Что будет в метрополисе вместо карусели
На месте гипермаркетов «Карусель» откроются гастромаркеты
В обновленных магазинах откроются кафе, винные и пивные бары, а также детская зона и открытая кухня.
Продуктовые ритейлеры заинтересовались популярным в Москве форматом гастромаркетов. В планах X5 Retail Group стоит переформатирование части гипермаркетов торговой сети «Карусель» в современные гастрономические площадки. Об этом в компании сообщили на прошедшем дне инвестора в Лондоне. В обновленных магазинах откроются кафе, винные и пивные бары, а также детская зона и открытая кухня.
В рамках реконцепции площадь гипермаркетов будет разделена на отдельные зоны. Работать они будут, как сообщалось ранее, под брендом «Перекресток». Окончательный концепт реформатирования торговой сети пока не утвержден, компания тестирует преобразования на площадях трех гипермаркетов. Ожидается, что до 2021 года в новом формате будет открыто 34 магазина «Карусель». По оценкам гендиректора Infoline Михаила Бурмистрова, инвестиции в обновление сети составят около 5,5 млрд рублей.
По похожей схеме планирует развиваться и крупнейший премиальный продуктовый ритейлер «Азбука вкуса». Как сообщает « Коммерсантъ », компания будет открывать корнеры с пиццей, пастой и свежими продуктами внутри собственных магазинов. Тестирование нового концепта начнется с супермаркета, который откроется 1 ноября в Novaya Riga Outlet Village. Эксперты отмечают, что торговые сети продолжат увеличивать долю кулинарии и свежей продукции в магазинах в соответствии с растущим спросом.
Подписывайтесь на email-рассылку Моллы, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.
Источник: Моллы.Ru. Фото: X5 Retail Group.
Магазины «Карусель» начали закрывать. Что происходит?
Большая часть магазинов «Карусель» прекратит работу. Такое решение приняла компания X5 Retail Group, которой принадлежит эта сеть гипермаркетов. Помимо «Карусели», компания владеет магазинами «Перекресток» и «Пятерочка».
В общей сложности в России исчезнут 59% «Каруселей». 37% из них переименуют в «Перекресток», 22% закроют навсегда. 41% гипермаркетов «Карусель» продолжат работу. В количественном выражении в стране останется 37 «Каруселей». На них X5 начнет эксперименты, призванные оживить торговлю и посещаемость гипермаркетов.
Кризис затронул гипермаркеты всех брендов. Мы узнали, почему они перестали привлекать покупателей в 2019 году:
Руководство розничной компании решило отказаться от большей части «Каруселей» из-за неуклонного уменьшения продаж. Тенденция к падению привлекательности гипермаркетов наблюдается по всему миру, объяснил ситуацию главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман: формат рассчитан на покупки впрок, а люди все чаще выбирают магазины у дома.
Сейчас 80% выручки X5 генерирует «Пятерочка». 15% продаж обеспечивает «Перекресток». Оставшиеся 5% приносит «Карусель». Аналитики полагают, что новость позитивно повлияет на акции X5 Retail Group.
«Вопрос в том, насколько хорошо себя чувствует «Карусель» внутри своего сегмента по сравнению с конкурентами. В отличие от «Пятерочки» и «Перекрестка», которые сейчас находятся на лидирующих позициях в своих сегментах, «Карусель» намного отстала от таких лидеров, как «Ашан», — рассказал РБК Quote аналитик «Уралсиба» Константин Белов.
В первом полугодии 2019 года темпы роста выручки у «Карусели» упали на 2,5%, в то время как по «Пятерочке» и «Перекрестку» был зафиксирован рост на 15,9% и 19,2% соответственно.
В X5 объяснили негативную динамику «Карусели» развитием онлайн-торговли, оттянувшей клиентов у классических гипермаркетов. Теперь компания ориентируется на покупателя, который «голосует ногами против гипермаркетов как формата», рассказал РБК представитель X5 Retail Group. «Те локации, которые явно не привлекают покупателя, мы закрываем. Объекты, которые имеют потенциал к улучшению, меняем на успешную модель «Перекрестка», — сказал он.
Каков прогноз по акциям X5
На сегодняшних торгах акции X5 Retail Group выросли на 3%. «Я думаю, что рынок готов воспринимать эту новость достаточно позитивно, потому что «Карусель» — слабое звено среди трех сетей, которые держит X5», — сказал в этой связи Константин Белов.
