкоголя.
Увы, молодежь не соблюдает принципов Ислама, немало и таких, которые посещают пятничные молитвы, соблюдают ритуалы Ислама, а, выйдя на улицу и попадая в круговорот жизни, становятся отъявленными грешниками. Это нездоровое явление. И подобный человек является врагом Аллаха. Ведь молодой человек должен беспокоиться о своей молодости, так как если он не позаботится о душе в молодости, не очистится от скверны, то в Судный день вряд ли попадет в Рай и избежит наказания Всевышнего.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину тот, кто сбережет свою молодость, войдет в Рай». Молодому человеку в это смутное время достаточно соблюдать столпы Ислама, избегать тяжких грехов, и ему гарантирован Рай. Что же нам еще нужно? Сегодня мы очень часто осуждаем рост числа саун, все мы хотим бороться с этим, но ведь борьбу нужно начинать с самих себя.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не совершит грешник прелюбодеяния, будучи уверовавшим». Потому что человек, совершая тяжкие грехи, привыкает к ним, совершает их все больше и больше, что приводит к постепенному лишению веры, и делает его мунафиком, то есть лицемером, обреченным на вечное пребывание в Аду. От тяжких грехов следует отдаляться принципиальным образом, отдаляясь не только от самого греха, но и от всего, что приближает к этим грехам, остерегаясь людей, совершающих подобное.
Грех прелюбодеяния различается в своей тяжести. Тяжесть этого греха увеличивается в десять раз, когда его совершают с супругой соседа, или когда совершают прелюбодеяние в пожилом возрасте. В хадисе сказано: «Аллах не обратит Своего взора в Судный день к трем, и не очистит их, и будут сурово наказаны они. Это пожилой прелюбодей, лживый правитель и горделивый бедняк» (Муслим).
В Судный день прелюбодеи будут отмечены особыми признаками и мерзким невыносимым запахом, который исходит от их половых органов. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что лица прелюбодеев будут гореть Пламенем Ада.
А когда грешник отходит от грехов, прибегает к раскаянию, то Аллах прощает Своему рабу грехи его и возвышает его степень.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал нам хадис, если бы я только слышал его один или два раза (и так он досчитал до семи), но я слышал его больше этого. Итак, я слышал, что Посланник Аллаха сказал: «Был человек по имени Кифл, который не остерегался совершения грехов, и как-то к нему пришла женщина, и он дал ей 60 динаров, чтобы овладеть ею, и когда он приблизился к ней, то она содрогнулась и заплакала. Он спросил: «Почему ты плачешь?» Она сказала, что никогда этого раньше не делала, пошла на это только из бедности. Тогда он сказал: «Ты устрашилась Аллаха, а я более достоин бояться Всевышнего, иди и оставь себе то, что я дал тебе и, клянусь Аллахом, я больше никогда не буду ослушаться Аллаха». И он скончался, и в ту же ночь на его воротах появилась такая запись: «Поистине, Аллах простил Кифля» и люди из его народа удивились этому».
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) также поведал: «Я слышал как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Небольшая группа людей из тех, кто были до вас, вышла в путь, и шли они до тех пор, пока не остановились на ночлег в пещере.И когда они вошли в нее, то с горы сорвался огромный камень и закрыл выход оттуда. И они сказали: «Поистине, от этого камня может спасти только обращение к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он избавил нас от него за наши благие дела». И каждый из них стал перечислять свои благие дела и просить у Аллаха ради поступка, совершенным ими ради Него же, дать им выйти из этой пещеры. Один из них сказал: «О Аллах! Поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше кого-либо из людей и желал ее. Но она противилась мне. Так продолжалось до тех пор, пока не выдался засушливый год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой и согласилась на это.Когда же я получил возможность овладеть ею, то она сказала: «Побойся Аллаха и не делай этого, иначе как по праву». И я избежал того греха и покинул ее, несмотря на то, что любил ее больше всех, оставив у нее то золото. О Аллах! Если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от гибели! И скала сдвинулась, дав им возможность выйти из пещеры». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О юноши курейшиты, берегите ваши органы (половые) и не прелюбодействуйте. Поистине, кто убережет свои органы, наградой ему будет Рай». В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение), повторив то же самое, в конце сказал: «Поистине тот, кто убережет свою молодость, войдет в Рай».
Да убережет Всевышний нас всех от грехов и поможет покаяться от ранее совершенных! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
«Прелюбодеяние имеет 6 последствий, 3 из которых проявятся в этом мире, а 3 – в будущей жизни»
В любой из трех наиболее распространенных мировых конфессий порицается прелюбодеяние. О том, какие действия являются зина (прелюбодеяние) и какие наказания ждут грешников, в рамках еженедельных лекций рассказал сотрудник отдела дагвата ДУМ РТ Тимергали хазрат Юлдашев.