Аналитик «Уралсиба» назвал решение X5 нормальной ситуацией в условиях высокой конкуренции. «Магазины подвергаются каким-то переменам или даже закрываются — [это можно понять]. Другое дело, что не очень понятно, удастся ли найти более прибыльную модель для тех магазинов, которые останутся», — заключил Белов.
Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP).
Операция «ПереСель»: как «Карусели» стали «Перекрестками»
Год назад X5 Retail Group начала программу трансформации гипермаркетов «Карусель» в супермаркеты «Перекресток». MarketMedia разбирался с вопросом: бизнес крупнейшего ретейлера больше выиграл или проиграл?
Некоторые ТРК после этой рокировки фиксируют падение трафика, а покупатели скучают по ценам и ассортименту «Карусели». Но для бизнеса Х5 других вариантов не остается — формат гипермаркетов устарел, да и в портфеле ретейлера «Карусель» была проблемным активом.
В сентябре прошлого года крупнейший российский ретейлер X5Retail Group принял решение, как дальше развивать сеть гипермаркетов «Карусель». Так, 91 гипермаркет «Карусель» ждет трансформация, которая займет 2 года. 34 гипермаркета «Карусель» будут переделаны в супермаркеты «Перекресток» большого формата. Еще 20 «Каруселей» закроют к 2022 году. Оставшиеся 37 гипермаркетов пока продолжат работать под брендом «Карусель», а менеджмент протестирует различные улучшения и проанализирует перспективы возможного изменения позиционирования, продажи или закрытия.
Куда крутится «Карусель»
Нужно понимать, что «Карусель» — самый сложный формат для ретейлера. Когда в 2019 году компания озвучила новость о трансформации, расклад сил в X5 выглядел так: за первое полугодие 2019 года гипермаркеты принесли компании около 5% выручки, в то время как «старшие братья» отработали гораздо успешнее — доля «Пятерочки» в портфеле занимает 80%, «Перекрестка» — около 15%.
Сейчас ситуация продолжает оставаться сложной для «Карусели». За первое полугодие 2020 года выручка X5 Retail Group выросла на 14,2%. Если смотреть по форматам, выручка «Пятерочки» увеличилась на 16,7%, «Перекрестка» — на 17%, выручка «Карусели» упала на 26,4%. За тот же период сопоставимые продажи в «Пятерочке» выросли на 6%, в «Перекрестке» — на 1,8%, в «Карусели» упали на 5,6%.
Гипермаркеты уже несколько лет теряют свою популярность, покупатели гораздо активнее посещают магазины у дома. Сыграла свою роль и онлайн-торговля, которая оттянула покупателей у классических гипермаркетов. «Карусель» долго искала свой формат, пробуя разные варианты, как использовать квадратные метры. В 2017 году «Карусель» показала рынку свою новую концепцию. Ретейлер расширил зону общественного питания, часть площадей отвел под склад, сократил ассортимент. В 2019 году внутри некоторых «Каруселей» появились магазины мебели Hoff.
Как пояснял в сентябре 2019 года главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман, компания приняла решение провести трансформацию гипермаркетов из-за сложностей, с которыми сталкивается этот формат в целом. Например, из-за давления со стороны онлайн-торговли, а также желания сконцентрироваться на магазинах у дома и супермаркетах, которые более востребованы среди покупателей. «Быстрорастущий онлайн-сервис Perekrestok.ru позволяет нам предлагать эффективную альтернативу покупателям «Карусели» в части миссии «закупка впрок», — комментировал Игорь Шехтерман. — В долгосрочной перспективе мы ожидаем от трансформации положительного эффекта на рентабельность Х5 благодаря росту плотности продаж и улучшению экономики магазинов, которые будут переданы «Перекрестку».
Спустя год 21 из 34 «Каруселей» передана «Перекрестку». Закрыто 10 гипермаркетов. «Можно говорить, что план трансформации выполнен примерно на две трети», — подводят предварительные итоги в X5 Retail Group. Всего с апреля прошлого года на всех переданных площадях «Карусели» были запущены супермаркеты (в Москве, Подмосковье, Старом Осколе, Санкт-Петербурге, Ленобласти, Казани, Тюмени и пр.; площадь торгового зала варьируется от 2,2 тыс. до 3,5 тыс. м2), открытие еще одного трансформированного «Перекрестка» запланировано до конца года. По словам представителя ретейлера, покупатели позитивно воспринимают реконструкцию «Каруселей» в «Перекрестки» — NPS таких магазинов на 7 п.п. выше, чем в среднем по сети.
MarketMedia попросил игроков рынка и экспертов оценить, как проходит трансформация крупнейшего ретейлера страны и какие есть преимущества и недостатки у превращения «Каруселей» в «Перекрестки».
Пенсионеры не поняли стратегии
Для партнеров ретейлера, владельцев торговых комплексов, смена формата не прошла бесследно. Например, повлияла на поток покупателей. Некоторые игроки рынка торговой недвижимости на условиях анонимности говорят о том, что ряд торговых центров, в которых «Перекресток» открывается на месте «Карусели», теряют около 30% трафика. В некоторых объектах показатель достигает 50%. Речь идет именно о посещаемости зоны, которую раньше занимала «Карусель».
В ТРЦ «Талисман» в Ижевске «Перекресток» открылся на месте «Карусели» весной этого года. Гипермаркет занимал в 2,5 раза больше места, чем открывшийся супермаркет. За счет этого оставшуюся площадь торговый комплекс сдает другим арендаторам. Как поясняют в «Талисмане», с точки зрения арендных платежей ТРЦ выиграл — сдавать в аренду квадратные метры под «Перекресток» и новых арендаторов оказалось выгоднее, чем одной «Карусели». С другой стороны, трафик в магазине снизился из-за привлекательности магазина — в «Карусели» было больше акций и в среднем продукты дешевле, чем в «Перекрестке». Этот фактор сказался на посещаемости торгового комплекса пенсионерами, которые ходили в «Талисман» именно ради гипермаркета.
В социальных сетях торговых комплексов, где произошла замена, покупатели сетуют на высокие цены супермаркета, скучают по широкому ассортименту и разнообразию скидок в «Карусели». Некоторых расстраивает, что новый магазин не работает круглосуточно, как его предшественник.
В группе «Вконтакте» петербургского ТРК «Сити Молл» под новостью об открытии «Перекрестка» пользователи оставляют, например, такие сообщения: «Отвратительный дорогой и бесполезный магазин «Перекресток», «У «Карусели» всего много и цены недорогие», «Перекрёсток» — это самый дорогой магазин по сравнению с «Лентами», «Океями», «Каруселями» и «Пятёрочками». Очень жаль. Теперь ходить туда незачем», «Неееет. «Карусель» был самым лучшим гипермаркетом».
Волгоградский торговый комплекс ТРК «Европа Сити Молл» сменил «Карусель» на «Перекресток» в сентябре этого года. Говорить о значимых изменениях для ТРК еще рано, к тому же трафик в целом еще не до конца восстановился после введенных ограничений, связанных с пандемией. Но в компании видят положительную динамику, а освободившиеся площади уже сдают новым арендаторам. «После открытия «Перекрестка» в обновленном формате, несмотря на непростую общую ситуацию, мы подписали договор с мини-якорем SIN SAY и находимся в процессе подписания еще с двумя крупными федеральными операторами», — рассказывает руководитель проектов департамента недвижимости компании «Тринфико», который управляет комплексом, Анжела Брылова.
Гипермаркет точно не вариант
По мнению управляющего компанией Trade Help, старшего консультанта проектов ЕБРР Андрея Калмыкова, ретейлер принял верное решение избавиться от гипермаркетов. Он напоминает, что в мире ретейла редчайшим торговым сетям удается успешно вести сразу три разных формата. Ирает роль и изменение потребительского поведения. «Сейчас сформировался ясный тренд, особенно это заметно после пандемии, — покупатели идут в магазины у дома и супермаркеты. Ехать в гипермаркет — значит подвергать себя риску повышенных трат, и небогатый и средний класс этого не хочет, все просели в зарплатах», — обращает внимание Андрей Калмыков.
С ним согласен и генеральный директор ГК «Реалъ» Александр Мышинский. По его словам, с точки зрения собственников компании, решение сократить менее прибыльный формат правильное. Низкие цены действительно привлекали покупателей, но даже они не помогли формату стать успешным. «В этом смысле другие гипермаркеты, «Лента» и «О’Кей», пошли другим путем, они не вступили в ценовую войну, а даже подняли цены», — приводит пример Александр Мышинский.
Но реализовать даже правильную стратегию будет непросто. «Трансформация — сложный процесс: это как «голову медведя пришивать к телу слона», — сравнивает Андрей Калмыков. По его мнению, создавать большой «Перекресток» в угоду размытия диапазонов торговых площадей формата ошибочно, в переделанном формате его настораживает большой размер на большой площади. «Итак первые результаты работы: «трансформаторы» заняты работой и получают регулярно зарплату, на этом все. Рынок с осторожностью следит за экспериментами — все-таки не каждый отважится «голову медведя пришивать на тело слона». Сама Х5 не объявляет радужные результаты такой трансформации. Это подтверждение трудности «пришивания». Желаю топ-менеджменту Х5 прогнозировать и качественно управлять плотностью продаж с 1 м2», — заключает Андрей Калмыков.
«Трансформация всегда нелегко проходит, всегда есть риски допустить какие-то ошибки, ведь торговые объекты, созданные изначально под другой формат, переформатировать нелегко, не всегда это успешно получается, — рассуждает генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков. — С другой стороны, в пользу X5 нужно сказать, что они создали альтернативу гипермаркетам, сервис онлайн-доставки «Перекресток Впрок», который обладает тем же ассортиментом и отвечает современным вызовам».
Эксперт не исключает, что после переформатирования какие-то магазины придется закрыть и на месте некоторых «Каруселей» не приживутся «Перекрестки». «Рынок высококонкурентный, к тому же «Перекресток» в период пандемии терял трафик, люди выбирали магазины шаговой доступности. Этот тренд сохраняется, мы видим растущую статистику заболеваемости, поэтому вызовов и проблем у формата супермаркет много, — делает вывод Иван Федяков. — В любом случае тот формат гипермаркетов, к которому мы привыкли и который был флагманом развития ретейла 10 лет назад, свои позиции потерял и как подбитый самолет идет на пике вниз».
ТРК придется адаптироваться
Опрошенные MarketMedia брокеры, комментируя трансформацию, обращают внимание на разное позиционирование «Карусели и «Перекрестка». Руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина указывает, что в этом случае речь идет не только о сокращении площади, но также и об изменении концепции и позиционирования продуктового магазина. Нужно понимать, что целевая аудитория супермаркетов «Перекресток» несколько другая, чем у «Карусели». У форматов отличается ассортиментная матрица и ценообразование. Так, гипермаркеты «Карусель» можно отнести к дискаунтерам. А учитывая бОльшую занимаемую площадь и ассортимент, целевая аудитория у них, с одной стороны, шире по охвату территории, с другой — это аудитория с более низким средним чеком. Формат «Перекрёстка» — супермаркет у дома, он рассчитан скорее на повседневный спрос, чем на закупки впрок, указывает заместитель директора департамента управления активами и инвестициями Becar Asset Management Дарья Канева.
С ней соглашается консультант по категорийному менеджменту Гульфира Крок, вероятное падение трафика после открытия «Перекрестка» на месте «Карусели» она тоже связывает с разницей форматов. «Карусель» была гипермаркетом с низкими ценами, а «Перекрестки» — это все-таки супермаркеты с большой долей товаров высокого и премиального сегмента, соответственно, это разные покупатели», — разъясняет Гульфира Крок.
Как обращают внимание в JLL, эффект замены нужно оценивать в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, для успешного торгового центра с ядром целевой аудитории «средний» и «средний плюс» «Перекресток» в качестве продовольственного «якоря» подходит лучше, чем демократичная «Карусель». К тому же гипермаркет занимает существенно больше ликвидных квадратных метров, которые можно использовать более эффективно. В результате повышается средний чек и конверсия с торговой галереей. «Если кто-то из собственников зафиксировал снижение трафика, это еще не значит, что пропорционально ухудшились другие маркетинговые и финансовые показатели, — предполагает Полина Жилкина. — Вполне вероятно, что «ушли» те покупатели, которые в любом случае не являлись клиентами других арендаторов и приходили в торговый центр только за продуктами в «Карусели».
Как добавляет Дарья Канева, для ретейлера понятно стремление оптимизировать занимаемую площадь и получать с нее более высокий доход. Что касается покупателей — отток в связи со сменой формата понятен, и насколько он сохранится, зависит в том числе от формата ТЦ. Быстрее «адаптируется» «Перекресток» в ТРК с целевой аудитории «средний», «средний +» и выше. Сложнее супермаркету придется в торговых комплексах, ориентированных на «эконом минус».
Замдиректора департамента торговой недвижимости Colliers International Юлия Кузнецова считает, что подводить итоги программы трансформации пока рано. Во-первых, из-за пандемии коронавируса 2020 год не будет показательным. Во-вторых, сложно сопоставить трафик, поскольку не все площади, которые раньше занимала «Карусель», заполнены арендаторами. «Перекресток» занял только часть квадратных метров, оставшиеся площади еще не заполнены арендаторами или субарендаторами, добавляет Юлия Кузнецова.
Сеть гипермаркетов «Карусель» прекратит существование после 17 лет работы
X5 Retail Group окончательно избавится от своего «проблемного» актива.
Компания X5 Retail Group, крупнейший по объему выручки продуктовый ритейлер на российском рынке, продолжит запущенную в 2019 году трансформацию торговой сети «Карусель». В течение нескольких кварталов компания рассчитывает полностью закрыть бизнес, сообщает информационное агентство Интерфакс.
По данным на конец 2020 года в торговой сети «Карусель» оставалось 56 гипермаркетов. С начала текущего года было закрыто еще семь крупноформатных торговых объектов, в том числе четыре были ребрендированы в «Перекрестки». Суммарная площадь оставшихся магазинов оценивается в 196 тысяч квадратных метров.
Торговая сеть «Карусель» появилась на рынке в 2004 году с открытием первого гипермаркета в Санкт-Петербурге. В числе ее основателей был Андрей Рогачев. В 2008 году X5 поглотила ритейлера, который на тот момент управлял сетью из 23 действующих гипермаркетов. Первоначально рассматривалась возможность ребрендинга и работы магазинов под вывеской «Франк», но в конечном счете бренд «Карусель» был сохранен.
Стоит отметить, что в последние годы, на фоне постоянного роста и доминирования сетей «Пятерочка» и «Перекресток» на рынке, гипермаркеты «Карусель» демонстрировали слабые финансовые показатели и в определенной степени «тормозили» развитие всего бизнеса группы. С 2020 года X5 стала активнее развивать онлайн-направление и впервые заняла первое место на рынке интернет-торговли продуктами питания в России, а также запустила собственный агрегатор доставки «Около».
Формат гипермаркетов стремительно теряет популярность на российском рынке в последние годы. О трансформации существующего формата также объявил «Магнит», начавший открывать «суперсторы» на месте гипермаркетов «Магнит Семейный». Позднее Metro Cash&Carry приостановила инвестиционную программу развития, предполагающую открытие новых гипермаркетов в России. Французская Auchan Group практически не открывает новых гипермаркетов с 2018 года и каждый год фиксирует снижение числа покупателей и падение выручки.
Подписывайтесь на email-рассылку Моллы, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.
Подробнее про Карусель;
Источник: Моллы.Ru. Фото: X5 Retail Group.
Покупателям предложат сойти с «Карусели»
Объявленное накануне решение о сворачивании сети гипермаркетов «Карусель» в X5 Retail Group объясняют ростом популярности онлайн торговли и магазинов «у дома». Изменения на рынке ритейла сейчас только набирают обороты, считает эксперт.
Гипермаркеты «Карусель», которые долгие годы, радовали своих покупателей свежей выпечкой и выгодной программой лояльности, реализуемой в несколько сумрачных помещениях средне-огромной площади, могут прекратить свое существование.
О закрытии и трансформации в ближайшие месяцы оставшихся гипермаркетов сообщил 15 июня начальник управления корпоративных финансов и связей с инвесторами Андрей Васин в ходе онлайн-конференции «ВТБ Мои инвестиции». По его словам, X5 Retail Group «не сильно верит в формат» «Карусели», так как он не пользуется популярностью ни в России, ни в мире.
Трансформация сети гипермаркетов началась еще в сентябре 2019 года. Тогда наблюдательный совет X5 принял это решение в связи с тем, что «Карусель» принесла X5 за полгода 2019 года лишь 5,1% общей выручки и 2,9% консолидированной EBITDA.
По данным сайта Retail.ru за тот период, в 2019 году по сравнению с 2018 годом «Пятерочка» показала рост выручки на 14,1%, «Перекресток» – на 18,3%, а выручка «Карусели» сократилась на 3,8%.
На тот момент под брендом «Карусель» работал 91 магазин, из них 49 — на собственных площадях, 42 – на арендованных. Как объясняли решение о трансформации сети гипермаркетов в X5 Retail Group, наибольшей популярностью пользуются форматы «у дома», а также закупки впрок с помощью онлайн-магазинов.
«Еще в 2019 году, когда было озвучено о трансформации части гипермаркетов “Карусель” в “Перекрестки”, было понятно, к чему все идет. “Карусель” тогда приносила порядка 5% выручки для Х5, сейчас, наверное, эта цифра еще меньше, думаю порядка 2%. Так что всем очевидно, что Х5, как и другие ключевые игроки рынка, видят куда большие перспективы в дискаунтерах (например, формат “Чижик|), чем в гипермаркетах», — пояснил Expert.ru генеральный директор компании Faretti (партнер X5 Retail Group) Глеб Козлов.
Перед тем, как принять решение о судьбе гипермаркетов «Карусель», X5 провели в 2019 году пилотный проект. Он показал, что открытие на базе «Карусели» супермаркетов «Перекресток» приводят к улучшению экономических показателей. В результате этого было решено часть гипермакетов бренда «Карусель» отдать «Перекрестку», часть закрыть, а остальные продать, объяснили решение в пресс-релизе X5 в 2019 году.
В конце марта текущего года под брендом «Карусель» остались 49 гипермаркетов. За I квартал 2021 года были закрыты семь магазинов, а четыре преобразованы в «Перекрестки».
Как отметил Козлов, за время пандемии покупатели освоили формат онлайн-заказов и больше не хотят тратить время на поездки в гипермаркеты.
«Что касается самой «Карусели» и нашего с ней взаимодействия на сегодняшний день — мы не так давно согласовали расширение нашей ассортиментной матрицы до 8SKU. Но нужно отметить, что общая динамика по данной сети нас не очень радует: 2021 год против 2020 года — снижение в кг на 23,8%, с учетом сокращения сети с 92 ТТ до 54 ТТ. Хотя, если брать продажи LFL (like-for-like), при прежнем количестве торговых точек, то продажи в «Карусели» показали бы положительную динамику», — добавил гендиректор Faretti.
По его словам, в целом информация о закрытии «Карусели» — это хорошая новость, так как она говорит о том, что X5 «чутко улавливает экономические тренды и работает с ситуацией на опережение, усиливая свои конкурентные позиции».
«Мой прогноз — уже в этом году мы увидим продажу “Карусели” (либо всей сети |в одни руки|, либо ее торговых точек по отдельности) кому-то из наиболее активных игроков рынка в плане M&A. Консолидация рынка ритейла только набирает обороты, и это будет далеко не последнее приобретение, которое мы увидим в этом году», — объяснил он.
Действительно, уже стали появляться сообщения о покупке гипермаркетов «Карусель» другими крупными сетями. Например, в начале июня O`KEY Group S.A, владелец сети крупных розничных гипермаркетов «ОКЕЙ», заключила соглашение с X5 о приобретении гипермаркета «Карусель» на Озерной улице в Москве в рамках расширения сети в ЦФО.
По мнению руководителя проектов рекламного агентства «Траст Групп» Валерии Моревой, на решение X5 о трансформации «Карусели», помимо снижения популярности формата гипермаркетов, мог повлиять подход к ассортименту и ценообразованию, выбранный ранее компанией.
«Если мы вспомним, в формате гипермаркетов “Карусель” был внедрен новый подход к ассортименту и ценообразованию, а также выделен тренд на здоровую и натуральную еду – очевидно, это не те акценты, на которые необходимо делать ставку в современных реалиях», — пояснила она Expert.ru.
Чем меньше город, тем больше гипермаркеты
Рост онлайн-торговли и снижение покупательской способности на фоне пандемии повлияли на популярность гипермаркетов в целом и задали тенденцию к уменьшению торговых площадей, считает и глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов.
Такая тенденция пока наблюдается в городах-миллионниках, где высока конкуренция и быстрое развитие технологических решений в торговле, уточнил глава архитектурного бюро.
«В малых городах гипермаркеты они пока более востребованы, но и там со временем рынок будет двигаться в сторону новых форматов. Развитие любого крупного бизнеса происходит в парадигме оптимизации», — добавил Морозов.
Группа X5 приобрела сеть «Карусель» у компании Formata Holding B.V в 2008 году. Тогда эксперты оценили сделку, как выгодную, что и было справедливо на тот период. Гипермаркеты, с преимущественно продовольственным, но и довольно-таки широким непродовольственным ассортиментом и умеренными ценами, они нашли своих покупателей. Но позднее имидж «очень большой “Пятёрочки”» стал, по-видимому, для них менее привлекательным.