Согласно Священному Корану, прелюбодеяние – это нарушение супружеской верности, недозволенная по шариату связь, которая относится к одному из тяжких грехов. Несмотря на то, что с течением времени прелюбодеяние из строго порицаемого постепенно перешло в разряд нормального, необходимо помнить, что Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) всегда запрещали внебрачные отношения мужчины и женщины. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что наказанием для прелюбодеев, если оба не состоят в браке или ранее не состояли в браке, является сто ударов плетью (сура «ан-Нур», 2 аят).
Это наказание позволяет людям искупить свой грех еще при жизни, чтобы не пришлось на том свете нести суровое наказание и испытывать адские муки. Ведь что такое сто ударов плетью по сравнению с наказаниями Судного дня?! Если прелюбодеи не будут наказаны на этом свете, то в Судный день будут наказаны перед всеми творениями ударами адских плетей, сотворенных из огня.
О запрете прелюбодеяния говорится и в Сунне: «О люди! Избегайте прелюбодеяния. Ибо прелюбодеяние имеет шесть последствий, три из которых проявятся в этом мире, а три – в будущей жизни. В этом мире (вслед за прелюбодеянием) исчезает красота лица, его свет, приходит бедность и укорачивается жизнь. В будущей же жизни (прелюбодеяние приводит к) гневу Аллаха, тяжкому суду и (в случае признания прелюбодеяния дозволенным (халяль) вечному наказанию в Аду».
Страшная кара Аллаха постигает людей, которые погрязли в неверии, пьянстве и распутстве. Одним из ярких примеров жестокого наказания за зина является народ Содома и Гоморры, которых Всевышний покарал за их непокорность, уничтожив всех до единого. Они были погублены после многолетнего и безрезультатного призыва пророка Лута (мир ему) к отказу от распутства, к праведному образу жизни. Пророк Лут (мир ему) был сыном Харуна, брата Пророка Ибрахима (мир ему). Он был послан к жителям Содома и Гоморры. Увещевания пророка не увенчались успехом, и тогда Создатель наказал всех жителей страшным землетрясением. Теперь эта страна находится под 20-метровым слоем воды, в расщелине, напоминая людям, что может ожидать тех, кто ушел слишком далеко в неповиновении Творцу, кто погряз в неверии и распутстве.
От печи исходит такой отвратительный запах, что люди в аду страдают из-за него.
Немало говорится о том, какое наказание ждет в Судный день тех, совершал зина. В одном из хадисов говорится: «В Аду есть ущелье, в котором змеи и скорпионы величиной с лошадь. Они кусают прелюбодеев ядовитыми зубами, боль от этих укусов не проходит тысячу лет. Они разрывают грешников на куски, после чего те воскресают, и все начинается заново».
Для того, чтобы уберечь человека от совершения зина в исламе прописан ряд определенный действий и запретов.
1. Запрещаются сладострастные взгляды, обнаженность, пребывание наедине мужчин и женщин, путешествие женщин в одиночку, алкоголь.
2. Женщину обязаны содержать отец, муж или брат. Таким образом, предотвращается бедность, которая часто ведет к прелюбодеянию.
3. Развод облегчен, разрешено многоженство.
4. Ислам запретил непосредственно или косвенно заниматься проституцией, а для прелюбодеев, будь то мужчина или женщина, установил самое суровое наказание.
«Если какое-то общество нарушит обязательство жить в соответствии с повелениями и запретами Аллаха, то Аллах обрушит на них их врагов. (Враги захватят все их материальные и духовные блага). Если какое-то общество не станет соблюдать ниспосланные от Аллаха (социальные, экономические и нравственные) законы, то в нем распространится бедность. Если в обществе распространится прелюбодеяние, и его даже перестанут скрывать, то в нем увеличатся (умственные расстройства и) смертность. Если в обществе обманывают при взвешивании (и измерении), то уменьшится урожай, и станет не хватать продуктов. Если в обществе не платят закят, то прекратятся дожди. (Наступит засуха. Если люди не держат скот, то дождя не будет совсем)».
Часть 6. Любодеяние
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.
Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г.), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.
Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха?
Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.
Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).
Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.
Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.
Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).
И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.
Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.
Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.
Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.
С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.
Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.
Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.
Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.
И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.
Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».
На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.
Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.
Горе миру от соблазнов
Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.
В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.
Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?
Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.
Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.
В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.
Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.
Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.
В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.
А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».
Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда держать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих.
Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.
Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.
Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия.